Полки для икон Купить икону
CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Наука

 

"Говоры у семейских Забайкалья"

 

Казанцева Т. "О пении староверов-семейских"

 

С.Г. Жамбалова, Н.Б. Жалсараева "О Никольской старообрядческой церкви в экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья"

 

Тихонова Е.Л. "Предания старообрядцев (семейских) Забайкалья о заселении края"

 

Замула И.Ю. "Из истории семейских Верхнеудинска в XIX - начале XX вв."

 

Забайкальские старообрядцы ("семейские")

 

Кузнецова И.С. "Быт и культура семейских старообрядцев"

 

Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"

 

Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"

 

Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"

 

Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"

 

Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"

 

Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"

 

Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"

 

Сережникова

И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"

 

Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"

 

Юхименко Е.М. "Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни"

 

Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"

 

Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"

 

Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"

 

Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"

 

Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"

 

Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"

 

Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"

 

Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"

 

Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"

 

Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"

 

Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"

 

Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"

 

Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"

 

Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"

 

Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества"

 

 

С.Г. Жамбалова, Н.Б. Жалсараева

О НИКОЛЬСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ЭКСПОЗИЦИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ

 

 

В экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья Никольская церковь занимает особое место. Тем не менее история Никольской церкви и ее музеефикации осталась за пределами внимания как историков, так и музееведов. В работах, посвященных музею, о Никольской церкви говорится вскользь.

 

 

Церковь упоминается в романе «Семейщина» И. Чернева (А.А. Леонова), посвященном жизни забайкальского старообрядческого села Никольское в начале XX в.: «Отрывисто и печально бумкает ранним утром церковный колокол: Ипат Ипатович сзывает народ к молитве. В серый прохладный час Устинья Семеновна накидывает поверх черной кички длинный до пят атлас, идет по заречью в церковь». Или в другом месте: «... остался крепок Самоха в старинной семейской вере. Знать недаром годами учили его с детства писанию и до самого призыва пел он в церкви на клиросе. ... С юных лет дядя-пастырь стал готовить его в начетчики» [1].

 

По рассказу жителя села П.А. Варфоломеева, записанного в 1976 г., следует, что прихожанами церкви были только старообрядцы-поповцы с. Никольское (беспоповцев в селе было 10 семей, они церковь не посещали). Священника раньше привозили издалека, и он служил несколько лет. В 30-е г. XX в. в селе вырос свой «очень грамотный самоучка» Брылев, который и вел службу. В большие праздники всенощная длилась часов шесть, а утреня и вечерня – три - четыре часа. Во время службы мужчины находились в приделе у алтаря, а женщины в приделе у двери. Звонили колокола, особенно звонкой была квадратная чугунная доска. Информатор нарисовал по памяти план церкви, указав, что алтарь находился за иконостасом, под клиросом были маленькие иконы, у стен стояли скамьи.

 

В фондах Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова имеются фотографии, на которых запечатлены памятники деревянного культурного зодчества. Сохранились две фотографии церквей села Тарбагатай с подписями: «Старая Бело-Кринницкая церковь» и «Православная старая церковь, 188 лет» и фотография церкви из с. Бичура, подписанная так: «Село Бичура. Старая старообрядческая церковь». Если верить подрисуночным подписям, то, по крайней мере, одна из этих церквей была возведена в XVIII в. и сохранилась до XX в. Эти деревянные храмы построены по канону с интересным решением их куполов и колоколен. Исследование косвенных источников позволило Л.К. Минерту сделать вывод о том, что деревянная культовая архитектура Забайкалья, продолжая традиции Северо-Восточной Руси, получила в новых условиях, в том числе климатических, дальнейшее развитие [2].

 

Архитектурно-пространственная композиция Никольской церкви является одним из вариантов широко распространенного в Сибири типа. Здание состоит из постепенно нарастающих в ширину объемов в следующей последовательности, начиная от входа: навес-веранда, притвор, трапезная, куб (храм), апсида. Главные части здания, трапезная и куб (храм) построены из 23 венцов, рубленных «в лапу» и отесанных изнутри. К ним с восточной стороны примыкает алтарная часть - апсида, а с западной - притвор и веранда. Все объемы здания имеют крыши в два ската. В крыше трапезной и куба (храма) встроено по четверику, над трапезной, переходящей в восьмиугольную (восьмерик) колокольню с прямоугольными проемами звонницы. Колокольня завершается восьмигранным куполом, над которым возвышается луковичная главка и крест. Главный объем церкви исполнен в виде четверика, врезанного в двухскатную крышу, который переходит в крытый восьмерик. На восьмерике на следующем уже уровне расположен восьмигранный купол с луковичной главкой и крестом.

 

 

В срубах трапезной и куба (храма) имеется по три окна со ставнями с южной и северной сторон, три подобных окна прорублены в апсиде. Входная дверь ведет в притвор, затем есть дверь, ведущая в трапезную. Запасный вход расположен в западной стене куба. В притворе находится лестница, веду­щая на колокольню. Здание обогревается двумя голландскими печами. Церковь стоит на бутовом фундаменте. В храме смонтирован иконостас площадью 46 кв. м для 43 икон.

 

Никольскую церковь строили всем миром: каждая семья отдавала на храм божий что положено. Каждому нужно было привезти из лесу бревна, отдать двенадцать рублей на строительство церкви и пятнадцать рублей на приобретение церковной утвари. «Полгода пришлось отдуваться, долги отрабатывать», - замечает персональный пенсионер Епифан Ерофеев, чьи думы о прошлом и настоящем записал Исай Калашников [3].

