Полки для икон Купить икону
CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ
Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Ссылки Гостевая

Наука

 

"Говоры у семейских Забайкалья"

 

Казанцева Т. "О пении староверов-семейских"

 

С.Г. Жамбалова, Н.Б. Жалсараева "О Никольской старообрядческой церкви в экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья"

 

Тихонова Е.Л. "Предания старообрядцев (семейских) Забайкалья о заселении края"

 

Замула И.Ю. "Из истории семейских Верхнеудинска в XIX - начале XX вв."

 

Забайкальские старообрядцы ("семейские")

 

Кузнецова И.С. "Быт и культура семейских старообрядцев"

 

Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"

 

Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"

 

Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"

 

Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"

 

Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"

 

Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"

 

Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"

 

Сережникова

И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"

 

Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"

 

Юхименко Е.М. "Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни"

 

Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"

 

Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"

 

Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"

 

Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"

 

Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"

 

Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"

 

Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"

 

Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"

 

Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"

 

Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"

 

Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"

 

Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"

 

Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"

 

Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"

 

Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества"

 

Кокорин С.В.

( г. Москва )

 

РОЛЬ ДУХОВНЫХ ЦЕНТРОВ РУССКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА:

их значение и вековая преемственность

 

Широко известна уникальная роль старообрядчества в сохранении религиозных, культурных и бытовых традиций русского средневековья. Однако при этом необходимо помнить, что старообрядчество во все периоды его истории активно проявляло себя в культурной и экономической жизни России, создав весьма устойчивый и динамичный тип идеологии, распространявшейся на все сферы жизни и вопреки положению религиозных диссидентов обусловливавший огромный успех хранителей древнего благочестия буквально во всех сферах их деятельности. Не пытаясь в рамках данной статьи детально рассмотреть возможные причины успехов старообрядцев в их «внешней» деятельности, мы постараемся поставить вопрос о сохранении и трансляции традиций старообрядческой религиозной культуры, с нашей точки зрения представляющей неизменное ядро старообрядческого самосознания. Относясь к категории вечных ценностей, религиозная составляющая староверия по определению самоназвания описываемого движения является доминирующим принципом идеологической самоидентификации изучаемых религиозных групп и, распространяясь на все сферы жизни, имеет важнейшее значение для понимания различных аспектов старообрядческой активности.

Необходимо иметь ввиду, что в различные периоды старообрядческой истории, существовали разные духовные центры, различных старообрядческий согласий, в которых разрабатывалась и выстраивалась идеологическая платформа существования той или иной конфессиональной общности в конкретное время. Их отличает не только конфессиональная специфика, но прежде всего определенная культурная традиция, некий самобытный «почерк» выработанный в ходе защиты Старой веры перед лицом конкретных вопросов. Среди крупнейших центров можно назвать Выг и Ветку, Керженец и Иргиз, в Москве – Рогожское и Преображенское. Гонимое положение обусловливало нередкое исчезновение духовных центров, диктовавшее необходимость перехода эстафеты традиции в иную общину. Так, старопоморцы ведут свое родословие от Соловецкого монастыря, а затем – раннего Выга. Керженские скиты и Иргизские старообрядческие монастыри, занимали очень важное место и являлись крупными административными и духовными центрами поповцев - старообрядцев приемлющих священство переходящих из господствующей церкви. О роли и значимости Рогожского кладбища, как главного административного и духовного центра старообрядцев- поповцев на протяжении двух веков общеизвестно. Здесь и поныне находится резиденция главы Русской Православной старообрядческой Церкви – митрополита Московского и всея Руси Алимпия.

При всем разнообразии исторических и религиозно-исповеднических характеристик духовных центров старообрядчества прошлого наблюдается единая характерная функциональная черта, присущая в той или иной мере каждому старообрядческому центру. Наиболее характерными из них можно назвать такие: активное исповедничество старой веры; катихизация (распространение своего учения для укрепления единоверцев и привлечения к своей вере инославных); организация издательской деятельности; создание структур церковного управления (созыв Соборов, съездов и т.д.)

