CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Современность

 

"Несебр - сохраненная жемчужина Православия"

 

"Северо-Западная Абхазия "

 

"Кирилло-Белозерский монастырь. г. Кириллов. Вологодская область."

 

"Улан-Удэ. Этнографический музей культуры и быта народов Забайкалья "

"Урал. Шамарские иноки"

 

"Москва. Рогожский посёлок"

 

 

НЕСЕБР - СОХРАНЕННАЯ ЖЕМЧУЖИНА ПРАВОСЛАВИЯ

 

  Болгария. Страна для многих из нас очень близкая и в первую очередь известная как черноморский курорт. В советские времена на отдых в Болгарию выезжала элита, и для многих это был предел заграничных мечтаний. 16 советская республика, как в шутку называли её жители СССР. Прошло уже более 20 лет со времени развала социалистической империи. И ныне Болгария уже член Европейского союза, с 2007 года. Президент Болгарии - Георгий Пырванов, с 2002 года. В Болгарию можно добраться на самолете, поезде и автотранспорте. Время полета - 2.5 часа. Для прохождения границы необходимо иметь заграничный паспорт гражданина РФ и оформленную визу. Сайт болгарского визового центра - www.bulgariavac.ru. Денежная единица в Болгарии болгарский лев. Время на один час меньше московского. Мы можем порекомендовать вам для организации семейного отдыха и паломничества болгарскую туристическую фирму "Целикар" - www.celikar.com.

 

Интерактивная карта Болгарии

(кликните мышкой на интересующее вас место)

 

 

Своё путешествии по Болгарии мы решили начать в одном из прекрасных и старейших городов мира - древнем Несебре. Несебр расположен на Несебрском полуострове, в 3 км южнее курорта "Солнечный берег" и в 17 км от города Бургас.

 

Самые ранние следы человеческого присутствия на Несебырском полуострове датируют c конца II века и нач. I тыс. до Р.Х.. В 60-е годы XX века при археологических раскопках в северной части полуострова были найдены фрагменты глиняных сосудов с врезными и рельефными орнаментами. В это время были исследованы и основы жилищ в которых кипела жизнь 3200 лет тому назад.

Поселок фракийцев имел две пристани, расположенные в северной и юго-восточной частях полуострова. Именно там открыли большое количество каменных якорей треугольной и трапециевидной формы, что говорит об активном мореплавании в этой отдаленной эпохе. Сохранились части укрепительной системы - крепостные стены с воротами, фланкированые двумя четырехугольными башнями.

 

В первом тысялетии до н.э. фракийцами здесь основывается город и назывался Месамбрия. Под этим названием город встречается у Геродота (V в. до Р.Х.), у Псевдо-Скимноса и у Николая Дамаскина. Интересно сведение греческого географа Страбона, жившего в I веке до Р.Х., он писал о Черноморском побережье: „Следует Месамбрия, колония мегарцев, раньше называлась Мелсамбрия, т.е. город Мелса, потому что его основатель назывался Мелсас, на фракийском языке „брия" означало город; так город Селия назывался Селибрия, а до этого имя Еноса было Полтиобрия". Из-за неправильного чтения этого текста у Страбона в некоторых старых изданиях имя города читается как "Менабрия", а имя мифического основателя города Мена, Корригированное Мюллером издание Страбона, исправило эту ошибку, но и сегодня в некоторых исторических текстах о городе можно встретить имя Менабрия.

Долгие годы жители Месамбрии берегли воспоминание о своем мифическом основателе города - Мелсасе. Наверное, о его смелости и подвигах рассказывались легенды, а его шлем, этот атрибут воина, становится своеобразной эмблемой города. Шлем неизменно присутствует на монетах города и на рельефах стратегов.

Интересен памятник, который дает сведение о первом имени города, могильная плита римлянки Юлии, дочери Никия (II в.). Надпись на ней говорит, что спустя века, после того, как город назвали Месемврией, его жители еще берегут воспоминание об его основателе Мелсасе. На плите читаем: „Месемврия моя родина - от Мелсаса и брии ... ".

В конце VI века до н.э. город захватывают дорийские греки из Мегары, Калхедона и Бизантиона и превращают его в греческую колонию. Геродот рассказывает, что Дарий во время своего похода (513-512 гг. до Р.Х.), пересекая западные понтийские колонии, порабощал фракийские племена (скирмиады, нипсеи), живущие тогда выше городов Аполлонии и Месамбрии. Он еще, упоминает о дальнейшей судьбе греков после подавления их бунта в Малой Азии, что в 493 году жители Халкедона и Бизантиона, не дождавшись финикийцев, бросают свое отечество и отправляется к Евксинийскому Понту и там они основали город Месамбрия. Такое сведение встречается и у схолиаста Евстатиоса, в коментарии к труду Дионисия Византийского, где он говорил, что халкедонцы и бизантийцы основали Месамбрию, после их поражения в битве и они были вынуждены убежать в Понту. Сведение о них дает и Псевдо-Скимнос, рассказывая, что Месамбрия расположена у подножия горы Хемус и была основана халкедонцами и мегарцами во время похода Дария против скифов. Все эти различные и непротиворечащие друг другу сведения показывают, что колонизация не сразу осуществлялась, а скорее всего процесс длился десятилетиями.

И так в начале V века до Р. X. между двумя ойнийскими городам - Одессосом и Аполлонией возникла

ДОРИЙСКАЯ КОЛОНИЯ - МЕСАМБРИЯ


Колония быстро разбивалась, благодаря хорошей адаптации к экономическим условиям и в окружении фракийцев. Этому способствовала благоприятная внешнеполитическая конъюктура.

Самое веское доказательство о быстром просперитете новой колонии является тот факт, что через несколько десятилетий после основания колонии она начинает чеканить свои собственные монеты. В первой половине V в. до Р.Х. Месамбрия чеканила серебряные драхмы, хемидрахмы и оболы.

Считается, что на этих ранних монетах, древний гравер представил образ основателя города Мелсаса в шлеме в анфас, это делалось посредством рельефных точек в глазных разрезах шлема. Мелсаса можно увидеть и между спицами колеса на одной уникальной драхме из Месамбрии. В середине V в. до Р.Х. начали чеканить монету и типа „Голова богини Афины изображенная в профиль - МЕТА в квадрате". Лицевая сторона с изображением Афины в IV веке до Р.Х. была воспринята и на ранних бронзовых монетах в городе, на обратной стороне монеты было колесо с четырьмя спицами и надпись МЕТА. Во второй половине века появились монеты из бронзы с изображением основателя города Мелсаса на лицевой стороны, а с обратной - амазонский щит (пелта). На них также было написано МЕТА.

