Полки для икон Купить икону
CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ
Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Ссылки Гостевая

Наука

 

"Говоры у семейских Забайкалья"

 

Казанцева Т. "О пении староверов-семейских"

 

С.Г. Жамбалова, Н.Б. Жалсараева "О Никольской старообрядческой церкви в экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья"

 

Тихонова Е.Л. "Предания старообрядцев (семейских) Забайкалья о заселении края"

 

Замула И.Ю. "Из истории семейских Верхнеудинска в XIX - начале XX вв."

 

Забайкальские старообрядцы ("семейские")

 

Кузнецова И.С. "Быт и культура семейских старообрядцев"

 

Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"

 

Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"

 

Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"

 

Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"

 

Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"

 

Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"

 

Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"

 

Сережникова

И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"

 

Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"

 

Юхименко Е.М. "Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни"

 

Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"

 

Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"

 

Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"

 

Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"

 

Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"

 

Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"

 

Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"

 

Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"

 

Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"

 

Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"

 

Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"

 

Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"

 

Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"

 

Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"

 

Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества"

 

Мизь Н.Г.

(г. Владивосток. Председатель экскурсионного центра музея им. В.К. Арсеньева)

 

Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах

 

Экскурсионная работа в Приморском крае имеет давнюю историю. Около 100 лет назад появились первые экскурсионные маршруты и специалисты, занимавшиеся этим делом. За прошедшее время Россия прошла несколько периодов: досоветский, советский, постсоветский, современный, которые в значительной степени отразились на развитии экскурсионного дела. В наше время, когда, несмотря на многие трудности, набирает силу процесс возрождения утраченных за советский период знаний, принципов, традиций, в экскурсионном деле тоже появились важные и интересные изменения. Одно из них - появление экскурсий на религиозную тематику, интерес к которым растет с каждым годом.

Информационно-методический туристско-экскурсионный центр музея им. В. К. Арсеньева, состоящий из высококвалифицированных и опытных экскурсоводов-методистов, разработал цикл экскурсий на религиозную тематику. В них рассказывается о богослужебных зданиях различных конфессий, сохранившихся и утраченных, священнослужителях, монастырях, событиях религиозной истории края.

Вопросы на религиозные темы затрагиваются и на других городских и загородных экскурсиях.

Поскольку старообрядческие страницы истории нашего края важны и во многом изначальны, то они, конечно же, находят отражение в самых разных экскурсионных маршрутах.

В настоящем сообщении речь пойдет о двух фактах-страницах старообрядческой истории, которые нашли отражение в экскурсиях "Новый Валаам" и "В гости к тигру".

Экскурсия "Новый Валаам" маршрутом Владивосток - поселок Горные Ключи имеет конечной целью посещение Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря, который был основан иеромонахом Алексием (Осколковым ) в 1895 г. По пути следования дается информация о храмах и событиях православной истории, связанных с населенными пунктами. Особое внимание в экскурсии уделяется селу Халкидон, расположенному в долине реки Лефу (название старое - ред.).

Как известно, село было основано старообрядцами. В апреле 1901 г. газета "Приамурские ведомости" отмечала, что "село это ... может быть отнесено к числу наиболее богатых селений нашей страны. Сельское хозяйство в Халкидоне идет настолько успешно, что крестьянин этого селения Федор Кишка нашел выгодным купить паровую молотушку, которая в страдную пору вывозится шестью парами волов на поле, где перевозится с одного крестьянского надела на другой и молотит хлеб" (1).

Из документов Государственного Архива Дальнего Востока известно, что из села Халкидон в монастырь поступили: в 1900 г. ... вдовец Матвей Карпович Кононенко, а в 1902 г. - 22-летний холостой крестьянин Калинник Лукаш (2). Остается пока неизвестным, какое отношение имели названные личности к первопоселенцам-старообрядцам. Но бесспорным является факт, что название селу дали именно старообрядцы. Этот факт позволяет нам вспомнить страницу христианской истории древности.

