CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаСсылкиГостевая

Современность

 

Олег Хохлов "Раздоры в РПСЦ, XXI век."

 

Валерий Коровин "Признак конца"

 

Конец "непоминающей" иерархии. Наступит ли мир в Улан-Удэнской общине?

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым (2010/2011 год)

 

Максим Гусев "Тернистый путь ..."

 

Кирилл Великанов "Мир спасет красоту"

 

"Слово в неделю о мытаре и фарисее"

 

"Ржевская обитель - 2009"

 

Город Улан-Удэ: поставление нового священника

 

Село Селезнево: хроника церковного раздора

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7516 года)

 

"Не единожды соврамши" или о моральном облике забайкальского священства ДЦХ БИ

 

Кирилл Товбин "Разбей своего врага "

 

Тарбагатай

 

Встреча старообрядцев мира "Путь Аввакума"

 

Программа основных мероприятий встречи старообрядцев мира "Путь Аввакума" 30 мая - 3 июня 2007 года

 

"Торжественное празднование дня жен-мироносиц. 2007 год "

 

"Звонарь по призванию"

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)

 

Кирилл Товбин "Вера и идентичность"

 

Зимой в Шамарах

 

Открытое письмо Кириллу Товбину

 

Кирилл Товбин "8 марта"

 

"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым

 

"Православный путь или Am(erican) Way?"

 

"В престольный праздник всей Руси ... "

 

"Свято место - пусто... "

 

"Уральский праведник"

 

"Греховно ли страхование"

 

О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы

 

Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц

 

Архипастырские пасхальные поздравления

 

"На деревню - к деду Феодору "

 

"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"

 

"На уральской Пристани год 7514... "

 

"Богом избранный... "

 

"У нас разное понимание истории"

 

"Новая обитель в Подмосковье"

 

"Два дня в "оплоте старой веры"

 

"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"

 

"Самый культурный день"

 

Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе

 

"Незабытая старина"

 

"На престольный праздник к отцу духовному"

 

"Старой веры хранители"

 

Виктор Бужинский "Нелепость велия!"

 

Старообрядцы - "руссейшие из русских"

 

Крест святому из Тарбагатая

 

Молодые староверы побывали в Миассе

 

"Урал -оплот старообрядчества России"

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Собор у черты раздора

 

Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"

 

Биография Митрополита Андриана

 

Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"

 

Бремя Перво-святительства

 

Избрание нового Митрополита

 

Прощание с долгожителем

 

Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым

 

Великорецкий крестный ход

 

Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!

 

Крестный ход во Ржеве

 

"Сарахван" на глазок

 

Антимастодонтия : атеистична ли наука?

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Солженицын А.И. "О старообрядчестве"

 

Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"

 

Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"

 

Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре

 

Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия

 

Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"

 

Архипастырское рождественское послание

 

Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"

 

Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"

 

Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"

 

Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет

 

Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."

 

Всемирный собор старообрядческой церкви

 

Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения

 

К вопросу об ИНН

 

Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"

 

интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)

 

Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства

 

 

СВЯТО МЕСТО – ПУСТО...

«Иже живыми и мертвыми обладаяи»…

 

…И дело даже не в самой смерти, в которой мы – христиане – видим для себя лишь переход в жизнь Вечную – ту, которую своим усердием вымаливаем у Бога. И не в том, что иногда лукавим перед собой, будто не страшимся ее, не трепещем перед ней. Дело все же в другом. Когда клирошане в центре храма поют проникновенные молитвы в родительские дни – все ли мы памятуем не только о своих родных, из мира ушедших, но и о всех предшествующих людях, и веру сохранивших, и истину не поправших? Да и вспоминаем ли о покойных в иные дни, когда все у нас благополучно, когда кажется, что только мы сами – и никто больше – достигли этой, земной радости, пылью тонущей в вечности?

Когда теряешь близкого человека, кажется, нет больше и сильнее горя. И только проникновенное пение, и запах ладана на погребении, что и масло, не дающее огоньку лампады угаснуть, придает сил жить – не только ради кого-то живого, но и для того, ушедшего на ответ к Богу.