Монетное дело в Месамбрии было активно наиболее в III-II вв. до Р.Х. Золотые стратеры, подражали монетам Александра Великого и Лизимаха, чеканили тетрадрахмы типа Александра III. Золотые монеты достигли на север территорий сегодняшней Молдовы, а серебряные тетрадрахмы на север дошли до реки Дунай, и до древнего Вавилона.

Месамбрийцы выпускали в значительном количестве бронзовые монеты типа "Амазонка-Атина Алкидемос". До сих пор нашли около 30 сокровищ с такими монетами, на запад они дошли до сегодняшнего Косово, на север до Карпат, а на юг достигли до самой Агоры древних Афин.

Большое количество месамбрийских монет и их широкое распространение является доказательством, что в определенные моменты Месамбрия была экономически самым сильным городом на западном берегу Понтоса Эвксейноса.

 

Могучий торговый центр Месамбрия основала еще один маленкий город, расположений на севере - Наблохос (сегодня Обзор). Он превратился в портовый город, откуда осуществлялся транзит товаров и торговля. Существует и одно противоречивое сведение, что Месамбрия создала и Бизоне (сегодня Каварна).

В первой половине и в середине IV века до Р.Х. нарастал экономический просперитет города. Недалеко от города при раскопках нашли монеты из электрона (из янтаря) города Кизик, а также и золотые стратеры Креза. С того времени и могильная плита Каликрита, большое количество импортной керамики, что говорит об активных торговых отношениях с Афинами. Сохранившаяся надпись проксения из Олбии с IV века до Р.Х., посвященная жителю Месамбрии Хайригену, доказывает активные торговые отношения с этим городом, рассположенном на северном берегу.

Месамбрия Понтика очень быстро разбивалась как полис греческого типа, в котором жило смешаное население - греки и фракийцы. Фракийское присутствие в общественной и экономической жизни города очень ярко проявляется в найденных материалах при археологических раскопках. Самое главное доказательство - это надпись, знакомая в науке как декрет фракийского династа Садала (III век до Р.Х.).

Это документ исключительной важности, который показывает с каким вниманием жители Месамбрии стремились уладить свои отношения с фракийцами. Он дает интересную информацию о способе улаживания международных отношений во времена эллинистической эпохи. Фракийский владетель Садала гарантировал безопасность кораблеплавания месамбрийских кораблей и сохранение их товаров во время несчастий. Месамбрийцы со своей стороны давали ему ряд хозяйственных и политически преимуществ: ежегодно увенчивали его золотым венков в стоимость 50 стратеров, предоставляли гражданство и первое место в общественных играх.

Несмотря, что отношения с соседями-фракийцами были хорошими, иногда Месамбрии приходилось зашищать свою „территорию" от нападения фракийских племен. Об этом говорит сохранившаяся надпись, описывающая заслуги в организации защиты гражданина Матриса сына Борихоса.

Интересы города требовали заключение договоров и вхождение в коалиции. В этом отношении Месамбрия не имела себе равных.

Так в середине III века до Р.Х. город поддерживал отношения с сирийским владетелем Антиохом II. Жители Месамбрии ухаживали за могучими владетелями-соседями среди которых кельтский царь Кавар. В его честь, по заказу соседнего фракийского города Кабиле чеканили серебряны драхмы, специальной эмиссии.

Город имел политические отношения с отдаленными греческими полисами. Договор с 179 г.до Р.Х. содержит информацию, что Месамбрия вошла в коалицию с Гераклеей Понтикой, Понтийским царством и Херсонесом Таврическим против Витинии и Каппадокии.

Иногда, Месамбрия имела сложные взаимоотношения с соседними полисами.

В начале II века до Р.Х. назрел серьезный конфликт с Аполлонией, который перешел в войну. Об этом узнаем из декрета, который нашли в древнем городе Истрия, располагавшимся недалеко от дельты реки Истрос (сегодня Дунай). Яблоком раздора стал „полихнион" (городок) Анхиало, в надписи его называет „фрурион" (маленькое укрепление). Месамбрйицы взяли Анхиало, а затем внезапно напали на Аполонию) по суше и по морю и осквернили храм Аполлона, где находилась знаменитая статуя божества сделанная из бронзы, работа известного греческого скульптора Каламиса. Чтобы избавить своих братьев аполлонипцев, истрийцы, во главе с навархом (адмирал) Хегесагорас, сын Монимоса, немедлено вошли в залив. Оба флота, Апполонии и Истрии объединились и предприняли наказательную операцию против Месамбрии. Так аполлонийцы возвратили себе Анхиало, заодно вернули контроль и над производством пищевой соли, характерным для этого района.

Как каждый греческий полис, Месамбрия была опоясана крепкими крепостными стенами.

 

Стены строились из крупных, тесаных известковых блоков, связанных без известкового раствора. Часть северной крепостной стены, сейчас, находится под водой и была исследована при подводных археологических раскопах. Подводные исследования доказывают еще, что территория античного полуострова была в два раза больше, чем в настоящий момент. В то время территория полуострова на котором находится старый город состовляла около 40 гектаров. Но время, море и землетрясения захватывали город. И сейчас его площадь - 24 гектара. От строений XII-VI вв. до н.э. сохранились одни городские ворота и подводные остатки тогдашних укреплений города. V-I вв. до н.э. датируются руины крепостных стен и башен из тёсанного известняка, археологические остатки агоры в центре города, акрополя, перистиля и нескольких жилищ.

Кроме надежного укрепления, Месамбрия и по градоустройству не уступала остальным греческим городам. Жилые кварталы были хорошо устроены, в акрополе города сосредотачивалась общественно-политическая и религиозная жизнь.

Фундамент жилищ был из камня, стены из кирпича. Крыши домов были покрыты огромными плоскими кирпичами. С внутренней стороны дома были обработаны известковым раствором, стены покрашены в красный, зеленый, черный и цвета охры. Карнизы с рельефным орнаментом выделяли стены от потолков. В этих домах, при раскопках найдены изящные предметы быта: миски, фиалы, скифосы, кантаросы, киликсы и др. Наряду с ними встречается и другая утварь, более обыкновенной формы и цвета глины, типичная для фракийцев. Достаточно сведений имеется и об общественных зданиях. О них говорят эпиграфические и скульптурные памятники, отдельные архитектурные элементы. Очень много сведений предоставляют сохранившиеся декреты. Это были решения советов, собрания народа, написанные на мраморных плитах и сохранявшиеся в храме бога Апполона. Эпиграфические памятники рассказывают о культурной жизни города. В них сообщения о театральных спектаклях, праздниках города, об обучении детей в местном гимназионе. До нас дошло имя Главкия, сына Аристомена, переселившегося в Месамбрию из города Калатиса. Он был учителем хорового пения и древнегреческой литературы. За эту свою деятельность, его объявили почетным гражданином города. На могильной плите III века до Р.Х. изображен учитель Менис,сын Атанаойна, вместе со своим учеником.

