CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Современность

 

Олег Хохлов "Раздоры в РПСЦ, XXI век."

 

Валерий Коровин "Признак конца"

 

Конец "непоминающей" иерархии. Наступит ли мир в Улан-Удэнской общине?

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым (2010/2011 год)

 

Максим Гусев "Тернистый путь ..."

 

Кирилл Великанов "Мир спасет красоту"

 

"Слово в неделю о мытаре и фарисее"

 

"Ржевская обитель - 2009"

 

Город Улан-Удэ: поставление нового священника

 

Село Селезнево: хроника церковного раздора

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7516 года)

 

"Не единожды соврамши" или о моральном облике забайкальского священства ДЦХ БИ

 

Кирилл Товбин "Разбей своего врага "

 

Тарбагатай

 

Встреча старообрядцев мира "Путь Аввакума"

 

Программа основных мероприятий встречи старообрядцев мира "Путь Аввакума" 30 мая - 3 июня 2007 года

 

"Торжественное празднование дня жен-мироносиц. 2007 год "

 

"Звонарь по призванию"

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)

 

Кирилл Товбин "Вера и идентичность"

 

Зимой в Шамарах

 

Открытое письмо Кириллу Товбину

 

Кирилл Товбин "8 марта"

 

"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым

 

"Православный путь или Am(erican) Way?"

 

"В престольный праздник всей Руси ... "

 

"Свято место - пусто... "

 

"Уральский праведник"

 

"Греховно ли страхование"

 

О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы

 

Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц

 

Архипастырские пасхальные поздравления

 

"На деревню - к деду Феодору "

 

"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"

 

"На уральской Пристани год 7514... "

 

"Богом избранный... "

 

"У нас разное понимание истории"

 

"Новая обитель в Подмосковье"

 

"Два дня в "оплоте старой веры"

 

"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"

 

"Самый культурный день"

 

Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе

 

"Незабытая старина"

 

"На престольный праздник к отцу духовному"

 

"Старой веры хранители"

 

Виктор Бужинский "Нелепость велия!"

 

Старообрядцы - "руссейшие из русских"

 

Крест святому из Тарбагатая

 

Молодые староверы побывали в Миассе

 

"Урал -оплот старообрядчества России"

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Собор у черты раздора

 

Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"

 

Биография Митрополита Андриана

 

Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"

 

Бремя Перво-святительства

 

Избрание нового Митрополита

 

Прощание с долгожителем

 

Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым

 

Великорецкий крестный ход

 

Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!

 

Крестный ход во Ржеве

 

"Сарахван" на глазок

 

Антимастодонтия : атеистична ли наука?

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Солженицын А.И. "О старообрядчестве"

 

Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"

 

Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"

 

Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре

 

Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия

 

Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"

 

Архипастырское рождественское послание

 

Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"

 

Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"

 

Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"

 

Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет

 

Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."

 

Всемирный собор старообрядческой церкви

 

Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения

 

К вопросу об ИНН

 

Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"

 

интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)

 

Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства

 

ВСТРЕЧА СТАРООБРЯДЦЕВ МИРА

"ПУТЬ АВВАКУМА"

 

"... из пепла, аки из золы Феникса,

израстут миллионы верующих"

 

Икона письма Вячеслава Измайлова (с. Тарбагатай)

 

В конце мая - начале июня, столица республики Бурятии г. Улан-Удэ стала центром старообрядческого мира. Здесь, благодаря поддержки президента и правительства республики Бурятия, состоялась международная встреча старообрядцев мира "Путь Аввакума". В ней приняли участие более трех тысяч гостей из десяти регионов России и двенадцати стран мира.

 

 

Бурятия является своего рода сокровищницей старообрядчества. Здесь в глубине Сибири, старообрядцы-семейские смогли сохранить, то, что оказалось безвозвратно утерянным для всего остального русского населения России - свою самобытную культуру, растущую корнями из XVII века. Единственное, что было выкорчено годинами советского лихолетья, политикой полного истребления духовного самосознания - это вера. Но, она просыпается у людей пожилого возраста, приходит свыше у среднего поколения и начинает зарождаться у детей, которые уже с гордостью осознают себя потомками своих дедов-героев, которые ради веры отцов готовы были идти на любые лишения и даже смерть. И именно такие встречи дают огромный толчок самосознанию старообрядцев, позволяют им идентифицировать себя именно как староверов, а не как безликую окружающую массу впившуюся в голубой одурманивающий экран. Низкий поклон за это организаторам встречи, которые проделами огромную работу и организовали её на высочайшем уровне.

