Полки для икон Купить икону
CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Наука

 

"Говоры у семейских Забайкалья"

 

Казанцева Т. "О пении староверов-семейских"

 

С.Г. Жамбалова, Н.Б. Жалсараева "О Никольской старообрядческой церкви в экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья"

 

Тихонова Е.Л. "Предания старообрядцев (семейских) Забайкалья о заселении края"

 

Замула И.Ю. "Из истории семейских Верхнеудинска в XIX - начале XX вв."

 

Забайкальские старообрядцы ("семейские")

 

Кузнецова И.С. "Быт и культура семейских старообрядцев"

 

Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"

 

Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"

 

Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"

 

Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"

 

Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"

 

Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"

 

Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"

 

Сережникова

И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"

 

Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"

 

Юхименко Е.М. "Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни"

 

Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"

 

Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"

 

Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"

 

Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"

 

Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"

 

Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"

 

Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"

 

Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"

 

Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"

 

Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"

 

Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"

 

Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"

 

Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"

 

Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"

 

Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества"

 

 

Стендовый доклад преосвященного Германа, епископа Дальневосточного, зачитанный на III-й научно-практической конференции «Старообрядческая Церковь Востока России», прошедшей 17 апреля 2005 года в с. Тарбагатай Республики Бурятия под темой «Афанасиевские чтения».

 

Святыни Иркутско-Амурской епархии, как ее духовный потенциал

 

Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока епархия Русской Православной Старообрядческой Церкви (далее - РПСЦ) простирается на огромной территории восточносибирских и дальневосточных земель от Байкала и до Тихого океана и от холодного Берингова пролива до теплых вод Японского моря. В епархию входят Анадырь, Камчатка, Курилы, Сахалин, Магаданская и Читинская области, Приморский и Хабаровский края, Приамурье, Якутия и, конечно же, Бурятия.

Кто-то назвал эти земли Алтарем России, вероятно потому, что Иркутско-Амурская епархия является самой восточной частью нашей страны. Там у Тихого океана поднимается солнце, начинается день. Туда на Восток обращены храмы России,  Кресты. Все христиане во время  молитвы стоят лицом к Востоку и, взирая на святые образа, совершают поклоны.

Интересно и то, что созидание Дальневосточной епархии странным образом похоже на созидание алтаря в церквях. Кому приходилось видеть строительство храмов, вспомнит, что алтарь всегда созидается в последнюю очередь. Сначала строится фундамент, возводятся стены и купола, возводится иконостас и лишь после этого всего освящается Алтарь. Так и Иркутско-Амурская епархия оказалась «освящена» решением Освященного Собора Древлеправославной Церкви Христовой (ныне - РПСЦ) лишь 1911 году, совсем незадолго до начала атеистических лихолетий.

Известно нам и то, что именно алтарь храма испокон являлся вожделенным местом усиленного богоборческого нападения. И в советские времена и задолго до них во времена всевозможных ересей, именно разорение алтаря было главным актом богоборцев. Может быть, потому Иркутско-Амурская епархия пострадала в богоборческий советский период истории России сильнее, чем какая бы то ни была епархия нашей страны или зарубежа. К 1950-м годам Божественная Литургия уже не служилась, открыто ни в одном месте обширной епархии. Из более чем полутораста старообрядческих часовен и церквей во всей Восточной Сибири и на Дальнем Востоке не осталось ни единой не разоренной церкви. Не разрушенными, хотя и разоренными, остались две церкви: в селе Доно Читинской области и в селе Никольском Республики Бурятии.

Известно каждому христианину, что всякая святыня хранится в церковном алтаре и происходит из него. И в этом смысле Иркутско-Амурская епархия удивительным образом оправдывает свое наречение Алтарем России. Известные усилия дальневосточных христиан-старообрядцев, направленные на прославление местночтимых святых были услышаны Богом и Церковью Христовой. Прошла не только канонизация местночтимых святых восточных пределов России, но и утверждением правил прославления местночтимых святых во всех епархиях РПСЦ.

Как в Алтаре на святом престоле в святых антимисах, в месте сокрытом от глаз христиан хранятся частички мощей священномучеников, так и мощи многих священномучеников за Христа пострадавших хранят дальневосточные земли. Где-то в Бурятии сокрыты мощи епископа Афанасия Тарбагатайского, близ города Свободный Амурской области - мощи епископа Тихона Томского, мощи расстрелянных в 1938 году в Хабаровске священников Тимофея Афанасьева, Викула Борисова, Петра Изотова, отца Антония Пучкова, расстрелянного в Иркутске и многих других, чьи имена мы сегодня помним или не помним, чьей мученической страдальческой кровью озаряются и освящаются наши края.

Все это духовно увидев и сопоставив, можно согласиться с тем безызвестным человеком, кто, назвав Дальний Восток Алтарем России, дал нашим краям такое громкое и в то же время ответственное название.

