Полки для икон Купить икону
CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ
Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Ссылки Гостевая

Наука

 

"Говоры у семейских Забайкалья"

 

Казанцева Т. "О пении староверов-семейских"

 

С.Г. Жамбалова, Н.Б. Жалсараева "О Никольской старообрядческой церкви в экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья"

 

Тихонова Е.Л. "Предания старообрядцев (семейских) Забайкалья о заселении края"

 

Замула И.Ю. "Из истории семейских Верхнеудинска в XIX - начале XX вв."

 

Забайкальские старообрядцы ("семейские")

 

Кузнецова И.С. "Быт и культура семейских старообрядцев"

 

Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"

 

Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"

 

Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"

 

Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"

 

Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"

 

Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"

 

Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"

 

Сережникова

И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"

 

Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"

 

Юхименко Е.М. "Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни"

 

Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"

 

Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"

 

Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"

 

Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"

 

Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"

 

Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"

 

Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"

 

Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"

 

Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"

 

Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"

 

Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"

 

Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"

 

Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"

 

Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"

 

Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества"

 

протоиерей Елисей Елисеев ( г. Большой Камень)

 

Этапы восстановления Дальневосточной епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви в конце 90-х годов ХХ века.

 

К 90-летию Дальневосточной епархии РПСЦ

 

Зарождение Дальневосточной епархии. Начало ХХ века.

 

 Начиная с 50-х гг. XIX в. Дальневосточные земли заселялись переселенцами – старообрядцами различных согласий, в том числе и поповцев, основу которых составляли поповцы Белокриницкой иерархии.(1) Миграционные процессы старообрядцев, как наиболее способных колонистов новых земель, поощрялись правительством России.

 Благодаря усилиям Совета Всероссийского Съезда Старообрядцев (г. Москва) в период с 1907 по 1912 гг. количество христиан Древлеправославной Церкви Христовой (Белокриницкая иерархия) резко увеличилось за счет христиан-переселенцев пожелавших вернуться в Россию из Австрии.(2)

 С 1910 г. христиане Белокриницкой иерархии трижды собирались на Съезды Старообрядцев для обсуждения общих церковных вопросов. В 1910 г. состоялся I Съезд амурских старообрядцев. Принято решение о ежегодном проведении Съездов старообрядцев на дальневосточных землях России.(3)

 В 1911 г. в с. Бардагон Амурской области состоялся II Восточно-Амурский съезд. На этом Съезде духовенство и миряне Дальнего Востока приняли решение обратиться к Освященному Собору Древлеправославной Церкви Христовой (Ныне – Русская Православная Старообрядческая Церковь, сокращенно – РПСЦ) с просьбой о создании на Дальневосточной территории самостоятельной епископской кафедры. К этому времени только в Амурской области насчитывалось более 20 белокриницких приходов, которые обслуживало 10 священников, что позволяло дальневосточным старообрядцам достойно содержать собственного архиерея. В этом же году обращение к Собору было направлено.

 Освященный Собор 1911 года удовлетворил просьбу христиан Дальнего Востока. Собор учредил Амурско-Иркутскую и всего Дальнего Востока епархию (в разные годы и в разных источниках встречаются различные ее названия: епархия Восточной Сибири (4); епархия Иркутская и всея Восточныя Сибири (5), Иркутско-Амурская (6) и др.), в состав которой вошли приходы Амурской, Приморской, Забайкальской и Якутской областей, Иркутской губернии. Тот же Освященный Собор принял решение о рукоположении  в сан епископа священноинока Иосифа Антипина.(7)

 Владыка Иосиф выходец из Уральских беспоповцев. В миру – Антипин Иаков Исакович. Родился в 1853 г. в д. Крюк Пермской губернии, умер – 1927г. в г. Харбине (Китай). В 1896 г. Антипин присоединился в белокриницкой иерархии. В том же году епископ Антоний Пермский рукоположил Иакова во священноиереи. В начале XX в. И.И. Антипин был переведен в д. Тайну и назначен благочинным, в 1911 г. – принял иноческий постриг с наречением имени Иосиф. В этом же году он был вызван в Москву на Освященный Собор и возведен в сан архиерея.(8)

 В марте 1912 г. в г. Благовещенске состоялся III съезд мирян. Данный съезд проходил до приезда епископа Иосифа в Амурскую область и в основном был посвящен вопросам дальнейшего устройства учрежденной епархии. Однако решения III-го Съезда Старообрядцев (можно сказать – съезда мирян), решением Первого епархиального съезда, созванного епископом Иосифом в июне того же 1912 года, были отменены.