 

Храм РДЦ с. Тарбагатай

 

 

Открывать фестиваль выпало потомственному старообрядцу, известному драматургу Степану Лукичу Лобозерову из села Большой Куналей и его спектаклю "Семейный портрет глазами постороннего". Всё творчество С.Л. Лобозёрова проникнуто болью о умирающей деревни и её обитателях. Степан Лукич искренне переживает и понимает, что с упадком русской деревни происходит и нравственный упадок русского народа. Город поедает любую культуру, делает всех нас заложниками бешеного темпа современной жизни, борьбы за существование, превращает нас в рабов не Господа, а мамоны.

 

 

После спектакля, состоялась встреча с драматургом, который искренне отвечал на вопросы зала и делился своей болью за наше отечество. Своими словами он выразил радость того, что Бог, позволил ему родиться, жить и творить в деревне. "В старообрядческой культуре всё особое, начиная с песен, обычаев. И писать-то с них намного интереснее, потому что есть личность. А сейчас, когда у нас все стерто, писать стало сложнее".

 

 

Зрители живо участвовали в беседе, пытались найти в Степане Лукиче защитника от современных проблем. Практически через всю беседу проходила мысль о том, что годы безбожной власти практически уничтожили веру у семейских и именно в этом основные истоки современного упадка и экономики, и нравственности. А сейчас, то, что раньше было фундаментом народа, начинает возводиться вновь.

 

Храм РДЦ с. Тарбагатай

 

Следующий день, 31 мая нёс с собой огромное количество новых мероприятий, на все из которых поспеть было просто невозможно. Широта представленной культуры семейских была столь многогранна, что для встречи были выделены практически все объекты культуры г. Улан-Удэ, театры, библиотеки, кинотеатры, музеи, стадион, залы заседаний народного Хурала и мэрии.

 

 

Рано утром, в Русском и Бурятском драмтеатрах состоялись открытия соответственно конкурса "Красны девицы и добры молодцы" и фольклорного фестиваля "Раздайся корогод!".

 

 

В русской драме мальчишки и девчонки из семейских деревень, в народных костюмах показывали своё мастерство и умение рассказами о своих великих дедах, о своей деревни, о знании веры предков и культуры своего народа. К великому сожалению мне удалось поприсутствовать только на открытии конкурса и увидеть только первые выступления, но уже и по ним было ясно, что детишки, готовясь, не только учились петь и танцевать, но и обращались в своих исследованиях к вере отцов, истории своих деревень и народа. Практически каждый из них, на сцене изображал на себе двуперстное крестное знамение, чем не только представлял свою культуру, но и зарождал в себе зачатки веры. Видели бы вы с какой духовной радостью дети принимали от меня в подарок календари с иконой св. прпмч. Константина и Аркадия шамарских, с каким интересом рассматривали их, с какой бережностью скручивали. И у вас ни когда бы не возникло боязни таких конкурсов. Именно здесь, дети находятся на первой ступени духовной лестницы и им нужно только дать руку поддержки, а не оттолкнуть бездумным охаиванием великой русской культуры.

 

 

Одновременно, в театре бурятской драмы начинался фестиваль фольклорных коллективов "Раздайся корогод!". Практически каждая семейская деревня делегировала свои коллективы на это мероприятие. Как говорят семейские - "Чистая, светлая душа всегда поёт, ни может ни петь, потому что, радуется каждому дню, каждому созданию Божьему. И песня - она в душе у семейских. А злая душа и петь не может. Она всё ищет раздора, ищет врага себе, и находит антихриста, который поселяется в ней и рождает зло. А Бог есть любовь!".

 

 

Каждый коллектив исполнял по три песни, одна из которых практически у всех была духовной. Православное воспитание у семейских начиналось с самого рождения ребенка, с его крещения. Дети впитывали благоговейное отношение к святыням, будь то икона, книга или хлеб. Загадка, пословица, песня - всё связывалось с Богом. Поэтому и фольклорный репертуар семейских был в основном религиозно-назидательного характера. Религиозное и мирское в народной культуре уживалось рядом и не конфликтовало друг с другом.

