Полки для икон Купить икону
CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Наука

 

"Говоры у семейских Забайкалья"

 

Казанцева Т. "О пении староверов-семейских"

 

С.Г. Жамбалова, Н.Б. Жалсараева "О Никольской старообрядческой церкви в экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья"

 

Тихонова Е.Л. "Предания старообрядцев (семейских) Забайкалья о заселении края"

 

Замула И.Ю. "Из истории семейских Верхнеудинска в XIX - начале XX вв."

 

Забайкальские старообрядцы ("семейские")

 

Кузнецова И.С. "Быт и культура семейских старообрядцев"

 

Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"

 

Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"

 

Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"

 

Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"

 

Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"

 

Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"

 

Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"

 

Сережникова

И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"

 

Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"

 

Юхименко Е.М. "Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни"

 

Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"

 

Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"

 

Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"

 

Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"

 

Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"

 

Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"

 

Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"

 

Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"

 

Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"

 

Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"

 

Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"

 

Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"

 

Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"

 

Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"

 

Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества"

 

 

И.М. Сережникова

(Издательская группа "Златоуст" РПСЦ. г. Улан-Удэ)

 

Крест на сопке Орлиной в г. Владивостоке

 

"Крест - хранитель всей вселенной"

 

Увековечение памятных Церкви мест уходит корнями в древний Иерусалим, где храмы, часовни и святые места напоминают о наиболее значимых, в истории Церкви, событиях. Так были некогда воздвигнуты храм Соломона (ныне не существует), храм Рождества Исуса Христа, часовня Гроба Господня, Стена Плача и т.п. Эта традиция была почерпана Русской Православной Церковью у Византии еще в Х в. н.э. и сохраняется по сей день.

На памятных и святых местах и сейчас возводятся храмы, часовни и поклонные кресты. К примеру: храм Христа Спасителя - на месте взорванного в советское время храма, часовня инокини Феодоры (боярыни Морозовой) - на месте ее мученической кончины в г. Боровске Калужской обл. (1), крест на месте бывшего епархиального управления Дальневосточной епархии в с. Бардагон Амурской обл. (2).

Традиция  установки поклонных крестов на Руси существовала издревле. Поклонный крест мог ставиться в любом месте (чаще на возвышенном) по различным причинам: в случаях переселения деревни (на старом месте и на том, которое хотят заселить), на перекрестках дорог и за селением (как знак родовых границ), на курганах.

Крест мог быть поставлен одним человеком (по обещанию (обету), например, за рождение сына), семьею (например, за сохранение от мора, за урожай) или целой общиной в честь праздника (Троицы, Покрова и т.д.), в честь ангела или святого. Устанавливали кресты и в честь знаменательного события, битвы или победы.

Православные поклонные кресты чаще всего встречаются деревянные (восьмиконечной формы), реже каменные четырехконечные или литые. Они могли украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным оставалось их Православное содержание и ориентация на восток.

Различался в истории христианства и способ установки (освящения) крестов: от краткой молитвы "Отче наш", сказанной одним человеком,  до многотысячных процессий с духовенством, с иконами и певчими, где каждый участник нес с собою горсть земли от  своего порога (или камень), которые укладывал под основание креста на "Голгофу" (3).

Эти Православные традиции сохранены по сей день и имеют свое проявление и на приморской земле, в том числе и в г. Владивостоке.

 

Проявления религиозной активности православных христиан и в вопросах установки и освящения поклонных крестов наблюдается в начале 90-х гг. в период начала либерализации российского общества. На волне начавшихся расширений религиозных свобод выплеснулась давимая ранее спонтанная тяга православно ориентированных граждан к проявлениям из религиозности. Установка поклонных крестов буквально волной прокатилась по Приморскому краю (4), вероятно в связи с тем, что изготовление восьмиконечного креста явился наиболее быстрым и наименее затратным способом воздвижения Православной святыни (креста).