Одни из замечательных памятников того времени, которые дают информацию об управлении полиса во II веке до Р.Х., четыре мраморных рельефа найденые около храма Зевса. На них изображены магистраты города: шестеро стратегов и граматевс. На одном из рельефов изображены стратеги во время жертвоприношения спасителю города Созиполису. На другом рельефе, стратеги перед изображением трехликой богини подземного мира Хекаты. Ее присутствие недвусмысленно говорит, что эта церемония является проявлением культа к хероизированным после своей смерти предков. На рельфах написаны имена монетных магистратов Деоскуридаса, Ойниаса, Дионисиоса и Аполласа. Их имена гравированы и на месамбрийских тетрадрахмах. Так эпиграфические и нумизматические памятники дополняют друг друга, спустя тысячелетия перед нами оживают реально существовавшие люди - управлящая элита города.

В месамбрийских ателье элленистической эпохи творили скульпторы, литейные мастера, ювелиры. Сегодня, изящные произведения древних мастеров находят при археологических раскопках в самом городе и в его некрополе. Большое количество шедевров могильной и культовой пластики свидетельствует о развитии скульптуры.

 

 

Огромное количество погребальных даров, находившихся в некрополе Месамбрии, свидетельствует о богатстве жителей. Очень часто среди этих даров можно найти золотые изделия, которые поражают отличной ювелирной работой: аграфы, серьги, кольца, колье. Кроме благосостояния, ювелирные изделия выражают и мифологические представления месамбрийцев и их веру в загробный мир.

Город имел и своих поэтов. Сохранились несколько эпиграмм, которые свидетельствует об интеллектуальных качествах богатых месамбрийцев. Они знали древнегреческую литературу и метрику древней поэзии. В эпиграмме с III века до Р.Х. говорится о неутешимом горе матери Матрихи, скорбящей по геройски погибшим муже и сыне Гераклиде. В другой эпиграмме, люди из управления города прославляют доблестного гражданина Аристона, героически сражавшегося с кровожадными бесами.

Процветание Несебра, началось в IV в. до Р.Х. и длилось до первой четверти I века после Р.Х. Тогда, в 72 году до Р.Х., римские легионы, во главе с Марком Лукулом достигли до Черноморского побережья. Они подожгли Аполонию и отправились в Месамбрию. Жители Месамбрии и в этот момент остались верными себе. Чтобы спасти город, послали своих парламентеров на переговоры с противником и сдались

 

ВО ВЛАСТЬ РИМА

 

Выдали декрет в честь Гая Корнелия, сын Гая, первый римский комендант города. Сначала город был в границах римской провинции Мизии, потом перешел к Нижней Мизии, а с середины II века уже принадлежал провинции Фракии.

 

В эпоху римского владычества (I-III вв.) Месемврия, как уже назывался город, теряет часть своего блеска, но продолжает торговлю, монетное дело, развиваются ремесла. Сохранился каменный постамент бронзовой статуи римского императора Клавдия (41-54 гг.).

 

Собрание города продолжало выполнять свои обязанности как это видно из сохранившихся надписей, оброчные плитки с изображением фракийского всадника говорят о присутствии и влиянии фракийцев.

 

Месамбрия один из городов, в котором начали чеканить монеты для города еще при Октавиане Августе. Деятельность монетного дела была прервана на 120 лет, но при управлении Хадриана (117-138 гг. н. э.) было сново восстановлено производство провинциальных бронзовых эмиссий и это продолжалось до времен Филиппа Араба (244 г.). Большое количество месамбрийских монет времен римской императорской эпохи были найдены при раскопках на севере от Балкан (сейчас горная цепь называется - Стара планина).

После административных реформ в начале IV века Месемврия попала в состав новой провинции Гемимонт.

 

 

В 395 году, после распада Римской империи на Восточную и Западную, Месемврия осталась в границах Восточной Римской империи (Византии). Новая столица - Константинополь находилась недалеко и оказывала благоприятное влияние на развитие города. Нарастала стратегическая экономическая роль города, процветала культурная жизнь.

 

Усиленное строительство в Месемврии началось еще в ранневизантийскую эпоху (V-VI вв.) Строили новые крепостные стены и башни, сохранившиеся и по сей день около городских ворот и пристани. На местах новые стены воздвигали на старые греческие стены. Их строительство было смешанным - воздвигали ряд камня, а затем пять рядов кирпича. Толщина крепостных стен достигала до четырех метров.

 

Строили и другие значимые общественные и культовые здания. В подземных галереях прокладывали водопровод, построили и городские термы. Началось воздвижение храмов. Известно четыре базилики, построенные в \/-\/I веках, что является доказательством об экономическом и политическом просперитете Несебыра в эту пору.

 

Наиболее значительным памятником византийской эпохи является базилика св. Софии, называемая Старой митрополией, построенная на месте агоры. Совпадение её имени с именем самой большой церкви в Константинополе не случайно. „Самая большая церковь" часто упоминается в хрониках средних веков. В 680 г. Месамбрия была возведена до ранга епископского города.

 

Сохранились и части другой большой базилики, расположений на северном берегу полуостров; она называется Богоматерь Елеуса (милующая). Недалеко от городских ворот находилась и третья базилика, она была построена на основах большого античного храма Зевса.

 

Материалы на строительство культовых и общественных зданий ввозили из Константинополя. Найдены кирпичи с печатями, несущее имена Константина и Юстиниана, которые привозили из столичных мастерских. Мраморные базы, колонны, капители и перегородки алтарей ввозили с острова Проконесоса в Мраморном море.

 

Новые времена наступили для Месемврии, когда в VII веке было создано славяноболгарское государство. Город превратился в важную для Византии военную крепость, которую использовали как стретегическую базу против новых соседей. Через близкие Айтоский и Дюлинский проходы войска Византии имели кратчайший путь до Плиски и Преслава, а в случае неуспеха море им предоставляло легкую дорогу для отступления. Именно здесь, в Несебыре в 680 году спрятался Византийский император Константин IV Погонат (Бородатый), после того как хан Аспарух разгромил его армию.

 

Отсюда, в 705 году въехал в Константинополь император Юстиниан II, чтобы вернуть себе престол. Недалеко от Несебыра велись ожесточенные военные сражения во времена Константина Копронима. В 763 году он разгомил болгарские войска хана Телец и триумфально возвратился в Константинополь.

 

В 811 году после 14-дневной осады городом завладел болгарский хан Крум Грозный, который и переименовал его в Несебыр. Месемврия сдается болгарскому хану Круму и здесь его воины нашли „Всякие необходимые вещи для жизни человека ... как и много золота и серебра".