 

 

Семейских распев является образцом древнерусской музыкальной культуры. Песни семейских посвящены календарно, семейно-обрядовым темам, вот например текст рождественского славословия -

"... Спокон веку славим: Рожество твое,

Христе Боже,

Нам мир открыл

Всем вразумление

Потому люди служили как Богу,

От звезды научились поклонятся Солнцу:

Правдой тебя познавать

С высоты Востока.

Слава тебе Рожество Христово"

 

 

Почти все песни семейских протяжны, "долги". Исключение составляют частушки, порождения 20-х годов 20-го столетия, своеобразные анекдоты времен комиссаров, которые впились в культуру семейских и стали балластом, тянущим её вниз к плотскому.

 

 

Отдельно хотелось сказать о одежде семейских. Многие верующие усматривают в ней некую карнавальность. Но, на самом деле это древнерусский костюм, который окончательно оформился в XVII - XVIII веке. Женский костюм включает в себя среднесеверорусские особенности одежды (рубаху, прямой косоклинный сарафан, пояс, фартук, кичку). В костюме присутствуют и южнорусские черты - бисерные украшения, бусы. В мужской одежде - типично русская рубаха и штаны украинско-белорусского типа.

 

 

Современная одежда, которую мы видим вокруг и рядом не стояла ни по красоте, ни по целомудренности с тем, что сохранили семейские. Я думаю, никто не будет спорить, что потертые джинсы, одетые на каждом втором прихожанине, являются полной безвкусицей и порождением современного глобализма, который пытаются навязать, в том числе и нам староверам. А уж про наших современных прихожанок, я думаю и вообще стоит умолчать. Платок снимается сразу после службы, а брюки стали практически повседневной одеждой. А те женщины, бабушки, которых мы видели на сцене не расстаются, со своими кичками, юбками ни на день! И где вы скажите больше целомудрия и скромности - в ярком, радующим глаз, своей красотой, а не соблазнительностью наряде XVII века или в современной безвкусно-пошлой моде брюк и полуголого тела?

 

 

Семейские, повторюсь ещё раз - не смотря на все лишения, гонения, не разучились радоваться жизни, верить в Бога. И тот костюм, и те песни, которые мы видели и слышали, являются несомненным доказательством их глубочайшей веры в Божие заступление, веры в свою Веру!

 

 

Центральным событием всей "Встречи старообрядцев мира" стала V международная научно-практическая конференция "Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи".

 

 

На её открытии присутствовали президент республики Бурятия Л.В. Потапов, председатель народного Хурала А.Г. Лубсанов и другие высокопоставленные чиновники. Они своими приветствиями и открыли конференцию.

Глубоко символичной и исторически оправданной назвал встречу старообрядцев мира на земле Бурятии президент республики Леонид Потапов.

Проведение фестиваля старообрядцев в Бурятии лишний раз подтверждает, что наша республика – подлинный центр староверов России, а если судить по статусу этого мероприятия, то и всего мира. Согласно сегодняшней статистике, каждый пятый житель нашей республики семейский. Изгнанные в наши края после известного раскола русской церкви, они удивительно легко нашли общий язык с коренными жителями.

Бурятский народ, особенно в трудные для семейских времена, протягивал руку помощи, оказывал поддержку. Во многом благодаря братской дружбе бурят и семейских удалось выстоять на протяжении многих веков.

Семейские, которые в Бурятии составляют более 20 процентов от общего населения республики, в силу своих религиозно-этических и этнических убеждений сохранили в своей культуре и быту ряд привлекательных черт: культ семьи, почитание старших, завидную трудоспособность.

К этим качествам, определяющим старообрядцев, можно с уверенностью добавить и глубокий патриотизм. Невзирая ни на что, они всегда и везде остаются преданными своей Родине. Во все времена они самоотверженно выступали на защиту своей Родины, несмотря на то, что правители бессердечно изгнали их.

Бурятия - единственная страна в мире, где к старообрядцам такое благоволение. Старообрядчество здесь является практически государственной религией.

У семейских Забайкалья масса позитивных достижений в области сохранения и развития исконной культуры. Это отмечают практически все участники конференции, но есть и проблемы. Одна из них – в Бурятии мало храмов.

