CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаСсылкиГостевая

Современность

 

Максим Гусев "Тернистый путь ..."

 

Кирилл Великанов "Мир спасет красоту"

 

"Слово в неделю о мытаре и фарисее"

 

"Ржевская обитель - 2009"

 

Город Улан-Удэ: поставление нового священника

 

Село Селезнево: хроника церковного раздора

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7516 года)

 

"Не единожды соврамши" или о моральном облике забайкальского священства ДЦХ БИ

 

Кирилл Товбин "Разбей своего врага "

 

Тарбагатай

 

Встреча старообрядцев мира "Путь Аввакума"

 

Программа основных мероприятий встречи старообрядцев мира "Путь Аввакума" 30 мая - 3 июня 2007 года

 

"Торжественное празднование дня жен-мироносиц. 2007 год "

 

"Звонарь по призванию"

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)

 

Кирилл Товбин "Вера и идентичность"

 

Зимой в Шамарах

 

Открытое письмо Кириллу Товбину

 

Кирилл Товбин "8 марта"

 

"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым

 

"Православный путь или Am(erican) Way?"

 

"В престольный праздник всей Руси ... "

 

"Свято место - пусто... "

 

"Уральский праведник"

 

"Греховно ли страхование"

 

О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы

 

Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц

 

Архипастырские пасхальные поздравления

 

"На деревню - к деду Феодору "

 

"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"

 

"На уральской Пристани год 7514... "

 

"Богом избранный... "

 

"У нас разное понимание истории"

 

"Новая обитель в Подмосковье"

 

"Два дня в "оплоте старой веры"

 

"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"

 

"Самый культурный день"

 

Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе

 

"Незабытая старина"

 

"На престольный праздник к отцу духовному"

 

"Старой веры хранители"

 

Виктор Бужинский "Нелепость велия!"

 

Старообрядцы - "руссейшие из русских"

 

Крест святому из Тарбагатая

 

Молодые староверы побывали в Миассе

 

"Урал -оплот старообрядчества России"

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Собор у черты раздора

 

Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"

 

Биография Митрополита Андриана

 

Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"

 

Бремя Перво-святительства

 

Избрание нового Митрополита

 

Прощание с долгожителем

 

Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым

 

Великорецкий крестный ход

 

Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!

 

Крестный ход во Ржеве

 

"Сарахван" на глазок

 

Антимастодонтия : атеистична ли наука?

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Солженицын А.И. "О старообрядчестве"

 

Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"

 

Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"

 

Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре

 

Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия

 

Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"

 

Архипастырское рождественское послание

 

Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"

 

Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"

 

Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"

 

Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет

 

Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."

 

Всемирный собор старообрядческой церкви

 

Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения

 

К вопросу об ИНН

 

Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"

 

интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)

 

Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства

 

 

ДВА ДНЯ В «ОПЛОТЕ СТАРОЙ ВЕРЫ»: КАК ЭТО БЫЛО. ЗАМЕТКИ.

 

ПРИЕЗД. ВСТРЕЧА.

 

В понедельник 4 июля поздней ночью на перроне екатеринбургского вокзала немноголюдно. Редкие встречающие московский поезд, должно быть, и не ожидали увидеть такой картины: хмурые мужики-бородачи, да женщины в платках и длинных сарафанах, переминаясь с ноги на ногу, чуть морщась от легкого ветра, вполголоса, певуче и окая, переговариваются о чем-то между собой.

И вдруг полилось пение… В столицу Среднего Урала с официальным архипастырским визитом прибыл предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви преосвященный митрополит Андриан.

Первым у владыки благословляется благочинный Уральской епархии протоиерей Валерий Шабашов. На глазах у старообрядцев навертываются слезы. Слезы радости. Цель визита высокого столичного гостя с сопровождающими его стихарными и диаконом арзамасской общины РПСЦ (Нижегородская область) Евгением Дубиновым – участие в крестном ходе к месту упокоения святых преподобномучеников Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев, который намечено провести в пятницу, восьмого июля, на следующий день после престольного праздника сельской церкви поселка Шамары, Рождества Крестителя Господня Иоанна. А в выходные владыка отправится в Пермскую область в поселок Менделеево, где освятит новую церковь. Там же, в Пермской губернии на праздник Святых Апостол Петра и Павла митрополит завершит свой уральский вояж.

