CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Правила

 

Постановление Освященного Собора РПСЦ (16 - 18 октября 2012 года)

 

Постановление Совета Митрополии РПСЦ (10 мая - 11 мая 2011 года)

 

Постановление Освященного Собора РПСЦ (19 - 21 октября 2010 года)

 

Постановление Совета Митрополии РПСЦ (20 апреля - 21 апреля 2010 года)

 

Постановление Освященного Собора РПСЦ (20-22 октября 2009 года)

 

Постановление Совета Митрополии РПСЦ (30 апреля -1 мая 2009 года)

 

Постановление Освященного Собора РПСЦ (15-17 октября 2008 года)

 

Обращение "Об отношении к проявлениям национализма и экстремизма" Собора РПСЦ

 

Христианам, отпавшим от Церкви Христовой

 

Решения Епархиального съезда Дальневосточной епархии РПСЦ (Хабаровск, 19-20 ноября 2005 года)

 

Тайна загробной жизни

 

Наставление перед исповедию

 

Вопросы для подготовки к исповеди

 

О брадобритии

 

Священноиерей Евгений Чунин "Таинство покаяния"

 

Я.А. Богатенко "Статьи о церковном пении"

 

Виновен ли митрополит Амвросий в грехе симонии?

 

Постановление Совета Митрополии РПСЦ (26-28 апреля 2004 года)

 

Постановление Освященного Собора РПСЦ (9-11 февраля 2004 года)

 

Устав Русской Православной Старообрядческой Церкви

 

Свидетельства истинности Старообрядческой Церкви

 

Номоканон

 

О церковном звоне

 

 

 

Неминуемость смерти и подготовка к ней. После грехопадения первых людей, Адама и Евы, человек подвергся смерти. «Хотя прародители жили еще много лет, но как только услышали, что они: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19), сделались смертными, и с тех пор можно было сказать, что они умерли. В этом смысле и сказано в Писании: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17), то есть вы услышите приговор о том, что с этих пор вы уже смертны», - пишет св. Иоанн Златоуст. Смерть никого не оставляет и с каждым часом, с каждой минутой, с каждым вдохом всякий живой человек приближается к исходу из временной жизни.

Смерть приходит и к старым, и к молодым, и к младенцам, к праведным и к грешным, к готовым и к неготовым к встрече с нею. Смерть страшна всем смертным, но особенно она ужасна для людей неверующих, которые связывают с нею беспросветную скорбь, полную и окончательную потерю себя и всех благ земных. Говоря о том, чем является смерть для людей богобоязных и для людей нечестивых, преподобный Ефрем Сирин пишет: «Смерть – святым блаженство, праведным – радость, а грешникам – скорбь, нечестивым – отчаяние». Христианину не следует бояться смерти, но надо готовиться к ней, проводя святую жизнь. Послушаем советы св. Иоанна Златоуста как надо готовиться к смерти: «всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое – истинные черты мудрости», «будь готов к тому, что Господь каждый день может потребовать твою душу. Не делай так, чтобы сегодня покаяться, а завтра забыть об этом, сегодня плакать, а завтра плясать, сегодня поститься, а завтра упиваться вином», «перестань плакать о смерти и плачь о грехах своих, чтобы загладить их и войти в Жизнь Вечную».

 

Разлучение души от тела. О бессмертии души и тлении тела. Человек состоит из души и тела. Телесная смерть есть процесс разделения человека на две его составляющие части: душу и тело. Разлучившись с телом в момент смерти, душа продолжает свою жизнь в ином мире, где обитают бестелесные существа. Тело же предается земле и делается жертвою тления, червей, превращается в прах. И хотя тело обращается в землю, из которой оно взято при сотворении человека Богом, оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле, в ожидании второго соединения с душою в день Страшного Суда и кончины мира, после чего оно уже будет неприкосновенным для смерти телесной. Но тела не всех людей после смерти подлежат разложению. Известно, что нетленные мощи многих особо прославленных у Господа святых противостоят тлению и издают благоухание, несут исцеление недугов другим людям, чем свидетельствуют, что хотя они мертвы по естеству человеческому, но живы по присутствию в них Святого Духа.

 

Исход души праведной и души грешной. Когда человек умирает, его душе предстают ангелы добрые и злые. Однажды святой Макарий Александрийский удостоился услышать от ангела, что душа как благочестивого, так и не благочестивого приходит в испуг и устрашается присутствием страшных и злых ангелов. Исход праведной души представляет совершенную противоположность исходу грешной души. Душа человека, который умер с чистосердечным покаянием, по разлучении с телом принимается святыми ангелами, охраняется ими и относится в светлые обители, исполненные радости и блаженства. Кончину людей, угодивших Господу, преподобный Ефрем Сирин описывает так: «Делатели и совершенные подвижники радуются в час разлучения. Имея у себя пред глазами великий труд своего подвижничества, бдений, постов, поклонов, молитв, слез, «души их ликуют, потому что призываются они из своего тела войти в покой».