Не обошла эта волна и столицу Приморского края г. Владивосток. Во Владивостоке в 1993 г. было установлено сразу два поклонных креста: на Эйгершельде на сопке Крестовой (возвышенность в юго-восточной его части) и прямо над центральной площадью города - на сопке Орлиной. Крест на Крестовой сопке не смог остаться в истории города. В настоящее время точно не известно сколько он простоял времени, кем, когда и по каким причинам был убран.

Другая судьба ожидала поклонный крест на сопке Орлиной, который и по сей день украшает вершину горы над центром города.

Выходя "за церковную ограду" и попадая в полимировоззренческий и многоконфессиональный социум, Поклонный крест начинает нести на себе иные смысловые значения, иногда отличные от православного. Так в бытовом сознании формируется мнение о христианской святыне, как о некоем памятнике. В настоящее время это восприятие прочно укрепилось (как мы увидим ниже) не только у неправославных жителей Владивостока. Крест на сопке Орлиной приобрел статус своеобразного памятника.

Цель настоящей работы - восстановление и сохранение для истории города и краеведения хотя бы кратких сведений о том, каким образом происходило становление этого символа.

 

Тот крест, который мы видим сегодня на Орлиной - четвертый по счету, установленный на одном и том же месте в период с 1993 по 1998 год.

Идея установки креста возникла летом 1993 г. у жителя г. Владивостока Спиридонова Владимира Георгиевича, прихожанина Свято-Никольской старообрядческой общины  г. Владивостока, относящейся к Русской Православной Старообрядческой Церкви (Белокриницкая иерархия).

По рассказам Спиридонова В.Г. в то время у него появилось страстное желание проповеди древлеправославия, в том числе и выражение этой проповеди во внешних проявлениях - установках восьмиконечных крестов (5).

В истории раскола Русской Православной Церкви XVII в. наблюдается разное отношения к восьмиконечному кресту противоборствующих сторон. Последователи реформ патриарха Никона (имевшие прокатолическую ориентацию) резко отрицательно относились к сему древнему Православному изображению креста и даже наложили на восьмиконечное (в древности - "осьмиконечное")  изображение анафемы (проклятия). Сторонники древнего Православия (старообрядцы или староверы) напротив, с особой ревностью хранили "осьмиконечный крест" и относились к нему, как к символу чистоты веры. Со временем отношение новообрядцев ко кресту изменилось. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви Московского Патриархата 1971 г. анафемические клятвы (проклятия) были отменены. Старообрядцы же по сей день не изменили своего благоговейного отношения к восьмиконечному кресту, считая его символом торжества Православия (6).

Так в конце ХХ в. владивостокский христианин-старообрядец стал проповедовать древнее Православие, двоеперстие и ставить "осьмиконечные" кресты во славу Божию.

В середине августа 1993 г. Спиридоновым В.Г. была собрана небольшая группа единоверных христиан, с которыми он решил установить два креста на наиболее высоких сопках города. Первый крест был поставлен на сопке Крестовой (полуостров Эйгершельд), на Орлиной - второй.

Кресты устанавливали по ночам. Изготовленный заранее поклонный крест приносили на сопку частями в разобранном виде, собирали на вершине и устанавливали. Ямы под крест глубиной в 1 метр и полтора шириной также копали (долбили скалу) по ночам. Установка крестов сопровождалась достаточной секретностью, т.к. христиане опасались возможных конфликтов с властями из-за своих несанкционированных действий.

Первый деревянный крест на Орлиной, по сравнению с тремя последующими, был небольшой - 2,5 метра. Собирали его в непосредственной близости со строением телевышки (ныне на этом здании написано крупными красными буквами "Иисус Господь"). В подножье креста уложили камни так, чтобы получилась небольшое возвышение. Это каменное возвышение в Православии символизирует гору Голгофу, на которой был распят Исус Христос. По мнению христиан установка креста на Орлиной сопровождалась необычными явлениями - чудесами.

Доброхоты работали без перерыва с 1 часу до 5 часов утра. Им всю ночь светила яркая луна, которая, как показалось христианам всю ночь висела на одном месте. А ровно во время, когда крест был установлен, неожиданно (т.к. светила луна), пошел небольшой дождь, который как бы окропил (освятил) установленную святыню (7).