 

 

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ВСТРЕЧИ И ОБЩЕНИЕ

 

…Наутро во вторник у христорождественского старообрядческого храма традиционными хлебом-солью прихожане встречают владыку. Митрополит широко осеняет себя крестным знамением. Кланяется:

- Мир вам, дорогие братия и сестры!

Думается, с этим храмом у владыки Андриана связано много добрых воспоминаний: в середине 1990-х годов мирянин Александр Четвергов собственноручно писал здесь иконостас. Если бы не раб Божий Александр, не просто пришлось бы местным староверам, ведь найти иконы, да не одну-две, а столько, чтобы хватило на целый иконостас, в те годы это было практически невозможно.

- Писал он старательно, мне казалось, что в каждую икону он вкладывает частичку своей души, - вспоминает тогдашний председатель старообрядческой общины Екатеринбурга Зоя Балыбердина…

… И вот уже владыка входит в алтарь под красивое, сочное пение. Едва только поприветствовал всех с амвона, к митрополиту уже выстроилась очередь под благословение. А потом… потом, в тишине келии, он принимает каждого желающего по личным вопросам. Выходят оттуда просветленные, словно приобщились к чему-то таинственному, духовному, светлому.

За обеденным столом, который поставили в храме, одни мужики. Лишь в самом конце стола примостились две старушки, да матушка Ирина Зырянова. Отец Валерий, непревзойденный оратор, подлинный мастер слова, рассказывает гостям о секретах виноделия. Владыко все больше слушает, редко что-то молвит. Да время от времени улыбка тронет его лицо.

- Хорошо доехали, - рассказывает мне диакон Евгений, - я сам-то на Урале впервые, потому последние несколько часов все сидел у окна, пейзажами Вашими любовался. Хотя на Кавказе бывал и горами меня не удивишь, однако же, есть что-то в ваших холмах такое, чего на юге встречать не доводилось.

…Народу в храме все больше. Из Артинского района приехал отец Иоанн Устинов, а вскоре из города Миасс Челябинской области приедет и протоиерей Вячеслав Зобнин. Приехали также гости из поселка Баранчинский (где уже несколько лет как освящена старообрядческая церковь).

До вечерней службы Явлению иконы Божией Матери Владимирская остаются считанные минуты, однако все священство выдвигается в епархиальное управление РПЦ. Здесь, почти в центре города, у митрополита Андриана намечена встреча с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.

Владыку Андриана уже ждут многочисленные журналисты, священство Русской православной церкви.

 

От храма

 

В епархиальном управлении РПЦ

 

В полумраке обширного кабинета архиепископа тишина. Архиепископ Викентий садится по одну сторону стола, митрополит Андриан – напротив него. Рядом с владыкой – протоиереи Валерий Шабашов и Вячеслав Зобнин, чуть поодаль – иерей Павел Зырянов, рядом с которым помощник митрополита чтец Виктор.

 

За столом переговоров у правящего архиерея РПЦ

 

Первые минуты встречи – знакомство и общие слова. Когда журналисты покинут кабинет, собеседники перейдут к более важным вопросам… Сначала владыка расскажет правящему архиерею епархии РПЦ о том, кто такие старообрядцы и чем их жизненный уклад отличается от остальных, а потом перейдет к имущественным вопросам:

 

С архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием

 

АНДРИАН: У старообрядцев испокон веков большие семьи, особенно у священников, дети сызмальства ходят в церкви, учатся петь, читать, блюдут посты. Наши службы длятся по много часов.

 

ВИКЕНТИЙ: Честный владыко, а вы не боитесь такой строгостью вашей церкви оттолкнуть людей от веры, заставить их искать более легкие пути к Богу? – интересуется Викентий.