 

В 3О-е гг. церковь закрыли и приспособили ее под склад: хранили зерно, табак и пр.

 

В музей Никольская церковь перевезена в 1971 г. Это был один из первых перевезенных экспонатов. Первичное ее описание сделал директор Научно-реставрационного производственного участка (НРПУ) Министерства культуры Бур. АССР И.А. Яньков. Однако полная ее музеефикация была закончена в 1977 г. с завершением реставрации внутренних объемов здания и иконостаса. А иконостас открыли для посетителей только в 1998 г. в дни празднования 25-летнего юбилея музея.

 

Один из раритетов музея, иконостас Никольской церкви, был отреставрирован художниками из ВХРНЦ им. Грабаря (Москва) В.В. Корешковым и Ю.Н. Николаевым. Реставрация икон была организована по инициативе заместителя министра культуры Бур. АССР А.М. Герштейна, положившего немало сил на создание и развитие музея». Она проходила под эгидой НРПУ, главным архитектором его в то время был В.В. Мисюль - куратор данного проекта. Неусыпный контроль за реставрацией иконо­стаса осуществлял директор музея С.Р. Хомосов.

 

 

Иконы были в очень плохой сохранности. Это были грязные, закоптелые доски с трещинами и большими кусками утрат, с крокелюрами по всему полю. Из реставрационных паспортов, написанных В.В. Корешковым, следует, что наиболее распространенными изъянами были: долевые трещины досок, очень сильное многослойное загрязнение всей их поверхности, кусковые выпадения левкаса с красочным слоем, потертости красочного слоя, сусального золота и серебра, коробление и др. Реставраторам пришлось произвести склейку трещин досок, укрепление их, заделку трещин и утрат левкасом, раскрытие красочного слоя от загрязнения, укрепление красочного слоя с левкасом, обработку левкаса под тонировку, тонировку красочного слоя, восстановление утраченного рисунка и др.

 

Время показало, что работа была выполнена высокопрофессионально. Уже четверть века иконы находятся в хорошем состоянии. Реставраторы зафиксировали состояние памятников до, во время и после реставрации. Эта документация является важным источником по изучению истории музеефикации данного памятника.

 

 

Согласно авторскому эскизу композиционного размещения икон в иконостасе Никольской церкви, выполненному В.В. Корешковым, иконостас представляет собой усеченную кверху пирамиду, разделенную на шесть ярусных чинов с 43 иконами, без царских врат. У иконостаса следующее чиновое деление, следуя сверху вниз: Пророческий чин Вседержителя (Отечество) с центральной иконой «Отечество»; Пророческий чин Богородицы с центральной иконой «Богоматерь с житием и праздниками»; Митрополичий чин с центральной иконой «Митрополиты московские»; Апостольский чин с центральной иконой «Сотворение мира»; Праздничный чин; Деисусный чин.

 

В настоящее время иконостас заполнен: 1) подлинными иконами, их 23; 2) подобранными по тематике и принципу подхода икон в гнезда иконостаса по их размерам, их 9. Последние расположены в Праздничном чине, полностью утраченном. 11 гнезд иконостаса в 1977 г. оставались незаполненными, их закрыли тонированным деревянным полотном.

 

Художники оставили список икон, требующих поиска. Это икона «Три пророка» с конфигурацией доски арочного типа размером 71x114. На ней должны быть изображены три фигуры в полный рост, развернутые справа налево. Четыре иконы «Митрополиты», на которых изображены по две фигуры в полный рост, форма доски прямоугольная, размер 71x79. Также следует искать икону «Благовещение», двухчастную, арочной формы, размером 71x178. Утрачена икона «Успение Богородицы», двухчастная, арочной формы, размером 71x178.

 

По мнению художников, полностью утраченный Праздничный чин должен иметь следующий композиционный порядок расположения икон: 1) «Рождество Богородицы» (88x88); 2) «Введение во храм» (71x88); 3) «Благовещение» (71x88); 4) «Рождество Христово» (71x88); 5) «Сретение» (71x88); 6) «Крещение» (71x88); 7) «Тайная вечеря» (71x124); 8) «Вход в Иерусалим» (71x88); 9) «Преображение» (71x88); 10) «Вознесение» (71x88); 11) «Троица» (71x88); 12) «Воздвижение Святого креста»; 13) «Успение Богородицы» (88x88).

 

Уже после реставрации икон во время командировки в с. Никольское С.Г. Жамбалова разыскала икону «Тайная вечеря» из этого иконостаса и привезла ее в музей. Теперь она установлена вместо одной из двух украденных в 1981 г.

 

После завершения реставрации открытая часть помещения Никольской церкви используется как выставочное помещение, а само здание демонстрируется как памятник деревянного зодчества Забайкалья.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Чернев И. Семейщина. Летопись родного села: Роман. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988. - С. 112, 300.

[2] Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. - Новосибирск: Наука, 1983 - С. 143, 146.

[3] Калашников И.К. Думы о прошлом и настоящем семейщины Епифана Ерофеева, персонального пенсионера колхоза им. Ленина Мухоршибирского аймака. (Литературная запись) // Исай Калашников. Не поле перейти. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. -С 261-271.

 

Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: Материалы III международной научно-практической конференции 26-28 июня 2001 г., г. Улан-Удэ. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. – С. 379-381.

 

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100