Полки для икон Купить икону
CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ
Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Ссылки Гостевая

Наука

 

"Говоры у семейских Забайкалья"

 

Казанцева Т. "О пении староверов-семейских"

 

С.Г. Жамбалова, Н.Б. Жалсараева "О Никольской старообрядческой церкви в экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья"

 

Тихонова Е.Л. "Предания старообрядцев (семейских) Забайкалья о заселении края"

 

Замула И.Ю. "Из истории семейских Верхнеудинска в XIX - начале XX вв."

 

Забайкальские старообрядцы ("семейские")

 

Кузнецова И.С. "Быт и культура семейских старообрядцев"

 

Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"

 

Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"

 

Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"

 

Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"

 

Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"

 

Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"

 

Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"

 

Сережникова

И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"

 

Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"

 

Юхименко Е.М. "Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни"

 

Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"

 

Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"

 

Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"

 

Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"

 

Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"

 

Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"

 

Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"

 

Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"

 

Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"

 

Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"

 

Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"

 

Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"

 

Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"

 

Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"

 

Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества"

 

Мурашова Наталья Сергеевна

(к. искусствоведения, Новосибирский государственный

педагогический университет)

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВАЖНЕЙШИХ ДАТ

ИЗ ИСТОРИИ АЛТАЙСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА

 

Воссоздание хронологии событий помогает проследить историю возникновения и дальнейшего развития центров русского старообрядчества. Одним из таких самобытных центров является Алтай, где первые староверы появились в XVIII в. Некоторые из них оказались в числе прочих русских переселенцев, подпавших

под правительственные указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов. Другие же были беглецами, скрывавшимися в труднодоступных ущельях Алтайских гор от правительственных повинностей, крепостной неволи и религиозных гонений. Таким образом, XVIII в. представляет собой период начального складывания традиций алтайского старообрядчества, поскольку это было время активных переселенческих процессов, когда на новое место жительства приезжали выходцы из различных мест европейской части России и Сибири.

В XIX в. наступает общая стабилизация в жизни алтайского старообрядчества. Переселенцы окончательно адаптируются к новым условиям, о чём свидетельствуют образование многочисленных деревень, налаживание связей между различными старообрядческими толками, появление уроженцев. Наиболее благоприятным периодом в истории алтайского староверия предстаёт время со второй половины XIX в. до 10-х годов XX в., что связано со смягчением политики правительства в отношении старообрядцев.

С установлением советской власти начались религиозные притеснения, в результате которых духовные устои алтайского старообрядчества были заметно подорваны. И лишь в последние десятилетия активизировался процесс религиозного возрождения: открываются новые храмы и моленные, в общины привлекается молодое поколение. Однако во многих отдалённых от городов

деревнях, напротив, религиозные традиции разрушаются и угасают.

Такова общая картина исторического развития старообрядчества на Алтае. Как же выглядит она в конкретных фактах, сменяющих друг друга? На основе сведений из книжных источников, а также данных, полученных во время экспедиций сотрудников Новосибирской консерватории и был составлен хронограф

алтайского старообрядчества XVIII-XX вв.

1720-е годы - появление первых старообрядцев на Алтае (9).

1737 г. - издано распоряжение об употреблении "раскольников" при казённых заводах к горным работам и о содержании их под крепким караулом (2).

1738 г. - издано распоряжение о переписи "раскольников" на демидовских заводах для включения их в феодальную податную систему (2).

1739 г. - Тобольская консистория объявила розыск "раскольников" в районе Томска, Кузнецка, Бердска, Белоярской слободы (12).

1742 г. - самосожжение старообрядцев в д. Лепехино Белоярской слободы (12).

1745 г. - арестован и отправлен в Тобольск старообрядческий начётчик Семён Тавдин, приписанный к Барнаульскому заводу (3).

