CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Современность

 

"Несебр - сохраненная жемчужина Православия"

 

"Северо-Западная Абхазия "

 

"Кирилло-Белозерский монастырь. г. Кириллов. Вологодская область."

 

"Улан-Удэ. Этнографический музей культуры и быта народов Забайкалья "

"Урал. Шамарские иноки"

 

"Москва. Рогожский посёлок"

 

 

ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

ПО РОГОЖСКОМУ ПОСЕЛКУ

 

Место сие отведено для погребения

усопших староверов в лето

от сотворения мира 7279 (1771).

ЦЕРКОВЬ, 1913






Духовная жемчужина

Само по себе Рогожское кладбищеневелико. Да и территория, что прилегает к нему (известная не только староверам-москвичам, но и всему православному миру как «Рогожский поселок» или «Рогожская слобода») по столичным меркам незначительна. Однако именно здесь, неподалеку от Садового кольца, располагается исторический, административный и духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ).

Оказаться здесь, пройтись по тихим улочкам, постоять на службе в соборе Покрова Пресвятой Богородицы и поклониться Архиерейским могилам, - все это, наверное, значит для православного старообрядца едва ли не больше, чем для какого-нибудь сельского чиновника фотография вместе с главой государства. Старики нередко говорят: «Не побывать на Рогожке, значит, зря прожить жизнь». Не будем спорить, а лишь поделимся своими наблюдениями и впечатлениями от посещения Рогожского поселка в первую очередь с теми нашими братьями-читателями, кто еще не был или, быть может, никогда не сподобится попасть сюда, в этот чудом сохранившийся одухотворенный уголок старообрядческого мира.

Добраться до Рогожского кладбища несложно: выйдем на станции метро Таганская (кольцевая), здесь, неподалеку от театра «На Таганке» садимся на троллейбус (№ 63 или 16) и едем по Нижегородской улице до остановки «Старообрядческая улица». Возможно, тем, кто никогда не бывал здесь, этот путь покажется бесконечно долгим… Выйдем на остановке и на другой стороне улицы увидим кладбищенскую колокольню и кресты на куполах. Указатели, висящие поблизости, не дадут заплутать.

Рогожский поселок, вопреки расхожему убеждению, сегодня нельзя назвать исключительно старообрядческим. В наши дни он лишь частично принадлежит Старообрядческой Церкви: во дворах близлежащих домов также как и повсеместно в спальных районах играют дети, прогуливаются влюбленные пары… Правда, здесь еще сохранился дух прошлого: дома вокруг все больше невысокие. Быть может, то немногое, что выдает наличие поблизости старообрядцев – это частые прохожие, необычного вида: женщины в платках, с которыми вы не всегда встретитесь взглядами, да бородатые мужики.

В одном из зданий Рогожского поселка располагается Духовное Училище РПСЦ, и потому не удивляйтесь, если мимо вас семенящей походкой со строгими лицами пройдут девушки, или где-то поблизости будут тихо переговариваться ребята в косоворотках, подпоясанных по-старинке.

Но спросите любого здешнего обывателя, как пройти к старообрядческой церкви, каждый вам покажет путь. А иные, спешно понизив голос до шепота, расскажут о том, как в мае 2005 года староверы – и стар и млад – со всей России съехались сюда, отмечая столетие Распечатывания Алтарей храмов Рогожского кладбища.

Вокруг тихо. Кажется даже удивительным, насколько здесь чист воздух. Поверите ли: здесь поют птицы, как в каком-нибудь лесу. И вот, за поворотом, перед вами открывается ансамбль зданий, словно нарочно выкрашенных в приметный желтый цвет.

Митрополия… Именно здесь «у Рогожской заставы» с середины XIX века несут свое святительское служение предстоятели и местоблюстители РПСЦ – Митрополиты и Архиепископы. Здание Митрополии небольшое. Стоя у массивных ворот, отчего-то невольно вспоминается фотография, навсегда запечатлевшая высокопреосвященного митрополита Алимпия, благословляющего каждого из нас.

Те, кто пришли сюда впервые, испытывают понятную робость: по этой дорожке и десятилетия назад ходили старообрядческие иерархи. К посторонним здесь не относятся с подозрением. То и дело спешно проходят мужчины в кафтанах; увидев вас, иные подойдут и поинтересуются, не нужна ли помощь. Если вы поклонитесь и пожелаете «доброго здоровия», в вас признают своего и остановятся для беседы.

От здания Митрополии открывается вид на Покровский Собор. Это потом вы обратите внимание на колокольню в многочисленных лесах, а пока вы стоите с непонятным чувством радости, волнения и ощущаете, что сбылось что-то такое, о чем долго мечталось и, возможно, снилось ночами.

