CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Современность

 

Прием в староверие христианской общины Уганды"

 

Олег Хохлов "Раздоры в РПСЦ, XXI век."

 

Валерий Коровин "Признак конца"

 

Конец "непоминающей" иерархии. Наступит ли мир в Улан-Удэнской общине?

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым (2010/2011 год)

 

Максим Гусев "Тернистый путь ..."

 

Кирилл Великанов "Мир спасет красоту"

 

"Слово в неделю о мытаре и фарисее"

 

"Ржевская обитель - 2009"

 

Город Улан-Удэ: поставление нового священника

 

Село Селезнево: хроника церковного раздора

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7516 года)

 

"Не единожды соврамши" или о моральном облике забайкальского священства ДЦХ БИ

 

Кирилл Товбин "Разбей своего врага "

 

Тарбагатай

 

Встреча старообрядцев мира "Путь Аввакума"

 

Программа основных мероприятий встречи старообрядцев мира "Путь Аввакума" 30 мая - 3 июня 2007 года

 

"Торжественное празднование дня жен-мироносиц. 2007 год "

 

"Звонарь по призванию"

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)

 

Кирилл Товбин "Вера и идентичность"

 

Зимой в Шамарах

 

Открытое письмо Кириллу Товбину

 

Кирилл Товбин "8 марта"

 

"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым

 

"Православный путь или Am(erican) Way?"

 

"В престольный праздник всей Руси ... "

 

"Свято место - пусто... "

 

"Уральский праведник"

 

"Греховно ли страхование"

 

О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы

 

Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц

 

Архипастырские пасхальные поздравления

 

"На деревню - к деду Феодору "

 

"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"

 

"На уральской Пристани год 7514... "

 

"Богом избранный... "

 

"У нас разное понимание истории"

 

"Новая обитель в Подмосковье"

 

"Два дня в "оплоте старой веры"

 

"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"

 

"Самый культурный день"

 

Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе

 

"Незабытая старина"

 

"На престольный праздник к отцу духовному"

 

"Старой веры хранители"

 

Виктор Бужинский "Нелепость велия!"

 

Старообрядцы - "руссейшие из русских"

 

Крест святому из Тарбагатая

 

Молодые староверы побывали в Миассе

 

"Урал -оплот старообрядчества России"

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Собор у черты раздора

 

Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"

 

Биография Митрополита Андриана

 

Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"

 

Бремя Перво-святительства

 

Избрание нового Митрополита

 

Прощание с долгожителем

 

Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым

 

Великорецкий крестный ход

 

Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!

 

Крестный ход во Ржеве

 

"Сарахван" на глазок

 

Антимастодонтия : атеистична ли наука?

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Солженицын А.И. "О старообрядчестве"

 

Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"

 

Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"

 

Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре

 

Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия

 

Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"

 

Архипастырское рождественское послание

 

Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"

 

Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"

 

Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"

 

Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет

 

Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."

 

Всемирный собор старообрядческой церкви

 

Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения

 

К вопросу об ИНН

 

Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"

 

интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)

 

Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства

 

 

Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз

ПРИЗНАК КОНЦА

 

 

Уходит в прошлое непререкаемая доминация модерна, объявившего традицию, религию и метафизику вне закона. Сегодня то, что ещё совсем недавно было под запретом – либо прямым, либо негласным, основанным на «общественном договоре», – возвращается в нашу повседневную жизнь. К бесспорным элементам традиции относится и борода, а её носителей всё чаще можно встретить на улицах больших городов, и в этой связи у обывателей часто возникает вопрос: борода – это что – некое украшательство или что-то большее?

Чтобы предъявить на том свете

«На Руси же считалось, что «таких людей, кто бороды бреет, не велено в земле погребать», а следует «яко же пса кинуть в ров»

В соответствии со святоотеческой традицией борода есть безусловный признак, по которому мужчин отделяют от женщин. Её наличие или отсутствие является важным аргументом для тех, кто считает себя христианином и для кого момент страшного суда является итогом его мирской жизни, а его последствия – смыслом земного существования. Отсутствие бороды для мужчины в этом случае является тяжким обстоятельством.

Традиция категорически запрещает мужчинам не носить бороду, потому как таким образом он уподобляется женщине – становится  «подобен женам». Соответственно, женщинам запрещено коротко стричь волосы «под мужчину». Всё это не что иное, как попытка вторгнуться в Божий промысел. Православные, как и представители многих других конфессий, считают, что человек создан по образу и подобию Божию, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот образ. Поэтому, когда человек, как говорят старообрядцы, «скоблит рожу», это считается совершенно нездоровым проявлением. Так он уподобляется женам, что недопустимо, и дальше, соответственно, следуют различные кары. Например, такого человека не отпевают после смерти. Таким образом, борода – это необходимый атрибут подтверждения того, что ты – мужчина, а не женщина, обязательный символ присутствия мужского начала.

