CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаСсылкиГостевая

Современность

 

Кирилл Великанов "Мир спасет красоту"

 

"Слово в неделю о мытаре и фарисее"

 

"Ржевская обитель - 2009"

 

Город Улан-Удэ: поставление нового священника

 

Село Селезнево: хроника церковного раздора

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7516 года)

 

"Не единожды соврамши" или о моральном облике забайкальского священства ДЦХ БИ

 

Кирилл Товбин "Разбей своего врага "

 

Тарбагатай

 

Встреча старообрядцев мира "Путь Аввакума"

 

Программа основных мероприятий встречи старообрядцев мира "Путь Аввакума" 30 мая - 3 июня 2007 года

 

"Торжественное празднование дня жен-мироносиц. 2007 год "

 

"Звонарь по призванию"

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)

 

Кирилл Товбин "Вера и идентичность"

 

Зимой в Шамарах

 

Открытое письмо Кириллу Товбину

 

Кирилл Товбин "8 марта"

 

"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым

 

"Православный путь или Am(erican) Way?"

 

"В престольный праздник всей Руси ... "

 

"Свято место - пусто... "

 

"Уральский праведник"

 

"Греховно ли страхование"

 

О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы

 

Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц

 

Архипастырские пасхальные поздравления

 

"На деревню - к деду Феодору "

 

"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"

 

"На уральской Пристани год 7514... "

 

"Богом избранный... "

 

"У нас разное понимание истории"

 

"Новая обитель в Подмосковье"

 

"Два дня в "оплоте старой веры"

 

"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"

 

"Самый культурный день"

 

Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе

 

"Незабытая старина"

 

"На престольный праздник к отцу духовному"

 

"Старой веры хранители"

 

Виктор Бужинский "Нелепость велия!"

 

Старообрядцы - "руссейшие из русских"

 

Крест святому из Тарбагатая

 

Молодые староверы побывали в Миассе

 

"Урал -оплот старообрядчества России"

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Собор у черты раздора

 

Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"

 

Биография Митрополита Андриана

 

Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"

 

Бремя Перво-святительства

 

Избрание нового Митрополита

 

Прощание с долгожителем

 

Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым

 

Великорецкий крестный ход

 

Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!

 

Крестный ход во Ржеве

 

"Сарахван" на глазок

 

Антимастодонтия : атеистична ли наука?

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Солженицын А.И. "О старообрядчестве"

 

Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"

 

Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"

 

Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре

 

Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия

 

Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"

 

Архипастырское рождественское послание

 

Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"

 

Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"

 

Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"

 

Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет

 

Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."

 

Всемирный собор старообрядческой церкви

 

Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения

 

К вопросу об ИНН

 

Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"

 

интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)

 

Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства

 

ВСЕ МОЖНО, ДА НЕ ВСЕ ПОЛЕЗНО…

Современный старообрядец сталкивается в повседневной жизни со множеством вопросов, ответы на которые довольно непросто отыскать в Номоканоне, в правилах Святых Отец – жизнь «здесь и сейчас» накладывает свой сургучный отпечаток, цивилизация стремительно движется вперед: появляются новые технологические «прорывы», промышленные приборы, мы сталкиваемся со многими достижениями – компьютеры, интернет, автомобили, вопросы страхования, реклама, спутниковые системы, продукты питания, новомодные медицинские приборы, эликсиры и иные лекарства – практически все, окружающее нас «в миру», заставляет порой задуматься – а можно ли? как быть? что с этим делать? Не погрешим ли против Истины, бережно донесенной до нас нашими предками втайне, в подполье, - не предадим ли?

Нас окружают новые, доселе чуждые староверам профессии, о которых благочестивые предки наши даже не помышляли. Мы сталкиваемся с появлением противозачаточных средств, с невнятными заменителями мяса и других привычных «молостных» продуктов, с тотальной мобилизацией и кредитованием, с банкоматами, ИНН – со многим, чего во времена Вселенских Соборов предвидеть было просто невозможно. И неудивительно, что наши пастыри не всегда в состоянии дать удовлетворительный и исчерпывающий ответ, прояснить наши недоумения, уверить в истинности дел наших или, напротив, уберечь от мирской пагубы, от обмирщения, ассимиляции за пределами храма.