1745 г. - в Барнауле состоялся богословский спор о вере между выходцем из Выговской пустыни Гаврилой Семёновым и католиком А.Беэром. Подробности религиозного диспута зафиксированы в рукописной книге Г.С.Украинцева "Вопросоответное разглагольство верою латынянина бригадира Беэра с завоцким

жителем Оукраинцевым, чинимое в 745 году", хранящейся в Государственном

Историческом музее в Москве (3).

1746-1747 гг. - самосожжение старообрядцев в деревнях современного Шипуновского района (12).

1747 г. - побег Семёна Тавдина из Тобольска в Барнаульский завод, где он исправлял обязанности духовного отца (3).

1748 г. - побег двух заводских рабочих Биткова и Плотникова через Убу в долину р. Бухтарма, в результате задержания которых властям стало известно о наличии поселений в глубине Алтайских гор (13).

1750 г. - из Тобольской консистории в Барнаул поступила промемория с требованием арестовать всех старообрядцев, живущих по рекам Чумыш и Чарыш в деревнях Кашкарагаихе, Тайменской, Луговой, Кармацкой, Чесноковской, Бельмесевой и Беспаловой. Духовный заказчик Самсон Мефодиев массовых арестов не предпринял, опасаясь самосожжения староверов (3).

1753 г. - барнаульский протоиерей Василий Иванов донёс в Тобольскую консисторию о готовящихся самосожжениях старообрядцев, проживающих близ д. Шипицыно на Чумыше (3).

1760 г. - издан сенатский указ "О занятии в Сибири мест от Усть-Каменогорской крепости по р. Бухтарме и далее до Телецкого озера, о построении там в удобных местах крепостей и заселении той стороны по рекам Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и прочим речкам, впадающим в Иртыш-реку, русскими людьми до 2 тысяч человек" (1).

1761 г. - прапорщик Зелёный, сопровождавший горную партию, обнаружил первое тайное поселение старообрядцев-каменщиков около одного из притоков р.Тургусун (1).

1762 г. - Екатерина II издала манифест, в котором приглашала вернуться в Россию русских раскольников, бежавших от религиозных гонений в Польшу, при этом место жительства они могли выбрать либо прежнее, либо Сибирь, в том числе и Алтай (14).

1764 г. - образование первых посёлков староверов-"поляков" (т.е. русских старообрядцев, возвратившихся в Россию из Польши - ред. сайта) Змеиногорском округе: Екатерининки, Шемонаихи, Лосихи, Секисовки, Бобровки (1).

1765 г. - издано специальное распоряжение, в котором повелевалось ссылать в Сибирь беглецов из Польши и Литвы (1).

1766 г. - основано старообрядческое с. Староалейское (материалы музея с. Староалейского Третьяковского района).

1770 г. - поездка на Алтай учёного и путешественника П.С. Палласа, в том числе уделившего внимание старообрядцам (8).

1779 г. - издано распоряжение о приписке к заводам крестьян-"поляков", действовавшее вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. (14).

1780-е годы - появление на Алтае сибирских и уральских часовенных (10).

1781 г. - основано бухтарминское с. Тургусун, в котором проживали старообрядцы-каменщики (материалы экспедиций сотрудников Новосибирской консерватории).

1786 г. - около 60 жителей Камня отправились к китайскому богдыхану с просьбой принять их под свою опеку (13); алтайские старообрядцы положили начало пчеловодству в Сибири (5).

1787 г. - основана д. Малая Убинка Владимирской волости Змеиногорского

округа, в которой жителями были староверы-"поляки" (14).

1790 г. - основана д. Быструха Владимирской волости Змеиногорского

округа, в которой жителями были староверы-"поляки" (14); обращение каменщиков к штрейгеру Приезжеву с просьбой о причислении к подданным Российской империи, о чём генерал-майор Штрандман отправил донесение в  Санкт-Петербург (1).

1791 г. - возникновение легенды о Беловодье (13); издан рескрипт Екатерины II о принятии каменщиков в состав России в качестве ясачных инородцев (13).