Нам известно, но пока духовно не оценено и не осознанно христианами, то благословение Божие, которое было преподано Господом нашим Исусом Христом, когда в 2003 году была передана нам частичка Животворящаго Креста Господня, находящаяся ныне в храме города Улан-Удэ. Не всякий христианин во всей жизни своей сподобится увидеть эту всемирную святыню, а тем более приложиться к Ней. Почему Господь Бог препоручил заботу о Сей святыне христианам нашей епархии пока не известно, надеюсь, что это со временем будет открыто и объяснено. Но уже сейчас все мы с подобающим трепетом и благоговением должны осознавать, а в идеале и ощущать Ее присутствие в нашей жизни.

Не мало удивлений и радости вызывает почитание христианами епархии святых преподобномучеников Константина и Аркадия, Шамарских чудотворцев. Небезызвестно, что эти уральские новопрославленные святые высоко почитаются в Сибири и на Дальнем Востоке. Именно здесь были созданы иконные образа Шамарских святых, здесь написано и издано их житие, в ряде общин епархии: Улан-Удэ, Хабаровске, Владивостоке и в Большом Камне распространились частички их чудотворных мощей. И мы становимся свидетелями целого ряда случаев чудесных исцелений христиан, которыми отвечает Господь христианам на их веру и почитание новопрославленных уральских богомольцев.

В ряду всего вышесказанного уже не удивляет, но душевно радует, что и в село Верхний Жирим Тарбагатайского района Бурятии, в храм Рожества Иоанна Предотечи благословением Божиим передана малая частичка – камушек из темницы, в которой провел свои последние земные дни пророк Иоанн Креститель. Молитвами пророка Иоанна, трудами жителей села и наших церковнослужителей, в считанные месяцы буквально на пустом месте появился храм Божий, который уже сегодня ждет своего освящения. И в этом храме будет храниться святыня, которая притягивает всякого верующего совершить паломничество в Верхний Жирим, чтобы прикоснуться к ней.

В этом же ряду находится и другое чудо Божие, явленное христианам Забайкалья по молитвам священномученика и исповедника Сергия Думнова нареченного Селенгинским и почитаемого в лике святых. Род Сергия Думнова происходит из села Тарбагатай. Здесь же он начал служить Христу, здесь же был рукоположен во священники и направлен на служение в село Ягодное Селенгинского района Бурятии. Земной путь отца Сергия был не долог, арестованный за веру в Бога, он умер от истощения в лагерях в возрасте 40 лет. Но он оставил нам не только свой молитвенно крепкий и духовно стойкий род (в роду его прямых потомков Думновых было 5 священников и столько же уставщиков). Он оставил для забайкальцев место своих духовных подвигов, где летом 2004 года был найден литой крест-распятие. Пещерка исповедника Сергия Селенгинского уже сейчас стала местом паломничества христиан, а крест, хранившийся в ней более 70 лет, стал частью храмовой иконы часовни села Ягодное.

Было бы совершенно несправедливо умолчать о трех святителях просиявших в этих краях: об исповеднике Мефодие, епископе Сибирском, святителе Иосифе Дальневосточном, и священномученике Афанасии, епископе Иркутско-Амурском, причисленных Церковью Христовой к лику святых.

Именно в Восточно-Сибирских пределах явил свои христианские подвиги епископ Мефодий (Екимов). В Иркутской губернии он пребывал в ссылке за принадлежность к старой вере, за то, что рукоположил священника в Забайкальском селении Куйтун был сослан в Вилюйск Якутской области, где в нищете и болезни в 1898 году достойно христианина принял свою кончину. Десять лет спустя в 1908 году мощи епископа Мефодия были обретены нетленными и перенесены под Якутск в старообрядческий поселок Павловск. Спустя еще 90 лет, в 1998 г. епископом Новосибирским и всея Сибири Силуяном (Килиным) было освидетельствовано место упокоения епископа Мефодия, где ныне покоятся мощи святителя. Нет сомнений, что христианам Дальневосточной епархии еще предстоят торжества принесения святых мощей сего святого в наши возрождающиеся храмы. Сегодня исповеднику Мефодию Сибирскому пишутся иконы, готовится к изданию книга жития, в настенный календарь 2006 года будет помещен иконный образ нашего исповедника.

Другой Иркутско-Амурский святитель, епископ Иосиф (Антипин) прославлен Богом не только богатыми христианскими добродетелями, такими как любовь, смирение, кротость, долготерпение, что умиляло и христиан-старообрядцев, и беспоповцев, и последователей реформы Никона. За многие добродетели прославил Господь святителя Иосифа, канонизировав в 2001 году на Освященном Соборе РПСЦ, одарив даром чудотворения. Чудеса по его святым молитвам являлись при жизни владыки, проявляются они и до сегодняшнего дня, о чем имеются многие свидетельства христиан. Христианами старообрядцами города Сиднея (Австралия), выходцами из Забайкалья, сохранены такие святыни, как святительская митра епископа Иосифа, его святительский посох, дикири и трикири, по праву принадлежащие Иркутско-Амурской епархии. Эти святыни были возвращены в Россию и на сегодняшний день временно находятся у епископа Силуяна в Новосибирске.