Увы, не всегда удается передать детям, внукам свою веру – и уже привычной стала картина, когда немощную бабушку родные не пускают в храм или, извечно спешащие за «большой деньгой» дети привозят пожилого человека к храму и уезжают восвояси, а из колонок их автомагнитол доносятся и долго еще утихают вдали отнюдь не звуки молитв. Это не может и не должно оставаться незамеченным. И несомненным предостережением каждому из нас звучат слова Апостола: «Все нам можно в этом мире, но не все полезно»…

Все эти вопросы должны открывать сами старообрядцы – не стесняться спросить, поднять проблему, вынести ее на обсуждение, чего не чурались наши строгие к своему образу жизни деды.

Так, широко известный в кругах староверов журнал «Церковь», снискавший популярность и авторитет в начале ХХ века, не уставал задаваться подобными вопросами – на страницах издания время от времени появлялись целые дискуссии между авторами, их объяснение своего видения тех или иных проблем, их варианты решений. Староверы всех согласий были объединены стремлением разрешить вопросы в этих многочисленных дискуссиях. Думается, сегодня нам не хватает именно этого – способности доказательно спорить за общим столом, выводить единый знаменатель, уметь делать верные заключения из суждений. И все это – вместе, плечом к плечу – «едиными усты и единым сердцем».

Признаться, поводом к размышлению о необходимости диалога внутри старообрядческих ветвей, о важности сегодняшних рассуждений по множеству вопросов, об авторитетном слове верных чад Христовой Церкви «вовне» стала полуторатысячестраничная подшивка упомянутого ранее журнала, с огромным архивом материалов. Один из них – «Греховно ли страхование» сегодня мы предлагаем Вашему вниманию с робкой надеждой прояснить ситуацию по этому острому вопросу, который, как выяснилось, отнюдь не столь однозначен в среде староверов: одни допускают возможность застраховать свой автомобиль, квартиру, даже жизнь, другие, напротив, полагают, мол, «Бог упасет, доверься Ему»… А как же в реальности? Предлагаемый в разделе "Современность" материал – перепечатка из журнала – не является окончательной истиной, более того, публикация этого материала оказалась побуждением к спору, и уже вскоре на страницах «Церкви» появились первые реплики, первые мнения, первые несогласия. С Божией помощью, со временем мы опубликуем и их, чтобы с помощью наших еще не ушедших из памяти дедов осветить хотя бы один вопрос.

А пока, хочется верить, этот материал окажется полезным социально-активным православным нашим братьям.

 

Максим ГУСЕВ

На фото: «Застраховать или освятить?»

 

Греховно ли страхованiе


Въ жизни старообрядчества неоднократно встречается вопросъ о томъ, позволительно ли христiанамъ, особенно пастырямъ церкви, прибегать къ такимъ новымъ способамъ обезпеченiя отъ всякихъ случайностей, какъ страхованiе имущества, храмовъ и даже жизни. Есть люди, которые считаютъ страхованiе деломъ нехристiанскимъ, греховнымъ и потому непозволительнымъ. Въ виду этого и предлагается здесь несколько мыслей по этому вопросу, выдвигаемому самой жизнью, особенно теперь, когда усилилось церковное строительство, и въ такой стране, какъ наша родина, которая по горимости занимаетъ чуть не первое место.

Идея страхования возникла давно, но особенно сильное развитие она получила в XIX столетии, особенно за границей, где она вполне вошла в сознание народных масс, следствием чего явились колоссальные страховые общества, располагающие капиталами в сотни миллионов и более.

И это нисколько неудивительно, такъ какъ на самомъ деле страхованiе – одинъ изъ самыхъ верныхъ способовъ обезпеченiя себя отъ безвыходной материальной нужды, порождаемой часто различными случайностями и несчастiями, которыми такъ богата земная юдоль.

Въ наше время очень редкiе люди смущаются мыслью о страхованiи, напримеръ, домовъ, товаровъ и т. п., многiе страхуютъ уже и церкви, возникла даже идея введенiя страхованiя полей отъ неурожая и стихiйныхъ бедствiй, какъ градобитiе и т. д. И думается, что греховнаго въ страхованiи отнюдь не больше, чемъ и во всякомъ другомъ деле нашей земной жизни и нашихъ земныхъ и мiрскихъ отношенiй другъ къ другу. Ведь страхованiе основано на простомъ коммерческомъ разсчете: я плачу перiодически известный взносъ, чтобы купить себе право на выдачу мне на случай несчастiя известной суммы, обезпечивающей меня отъ острой нужды, или вознаграждающей за понесенную матерiальную потерю. И если христiанство, требуя отъ насъ совершенства, темъ не менее терпитъ разные несовершенные институты и явленiя нашей жизни, какъ торговля и т. д., то и страхованiе, какъ дело разсчета, дело коммерческое, относится къ явленiямъ терпимымъ.

Съ этой точки зренiя не противно христiанству и страхованiе жизни, или, говоря точнее и сообразнее съ существомъ дела, страхованiе средствъ для жизни, на случай болезни, увечья, старости, неспособности къ труду, или на случай смерти, для возможно безбедной жизни своихъ близкихъ, для которыхъ почти всегда жизнь главы семейства является неоценимымъ сокровищемъ и единственнымъ источникомъ прокормленiя и обезпеченiя.

Когда сгораетъ домъ, то жильцы его остаются безъ крова, и понятно, что сознанiе этой бедственности побуждаетъ прибегать къ страхованiю жилища, дающему возможность получить новый кровъ. Но когда умираетъ отецъ семейства, то последнее часто лишается после него не только крова, но и хлеба, такъ какъ онъ былъ единственнымъ его кормильцемъ, и съ его жизнью для осиротелаго семейства исчезаетъ самый источникъ существованiя. Поэтому законная любовь къ своему семейству, естественная забота не остаться безъ куска хлеба въ черные дни жизни, каковыми, безъ сомненiя, являются дни дряхлой старости, тяжкихъ болезней или увечья, - все это побуждаетъ часть средствъ, достающихся въ дни труда, сохранять въ запасе. Но часто смерть неожиданно прекращаешь жизнь труженика, или болезнь и увечье лишаютъ его возможности трудиться прежде, чемъ онъ успеетъ воспитать детей и запасти достаточныя средства для куска насущнаго хлеба въ дни нужды и несчастья. Въ такомъ случае неминуемы бедствiе и нужда, вредящiя не только жизни телесной, но почти всегда и жизни духовной людей, въ нихъ впавшихъ. Церковь, зная пагубную силу нужды, постоянно на «ектенiяхъ» молится о томъ, чтобы мы избавились «отъ всякiя скорби, гнева и нужды». Эта молитва даетъ намъ право и налагаетъ обязанность,  поскольку отъ насъ зависитъ, принимать меры къ отстраненiю нужды отъ ближнихъ, особенно отъ лицъ, составляющихъ нашу семью.  Апостолъ Павелъ запретилъ своему ученику Тимофею рукополагать людей, не умеющихъ управлять своимъ домомъ, т.е. не заботящихся о своемъ семействе, и училъ, что кто о своихъ, а особенно о домашнихъ не печется, тотъ отрекся отъ веры и хуже невернаго (I Тимоф. III, 4; V, 8).

Поэтому если есть возможность отделять ежегодный взносъ въ страховое общество, то этимъ не только исполняется заповедь – имътъ попеченiе о своихъ присныхъ, не только обезпечивается будущность семейства, но и достигается душевный миръ и спокойствiе самимъ отцомъ семейства, который избавляется отъ величайшаго душевнаго угнетенiя – постоянно тревожиться за будущность дорогихъ его сердцу существъ. Следовательно, страхованiе вообще и въ частности сильно распространяющiеся за последнiе годы различные виды такъ называемаго страхованiя жизни, какъ выраженiе любви къ своему семейству, какъ средство осуществить свое родительское попечете о благе детей избавленiемъ ихъ, осиротелыхъ, отъ крайняго бедствiя, нужды и нищеты, отнюдь не противно христiанскому ученiю, ибо, по словамъ апостола Павла, только то грехъ, что не по вере. (Римл. ХIV, 23). И если христiанское ученiе запрещаетъ намъ чрезмерную заботу о благахъ земныхъ, то право на попеченiе о насущномъ хлебе намъ далъ Господь Icусъ Христосъ въ преподанной Имъ самимъ молитве (Матф. VI, 11).

Конечно, жизнь человека въ рукахъ Божiихъ, какъ и все существующее. Но это нисколько не противоречитъ идее страхованiя. Самъ Бог побуждаетъ насъ заботиться объ обезпеченiи ближнихъ именно въ виду возможности смерти. «Сiя глаголетъ Господь: устрой о дому твоемъ, умираеши бо ты» (Исх. 28, 1).

Страхованiе и есть, по нашему мнению, одинъ из способовъ «строенiя дома» и потому не противно воле Божiей.

 

Вл. М-овъ

 

«Церковь», № 4, воскресенье, 25 января, 1909 г.

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100