CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Современность

 

Олег Хохлов "Раздоры в РПСЦ, XXI век."

 

Валерий Коровин "Признак конца"

 

Конец "непоминающей" иерархии. Наступит ли мир в Улан-Удэнской общине?

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым (2010/2011 год)

 

Максим Гусев "Тернистый путь ..."

 

Кирилл Великанов "Мир спасет красоту"

 

"Слово в неделю о мытаре и фарисее"

 

"Ржевская обитель - 2009"

 

Город Улан-Удэ: поставление нового священника

 

Село Селезнево: хроника церковного раздора

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7516 года)

 

"Не единожды соврамши" или о моральном облике забайкальского священства ДЦХ БИ

 

Кирилл Товбин "Разбей своего врага "

 

Тарбагатай

 

Встреча старообрядцев мира "Путь Аввакума"

 

Программа основных мероприятий встречи старообрядцев мира "Путь Аввакума" 30 мая - 3 июня 2007 года

 

"Торжественное празднование дня жен-мироносиц. 2007 год "

 

"Звонарь по призванию"

 

Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)

 

Кирилл Товбин "Вера и идентичность"

 

Зимой в Шамарах

 

Открытое письмо Кириллу Товбину

 

Кирилл Товбин "8 марта"

 

"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ

 

Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым

 

"Православный путь или Am(erican) Way?"

 

"В престольный праздник всей Руси ... "

 

"Свято место - пусто... "

 

"Уральский праведник"

 

"Греховно ли страхование"

 

О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы

 

Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц

 

Архипастырские пасхальные поздравления

 

"На деревню - к деду Феодору "

 

"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"

 

"На уральской Пристани год 7514... "

 

"Богом избранный... "

 

"У нас разное понимание истории"

 

"Новая обитель в Подмосковье"

 

"Два дня в "оплоте старой веры"

 

"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"

 

"Самый культурный день"

 

Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе

 

"Незабытая старина"

 

"На престольный праздник к отцу духовному"

 

"Старой веры хранители"

 

Виктор Бужинский "Нелепость велия!"

 

Старообрядцы - "руссейшие из русских"

 

Крест святому из Тарбагатая

 

Молодые староверы побывали в Миассе

 

"Урал -оплот старообрядчества России"

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Собор у черты раздора

 

Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"

 

Биография Митрополита Андриана

 

Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"

 

Бремя Перво-святительства

 

Избрание нового Митрополита

 

Прощание с долгожителем

 

Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым

 

Великорецкий крестный ход

 

Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!

 

Крестный ход во Ржеве

 

"Сарахван" на глазок

 

Антимастодонтия : атеистична ли наука?

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Солженицын А.И. "О старообрядчестве"

 

Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"

 

Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"

 

Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре

 

Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия

 

Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"

 

Архипастырское рождественское послание

 

Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"

 

Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"

 

Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"

 

Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет

 

Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."

 

Всемирный собор старообрядческой церкви

 

Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения

 

К вопросу об ИНН

 

Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"

 

интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)

 

Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства

(Материал помещен в сборнике: «Боровск: страницы истории». Вып.4. Боровск. М.,2002)

 

Осипов В.И. ( г. Боровск, Калужской области )

 

"... в Боровск ... на место мученое..."

 

Каждый русский человек помнит картину В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», знает о духовном подвиге Ф.П.Морозовой. Феодосия Прокофьевна Морозова и её сестра княгиня Евдокия Прокофьевна Урусова отвергли земную славу, богатство и роскошь, пошли на муки и приняли смерть ради сохранения в чистоте веры отцов – древлего благочестия.

Боровчанам эти имена особенно знакомы: с Боровском связаны последние годы жизни сестёр. Около двух лет терпели они лишения в городском остроге Боровска и в 1675 г. мученически скончались: 11 сентября княгиня Е.П.Урусова и 2 ноября боярыня Ф.П.Морозова (1).

В 1682 г. на могиле сестёр их братья положили белокаменную надгробную плиту. Вдоль её боковых граней вилась надпись вязью: «Лета 7184 года погребены на сем месте сентября в 11 день боярина князя Петра Семеновича Урусова жена ево княгиня Евдокея Прокофьевна да ноября в 2 день боярина Глебова жена Ивановича Морозова боярыня Феодосия Прокофьевна а во иноцех инока схимница Феодора а дочери обе окольничего Прокофья Федоровича Соковнина. А сию положили на сестрах своих родных боярин Феодор Прокофьевич да околничей Алексей Прокофьевич Соковнины».

Место захоронения мучениц стало чтимым у старообрядцев. Со своими горестями и печалями шли православные на их могилу и просили святых жён помочь им.