 

 

Затем с приветствием выступил патриарх РДЦ Александр, он поблагодарил власти республики за внимание к старообрядцам и своим корням и добавил - "Только там, где проповедуется Евангелие, будет Истина.
Поздравление митрополита РПСЦ Корнилия зачитал владыка Силуян:

Досточтимые участники Встречи старообрядцев мира!
Разрешите сердечно приветствовать всех участников Встречи старообрядцев мира от имени Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Значение такого широкого международного форума весьма велико, ибо несмотря на вероучительные различия, все старообрядцы едины в благоговейном почитании святого наследия Древней Руси и хранения вековых традиций Русского народа.
Выражаю надежду, что встреча сия поможет лучше узнать друг друга единокровным братьям, проживающим в разных странах и на разных континентах нашей планеты и что совместные труды участников этого представительного форума принесут достойные плоды в общее дело просвещения, консолидации и укрепления добрососедства разных народов. Уверен, что столь значительное мероприятие непременно станет праздником всего населения Бурятии.
Хочу высказать свою признательность Правительству и Народному Хуралу Республики Бурятия, а так же всем тем, кто потрудился в организации такого значимого международного события.
Сердечно желаю всем участникам Встречи старообрядцев мира творческих успехов, здоровья, духовной радости и Божией помощи во всех ваших благих начинаниях!

 

От себя владыка Силуян добавил, что ему стыдно, что наша Церковь не проявила должного уважения к организаторам встречи и практически самоустранилась от участия в ней. Стоит добавить, что вл. Силуян приехал с делегацией Иркутской области и мы должны быть благодарны иркутянам за то, что хотя бы один епископ Русской Православной Старообрядческой Церкви посетил это мероприятие. Иначе уважение к нашей Церкви, властей и жителей республики Бурятия упало бы до самого нижнего предела.

 

Фирс Федосович Болонев

 

В конференции приняли участие такие видные учёные, как И.В. Поздеева (МГУ, г. Москва), Ф.Ф. Болонев (Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск), Р. Моррис и Т. Моррис (Университет штата Орегон, США) и другие.

 

 

Конференция была разбита на 5 секций:

1). История старообрядчества в России и за рубежом.

2). Материальная и духовная культура старообрядцев.

3). Этнокультура, языковые коммуникации и мировидение старообрядцев.

4). Фольклор как органическая нить духовной культуры старообрядцев. Книжная культура старообрядчества.

5). Проблемы сохранения и трансляции.

 

 

Работа в секциях продолжалась два дня и по её итогам были выработаны основные результаты конференции:

Проект решения:
1. Признать работу конференции удовлетворительной.
2. Регулярно проводить международные конференции "Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи".
6-ю конференцию провести в 2010 г.
3. Обратить внимание Правительства РБ на насущные проблемы старообрядчества, требующих немедленного решения. Просить оказать срочную профессиональную методическую помощь в комплексном изучении этих проблем и для этого выделять правительственные гранты. Осуществлять целевую подготовку специалистов из числа старообрядцев.
4. Обратить внимание министерств и ведомств на недостаток различных методических пособий с рекомендациями по методике преподавания в образовательных учреждениях республики Бурятия разного уровня курсов о традиционной культуре, в том числе старообрядческой.
5. Активнее издавать и переиздавать учебно-методическую литературу по истории и традиционной культуре старообрядчества, в первую очередь Забайкальского.
6. Продумать министерствам и ведомствам вопросы о предоставлении квот для поступления в вузы для наиболее одаренных детей из представителей семейских.
7. Разработать систему поддержку творческих объединений ветеранов в селах, как одного из механизмов трансляции традиций молодежи.
8. Внедрять в школьную систему воспитания и образования национальные русские игры для культивирования здорового образа жизни и пропаганды традиционных игр.
9. Организовывать регулярные республиканские семинары для учителей школ и системы дополнительного образования с целью обмена наработанным опытом по программам, посвященным изучению истории и культуры семейских.
10. Создать организационный центр с целью координации работы по изучению, сохранению и развитию культуры семейских.
11. Организовать курсы для учителей с привлечением узких специалистов по истории и традиционной культуре семейских, по этнопедагогике и этнопсихологии семейских.