Полвека спустя, город уже назывался Несебыр и находился

 

В ПРЕДЕЛАХ ПЕРВОГО БОЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА


С этого периода нашли керамическую посуду из серого цвета гончарной глины, украшенную блестящими полосками (способ лощения - один из старейших приемов украшения, блестящие полоски делают с помощью гладкого камня или кости-лошила), горшки славянского типа украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом.

В 863 году византийцы смогли вернуть себе Несебыр и начали восстановительные работы городских крепостных стен. Наступили тяжелые годы, постоянно велись сражения между болгарами и византийцами. В августе 917 года между Несебыром и Ахелоем, царь Симеон уничтожил византийскую армию, во главе с Львом Фока. Для жизни Первого болгарского царства - это был момент исключительно важного значения и в истории Болгарии остался под названием Ахелойская битва. Сражение закончилось катастрофой для византийской армии, в бою погибли самые лучшие войска империи, полководцы, командующий армией Лев Фока успел спастись в Несебыре, откуда с позором вернулся в Константинополь с вестью о поражении.

 

Несебыр оставил след в болгарской истории первым восстанием, первым бунтом против византийской власти. В это время в городе жило большое количество болгар. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письменные сведения, в 1078 г. под предводительством некого Добромира, они восстали против византийской власти. Материальным доказательством (IX—XII вв.) служит сохраненная керамическая посуда и утварь из белой глины, которую ввозили из Константинополя и из других торговых центров. Период с Х-ХII века было время строительства культовых зданий. Тогда построена церковь Святого Иоанна Крестителя, крестовокупольная церковь св. Дмитрия при Старой метрополии, церковь св. Стефана и сохранившийся по сегодняшний деньпрезвитерий св. Климента.

Во время восстановления болгарского государства после византийского рабства и перемещения болгарской столицы, Несебыр уже не играл роль военной крепости. Несколько веков подряд власть переходила то к византийцам, то к болгарам, но жители Несебыра успевали каким-то способом приживаться и к тем и к другим.

 

ОСОБЫЙ РАСЦВЕТ

 

Несебыр достиг во время царствования болгарских царей Ивана Асена II, Тодора Светослава, Ивана Александра. В городе развивалась оживленная торговля, ремесленничество, кроме того он превратился и в духовный центр. Отсюда отправлялись корабли не только в столицу - Константинополь, но и в Венецию, Геную, Дубровник. Корабли обычно были нагруженны зерновым хлебов, кожами, медом, воском. Обратно возвращались с красивой керамической посудой и утварью, украшенной изображениями птиц, животных и людьми, с ломбардскими тканями и другими товарами зараждающейся итальянской мануфактуры. Экономический и духовный восход Несебыра во времена Второго болгарского царства состоялся в строительстве множества общественных и культовых зданий. Быстро начали развиваться художественные ремесла.

Во время царствования Ивана Асена II снова перестроили крепостные стены. В районе построили и средневековые монастыри: Св. Власа, Св. Николы Емонского, Св. Богоматери Агиосотирисса.

Несебыр превратился в центр книжнины. Сохранились богослужебные книги, работы несебырских книжников. В монастырях Несебыра побывал известный болгарский просветитель и книжник Феодосии Тырновский. Здесь жили и родственики царя Ивана Александра, оставившие драгоценные дары церквям Несебыра.

Пик развития Несебыра приходится на время правления царя Ивана-Александра, когда город был одним из важнейших в болгарском государстве. В городе работали скульпторы, живописцы, гончары. Местные художники оставили множесто икон. Между ними самые замечательные образцы. Одна из ранних икон - это Св. Никола с XIII века. Другая икона Св. Богоматери Умиления, подаренная монастырю Св. Богоматери Елеуса дядей царя Ивана Александра. На серебряной оправе иконы три дарительских надписи с 1342 года.

 

В XIII и XIV веках, Болгария наиболее сильна в политическом и экономическом отношении и переживает свой культурный расцвет, Несебр является городом, в котором насчитывается свыше 40 церквей. XII—XIV веками датируют одни из самых красивых церквей в Несебыре, которые и по сегодняшний день славят вечный город и дают основанием называть его „болгарской Равеной" и „Жемчужиной православия". К этим церквям относятся Св. Тодора, Св. Параскевы, Архангелов Михаила и Гавраиила, Христоса Пантократора, Св. Иоанна Алитургетоса. Все эти церкви построены в так названном „живописном стиле", имеют богатую декораций фасада, выражают жизнерадость.

В 1366 году Несебыр был захвачен и разграблен рыцарями графа Амадея VI Савойского. С тех времен сохранился очень интересный памятник, который является доказательством о экономическом развитии поселков побережья в XIV веке и на первом месте среди них Несебыр. Ковчежник Амадея VI Савойского записывал все деньги и товары, которые изъяли у горожан как добычу или взяли у крестоносцев. Например, чтобы предостеречь Анхиало от нашествий, жители должны были заплатить за свой город - 2724 золотых перпера; за Эмону заплатили - 11000 перперов, за Несебыр -17558 перперов.

В начале XV века события в Несебыре развивались бурно. В 1441 году последний византийский император Константин, сбежал из своей столицы и остался на некоторое время в Несебыре. В 1452 году с граммотой обещали город Яну Гуниади, взамен он должен был оказать помощь Византии. Но в 1452 Несебыр пал под напором турок и стены крепости были разрушены. Три месяца спустя они захватили и Константинополь.

Во времена Османского ига (XV—XIX века) Несебыр опустошался и разорялся, как и многие другие болгарские города. Многие уникальные памятники архитектуры были разрушены. Турки принесли свою культуру и свою религию. От этого времени сохранились старый фонтан и турецкие бани.

Прошли времена расцвета, для города и для всей страны наступило вековое рабство. Но в эти времена Несебыр сохранил свои церкви и памятники. До известной степени, город успел уберечь экономическое значение, но его влияние не переходило за границы поля Анхиало, а торговые отношения в самом лучшем случае через Силистру достигали до Румынии. Существует сведения о строительстве кораблей, использованные чтобы вывозить в Цареград древесный материал. Строили церкви, но уже совсем маленькие и неуглядные. С того времени сохранилась церковь Св. Спаса.

 

Со времен турецкого рабства сохранились и ветряные мельницы, которые говорят об оживлении в хозяйстве, наступившем уже в XIII веке. Оно выражалось и в обновлении жилых домов. Жители города - успевающие производители, рыбаки и купцы создавали новый облик города.

В начале февраля 1878 года Несебыр был освобожден от османского рабства.