 На начало ХХ в. наиболее активная церковная жизнь наблюдается у липован – русских старообрядцев, компактно переселившихся в Амурскую обл. из Австрии. Во время I-го епархиального съезда епископ Иосиф принял решение разместить епископскую кафедру в с. Бардагон Амурской области.(9)

 Следующий епархиальный съезд Дальневосточной епархии был созван в 1915 г. На втором епархиальном съезде рассматривались духовно-нравственные вопросы, говорилось о создания церковно-приходских школ, обсуждались финансовые и иные вопросы внутренней жизни епархии.

 Епархиальное церковное строительство продолжалось на Дальнем Востоке всего 9 лет. Приближалась Гражданская война. В этот период в епархии было построено более 10 храмов: в городах Владивостоке, Иркутске, Магадане; в Забайкалье – в селах Тарбагатай, Доно, Куйтун; в Приамурье – селах Климоуцы, Нылга, Покровка, Семеновка, селе Марковка. Открывались общины, освящались молитвенные дома.(10)

 В начале 20-х годов очевидность прихода советской власти на Дальний Восток стала неизбежной. С остатками белой армии началась интенсивная эмиграция старообрядцев в Китай. События 1919-20 гг. разворачивающиеся на Амуре, заставили епископа Иосифа покинуть с. Бардагон. В середине 1919 г. он выехал в г. Хабаровск, а потом – в Приморье: во Владивосток, Никольск-Уссурийский. В начале 1921 г. владыка Иосиф с группой мирян эмигрировал в г. Харбин (Китай). 

 

Советский период.

 

 Старообрядцы, оставшиеся на российской территории, остались без архиерейского окормления из-за закрытия советскими войсками российско-китайской границы. С 1927 по 1929 гг. вдовствующую Дальневосточную епархию окормлял епископ Тихон с территории Западной Сибири (г. Томск). В 1925 – 1926 гг. руководство российской территории епархии поручено епископу Клименту (Логвинову) Андреевского поставления, присоединившемуся «в сущем сане» к Церкви из беглопоповства.(11) 6 мая 1929 г. в Успенской церкви города Томска на Амурско-Иркутскую кафедру хиротонисан священноиерей Амвросий, принявший в иночестве имя Афанасий. С 1929 по 1937 г. осуществлял руководство епархией с территории Забайкалья (с. Тарбагатай). В 1938 г. епископ Афанасий был арестован и принял мученическую смерть за веру в застенках ГПУ.(12)

 Во времена атеистических преследований за веру многие христиане эмигрировали в Китай затем в Австралию, Бразилию, США. В условиях эмиграции продолжилось развитие дальневосточной ветви Древлеправославной Церкви Христовой. Старообрядческие общины образовалась на территории Китая в г. Харбине и в Трехречье. В 1925 г. в Харбине выстроен кафедральный собор, в котором вплоть до своей кончины (в 1927 г.) служил епископ Иосиф (Антипин). В дальнейшем, эмигрировавшие из России старообрядцы белокриницкой иерархии, проживающие в Китае и других странах мира, поддерживали канонические взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией (с. Белая Криница, Австрия. Ныне – г. Браила, Румыния).

 Мощный удар по старообрядчеству Дальнего Востока нанесла советская власть в период с 1932 по 1938 гг. Начатые первой волной принудительной коллективизации 30-го года преследования старообрядцев развернулись в середине 30-х кровавыми репрессиями. Вспыхнул вооруженный бунт, который вошел в историю Приморья как Старообрядческое восстание 30-х. Восстание было жестоко подавлено. Оставшиеся в живых стремились покинуть Россию, уходили в Китай, прятались в городах, в ряде случаев скрывались в чаще непроходимой Дальневосточной тайги.(13)

 В период с 30-х по 90-е годы церковная жизнь на дальневосточной земле приостановилась, остро ощущалась нехватка священства. За этот период практически все старообрядческие храмы были так или иначе уничтожены. Во всей епархии сохранился единственный не действующий старообрядческий храм в с. Доно Читинской области.