 

Председатель общины РДЦ с. Шералдай Павлуцкая Елена Степановна

 

 

На пленарном заседании были высказаны другие предложения по итогам конференции. Основным из которых стало понятие, того, что в Бурятском Государственном Университете, ставшем её основным организатором, настала пора создать кафедру старообрядчества, которая позволила бы не только исследовать многогранную культуру старообрядчества, но и сохранить и развить, то что удалось сберечь. С пламенной речью на последнем заседании выступила И.В. Поздеева, которая, по её словам была просто поражена высоким уровнем и вниманием властей к проблемам старообрядчества: "Я была во многих странах, регионах, но нигде с такой теплотой, и с таким вниманием не относятся к староверам".

 

 

В этот же день были открыты выставки в Национальной библиотеке "Старообрядческая книга", в Художественном музеи имени Сампилова "Святыни старины глубокой", в музеи истории Бурятии имени Хангалова "Старообрядцы в Бурятии" и в музее г. Улан-Удэ "Изделия декаративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов".

 

 

В третий день "Встречи старообрядцев мира" основными мероприятиями, помимо конференции, стали конкурс телевизионных фильмов о жизни и культуре старообрядцев "Мы - Русь изначальная" и соревнования по народным играм (лапта, городки, гиревой спорт).

На конкурс документальных фильмов было представлено 22 работы из различных регионов России, а также Польши и Эстонии.

Гран-при получила кинолента о старообрядцах из Усть-Цилемского района Республики Коми «Русь Печорская». Автор ленты кандидат исторических наук Татьяна Дронова. Фильм посвящен быту и традиционной культуре староверов нижней Печоры.

«Тема староверия в советский период осознанно замалчивалась. Отрадно, что в последнее время она приобрела более широкое звучание. Если раньше старообрядцев воспринимали как сектантов, то сегодня научное сообщество и общественность называют их уникальным явлением истории культуры России», — подчеркнула Т.Дронова.

 

 

Рано утром в субботу 2 июня, на улице Ткацкой в Улан-Удэ, состоялась закладка и освящение первого камня в строительство храма Рожества Христова РДЦ. Патриарх Московский и всея Руси РДЦ Александр, в сослужении епископа Сибирского Сергия, заложил внутрь камня капсулу с посланием потомкам и горсть земли из Архангельской области с места мученической кончины св. свщмч. протопопа Аввакума. На молебне, помимо духовенства РДЦ, присутствовали президент Бурятии Леонид Потапов, заместитель председателя народного Хурала Иван Калашников, директор Улан-Удэнского авиационного завода Леонид Белых (автор идеи проведения встречи старообрядцев мира) и другие известные жители республики и гости, которые приехали со всего света. По окончании молебна семейский народный ансамбль села Хасурта Хоринского района исполнил духовный стих, после чего в небо взмыли голуби.

 

 

На вопрос, когда планируется завершить строительство, владыка Сергий, епископ древлеправославной церкви Сибири и Дальнего Востока, ответил: «Мы люди Божьи, поэтому у нас планов никаких нет. Как Господь даст, так и слава Богу, а начнется, думаю, в этом году. Над проектом уже работают сотрудники «Бурятпроектреставрации».
Строительство будет вестись на средства прихожан, частных инвесторов и прочих спонсоров. Возможно, часть финансирования на себя возьмет правительство Бурятии.

 

После закладки первого камня состоялся круглый стол, в котором приняли участие священство РДЦ и РПЦ МП, делегацию которой возглавил о. Иоанн Миролюбов. После этого участники встречи отправились в Тарбагатайский район и посетили семейские села - Тарбагатай и Большой Куналей.

 

с. Тарбагатай

 

На 3 июня состоялась поездка на Байкал, в местечко Усть-Прорва (ныне село Посольское) на место, где в мае 1657 года высадился в Забайкалье, протопоп Аввакум с женой и детьми. Здесь был установлен памятный крест.

 

 

Вот так, вкратце можно описать события проходившие в Улан-Удэ с 30 мая по 3 июня. Положительные моменты от всего увиденного, как вы заметили я описал выше.

