CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаСсылкиГостевая

Современность

 

Олег Хохлов "Раздоры в РПСЦ, XXI век."

 

Валерий Коровин "Признак конца"

 

Конец "непоминающей" иерархии. Наступит ли мир в Улан-Удэнской общине?

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым (2010/2011 год)

 

Максим Гусев "Тернистый путь ..."

 

Кирилл Великанов "Мир спасет красоту"

 

"Слово в неделю о мытаре и фарисее"

 

"Ржевская обитель - 2009"

 

Город Улан-Удэ: поставление нового священника

 

Село Селезнево: хроника церковного раздора

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7516 года)

 

"Не единожды соврамши" или о моральном облике забайкальского священства ДЦХ БИ

 

Кирилл Товбин "Разбей своего врага "

 

Тарбагатай

 

Встреча старообрядцев мира "Путь Аввакума"

 

Программа основных мероприятий встречи старообрядцев мира "Путь Аввакума" 30 мая - 3 июня 2007 года

 

"Торжественное празднование дня жен-мироносиц. 2007 год "

 

"Звонарь по призванию"

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)

 

Кирилл Товбин "Вера и идентичность"

 

Зимой в Шамарах

 

Открытое письмо Кириллу Товбину

 

Кирилл Товбин "8 марта"

 

"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым

 

"Православный путь или Am(erican) Way?"

 

"В престольный праздник всей Руси ... "

 

"Свято место - пусто... "

 

"Уральский праведник"

 

"Греховно ли страхование"

 

О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы

 

Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц

 

Архипастырские пасхальные поздравления

 

"На деревню - к деду Феодору "

 

"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"

 

"На уральской Пристани год 7514... "

 

"Богом избранный... "

 

"У нас разное понимание истории"

 

"Новая обитель в Подмосковье"

 

"Два дня в "оплоте старой веры"

 

"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"

 

"Самый культурный день"

 

Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе

 

"Незабытая старина"

 

"На престольный праздник к отцу духовному"

 

"Старой веры хранители"

 

Виктор Бужинский "Нелепость велия!"

 

Старообрядцы - "руссейшие из русских"

 

Крест святому из Тарбагатая

 

Молодые староверы побывали в Миассе

 

"Урал -оплот старообрядчества России"

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Собор у черты раздора

 

Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"

 

Биография Митрополита Андриана

 

Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"

 

Бремя Перво-святительства

 

Избрание нового Митрополита

 

Прощание с долгожителем

 

Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым

 

Великорецкий крестный ход

 

Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!

 

Крестный ход во Ржеве

 

"Сарахван" на глазок

 

Антимастодонтия : атеистична ли наука?

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Солженицын А.И. "О старообрядчестве"

 

Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"

 

Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"

 

Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре

 

Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия

 

Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"

 

Архипастырское рождественское послание

 

Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"

 

Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"

 

Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"

 

Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет

 

Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."

 

Всемирный собор старообрядческой церкви

 

Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения

 

К вопросу об ИНН

 

Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"

 

интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)

 

Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства

 

 

"В ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ВСЕЙ РУСИ..."

Покров – это, пожалуй, единственный праздник кроме Пасхи, который если и не отмечался в народе в советское время, то был на слуху.

Закружились белые снежинки с неба. Тонут в снежной пелене деревья. Притихшим вечером звон льдинок под ногой. Стылая земля. А в доме по-зимнему долго топится печь. Глядя в окно, в белеющий сумрак, бабушка с грустью роняет: «Вот и Покров уж».

Это сейчас я знаю – слово то с большой буквы. А тогда, по-детски... землю снегом покрывает. И удивительно, праздник Покрова, оказывается, исконно наш, русский. Лишь русский православный люд пред зимней стужей, когда меркнет солнечный свет, земным поклоном благодарит свою Заступницу и Покровительницу.

Князь Андрей Боголюбский в 1164-м году установил празднование Покрова Пресвятой Богородицы в честь бесчисленных Ее милостей Русской Церкви и Земле Русской. За девять лет до этого святому князю было явление Царицы Небесной, обещавшей свой Вышний Покров всему народу. Первым храмом в честь нового праздника стала церковь Покрова на Нерли.

 

 

 

Покровские Ворота, Покровские соборы... Вот и у нас в Миассе, словно возвращение к истокам, стоит, красуется зеленокупольная из красного кирпича церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Свежо еще в памяти как поднимались ее стены, ставились маковки с крестами. Это храмовое здание возводила старообрядческая община города, принимали участие в строительстве и жители области. Строили сообща, каждый вложил свою лепту – материалами, денежными средствами и посильным трудом.

Высокие белые стены с двух сторон под самый потолок прорезаны узкими окнами. Царские врата, иконы на аналое...

