CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Правила

 

Постановление Совета Митрополии РПСЦ (10 мая - 11 мая 2011 года)

 

Постановление Освященного Собора РПСЦ (19 - 21 октября 2010 года)

 

Постановление Совета Митрополии РПСЦ (20 апреля - 21 апреля 2010 года)

 

Постановление Освященного Собора РПСЦ (20-22 октября 2009 года)

 

Постановление Совета Митрополии РПСЦ (30 апреля -1 мая 2009 года)

 

Постановление Освященного Собора РПСЦ (15-17 октября 2008 года)

 

Обращение "Об отношении к проявлениям национализма и экстремизма" Собора РПСЦ

 

Христианам, отпавшим от Церкви Христовой

 

Решения Епархиального съезда Дальневосточной епархии РПСЦ (Хабаровск, 19-20 ноября 2005 года)

 

Тайна загробной жизни

 

Наставление перед исповедию

 

Вопросы для подготовки к исповеди

 

О брадобритии

 

Священноиерей Евгений Чунин "Таинство покаяния"

 

Я.А. Богатенко "Статьи о церковном пении"

 

Виновен ли митрополит Амвросий в грехе симонии?

 

Постановление Совета Митрополии РПСЦ (26-28 апреля 2004 года)

 

Постановление Освященного Собора РПСЦ (9-11 февраля 2004 года)

 

Устав Русской Православной Старообрядческой Церкви

 

Свидетельства истинности Старообрядческой Церкви

 

Номоканон

 

О церковном звоне

 

 

До 1905 года большинство старообрядцев в России могло только мечтать услышать звон колоколов своего храма. Звонить в колокола им было строжайше запрещено, это считалось "оказательством раскола" и влекло за собой уголовное наказание. Даже колокольни при храме, как правило не было - в те времена старообрядцы не могли сооружать храмы, имеющие вид церковного здания. И вот, в 1905 году, после объявления указа о свободе вероисповедания было разрешено строительство новых церквей, колоколен. По всей России за короткий срок построены сотни старообрядческих храмов. Есть колокола, есть колокольни - нужны умелые, знающие звонари. Необходимо руководство для обучения. Именно для этой цели была, в частности, написана предлагаемая ниже статья священника И.Власова (журнал "Церковь", № 12 за 1909 г.).

 

О ЦЕРКОВНОМ ЗВОНЕ

 

Церковный звон является одной из видных принадлежностей христианских храмов. Он назначен в Церкви для того, чтобы: а) созывать к богослужению или, по выражению некоторых церковных уставов, "знаменать", т.е. давать знать о службах; б) выражать торжество Церкви и ее богослужений и в) возвещать неприсутствующим в храме о известных молитвословиях и чтениях богослужения, совершаемого в храме.

Такое важное назначение церковного звона требует и правильного исполнения его; для сего необходимо точное и подробное, согласное с церковным уставом указание. В этом указании в настоящее время многие из старообрядческих приходов, имеющих при своих храмах звоны, весьма нуждаются, так как за неимением до 1905 года, в течение 250 лет своего звона это указание было ими совершенно забыто. В удовлетворение сего предлагается в этой статье принять к руководству требуемое указание о звоне, составленное мною на основании, главным образом, древних церковных уставов - Великого, изданного в Москве при патриархе Иоасафе в 1641 году, Патриаршего - при московском Успенском соборе (рукопись первой половины XVII века); Святительского - новгородского Софийского собора (писанного с древней рукописи); Сергиевой лавры (рукопись начала XVII века); Соловецкого монастыря (рукопись XVIII века) и статьи о звоне К.Никольского (Пособие к уставу богослужения, Спб., 1900 г.).

I.

Для исполнения церковного звона в настоящее время употребляются колокола разных звуков и разной величины. Они подразделяются на праздничные, полиелеосные, "красные", повседневные и малые. В церковном Великом и других уставах они обозначаются словами:"кампан" или "камбан", "тяжкая", "язычные" и звоны. В древности (до 8 века), когда колокола еще не были введены в употребление в христианской Церкви, верные призывались к богослужению посредством деревянной или металлической доски, в которую ударяли молотом. Доски и чем ударяли в них разумеются в церковных уставах под именами "била", "клепала" и "древа" малого и великого. Ныне, когда доски заменены колоколами, сказанное в уставах о биле, клепале и древе должно применять к колоколам.

Звон бывает не одинаков, он сопутствует службе: иной звон бывает при службе праздничной, иной при будничной, иной - при великопостной. К великопостному служению - косный и медленный, а в большие праздники - более продолжительный и менее косный.

Главным образом различаются два рода звона: благовест и собственно звон. Благовестом называется тот звон, при котором ударяют в один колокол, а собственно звоном называется тот, когда ударяют в два и более колоколов вместе. Когда же звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется "тризвоном", или "трезвоном", а в один прием - называется "одним звоном", или "един звон". Ударение в несколько колоколов порознь, т.е. не во все вместе, а поочередно, называется "перезвоном", или "перебором".