Теперь немного о грустном. Первое и самое печальное это то, что своим отказом от участия во встрече, наша Церковь практически окончательно капитулировала перед Русской Древлеправославной Церковью на территории Бурятии. За постсоветское время у РПСЦ появилось всего два храма на этой благодатной земле в г. Улан-Удэ и с. Верхний Жирим, служит один священник о. Александр Шестаков. Для сравнения у РДЦ - храмы в Улан-Удэ, Тарбагатае, Куйтуне, Хасурте, Бичуре, Новом Загане и Шаралдае, епископ, 3 священника плюс огромное уважение правительства и народа республики. Люди строющие молитвенные дома, организующие общины даже не задумываются к какой юрисдикции им примкнуть. Они судят по делам, и видя как владыка Сергий Попков и о. Сергий Палий (Тарбагатай) двоем, начиная строительство храма собственноручно месят цемент и кладут кирпич, просто не могут не помогать и не доверять им. У нас же, как в частной беседе выразился один высокопоставленный чиновник - бардак.

 

Храм РПСЦ г. Улан-Удэ

 

Мы первые критикуем любое начинание, даже благое, пытаемся во всём противопоставлять себя всем. Но, может нужно просто начать конструктивно работать. Из 20 заседаний комитета по подготовки к встрече, наши представители участвовали всего в двух, а РДЦ во всех. После этого, по-моему, наивно задавать вопрос - "кому будет оказана государственная поддержка и финансовая помощь".

 

Храм РДЦ г. Улан-Удэ

 

Многие опасаются, что имя священномученника и исповедника Аввакума превратят в привлекательный туристический "брэнд", в развлечение и шоу. Но, что плохого в том, что человек приедет в Бурятию, проплывет на плотах по Селенге? Многие сейчас в России знают о расколе XVII века, о том кто такие старообрядцы? Единицы! А если люди поедут, они прочтут житие святого, узнают о его жизни. И здесь, то как раз нужно направить этот плот в нужное русло. Рассказывать о духовности и святости, исполнять духовные стихи, а не частушки, устраивать моления, а не пляски. Опять таки, важно содержание этих туров. И если мы будем сотрудничать, а не избегать общения, то Господь даст нам возможность проповедовать веру, и гости будут тянутся к Богу, а не к развлечениям.

 

 

Мы должны нести Евангелие, свою веру людям - "Зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на свечнике, чтобы всем светила". А у нас получается наоборот.

Закончить этот репортаж хочется словами митрополита Андриана -

"Наш долг – идти и пробуждать в современниках веру, проповедовать Христа. Но как это делать? Очевидно, так, чтобы сограждане перестали воспринимать нас как чудаков, продолжающих спор трехсотлетней давности. Мы сделали свой выбор в пользу древней традиции Православия и должны быть готовы об этом рассказывать всем на современном языке. Тогда, может быть, одним непониманием в мире станет меньше".

 

 

Михаил Максимов, г. Улан-Удэ. Июнь. 2007 год.

P.S. Напоследок, хотелось бы поразмышлять о том, как ко всему этому мог бы отнестись протопоп Аввакум, и те староверы, которые ступили на Забайкальскую землю через 100 лет после него. Здесь конечно, спору нет, были бы осуждены и совершенно бредовый парад на стадионе, на который подобно советским временам силой загнали предприятия, школы, институты, которые как вы сами понимаете никакого отношения к старообрядцам не имеют. Это был, как бы отголосок советской эпохи - "Партия сказала надо - магазин ответил, есть!". (и пришёл на парад). Но зачем были нужны трубы, толпы народа в футболках с логотипами мясокомбината, железнодорожного техникума и т.д. и т.п.?

Не были бы возрадованы и наши предки конкурсами баянистов-частушечников, которые, как мы уже отмечали никакого отношения к культуре семейских не имеют.

Плюс, хотелось бы отдельно сказать и о театрализованном представлении в этнографическом музее - сие было верхом идиотизма, попытаться инсценировать житие протопопа Аввакума. Сделать из жизни полной лишений, страданий, борьбы за правду - пародию безвкусного спектакля.

Пусть всё это останется на совести организаторов, которые не смогли разделить зерна от плевел и смешали всё в одну кучу.

К сожалению вера в Бурятии только возрождается. И нигде каток безбожия не прошёлся, так как здесь. До революции в Забайкалье было около 90 только старообрядческих храмов, а к девяностым годам двадцатого века - остался всего один никонианский. Всё священство, весь клир были уничтожены. Сейчас же в эпоху индивидуализма, глобализма и разврата - люди вообще заблудились. И не понимают, что есть свет, а что тьма. И эти недоразумения будем надеется, были не от желания навредить или опошлить, а просто от человеческой необразованности, рожденной обществом в котором мы с вами живём.

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100