Халкидон - город в Малой Азии, где в 451 г., при императоре Маркиане состоялся 4-й Вселенский Собор. Е его работе принимали участие около 650 епископов - высших иерархов христианской церкви многих стран. В двух последних заседаниях Собор принял 30 канонов относительно церковной иерархии и дисциплины. Эти и другие церковные каноны, освященные Вселенскими Соборами, легли в основу Кормчей книги, которую принято считать канонической нормой, обязательной во все времена для руководства в церковной жизни.

Название села Халкидон является топонимическим памятником, связанным с историей старообрядчества в Южно-Уссурийском крае. Символично, что название населенного пункта остается неизменным на протяжении более века, как и неизменными остаются устои старообрядчества в течение многих веков.

Экскурсия "В гости к тигру" никакого отношения к религии не имеет, но она раскрывает одну из очень интересных страниц истории края, которая связано со старообрядческой семьей Худяковых.

Маршрут экскурсии проходит от Владивостока до села Гайворон, что в Спасском районе, где в условиях, максимально приближенных к природным, в стационаре одного из институтов ДВО РАН с 1992 г. содержатся тигры. Научные наблюдения здесь проводит кандидат биологических наук В. Юдин.

Планом экскурсии предусмотрена остановка в селе Раздольном, где дается информация о хуторе Худяковых, об участии их в тигровом и других охотничьих промыслах.

Даже краткая информация о жизни и деяниях Худяковых поражает: как много смогла преодолеть и достичь крестьянская семья. И способствовали тому крепость и чистота веры и духа.

О появлении Худяковых в Южно-Уссурийском крае исследователь Ю.Н. Осипов пишет: "Старообрядцы Худяковы в 1812 г. во время нашествия Наполеона выехали из Москвы и поселились в Тобольской губернии. Затем откочевали в Томскую губернию, где у них было большое хозяйство и достаток" (3).

В 70-е г. XIX века Леонтий Димитриевич Худяков, уже отметивший свое 40-летие и имевший большую семью, пожелал отправиться в далекий Амурский край, где "земля неделенная, луга некошенные, в тайге зверя и птицы сколько хочешь, в реках рыбы - масса, растут на воле виноград, груша и другие плоды" (4).

Он подал прошение и в 1877 г. получил ответ: "... именем Его Императорского Величества ... разрешается выезд на свой личный кошт в необжитые сибирские и восточные края крестьянину Леонтию Димитриевичу Худякову на вечное поселение, освободив его сыновей Федора, Павла, Иустина, Александра, Афанасия, Парфентия, Федота от воинской повинности" (5).

7 февраля 1877 г. семья выехала из Тобольской губернии, 22 октября прибыла в Раздольное, то есть в пути была почти 9 месяцев. Ехали по зимнему тракту Сибири на санях, в летнее время - на колесах, лодках и плотах. Трудной была первая зимовка в Раздольном. Из-за неимения средств к жизни Леонтий увез во Владивосток двух сыновей Федора и Павла (14 и 12 лет). Они служили у кондитера Пиллера за 25 руб. в месяц - на эти средства семья делала первое обустройство.

В 1881 г. Л.Д. Худяков с семейством поселился на свободной земле в шести верстах от села Раздольное за рекой Суйфун. О трудностях первых лет жизни на новом месте впоследствии вспоминал один из братьев: "В скором времени Л.Д. Худяков заболел и 10 лет вылежал в постели. Малолетним детям, имеющим одного коня и корову, трудно было разрабатывать землю, чтобы от нее кормиться. Пришлось с первых лет заняться рыбным и птичьим промыслом, а потом и звериным, чтобы зарабатывать на покупку скота и необходимых земледельческих орудий" (6).