II.

Благовест в продолжение суток бывает три раза к общественному церковному богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. К вечернему - пред вечернею (малою, среднею и великою) или пред всенощным бдением; к утреннему - пред полунощницею или утренею; к дневному - пред началом часов к литургии. Кроме указанного времени, благовест бывает к крестным ходам и к молебнам - в дни храмовых праздников и в дни царские. Небольшой благовест иногда полагается на 9-й песни утреннего канона "по чину соборному для славословия" или ради выноса креста, молебнов, крестного хода, епископского рукоположения и других богослужений, бывающих вскоре после утрени.

Вслед за благовестом бывает звон или един, или три, соответственно церковной службе. Един звон бывает а) в простые седмичные дни, когда служба святому отправляется на четыре; б) к малой вечерне и в) пред утренним Евангелием в дни воскресные и великих праздников. "Трезвон" бывает всегда в воскресные и праздничные дни и в дни празднуемых святых с полиелеосом и "шестеричных" с великим славословием и без оного.

III.

При употреблении в древности досок для созывания верующих к богослужению не во все дни и не для всех служб ударяли в одну и ту же доску (Великий устав, лл. 24, 98-99 второго счета), так как и не во все дни и не для всех богослужений бывает звон в одни и те же колокола.

Сообразно различию богослужений в праздники и другие дни благовест и звон бывает в разные колокола таким образом:

1) в большой праздничный колокол благовестят: а) во все воскресные дни и двунадесятые праздники к всенощным и литургиям; б) во все дни от вечерни Великого пятка до вечерни к понедельнику по неделе о Фоме (включительно); в) к великой вечерне с литургией (и без нее) в дни навечерий Рожества Христова и Богоявления; г) к великой вечерне в дни владычных праздников: Рожества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницы, Преображения, Воздвижения Креста Господня, а также и в дни храмовых праздников, когда в вечер бывает отдание и выход; д) в дни храмовых праздников; е) в дни царские; ж) к молебнам царским и храмовым; з) к утрени и литургии в Понедельник Святаго Духа, во второй день Рожества Христова и Богоявления и в день Обрезания Господня (1 января) и и) к литургии в день преполовения Пятидесятницы, в день отдания Пасхи, 1-го августа и 1-го сентября.

Во все указанные дни бывает "трезвон", иногда во все колокола с большим, а иногда без большого.

Без большого колокола трезвонят ко всем службам в дни воскресные, во второй день Рожества Христова и Богоявления; к великой вечерне в дни владычных праздников - Рожества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Воздвижения Креста Господня, в день храма и в Великий пяток; к утрени - в Великую субботу; к литургии - в день преполовения Пятидесятницы, в день отдания Пасхи, 1-го августа и 1-го сентября.

2) В колокол подбольшой благовестят:

а) в дни средних праздников со всенощным бдением;

б) в дни празднования с полиелеосом;

г) в субботы: акафиста и Лазареву великой Четыредесятницы;

д) в вечер недель (воскресений) сыропустной, первой, второй, третьей, четвертой, пятой - великой Четыредесятницы, в коих поются великие прокимны и в неделю Ваий, для отдания праздника и выхода;

е) к вечерне, утрене и литургии Великого четвертка; к утрене и царским часам Великого пятка, кроме благовеста к утренним Евангелиям, на которых часят или ударяют в большой колокол во числу читаемого Евангелия.

ж) к вечерне и утрене: в преполовение Пятидесятницы, в отдание Пасхи, 1-го августа и 1-го сентября и

з) к царским часам в дни навечерий Рожества Христова и Богоявления.

Во все эти дни "трезвон" бывает во все колокола без большого, а в дни празднества с полиелеосом без всенощного бдения, и в дни отдания праздников - и без подбольшого.

3) В колокол простодневный благовестят:

а) во все седмичные дни, в которые не случится празднования святому с полиелеосом;

б) в дни предпразднеств Владычных и Богородичных;

в) в дни празднования святым "шестеричным" с великим славословием и без оного;

г) в субботы: 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю, в среду 4-й и в четверг 5-й седмицы святой великой Четыредесятницы.

Звон в седмичные дни при службе святого четверичного бывает всегда "един", в два (малые) колокола (Великий устав, л. 352), кроме указанных выше дней, в которые бывает "трезвон" в "красные" три, а иногда в четыре и пять колоколов, без первых двух - большого и подбольшого.

4) В колокол четвертый благовестят:

а) к малой вечерне;

б) к вечерне, утрене, часам и великой павечернице в дни святой Четыредесятницы: понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, до вечерни к Великому четвертку, если только в эти дни не случатся праздник Благовещения, храмовый и празднования святого с полиелеосом.

К указанным службам звон бывает един в два малых колокола, за исключением часов и павечерницы (нефимона), к которым по Великому уставу звон не указан, а только косный благовест. К павечернице положено 12 косных ударений. (Великий устав, л. 949).