 

АНДРИАН: Нам не нужны легкомысленные люди. Отчасти, наверное, да, мы отталкиваем, точнее, требуем от присоединяющихся к старой вере полного соблюдения всех принципов, с которыми не все готовы согласиться. Мы изначально стремимся убедиться, что человек готов исповедовать нашу веру.

 

ВИКЕНТИЙ: Мы пришедшим, а вообще-то и тем, кто в вере уже не первый день, даем, в сравнении с вашим подходом к вере, послабления в исполнении церковных канонов. Но даже и это, увы, не уменьшает натиска на нас со стороны верующих. То и дело приходится выслушивать жалобы от прихожан: дескать, почему все так строго, выполнять требования Церкви очень тяжело… Люди хотят сидеть во время службы, хотят, чтобы молитвы было легко воспринимать на слух, просят перевести богослужения на современный русский язык. На это я всегда возражаю: светские люди тратят годы, чтобы выучить такие сложные языки, как китайский или японский, и не хотят приобщаться к своему историческому, духовному языку.

 

…В разговоре то и дело возникают неловкие паузы, которые своими вопросами заполняет отец Валерий. Но говорит в основном владыка Викентий.

 

ВИКЕНТИЙ: Сейчас, вот уже несколько лет кряду, в нашей епархии принято решение, которое идейно восходит к патриаршему благословению крестить людей только через полное трехкратное погружение. Мы исполняем это распоряжение Патриарха, я лично слежу за соблюдением этого. Если встречается нарушение и тот или иной священник возвращается к обливанию, таких иереев я жестко наказываю: категорически им запрещается крестить взрослых, а детей – только погружательно. Сегодня у нас также развит процесс оглашения, когда во время Литургии оглашенных некрещеные должны покинуть церковь. Эта строгость отпугивает людей, и многие от нас безвозвратно уходят. А если и возвращаются, то только тогда, когда случается горе и обратиться больше не к кому. Только в несчастье человек вспоминает о Боге.

 

ОТЕЦ ВАЛЕРИЙ ШАБАШОВ: Владыка, а как у вас обстоят дела с венчанием – много ли приходит пар, все ли понимают важность этого обряда?

 

ВИКЕНТИЙ: Нередко бывает, что пара, которую мы обвенчали, приходит через некоторое время, часто через 2-4 месяца, и просит их развенчать. У людей на то свои причины… Что касается многодетности, о чем владыко Андриан уже сказал ранее, скажу так: мы ведем работу по увеличению детей в семьях наших священников. Был у меня такой случай. Пришел ко мне молодой человек на рукоположение во священники, я с ним некоторое время беседую. Уже под конец разговора спрашиваю: ну а как у тебя в семье, дети есть. Ответ меня поразил: «Вы знаете, владыко, нам с женой мама запретила детей заводить»…

 

…Разговор о детях плавно перетекает в разговор о духовной семинарии, которая создана в епархии и расположена в экс-здании старого детского сада. Отца Валерия очень заинтересовали подробности и особенности обучения будущих священноиереев. По словам архиепископа, сегодня в Екатеринбургской епархии (то есть на территории Свердловской области) зарегистрировано 400 приходов, из которых лишь в 215 есть свои настоятели.

 

АНДРИАН: В Русской Православной Старообрядческой Церкви около 250 приходов, однако, с институтом священства проблем у нас куда больше, чем у вас.

 

ВИКЕНТИЙ: Отчасти поэтому мы начинаем учить церковнославянскому языку, воспитывать любовь к богослужениям сызмальства. У нас при многих храмах организованы Воскресные школы, обучение в которых продолжается три года. Этого времени, на наш взгляд, достаточно, чтобы заронить зерно дальнейшего желания самостоятельно постигать азы молитвословия, чтения и пения.

 

ОТЕЦ ВАЛЕРИЙ ШАБАШОВ: Интересно, как у вас обстоят дела с власть предержащими: помогают ли они вам в решении имущественных и ряда других, закономерно возникаемых вопросов?