Третьим святителем земли дальневосточной является священномученик Афанасий (Федотов), епископ Иркутско–Амурский, почтить память, которого мы собрались сегодня здесь. Его праведная жизнь и мученическая Христа ради кончина, его труды по созиданию епархии в сложнейшие годы атеистических лихолетий 1930-х, его тщание по сохранению церковного имущества восхищают не только забайкальцев, но стали известными далеко за пределами нашей земли. Оросив эти земли своею мученической кровью, он подарил христианам своей епархии чудесное место паломничества – горы, названные его трудами «Боги», пещеры, которые привлекают взоры чад Церкви Христовой от Молдавии до Новосибирска, от Москвы до Владивостока. Актом признания подвига святителя Афанасия стали установление Правительством Республики Бурятия мемориальной доски в селе Тарбагатай и посещение этих мест первоиерархом РПСЦ преосвященнейшим Андрианом (Четверговым), митрополитом Московским и всея Руси осенью 2004 года, установкой на Богах четырехметрового поклонного Креста.

Говоря о святых местах Дальневосточной епархии было бы совершенно несправедливо обойти вниманием Даурские земли – места ссылки и страданий святого священномученика и исповедника Аввакума Петрова. Это восточный берег Байкала в устьях реки Селенги, это реки Хилок и Ингода, озера Иргень и Арахлей, Яблоневый хребет и город Нерчинск. Эти места, по слову митрополита Андриана, не могут не стать местами паломничества для боголюбивых христиан-старообрядцев.

Но, обладая, по милости Божией, всеми этими дарами и святынями, находясь как бы в Алтаре России, христиане Иркутско-Амурской епархии должны осознавать, какая ответственность возложена Господом на всех нас. Кому больше дано, с того больше спросится, - предупреждает нас Святое Евангелие.

Невооруженным взглядом видно, что духовное состояние Дальневосточной епархии оставляет желать лучшего. Имея столько святынь и даров мы наблюдаем низкий уровень богослужения, слабую активность христиан, малое количество тех, кто готов посвятить свою жизнь служению Богу.

Сегодня в Дальневосточной епархии практически прекратило существовать епархиальное управление, которое, даже в отсутствии правящего архиерея, должно созидаться и сохраняться икономом епархии. Не проводятся на должном уровне съезды епархии и полностью отсутствуют молодежные съезды. Не определен статус церковных издательств «Омега» и «Златоуст».

Из всей епархии, остро нуждающейся в уставщиках, головщиках и кандидатах в священство, в 2004 году в Церковное училище Московской митрополии поступила на учебу только одна христианка из Хабаровска. В 17 зарегистрированных и десятке не зарегистрированных приходах епархии служит всего 6 священников, это заставляет их постоянно переезжать из прихода в приход, что пагубно влияет на качество служения и на созидание того прихода, на который рукоположен иерей. Все это влияет, в том числе, и на отношения христиан к святыням. Исправление этого положения и ряд других задач стоят сегодня перед христианами Иркутско-Амурской епархии.

По отношению к святыням, местам паломничества   и местночтимым святым необходимо выработать глубоко христианское уважение и должное почитание. Святыни, дарованные Господом, подобно зажженной свече, не должны находиться под спудом, как бы в частной собственности той или иной общины, но должны быть открыты для всеобщего почитания. Для чего необходима организация своевременного оповещения христиан о готовящихся торжествах через имеющиеся в епархии издания «Русь православная» и «Дальневосточный старообрядец». Необходима активизация работы иконома и благочинных епархии по созданию условий паломничества христиан, как из общин Дальневосточной епархии, так и из других регионов России и из-за рубежа. Необходима проработка на епархиальном уровне порядка проведения церковных торжеств с учетом временных, территориальных и других особенностей общин. И это необходимо сделать и для того, чтобы быть пред Богом достойным имени христианина и для того, чтобы быть нам достойными тех богатых даров, коими одарил Господь Бог наши края.

Такое унылое положение церковной жизни не допустимо и неприятно пред Лицом Божиим. Нам надлежит в полной мере пересмотреть свое отношение к церковнослужению, к делу проповеди Слова Божия и отношение к тем задачам, которые ставит пред нами Святая Церковь Христова и церковное священноначалие.

Пусть же сила Животворящего Креста Господня, молитвенная помощь ко Господу Пресвятой Госпожи Богородицы, святого Иоанна Предотечи, священномучеников и исповедников Аввакума Петрова и Сергия Селенгинского, молитвы трех святителей дальневосточных Мефодия, Иосифа и Афанасия, молитвы преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских и всех святых помогут нам в этом богоугодном делании.

 

Преосвященный Герман (Савельев),

епископ Дальневосточной епархии РПСЦ.

 

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100