Разлучение с жизнью нераскаянного грешника крайне опечаливает его. Смерть для грешной души люта, потому что уже в момент своего исхода душа встречает полчища демонов. Об этом преподобный Макарий Великий пишет так: «Когда исходит из тела грешная душа, тогда совершается некое великое таинство. К ней приступают полчища демонов и ангелы супротивные, и силы темные и похищают душу в область свою. И не следует этому удивляться. Если человек, живя еще в этом мире, покорился им и стал их рабом, тем более, когда исходит от мира, бывает ими пленен и порабощен».

 

Послесмертные мытарства. Частный суд над душою после смерти. В нашем земном мире есть время, которое измеряется секундами, минутами, часами, днями и ночами, месяцами, годами. За гробом времени нет — там вечность, светлая или темная. Отделившись от тела, душа бывает в различных состояниях, которые соответствуют третьему, девятому, сороковому дню на земле. Согласно откровению, которое было святому Макарию Александрийскому от ангела, душа, отделившись от тела, в течение первых двух дней пребывает на земле и в сопровождении ангелов посещает те места, где она творила добрые и злые дела, она также странствует и около гроба, в котором покоится ее тело. В третий день, в подражание воскресению Христову, произошедшему в третий день после Его смерти, всякой христианской душе полагается вознестись на Небо для поклонения Богу. В честь тридневного воскресения Господа и во образ Пресвятой Троицы в третий день после кончины христианина Святая Церковь совершает особое поминовение за его душу. В третий день покойника хоронят: «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12,7).

В девятый день по смерти душа умершего христианина во второй раз идет на поклонение Богу. В этот день совершается особое поминовение усопшего в честь девяти чинов ангельских, чтобы душа, как невещественный дух, была причастна девяти чинам ангельским.

Между Церковью Небесной и нашей землей существует невидимое и неосязаемое нашими телесными чувствами пространство, называемое на языке Священного Писания и в святоотеческой письменности воздухом (данное название не следует относить к тому воздуху, которым мы дышим и который образует земную атмосферу). Это поднебесное пространство наполняют падшие ангелы, «духи злобы поднебесные» (Ефес.6,12). Все пространство от земли до духовного Неба представляет двадцать мытарств, являющихся как бы судилищами, на которых бесы — злые истязатели — уличают новопреставленную душу, отходящую к Престолу Праведного Судии, чтобы выслушать нелицеприятный приговор в совершенных ею грехах и даже клеветнически обвиняют в таких грехах, которых она никогда не совершала.

Каждое из мытарств соответствует группе известного рода грехов. При этом бесы стремятся изо всех сил показать грешной душе все их права на обладание ею. Проводя душу через мытарства, Небесное Правосудие хочет, чтобы душа прежде Страшного Суда вспомнила все свои грехи и произвела суд над собою. Тем людям, которые при жизни не желали осознать свою греховность, на мытарствах помогают сделать это падшие духи, показывая им их грехи.

Ученику преподобного Василия Нового (жил в X веке), Григорию, в видении блаженная Феодора открыла то, что переживает душа в момент ее разлучения с телом и как она странствует по мытарствам. Блаженная Феодора, проходя мытарства, спросила ангелов о том, все ли христиане проходят эти мытарства и нет ли возможности пройти к Престолу Божию без мытарств. На это ангелы отвечали: «Нет иного пути для душ, но не все они бывают истязаемы, а лишь те, которые творили неполное исповедание грехов своих. Ибо кто чистосердечно рассказывает на исповеди все свои худые дела и кается о сделанном, того грехи невидимо заглаживаются Божиим милосердием. И когда покаявшаяся душа приходит сюда, воздушные истязатели, разогнувши свои книги, не находят в них ничего записанного, и такая душа с радостью восходит к Престолу Божию».

Пройдя мытарства, душа христианина возносится в Рай и созерцает невыразимую человеческим языком красоту различных обителей, где пребывают угодившие Богу люди. От этого она забывает все свои скорби, которые имела, живя в теле. Но если она виновна во грехах, то, видя небесное наслаждение святых, безмерно скорбит и укоряет себя, что лишилась сего, проведя жизнь в беспечности и не послужив Всевышнему. Ведь каждому крещеному человеку Господь определяет место в обителях небесных, которого он лишается через свои нераскаянные грехи. Обходя до сорокового дня Рай, душа видит то место, которое было приготовлено здесь для нее, чего она лишилась. Затем душа низводится в преисподнюю, и там она видит в адских отделениях страшные и нестерпимые муки нераскаянных грешников, слышит ужасный плач, стон, скрежет зубов, трепещет и трясется, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в аду. Если человек по своим греховным делам подлежал осуждению на мучение в аду, но раскаялся во грехах и умер с покаянием, то, обходя после смертных мытарств ад, ему показывают то место, где он должен был бы мучиться и от чего его избавило Божие милосердие.