Мимо колокольниможно пройти не оборачиваясь, но если вас все же что-то заставит оглянуться, посмотрите внимательно на импровизированную Соборную площадь. Говорят, на большие праздники здесь нет и метра свободного: жители Москвы-старообрядческой съезжаются сюда на машинах.

Кресты колокольни и Собора возвышаются над прочими строениями поселка. Закладка колокольни по проекту Ф. Горностаева состоялась 20 апреля 1908 года, после двухгодичного общерусского конкурса, на который поступило 28 проектных предложений. Известно, что уже через полгода, на колокольню были подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов. В сентябре 1909 года на куполе колокольни был водружен крест. Необычный – «крепостной» – облик колокольни Рогожского кладбища объясняется ориентацией на палестинский прототип. «Завершение колокольни, представляющее собой самостоятельный церковный объем, напоминающая ворота арка звона, да и весь облик колокольни заставляют думать, что тема Золотых ворот Иерусалима, Константинополя, Киева и Владимира присутствовала в сознании зодчего ХХ века», - рассказывает журналист Евгения Кириченко.

Символически колокольня представляет собой «вход Божий» в духовный мир старообрядчества с расположенными в глубине храмами. Возможно, говорят исследователи, именно этим объясняется сходство глав Рогожской колокольни со знаменитой колокольней Ивана Великого в московском Кремле.

Народ здесь толпится лишь по воскресениям или на великие праздники. Сейчас в Рогожском поселке тишина. Кстати, заметьте, здесь удивительно чисто. Летом – по краям тротуара мягкие зеленые лужайки, зимой – аккуратно-убранный снег. За строгим порядком следит старообрядческая община. Внушительные ворота ведут к главному входу в Собор… Калитка открывается с чуть приметным скрипом, справа – книжная лавка, подле которой небольшая уютная скамейка. Обязательно посидите на ней хотя бы несколько минут, ведь именно эти мгновения вы потом будете вспоминать ни раз и ни два в своей жизни. Кто знает, приведет ли вас судьба сюда еще?

Кстати, сколько бы времени не было сейчас, можете быть уверены, что служба в Покровском кафедральном соборе идет, ведь богослужения здесь совершаются ежедневно. По будням никого, кроме пары молодых клирошан, алтарников и двух-трех старушек, да нескольких гостей, приехавших в столицу с оказией или нарочно на Рогожское, нет. Служба в будни совершается в правом пределе, освященном во имя святителя и чудотворца Николы архиепископа Мир-Ликийских, вход в правый предел – с правой же стороны. Вскоре ваш приход заметят и подойдут с немым вопросом, не помочь ли чем. Когда будете ставить свечи, всмотритесь в лики святых на иконах. Есть в них что-то такое, что у себя на родине вы, наверное, редко встретите – какая то благословенная светлость, вековая намоленность… Большое паникадило… Сам иконостас храма – это собрание уникальных икон, среди которых отдельно необходимо выделить образ Спасителя, находящийся справа от Царских врат. Многие специалисты считают вполне вероятной принадлежность этой иконы школе Андрея Рублева, подчеркивая ее сходство с изображением Спасителя из знаменитого рублевского Звенигородского чина.

Под этими бесконечно соборными сводами чувствуешь себя непрочной нитью в бесконечной пряже человечества.

Если стоять лицом к Покровскому Собору, слева виднеется почти разрушенное здание дома причта. Ходят слухи, что его хотят восстанавливать, однако, внимательно вглядываясь в этот дом, понимаешь, что его нужно возводить вновь едва ли не с самого основания.

Обратно за калитку можно и не выходить, ведь к самому кладбищу от Собора через небольшую арку подле старой Никольской, ранее принадлежавшей старообрядцам, но отобранной в 1854 году в пользу сторонников единоверия, а ныне - новообрядческой церкви Московской Патриархии ведет дорожка. И как-то неожиданно появляется внушительная вывеска: «Рогожское кладбище»

Само кладбище работает до 18 часов и, если придете позже, вас вряд ли пустят – таковы правила. За кладбищенскими воротами летом виднеется красивый цветник. Местный охранник по Вашей неуверенности тотчас разглядит в вас человека, пришедшего сюда в первый раз. Фотоаппарат в это время лучше спрятать, поскольку охранники вам скажут, что «журналистов теперь сюда не пускают» (в канун Столетия указа о даровании свободы вероисповедания столичные и европейские журналисты проявляли к этим местам повышенный интерес, так ярко выдумывая иные факты, публикуя непроверенную информацию, что с некоторого времени отнюдь не каждого журналиста пустят). Однако, если вы скажете, что пришли сюда с определенной целью, а тем более, если расскажете о себе, сторожа вас не только пропустят, но и поведают много историй из жизни легендарной «Рогожки», после чего проведут к Архиерейской усыпальнице, а также к старообрядческим склепам и неспешно удалятся, понимая чувства тех, кто пришел сюда впервые.