 

Мало того, в старообрядчестве пострижение бороды вообще категорически запрещено – «резало не должно касаться брады». Поэтому если ты даже немножко подрезал бороду, то во время покаяния священнику должно об этом сказать, за что он назначает епитимью. Традиция или скорее мода сначала подрезать бороду, а потом и полностью сбривать идёт от подражательства Западу. Пётр I боролся с бородами, клал на плаху и рубил их, следуя за Западом. На фоне индустриализации, развития экономики он одновременно проводил и обновление общества, помимо технологической, осуществлял и социальную модернизацию, меняя устои. А наличие бороды было признаком принадлежности к русской архаике, русской традиции, к русскому православному фундаменталу, что противоречило принципу: если хочешь перевернуть общество – меняй облик, структуру, разрушай традиции – таков закон модернизации по западным лекалам. Отсюда и пошла борьба с бородами на уровне самого государства.

Однако для русского сознания, для русской традиции это совершенно противоестественная мода, перенимаемая с Запада, который пришёл к брадобритию, поэтапно разлагаясь. На Руси же считалось, что «таких людей, кто бороды бреет, не велено в земле погребать», а следует «яко же пса кинуть в ров», поэтому многие сохраняли свои насильно отрезанные во времена петровских реформ бороды и завещали положить после их смерти в гроб, чтобы «предъявить на том свете».

Чуть позже в русском обществе традиция ношения бород стала возвращаться. XIX век был более консервативным, чем XVIII, мужчины опять начали носить бороды. Но мода брадобрития уже вошла в общественный уклад, хотя таких мужей и зазирали, говорили, что «мужчина без бороды – всё равно что без штанов». Появление с «голой рожей» в общественном месте выглядело неприлично.

Нравственность vs ликвидность

Однако отношение к бороде на Западе не всегда было таким, как сейчас. Бороду носили в Западной Европе во времена Карла Великого. Да и позже это считалось в том числе признаком принадлежности к знатному роду. Что же изменилось в сознании западного европейца, что эта отличительная черта мужчин ушла? Ответ на этот вопрос лежит в сфере увеличения социальной ликвидности, т. е. текучести, гибкости западного общества. Когда рынок и рыночные отношения стали доминирующей категорией жизни и мерой, по которой определяли успешность – умение быстрее продать, купить что-то, – тогда и возникло стремление к социальной ликвидности – умению так же быстро трансформироваться, подстроиться под любые формы, социальные изменения. Борода же волей-неволей накладывает некие поведенческие ограничения. Если ты обладаешь бородой, значит, ты точно мужчина, а это сейчас всё чаще не так однозначно, значит, ты стоишь на своих традициях, сохраняя традиционные установки, честь. А это вещи, которые в торговле тебя ограничивают.

 

 

Когда финансовые выгоды становятся на первое место, традиции попираются, отходят на второй план. Человек отказывается от сдерживающих его нормативов, от признаков традиционного, нравственного поведения, консервативных взглядов. А для этого он избавляется от бороды как от того, что является немым укором любому бесчестию, распутству и разложению. В итоге разложению западного общества, извращению изначальных форм – социальных, традиционных, консервативных – сопутствовала именно технологическая индустриализация. Поэтому они и начали бриться. Уподобление женам уже тогда становилось нормативом, а сейчас это вообще культ – права меньшинств, сексуальные сообщества, ЛГБТ. Естественно, если ты претендуешь на принадлежность к сексуальным меньшинствам, а на Западе они уже скоро станут большинствами, тебе, конечно, какая уже борода? Напротив, надо скоблиться, подкрашивать глаза, пудриться. В итоге отсутствие бороды – верный признак нездоровья – душевного, духовного и уже как следствие – и физического.

Даже сейчас, в современном обществе, наличие бороды сдерживает от многих просто неприличных, непристойных или полупристойных вещей. Зайти в секс-шоп или какой-то ночной стриптиз-клуб – с бородой туда являться не очень удобно. Понятно, что ответной реакцией тут же становится стремление избавиться от бороды. Тогда можно зайти и в секс-шоп, и в ночной стриптиз-клуб, и оторваться без ограничений и рамок приличия, и по девкам, и куда угодно, что и делает европейский, западный и вообще современный человек. То есть борода – это ещё и то, что сдерживает человека от разложения. Как оправдывают любой порок и разложение в современном мире, особенно на Западе: «Ты же современный человек, без комплексов и всего лишнего, что тебя ограничивает». Не можешь ты с бородой перейти определённой черты, а без – проще себя же обмануть, остатки совести заткнуть, если о светских людях идёт речь, не говоря уже о грехе религиозного человека.

Этим уходом в ликвидность и объясняется тенденция борьбы с бородой на Западе, которая в дальнейшем перекинулась и на другие общества, в частности в Россию. Чем меньше бород в нашем русском обществе, тем более оно разложено и неконсервативно, ликвидно и уподоблено Западу. Чем больше бород, тем больше сдерживающих факторов. Мода на бритье бороды на Западе пошла от ликвидности общества, от стремления избавиться от консерватизма, от «оков», как они понимают традиционализм, которые их сдерживают, не дают торговать, обманывать и наживаться без всяких ограничений.