Сейчас староверие, утратив былое экономическое влияние и громадную социальную поддержку, полностью сохраняет свою религиозную и культурную значимость. Поэтому неудивительно, что современное состояние старообрядчества в числе прочих выдвигает и такой значительный  вопрос сохранение и преемство религиозных и культурных традиций в новых условиях.

К концу XX века сохраняя духовным и административным центром Рогожское кладбище у поповцев и Преображенское кладбище – безпоповцев в Москве, утрачивают свое значение большинство центров возникшие в XVIII – XIX веках и возникают новые центры – Верещагино, Ржев, Новосибирск, Суходол, Барнаул.

Рассмотрим, на отдельном взятом центре преемственность и схожесть духовных центров старообрядчества прошлых веков с нынешнем временем. Одним из наиболее отдаленным и наименее изученным является приход Русской Православной старообрядческой Церкви в с. Суходол (г. Большой Камень, Приморского края). Эта община в конце прошлого столетия сыграла огромную роль в становлении и активном развитии старообрядчества не только в Приморском крае, но и на всей территории Сибири и Дальнего Востока.

На Дальнем Востоке России старообрядцы, признающие священство Белокриницкой иерархии - крупнейшей старообрядческой церковью поповского направления (в настоящее время официальное название которой Русская Православная старообрядческая Церковь), появились в числе пионеров освоения края в конце 1850-х - начале 1860-х годах. В последующие годы в результате постоянного притока новоселов-единоверцев и естественного прироста их общины численно росли. В Приамурском крае приверженцы этого религиозного течения оказались в весьма затруднительной ситуации из-за отсутствия священнослужителей. Если совершать крещение могли миряне, благословленные священником, то таинства брака, покаяния, причащения и отпевание совершали только священнослужители. Отсутствие  последних у дальневосточных старообрядцев мешало нормальной церковной жизни. В 1877 году амурские староверы обратились к московскому архиепископу Антонию с просьбой выслать церковь и священника. По распоряжению епископа Савватия в 1879 году на Амур прибыл первый старообрядческий священник, который привез с собой походную церковь. Но по требованию местных духовных властей, он был вскоре арестован, а церковь конфискована. Старообрядцы ходатайствовали о возвращении походной церкви , их поддержал военный губернатор Амурской области генерал И.Г. Баранов. Но местные власти заняли жесткую политику и первая попытка наладить церковную жизнь старообрядцев на Дальнем Востоке закончилось неудачей.

В 1883 году был принят закон ''О даровании раскольникам некоторых прав гражданских''. Он разрешал старообрядцам-поповцам совершать богослужения, кроме публичных процессий, прекращалось преследование старообрядческих священников, что позволило Белокриницкой иерархией постепенно укрепляться в крае. Молитвенный дом в г.Благовещенске был открыт в 1894 году.

С принятием вероисповедных актов 1905-1906 гг. в Приамурье хлынул поток переселенцев из Румынии, Австро-Венгрии, Турции. К 1912 году в Амурской области насчитывалось более 20 приходов. С 1910 года старообрядцы Белокриницкой иерархии собирались на ежегодные съезды для обсуждения вопросов церковной жизни. В 1911 году Освященный собор Белокриницкой старообрядческой церкви принял решение о создании новой епархии – Иркутской и Амурской и рукоположение в епископы о.Иосифа (И.И.Антипин), который окормлял огромную территорию на востоке России. Учреждение на Дальнем Востоке старообрядческой епископской кафедры, было исключительно важным событием в религиозном и общественной жизни края. Белокриницкая церковь стала второй религиозной организацией после Русской православной Церкви, имевших здесь священнослужителя высшей степени иерархии.

Несмотря на изменения принесенные Октябрьской революцией и трудностями военного времени старообрядцы продолжали открывать новые приходы. В 1918 году была освящена церковь в Владивостоке открыты новые приходы. Однако большая часть старообрядцев не приняли советскую власть и во главе с епископом Иосифом эмигрировали в г. Харбин, где в 1925 году построили старообрядческий храм.

