CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Правила

 

Постановление Совета Митрополии РПСЦ (10 мая - 11 мая 2011 года)

 

Постановление Освященного Собора РПСЦ (19 - 21 октября 2010 года)

 

Постановление Совета Митрополии РПСЦ (20 апреля - 21 апреля 2010 года)

 

Постановление Освященного Собора РПСЦ (20-22 октября 2009 года)

 

Постановление Совета Митрополии РПСЦ (30 апреля -1 мая 2009 года)

 

Постановление Освященного Собора РПСЦ (15-17 октября 2008 года)

 

Обращение "Об отношении к проявлениям национализма и экстремизма" Собора РПСЦ

 

Христианам, отпавшим от Церкви Христовой

 

Решения Епархиального съезда Дальневосточной епархии РПСЦ (Хабаровск, 19-20 ноября 2005 года)

 

Тайна загробной жизни

 

Наставление перед исповедию

 

Вопросы для подготовки к исповеди

 

О брадобритии

 

Священноиерей Евгений Чунин "Таинство покаяния"

 

Я.А. Богатенко "Статьи о церковном пении"

 

Виновен ли митрополит Амвросий в грехе симонии?

 

Постановление Совета Митрополии РПСЦ (26-28 апреля 2004 года)

 

Постановление Освященного Собора РПСЦ (9-11 февраля 2004 года)

 

Устав Русской Православной Старообрядческой Церкви

 

Свидетельства истинности Старообрядческой Церкви

 

Номоканон

 

О церковном звоне

 

Алексей Рябцев

 

Новый Устав Русской Православной старообрядческой Церкви

 

Следует сразу предупредить уважаемых читателей, что данная статья достаточно скучна и представляет интерес только для лиц, интересующихся конкретными вопросами внутреннего устройства Церкви. Автор сознательно пожертвовал живостию изложения ради возможно большей точности формулировок.

В связи с принятием нового Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" Русская Православная старообрядческая Церковь была поставлена перед необходимостью внесения существенных изменений и дополнений в свой Устав.

После длительной и кропотливой работы новый Устав был принят на Освященном Соборе Церкви и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Текст нового Устава явился плодом коллективного труда. Возглавлял работу над новым Уставом Предстоятель Церкви владыка Митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Большой вклад в разработку нового Устава внесли епископы: Кишиневский и всея Молдавии Зосима, Киевский и всея Украины Савватий, Новосибирский и всея Сибири и Дальнего Востока Силуян, а также протоиереи Леонид Гусев (Москва) и Леонтий Пименов (Орехово-Зуево). Хотелось бы отметить работу Елисея Елисеева (в то время мирянина. г. Большой Камень Приморского края), внесшего немало ценных предложений. Следует упомянуть иерея Сергия Дурасова (деревня Андроново Московской области) и чтеца Ромила Хрусталева (Москва), - их настойчивые возражения против некоторых положений проекта нового Устава весьма способствовали общей плодотворной работе. И, наконец, нельзя не сказать о сотрудниках Министерства юстиции Александре Ильиче Кудрявцеве и Николае Федоровиче Максимове, чье требовательное отношение позволило превратить текст нового Устава в юридически грамотный документ.

 

Перейдем к краткому изложению нового Устава.

 

Согласно нового Устава Русская Православная старообрядческая Церковь является централизованной религиозной организацией, объединяющей общины и другие религиозные организации и группы православных христиан-старообрядцев в целях совместного исповедания и распространения веры.

Вероисповедание Церкви - Православие. Основами вероучения Церкви являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов).

Деятельность Церкви основывается на канонических правилах, изложенных в книге Кормчей (Номоканоне), на постановлениях Поместных соборов Русской Православной Церкви, принятых до церковной реформы XVII века, на постановлениях соборов Русской Православной старообрядческой Церкви и на действующем гражданском законодательстве.

Сфера территориальной деятельности Церкви - Российская Федерация. В состав Церкви входят также религиозные объединения, находящиеся вне территории России, в соответствии с законодательством страны нахождения.

В качестве целей и задач Церкви в новом Уставе, в частности, названы:

- совместное исповедание и распространение Православной христианской веры;

- поддержание и укрепление догматического и духовного единства и братского общения всех православных христиан-старообрядцев;

- сохранение и укрепление имеющего апостольскую преемственность Белокриницкого священноначалия;

- представительство и защита интересов религиозных объединений, входящих в Церковь, и их членов как внутри страны, так и на международном уровне.

Основными формами деятельности Церкви являются:

- проведение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний;

- организация различных образовательных учреждений и курсов;

- издание и распространение духовной литературы, подготовка теле- и радиопрограмм, не противоречащих православному христианскому благочестию, подготовка статей, обзоров, сообщений и других материалов для средств массовой информации;

- иная проповедническая деятельность;

- благотворительность.

Для осуществления своих целей Церковь согласно нового Устава в установленном законом порядке имеет право на различную общественную и хозяйственную деятельность. Особо выделены виды деятельности, требующие лицензии (например, реставрационные работы и ритуальные услуги).