1792 г. - объявлен указ Екатерины II о присоединении бухтарминских старообрядцев к числу верноподданных от 15 сентября 1791 г. 4 поверенным каменщиков: Даниле Кривошеину, Михаилу Булычёву, Алексею Шестакову, Василию Зайцеву (16); вследствие принятия в состав России каменщиков вместо отдельных мелких посёлков было образовано 9 деревень с населением

более 300 человек: Осочиха (Богатырёво), Быково, Сенное, Коробиха, Печи, Язовая, Белая, Фыкалка, Малонарымская (Огнево) (1).

1793 г. - основание беспоповской моленной в д. Плоское Бийского округа (4).

1796 г. - замена каменщикам ясака денежной податью в размере 8 рублей 50 копеек в год (1).

1797 г. - привлечение "поляков" на заводские работы (1).

1799 г. - основание д. Черемшанка Риддерской волости Змеиногорского

округа, в которой жителями были староверы-"поляки" (14).

1802 г. - основание моленной в бухтарминском старообрядческом с.Кондратьево (5); основание беспоповской моленной в д. Новая Шульба Бийского округа (4).

1805 г. - основание д. Бутаково Риддерской волости Змеиногорского округа, в которой жителями были староверы-"поляки" (14).

1807 г. - первые сведения о беловодской легенде, полученные от поселянина Бобылёва и приводимые официальным историком МВД России Н.Варадиновым (13).

1809 г. - путешествие по Алтаю историка, этнографа, археолога, журналиста Г.И. Спасского, собравшего сведения о жизни и быте бухтарминских каменщиков (1).

1815 г. - основание старообрядческой моленной в бухтарминском с. Тургусун (4).

1817 г. - основание старообрядческой моленной в с. Белое Бухтарминской волости (7).

1820 г. - основание федосеевской моленной в с. Выдриха Риддерской волости (4).

1824 г. - ясачные каменщики были переведены в разряд оседлых инородцев с оброком по 8 рублей с человека (1).

1825-1826 гг. - первая документально зафиксированная попытка поисков Беловодья. В документе из архива Семипалатинского областного управления говорится, что китайский караул на левом берегу Бухтармы у перевала Бурхат задержал 43 крестьян, пришедших с Колывано-Воскресенских заводов (13).

1826 г. - описание жизни и быта бухтарминских старообрядцев, сделанное профессором Дерптского университета К.Ледебургом (3).

1828 г. - побег старообрядцев из двух селений горного округа и из бухтарминских деревень Чечулихи, Крестовки, Тургусун и Парыгино (всего более 100 человек) на Уймон (1).

1831 г. - в Барнаульское духовное правление поступил императорский указ: "по секрету, коим предписано, что старообрядцы не должны заводить для звону колокола и никаких нарядных исправлений у часовен" (3).

1832 г. - основание д. Поперечная Риддерской волости, в которой проживали староверы-"поляки" (14).

1835 г. - перепись Ясака, по итогам которой насчитывается326 мужчин и 304 женщины (7).

1836 г. - основание беспоповской моленной в с. Секисовка Владимирской волости (4).

1837 г. - здание беспоповской моленной в Секисовке Владимирской волости передано единоверцам (священник Симеон Вавилов из Барнаула) (4).

1839 г. - побег в легендарное Беловодье 300 человек из Бухтарминской волости во главе с братьями С. и П.Огневыми и П.Мурзинцевым (13).

1840 г. - очередной побег в Беловодье крестьян из бухтарминских деревень (13).

1845 г. - газета "Санкт-Петербургские ведомости" (№20-22, 27-30) публикует статью С.Гуляева "Алтайские каменщики" (3).

1850 г. - основание д. Стрежная Риддерской волости, в которой проживали староверы-"поляки" (14).

1850-е годы - начало занятий мараловодством бухтарминскими каменщиками (5).