Старообрядцы, оставшиеся жить в Приамурье и Приморье, после 1922 года вновь оказались без епископа. Во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. религиозную жизнь дальневосточных единоверцев пытался возглавить епископ Томский и Алтайский Тихон. По воспоминаниям амурских старообрядцев, он посещал приходы епархии, совершая службы. Но в начале 1930-х годов начались религиозные гонения. В Приамурье был арестован епископ Тихон, в 1938 году его казнили. Дальневосточные последователи Белокриницкой церкви лишились всех священнослужителей.(1)

В последующие годы религиозная жизнь стала тайной, верующие собирались небольшими группами на квартирах, в частных домах. Ситуация изменилась в 1990-е годы, в связи с общими изменением в отношении религии в государстве. В 1992 году была учреждена Восточно – Сибирская епархия Русской Православной Старообрядческой Церкви с центром в г. Новосибирске. Возглавляет ее епископ Силуян, выходец из алтайских старообрядцев. На Дальнем Востоке зарегистрировались несколько общин, была восстановлена священническая иерархия, но в более скромных размерах, чем в начале века.

Старообрядческая община г. Большой Камень начала свое существование в 1995 году, после присоединения к Русской Православной старообрядческой Церкви группы молодых большекаменских христиан, перешедших из новообрядческой  церкви. Уже в декабре 1995 года, была зарегистрирована, а в январе 1996 года начала выходить газета ''Русь Православная'' (свидетельство о регистрации № Л 0487 от 07.11.95.), которые христиане общины с. Суходол начали выпускать по благословению епископа Новосибирского и Дальнего Востока Силуяна (Килина С.А.) и священноиерея о.Валерия (Новицкого) г. Владивосток.

Активность прихожан с. Суходол было обусловлено тем, что костяк общины составляли активные и инициативные молодые люди, в большинстве имеющие в миру высшее образование и до прихода в церковь активно проявившие себя в мирской социальной работе. Председатель общины Елисеев Е.Е. - работал заместителем директора школы-гимназии и директором Социально-досугового центра при Городском Управлении народного образования г. Большой Камень. Заместитель председателя, редактор газеты ''Русь православная'' Беляева Н.П. – работала заведующей школьной библиотекой и педагогом дополнительного образования Социально-досугового центра; в 1995 году возглавила городской Благотворительный фонд социальной реабилитации ''Приют''. Шестаков А.Н. – работник Социально-досугового центра при ГУНО г.Большой Камень. Елисеева И.В. – заведующая учебной части школы-гимназией №2 г. Большой Камень. Пушняк С.А. работник Социально-досугового центра при ГУНО г. Большой Камень и педагог-организатр детского приюта ''Надежда''.

К моменту принятия древлеправославной веры вышеперечисленные люди были объединены единой идеей создания в с. Суходол городка социальной защиты для детей-сирот, одиноких, престарелых и неимущих людей, имея определенную социальную базу (несколько выкупленных домов бывшего военного гарнизона (2).

В феврале 1996 года по благословению епископа Силуяна в с.Суходол проходит 1 Съезд мирян древлеправославных общин Приморского края Русской Православной старообрядческой Церкви на котором присутствовали представители всех существующих общин.

Постановление съезда мирян состоящих из 5 разделов включило в себя вопросы православной веры (догматические принципы) и внутренней жизни общин, организационные и экономические вопросы.

Впервые с 1921 года, когда епархиальное управление Дальневосточной епархией во главе с епископом Иосифом (Антипин И.Н.) эмигрировали в Китай, возник прецедент самоорганизации. Был избран постоянно действующий Совет съезда: председатель А.И.Ванчев, товарищ председателя Е.Е.Елисеев, казначей Н.П.Беляева, товарищ казначея И.В.Елисеева (3).

Газета ''Русь Православная'' стала официальным печатным органом Совета съезда общин Приморского края (4).

В мае 1996 года под председательством А.И.Ванчева и по инициативе священноиерея о. Валерия Новицкого был создан постоянный совещательный орган – Совет руководителей древлеправославных общин Приморского края, который созывается с 1996 года ежемесячно. С февраля 1997 года Совет руководителей проходит в с. Суходол (5).

Совет руководителей проделал за считанные годы огромную работу. Среди наиболее значимых этапов деятельности, можно назвать следующее:

- ежемесячный выпуск газеты ''Русь Православная'' (тираж которой достигал 70000 экз.)