 

Простоял этот крест не более 2 месяцев. Вскоре он был повален и разрушен. Кто и когда его сломал неизвестно. С разломанным на две половины крестом поступили следующим образом: нижнюю часть Владимир забрал себе домой, там доделал до креста и использовал для моления и расположения на нем икон. А верхнюю часть креста там же на Орлиной "установили" в основание второго креста, который водрузили на месте, где стоял первый крест.

Второй крест было решено устанавливать большего размера, т.к. первый из отдаленных точек центра города не был заметен на сопке. Его размер был более 7 метров в высоту, изготовлен из бруса 20х20 см.

Крест был заказан и изготовлен у христиан-старообрядцев на ст. Океанской. В разобранном виде доставлен к 2-х этажному дому, находящемуся с западной стороны Орлиной, а затем и на вершину горы. В восстановлении креста принял участие священноиерей Валерий Новицкий (служивший в период с 1993 по 1998 гг. в Приморском крае старообрядческим священником и благочинным).

Установление второго креста состоялось 30 сентября 1993 г. на празднование Премудрости Божией Софии и в честь Господа Бога Исуса Христа. Спустя некоторое время отец Валерий Новицкий освятил крест по древлеправославному чину.

Появление более высокого креста над центром города не осталось незамеченным. Его стало хорошо видно не только с площади, но и с многих мест центра. По данному событию публиковались материалы в приморских газетах (8).

 

С одной стороны, акт разрушения первого креста вызвал возмущение в сердцах старообрядцев, с другой стороны, это событие стало своеобразной рекламой и помогло христианам воспринять крест на Орлиной своей святыней и местом паломничества (9).

В условиях отсутствия молитвенного помещения старообрядцы во главе с о. Валерием до 1997 г. использовали это место, как место молитвы и отправления духовных треб. К примеру, в 1995 г. Спиридонов В.Г. был обвенчан со своей женой у креста на Орлиной, здесь же (чуть ниже креста) иерей Валерий Новицкий похоронил своего отца. В это же время здесь у христиан проявилась древняя, представляющая интерес для этнографов, традиция ношения камня с подножья горы ко Кресту и укладывание его к подножию креста на "Голгофу".

Крест на Орлиной многократно посещали старообрядцы, приезжавшие из других городов. Верующие других конфессий (в частности православные (новообрядческие) христиане) так же восприняли крест своей святыней и местом паломничества.

 

Второй крест простоял на Орлиной до лета 1997 г., когда был сожжен у основания и повален. Привыкшие за 4 года ко кресту жители города восприняли его сожжение актом вандализма. В СМИ Приморского края, в том числе и старообрядческих, прошел ряд сообщений об этом происшествии (10). Такая реакция общественности на разрушение креста свидетельствует о том, что к этому времени в сознании горожан крест на Орлиной воспринимался уже не как узко конфессиональный старообрядческий символ, но как нечто большее, вышедшее на иной более высокий социально-культурный уровень.

Массивный и крепкий брусовой крест не разрушился при падении. 29 июня 1997 г. христиане Свято-Никольской старообрядческой общины г. Владивостока, во главе с председателем общины Александром Фроловым и Владимиром Спиридоновым третий раз установили крест.

Крест восстанавливали на прежнем месте. С целью предотвращения поджога, в яму вставили большую металлическую трубу, зацементировали ее, а затем при помощи автокрана подняли крест, вставили в трубу и забетонировали крест в трубе. Так крест постоял один год (11).

Кто с неопределенной периодичностью разрушал Православную святыню в настоящее время нам не известно. На сопку Орлиную кроме христиан-паломников часто поднимаются иноверцы, не всегда положительно относящиеся к этой Православной святыне, молодежь для пикников и иные люди.

Летом 1998 г. деревянный крест был снова повален и, на сей раз, полностью разрушен.