Перечитывал на днях солженицынский рассказ «Мы-то не умрем»… И вроде нет в нем и слова о староверах, но мысль о том, что смерть выше всех разделений, а память – внеконфессиональна, вот уже который день не покидает меня. Так уж в жизни моей получилось, что бывать похоронах приходилось мне чаще, чем на именинах, крестинах или венчаниях. И потому к этой интимной теме я как будто вынужденно стою чуть ближе. «Из земли и в землю паки пойдеши», - завещал Господь. И стоишь иной раз у родных могил, не в силах и слова сказать. И вспоминаешь, вспоминаешь, обсасывая памятью что-то такое важное, на что прежде не обращал внимания.

Пройдут годы. Память, как весенний снег, растопится, уйдет куда-то внутрь, вглубь. Но каждый год будем вспоминать мы близкого и родного, - того, которого знали и оплакивали, стоя у гроба. И вот уже спешим на Радоницу на кладбище – похристосоваться, помянуть молитвой, привести к праху предков своих детей, еще не познавших горечь утраты, еще живущих в нетронутом горечью потери мире. Те лишь хлопают своими глазенками, не понимая – почему все притихли и что же вдруг произошло. Но и они умолкают, испуганно глядя в какие-то лишь им ведомые точки.

Погосты… несть им числа. Это словно и мир другой. Здесь и теряешься, и смиряешься. И глазами, душою ищешь ту самую – родную – могилку, и поздороваешься и как-то теплее, легче на душе рядом с любимым человеком, точно таким же живым, только не видимым внешне. И идешь обратно, будто на крыльях после свидания.

А Солженицын пишет так:

«Когда-то на кладбищах наших по воскресеньям ходили между могил, пели светло и кадили душистым ладаном. Становилось на сердце примирено, рубец неизбежной смерти не сдавливал его больно. Покойники словно чуть улыбались нам из-под зеленых холмиков: «Ничего!.. Ничего…»

А сейчас (…) чаще – закатывают их, равняют бульдозерами – под стадионы, под парки культуры»…

О забытых людьми погостах сегодня мы слышим все чаще. Так, в одном только Екатеринбурге старообрядческих кладбищ, закатанных под асфальт, не одно и не два. И когда идешь по историческому центру, не всегда знаешь, что вот и ты ступаешь по костям, по памяти, по той, что развеяна пеплом в веках, по той памяти, которой, оказывается, мы чужды и вовсе.

И когда говорят сегодня о нас, внешне достойно несущих крест Христов по жизни, мол, «старообрядцы – пример всем, ныне живущим в похоти, разврате и пагубе мира», нам самим справедливо усомниться в этом. Наши кладбища – те, исторические, что как старики, уставшие объяснять что-то такое дорогое для себя своим детям, внукам, притихли, стоят, поросшие травой и уходящие все дальше и дальше в историю, растворяясь в земле и сердцах наших. И когда видишь эту разруху, нет слов оправдания.

Вот и сейчас… я смотрю на фотографии старообрядческого кладбища города Миасс, спрятавшегося в бесконечной тысяче озер Челябинской области. Погост на самой окраине городка и совесть не позволяет показать несколько снимков, где видна не только мерзость запустения, но и следы пребывания домашних животных. И так горько, так обидно за всех нас и правы ли мы, называя себя хранителями древней веры, если не чтим память предков?..

 

Максим ГУСЕВ, Екатеринбург.

Фото Владимира ДОЗМОРОВА, Миасс.

 

За огородами

 

Надгробие

 

Надпись на камне

 

Здесь покоится...

 

Трещина в памяти...

 

Быльём поросло...

Памятник

Редкие надгробия

Размытые надписи

Древние даты

Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствие Си

Помилуй нас

Свято место - пусто... 

 

***

«Челябинский рабочий», из публикации от 21-11-97

 

Погост предков

Вопрос о восстановлении старообрядческого кладбища в Миассе поднимался в местной печати, рассматривался на совещании у коммунальщиков, но дело не двигалось. Пример показал семейный детский дом Артемьевых, воспитанники которого вместе с родителями трижды выезжали на окраину старой части города приводить в порядок заброшенный погост предков. Горечь у энтузиастов вызывает то, что восстановленные ими памятники вновь разрушаются, а скот в теплое время года пасется рядом с надгробиями. Однако Артемовы надеются, что начатый ими поиск сведений о погребенных здесь староверах найдет поддержку в городе, его власти выполнят свои обещания перед старообрядческой общиной и хотя бы огородят кладбище.

 

В. ЕРЕМИН.

г. Миасс.

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100