 До распада СССР сохранились старообрядческие общины в г. Хабаровске, г. Владивостоке, в г. Свободный Амурской обл., небольшие группы христиан в Бурятии и в Читинской области. Все эти общины существовали неофициально и окормлялись чрезвычайно редкими и тайными приездами духовенства. Ближайший действующий храм находился в Новосибирске.(14)

 

90-е годы ХХ века.

 

 Оживление церковной жизни в Сибири и на Дальнем Востоке началось в начале 90-х годов, когда в 1992 г. на Освященном Соборе РПСЦ было принято решение о восстановлении Сибирской епархии. Возглавил Сибирскую епархию епископ Силуян (Килин С.А.). Территория Дальневосточной епархии вошла под каноническое управление Новосибирской епархии.

 В 1993 г. преосвященнейший Алимпий (Гусев А.К.), митрополит Московский и всея Руси РПСЦ поставил на п. Врангель Приморского края иерея Валерия Новицкого, присоединившегося к старообрядчеству от РПЦ МП. В этом же году в п. Врангель официально зарегистрирована первая на Дальнем Востоке старообрядческая община. Стараниями Новицкого в 1994 г. образовались общины в г. Владивостоке и Уссурийске, а в 1995 г. - в п. Вольно-Надеждинском и в  г. Большой Камень.

 Трудами иерея Кондрата Фефелова (г. Ново-Николаевск, Аляска, США), начато строительство храма в г. Хабаровске. В 1995 г. церковь сея освящена во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. На хабаровский приход рукоположен иерей Аркадий Кутузов, взявший под окормление Хабаровский край и Амурскую область.

 В 1995 г. от так называемой «Апостольской православной церкви» к РПСЦ присоединилась группа христиан в г. Северобайкальске и п. Таксимо (Бурятия). В 1997 г. владыка Силуян освятил в Северобайкальске небольшой храм, чуть позже усилиями этих же христиан выстроен храм в п. Таксимо и п. Новый Уоян. В дальнейшем вся группа АПЦ решением Освященного Собора РПСЦ 1999 г. была признана тоталитарной сектой и отделена от Церкви.(15)

 В 1996 г. в общину г. Читы хиротонисан в иереи Вячеслав Измайлов. Он стал благочинным всей территории Забайкалья. В этом же году п. Чульман (Якутия) отстроен храм во имя святителя Николы. Организовалась община в г. Улан-Удэ.(16)

 

I Съезд мирян древлеправославных общин Приморского края.

 

 В 14 –17 февраля 1996 г. по благословению преосвященного Силуяна, епископа Новосибирского и всея Сибири, состоялся Первый съезд мирян древлеправославных общин Приморского края, Из священства участвовал в работе Первого съезда лишь о. Валерий Новицкий. Съезд проходил в Приморском крае в селе Суходол (г. Большой Камень).

 На Первом Съезде мирян рассматривались организационные вопросы, вопросы православной веры, внутренней жизни и экономические вопросы. Обсуждены перспективы церковного строительства, были выдвинуты кандидатуры в будущие священники. Решались экономические вопросы: содержание духовенства, производство церковной утвари. Впервые со времен гонений первой половины ХХ в. встал вопрос о восстановлении в церквях метрических книг. Приняты решения организовать постоянно действующий орган церковного управления – Совет Съезда мирян древлеправославных общин Приморского края. Утвержден печатный орган Совета Съезда – газета «Русь православная» и на ее базе – Информационный Центр древлеправославных общин Приморского края.(17)

 Участники съезда выработали Постановление Съезда, которое в последствии было утверждено епископом Силуяном.

 Совет Съезда мирян древлеправославных общин Приморского края стал реальным организатором церковного управления общинами Приморского края на последующие три года.