И вновь в прессе прошли возмущенные материалы о вандализме на Орлиной. На этот раз восстановить крест старообрядцы не успели. За восстановление святыни быстро принялись реестровые казаки Владивостокского казачьего дивизиона во главе с атаманом Полуяновым. В том же 1998 г. крест, сваренный из железных труб и надежно вваренный в трубу, установили.

Но на этот раз крест (который стоит и по сей день) имел некоторые особенности. Сказалось то, что в данном случае, восстановительными работами занимались христиане Русской Православной Церкви Московского Патриархата (новообрядцы). В частности: у Поклонного креста исчезла "Голгофа", вместо ее создано плоское, ровно залитое, цементное возвышение (постамент) со ступеньками, подобный тому, как делается у гражданских (светских) памятников. На самом кресте с западной стороны была приварена табличка с надписью: "Казакам землепроходцам имя же им Бог весть от благодарных потомков в годовщину 350-летия выхода казаков Семена Дежнева в Тихий океан. 1648г.-1998г." Так поклонный крест, некогда воздвигнутый во славу Божию, на протяжении ряда лет являлся памятником, поставленным в честь первопроходцев.

На начало 2002 г. этой таблички на кресте не обнаружено (снята либо сорвана). Поклонный крест обрел свое первоначальное предназначение - своим видом знаменовать воскресение Исуса Христа и торжество Православия.

 

Поклонный крест на Орлиной в культурно-историческом смысле стал значимым явлением, в котором, вот уже скоро десятилетие переплетаются духовные, исторические, культурно-нравственные события от истории возрождения Старообрядчества до воспоминаний о первооткрывателях дальневосточных земель.

Кроме того сопка Орлиная является местом, с которого открываются прекрасные виды на бухту Золотой Рог и Амурский залив, на центр города, полуостров Эйгершельд и район Первой Речки. Все это может способствовать возникновению специальных экскурсионных маршрутов, в которых история возникновения Древлеправославного поклонного креста на сопке Орлиной может оказаться не безынтересной.

 

 

Примечания:

 

1. Памятник-часовня в Боровске. Церковный календарь на 2002 г. Изд. Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви. М., 2001, с. 122-123.

2. Поклонный крест в селе Бардагон. г-та "Русь православная" № 6 (60), 2001, с. 1-3. Изд. Древлеправославных общин Приморского края РПСЦ. г. Большой Камень Приморского кр.

3. Крест поклонный. ж-л "Сборник Рогожской старообрядческой казачьей общины" №1, М. 2001, с. 74.

4. Елисеев Е.Е. Крест Господень. г-та "Русь православная" № 2, 1996. Изд. Древлеправославных общин Приморского края РПСЦ. г. Большой Камень Приморского кр.

5. Елисеев Е.Е. Крест на сопке Орлиной в г. Владивостоке. Воспоминания Спиридонова В.Г. (Дневниковые записи). Материалы по истории Дальневосточной епархии РПСЦ. Текущий архив Издательской группы "Златоуст" РПСЦ. г. Улан-Удэ.

6. Противоречия о осьмиконечном кресте Христовом. Броня правды. Изд. Хронограф. 1895, л. 85-86; Атипин Е. Правда, которую знать не всем выгодно. "Русь православная" № 15, 1996 г. с. 2, РПСЦ, г. Б. Камень;

7. Воспоминания Спиридонова В.Г. (там же)

8. Тайгин В. Крест над Владивостоком. На сей раз старообрядческий. г-та "Владивосток" от 6 окт. 1993 г. с. 2.

9. Пантелеева Т. С высоты Орлиной. "Русь православная" № 8, 1996 г. с. 4. Изд. Древлеправославных общин Приморского края РПСЦ. г. Большой Камень Приморского кр.

10. Атипин Е. "Актом вандализма..." "Русь православная" № 7 (23), 1997 г. с. 5, РПСЦ, г. Б. Камень; Крест на сопке Орлиной. ж-л "Дальневосточный старообрядец" № 6, от 5.09.1998 г., с. 56. Изд. Совета Съезда Древлеправославных общин Приморского края РПСЦ. г. Большой Камень Приморского кр.

11. Воспоминания Спиридонова В.Г. (там же)

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"