CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Современность

 

Валерий Коровин "Признак конца"

 

Конец "непоминающей" иерархии. Наступит ли мир в Улан-Удэнской общине?

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым (2010/2011 год)

 

Максим Гусев "Тернистый путь ..."

 

Кирилл Великанов "Мир спасет красоту"

 

"Слово в неделю о мытаре и фарисее"

 

"Ржевская обитель - 2009"

 

Город Улан-Удэ: поставление нового священника

 

Село Селезнево: хроника церковного раздора

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7516 года)

 

"Не единожды соврамши" или о моральном облике забайкальского священства ДЦХ БИ

 

Кирилл Товбин "Разбей своего врага "

 

Тарбагатай

 

Встреча старообрядцев мира "Путь Аввакума"

 

Программа основных мероприятий встречи старообрядцев мира "Путь Аввакума" 30 мая - 3 июня 2007 года

 

"Торжественное празднование дня жен-мироносиц. 2007 год "

 

"Звонарь по призванию"

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)

 

Кирилл Товбин "Вера и идентичность"

 

Зимой в Шамарах

 

Открытое письмо Кириллу Товбину

 

Кирилл Товбин "8 марта"

 

"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым

 

"Православный путь или Am(erican) Way?"

 

"В престольный праздник всей Руси ... "

 

"Свято место - пусто... "

 

"Уральский праведник"

 

"Греховно ли страхование"

 

О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы

 

Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц

 

Архипастырские пасхальные поздравления

 

"На деревню - к деду Феодору "

 

"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"

 

"На уральской Пристани год 7514... "

 

"Богом избранный... "

 

"У нас разное понимание истории"

 

"Новая обитель в Подмосковье"

 

"Два дня в "оплоте старой веры"

 

"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"

 

"Самый культурный день"

 

Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе

 

"Незабытая старина"

 

"На престольный праздник к отцу духовному"

 

"Старой веры хранители"

 

Виктор Бужинский "Нелепость велия!"

 

Старообрядцы - "руссейшие из русских"

 

Крест святому из Тарбагатая

 

Молодые староверы побывали в Миассе

 

"Урал -оплот старообрядчества России"

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Собор у черты раздора

 

Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"

 

Биография Митрополита Андриана

 

Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"

 

Бремя Перво-святительства

 

Избрание нового Митрополита

 

Прощание с долгожителем

 

Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым

 

Великорецкий крестный ход

 

Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!

 

Крестный ход во Ржеве

 

"Сарахван" на глазок

 

Антимастодонтия : атеистична ли наука?

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Солженицын А.И. "О старообрядчестве"

 

Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"

 

Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"

 

Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре

 

Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия

 

Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"

 

Архипастырское рождественское послание

 

Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"

 

Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"

 

Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"

 

Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет

 

Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."

 

Всемирный собор старообрядческой церкви

 

Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения

 

К вопросу об ИНН

 

Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"

 

интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)

 

Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства

 

 

СЕЛО СЕЛЕЗНЕВО: ХРОНИКА ЦЕРКОВНОГО РАЗДОРА

 

 

Рязанское село Селезнево: что мы знаем о нем? Прежде, чем вникать в сегодняшние проблемы прихода Покровского храма, давайте сделаем небольшой исторический экскурс…

 

 

 

 

Это старообрядческое село имеет давнюю историю, восходящую, как минимум, к середине XIX века. Как вспоминают старожилы, когда по повелению Николая I зарубежным старообрядцам было позволено возвратиться на Родину, им были обещаны некоторые права. Вовсе не многие старообрядцы решились положиться на эту монаршую милость, но село Селезнево основала именно группа возвратившихся из Буковины российских изгнанников. Все они были поповцами, и после 1846 года с радостью приняли Белокриницкое священство. Вскоре, однако, в старообрядчестве произошел раздор из-за Окружного послания, и село Селезнево не избежало горестных последствий этого явления: в то время в селе возникла «неокружная» община, которая устроила свою, отдельную, моленную.

В начале XX столетия в Селезневе построили новый, уютный храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, торжественное освящение которого состоялось в 1911 году. Освящали храм епископ Александр (Богатенков), Рязанский и Егорьевский, и приехавший из Белой Криницы митрополит Макарий. В те годы упоминание о селе Селезневе, как об одном из активных приходов Рязанской и Егорьевской епархии, неоднократно встречается на страницах старообрядческой прессы. Постепенно стали возвращаться в Церковь и раздорствующие, но самые упорные из них вплоть до 30-х годов оставались в противлении Церкви и молились отдельно.