За период ХV-ХIX вв, об истории города остались некоторые сведения из описаний путешествеников, которые побывали в этих местах. Так например, Эвлия Челеби побывавший в Несебыре в 1656 году, увидел и писал об оставшихся полуразрушенных крепостных стенах. В 1786 году здесь побывал и Венцель фон Броньяр, именно он уточнил, что в городе существует 13 (тринадцать) церквей.

Во время русско-турецкой войны с 1828 по 1829 годы город захватили русские войска. Вместе с ними в город приехал и фон Мольтке, он первый нарисовал эскиз города и писал об останках крепостных стен. Тогда нашли надписи с античных времен, шесть штук, затем их перевезли в Одессу, а сегодня они хранятся в Эрмитаже.

С 1846 по 1848 годы француз Ксавье Оммер де Гелль во время своего путешествия побывал в Несебыре и писал об античных памятниках и церквях.

Подробности о Несебыре и старинных памятниках можно встретить в произведении Каница. Сведения об историческом развитии города оставил Константин Иречек в своем замечательном произведении „Путешествия по Болгарии".

В период болгарского национального возрождения построены дома, которые придают современному Несебыру романтику прошлого века. Типичные несебырские дома XVIII—XIX веков имеют небольшие дворы, выходящие на улицу, которая очерчена стенами каменных цокольных этажей. Деревянная лестница, нередко подвижная, ведет в комнаты верхнего этажа. Он лёгкий, эркерный, полностью обшит деревом и выступает над первым этажом, а подпирающие его балки ещё сильнее сужают зрительно уличное пространство. Для интерьера характерны деревянные потолки и выбеленные стены. Окна на верхних этажах широкие, в то время как в цокольном узкие и немногочисленные. В наше время в этих домах нередко расположены сувенирные лавки, кафе и рестораны.

 

ОБЗОРНАЯ ПРОГУЛКА ПО СТАРОМУ НЕСЕБЫРУ

 

Интерактивная карта старого Несебра

(кликните мышкой на интересующее вас место)

 

Пройдя перешеек, вы оказываетесь перед крепкими


КРЕПОСТНЫМИ СТЕНАМИ И СООРУЖЕНИЯМИ НЕСЕБЫРА

 

 

Самое надежное средство для защиты маленького города от нежданных гостей по суше и по морю были крепостные стены, которые опоясывали город в разные эпохи его многовекового существования.

Останки стен сегодня видны на всем протяжении полуострова.

Фракийцы первыми укрепили свой поселок стенами, в VIII веке до Р.Х. Стены были построены из необтесанных камней, цементированных землей. Их высота около 2м, сохранилась они и по сегодняшний день на северо-западном берегу полуострова.

В конце V и в начале IV веков до Р.Х. греческие поселенцы также занялись укреплением своего полиса. Они использовали большие каменные блоки с обработанной лицевой частью и укладывали их в прямые ряды. Стену с внутренней стороны заполняли издробленным камнем и землей. Высокие и крепкие стены стояли веками и служили долго и римлянам. Уже в середине V века в Месамбрии воздвигает новые крепостные стены, при которых ряды камней чередовались с поясами в 4-5 рядов кирпича (смешанная кладка - opus mixtum).

Длинна сохранившегося западного сектора крепости достигает почти 100 метров. Здесь, прямо против перешейка, расположены городские ворота. Две двери - опускающаяся и двухстворчатая - плотно закрывали основной вход в город. С двух сторон ворота были огорожены пятиугольными башнями, а в стороне от них симетрично расположены полукруглые и круглые башни.

Из крепостной стены сохранились участки около южной пристани, но и здесь кладка расчленена с чередующимися аркированными нишами. В этом секторе сохранились участки оригинальной массивной лестницы.

Входим через ворота Старого Несебыра, и справа видем садик с лапидарием и новое здание


АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

 

В этом здании музей размещен 15 августа 1994 года, в день праздника города - открыта новая постоянная выставка „Несебыр на протяжении веков". В здании музея просторное фойе и четыре зала, в которых представлена в хронологическом порядке история города с конца II тыс. до захвата города турками.

В первом зале выставка „Месамбрия и фракийцы", посетитель знакомится с самыми ценными памятниками из истории города - могильная плита Юлии Хекаты с надписью фракийского династа Садала. Здесь показаны самые древние керамические фрагменты раннежелезной эпохи, древнии каменные якоря и оловянные штоки. Внимание посетителя привлекает серебряное сокровище из тетрадрахм Афины и фракийские имитации тетрадрахм с Тасоса II-I веков до Р.Х., которые нашли в 70 годы XX века в самом центре старого города.

Во втором зале „Античная Месамбрия" - находятся материалы, которые иллюстрируют историю древней черноморской колонии. Здесь размещены декреты, которые издавало собрание народа, изящные могильные плиты, замечательные рельефы стратегов. Посититель может увидеть и бронзовые гидрии с аппликациями из сюжетов греческой мифологии, богатую коллекцию статуэток из терракоты, множество сим, антефиксов и фронатальных кирпичей с пластичной украсой.

Погребальные дары, которые найдены в некрополе Месамбрии, находятся в этом же зале. Среди них особое впечатление производят золотые изделия: аграфы, серьги, перстни, колье. Показаны и основные типы месамбрийских монет - серебряные и бронзовые.

 

Об активных торговых отношениях Месамбрии говорит большое количество керамической посуды и утвари, амфоры и амфорные печати.

В третьем зале представлена „Месамбрия в пределах Рима, Византии, Болгарии".

Здесь показаны, как образцы каменной пластики римской эпохи, так и множество деталей поздней античности. В витринах экспонированы бронзовые монеты, сосуды из керемики и из стекла, изящные статуэтки. Здесь находится известная икона Богоматери Елеуса в серебрянаом окладе, подарок царя Ивана Асена.

В Иконном зале можно увидеть одни из самых лучших и ценных несебырских икон, украшавщих десятки церквей города. Самые старые с ХIII века иконы: Св. Николы и Св. Богоматери владетельница жизни.

ХVI-ХVII века считаются вершиной в развитии несебырской иконописи и большинство из икон в зале именно с этого периода.

Круглый год Археологический музей встречает туристов, во время летнего сезона работает без выходного дня с 9 до 19 часов.

Выходим из музея и идем по маленькой улочке „Мена". В конце улицы находится


ЦЕРКОВЬ СВ. СТЕфАНА

 

Церковь Св. Стефана, называлась еще Новая митрополия, в своем первоначальном виде она была похожа на базилику с тремя полуцилиндрическими апсидами, с впечатляющими пропорциями. Эта самая старая часть церкви возведена из камня и кирпича на известковом растворе, с маленькими кусочками дробленного кирпича. Важный элемент украсы фасада церкви - глазированные керамические элементы, цвета коричневого или зеленого, круглой и четырех листной фомы. В этой части церковь имеет длину 12,10 м и широту 9,50 м. Центральный корабль (наос - с греч. корабль) отделяется от боковых с четырьмя пилястрами и двумя мраморными колоннами, базой которым служат перевернутые к верху коринсткие капители позднего периода. Оригинальные капители, которые с арками несут стены центрального корабля не очень высоки, стены имеют трапециевидную форму, с глубоко вырезанными акантовыми листьями. Считается, что эта часть Новой митрополии относится к Х-ХI векам.