Кстати, существует в народе заблуждение, будто Рогожский погост является полностью старообрядческим. Отнюдь. Кладбище считается действующим и по сей день, посему нередко здесь можно увидеть и совсем свежие могилы, над которыми будут возвышаться вовсе не кресты (как это принято у староверов), а каменные памятники.

Рогожское кладбище было основано для захоронения москвичей, умерших от чумы в 1771 году. Еще в начале ХХ века на кладбище сохранялась общая чумная могила, на которой стоял замшелый обелиск. На нем можно было прочесть, что сие место отведено для погребения умерших от «моровой язвы». Тут же читалось стихотворное описание ужасов мора, написанное безымянным поэтом и начинавшееся так:

«В числе множества удручающих смертных скорбей

Моровая язва свирепее всех поедает людей,

Не щадит она младенцев, ни юношей цветущих лет,

И самым древним старцам от неё пощады нет.

Сия величайшая в мире на человечество напасть

Издревле ужаснее браней наводит собой страсть…»

По свидетельству ряда исследователей, традиционными здесь испокон веку были родовые (семейные) захоронения староверов-поповцев. На Рогожском нашли упокоение представители известных старообрядческих купеческих родов: Банкетовы, Баулины, Бутиковы, Винокуровы, Досужевы, Кузнецовы, Миловановы, Мельниковы, Морозовы, Мусорины, Назаровы, Пуговкины, Рахмановы, Рябушинские, Свешниковы, Солдатенковы, Соловьевы, Трегубовы, Царские, Шелопутины.

Наиболее частой формой рогожских надгробий являлся саркофаг из белого камня, черного мрамора или гранита. Как правило, на каждом надгробии помещались и сохранились по сей день надписи об имени и дате смерти умершего, о возрасте (вплоть до дней), дне ангела и социальном статусе, а на некоторых – информация о годах, проведенных в супружестве…

Первое масштабное сооружение (не сразу подберешь верное слово, чтобы охарактеризовать несколько десятков могил под одной чугунно-монолитной крышей), которое видит всякий, проходящий по главной дороге, – склеп крупнейшего рода предпринимателей-старообрядцев Морозовых. Здесь погребены потомки Саввы Васильевича Морозова (1770-1860), в частности, его сын Тимофей, или, к примеру, «потомственный почетный гражданин» Сергей Иванович Морозов . Под массивным куполом усыпальницы покоятся как основатели крупного рода, так и их потомки – наши современники. Одна из последних могил датирована 2003 годом…

От склепа Морозовых до Архиерейских могил не больше тридцати шагов. Вход в Архиерейскую усыпальницу, которая представляет собой участок примерно 15 на 20 метров, открывают и закрывают каждодневно, ведь поток желающих лично увидеть это святое место, поклониться могилам старообрядческих иерархов, не иссекает здесь не в обжигающий зной, не в лютую стужу.

Две ступеньки, и вот вы внутри ограды. Кажется, та невидимая черта, через которую переступаешь, поднявшись сюда, отделяет один мир – мир живых – от другого – мира упокоившихся для вечной жизни. Наверное, самое первое, что мы увидим здесь, в черно-белом мире векового покоя, временное надгробие митрополита Московского и всея Руси Алимпия и совсем свежую могилу владыки Андриана. Свидетельством того, что сюда не зарастает народная тропа – искусственные цветы, яркие, в царящей окрест серости.

Исследователь старообрядчества Елена Юхименко в книге «Старообрядческий центр за Рогожской заставою» пишет: «Особое значение Рогожскому кладбищу и как погосту, и как старообрядческому центру придавало то, что здесь находились могилы московских архиепископов: Антония (упокоившегося 8 ноября 1881 года, на 70 году жизни), Савватия (усопшего 8 сентября 1898 года, на 75 году жизни), Иоанна(1 июня 1837 – 24 апреля 1915). На Рогожском кладбище завещал себя похоронить «суздальский страдалец» епископ Новозыбковский Конон (упокоившийся на 87 году жизни, 21 января 1884 года)».