В годы богоборческой власти прихожане смогли отстоять свой храм от разрушения и сберегли его убранство, а вскоре по окончании Великой Отечественной войны возобновили регистрацию церковной общины, и духовная жизнь в Селезневе  приняла положенный порядок. Последним постоянным священником здесь был о. Иоанн Котов, умерший в конце 60-х годов. И вот с тех пор - на протяжении нескольких десятилетий - приход не имеет постоянного священника, что вызывает естественную грусть у прихожан.

Отрадное для всех, и прежде всего – для жителей с. Селезнево событие произошло в декабре 2004 года, когда митрополит Андриан определил к местному храму постоянного священника, иерея Александра Черногора. Такая радость пришла к селянам впервые за три десятилетия! Непритязательный к жизненным условиям и не ленивый на молитву, он пришелся по душе жителям села, хотя его проповеди не для всех были понятны, а учрежденные батюшкой неспешные ночные «всенощные бдения», по 12-14 часов к ряду с небольшими перерывами, не сказать, чтобы  нашли многих приверженцев. Но все  богослужения и требы совершались регулярно, а это всегда приятно прихожанам. А еще к селезневскому молитвеннику все чаще стали наезжать богомольцы из Москвы и Рязани, где, конечно, невозможно было увидеть такой «эксклюзив» и вместе с их участием храм стал помаленьку наполняться, оживать. И все радовались и благодарили Бога за новое дыхание ветшающего прихода.

Но вот  в ноябре 2007 года малоизвестное село Селезнево вдруг попадает в центр общественного внимания: из интернет-публикаций становится известно о том, будто прихожане общины поддержали своего священника, о.Александра Черногора в его намерении прервать молитвенное общение с Русской Православной Старообрядческой Церковью! Многим тогда это известие показалось странным и непонятным: как же так – община с почти двухвековыми традициями духовной жизни, и вдруг – так легко оторвалась от матери-Церкви, пренебрегла соборным разумом, уклонилась в раздор… И, хотя вскоре стало известно, что поддержали бунтарский порыв о.Черногора далеко не все его прихожане, но все равно – стало ясно, что селезневская идиллия закончилась, и появилось чувство горького непонимания.

18 ноября 2007 года в село Селезнево из Москвы была направлена комиссия в составе о. Алексея Михеева, эконома Московской епархии, и о. Александра Маслова (г. Рязань), поскольку он в недавнем прошлом окормлял этот приход. Комиссии было поручено встретиться с прихожанами и разобраться в сложившейся ситуации. Прибыв на место, представители Митрополии встретили здесь многих приезжих – из Рязани, Москвы и даже Саратова, которые вместе с самим о. Александром теперь выступали – как полноправные члены Селезневской общины, от лица (а чаще – вместо) неречистых жителей Селезнева (которых и было-то на собрании всего четверо) и окрестных деревень… Это шумное собрание завершилось констатацией того, что о. Александр готов вернуться под омофор митрополита Корнилия только при условии, что тот «официально подтвердит неспасительность никонианской церкви и анафематствует ереси», и что о.Александр готов сам прибыть в митрополию или принять участие в других контактах – для разрешения сложившейся ситуации. Все это происходило при молчаливом присутствии местных прихожан и при горячей  «поддержке» приехавших на собрание москвичей…  В такой ситуации мнение прихода почти не обнаружилось, однако было видно, что многие уважают своего священника – о. Александра, и, не вникая в детали, готовы за ним – «хоть на край света». (А ведь в дальнейшем почти так и получилось! Почти что «на краю света» только и опомнились…)

На этом собрание общины завершилось, и, слегка смущенные его результатом, оо. Алексей и Александр отправились докладывать его итоги митрополиту Корнилию. На состоявшемся в Митрополии совещании были заслушаны их доклады и, слава Богу, было принято решение проявить терпение и снисхождение к прихожанам и, в первую очередь, к главному селезневскому бунтарю, о. Александру Черногору. Так создалась и на некоторое время зафиксировалась ситуация, когда Московская Митрополия смиренно терпела этот очаг раздора «у себя под боком», и не предпринимала никаких насильственных действий. Всего же за прошедший год тема Селезнева еще дважды становилась объектом внимания проходивших на Рогожском заседаний Совета Митрополии, однако позиция Церкви в отношении Селезневских бунтарей оставалась прежней – выжидательной: «Будем молиться, а там – что Бог даст».

В начале весны митрополит Корнилий поручил побывать в Селезневе и встретиться с прихожанами о. Евгению Чунину - для обсуждения возможных путей «разрешения сложившейся ситуации» (как и было, сказано в протоколе собрания общины от 18 ноября 2007 г.). Чтобы согласовать такую поездку, долгое время пришлось разыскивать о.Александра по телефону – его не было в селе. Когда же, наконец, он возвратился, и, созвонившись с Москвой, услышал о поручении митрополита – его ответ был предельно лаконичен – «Никакая такая встреча не нужна, и приезжать в Селезнево незачем». А как же «поиск путей выхода», как же диалог? – Нет, сейчас ничего не нужно! – решительно ответил о.Александр от лица всего прихода. И встреча так и не состоялась – прихожане с. Селезнево даже и не узнали об этом предложении Митрополии. Было это уже в конце Великого поста.

Но вот вскоре пришла Пасха, а за нею – Неделя святых Жен-Мироносиц, и тут вдруг о. Александр неожиданно подумал, что зря он так поспешно отказался от диалога, и решил исправить свою ошибку. А для этого он отправился на Рогожское (и как раз так совпало, что это был праздник Жен-Мироносиц), а в руках у него – может быть, случайно – оказалась сумочка со свежеизданной брошюркой «Набатъ», которую он – наверное, сам не замечая того  – стал раздавать направо и налево среди идущих на молитву в храм старообрядцев… Эту «случайную» развед-вылазку селезневского подпольщика заметили некоторые рогожские прихожане, и вежливо спросили – какие такие подарки к празднику раздает среди богомольцев о.Александр? А так как в качестве «подарков» у него оказались свежеизданные клеветнические брошюрки – то их изъяли, как антицерковный материал, приготовленный для подпольного (безо всякого на то благословения) распространения, да еще на территории духовного центра старообрядческой Церкви!

Ну, а тут подоспели казаки, люди настойчивые, и убедительно попросили о. Александра покинуть территорию Духовного центра РПСЦ, раз уж он разорвал с Церковью молитвенное общение. Нечего не оставалось делать о.Александру – пришлось повиноваться, но обиделся он на казаков очень-очень сильно! И потом еще долго гудел интернет, обсуждая факт разбойного нападения рогожских казаков на беззащитно-безответного батюшку Александра, по своей искренней незлобивости решившего заглянуть в Москву, к Митрополиту Корнилию, на праздник… А его – да казаками!!!

Так незаметно, месяц за месяцем, в переживаниях и беспокойствах прошел почти целый год…

И вот, наконец, мы в Селезнево, беседуем с прихожанами (собрание еще не началось), и из их рассказов, а так же выступлений, прозвучавших позже на собрании, постепенно открылась, поистине, драматичная картина переживаний и размышлений жителей села за минувший год - год их жизни в отрыве от Московской митрополии.

Да, уж прошедший год точно не был для прихожан спокойным: чуть ли не каждую  неделю их ждали какие-то новости, одна удивительнее другой.
Началось все с  потрясающего откровения о. Александра Черногора, что митрополит Корнилий, де, впал в страшные ереси и предал старообрядчество, и поэтому все настоящие старообрядцы от него отделились…
Потом поступило извещение из Московской Митрополии о том, что, на самом деле, наоборот, сам о. Александр запрещен в священнослужении Архиерейским Собором Церкви, и теперь не имеет права священнодействовать (на это о.Александр искренне объяснил прихожанам, что запретили его неправильно, и поэтому священнодействовать он может!).
То вдруг о. Александр объявляет о том, что вот, в ближайшее воскресенье митрополит Корнилий приедет в Селезнево – каяться перед прихожанами в своих ересях… (Ждали – не дождались, а митрополит-то, оказывается, никому ничего не назначал и не обещал, и об этом ожидании селезневцев ничего не слышал!)

То приходит известие о том, что вскоре в Селезнево состоится съезд всех истинных древлеправославных христиан со всего мира!

То приезжие москвичи поведали о готовящемся захвате Селезневского храма – вот, де, приедет ночью митрополит Корнилий со своими попами да казаками, и всех вас тут похватают а, может быть, даже и изгонют!

То  вышедший из глубины рязанских лесов и болот инок Алимпий (Вербицкий) торжественно вдруг сообщает Селезневцам, что их Покровский приход вскоре будет «столицей» какой-то новой церковной организации, именуемой «ДЦХ БИ» и – одновременно – резиденцией  московского епископа, владыки Германа!

То сам Его Преосвященство епископ Герман «Московский» пожаловал в Селезнево на жительство, и скромно поселился во второй половине церковной сторожки.

То тот же инок Алимпий обращается к о.Александру и прихожанам с предложением оформить у нотариуса «официальный отказ» от Московской митрополии (это предложение, надо сказать, серьезно насторожило прихожан, и желающих поставить свою подпись под подобным отказом не нашлось).

То стало слышно о готовящейся встрече с митрополитом Леонтием, которая должна состояться в Белой Кринице, и где «наконец-то, правда, должна восторжествовать». (На эту встречу из Селезнева спешно отправился епископ Герман).

А вскоре из Белой Криницы пришла весть о том, что встречу-то, митрополит Леонтий назначал вовсе не епископу Герману, а митрополиту Корнилию, а владыку Германа с его спутниками даже и за общую трапезу не пригласили… (Правда, епископу Герману все-таки удалось встретиться и побеседовать с митрополитами Леонтием и Корнилием и другими старообрядческими архиереям).

А следом из Белой Криницы прилетел слух о том, что будто бы уже епископ Герман теперь отвергся Церкви Христовой, совершенно вышел из послушания о. Александра и инока Алимпия, и поэтому отныне не может представлять «ДЦХ БИ» и быть архипастырем для прихожан Селезнева…

Следом за этим уже и сам епископ Герман стал с горечью упрекать своих бывших сотоварищей – инока Алимпия и о. Александра Черногора – в том, что они втянули его в аферу (которую он хотел назвать «елисеевщиной», но инок Алимпий скромно поправил его: «Это не елисеевщина, это алимпиевщина»)

От обилия и разноречивости всех этих новостей и слухов у прихожан Селезнева начинала кружиться голова, и мало кто из них способен был разобраться – что же на самом деле происходит в их приходе? И постепенно у всех начало расти беспокойство – и за свой приход, и за свою духовную жизнь.

Ну, а самые последние известия и вовсе ошеломили и озадачили простых поселян. В сентябре прихожане заметили, что из храма пропадает заготовленное кровельное железо. Возмущенные прихожане 7 сентября собрались на собрание, пригласили и о. Александра, и стали разбираться – куда же пропало церковное железо? Правда, в милицию подавать заявление все-таки не стали… А о. Александр, хотя по-настоящему и не покаялся, но факт самовольства признал, и на следующий день возвратил в церковь  полтора десятка листов кровельного железа (правда, где «осело» остальное железо – прихожанам неизвестно до сих пор).

А еще через день – 9 сентября – прихожане стали свидетелями события, поистине, необычного для провинциального села. Смиренный селезневский молитвенник и страдалец за правое дело, о. Александр Черногор постарался решительным маневром восстановить свой пошатнувшийся авторитет, а попутно и избавиться от возникшего супротивника. Для этой цели он пригласил в Селезнево для наведения порядка в духовных вопросах – кого бы вы думали? – местного участкового инспектора и, вызвав из кельи епископа Германа, обратился к участковому со скромной просьбой: «Вот он (показывая на владыку) тут нарушает общественный порядок и баламутит местное население; его надо поскорее выдворить из села!…» А участковый инспектор в недоумении переводил взгляд со смиренно стоящего перед ним в рясе и мантии высокого худого епископа на невысокого батюшку в помятом плаще и с явными признаками нервозности, и, видимо, размышлял: «зачем я только ввязался в эти разборки между попами»? Тем временем к церковной сторожке подоспели некоторые жители села, и, стоя неподалеку, наблюдали эту картину восстановления попранной сельской законности.

Отец же Александр, заметив на лице местного блюстителя порядка досадную нерешительность, не замедлил пустить в ход свой главный аргумент: «Да-да! И паспорт, паспорт у него проверьте! Потому что живет он тут без регистрации, а это – большое нарушение законов!»

Участковый инспектор нехотя проверил у владыки паспорт (а владыка при этом засвидетельствовал, что он здесь находится временно, в гостях, и что, если нужно – его зарегистрируют кто-либо из прихожан), и не стал требовать от епископа непременной регистрации в Селезневе. А поскольку больше вопросов у милиционера не было - он отдал владыке паспорт, повернулся и медленно отправился назад. И тогда о. Александр, на грани отчаяния, взмолился уже к самому епископу Герману: «Владыка!!! Прошу тебя, собирай вещи! Мы дадим тебе денег, машину подадим, - поезжай, куда захочешь»… Но владыка, судя по всему, о машине в те дни не мечтал и никуда ехать не хотел, а потому и ответом о.Александра не удостоил; молча возвратился он к себе в келью, оставив вконец растерянного батюшку на крыльце сторожки.

И вот только тогда прихожане, наконец, поняли, что как-то неправильно, не в ту сторону течет духовная жизнь в селе Селезнево. И тогда они исполнились, наконец, решимости, и приняли свое собственное постановление - созвать еще одно, большое и важное собрание общины, и обязательно пригласить на него представителей Московской старообрядческой митрополии, и разобраться – как им дальше жить?

По просьбе о. Алексея Михеева, эконома Московской епархии, на это собрание в с. Селезнево направился управляющий делами Московской Митрополии протоиерей Евгений Чунин вместе с юрисконсультом – П.Ф. Коробейниковым. Подробности о состоявшемся собрании на следующий день появились на сайте РПСЦ (http://www.rpsc.ru/version/index.php). Правда, при более четком подсчете имен по черновому протокольному списку позже оказалось, что  «за» митрополию проголосовало не 17, а даже 19 прихожан  – против же, как и сообщалось, 7 голосов (в черновом рукописном списке оказалась ошибка нумерации, но самих имен в перечне «за», фактически, девятнадцать). Ну да ладно! Все-таки данная неточность сути принятого общиной решения не меняет.

Результаты этого собрания первым почувствовал на себе, пожалуй, владыка Герман «Московский»  - Предстоятель ДЦХ БИ. Только что, выйдя из храма после окончания собрания, он был встречен о. Черногором с решительным требованием - возвратить ноутбук (ранее подаренный епископу Герману о.Елисеем – но, как теперь прояснилось, данный во временное пользование), а так же – вернуть 20 тыс. рублей, переданных епископу Герману на поездку в Белую Криницу – («Так я, же съездил туда, и деньги эти израсходовал!» - пытался оправдаться Его Преосвященство. «А ты неправильно съездил, и потому – должен эти деньги вернуть» - не отступал Черногор.) Не знаю, как уж с деньгами - может, что из личных вещей архиерея продадут в возмещение долга, а вот ноутбук забрали у него тут же.

Чувствуя, что ближайшее время будет для него нелегким, епископ Герман сразу по окончании собрания обратился к членам общины с личной просьбой – позволить ему остаться в занимаемой им комнате церковной сторожки до грядущего Освященного Собора РПСЦ (назначенного на середину октября). И члены общины милостиво позволили ему это при том условии, что владыка теперь будет молиться только келейно (как разорвавший молитвенное единство с Московской митрополией), и не будет приходить в Покровский храм, где теперь богослужение будут вести клирики РПСЦ. На том и договорились. Но, по всему видно, грустно было епископу Герману.

Невеселым был и о. Александр. Как стало известно, еще накануне батюшка уже собирал вещи, видимо, догадываясь, что недолго ему еще осталось называться настоятелем Покровского храма села Селезнево. И поскольку его предчувствия оказались верными, путь его теперь лежал в Спас-Клепики, к стенам своего дома. Видимо, теперь о. Александр Черногор, не признающий ни митрополита Корнилия, ни епископа Германа, поступит в разряд безместных служителей и будет теперь молиться в собственном доме в селении Спас-Клепики…

И только местные прихожане, уставшие и от событий прошедшего года, и от нынешнего шумного собрания,  уходили домой с какою-то надеждой. Похоже, что за прошедший год они все-таки смогли, с Божией помощью, почувствовать, разобраться, убедиться, что же такое со всеми нами произошло, и кто есть кто среди главных участников произошедших событий. Поэтому состоявшееся 14 сентября собрание общины абсолютным большинством голосов утвердило тот итог, к которому сегодня пришло старообрядческое село Селезнево после годичных духовных испытаний: община Покровского храма подтвердила свою принадлежность Русской Православной Старообрядческой Церкви. Церковный раздор в с. Селезнево завершился.

 

протоиерей Евгений Чунин

 

 

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100