CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Современность

 

Олег Хохлов "Раздоры в РПСЦ, XXI век."

 

Валерий Коровин "Признак конца"

 

Конец "непоминающей" иерархии. Наступит ли мир в Улан-Удэнской общине?

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым (2010/2011 год)

 

Максим Гусев "Тернистый путь ..."

 

Кирилл Великанов "Мир спасет красоту"

 

"Слово в неделю о мытаре и фарисее"

 

"Ржевская обитель - 2009"

 

Город Улан-Удэ: поставление нового священника

 

Село Селезнево: хроника церковного раздора

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7516 года)

 

"Не единожды соврамши" или о моральном облике забайкальского священства ДЦХ БИ

 

Кирилл Товбин "Разбей своего врага "

 

Тарбагатай

 

Встреча старообрядцев мира "Путь Аввакума"

 

Программа основных мероприятий встречи старообрядцев мира "Путь Аввакума" 30 мая - 3 июня 2007 года

 

"Торжественное празднование дня жен-мироносиц. 2007 год "

 

"Звонарь по призванию"

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)

 

Кирилл Товбин "Вера и идентичность"

 

Зимой в Шамарах

 

Открытое письмо Кириллу Товбину

 

Кирилл Товбин "8 марта"

 

"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым

 

"Православный путь или Am(erican) Way?"

 

"В престольный праздник всей Руси ... "

 

"Свято место - пусто... "

 

"Уральский праведник"

 

"Греховно ли страхование"

 

О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы

 

Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц

 

Архипастырские пасхальные поздравления

 

"На деревню - к деду Феодору "

 

"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"

 

"На уральской Пристани год 7514... "

 

"Богом избранный... "

 

"У нас разное понимание истории"

 

"Новая обитель в Подмосковье"

 

"Два дня в "оплоте старой веры"

 

"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"

 

"Самый культурный день"

 

Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе

 

"Незабытая старина"

 

"На престольный праздник к отцу духовному"

 

"Старой веры хранители"

 

Виктор Бужинский "Нелепость велия!"

 

Старообрядцы - "руссейшие из русских"

 

Крест святому из Тарбагатая

 

Молодые староверы побывали в Миассе

 

"Урал -оплот старообрядчества России"

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Собор у черты раздора

 

Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"

 

Биография Митрополита Андриана

 

Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"

 

Бремя Перво-святительства

 

Избрание нового Митрополита

 

Прощание с долгожителем

 

Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым

 

Великорецкий крестный ход

 

Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!

 

Крестный ход во Ржеве

 

"Сарахван" на глазок

 

Антимастодонтия : атеистична ли наука?

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Солженицын А.И. "О старообрядчестве"

 

Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"

 

Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"

 

Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре

 

Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия

 

Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"

 

Архипастырское рождественское послание

 

Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"

 

Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"

 

Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"

 

Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет

 

Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."

 

Всемирный собор старообрядческой церкви

 

Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения

 

К вопросу об ИНН

 

Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"

 

интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)

 

Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства

 

 

Максим Гусев

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ ...

Из опыта издания старообрядческой приходской газеты "Община"

 

 

Периодическая печать Русской Православной Старообрядческой Церкви начинает постепенно возрождаться. Регулярными сегодня можно назвать сразу несколько газет и журналов. Если еще лет пятнадцать-двадцать назад кроме лапидарных заметок в ежегодных настольных календарях о текущих событиях Церкви официальным сухим языком да газеты «Старообрядец» (выходящей всего несколько раз в год и ставшей, по сути, альманахом событий) староверы не видели печатных изданий вовсе (лаконичные листовки и приходские однодневные издания не в счет), сегодня ситуация изменилась в корне. Так, в Свердловской области и Пермском крае (оба региона входят в состав Уральской епархии РПСЦ) издаются две газеты - «Община» (свердловское издание прихода села Пристань Артинского района) и «Старовер Верхокамья» (пермское издание прихода села Сепыч Верещагинского района).

Рождение пристанинской «Общины» возникло спонтанно, когда прихожанка Ирина Жидких в одном из разговоров «обронила» идею издания приходской газеты. Не без труда собрали первые материалы (единой концепции на тот момент не было), нашли средства на печать небольшого тиража, а главное — заручились духовной поддержкой от настоятеля пристанинского храма отца Иоанна Устинова. Священник сразу стал принимать участие в производстве газеты, давал рекомендации и прислушивался к мнению своих прихожан.

Верстка, тексты, оформление и иллюстрации — в те первые дни все было на примитивном уровне. Но и эти шаги были важными, основополагающими, ведь именно тогда екатеринбуржцы и пристанинцы, первыми в Уральском регионе, начали делать полноценную регулярную газету. Именно в 2007 году закладывалась основа развития старообрядческих печатных СМИ не только в регионе, но и во всей стране — примерно в это время стали появляться газеты в ряде епархий РПСЦ.

Да, до «Общины» на Урале успешно издавался несколько лет кряду журнал «Остров Веры» (г. Миасс, Челябинская область) - издание основательное и вполне способное стать перспективным проектом при некоторых усилиях. Увы, не имея необходимого профессионального опыта, сотрудники журнала приняли решение о прекращении издательской деятельности (официальная версия — недостаток времени на создание «Острова Веры»), оставив, впрочем, добрую о себе память.

«Община» изначально зарождалась как профессиональная газета. С третьего номера был определен стиль подачи материалов (простым, ясным, понятным языком — это знаковое новшество для бытующей в прошлом и формирующейся ныне старообрядческой прессы), сформировалась концепция (собственные авторские материалы вкупе с компиляцией текстов из сети Интернет о теме староверия, а также присланные к публикации тексты из общин), позиция («о людях и для людей»). К слову, именно эта позиция определяет сейчас «внешность» каждого номера — с недавних пор на основном первополосном снимке появляется человек. Наконец, в отличие от подавляющего большинства религиозных изданий, впервые редакция «Общины» стала экспериментировать с версткой.