Сложно сказать, какие чувства проносятся здесь, рядом с Архиерейскими могилами… «Помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Си». Невыразимая благодарность митрополиту Алимпию – тому, кто встал во главе старообрядчества в самые суровые и неблагодарные времена, сохранив и веру нашу, и Церковь, и духовную преемственность. А около могилы митрополита Андриана стоишь не в силах вымолвить слов, подумать о чем-то отвлеченном: владыка направил Церковь Христову по пути открытости, сделав невозможное: о старообрядцах заговорили чиновники, журналисты, историки и культурологи. Здесь что-то непередаваемо-грустное сурово, как глыба, густо скрежеща, ворочается в груди.

С начала ХХ века на самом Рогожском кладбище шла борьба с современностью, с веяниями времени. Старообрядцы чурались новизны и модерна в столь деликатных вопросах. Не случайно в первые годы двадцатого столетия на кладбище появилось объявление, в котором почтительнейше просилось всех лиц, «присутствующих в храмах при отпевании их родственников и близких, не произносить как на могилах, так и при поминовении в гостинице никаких речей, ввиду сохранения древнего обычая». Тем не менее, новые художественные тенденции вскоре неотвратимо проникли на Рогожское кладбище, а к нашему времени если и не стали нормой, то удивления не вызывают точно.

Много, много возникает здесь невыразимых чувств… Но, прежде чем вы поймете и ощутите это, пройдет не пять минут. А царящие вокруг вас звуки леса, словно заглушаются возникшими мыслями и деликатно отступают, давая побыть в одиночестве, заставляя задуматься о наследии, о необходимости сохранения и преумножения исторических духовных традиций, которые хранились каждым из этих людей, самоотверженно служивших Христу.

Кресты, кресты… Не возбраняется походить по усыпальнице под открытым небом, среди могил. Кажется, несть им числа. Упокоены здесь в веках епископы, иноки, иноки-схимники и священникинастоятели Покровского Собора града Москвы. Даты, выгравированные в камне, внушают почтение: 1835-1908, 1860-1910, 1861-1904, 1871-1939.

Выход с кладбища – по ухоженной аллее, откуда меж деревьев виднеется купол Покровского Собора… «Долгие старообрядческие службы шли здесь и зимой и летом, в голодные и холодные годы войны и разрух, и только горячая любовь к Богу и стойкость, которую проявляли старообрядцы еще со времен протопопа Аввакума, согревала сердца молящихся», - пишет Е.Юхименко. Возвращаясь к зданию администрации кладбища, по дороге взгляд выхватывает не только купол Собора, но чуть правее и колокольню с маковкой купола Никольской (РПЦ МП) церкви. Старообрядцы надеются, что со временем весь Рогожский поселок по праву станет одним из красивейших столичных уголков XXI века, хранящим историю Москвы и всего народа древней, дореформенной Руси. Последние решения московского правительства обнадеживают…

 

 

Максим ГУСЕВ

Фото автора.

Интерактивная карта и фотографии к ней - администрация сайта.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала и иллюстраций р.б. Дмитрия Урушева.

Администратор выражает благодарность Р.И. Хрусталеву за консультации при составлении карты.

 

 

Иллюстрации:

 

1. Юхименко Е., Старообрядческий центр за Рогожской заставою. – М.: Языки славянской культуры, 2005.

2. Ж-л ЦЕРКОВЬ  №№  2, 6, 7.

3. Иерей Алексей Лопатин, 100-летний юбилей распечатания Алтарей храмов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве: юбилейное приложение к бюллетеню «Вестник Митрополии».

 

Пояснения к фотографиям:

"Рогожское кладбище" - Смыслов Ф., Общий вид Рогожского кладбища, 1830-е гг., Акварель.

"Центральная часть" - Внутренний вид Покровского храма. Москва: Фотография Шерер, Набгольц и Ко. [1876 г.]

"Архиепископ Антоний" - Архиепископ Московский и всея Руси Антоний с диаконом. 1870-е гг. Фото.

"Архиепископ Савватий" - Архиепископ Московский и всея Руси Савватий с диаконом. Конец XIX в. Фото.

"Архиепископ Иоанн" - Архиепископ Московский и всея Руси Иоанн. Начало ХХ в. Фото

"Рогожское" - Вид Рогожского старообрядческого кладбища. Москва: Фотография Шерер, Набгольц и Ко. [1876 г.]

"В соборе" - в Покровском староообрядческом кафедральном соборе, что на Рогожском кладбище в Москве.

"Спаситель" - образ Спасителя, находящий в главном иконостасе Покровского собора. Многие специалисты считают вероятной принадлежность этой иконы школе Андрея Рублева, подчеркивая ее сходство с изображением Спасителя из знаменитого рублевского Звенигородского чина.

 

 

e-mail автору проекта

Наш баннер:
Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру