Полки для икон Купить икону
CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Наука

 

С.Г. Жамбалова, Н.Б. Жалсараева "О Никольской старообрядческой церкви в экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья"

 

Тихонова Е.Л. "Предания старообрядцев (семейских) Забайкалья о заселении края"

 

Замула И.Ю. "Из истории семейских Верхнеудинска в XIX - начале XX вв."

 

Забайкальские старообрядцы ("семейские")

 

Казанцева Т. "О пенин староверов-семейских"

 

Кузнецова И.С. "Быт и культура семейских старообрядцев"

 

Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"

 

Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"

 

Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"

 

Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"

 

Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"

 

Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"

 

Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"

 

Сережникова

И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"

 

Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"

 

Юхименко Е.М. "Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни"

 

Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"

 

Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"

 

Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"

 

Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"

 

Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"

 

Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"

 

Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"

 

Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"

 

Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"

 

Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"

 

Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"

 

Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"

 

Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"

 

Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"

 

Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества"

 

 

Курикалова Анна Вячеславовна

(Сотрудник Забайкальского отделения Древлеправославного Иркутско-Амурского архива Русской Православной Старообрядческой Церкви. г. Улан-Удэ)

 

 

Священнослужители Забайкалья.

Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова, иерея Старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии.

(К 100-летию со дня рождения и 60-летию со дня упокоения).

 

 История появления старообрядцев в Забайкалье начинается со времен церковного раскола. Массовое освоение края началось в конце XVIII в., когда с западных областей России за Байкал депортировались целыми семьями хранители Старой веры, за что получили название «семейские». И поныне среди населения Забайкалья старообрядцы по своей численности занимают значительное место. Однако история старообрядчества Забайкалья до сих пор недостаточно исследована и изучена.

 Далеко не все известно науке о старообрядческом священстве, которое проживали в этих краях. Их биографии по крупицам составляются современными исследователями из воспоминаний и рассказов информантов, сохранившихся документов и писем, случайных находок. Именно такие источники информации позволили сотрудникам Древлеправославного Иркутско-Амурского архива Русской Православной Старообрядческой Церкви (Забайкальское отделение располагается в г. Улан-Удэ) приступить к исследованию жизни исповедника Сергия Селенгинского (Думнова А.С.), священноиерея старообрядческой церкви. Воспоминания его сына Думнова Иова Сергеевича, отраженные им в его письмах, раскрыли некоторые подробности жизни отца Сергия.

 

 Род Думновых происходит из села Тарбагатай Верхнеудинского уезда Забайкальской волости. Сергий Афанасьевич родился на Востоке Сибири в городе Нерчинске в 1904 г., куда временно выезжали его родители. В семье было пятеро детей: четверо сыновей и дочь. Старообрядческой церкви в Нерчинске не было, и дети росли малорелигиозными. Среди них выделялся Сергий. С юных лет он отличался начитанностью и образованностью. Постоянно занимаясь самообразованием, он также изучал и осваивал различные ремесла - строительное, столярное, хорошо умел шить.

 В 1924 г. семья Думновых возвращается на территорию Бурятии в г. Верхнеудинск (ныне - Улан-Удэ). Здесь 20-летний Сергий, более глубоко заинтересовался вопросами веры, увлекся теософией и изучением Священного Писания. Это случилось после того, как им однажды была услышана проповедь священника, который говорил о необходимости изучения Писания. В поисках истины он начал широко использовать историческую и духовную литературу. В эти годы он приобрел очень большую библиотеку (впоследствии она была уничтожена НКВД), чтение книг стало для него средством саморазвития и приобретения необходимых знаний.

 Вскоре в жизни Сергия Думнова произошел трагический случай, в результате которого погиб его близкий друг. Переживая горе потери друга, Сергий понимал, что утешение он не найдет нигде, кроме церкви. Так он принял решение оставить город и поселиться жить в с. Тарбагатай, где находился старообрядческий храм во имя Святителя Николы Чудотворца. В то время там служил преосвященный Афанасий (Федотов /1877-1938/), епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока. 

 Владыка Афанасий был грамотным и умнейшим человеком Забайкалья, он пользовался огромной любовью среди христиан и обладал талантом духовного наставника. Здесь Сергий Думнов еще более укрепился в вере в Бога. Он становится послушником у епископа Афанасия, помогает ему в качестве секретаря и посыльного. В 1928 г. Сергий вступил в брак с Еленой Федотовной Ефимовой, которая была родом из старообрядческой семьи из с. Ягодное Селенгинского р-на Бурят-монгольской АССР. В начале 1930 г. Думнов был рукоположен во священники и направлен на служение в с. Ягодное.

 Здешние христиане-старообрядцы полюбили молодого иерея Сергия, постоянно приходили к нему за советом, за духовной поддержкой. В селе не было общеобразовательной школы, и не у всех сельчан была возможность поехать в город, чтобы получить образование, поэтому шли к о. Сергию взрослые и дети, чтобы научиться грамоте. Особенно часто к нему приходил старообрядец Иван Стефанович Федотов, с которым проводились совместные чтения вероучительных и святоотеческих книг, проводились полемики о старообрядческой вере. Надо заметить, что после смерти о. Сергия именно Иван Стефанович рассказал своим потомкам много интересного о его жизни.

 Короткий был срок священнослужения у о. Сергия Думнова. События 1930-х гг., прокатившиеся по стране волной кровавых репрессий и арестов церковнослужителей, уничтожением храмов, заставили христиан скрываться в пещерах или в глухой тайге. Так тарбагатайский епископ Афанасий пытался сохранить до лучших времен книги, иконы и церковную утварь в горных пещерах близь с. Тарбагатай. Вероятно, следуя его примеру, и о. Сергий также нашел в горах близ с. Ягодное (в 1-2 км от Щучьего озера) каменную пещеру, куда они вместе с Федотовым И. Ф. отнесли многочисленные церковные книги и иконы, чтобы сохранить от рук богоборцев. По рассказам жителей села о. Сергий неделями жил и молился Богу в этой каменной пещере, где разместиться человек может лишь стоя на коленях.

 В 1935 году, взяв благословение у епископа Афанасия, он с супругой Еленой и 3-мя детьми перебрался жить в тайгу за р. Убукунку, построив там деревянный дом. Прожили они в лесу лишь одну зиму. НКВД обнаружили их уединенное жилище и арестовали молодого священнослужителя. Во время допроса его спросили: зачем он поселился жить в тайге, на что о. Сергий ответил: «Богу молиться и умереть». Этой фразы было достаточно, чтобы его обвинить в религиозной пропаганде и арестовать. Дом со всем имуществом изъяли и вывезли из тайги в неизвестном направлении. Жена Елена в возрасте 24 лет с тремя маленькими детьми осталась без места жительства и средств существования. Сельчане сочувствовали ей, но оказывать помощь жене «врага народа» было небезопасно. Прожив некоторое время в бане одного из разрушенных хозяйств Думнова Е.Ф. переехала на жительство за 7 км от села на станцию Сульфатная, затем в г. Гусиноозерск.

 По рассказам жителей с. Ягодное книги и церковная утварь, спрятанные о. Сергием в пещере на Щучьем озере сохранялись до 1957 г. Примерно в это время сотрудниками НКВД были обнаружены и изъяты в большом количестве книги, иконы и церковная утварь из пещер епископа Афанасия в с. Тарбагатай. Некоторое время спустя сотрудникам НКВД стало известно, что Федотов И.С. знает место, где о. Сергий спрятал свою библиотеку. Иван Стефанович под страхом репрессий вынужден был показать это место. В пещере оказалось множество книг и икон. Решили забрать самые новые, хорошо сохранившиеся. Остальные книги и церковную утварь, вытащив из пещеры, подожгли. По воспоминаниям Федотова И.С. над костром, вдруг, начали летать неизвестно откуда взявшиеся птицы. Их становилось все больше и больше. Они стаей летали над костром, то, опускаясь совсем низко, то, поднимаясь к небу и тогда небо казалось темным от такого огромного количества неизвестных птиц. Всех присутствующих охватил страх, всем стало понятно, что происходит что-то необычное. Один из сотрудников НКВД снял шапку и произнес: «Поистине мы уничтожаем Божье дело. Это не птицы… Это Ангелы…». Известно, что впоследствии этот человек пришел к вере в Бога.

 Из заключения от о. Сергия в течение 2-х лет после ареста пришло несколько писем, затем письма приходить перестали. Его супруга пыталась узнавать об участи мужа, но безуспешно. В 1944 г. ей пришло известие о том, что Думнов Сергей Афанасьевич умер от истощения на Амурской железной дороге. Никаких подробностей сообщено не было. Трудную жизнь прожила Елена Федотовна, в одиночестве вырастила 3-х детей. Упокоилась в 1979 г. и погребена на старообрядческом кладбище с. Ягодное.

 Дело служения Богу, начатое о. Сергием в роду Думновых не прошло даром. Спустя много лет его сын Иов Сергеевич, тоже отбыв срок за веру в Бога, стал священником. А дальше и внуки. Теперь в Русской Православной Старообрядческой Церкви служат священниками 4 внука отца Сергия: иерей Иоанн (настоятель Покровского кафедрального собора г. Москвы), иерей Никола (г. Барнаул Алтайского края), иерей Алексий (с. Чернуха Арзамасского р-на Горьковской области), иерей Василий (г. Меленки Владимирской области). Все они имеют духовную и молитвенную связь со многими другими родственниками проживающими ныне в Республике Бурятия.

 В 2001 году Освященный Собор РПСЦ причислил к лику святых всех священномучеников, мучеников и исповедников за веру Христову в ХХ веке от безбожия пострадавших. Жители с. Ягодное считают, что о. Сергий Думнов (в молитвах его называют священномученик Сергий Селенгинский), пострадавший за веру в Бога, удостоен чести быть причисленным к лику святых. К примеру, строящуюся в селе часовню христиан-старообрядцов первоначально решили назвать в честь священномученика Сергия Селенгинского, но окончательно решили наименовать в честь всех новомучеников Российских.

 

 В июне 2004 г. сотрудниками Древлеправославного Иркутско-Амурского архива РПСЦ г. Улан-Удэ была организована экспедиция в Селенгинский р-н с целью организации поиска места былого хранения о. Сергием Думновым библиотеки. Пещеру искали по записям сделанным его сыном Иовом Сергеевичем, хорошо знавшим это место. Обнаружить это место оказалось довольно не сложной задачей. Поднимаясь от с. Ягодное по так называемой Смолёвой пади, обнаруживается единственная в этом распадке скала. Практически на вершине этой скалы располагается большой валун, снизу напоминающий квадрат. Это место и определил Иов Думнов, пещерой о. Сергия. Поднявшись к валуну, нами действительно был обнаружен маленький лаз, преодолев который, мы оказались в небольшом нерукотворном углублении, составляющим длину около 2 метров и по примерно метру в высоту и ширину. Лаз находится в юго-западной части углубления, дальняя часть ориентировано почти строго на восток. Находиться в этом углублении взрослому человеку могло только сидя на корточках или лежа. Трудно представить каким образом о. Сергий мог проживать здесь по несколько дне и недель.

 Первичный осмотр пещеры показал явное прежнее присутствие здесь человека. На нижней части имелись обгоревшие и истлевшие останки деревянного настила. На выступе южной стены обнаружена рукотворная примитивная деревянная ложечка размером до 15 см, чуть ниже - обломанная часть деревянного переплета старопечатной книги с затвором медной застежки. Под валуном в западной части пещеры обнаружен старообрядческий медный крест-распятие размером 12 см. Найденные в пещере предметы в фонды архива. Обнаруженные предметы и их расположение позволили нам сделать следующие предположения:

- Найденное углубление является той самой пещерой о. Сергия Думнова, которая фигурирует во многих рассказах христиан;

- Из-за скрытости лаза пещера не посещалась после разорения, совершенного в 1957 г.

- Не смотря на труднодоступность местоположения пещеры, она могла бы стать привлекательным для паломничества христиан местом.

 Примечательно, что организация поиска мест христианских подвигов о. Сергия Думнова неожиданно совпали со 100-летием со дня рождения и 60-летием со дня гибели этого забайкальского священнослужителя.

 Возможности нашей экспедиции были ограничены временными рамками и слабой технической оснащенностью. В задачи первого выхода входил только лишь поиск места нахождения пещеры. Потому нами не было сделано подробное описание пещеры, фиксация мест обнаружения находок и детальное исследование пещеры. Сама пещера и прилегающая территория, на которой, согласно свидетельств очевидцев, производилось сожжение книг, требуют, на наш взгляд, тщательных археологических изысканий. Это входит в ближайшие планы архива.

 В планы Восточно-Сибирского благочинья РПСЦ на 2005 г. включены торжественные мероприятия по установки поклонного креста у пещеры о. Сергия и организация в эти места паломничества христиан. По решению сотрудников архива бронзовый Крест-распятие, обнаруженный в пещере, будет передан забайкальскому иконописцу Измайлову В.В. (с. Тарбагатай) для вставления в будущую престольную храмовую иконе ягоднинской часовни, на которой планируется изобразить священномученика Афанасия, епископа Иркутско-Амурского и священномученика Сергия Селенгинского, предстоящих Кресту. Днем прославления новомучеников Российских принято считать 2-ю неделю (2-е воскресение) после празднования Пятидесятницы. К этим дням в с. Ягодное Селенгинского р-на Бурятии планируется проведение ряда исследовательских и церковных мероприятий.

 

(Доклад на IV-ю международную научно-практическую конференцию «Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока»… г. Владивосток. 2004 г.)

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100