Преодолев все трудности, Худяковы создали крепкое многоотраслевое хозяйство - хутор-заимку на реке Кедровке, правом притоке реки Раздольной. Сыновья Леонтия Худякова выросли крепкими, здоровыми, смекалистыми, предприимчивыми. Старший - Федор - был первым помощником отцу в ведении хуторского хозяйства, на нем была пасека (около 60 ульев). Павел стал отменным охотником и знаменитым тигроловом. Иустин - самый известный из Худяковых - стал садоводом-селекционером, опубликовал научные труды, участвовал в съездах сельских хозяев, был награжден Золотой медалью Императорского русского общества акклиматизации животных и растений.

В 1891 г. три брата Худяковых занялись зверовым морским промыслом. На берегу реки Кедровки, на собственной верфи, по собственному проекту построили однотонный ботик и плавали на нем около двух лет. Через два года построили уже пятитонную шхуну и промышляли на ней от корейской границы до Тернея.

Афанасий Худяков в 20 лет соорудил вместительную низкосидящую шхуну, на которой возил товары по реке Уссури; затем по собственным чертежам построил двухмачтовую шхуну - на ней добывал нерп и сивучей в Японском и Охотском море. В 1903 г., сдав экстерном экзамены, получил диплом штурмана дальнего плавания.

В 1906 г. братья построили большую шхуну водоизмещением 6 тонн. Спуск ее на воду описан писателем С.И. Яковлевым: "Весной 1906 года шхуна была готова. Изящное судно гордо поднимало свои мачты на Кедровке... но река обмелела...братья шлюзовали ее - сделали две щитовые запруды на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря им шхуна вышла на многоводный Суйфун. Раздольное прошли с особенной помпой: день был праздничный, светило солнце, народ стоял на берегу... Шхуна с зарифленными парусами быстро шла вниз по течению и только длинный вымпел на фок-мачте полоскался на ветру. На палубе стояли высокие, как древние скандинавы, братья Худяковы и "отдавали" поклоны, снимая шляпы. Их было пятеро: Павел, Иустин, Александр, Афанасий и Парфентий" (7).

В 1910 г. Владивостокская городская дума, согласно прошению, выделила братьям Худяковым в аренду участок земли на южном берегу бухты Золотой Рог для устройства шхуностроительной верфи.

Три поколения Худяковых добросовестно и весьма успешно трудились в Южно-Уссурийском крае около 50 лет. В тридцатые советские годы хутор-заимка на Кедровке перестал существовать. В соответствии с постановлением президиума Владивостокского окружного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и казачьих депутатов от 19 февраля 1930 г., все хозяйство братьев Худяковых, "представляющее большую ценность", было огосударствлено и превращено в совхоз.

О больших достижениях, причинах успехов хозяйства Худяковых и других старообрядческих хуторов упоминают многие исследователи, в том числе и В.В. Кобко: "Хозяйственной ориентации заимок, хуторов способствовали природные условия. При комплексном ведении заимочного хозяйства одно из направлений выделялось как главное, приносящее основной доход... Дальневосточную старообрядческую заимку, как и сибирскую, отличает удивительная схожесть ее со старообрядческим скитом" (8).

Указанные в данном сообщении факты весьма обогащают содержание экскурсий. С расширением экскурсионной тематики, по-видимому, будут использоваться и другие интересные и важные факты истории старообрядческих поселений и родословных.

 

 

Примечания:

 

1. Приамурские Ведомости. - 1901. №383. - 29.04.

2. Российский Государственный Исторический Архив Дальнего Востока. Ф.1. Оп.4. Д.2497.

3. Осипов Ю.Н. Один из первых опытов фермерского хозяйства в дореволюционном Приморье. - Вестник ДВО РАН. - 1995. - №5.

4. Там же.

5. Там же.

6. Голос Приморья. - 1918. - № 120. - 14(27).01.

7. Осипов Ю.Н. Указ. соч.

8. Кобко В.В. Заимка крестьян-старообрядцев. Юг Дальнего Востока (середина XIX в. - 30-е годы XX в.). - Россия и АТР, ДВО РАН. - 1999. - №1.

9. Сысоев В.П. На тигров. - Хабаровск, 1967.

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"