В 1882 г. могила с надгробной плитой была обнесена деревянной оградой, а над могилой росла кудрявая берёза с ушедшей в ствол иконой.

После дарования свободы вероисповедания в 1905 г. по инициативе настоятеля Всесвятской старообрядческой общины г.Боровска о.Карпа Тетёркина ежегодно, начиная с 1906 г., совершался на могилу крестный ход, завершавшийся панихидой.

Тогда же старообрядцами впервые был поднят вопрос о создании памятника боярыне Морозовой и княгине Урусовой на месте их погребения.

В 1904–1905 гг. боровский купец, создатель первого в городе музея, Н.П.Глухарёв начал хлопотать в Министерстве внутренних дел о разрешении поставить на могиле сестёр-мучениц крест. В 1909 г. Боровская городская дума по ходатайству совета Всесвятской старообрядческой церкви постановила «отвести 24 сажени земли на городище на месте могилы княгини Урусовой и боярыни Морозовой для имеющейся в недалёком будущем постройки памятника-часовни на их могиле при участии всероссийского старообрядчества».

В 1912 г. эта идея, казалось, была близка к реализации. Уже был создан комитет по сооружению памятника, в который входили П.П.Рябушинский, М.И.Бриллиантов, А.И.Морозов, Ив.Е.Кузнецов и другие.

Но, к сожалению, этому проекту не было суждено осуществиться. 7–10 ноября 1913 г. в Москве проходил старообрядческий съезд. Председатель доложил съезду, что вопрос о постановке в Боровске часовни-памятника на могиле боярыни Морозовой и княгини Урусовой снимается с обсуждения вследствие запрещения представителем полиции. П.П.Рябушинский в заключительной речи произнёс: «Я верю, наступит скоро тот день, когда старообрядцы уже соберутся при лучшей, радостной обстановке. Ибо придёт, наконец, правда, восторжествует справедливость».

Но начавшаяся Первая мировая война, за ней тяжёлые годы гражданской войны помешали совершиться благому делу. После установления советской власти, когда закрывались храмы, подвергалось преследованиям духовенство, о создании памятника, разумеется, не могло быть и речи. В 1940 г. была закрыта и единственная остававшаяся в городе старообрядческая церковь — Покрова Пресвятой Богородицы. На протяжении почти полувека боровские старообрядцы не только сохраняли общину, но и использовали любую возможность, чтобы возвысить свой голос о возвращении им храма (2).

Партийная администрация считала, что Городище, где находились летний кинотеатр, городской сад, школа, а затем и здание райкома партии, не место для старообрядческой святыни. 10 марта 1960 г. надгробная плита в качестве исторического памятника была увезена из Боровска и положена во дворе Калужского областного краеведческого музея, где пролежала почти 30 лет. А в начале 1980-х годов на месте захоронения сестёр-мучениц была возведена пристройка к райкому партии. Только в 1989 г. плита была возвращена в Боровск и помещена в экспозиции Боровского историко-краеведческого музея, посвящённой истории старообрядчества Боровского края.

В январе 1990 г., после 50 лет молений боровских старообрядцев, им был возвращён храм Покрова Пресвятой Богородицы. Активизировалась деятельность боровской старообрядческой общины во главе с настоятелем о.Артемоном Шендригайловым. Для него была очевидной необходимость установления памятного креста недалеко от места погребения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. В том же 1990 г. в газете «Боровские известия» появляются заметки с предложениями установить памятный знак. В №29 был опубликован проект памятного знака боровского архитектора В.Черникова. Вскоре инициативная группа завода «Вега» обратилась к боровчанам с предложением «Восстановить могилу боярыни Морозовой и княгини Урусовой» (№82). Это предложение было поддержано историками и краеведами («Не разрушать, а сохранить», №84). Наконец, было опубликовано интервью с о.Артемоном и представителями общественности («Установить памятный знак», №87), в котором говорилось о необходимости установления памятного знака. Однако отрицательное отношение к проблеме руководителей района мешало осуществить задуманное.

14 мая 1992 г., в день памяти преподобного Пафнутия, боровских старообрядцев посетил митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Алимпий. Он побывал на древнем Городище – месте погребения сестёр-мучениц и высказал пожелание, чтобы здесь рано или поздно был установлен памятный знак или часовня. Это пожелание совпало с мнением боровчан и настоятеля храма о.Артемона. Однако их намерениям было суждено осуществиться лишь в мае 1996 г., когда было получено разрешение от администрации Боровска и района о выделении старообрядческой общине участка земли на Городище.