- выпуск журнала- газеты '' Дальневосточный старообрядец'' (издается с сентября 1997 года).В последствии ''Дальневосточный старообрядец'' явился официальным изданием Дальневосточной епархией

- выпуск научного сборника ''Алтарь России'' – 1-й международной научной конференцией ''Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока'' в 1994 году в г. Владивостоке

- проведение трех съездов мирян Приморского края в 1996 – 1998 годах (6)

- восстановление Дальневосточной епархией (постановление решением Освященного Собора РПСЦ от 24.10.98)

- проведение двух епархиальных съездов возрожденной Дальневосточной епархией 1999–2000 годах (7)

- отстроена и освещена первая в Приморском крае старообрядческая церковь 8 февраля 1997 года (8)

- направлены на обучение в Московский кафедральный собор Русской Православной старообрядческой Церкви три кандидата в священники (рукоположены и поставлены на приходы Приморского края)

- создан Дальневосточный архив Русской Православной старообрядческой Церкви и информационно – издательский отдел Совета съезда

- положено начало издательской деятельности

- началось возрождение церковных старообрядческих ремесел (изготовление лестовок, лампад, икон, свечей, поясов)

По решению 1 епархиального съезда Дальневосточной епархии (январь 1999 г.) административным центром стал г. Уссурийск находящийся в 150 км. от с. Суходол, однако и с возрождением полноты епархиальной жизни, значение духовного центра Приморского края – с. Суходол, не ослабевает. Здесь планируется обучение уставщиков церковной службы, организации на базе Дальневосточного архива научно – исследовательских работ, проведение летних детских лагерей.

История старообрядчества насыщена примерами незаурядной деятельности духовных центров прошлого, которые осуществив свою определенную историческую и духовную миссию прекращали свое существование. Но старообрядчество на протяжении 300 лет подобно птице Феникс вновь и вновь «возрождается из пепла».

На приведенном выше примере деятельности современного нам старообрядческого духовного центра ярко прослеживаются те характерные филиграни, которые в основных функциональных характеристиках отождествляют все духовные центры не зависимо от времени их исторического существования, конфессиональной общности, места нахождения и прочих данных. Вновь и вновь наблюдаются активное исповедничество старой веры, катихизация, организация издательской деятельности, создание структур церковного управления.

Способность старообрядчества самовоспроизводиться, сохранять преемство религиозным и культурным традициям в новых условиях, в условиях нового становления религиозной жизни и при этом воспроизводить все основные функциональные характеристики своих предшественников достойна отдельного научного осмысления. Пример деятельности общины Русской Православной Старообрядческой Церкви с. Суходол (г. Большой Камень, Приморского края) является одним из ярких примеров преемственности и схожести духовных центров старообрядчества прошлых веков с нынешнем временем.

 

 

(1) Сердюк М.Б. «Становление старообрядческой Белокриницкой иерархии на Дальнем Востоке», РГИА ДВ, г. Владивосток, 1998 г., Сб. научных трудов. Т III. Стр. 128 –134.

(2) Елисеев Е. «Суходол - пересохший колодец», газета «Русь Православная» №2, (г. Большой Камень), 1996 г., стр.3.

(3) «Постановление 1 съезда мирян...», газ. ''Русь Православная'' №4, (г. Большой Камень), 1996 г., стр.1-3.

(4) Там же.

(5) Елисеев Е. «О Советах руководителей…», журнал ''Дальневосточный старообрядец'' №1, (г. Большой Камень), 1997 г., стр. 6.

(6) См. ''Русь Православная'' №2(18), 1997 г., стр. 3-6, №30, 1998 г., стр. 5-7. ''Дальневосточный старообрядец'' №5, 1998 г., стр. 39-43.

(7) Гашкава Н. «Первые епархиальный съезд Дальневосточной епархии», ''Русь Православная'' №1 (42), (г. Большой Камень), 1999 г., стр. 3-5.

(8) Елисеев Е. «Оттепель», газ. ''Русь Православная'' №2 (18), (г. Большой Камень), 1997 г., стр. 3.

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"