1856 г. - основание д. Волчиха Владимирской волости, в которой проживали староверы-"поляки" (14).

1858 г. - побег в Беловодье Семёна и Хрисанфа Бобровых (7); основание д. Орловка Владимирской волости, в которой проживали староверы-"поляки" (14).

1859 г. - из центральной России в бухтарминские деревни прибыла монахиня белокриницкого согласия Екатерина Карельских с целью распространения "австрийской веры" (4).

1861 г. - побег в Беловодье под предводительством Х.Боброва (7).

1862 г. - в с. Крутоберезовка Владимирской волости начинает служение белокриницкий священник отец Константин (4); рукоположение Савватия (Степана Васильевича Левшина) в епископа Тобольского и всея Сибири (до 1882 г.) (10); рукоположение епископом Савватием в священники Михаила Екимова из д.Выдриха Александровской волости, ставшего в 1883 г. сибирским архиереем (4).

1863 г. - поездка на Алтай А.Принтца, описавшего жизнь и быт бухтарминских каменщиков (9).

1865 г. - основание единоверческого монастыря в Бийском округе (15).

1867 г. - основание деревень Пихтовка и Зимовская Владимирской

волости, в которых проживали староверы-"поляки" (14).

1869 г. - очередной побег в Беловодье крестьян из бухтарминских деревень (13).

1871 г. - основание беглопоповской церкви в с.Каменка Среднекрасиловской

волости (материалы музея с.Залесово Алтайского края).

1878 г. - упразднение Бухтарминской и Уймонской инородческих управ, превращение их в обычные крестьянские управы с ликвидацией всех льгот (1); первая экспедиция на Алтай Н.М.Ядринцева (3).

1880-1890-е годы - активизация процесса переселения крестьян из Центральной России в Сибирь вследствие аграрной реформы, приведшая к образованию новых старообрядческих поселений на Алтае: в Кабинской и Зайсанской долинах и Кулундинской степи (6).

1883 г. - рукоположение Мефодия (Михаила Екимова), жителя с. Выдриха Александровской волости, в епископы Древле-православной Церкви Христовой, в ведении которого находились сибирские губернии (умер в 1898 г.) (10).

1884 г. - в Бийске создано "противораскольничье" братство (11).

1885 г. - в Барнауле создано "противораскольничье" братство имени святителя Димитрия Ростовского (3).

1888 г. - очередной побег в Беловодье крестьян из бухтарминских деревень (13).

1892 г. - открытие единоверческого храма в с. Орловка Владимирской волости (4).

1897 г. - очередной побег в Беловодье крестьян из бухтарминских деревень (13).

1898 г. - прибытие семей староверов на Алтай из Воронежской губернии (материалы музея с. Благовещенка Алтайского края).

1899 г. - основание женской поморской обители на р. Банная в 170 верстах от с. Лосиха сёстрами из Уфимской губернии: Покровского старообрядческого монастыря (уничтожен в 1930-е годы) (7); рукоположение Феодосия в епископа Томского, Иркутского и всея Сибири Древлеправославной Церкви Христовой

(умер в 1909 г.) (10).

1903 г. - один из последних побегов в Беловодье (13).

1906 г. - рукоположение Иоасафа (Иоанна Семёновича Журавлёва) в епископа Томского и всея Сибири до 1911 г. (умер в 1921 г.) (10).

1908 г. - переселение староверов в с. Благовещенка (материалы музея с. Благовещенка Алтайского края); появление белокриницкого священника в с. Богатырево Бухтарминской волости (5).

1911 г. - состоялся съезд старообрядцев-белокриничников Томской епархии (3); рукоположение Иоасафа (Иоанна Семёновича Журавлёва) в епископа Томского и Алтайского Древлеправославной Церкви Христовой до 1921 г. (10).