Церковь имеет следующую структуру: местные религиозные организации и группы (общины, монастыри, скиты и другие) образуют централизованную религиозную организацию. В Церковь могут входить и другие религиозные объединения (епархии, благочиния, ставропигиальные монастыри, подворья, учреждения профессионального религиозного образования и другие).

Религиозное объединение может войти в состав Церкви в качестве местной религиозной организации, если оно состоит из православных христиан-старообрядцев, полностью признает вероучение Русской Православной старообрядческой Церкви и ее Устав, приняло собственный устав местной религиозной организации соответствующий Образцовому уставу, утвержденному Освященным Собором Церкви. Устав местной религиозной организации, входящей в Церковь, может отличаться от Образцового только в том случае, если законодательство субъекта РФ, на территории которого находится местная религиозная организация, требует внесения в устав некоторых дополнительных положений, не противоречащих федеральному законодательству.

Прежде чем продолжить изложение положений нового Устава необходимо уточнить, что понимается под некоторыми часто встречающимися терминами. Под термином Митрополит Устав понимает избранного Освященным Собором и канонически рукоположенного старообрядческого Митрополита Московского и всея Руси, Первосвятителя, руководящего повседневной деятельностью Церкви, председательствующего, по возможности, на Освященном и Архиерейском Соборах, Архиерея московской епархии. Под термином Архиерей Устав понимает избранного Архиерейским Собором из кандидатов, избранных Освященным Собором, утвержденного Митрополитом и канонически рукоположенного руководителя одной из епархий. Под термином Настоятель Устав понимает назначенного соответствующим Архиереем, утвержденного Митрополитом и канонически рукоположенного духовного наставника местной религиозной организации Церкви; все Настоятели, кроме Настоятелей кафедральных соборов, назначаются из числа кандидатов, избранных местными религиозными организациями Церкви. Под термином мирянин Устав понимает не имеющего духовного сана православного христианина-старообрядца, полноправного члена одной из местных религиозных организаций Церкви.

Решение о вхождении религиозного объединения в состав Церкви в качестве местной религиозной организации принимает Митрополит по рекомендации Архиерея соответствующей епархии.

Высшими органами управления Церкви являются Освященный Собор, Архиерейский Собор и Митрополит.

Освященный Собор состоит из Архиереев, представителей духовенства, иночества и мирян.

Архиереи, Настоятели, икономы Митрополии и епархий являются делегатами Освященного Собора по должности. Местные религиозные организации, входящие в Церковь (общины, монастыри, скиты и другие), могут избирать на Освященный Собор по одному делегату (мирянину или представителю духовенства). Более многочисленным религиозным организациям норма представительства может быть увеличена по благословению Митрополита до пяти человек. В деятельности Освященного Собора могут принимать участие православные христиане-старообрядцы из числа иностранных граждан.

Освященный Собор созывается Митрополитом не реже одного раза в год. Если у Митрополита отсутствует возможность созвать Освященный Собор, Освященный Собор созывается старшим по хиротонии Архиереем. В чрезвычайных условиях в случае отсутствия Архиереев Освященный Собор собирается в соответствии с обстоятельствами. Местные религиозные организации оповещаются о месте и времени проведения Освященного Собора не позднее чем за месяц до начала его работы.

Освященный Собор считается правомочным, если на нем представлено не менее четверти местных религиозных организаций, входящих в Церковь с обязательным представительством от всех епархий.

Решения Освященного Собора принимаются открытым голосованием (если Освященным Собором не принято решение о тайном голосовании) простым большинством голосов. Для принятия решений, касающихся Православного вероучения; а также для избрания Митрополита; внесения изменений и дополнений в Устав Церкви; для прекращения служения Архиерея (по представлению Архиерейского Собора) требуется квалифицированное большинство в две трети голосов делегатов Освященного Собора.

Освященный Собор правомочен принимать решения по любым вопросам деятельности Церкви кроме отнесенных к исключительной компетенции Архиерейского Собора.

К исключительной компетенции Освященного Собора, в частности, относится:

- рассмотрение и решение вопросов истинности и неповрежденности Православного вероучения;

- принятие Устава Церкви и внесение изменений и дополнений в Устав;

- избрание Митрополита, икономов Митрополии и епархий, членов Совета Митрополии и Ревизионной комиссии;

- избрание кандидатов в Архиереи;

- прекращение служения или перевод на другое место служения Архиереев по представлению Архиерейского Собора;

- принятие решения по прекращению служения икономов;

- утверждение Образцовых уставов для религиозных организаций, входящих в Церковь;

- вынесение окончательных решений по вопросам принятия отдельных лиц в члены местных религиозных организаций и исключения из них;

- определение полномочий Совета Митрополии и порядка его работы на время до созыва следующего Освященного Собора, но не более чем на один год.

Архиерейский Собор состоит из Архиереев Церкви. В деятельности Архиерейского Собора могут принимать участие старообрядческие Архиереи из числа иностранных граждан.