 

ВИКЕНТИЙ: Внешне наши отношения с властями в епархии гладкие, пока речь не доходит до конкретных дел.

 

ОТЕЦ ВАЛЕРИЙ ШАБАШОВ: Быть может, вы нам подскажете, с чего начать дело в решении вопроса о бывшей усадьбе купца-старовера Рязанова, о котором вы наверняка наслышаны?

 

ВИКЕНТИЙ: Некоторое время назад мы также заинтересовались этим зданием, долго искали тех, кто может нам помочь, ибо работа там предстоит серьезная – сам дом-усадьба является государственным памятником архитектуры, поэтому и восстанавливать его нужно серьезно, а не поверхностно. Я скажу откровенно: мы нашли предпринимателей, которые согласились нам помочь, потребовав взамен построить на территории парка, примыкающего к усадьбе, что-то вроде гостиницы, которая бы приносила этим предпринимателям доход. Мы дали свое согласие и, когда пошли к властям с конкретным предложением о том, чтобы это здание нам передали в собственность. И тут-то мы натолкнулись на колоссальное нежелание со стороны властей нам содействовать. Причем, как правило, когда вот здесь, в моем кабинете, сидит кто-то из чиновников, мне слезно обещают помогать, но когда приходишь к ним в кабинеты с прошениями, а чаще уже с конкретными бумагами и справками, они чинят всяческие препятствия и тормозят решение вопроса. Так было и в случае с попыткой вернуть этот дом.

Какой совет я могу вам дать? Вам нужно идти теми же путями, которыми идем мы: определить, на чьей земле находится здание – на земле, принадлежащей городской или областной власти. И уже в зависимости от этого двигаться дальше.

 

ОТЕЦ ВАЛЕРИЙ ШАБАШОВ: На ваш взгляд, владыка, есть ли у нас шансы вернуть этот дом себе?

 

ВИКЕНТИЙ: Нужно пробовать, биться. Как знать, может Господь вам быстрее поможет, чем нам и вы добьетесь того, чего хотите.

 

…После этого речь зашла о поморской общине старообрядцев, которые сегодня получили от Русской Православной Церкви место в храме Вознесения Господня для совершения своих молитв. Священство РПСЦ интересовало, почему Екатеринбургская епархия решила помогать беспоповцам.

 

ВИКЕНТИЙ: Дело в том, что владыка Никон, который служил в епархии до меня, дал поморцам обещание, основанное на том, что сегодня принято называть взаимозачетами. Это очень сложная схематическая история. Насколько мне известно, часть территории, на которой стоит наш Вознесенский храм, ранее принадлежала беспоповцам. Они ее захотели вернуть, но экономически были не в состоянии этого сделать. Мы пришли им на помощь. Дело в том, что сама их община довольно немногочисленна и составляет около ста человек (если к ним отнести еще и тех, кто приезжает сюда из соседних Челябинской и Тюменской областей).

Вообще, такие имущественные вопросы, которыми озабочены и наша и ваша Церкви, должны решаться только через собственника.

 

…Как свидетель разговора между митрополитом Андрианом и архиепископом Викентием, отмечу, что он шел в очень дружественной атмосфере. И это – не стилистическое клише и не оборот речи, а то, что было видно реально. Общение шло на равных, ни одна из сторон себя не возвышала и не подчеркивала свою уникальность или официальность. Было чувство, что оба владыки – митрополит РПСЦ и архиепископ РПЦ – «в теме». Стороны проявили друг к другу неподдельный интерес.

Ранее мне уже доводилось общаться с архиепископом Викентием, поэтому можно уверенно говорить, что он не работал на публику и не стремился говорить в угоду старообрядцам. Ощущение, что он готов соседствовать со старообрядцами и, быть может, частично помогать им и не чинить препятствия в решении тех или иных вопросов, меня лично не покидало.