Опишем в самом общем виде трафаретный образ газеты. «Община» с первого дня своего общения с читателем была воплощена в 12-страничном формате А4, с привлечением живых репортажных фотографий, наглядно иллюстрирующих текст, а также активное применение на полосах инфографики — выносок, врезок в текст, картинок. Определен единый шрифт, а также сверстаны макеты «шапки» и «подвала» (то есть оформленного названия с логотипом-картинкой, которой решено выбрать вид церковной колокольни и выходных данных с узнаваемым логотипом).

Своего читателя газета нашла сразу, хотя и не в том объеме, на который рассчитывала. Первые тиражи по 100-120 экземпляров уходили в храмах села Пристань и в Екатеринбурге в течение двух-трех недель (регулярность выхода газеты была определена и не меняется до сего дня — один раз в два месяца). В общинах шло привыкание читателя. Газета передавалась верующими прихожанами близким, знакомым, родным, подчас далеким от веры. Вместе с тем начиналось неспешное «проникновение» газеты в соседние приходы. В редакцию стали обращаться сторонние люди, которые случайно заходили в храм, приобретали газету, а потом высказывали свое о ней мнение. Вот что написал в адрес «Общины» Алексей Зыков, председатель свердловского областного общественного движения «Семьи погибших воинов»: «Жил и не ведал, что есть такая газета. Приобрел и тут же прочитал от корки до корки, не отрываясь. Какое удачное творение! Тут ярко показана жизнь истинно верующих, заинтересовало меня разнообразие тематики и теплота слов».

Со временем в Свердловской области были охвачены соседние с екатеринбургским и пристанинским храмами — газета стала сначала передаваться, а позже приобретаться в поселках Шамары, Баранчинский, Русская Тавра. Тираж вырос сначала до 150, а вскоре до 300 экземпляров. Это было серьезное завоевание, учитывая немаловажный факт — газета продавалась и постепенно переходила на самоокупаемость.

Начался и «объемный» рост. Сначала редакция приняла решение увеличить издание до 16, а вскоре и до 20 полос. Этого максимума придерживаются авторы газеты и сейчас. Но вместе с достижениями, появились и сложности. К примеру, критичные материалы (один из них — о плохом поведении юных старообрядцев во время проведения молодежного лагеря) часть читателей принимать не пожелала.

В их числе оказался один священник. Номер с этим материалом он попросту запретил к продаже в своем храме, хотя позже «Общину» удалось распространить неофициально. С тех пор тонкая грань «можно/нельзя» стала ключевой при подготовке некоторых материалов.

Шел и географический прирост читательской аудитории. В печатном виде газета сегодня распространяется в Боровске, Костроме, Москве, Перми, Ржеве и Ярославле. Недавно в число адресатов попала Тюмень. Идет распространение и по электронной подписке — этим способом газета охватывает также сопредельные Украину и Молдавию.

Несмотря на узнавание, у некоторых староверов сохраняется стойкое неприятие газеты: то ли люди на генном уровне хотят видеть заскорузлый приходской вестник с перепечатками библейских историй и с отсутствием иллюстраций, то ли им не нравится полярность мнений и тем, получающих отражение в газете. А может и не столь характерное, но живущее в сердцах некоторых сторонников Старой Веры чувство зависти и ревности.

На этом фоне ощутимого авторитета изданию придает одобрение, материальная поддержка и помощь в распространении со стороны таких деятелей современности старообрядчества, как митрополит Московский и Всея Руси Корнилий (с ним «Община» подготовила уже несколько интервью), протоиереи Валерий Шабашов (благословивший создавать в своем крае по примеру «Общины» - «Старовер Верхокамья») и Евгений Чунин. Соредактором «Общины» является авторитетный публицист Дмитрий Урушев — его веское слово нередко становится определяющим в решении публиковать или откладывать в сторону тот или иной материал.

«Старовер Верхокамья», к слову, появился не так стихийно, как его екатеринбургская сестрица «Община», но, как признается редактор Александр Поносов, по образу и подобию пристанинской газеты. И сейчас внимательный читатель найдет в двух газетах много схожего, хотя отличий, безусловно, не меньше. К примеру, редакция «Общины» не стремится удешевить газету выходом на типографской газетной бумаге, печатаясь на качественной белой, и потому на фоне других изданий выглядит светло и ярко.

Издательский опыт позволяет говорить о безусловной полезности газеты для небольшой, но разумной читательской аудитории. «Община» создается профессионалами — это способно быть ключом к успеху даже такого, казалось бы, малопопулярного типа СМИ, как конфессиональное издание. Приходская газета, выросшая стихийно и занявшая свою информационную нишу, является классическим примером авторского неравнодушия, читательского ожидания свежего номера и личного искреннего желания православных христиан-староверов безвозмездно помогать редакции. Без такого совокупного труда «едиными усты и единым сердцем» ни одна газета не сможет наращивать обороты и находить своего верного читателя.

 

Максим ГУСЕВ,

Екатеринбург.

 

ОПУБЛИКОВАНО В СБОРНИКЕ:

Старообрядчество в Тюменском крае в XVII-XXI вв.: Послания, документы, публикации, воспоминания, исследования современных историков. Выпуск 4-й. - Тюмень: МИ "РУТРА", 2010. - 144 с.; 12 с.: ил. цв. и ч/б.

 

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100