Архиерейский Собор созывается Митрополитом по мере необходимости. Если Митрополит в силу чрезвычайных обстоятельств не в состоянии созвать Архиерейский Собор, Архиерейский Собор созывается старшим по хиротонии Архиереем, либо Архиереи собираются сами в городе Москве или, по взаимному согласию, в ином месте в кратчайший срок.

Архиерейский Собор считается правомочным, если на нем представлено более половины Архиереев Церкви.

Решения Архиерейского Собора по всем вопросам принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов голос Митрополита является решающим.

К исключительной компетенции Архиерейского Собора, в частности, относится:

- избрание местоблюстителя митрополичьего престола в случае кончины Митрополита;

- избрание Архиереев из числа кандидатов, избранных Освященным Собором, и представление их на утверждение Митрополиту;

- принятие представления Освященному Собору о прекращении служения Архиереев или переводе их на другое место служения;

- утверждение или отмена решений, принятых Архиереями в своих епархиях, о прекращении служения Настоятелей или переводе их на другое место служения;

- утверждение решений религиозных организаций, входящих в Церковь, Освященного Собора и Митрополита по отчуждению (продаже, дарению и т.д.) недвижимости любых видов.

На Освященном Соборе 1999 года был принят порядок проведения заседаний Архиерейского Собора. В соответствии с этим порядком в обычных (не чрезвычайных) условиях Архиерейский Собор может созываться только во время проведения очередного Освященного Собора. Делегаты Освященного Собора присутствуют в качестве обязательных свидетелей на заседаниях Архиерейского Собора.

В период между Освященными Соборами текущей деятельностью Церкви руководит Митрополит. Он вправе принимать решения по всем вопросам деятельности Церкви кроме вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Освященного и Архиерейского Соборов.

Митрополит, в частности,:

- рассматривает и утверждает планы текущей деятельности Церкви и ее бюджет;

- вносит предложения на Архиерейский Собор по избранию Архиереев, прекращению их служения или переводе их на другое место служения;

- принимает решение о вхождении религиозного объединения в состав Церкви в качестве местной религиозной организации по рекомендации Архиерея соответствующей епархии;

- утверждает решения Архиерейского Собора об избрании Архиереев;

- утверждает решения Архиереев о назначении Настоятелей;

- назначает Настоятелей из числа кандидатов, избранных местными религиозными организациями, на территории московской епархии;

- принимает решения о прекращении служения Настоятелей или переводе их на другое место служения на территории московской епархии;

- без доверенности действует от имени Церкви;

- представляет интересы Церкви во всех российских и иностранных организациях, в том числе государственных органах;

- распоряжается имуществом и средствами Церкви в пределах бюджета и своей компетенции;

- осуществляет иные полномочия, в том числе и возлагаемые на него Освященным Собором;

- имеет официальный титул Высокопреосвященнейший (имярек), Митрополит Московский и всея Руси, личный бланк и личную печать.

Резиденция Митрополита, исполнительный аппарат Церкви и московской епархии именуются Московской и всея Руси Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви и традиционно располагаются в городе Москве на территории Рогожской слободы.

Совет Митрополии возглавляется Митрополитом. Он состоит из Архиереев и избранных Освященным Собором представителей духовенства. Он созывается Митрополитом по мере надобности, но не реже двух раз в год. Решения Совета Митрополии принимаются простым большинством голосов, если Освященным Собором не был принят другой порядок.

Освященный Собор и Митрополит могут передать Совету Митрополии часть своих полномочий на время между созывами Освященного Собора, но не более чем на один год.

Местоблюститель митрополичьего престола исполняет обязанности и обладает правами Митрополита вплоть до созыва Освященного Собора для выборов нового Митрополита. Он обязан созвать Освященный Собор как можно скорее, но не позднее, чем через полгода после кончины Митрополита. Если местоблюститель митрополичьего престола не созывает Освященный Собор в установленный срок, все его (местоблюстителя) полномочия, права и обязанности переходят к Совету Митрополии.

Иконом Митрополии избирается Освященным Собором по возможности из числа духовенства. Работает на постоянной основе под непосредственным руководством Митрополита, выполняя хозяйственные и иные поручения. Обязан и имеет право обладать полной информацией об имущественном и финансовом положении Церкви. Заслушивается по мере надобности Освященным и Архиерейским Соборами.

Кроме вышеизложенного новый Устав Церкви содержит также обычный набор положений, необходимых для деятельности любого юридического лица.

Хотелось бы обратить внимание на то, что новый Устав создавался в строгом соответствии с требованиями Номоканона. Например, новым Уставом определен порядок избрания епископов, при котором достойные миряне и священнослужители (делегаты Освященного собора) избирают нескольких кандидатов, из коих епископы выбирают одного и представляют на утверждение митрополиту. Этот порядок изложен в 4-м правиле Первого Вселенского собора и в 28-й главе Новых заповедей святого правоверного царя Иустиниана (нумерация дана по Иосифовской Кормчей).

При разработке нового Устава выяснилось, что древние канонические правила прекрасно согласуются с современностью, а бытующее мнение о том, что постановления древних Вселенских и Поместных соборов во многом устарели мягко говоря необоснованно.

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100