19 июня 1996 г. о.Артемоном в присутствии собравшихся прихожан храма, а также других боровчан был совершён молебен на отведённом месте и установлен двухметровый деревянный крест. В подножие креста была вмурована металлическая табличка с надписью: «Здесь на боровском городище в 1675 году были погребены мученицы за древлеправославную веру боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова (во инокинях Феодора) и ее сестра княгиня Евдокия Прокофьевна Урусова». С этого времени, следуя старой традиции, ежегодно 24 (11) сентября боровчане-старообрядцы и все, кто чтит память сестёр, после совершения Божественной литургии приходят к кресту, где служится молебен святым мученицам.

15 января 1998 г. администрацией г.Боровска было вынесено постановление №9 «О закреплении земельного участка за памятником-часовней боярыне Морозовой». На основании этого постановления старообрядческой общине было выдано свидетельство на право пользования земельным участком 0,007 га.

17–18 мая 2000 г. в Москве проходил I (19) Учредительный Всероссийский съезд старообрядцев Русской Православной Старообрядческой Церкви. На рабочем собрании был создан Комитет по строительству часовни в г.Боровске. В комитет вошли: митрополит Алимпий, о.Леонид Гусев, Е.И.Милованова, С.Кокорин, Е.Е.Елисеев, И.А.Солдатёнков, В.И.Осипов. Архитекторам на конкурсной основе было предложено изготовить эскизный проект часовни. К 27 июля эскизные проекты часовни  А.А.Синельникова (с.Старая Некрасовка, Украина), А.П.Долнакова (Новосибирск) и И.А.Солдатёнкова (Боровск) были представлены на обсуждение в митрополию. Был утверждён проект, разработанный А.А.Синельниковым.

Кроме того, составлено воззвание ко всем старообрядцам «с просьбой о посильном участии в создании часовни в память боярыни Морозовой и княгини Урусовой в г.Боровске Калужской области».

Но, к сожалению, более детальное рассмотрение проекта вызвало в Комитете разногласия, сущность которых сводилась к следующему:

1. Когда предполагали строить часовню, исходили из того, что её размеры должны быть небольшими: 6х6 м и высота до 5–7 м. Это позволяло получить разрешение на строительство в исторической, плотно застроенной, части Городища, где высота построек не должна превышать 10 м.

2. В эскизном проекте высота часовни достигала 17 м. В таких условиях часовня оказывалась со всех сторон стиснутой уже существующей застройкой.

3. Кроме того, не было учтено, что в непосредственной близости от предполагаемого строительства проходят различные коммуникации, которые при строительстве будут нарушены.

Однако существовал запасной вариант: отнести часовню в северо-восточную часть Городища, на 30—40 м от намеченной прежде площадки, на совершенно открытое место. Отсюда часовня видна со всех сторон.

4 октября 2000 г. в Боровске состоялось рабочее совещание по вопросу строительства часовни. На нём присутствовали: директор Дирекции по охране, реставрации и использованию историко-культурных памятников Калужской области Т.В.Голоушкина, архитектор Боровского района Р.Г.Нестеренко, заместитель главы администрации Боровска А.В.Бодрецов, о.Артемон, И.А.Солдатёнков, А.А.Синельников, В.И.Осипов. Во время обсуждения автору проекта было предложено либо изменить размеры часовни, либо перенести её на новое место. Увы, определённого решения на этом совещании принято не было.

Спустя некоторое время Комитет решил не переносить строительство часовни на новое место, а объявить конкурс на новый проект, который отвечал бы всем техническим и архитектурным требованиям. 19 февраля 2001 г. постановлением администрации г.Боровска №24 было разрешено проектирование памятника-часовни на участке, выделенном в 1998 г., при согласовании проекта с архитектурными службами и после проведения геологических и археологических обследований.

9 апреля 2001 г. Митрополит Московский и всея Руси Алимпий благословил объявить новый конкурс на архитектурный проект памятника-часовни боярыне Морозовой, княгине Урусовой и иже с ними в ХVII в. за правоверие пострадавшим.

С учётом градостроительной концепции застройки исторической части г.Боровска архитекторам было предложено придерживаться следующих условий:

"1. Согласно архитектурно-планировочному заданию (АПЗ), размеры выделенного участка земли составляют 7х12 м. Высота часовни до 10 м.

2. Разработку проекта часовни желательно осуществить в традициях древнерусской школы зодчества.

3. Эскизные проекты представляются в формате А 3.

4. Состав проекта: 1) план, 2) 4 фасада, 3) разрез, 4) пояснительная записка.

5. Часовня должна иметь вход и окна с боковых сторон.

6. Основной объём часовни должен быть выполнен из оштукатуренного кирпича или белого камня.

7. Проект делается безвозмездно. Общая стоимость проектно-сметной документации и строительства в пределах 500—600 тыс. руб. (20000 $).