 В мае 1996 г. по инициативе о. Валерия Новицкого создан Совет руководителей древлеправославных общин Приморского края, который созывался в г. Владивостоке ежемесячно для решения текущих церковных вопросов.

 

Кратко о событиях в епархии.

 

 В 1996 г. официально зарегистрированы общины г. Владивостока и г. Уссурийска. В 1997 г. в п. Чульман (Якутия) отстроена церковь, которая временно находилась под окормлением иерея Александра Илющенко (ныне – настоятель прихода г. Меленки Владимирской обл.). Образована община в г. Якутске. В г. Магадане от РПЦ МП к Церкви присоединилась группа христиан во главе с иереем Сергием Галановым.

 В январе 1997 г. в Москве рукоположены иереи Александр Шестаков (на г. Большой Камень Прим. кр.) и Константин Лунев (на п. Врангель Прим. кр.) В Приморье вышел в свет I выпуск старообрядческого альманаха «Алтарь России», начал издаваться журнал Совета Съезда древлеправославных общин Приморского края «Дальневосточный старообрядец». (18)

 

II Съезд мирян древлеправославных общин Приморского края.

 

 14 – 16 февраля 1997 г. в Сретенском подворье села Суходол состоялся II-й, пожалуй, наиболее значительный съезд мирян Приморского края.

 На Втором Съезде присутствовал правящий архиерей – епископ Силуян и четыре священника: иерей Вячеслав Измайлов (г. Чита), иерей Александр Шестаков (г. Большой Камень Прим. края), иерей Константин Лунев (п. Врангель Прим. края). Съезд посетил представитель старообрядческого Христорождественского прихода г. Сиднея (Австралия) мирянин Михаил Моисеевич Овчинников – эмигрант второго поколения, родившийся в Китае в семье бежавших из с. Доно Читинской области казаков-старообрядцев.

 За неделю до II-го Съезда, 8-го февраля 1997 г., освящена первая в Приморье старообрядческая церковь, открытая после разорения 30-х годов. Церковь, оборудованная в одном из приобретенных христианами в с. Суходол домов, была освящена во имя святаго преподобного Сергия, игумена Радонежскаго.

 На II-м съезде рассматривались вопросы: о чиноприеме от разных конфессий, о духовном сродстве и другие вопросы православной веры, организационные вопросы. По благословению владыки Силуяна принято решение о начале формирования Дальневосточного Архива РПСЦ. (19)

 Подводя итоги II-го съезда, епископ Силуян, благословил христиан Приморья начать работу по восстановлению Дальневосточной епархии.

 

Кратко о событиях в епархии.

 

 В апреле 1998 г. иерей Константин Лунев переведен на служение в г. Владивосток. В мае на приход п. Врангель (Прим. кр.) рукоположен иереи Сергий Боголюб. 15 марта 1998 г. в п. Врангель освящена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В июле этого же года в г. Якутске закончено строительство церкви во имя святых апостолов Петра и Павла.

 В 1998 г. епископом Силуяном освящено место под строительство церкви во Владивостоке (во имя святителя Николы), в Уссурийске (во имя  Архангела Михаила), в Чите (во имя  священномученика и исповедника Аввакума). Начато строительство храма в с. Черемхово Читинской области. В п. Шкотово Приморского края приобретен частный дом для переоборудования под церковь. Во Владивостоке арендован дом по ул. Махалина, 14, в котором  началось оборудование домовой церкви.(20)

 

III Съезд мирян древлеправославных общин Приморского края.

 

 В январе 1998 года в Сретенском подворье села Суходол состоялся III-й Cсъезд мирян Приморского края. На нем, как и на предыдущих съездах, ставились и рассматривались организационные вопросы, вопросы православной веры, вопрос необходимости информирования общин Русской Православной Старообрядческой Церкви о решениях Освященных Соборов и Советов Митрополии, вопрос о подготовке Всероссийского съезда мирян РПСЦ.  Был разобран вопрос критериев святости в Православии, поднят вопрос о необходимости канонизации отечественных подвижников Древнего благочестия: архиепископа Антония (Шутова), епископа Арсения Уральского, епископа Иосифа (Антипина), епископа Тихона Томского и Федора Ефимовича Мельникова.(21)

 Участники Третьего Съезда рассмотрели вопрос восстановления Дальневосточной епархии. Согласно принятых участниками съезда решений, Совет  Съезда подготовил документы, обратился к Освященному Собору с просьбой о восстановлении Дальневосточной епархии.