Признак заката цивилизаций

К социально-экономическим мотивам бритья лиц могут добавляться и культурно-религиозные обычаи. Точнее, отказ от культурно-религиозных обычаев и формировал в обществе устойчивый тренд на бритьё. Древние римляне, евнухи Востока, на определённых этапах разные общества приходили к ситуации разложения – духовного, морального, нравственного. И признаком этого разложения, когда в обществе начинали проявляться и даже доминировать перверсии, удаление от нормативов, принятых в периоды расцвета традиции, становилось возникновение устойчивой тенденции к бритью лиц у мужчин. Уже по этому признаку можно определить, в каком состоянии находилось то или иное древнее общество в тот или иной период. И таких примеров мы знаем много из истории. Римская империя распадалась, приходили варвары, которые несли в себе традицию и архаику, видели непотребный облик мужчин позднеримского общества, и ничего, кроме желания их тут же убить, у них не возникало.

 

 

Следует обратить внимание на то, что во всех традиционных обществах, которые более-менее сохранились на данный момент в современном мире, мужчины всегда имеют бороду или хотя бы какую-то минимальную растительность. Достаточно посмотреть на мусульманские общества: арабский мир, шиитский Иран, на иудеев в Израиле – те общества, где традиция ещё имеет какое-то значение и вес, там мужчина всегда ходит с бородой вне зависимости от его конфессиональной принадлежности, будь то православный христианин, иудей или мусульманин. Поэтому сложился даже такой штамп, если речь идёт о мусульманах, то это – «бородатые», когда подразумевают ортодоксов, а не номинальных мусульман. Они бородатые потому, что придерживаются своей традиции – исламской в данном случае. И в исламе, как и в традиционном иудаизме, как и в традиционном христианстве, коим является нынешнее православие, которое, несмотря на все новшества и изменения, всё же более традиционно, нежели католицизм, не говоря уже о протестантизме, борода – обязательный атрибут мужчины. Везде, где традиция имеет значение, мужчины носят бороды или какое-то их минимальное подобие. А там, где общество «раскрепощено», социально деградировало и разложилось, там, конечно, никаких бород. Напротив, чем меньше волос, растительности какой-либо вообще на теле, тем гламурнее.

Есть другая крайность, когда человек изощряется с бородой, выстригает какие-то узоры и сооружает из бороды невероятные вещи. Это к традиции уже не имеет никакого отношения, являясь также признаком вырождения, сознательным глумлением над смыслами, попранием символов, все эти конкурсы бород на Западе из той же серии, что гей-парады и соревнования по пожиранию хот-догов.

Борода – признак духовного, социального здоровья и отторжения разложения. Поэтому когда человек живёт в разложенном, извращённом обществе, но чувствует какую-то внутреннюю неприязнь к такому обществу, он наличием бороды как раз и подчеркивает имеющуюся по отношению к нему дистанцию. Отпуская бороду, он говорит тем самым: я это общество не очень одобряю, поэтому у меня борода. Пусть небольшая, потому что совсем немного не одобряю, но борода. А большая борода – потому что я презираю нормативы этого деградирующего, катящегося в ад, в пропасть разгула и перверсий, извращения, маразма, чудовищных отклонений общества. Презирая это, я отращиваю бороду и этим самым демонстрирую дистанцию от этого общества. Такое общество мне не нравится, и я – отдельно от него. Для меня ценность архаики и консервативность традиций первичны. Вот что демонстрирует борода.

Западная цивилизация: конец уже близок

Учитывая цикличность развития цивилизаций – когда традиция заменяется модой, стригут бороды, цивилизация закатывается, – можно говорить о том, что Западная Европа и в принципе страны Запада стоят на пороге своего заката. Отсутствие бород у мужчин является верным признаком конца. По отсутствию бороды можно сделать уже предварительный прогноз о том, что этой цивилизации осталось немного. И то, что мы видим сегодня в Европе и даже в какой-то степени в нынешней России, – это явный признак завершения. В традиционных текстах прямо указано на то, что мужчины без бород и женщины в мужских штанах – это признак конца времён.

Мы видим: в обществе, где у мужчин нет бород, а это сегодня преимущественно западное общество, американское, европейское и даже почему-то теперь русское общество, современное российское, налицо признак заката. И в первую очередь это касается европейской цивилизации как таковой. Там же, где мужчины носят бороды и стоят за них, за свою традицию, – эти цивилизации находятся на подъёме, эти народы, такие общины, этносы, религиозные группы начинают всё более и более доминировать. Достаточно посмотреть на мусульман Европы, которые чувствуют себя гораздо более уверенно, потому что у них есть идентичность, у них есть своя традиция, свои корни и консервативные устои, есть бороды. Они уже чувствуют себя хозяевами новой Европы, в отличие от скобленых европейцев, которые не знают, куда деться от ужаса.

Недаром в Европе мужчины с бородой пользуются гораздо большей популярностью у девушек. Потому что в Европе девушки знают, что, если мужчина с бородой, он точно не педераст, а скорее всего, нормальный мужчина. В России, пока ещё не до конца уподобившейся Западу, если мужчина с бородой, то девушки к нему с такими целями не подходят. Знают, что у него всё в порядке, есть семья, дети или просто другие приоритеты: религия, душа, дух.

 

 

Специально для газеты ВЗГЛЯД

 

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100