8. Все проекты, присланные на конкурс, будут опубликованы в старообрядческих периодических изданиях и составят в дальнейшем основу архитектурного фонда Русской Православной Старообрядческой Церкви".

Конкурс проводился с 15 апреля по 3 июня (День Святой Троицы).

Пока архитекторы работали над новым проектом, на месте будущего строительства было проведено геологическое обследование: пробурены 5 скважин на глубину 10 м.

В июне в Комитет на конкурс поступили проекты. Победителем избран архитектор из Новосибирска А.П.Долнаков. (Эскизный проект А.П.Долнакова помещён на 2 и 3-й страницах обложки). В новом проекте архитектор использовал некоторые идеи А.А.Синельникова. После согласования проекта в архитектурных комиссиях Боровска и Калуги было дано разрешение на строительство часовни по данному проекту. А.П.Долнаков приступил к разработке строительных чертежей.

Согласно архитектурно-планировочному решению, "главная композиционно-художественная идея часовни заключается в прославлении христианского подвига мучениц за святоотеческую веру под покровом небесных сил. Центральный купол символизирует покровительство Пресвятой Богородицы страдалицам инокине Феодоре (боярыне Морозовой) и её сестре княгине Урусовой. Два малых купола на боковых западных закомарах символизируют жизнь и мученическую смерть этих святых жён.

Для усиления объёмно-пространственной композиции и духовного звучания памятника-часовни архитекторы считают возможным на боковых закомарах восточного фасада установить ещё 2 барабана с такими же куполами, которые могут быть посвящены ещё двум боровским мученицам Марье (М.Г.Даниловой) и инокине Иустине, принявшим страдания и смерть вместе с свв.Феодорой и Евдокией.

Композиция всех 4 фасадов — симметричная, трёхчастная. Центральные закомары в верхней части заполнены фресками... Тема фресковых композиций — иконопись; может быть конкретизирована в процессе строительства часовни...

Вход в часовню из-за стеснённости объёма — один, с западного фасада.

Часовня покоится на стилобате со ступенями, ведущими к главному входу. Со стороны главного входа по обеим сторонам в стене расположены ниши с иконами, здесь могут поставить свечи те паломники, которые приедут к часовне, когда она закрыта. На 3 других фасадах установлены доски с описанием жития и страданий боровских мучениц...

Естественное освещение внутреннего пространства часовни осуществляется через 4 оконных проёма в барабане центрального купола. Отражённая освещённость интерьера создаёт внутри часовни молитвенное настроение.

Основной замысел решения внутреннего пространства часовни состоит в разделении его по вертикали на 2 части.

Пространство часовни на уровне стилобата посвящено прославлению мучеников за древлее православие. В центре часовни 4 житийных иконы образуют квадратный колодец, через который тусклый дневной свет просачивается в нижний, подземный уровень часовни.

Подземная часть часовни символизирует земляную яму, в которой томились мученицы в последние дни своей жизни. В нижнюю часть, где устроен склеп с гробницей, ведут из подземного зала крутые каменные ступени... Именно в этом склепе у гробницы страдалиц каждый православный на мгновение ощутит величие подвига боярыни Морозовой, княгини Урусовой и иже с ними пострадавших".

Кроме сооружения часовни, планируется благоустроить прилегающую территорию площадью 500 кв. м.

В сентябре калужским археологом О.Л.Прошкиным было сделано и археологическое обследование. И вот в праздник Покрова Пресвятой Богородицы была получена техническая документация на строительство нулевого цикла часовни.

Дело, которое на протяжении ХХ столетия старообрядцы пробовали осуществить, благодаря усилиям многих людей двинулось.

 

И верит она – не погибнет

Идея свободной мольбы.

Настанет пора – и воздвигнут

Ей памятник вместо дыбы.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

1. Осипов В.И., Осипова А.И. Боровские мученики // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.5. 1996. С.61–66; Осипов В.И. Судьба могилы боярыни Ф.П.Морозовой в г.Боровске // Вторые Аввакумовские чтения. Нарьян-Мар,1996. С.26—30;

2. Осипов В.И., Осипова А.В. Из истории Боровской старообрядческой общины во второй половине ХХ в. // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы V научно-практической конференции. М.,2000. С.235—246.

 

 

Р/с 40410810322070000012

к/с 30101810100000000612

ИНН 4003011262;  БИК 042908612

Калужский банк СБ РФ г.Калуги АКСБ Боровское отд. №2671 г.Боровска.

Внебюджетный Фонд Культуры МО «Боровский район».

В назначении платежа указывать: Благотворительное пожертвование на строительство часовни боярыне Морозовой в г.Боровске.

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100