Наконец в сороковой день душа христианина идет на поклонение Богу в третий раз и в зависимости от ее духовно-нравственного состояния Господь определяет ее участь в загробной жизни на период до времени Страшного Суда. Это и есть частный суд Христов над душою христианина. Вот почему в сороковой день после смерти человека-христианина за его душу совершается особое молитвенное поминовение и раздается милостыня.

Некрещеные же люди сразу после смерти поступают во власть диавола, и над их душами частный суд Христов не бывает.

 

О загробной жизни вообще. Послесмертное бытие человека состоит из двух периодов. Первый период жизни за гробом – это жизнь души без тела, загробное существование до всеобщего воскресения из мертвых. Второй период – загробная жизнь после Страшного Суда. Этот период не будет иметь конца, душа во второй период соединится с воскресшим телом, которое изменится в тонкое, нетленное, духовное. По учению Священного Писания, во второй период загробной жизни все люди будут иметь одинаковый возраст.

Первый период загробной жизни заключает еще возможность для некоторых душ избавления от адских мучений до наступления Страшного Суда. Это достигается молитвами церковными (особенно поминовением усопших на Литургиях) и домашними за умерших и милостынями, творимыми живыми в память о преставленных. Во второй же период загробной жизни уже ничем не поможешь умершим без покаяния, чтобы избавить их от вечного мучения.

Перейдя в загробный мир, душа хранит память о всей своей земной жизни, помнит о тех людях, с кем она была на земле, как в хороших, так и в плохих отношениях. Душа уносит с собою в загробное бытие все свои наклонности, все свои привычки и добрые и злые, все страсти, с которыми она сроднилась на земле.

После смерти тела душа продолжает мыслить, желать и чувствовать, и уж никак она не находится в бессознательном, наподобие сна, состоянии (ложное учение о сонном состоянии души в первый период загробной жизни было впервые высказано в III веке психопаннихитами из Аравии, затем это гнусное заблуждение развивали социниане, арминияне и другие лжемудрствующие). Наоборот, после смерти чувствования души гораздо более совершеннее, чем здесь, на земле. В загробном мире душа бывает в общении с душами других людей, а также с добрыми или злыми духами, именно с теми, которые ей духовно сродни в зависимости от ее образа земной жизни. В потустороннем мире беспредельная пропасть, отделяющая ад от Рая, не препятствовала, например, осужденному на мучение в аду умершему богачу не только увидеть, но и узнать Авраама и Лазаря, пребывающих в Раю, и даже беседовать с Авраамом, о чем поведал на страницах Св. Евангелия Сам Христос (Лук. 16,19-31).

Евангельский богач просит Авраама послать кого-нибудь из Рая к своим братьям на земле, чтобы предохранить их от безотрадной участи в аду. Это свидетельствует о том, что умершие помнят о своих близких на земле, желают им вечного спасения. Благочестие живых сродников доставляет умершим радость, а грехопадения доставляют скорбь. Умершие очень желают, чтобы мы, живые, были для них благодетелями, улучшающими их загробное состояние.

Окончательная участь в вечности не только людей, но и злых духов еще не решена. И только после Страшного Суда одни люди наследуют вечное блаженство, другие – вечное мучение.

 

Послесмертное блаженство душ праведников до всеобщего воскресения из мертвых. Место, куда отходят после частного суда души праведников и истинно покаявшихся грешников, называется в слове Божием Раем (Лук.23,43), Лоном Авраама (Лук. 16,22), Царством Небесным (Матф.5,3; 5,10), Царством Божиим (Лук. 13,28-29), Домом Отца Небесного (Иоан. 14,2), Градом Бога Живаго, Иерусалимом Небесным (Евр. 12,22; Гал.4,26). В Св. Писании место Рая определяется на востоке (Быт.2,8-9). Преподобная Феодора поведала, что после восхождения ее души из тела она вместе с ангелами для достижения Небесных Обителей направилась к востоку. Святые видели Рай на востоке. Восток по сравнению с другими сторонами света обладает особой таинственностью. Взять хотя бы то, что ежедневно с востока мы ожидаем восхождение солнца. Восток имеет для христиан важное значение: мы молимся на восток, храмы строят алтарем на восток, покойника кладут лицом к востоку.