1917 г. - основание белокриницкой церкви в бухтарминском с. Коробиха (5); в Барнауле состоялся съезд старообрядцев белокриницкого, часовенного и поморского согласий, рассмотревший вопросы государственного строя и земельной собственности, принявший решение о поддержке Временного правительства

и созыве Учредительного собрания (6).

1918 г. - состоялся съезд старообрядцев Томско-Алтайской епархии, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (10); в Барнауле начинает издаваться журнал "Сибирский старообрядец" периодичностью 2 раза в месяц под редакцией Даниила Суворова, учреждённый исполнительным комитетом сибирских старообрядцев

всех согласий (10).

1920-е годы - рукоположение Андриана в епископа Семипалатинского

и Миасского, затем рукоположение Арсения (Антония Давыдова) в епископа Минусинского, Урянхайского и Семипалатинского Древлеправославной Церкви Христовой (10).

1922 г. - рукоположение Тихона (Трифона Григорьевича Сухова) в епископа Томского и Алтайского Древлеправославной Церкви Христовой (арестован в 1933 г., умер в 1938 г.) (10).

1980 г. - закончено строительство Покровского храма Русской Православной Старообрядческой Церкви в г. Усть-Каменогорск (материалы экспедиции сотрудников консерватории).

1987 г. - священником в Усть-Каменогорске назначен отец Глеб Казаченко (материалы экспедиции сотрудников консерватории).

1990 г. - возвращение исторического здания поморской моленной старообрядцам в Усть-Каменогорске (материалы экспедиции сотрудников консерватории).

1992 г. - рукоположение Силуяна (Симона Афиногеновича Килина) в епископа Новосибирского, всея Сибири и Дальнего Востока (10).

1994 г. - в Горно-Алтайске издаётся альманах "Старовер" русской православной старообрядческой церкви (10).

1996 г. - освящение храма РПСЦ во имя апостолов Петра и Павла в с. Благовещенка (материалы экспедиции сотрудников консерватории).

1997 г. - освящение храма РПСЦ во имя иконы Казанской Божьей Матери в Бийске (материалы экспедиции сотрудников консерватории).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеенко Н.В. Бухтарминские были. Алма-Ата,1981.

2. Алтай: Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития алтайского горного округа. Томск,1890.

3. Барнаул: Летопись города. Барнаул,1994.

4. Беликов Д.Н. Томский раскол. Томск,1901.

5. Бухтарминские старообрядцы: Материалы комиссии экспедиционных исследований. Л.,1930

6. Инговатов В.Ю., Старухин Н.А. К вопросу об истории отношений старообрядчества к государственной власти на примере общин Алтая // Старообрядчество: история, культура, современность. М.,1998.

7. Кратенко А. У святых матушек // Молодёжная панорама. Усть-Каменогорск, 1989, №3.

8. Паллас П.С. Путешествие по разным местам российского государства. Ч.II. Кн.2. СПб.,1786.

9. Принтц А. Каменщики, ясачные крестьяне Бухтарминской волости Томской губернии и поездка в их селения и в Бухтарминский край в 1863 г. // Записки Русского географического общества по общей географии. СПб.,1867.

10. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. М.,1996.

11. Старухин Н.А. К характеру полемики между представителями отдельных конфессиональных групп Алтая в конце XIX в. // Этнография Алтая. Барнаул,1994.

12. Старухин Н.А. Сибирь на путях верности древлеправославию // Старовер. Горноалтайск,1994.

13. Чистов К.В. Легенда о Беловодье // Труды Карельского филиала АН СССР: Вопросы литературы и народного творчества. Вып.35. Петрозаводск, 1962.

14. Швецова М. "Поляки" Змеиногорского округа // Записки Западно-сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Том XXVI. Омск,1891.

15. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882. Сургут,1993.

16. Ядринцев Н.М. Раскольничьи общины на границе Китая // Сибирский сборник. Кн.1. СПб.,1886.

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"