 

Над входом южной стены сохранилась надпись с 1599 года, на ней написано, что переустройство Новой митрополии произошло во времена митрополита Христофора, которого называли „экзархом всего Черноморья". С того периода и росписи на стенах церкви. Позже построен притвор с западной стороны, по всей восточной стене развернута композиция „Страшного суда". Новые пристройки построены из камня и земли.

Для покрытия пола церкви, использованы могильные плиты с элленистической эпохи. Ступенька, перед царскими дверьми алтаря, сделана из мраморного карниза с рельефными украшениями. С XIX века надписи на камнях на греческом языке, которыми покрыты гробницы местных граждан.

Сначала церковь носила имя Св. Богоматери, так поэтому росписи на стенах связаны с жизнью Божьей Матери.

 

В центральном корабле развит цикл „Чудеса Исуса Христа", сцены из евангелия: Христос исцеляет душевно физически больных, воскрешает мертвых, укрощает бурю в море, способствует богатому рыболову и др.. Представлены житийные сцены Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя и др.

Стилистические особенности стенописи позволяют разграничить троих мастеров - двое работали в восточной части наоса, третий в западной части.

В церкви можно увидеть оригинальный по стилю иконостас с конца XVI века и архиерейский трон и амвон с XVIII века.

Сегодня церковь Св. Стефана - музейный объект и во время летнего сезона встречает туристов каждый день с 9-19 часов.

Выходим из церкви Св. Стефана и справа от нас воздвигается другая церковь, она будто сидит на самом берегу в восточной части полуострова


ЦЕРКОВЬ СВ. ИОАННА АЛИТУРГЕТОСА


Имя святого Алитургетоса в перебоде означает неосвященный. Легенда рассказывает, что церковь осталась неосвященной из-за нашествия в город графа Амадея Савойского и никогда церковь не была использована как культовое здание.

Церковь является бесценным памятником той эпохи, когда строительство в Несебыре достигло апогея своего развития. По несравнимому богатству фасадов, по разнообразию строительных форм, использованных с легкостью зодчим, церковь представляет расцвет живописного и архитектурного стилей. Длина церкви 18,5 м, ширина 10 м. Деление церкви трехчастное, представляет три корабля, маркировано двумя арками на притворе, ступивших на консолях. В двух местах по две мраморных колонны с коринтскими капителями разделяет на три корабля пространство. Колонны несли узкий и высокий купол, воздвинутый над пересекающимися в виде креста полуцилиндрических сводов. Между плечами, так образовавшегося креста, в церкви воздвинуты маленькие и невысокие купола, такие купола и над двумя боковыми отделениями алтаря.

 

Исключительное богатство церкви ее фасады, сделанные из пластических и разноцветных орнаментов. Их гладкие плоскости расчленены нишами и ограничены пилястрами. Сами пилястры потеряли свою массивность из-за ниш с прямоугольным и полукруглым сечением в каждом из них В полях под арками с кирпичиками, маленькими каменными блоками и известковым раствором сделаны орнаментные украсы: солнце, крест с лучами на фоне сеточного орнамента, шахматные мотивы. На ключевых камнях арки представлены: плетеные орнаменты с монограммами, геральдическая лилия, изображение Христа и др., на консолях апсиды скульптурированы листья аканта, львы переплелись хвостами, грифоны, голуби и др.

Полы были собраны мозаикой из ромбов, квадратов и треугольников из белого, зеленого и красного мрамора. Алтарь имел перегородку с мраморной рамкой, скульптурированной изящной композицией из сплетающихся листьев винограда.

Недалеко от сегодняшней площади Месамбрия, нас встречает еше одна церковь XVI века:


ЦЕРКОВЬ ХРИСТА ПАНТОКРАТОРА

 

Может быть церковь Христа Пантократора (Всемогущего), самая красивая в Старом городе и сохранилась почти в целом виде. Длина церкви 15,57 м, ширина 6,86 м. Притвор под которым находится свод крипты, отделяется от остальных частей храма массивной стеной и в ней лестница к башне. Необычен архитектурный тип церкви Христа Пантократора. Храм представляет сочетание между однопространственным и крестово-купольным. Эта церковь имеет три алтарных ниши, притвор, колокольню над притвором. Крестовидная часть здания оформлена четырьмя колоннами. Апсиды изнутри полукруглые, снаружи - пятистенные.

Внешняя украса церкви очень богата. Зодчий показал исключительное изящество при элементах украсы и знание местных и чужих традиций. Кроме керамической украсы сделанной в нескольких цветах и в разных формах и размерах, в апсиде использованы заостренные арки из камня, ступившие на маленьких консолях. Использованы еще полукруглые „слепые" арки, ряд свастик, плоские и высокие каменные столбики, которые расчленяет проем окон, и т.д. Церковь построена в первой половине XIV века.

 

Церковь имеет два входа: с южной стены и с западного фасада, который ведет к притвору. На южном фасаде находится и маленькая дверь, ведущая к лестнице в башню.

 

Сегодня в церкви размещена художественная галерея, где можно купить произведения искусства и сувениры.

 

Наша прогулка продолжается по улице Митрополитской и мы приближаемся к различному по стилю и по времени строительству - это


ЦЕРКОВЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ


Церковь построена в X веке, она является типичным представителем перехода от укороченной базилики к крестово-купольной церкви. Церковь имеет крестовидную форму с тремя алтарными нишами. Построена из мелкого камня с красным известковым раствором. Около окон и над дверью видны элементы декорации, отделанные кирпичом. Церковь вместе с апсидой имеет длину почти 14 м и ширину 10 м. Фасад по всей вероятности, был гладко оштукатурен. Четыре пилястра и четыре столба делят церковь на три части, средняя часть в два раза больше боковых. Апсиды полукруглые, а по стенам средней в ее нижней части переходит в высокую ступеньку - сиденье. На северо-восточном столбу, на замазке одной из фуг на греческом языке было написано: "Святой Иван, спаси меня!" На южной стене, за юго-западным столбом, сохранилось изображение ктитора, написанное в XIV веке. Остались некоторые части от росписи на стенах купола. С ХVI-ХVII вв. фрески Св. Марины на северной стене, юго-западного столба.

 

Сегодня в церкви размещается художественная галерея, предлагающая произведения искусства.