Пожалуй, одним из трогательных моментов разговора (встреча длилась час пятнадцать) стал эпизод, когда речь зашла о старообрядческом епископе Зосиме Еремееве (занимающем ныне Донскую и Кавказскую кафедру), вместе с которым Викентий в свое время, в 1978 году заканчивали Духовную семинарию. Викентий признался, что хорошо помнит Зосиму и знает о его служении. Правда, немного погодя уточнил, где именно сегодня служит Зосима, и передал ему свое приветствие.

 

АНДРИАН: Владыка, спаси Господи вас за интересный разговор, за то, что нашли время для встречи.

Я недавно вернулся из Нижнего Новгорода, был также в Санкт-Петербурге, где мы проводили вечера духовных песнопений. Мне бы хотелось попросить вас о том, чтобы вы, когда будете организовывать в своей епархии какие-либо научные мероприятия, приглашали и нас поучаствовать в них. Мы с удовольствием продемонстрируем вашему клиру наше пение. Оно у нас суровое, но очень красивое и сохранило свою уникальность, хранит ту далекую старину, которая некогда объединяла всех нас.

 

ВИКЕНТИЙ: Постараемся. Но я хотел бы отметить, что мы сегодня и сами в ряде храмов и монастырей поем знаменным распевом. В Ново-Тихвинском женском монастыре, к примеру, все службы монахини совершают по крюкам. Также, к примеру, догматики мы поем именно знаменным распевом, которому, кстати, меня учили в семинарии. Кроме того, в Свято-Троицком Кафедральном Соборе, что по улице Куйбышева, сейчас мы пишем иконы в древнем стиле на сырой штукатурке.

 

ОТЕЦ ВАЛЕРИЙ ШАБАШОВ: Наш митрополит Андриан и сам знаком с премудростями иконописи…

 

Апогеем встречи стало вручение подарков. Архиепископ Викентий преподнес каждому священнику юбилейную книгу, вышедшую к 120-летию Екатеринбургской епархии, а митрополит Андриан вручил архиепископу альбом «Древности и духовные святыни старообрядчества», кратко поведав о юбилее 100-летия распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища, а также журнал «Церковь», которые хозяин кабинета принял с большой радостью и интересом.

 

Презентация книги-альбома

 

Пока епархиальное телевидение РПЦ записывало с митрополитом интервью, архиепископ Викентий о чем-то общался со священниками-староверами…

 

После беседы с архиепископом Викентием

 

Казалось, владыко Андриан покидал епархиальное управление в хорошем расположении духа. Похожие чувства можно было прочесть и на лицах старообрядческих иереев.

Праздничную службу митрополит заканчивал уже лично. Провожать его на ночлег вышли все старообрядцы Екатеринбурга, так что на территории, прилегающей к храму, было не протолкнуться. Пожалуй, давно на лицах екатеринбургских старообрядцев не было такого умиротворения.

 

После вечерни

 

Староверы-уральцы провожают владыку на ночь

 

 

ДЕНЬ ВТОРОЙ. АРХИЕРЕЙСКАЯ ЛИТУРГИЯ

 

Литургия началась в семь часов утра. Владыко Андриан, выйдя в центр храма, поставил в свещеносцы отрока Антония Слепушкина, после чего состоялся красивый обряд поставления во чтецы, после которого владыке сослужили уже четыре стихарных, диакон, два священноиерея и два протоиерея. У старообрядцах на лицах отпечаток торжественности, ведь стать свидетелями подобного торжества, с участием предстоятеля РПСЦ, удается не всегда даже и раз в год, поэтому для староверов вдовствующей Уральской епархии такие моменты особенно торжественны и составляют подлинную духовную благодать. За литургией священноиерей Иоанн Устинов вышел с Чашей причащать своих духовных чад.

 

Только что поставленный чтец Сергий

 

После службы митрополит Андриан обратился к прихожанам с проникновенной проповедью, в которой попросил относиться друг ко другу с подлинной братской любовью, терпеть и уметь смиряться с недостатками друг друга, после чего состоялось всеобщее прощение.

 

После архиерейской литургии

 

- Братия, я прошу вас разделиться на две приблизительно равных половины и поклониться друг другу до земли, чтобы больше никогда не иметь зла на тех, с кем вы регулярно молитесь и составляете крепкую неразрывную духовную связь. Давайте впредь подавать окружающему миру пример братской любви, которой всегда так славились православные старообрядцы.

…И снова к владыке выстроилось очередь желающих благословиться на «всяко добро дело», после чего митрополит уже принял тех, кто взял на себя тяжкий крест по созданию второй общины в столице Урала: выслушал все вопросы, благословил вести диалог с официальной властью о возвращении имущества, которое было отнято у старообрядцев. Известно, что до революции в Екатеринбурге проживало множество «старой веры хранителей» - купцов, промышленников и предпринимателей…

Эти разговоры продолжили уже за столом в ограде храма. И, несмотря на постный день, екатеринбургские хозяйки приготовили вкусный обед. Священство, братья-молдаване – сами из крупного казачьего рода, Константин и Василий Макаровы, диакон Евгений Дубинов, а также чтец Роман Донцов пропели «Многая лета» владыке Андриану. Много теплых слов прозвучало в эти минуты за столом, после чего митрополит вновь произнес небольшую речь, где подчеркнул, что уральское старообрядчество – это оплот старой веры, где всегда были могучи духовные корни старообрядцев.

 

Теплые слова благодарности

 

Иерей Иоанн Устинов возглавил новую общину староверов

 

Василий Макаров

 

Константин Макаров

 

Послеобеденный отдых устроили на улице: когда еще удастся вот так вот просто поговорить с предстоятелем?

 

Православная беседа

 

Строги и бородаты

 

Благослови, владыко!

 

 

ПРОВОДЫ

 

…Но пришла пора расставаться. Владыку уже ждут в Шамарах, где завтра, седьмого июля, отмечается престольный праздник. Туда-то на ближайшие два дня и едет большинство староверов всей Уральской епархии, чтобы разделить с настоятелем храма во имя Рожества Иоанна Предотечи Крестителя Господня Михаилом Татауровым торжество. На пятницу, восьмого июля, намечен ставший уже традиционным крестный ход к могиле святых преподобномучеников Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев. Известно, что крестный ход начнется ранним утром. Близ могилы мучеников, после молебна и обливания ледяной водой из святого источника, на живописном берегу реки Сылва, предполагается устроить пикник. А уже вечером старообрядцы, те, что помоложе, во главе с митрополитом будут сплавляться по реке до самой ночи.

 

Перед отъездом в Шамары

 

Отсюда, из Шамар, из последней точки своего пребывания в Свердловской области, владыка отправится в Пермский край, где в поселке Менделеево освятит недавно возведенный храм. А праздник святых Апостол Петра и Павла митрополит Андриан встретит со старообрядцами города Перми, которые в этот день отмечают свой престольный праздник…

…Архипастырь кладет три поклона и, на почтительном расстоянии, в иноческом облачении, с серьезным лицом, олицетворяющим, кажется, все староверие, под пение, которое в это мгновение – как никогда – кажется не столько суровым, сколько грустным и особо проникновенным, благословляет екатеринбуржцев. Митрополит с промелькнувшей на лице грустью бросает последний взгляд на храм, на провожающих и садится в машину. Владыке предстоит долгий двухчасовой путь. От храма Рожества Христова в сторону поселка Шамары отъезжают еще две машины.

 

Проводы. Немножко грустно

 

Со стихерами

 

Да пребудет с вами Господь Бог!

 

А чтец Роман Донцов в церкви уже начал праздничную службу Иоанну Предотече. В опустевшем храме звучит его глас. Прав владыко Андриан, есть что-то суровое в наших молитвах, в нашем богослужении. Должно быть, когда-то давно наши святые протопоп Аввакум и Сергий Радонежский столь же проникновенно и сурово читали свои молитвы…

 

Максим ГУСЕВ, Екатеринбург.

Фото автора.

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100