Кроме означенного благовеста в седмичные дни великой Четыредесятницы положено пред часами делать в постный колокол ударения: к третьему часу - три, к шестому - шесть и к девятому - девять (Устав Великий, лл. 943, 944 и 946). Эти ударения для отличия от благовеста по уставу называются словом "часить". В день Благовещения Пресвятой Богородицы и в день Обретения главы Иоанна Крестителя (24 февраля) "на часех в камбан не ударяют" (Устав Великий, лл.516 и 552), т.е. не "часят", а звонят пред часами и вечернею обычно, соответственно празднику.

IV.

В Великом уставе назначается и количество времени для благовеста и для звона пред службами. О том, как продолжителен должен быть благовест, в уставе пишется так: ударяет (ко всенощному бдению) в великое древо тяжким ударением по косну, редко, поя "непорочны или глаголя псалом 50-й двенадцатью" (л.8). В Соловецком уставе, в гл.3, благовест в больбольшой колокол назначается четверть часа. Для трезвона же Устав Великий назначает менее времени, именно - прочтение однажды 50-го псалма. В великие праздники, например, на Пасху, в Благовещение, благовест и звон назначаются более продолжительными (Служебник Иосифовский, л. 375 об., Устав Великий, л. 549). В другие же праздники, средние и малые, благовест и звон бывают менее продолжительными.

V.

Кроме указанного звона, в некоторые дни при богослужении бывает особый звон, называемый "перезвоном". Он бывает в следующие дни:

а) во время литургии в день Пасхи, при чтении пасхального Евангелия: "на всяком возгласе Евангелия единощи ударяют в церкви в кандию (т.е. в маленький звонок), параклисиарх же вне церкве ударяет в великое било и великий камбан. На последнем же возгласе ударяют во вся камбаны и великое било ясно" (Великий Устав, л.38 второго счета). В новгородском святительском Софийского собора уставе говорится: "и на всяком возгласе протодиаконове Евангелия ударяют в кутейнике по единощи в кандию и в вестовой колоколец. А на колокольни от меньшаго зазвоннаго колокола даже и до великаго камбана ударяют во вся колокола порознь по единощи". По прочтении протодиаконом последней статьи Евангелия "ударяют в кандию трижды, и на колокольни един звон звонят во вся ясно".

б) на утрени, во время пения великого славословия, - в день Воздвижения Креста Господня, в неделю крестопоклонную Великого поста и в 1-е августа пред выносом креста из алтаря бывает "перезвон" - ударяют в каждый колокол особо "по единожды" (иногда переберут таким образом колокола два-три раза), потом во все вместе разом. Когда же крест принесется на середину церкви, тогда бывает "трезвон" во все колокола;

в) подобный перезвон бывает в Великую пятницу, пред выносом плащаницы, к вечерне, при пении стиха "Проси Иосиф тело Исусово" (см. новгородский устав), и на утрени в Великую субботу при пении великого славословия пред несением плащаницы около храма. За перезвоном как на вечерне, так и на утрене, бывает трезвон во вся;

г) перезвон бывает при выносе, отпевании и погребении священников и епископов такой же, какой бывает и при выносе креста 14-го сентября и плащаницы в Великую субботу;

д) еще, - но уже несколько иной перезвон бывает пред освящением воды в дни храмовых праздников. Он отличается тем, что ударяют по нескольку раз в каждый колокол, начиная с большого. Перебрав все, опять начинают с большого, и при погружении в воду креста бывает трезвон во вся.

Какой перезвон бывает пред водоосвящением, такой же бывает и пред рукоположением во епископа.

VI.

Для выражения особенного торжества праздников бывает иногда трезвон во вся после литургии. Такой бывает:

а) в первый день святой Пасхи, во всю Светлую седмицу, во все воскресные дни до дня Вознесения Господня и отдания Пасхи;

б) в дни Владычных и храмовых праздников и в дни царские после молебна.

Для вышеозначенного выражения некоторые трезвонят и после всенощного бдения, но этого в церковных уставах не указуется. Единственное указание о звоне после всенощного бдения на Рожество Христово находится в уставе новгородского Софийского святительского собора: "И по отпусте заутрени провожают святителя в келию по чину. И по выходе святительском из церкви звонят во вся".

Некоторые во время литургии производят звон в один колокол к "Достойно и праведно...", до пения "Достойно есть, яко воистину...". В "Новой Скрижали" на основании книги патриарха Иоакима "Щит веры" (1690 г.) говорится о сем, что во время патриарха Иоакима это ввелось в обычай в русских церквах по подобию западных церквей, где звонят при словах "Приимите, ядите..." и проч. В Греции же не было и до сих пор нет этого звона при литургии (Новая Скрижаль, ч.II, гл. 7, пар.38). Предки старообрядцев также признавали этот звон новшеством, не бывшим в древности ни в России, ни в Греции (Поморские ответы, ответ 50, ст.25 и Ответы диакона Александра, ответ 4, ст. 67). Поэтому производить оный едва ли следует.

 

Священник И.Власов

 

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100