 Освященный Собор РПСЦ, состоявшийся в Москве в октябре 1998 г., рассмотрел обращение духовенства и мирян Дальнего Востока о восстановлении Дальневосточной епархии и принял следующее решение:

 « 7. О воссоздании Дальневосточной епархии.

 а) ВОССОЗДАТЬ Дальневосточную епархию (ранее именованную Амурско - Иркутской ) в следующих границах : Приморский, Хабаровский края, Амурская область, Еврейская АО, Читинская область, Бурятия, Камчатская, Магаданская области, о. Сахалин, Курилы, Чукотка.

 б ) БЛАГОСЛОВИТЬ поиск кандидата в епископы.» (22)

 Освященный Собор оставил Дальневосточную епархию под временным окормлением преосвященного Силуяна, епископа Новосибирского и всея Сибири до появления в ДВ-епархии правящего своего архиерея.

 

Первый епархиальный съезд восстановленной епархии.

 

 С 28 по 31 января 1999 г. в с. Суходол Приморского края представители общин Дальнего Востока и Восточной Сибири собрались на I Дальневосточный епархиальный съезд. В связи с восстановлением епархии Совет Съезда мирян древлеправославных общин Приморского края принял решение не проводить 4-й съезд мирян и передать полномочия епархиальному съезду.

 I съезд Дальневосточной епархии рассмотрел следующие вопросы: о местонахождении епархиального управления и епископской кафедры; о структуре епархиального управления; о кандидатуре Дальневосточного епископа; о штате епархиального управления; о способах содержания епископа (временно - кандидата в архиереи) и штата епархиального управления; о способах обучения и рукоположения кандидатов в духовенство епархии; о способах управления епархией до постановки архиерея (благочинье, кандидатура благочинного и так далее); о формах и способах взаимодействия общин с епархиальным управлением; о епархиальном печатном органе; другие вопросы, в том числе и вопросы, готовившиеся на 4-й Съезд мирян.(23)

 Дальневосточными старообрядцами приняты следующие решения:

 «1.1.Местом нахождения епархиального управления и епископской кафедры определить г. Уссурийск Приморского края. 2.1.Епархиальный съезд собирать ежегодно. 3.1.Предложить кандидатом в достоинство епископа Уссурийского и всего Дальнего Востока диака Александра Ванчева. 4.1. Утвердить штат епархиального управления в следующем составе: епископ, иконом, благочинный (он же настоятель кафедрального храма), диакон, бухгалтер, редактор, секретарь-письмоводитель, повар, три сторожа, уборщица. 5.1. Каждой общине ежемесячно отчислять 5 % доходов на содержание епархиального управления и 50 рублей на содержание и обучение кандидата в архиереи на счет уссурийской общины во имя святаго архангела Михаила.6.1.Для решения духовных и иных церковных вопросов создать при Дальневосточном епархиальном управлении Духовный совет. 6.2.Избрать Духовный совет в составе: о. Александр Шестаков (г. Большой Камень), о. Аркадий Кутузов (г. Хабаровск), о. Вячеслав Измайлов (г. Чита), о. Константин Лунев (г. Владивосток), о. Сергий Боголюб (п. Врангель), о. Сергий Галанов (г. Магадан), Г. Соболев (г. Комсомольск-на-Амуре), Н. Спижевой (г. Николаевск-на-Амуре), Г. Омельченко (г. Уссурийск), А. Ванчев (п. Шкотово). 7.1. Ходатайствовать перед Советом Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви о поставлении священноиерея Александра Шестакова в благочинные Восточной Сибири и Дальнего Востока для управления Дальневосточной епархией до поставления правящего архиерея. 9.1. Считать газету Совета Съезда мирян Древлеправославных общин Приморья «Дальневосточный старообрядец» епархиальным печатным органом и передать её в подчинение епархиальному управлению. 10.1. Организовать поездку по основным приходам Дальневосточной епархии с целью знакомства с укладом жизни и уставом общин  и доведения до сведения христиан решений Епархиального съезда. 12.1. Направить священноиерея Александра Шестакова в Москву на Совет Митрополии РПСЦ и предоставить ему право представлять общины Дальневосточной епархии в вопросах оформления документов, необходимых для регистрации и перерегистрации общин. 14.1.Провести очередной епархиальный съезд в Сретенском подворье с. Суходол в январе-феврале 2000 года.» (24)

 Постановление Первого епархиального съезда восстановленной Дальневосточной епархии подписали: иерей Аркадий Кутузов (настоятель прихода г. Хабаровска), иерей Вячеслав Измайлов (настоятель прихода г. Читы), иерей Сергий Боголюб (настоятель прихода п. Врангель Прим. края), иерей Константин Лунев (настоятель прихода г. Владивостока), иерей Александр Шестаков (настоятель прихода г. Большой Камень Прим. края), председатель Совета Съезда мирян Древлеправославных общин Приморья  А. И. Ванчев, миряне - представители общин Дальнего Востока.(25)

 В мае 1999 г. Совет Митрополии РПСЦ одобрил решения I Дальневосточного епархиального съезда утвердил назначение благочинным иереем епархии о. Александра Шестакова и определил г. Уссурийск местом епископской кафедры.

 Выписка из решений Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, проходившего в граде Москве с 26 по 28 апреля 1999 г. «2. О решениях первого епархиального съезда Дальневосточной епархии» гласит: «ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить решения епархиального съезда Дальневосточной епархии. 2. Деятельность Дальневосточной епархии до поставления епископа осуществляется под управлением епископа Силуяна. 3. Утвердить благочинным иереем Дальневосточной епархии отца Александра Шестакова. 4. Утвердить центром Дальневосточной епархии г. Уссурийск Приморского края. Апреля,  29 дня 1999 г. (нов. ст.)».(26)

 Освященный Собор РПСЦ 1999 г., состоявшийся 20-22 октября в г. Москве подтвердил и уточнил решения предыдущего собора: 2.1. Утвердить следующие наименования епархии - Уссурийская и всего Дальнего Востока; «2.11. Утвердить Уссурийскую и всего Дальнего Востока епархию в следующих пределах: Приморский кр., Хабаровский кр., Сахалинская обл., Еврейская автономная область, Амурская обл., Магаданская обл., Камчатская обл., Чукотская обл., Саха-Якутия, Бурятия, Читинская обл.; 3.10.Утвердить кафедральным собором Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии собор во имя Пресвятой Троицы, расположенный по адресу: Приморский кр., г. Уссурийск, ул. Воровского, д. 132.; 4.5. Назначить епископа Силуяна (Килина С. А.) временно выполнять обязанности правящего Архиерея Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии; 5.10. Избрать иерея Александра (Шестакова) Икономом Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии».(27)

 Старообрядцы-дальневосточники готовятся к мероприятиям, посвященным 90-летию Дальневосточной епархии, в грядущем 2001 году. Одна из задач, которая стоит как перед старообрядцами, так и перед учеными, изучающими Старообрядчества – восстановление подлинной и подробной истории Старообрядческой Церкви на Дальнем Востоке.(28)

 В настоящее время в старообрядческом издательстве «Омега» (г. Большой Камень Прим. края) готовится к изданию книга по истории Дальневосточной епархии РПСЦ, в которую войдут исторические работы и церковные документы разных лет.

 

 

  ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Сердюк М.Б. Становление старообрядческой Белокриницкой иерархии на российском Дальнем Востоке. Известия РГИА ДВ, Т. 3, Владивосток, 1998, с. 128.

  2. Старообрядцы-переселенцы. ж-л «Церковь», М., №12, 1912., с. 293.

  3. Белошицкая Е.Н. Штрихи истории. г-та «Русь православная», г. Б. Камень Прим. кр., №1 (42), 1999., с. 5.

  4. Постановления Освященныхъ соборовъ старообрядческихъ епископовъ. 1898 – 1912 гг. М., 1913., с. 115.

  5. Там же, с. 122.

  6. Это наименование встречается в нескольких источниках: См. примечание 8; ж-л «Дальневосточный старообрядец»,  г. Харбин,1935 г. и др.

  7. Новорукоположенный епископ Иосиф. ж-л «Церковь», М., № 4, 1912., с. 94-95.

  8. Сердюк М.Б. Первый старообрядческий епископ на Дальнем Востоке. г-та "Русь православная", г. Б. Камень Прим. кр.,  №5, 1996., стр. 6.

  9. Амурский епархиальный съезд. ж-л «Церковь», М., № 30, 1912., с. 720-721.

  10. Ванчев А.И. История восстановления Дальневосточной епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1992-1998 годах. Материалы Научно-практической конференции «Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока». г. Владивосток, 1999. (в печати).

  11. О епископе Клименте. Постановление Собора святой Древлеправославной церкви Христовой.(1926 г.), п.23., М., Тип. «ВСЕРОКОМПОМА», 1926., с. 20 – 21.

  12. Старообрядчество. Лица, события, предметы, символы. Опыт энциклопедического словаря. Изд. «Церковь», М., 1996., с. 40

  13. Кобко В.В. Приморские страстотерпцы. г-та «Русь православная», г. Большой Камень Приморского края, № 2, 1996., с. 2.

  14. См. п.10.

  15. Постановление Освященного Собора РПСЦ. 20-22 октября 1999 г. п.22. «Вестник митрополии» (Бюллетень Информационно-издательского отдела РПСЦ), М., № 1, с. 11.

  16. Елисеев Е. Дальневосточная епархия. Краткая историческая справка о Дальневосточной Епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. ж-л «Дальневосточный старообрядец», г. Б. Камень Прим. кр., 7506 лето, № 7, с. 81.

  17. Постановление I-го Съезда мирян Русских Православных Старообрядческих общин Приморского края. г-та «Русь православная», г. Б. Камень Прим. кр., № 4, 1996, с. 1-3.

  18. См. п.10.

  19. Елисеев Е. «Оттепель». г-та «Русь православная», г. Б. Камень Прим. кр., № 2 (18), 1997, с. 3. Там же – Постановление II съезда мирян древлеправославных общин РПСЦ Приморского края., с.5.

  20. См. п.10.

  21. Постановление III съезда мирян Русской Православной Старообрядческой Церкви Приморского края. ж-л «Дальневосточный старообрядец», г. Б. Камень Прим. кр., 7506 лето, № 5, с. 41.а.

  22. Постановление Освященного Собора РПСЦ. ж-л «Дальневосточный старообрядец», г. Б. Камень, 7507 лето, № 3, с. 37.  Там же - О восстановлении Дальневосточной епархии. с. 34.

  23. Гашкова Н. Первый Епархиальный Съезд Дальневосточной епархии. г-та «Русь православная», г. Б. Камень Прим. кр., №1 (42), 1999., с. 3.

  24. Постановление Первого епархиального съезда Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии. 28 – 30 января 1999., с. 1-2. Текущий архив ДВА РПСЦ (г. Большой Камень Приморского края). (Публикуется впервые).

  25. Там же, с.3.

  26. Выписка из решений Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, проходившего в граде Москве с 26 по 28 апреля 1999 г., п.2. Текущий архив ДВА РПСЦ. (Публикуется впервые).

  27. Постановление Освященного Собора РПСЦ. 20-22 октября 1999 г. «Вестник митрополии» (Бюллетень Информационно-издательского отдела РПСЦ), М., № 1, с. 7-8.

  28. Постановление Второго епархиального съезда Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии. 28 – 30 января 2000 г., п.2. Текущий архив ДВА РПСЦ.

 

 

 Доклад на V-ю научно-практическую конференцию

 «Старообрядчество: история, культура, современность»

 Москва, 21 – 22 ноября 2000 г.

 

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"