Рай является дивным и обширнейшим садом неописуемой красоты. Райский сад недоступен для наших телесных чувств, огрубевших от грехопадения. По своей природе Рай соответствует естеству его жителей – бестелесных существ. Церковь Христова, утверждая, что Рай находится на востоке, не имеет в виду здесь восток в географическом смысле, ибо Рай нельзя обнаружить ни географам, ни астрономам, ни каким-либо другим естествоведам с помощью их методов исследования материального мира. Рай – это область таинственного, духовного мира. Для спасения важно не отыскивать местонахождение Рая, а знать то, что Рай существует. О том, что в Раю имеется сад, говорит хотя бы то, что при погребении Пресвятой Богородицы св. Иоанн Богослов шел с райской ветвью, принесенной на землю из Рая святым архангелом Гавриилом. Святые Отцы и учители Церкви Христовой в своих творениях представляют Рай цветущим садом, исполненным неземных ароматов. Например, преподобный Ефрем Сирин пишет, что в Раю число деревьев, растений, трав и их блеск превосходит число и блеск небесных звезд, что воздух там является источником сладости, что в Райских Обителях царствует вечная весна.

Высшим блаженством в Раю для его насельников является общение с Господом Исусом Христом, лицезрение Спасителя, общение с ангелами небесными и с душами всех святых. Здесь души праведников исполнены вечной радостью, необъяснимой словами, получаемой непосредственно от Бога. До всеобщего воскресения из мертвых в райской жизни блаженствует лишь душа, поскольку она пребывает без тела. Это блаженство еще несовершенное, не полное. Однако все, сподобившиеся наследовать Рай, навсегда уже избавлены от искушений темной силы, свободны от всего злого, от всех печалей и скорбей земных. Состояние душ праведников на Небе не одинаковое и соответствует заслугам каждого из них перед Богом. Многие из них уже чествуются Церковью как святые.

 

Мучение душ нераскаянных грешников до дня Страшного Суда. После смерти и частного суда нераскаянные грешники отходят душами своими в ад – место безмерного мучения, печали и скорби. В Св. Писании ад назван тьмою кромешною (Матф.22,13), темницею духов (1 Петр. 3,19), бездною (Лук.8,31), преисподнею (Филип.2,10), геенною (Матф.5,22), печью огненною (Матф. 13,50), вечным огнем (Матф.18,8; 25,41), вечным пламенем (Исайя.33,14) и другими названиями. Мучения грешников во аде – состояние противоположное блаженству. Самое ужасное, что ожидает грешника в аду есть удаление от Бога – источника жизни, света, радости. Оказавшись в аду, человек никогда не видит света, он находится в сообществе злых, отверженных духов, постоянно чувствует угрызения совести за свои грехи, подвергается нестерпимым всевозможным мукам.

Поскольку в период адской жизни до всеобщего воскресения из мертвых душа существует без тела, то мучение принадлежит только душе. В этот период душа мучится еще не в той степени, как это ей полагается за ее грехи. Ее загробная участь окончательно еще не решена и только после Страшного Суда душа получит полное воздаяние за все свои грехи, в которых она истинно и искренне не покаялась. Как уже было сказано выше, благодаря бескровным жертвоприношениям на Литургиях, другим церковным и домашним молитвам за умерших, милостыням, подаваемым за упокой усопших, можно облегчить вечную участь грешников, которые при жизни имели веру в Господа Исуса Христа, но не успели принести достойных плодов покаяния.

Что касается загробной участи неверующих во Христа, злочестивых, богохулов, еретиков, ожесточенных в своих злодеяниях грешников, то они сразу же после смерти отходят невозвратно своими душами в ад. Для таковых душ ад заключает все необходимое для их вечного пребывания в этом месте проклятия. Эти обитатели преисподней по причине того, что для них чуждо и тягостно все святое и небесное, и сами не пожелают быть и одного часа в Раю, где все проникнуто Божественным светом и любовью к Богу.

Души, пребывающие в аду, имеют не одинаковые мучения. В зависимости от тяжести своих грехов одни грешники несут большее, другие меньшее мучение. Но даже малое страдание в аду — мучение такое невыносимое и лютое, что, живя на земле, мы не можем помыслить и вообразить, как оно ужасно. В аду имеются разные места для наказания грешников. Есть дно адово – ужасное место для мучения грешников, есть страшное место, где слышен скрежет зубов, есть тартар – место невыносимого холода и т. п. Преп. Ефрем Сирин учит, что иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пьяница. По мысли св. Иоанна Златоуста, кто большее получил наставление на путь христианской жизни, тот должен терпеть большую казнь в аду за преступление заповедей Божиих.

Зная о том, какая величайшая трагедия для человека— оказаться в аду, постараемся сами избежать его и приложим все усилия, насколько это возможно христианскими средствами, оказать помощь душам наших близких и знакомых людей, которые перешли в потусторонний мир, не очистившись от грехов, чтобы их несчастные души освободились от адской пропасти, а если нельзя им избавиться геенны, то хотя бы облегчить их положение там.

На этом мы закончим наш разговор о загробном мире.

 

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100