Совсем недалеко, маленькая и нехарактерная для Несебыра церковь, привлекает наше внимание. Будто прячется где-то там, внизу


ЦЕРКОВЬ СВ. СПАСА


Однонефная одноапсидная церковь с покатой крышей была построена и росписана в 1609 году. Восточная часть церкви была наполовину вкопона в землю. Церковь посвящена Вознесению Господня. Рассказывают, что турки ставили болгарам условия во время рабства. По закону османской империи, немусульманские культовые сооружения, не должны быть выше всадника на коне. Поэтому церковь сделана из камня и земли, невысокая, неуклюжая, бедная на внешность, будто является памятником бесправия и бедности во времена турецкого рабства.

 

Архитектура здания совсем обыкновенная, занимает четырехугольное пространство, имеющее длину 11,7 м и ширину 5,70 м. Когда-то по северной стороне проходил узкий, длинный притвор и с ним ширина церкви становилась 9,80 м. Деревянная крыша, без облицовки с внутренней стороны, в таком виде здание выглядело как сарай.

Но так выгледит церковь только на внешний вид. Когда войдешь в нее, перед тобой во всем блеске раскрывается стенописи неизвестного мастера начала XVII века. Из дарительской надписи становится понятно, что церковь построена и расписана в 1609 году средствами несебырского гражданина времен митрополита Киприяна. На стенах росписи, которые пересоздают эпизоды из жизни Исуса Христа и Богоматери. В апсиде расписана „Богоматерь - ширшая небес с Младенцем".

 

Долгие годы здесь сохранялась могильная плита Палеологиной Матаисы Кантакузиной с надписью „Упокоилась раба Божия Матаисия Кантакузина Палеологина в году 6950 (1441), месяц ноябрь, индикт 5", (индиктион) - период в 15 лет, по которому исчисляли эпохи разных событий.

Сегодня церковь превращена в музей. Во время летнего сезона можно посетить церковь с 10 до 17 часов.

Выходим из церкви и будто возврашаемся веками назад. Перед нами


ГОРОДСКИЕ ТЕРМЫ

 

Изучены только 2/3 от их площади - пять теплых помещений, два из которых с полукруглыми бассейнами, центральный зал и коридор. Они были построены в VI веке в годы правления византийского императора Юстиниана I Великого (527-565 гг.). Стены были построены из чередующихся каменных и кирпичных поясов и облицованы мрамором. В некоторых местах сохранились в высоту до 3 (трех) метров. Самый представительный был центральный зал, где четыре массивные мраморные колонны с коринскими капителями поддерживали свод в виде креста или купол. На полу были уложены мраморные плиты. Термы снабжались водой посредством водопровода, который был частью сложной подземной водопроводной системы, проложенной через весь город.

 

Византийский летописец Феофан Исповедник и патриарх Никифор отметили, что в 680 году баню использовал и лечился византийский император Константин IV Погонат.

Термы функционировали по предназначению до конца VIII века. В начале IX века термы были переустроены и их начинают использовать для жилищных и хозяйственных целей. Термы были открыты во время раскопок в 1973-1975 и в 1998-2001 годах. Здания частично отреставрировано и законсервировано.

По узеньким улочкам продолжаем нашу прогулку. Перед нами во всем своем блеске встают еще две церкви Несебыра из Средних веков. Несмотря, что совсем маленькие, в глаза бросается прекрасно выполненная декорация из керамики, пластики.


ЦЕРКОВЬ СВ. АРХАНГЕЛОВ МИХАИЛА И ГАВРИИЛА


Эта церковь была построена в XIII веке. Она совсем маленькая, состоится из одной части, с притвором. Церковь заканчивалась куполом, с западной стороны стояла четырехугольная башня, которая воздвигалась над притвором. Каменная лестница скрытая в западной стене храма, вела в башню. Храм имел три входа, с северной стороны, ведущий к притвору к центральной части храма, и две двери - на северной и на южной стененах.

 

Внутреннее пространство храма расчленено тремя пилястрами, которые на четырех арках держат купол. Храм имеет богатую внешнюю декорацию. Арки подчеркнуты тройными рядами из зеленых глазированных „мисок", а под ними в шахматном порядке каменные блоки и двойные кирпичи.

Не менее интересна и


ЦЕРКОВЬ СВ. ПАРАСКЕВЫ


Построена в конце XIII века, архитектура ее проще. Это однонефная церковь с характерным нартексом и алтарной апсидой. Длина 15 м, ширина 6м. Предполагается, что когда-то церковь имела купол, но сегодня он не сохранился, вероятно над нартексом возвышалась колокольня, в храм входили с побочного входа на южной стене, был еще один на западной стене.

Церковь имела богатые фасады. В своем первоначальном виде она красовалась разными цветами - чередовались белые каменные блоки, несколько рядов кирпича, разнообразные арки из керемических „мисок". В нижней части фасады расчленены пилястрами, несущими арки. Поля под арками заполнены декорацией в виде „солнца", „рыбьей кости", шахматных орнаментов и др., все отделки выполнены из камня и кирпича.

 

Сегодня в храме размещается художественная галерея для сувениров и произведений искусства.

По узким улочкам Несебыра идем прямо к самому центру полуострова, там где размещалась древняя агора и где сегодня воздвигается


БАЗИЛИКА СВ. СОФИИ


Старая митрополия - так ее называет все жители Несебыра. Здесь размещалась резиденция несебырского митрополита в те времена, когда Месемврия была архиепископией Черноморья. Епископы и митрополиты десятка черноморских городов обсуждали здесь не только церковные дела, но и проблемы города и его горожан.

Базилика построена в \/ веке, состоит из трех частей (кораблей), одноапсидная, с притвором и атрием. Два ряда столбов расчленяют внутреннее пространство на три корабля. Центральный корабль в два раза шире боковых. Он воздвигает высоко свою двухъярусную крышу над крышами боковых частей. Алтарная часть имеет форму полуцилиндрической апсиды, сверху покрыта четвертью сферического купола. Три ступеньки, расположенные амфитеатрально около стены апсида, оформляют синтрон.

 

Кладка базилики из камня и кирпича, чередуется в пять рядов, связанные известковым раствором с крупнымыми кусками кирпича. Пол уложен мозаикой из маленьких разноцветных камней. Несколько раз храм переделывали и совершали строительные работы. Здесь хранились мощи святых - великомучеников Феодора Стратилата (ныне в церкви Сан-Сальвадора в Венеции), голова св. Систа, рука апостола Варфоломея, рука и челюсть Св. апостола Андрея.

Недалеко от Старой митрополии, с северной стороны находятся руины маленькой церкви, которую строили, наверное, в XIX веке:


ЦЕРКОВЬ СВ. ДИМИТРИЯ


Эту церковь нашли при археологических раскопках 1968 году.