 

 

   – Батюшка, а когда был заложен первый камень в основание храма? – вопрос к настоятелю церкви Покрова Пресвятой Богородицы отцу Вячеславу Зобнину.

   – В декабре 1995 года.

   – А первая служба?

   – Освящение храма состоялось 25 декабря 1999 года. Он стал единственным старообрядческим храмом в области. Ближайший к нам – в Екатеринбурге.

   – Тяжело было начинать строить?

   – Конечно, трудно. Слава Богу, нужды общины близко к сердцу принял генеральный директор ЗАО «Делсот» Леонид Николаевич Звездин, сам потомственный старовер. В строительстве помогали многие предприятия и частные лица. За основу был взят проект нижнетагильского архитектора-старообрядца Б. С. Пономарева, дополненный и усовершенствованный фирмой М. В. Майбороды. Так вопреки всем внешним обстоятельствам – вспомните то тяжелое для нас и страны время – храм на бывшем пустыре был воздвигнут.

   – А до этого у старообрядческой общины церковь была?

   – Как сообщает официальная летопись, первая старообрядческая часовня в Миассе – с 1819 года. С выходом закона, даровавшего некоторые права приверженцам древлеправославного уклада, в 1895 году «миасские староверы построили вместо деревянной каменную церкву большого размера без окон на улицу и без наружных крестов на кровле». Церковь была сооружена на средства купцов И. Чеканова, В. Юркина и мещанина В. Михайлова. Находилась по Почтовому переулку, ныне это улица Малышева. В 1936 году здание храма было национализировано и переоборудовано под типографию. В 60-е годы его разрушили, а на том месте построили гаражи.

После закрытия церкви служба совершалась в доме по ул. Березовской, 22. Во время войны наш храм был единственным действующим в городе и потому миасцы, родившиеся в те годы, крещены по старому обряду. Впоследствии и его отобрали. В 60-е годы церковь устроили на той же улице, но в другом помещении. В последние десятилетия все больше людей стало приходить в храм. Вот тогда-то и возникла мысль о строительстве нового.

   – Отец Вячеслав, подскажите, как правильно говорить – старообрядцы, древлеправославные, староверы?

   – Вообще-то слово «старообрядчество» появилось лишь во времена Екатерины II и употреблялось в отношении христиан, сохранивших древние уставы. Законодательно этот термин закреплен был Николаем II, отражая позицию официальной церкви. Мы же причисляем себя к исконному Русскому Православию, считаем себя Русской Православной Церковью. Однако поскольку сегодня множество церквей именуются православными, то для самоидентификации мы вынуждены называться старообрядцами.

С точки зрения историков, старообрядчество – это название религиозных групп и течений, не принявших церковные реформы ХVII века, проводившиеся патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Но можно сказать и так: старообрядчество – это одна из частей раскола русского народа, пронесшая через века и тяжкие испытания веру православную в ее исконной чистоте.

   – Когда же впервые в Миассе появились старообрядцы?

   – На этот счет две версии. Первая изложена в «Летописи Миасского завода». В ней говорится: «Миасский завод еще во времена его первого существования, по народному преданию, был местом пропаганды старого обряда, распространенного в Оренбургских горных заводах». Вторая версия вытекает из предположения, что первый владелец Миасского завода И. Лугинин был старообрядцем. В монографии Н. М. Никольского «История русской церкви» есть упоминание о старовере Лугинине (без указания имени), тульском купце и промышленнике. Наш Лугинин – тоже тульский купец и промышленник, того же Алексинского уезда. Первыми жителями Миасса стали мастеровые, переведенные Лугининым со Златоустовского и Саткинского заводов. А также крепостные крестьяне из Тульской, Пензенской и Рязанской губерний. В переписи фамилии: Бородины, Дорофеевы, Звездины, Казымовы, Никулины, Рыковы... Эти же фамилии и в списках старообрядцев.

   – Значит, Миасс в дореволюционное время в какой-то мере был центром старообрядчества?

   – Если судить по истории основания города, да. В народе крепко было убеждение, что старопечатные книги правильнее и святее, по ним учили детей грамоте. Миасцы предпочитали иметь дома иконы древлеправославного письма, благо в городе была иконописная мастерская старообрядца Т. Юркина. И существовал у озера Кысыкуль Никольский женский монастырь, долго скрываемый от властей. Все это подтверждает, Миасс был центром старообрядчества на Южном Урале.

Кстати, благодаря именно монахиням Никольского монастыря община во время советских гонений не прекратила свое существование. Матушки в трудные военные годы стали примером терпения, духовной опорой для окружающих. Они непрестанно молились за воинов, за вдов и сирот, за страждущих в темницах. Инокини наравне со всеми работали в больницах, на производстве. Трудились и на благо общины: шили одежду, катали свечи.

Узнав, что в Миассе действует церковь и живут инокини, сюда начали съезжаться старообрядцы со всего Урала и Сибири. Так получилось, что эти женщины стали основой миасского старообрядчества. Восхищает крепость их веры, целостность внутреннего мира, высота нравственных качеств.

   – Отец Вячеслав, это правда, что среди дореволюционных русских промышленников и купцов наибольшее количество – староверы?

   – Да, по оценкам исследователей до 60 процентов промышленного капитала и производственных мощностей царской России принадлежало старообрядцам. Историки прошлого и настоящего недоумевают – каким образом люди, не имеющие ни религиозных, ни политических прав, создали промышленную основу России XIX – начала XX веков? А процветали предприятия старообрядцев, прежде всего, за счет дисциплины и добросовестности всех служащих. Отношения между ними и владельцами строились на полном доверии. И тех, и других отличали трудолюбие и трезвость.

   – Как же люди, ставшие на путь жесткой конкуренции, звериного оскала рынка смогли сохранить в чистоте душу свою?

   – Думается, этому есть несколько причин. Купцы-староверы никогда не стали бы зарабатывать деньги путем финансовых махинаций, заниматься сомнительными делами. За всю историю старообрядчества известен лишь один случай, когда купец-старообрядец приобрел питейное заведение. В подавляющем большинстве то было промышленное производство. Так, род купцов Кузнецовых был едва ли не крупнейшим в мире производителем фаянса и фарфора. Морозовы – основатели легкой промышленности России. Купцы Рябушинские – владельцы текстильных фабрик, машиностроительных заводов. Старообрядцы создали знаменитые волжские пароходства, московскую промышленную зону, мощнейшие центры индустрии в Тверской губернии. И среди миасских семей многие прославились своими делами. Купцы Кузнецовы, Чекановы, Козицины строили больницы, школы, становились инженерами, новаторами в различных областях.

В тех торговых, промышленных связях огромную роль играла честность. Знаменитое выражение «слово купца» отражало высочайшую личную ответственность за договор, составленный в устной форме. Вот только один жизненный факт. Государство не признавало браки, заключенные в старообрядческих церквах, а старообрядцы отказывались венчаться по обрядам официальной церкви. Нет законного брака – нет и законного наследника. Приходилось завещать свои капиталы общине, которая потом «передавала» их в управление наследникам. Капиталы бездетных купцов оставались в общине. Из этих денег предприниматели-старообрядцы получали беспроцентные и бессрочные кредиты. И все это «под честное слово».

Хотелось бы добавить, возвращение к прошлому образу жизни возможно. Если только каждый осознает и всем сердцем примет православную веру. Тогда и придет прозрение: ложь, обман – это очень невыгодно. Грех пред Богом и неприятие, осуждение окружающих. Блаженной памяти митрополит Андриан во время посещения Миасса сказал: «Мы очень богаты, богаты не материальным – духовным. Древностью, духовным богатством, которое получили от предшествующих поколений».

   

* * *

Константинополь, столица, сердце православного Византийского царства, ныне Стамбул, богат был церквями. Среди них наиболее известная Влахернская... на берегу моря, у корабельной пристани. Говорят, то место получило свое название по имени скифского князя Влахерна. Здесь, в древнейшей церкви пятого века, хранилась Риза Пресвятой Богородицы, стояли чудотворные иконы Божией Матери – Иерусалимская и Филермская. Здесь каждую пятницу после захода солнца совершалось «обычное чудо» – как бы само собой поднималось покрывало с иконного лика Богоматери. Здесь же 1 октября (по старому стилю) 910 года было явление блаженному Андрею Христа ради юродивому, славянину из Новгорода. За всенощным бдением, когда испрашивалась помощь от напавших на страну врагов, он увидел Пресвятую Богородицу, стоящую на воздухе со святыми и ангелами. Андрей спросил своего ученика Епифания, будущего Патриарха Константинопольского, видит ли он Царицу мира. «Вижу», – ответил тот. У царского престола молилась Она за весь православный народ. А затем сняла с головы плат... и распростерла, осеняя молившихся светоносным Своим омофором. Константинополь был спасен.

 

 

Явление Божией Матери во Влахернском храме стало основой написания икон, посвященных Покрову Богородицы.

 

 

О.СУРОДИНА

На фото В.СУРОДИНА: настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Миасс протоиерей Вячеслав Зобнин.

 

Опубликовано: «Глагол», № 77 (1341), 14 октября, 2005

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100