Маленькая, может быть семейная церковь, по плану крестово-купольная, триапсидная, имеет квадратную форму. Сохранились основные четыре столба, которые несли купол.

 

Продолжаем движение на восток и подходим к самому концу полустрова, перед нами маленькая церковь:


ЦЕРКОВЬ СВ. ТОДОРА

Маленькая однонефная церковь с нартексом и апсидой. Длина её 8.7 м, а ширина - 4.15 м. Строили церковь в ХIII веке и с того времени сохранились северный и западный фасады. Остальные стены и крыша построены в более поздний период.

Храм был построен из чередующихся рядов колотого песчаника и пластами (из трех рядов) кирпича. Арки были сделаны из смешанной кладки, а в пространстве под ними шахматный рисунок и зигзагообразные линии, отделка маленькими кирпичами и блоками.

 

В этой церкви сегодня размещается художественная галерея.

Продолжаем прогулку по северному берегу полуострова, там где сохранились останки так названной Базилики на морском берегу:


БАЗИЛИКА БОГОМАТЕРИ ЕЛЕУСА (УМИЛЕНИЯ)

В 20 годы XX века исследовали, консервировали и реставрировали базилику, еще при первых археологических раскопках Несебыра. Базилика очень большая, длиной в 28 м и шириной - 18 м. По архитектурному плану представляет трехнефную (фр. nef, от лат. navis — корабль — вытянутое помещение, часть интерьера - обычно в зданиях типа базилики), трехапсидную базилику с притвором и внутренним двориком. Средняя апсида снаружи трехстенная, а внутри полукруглая. В боковых нефах находятся ещё по две апсиды с меньшими размерами, расположенные на северной и южной сторонах, но северная часть разрушена морем. Таким образом храм имеет три полуциркулярных апсиды. С западной стороны притвор, в котором сохранились сводчатые гробницы.

 

 

Базилика построена в V-VI вв., не раз ее разрушали, но снова восстанавливали. В исторических источниках вспоминается в течении целого Средневековья, до XIV века, когда она была частью монастыря.

 

Совсем недалеко от базилики находились


ТРИ ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ


Они стоят на полуострове и в наши дни. Эти памятники имеют оригинальную архитектуру, которая отличает их от других памятников Несебыра. Их огромный корпус был построен в цилиндрической форме с массивными стенами из дробленного камня. В приземном этаже были складские помещения. На втором этаже жилые помещения, а рабочее помещение мельницы на третьем этаже.

 

 

Кроме античных памятников и церквей Средневековия, Несебыр привлекает туристов своими домами в стиле возрождения, прижатые друг к другу на узеньких мощеных улочках. Большинство из них построены в конце XVIII и в начале XIX вв.


СТАРЫЕ НЕСЕБЫРСКИЕ ДОМА


были двухэтажными. Хозяйственные помещения были на нижнем этаже, стены воздвинуты из камня и земли. В них хозяева сохраняли бочки с вином, рыбацкие снасти и инвентарь ремесленика.

 

Узкая лестница вела на верхний этаж, где находилась большая комната, рядом с ней две или три комнаты для хозяев и для их гостей, кухня с кладовкой. Маленькие земельные участки неправильной формы ставили на испытание умения строителей, но они были находчивыми и изобретательными. Обычно стены нижнего этажа следовали неправильной форме земельного участка, а верхний этаж имел прямоугольную форму.

 

 

Сегодня в Несебыре около сотни таких домов. Одни из самых красивых домов - дом Диаманди, построен в 1850 году, на нижнем этаже магазин, дом Капитана Павла, расположенный на морском берегу у самой пристани. Высокое приземье из камня, красивая арочная дверь и мраморный рельеф изображающий голову животного. Сегодня там размещается ресторан „Капитанская встреча", любимое место жителей и гостей Несебыра.

 

Дом Панаойта Москояни интересен по своей архитектуре в стиле Возрождения, построен в 1840 году. Двухэтажный, первый этаж из камня, с большой двустворчатой дверью. Жилой этаж эркерный полностью обшит деревом. Дом с многочисленными и высокими окнами с видом на море. На жилом этаже, еще пять комнат кроме большой комнаты для гостей. В ней резной потолок с розеттой в виде звезды. Комнаты, которые смотрят на север имеют камины, их использовали и зимой.

 

Сегодня в этом доме размешается


ЭТНОГРАФИЧЕСИЙ МУЗЕЙ


В музее размещена выставка „Национальные и фольклорные костюмы и ткани из Бургаской области". Показано мастерство из разных районов области: из Странджи, из Карнобата, из Айтоса и Черноморского побережья. При помощи домашних прядильных и ткацких станков, болгарки делали национальные костюмы, рубашки, передники, носки, подушки, скатерти, рушники (полотенца) все в национальном стиле. На выставке представлена и одежда переселенцев из Македонии, Малой Азии с традиционно преобладающим белым цветом костюмов.

 

 

Национальные костюмы всегда дополняли серебряные и золотые художественные изделия: бусы, головные покрывала, ремни, перстни, браслеты и др.

 

Во время летнего сезона Этнографический музей работает с понедельника по субботу с 9 до 17 часов.

 

Прогулку по Старому Несебыру заканчиваем в действующей церкви города:


ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОМАТЕРИ


Она была построена в 1884 году. По плану псевдобазилика трехнефная, покрытая цилиндрическими сводами.

 

Сохранилась легенда, которая рассказывает об ее строительстве, на месте храма когда-то росло дерево, однажды утром на нем оказалась плачущая икона. Дева Мария явилась молодой девушке и сказала ей, что жители города должны построить на месте где растет старое дерево церковь. Все принялись строить храм. В 1880 году, строители срубили ствол дерева, в его корнях они нашли столько золота и денег, сколько им нужно было вложить в строительство храма.

 

 

Несебр - единственный болгарский город, который входит в Список памятников мирового культурного наследия. Город рожденный фракийцами все ещё жив. Древние камни не затихли и не молчат, они как бы оживают, от веселого смеха людей, приезжающих сюда из разных мест, чтобы лицезреть красоту Православия.

 

 

Вместе с вами паломничество по Несебру совершил М. Максимов, лето 2010 года.

P.S. При путешествии мы изучили некоторые главы из книги "Несебыр - тысячелетний город".

© Петя Кияшкина, автор книги. Директор музея „Старинный Несебр”.

© Варна. Издательство "Славена" 2010 г.

Копирование только с разрешения автора - semeyskie@yandex.ru

Купить эту интереснейшую книгу можно на сайте - http://www.book.store.bg/p29293/nesebyr-hiliadoletniat-grad-petia-kiashkina.html или непосредственно в музее „Старинный Несебр”.

Иллюстрации автора.

 

 

 

Наш баннер:
Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру