CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Молитослов

 

Канон священномученику и исповеднику протопопу Аввакуму

 

О молитве в деле спасения

 

Канон священномученику Афанасию, епископу Иркутско-Амурскому

 

Канон святителю Амвросию, митрополиту Белокриницкому

 

Канон святителю Иосифу, епископу Дальневосточному

 

Краткое объяснение церковного богослужения

 

О молитве

 

Двуперстное крестное знамение

 

О церковно-славянском языке

 

Молитвы



О МОЛИТВЕ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ

 

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы

 не впасть в искушение» (Мф.26,41).

 «Молитесь друг за друга» (Ияк.5,16).

 «Непрестанно молитесь» (1Сол.5,17).

 

О молитве нам, христианам, необходимо знать и говорить много, потому что молитва есть дело, преданное нам Самим Богом.

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу. Молитва есть святая беседа с Богом и Его угодниками.

Молитва есть главный признак того, жив ли християнин духовно или мертв. Отношение к молитве показывает отношение правоверного християнина к Богу. Если християнин не согревает душу свою благодатным теплом молитвы и не умягчает ниву сердца своего, если молитва не является главным двигателем в его духовной жизни, можно утверждать, что такой «верующий» живет без Бога и не шествует по узкому и спасительному пути в Царство Небесное (Мф.7,14).

Перед тем, как что-либо просить в молитве у Бога, необходимо всегда рассудить, достойны ли мы просимого, согласна ли наша просьба с волей Божией и полезного ли мы просим? Если – да, тогда следует обращаться к Богу в молитве и просить до тех пор, пока не получим ответа. И как правильно и душеспасительно поступают те верующие, которые, получив от Бога ответ на их молитву, продолжают до скончания дней своей жизни благодарить Бога за полученное. Но должны мы знать и помнить всегда, что «Бог, и когда дает (просимое), и когда не дает, делает то и другое на пользу; так что, получил ли ты или не получил, ты получил благодаря тому, что не получил. Бывает иногда полезнее не получить» (Св. И. Златоуст).

В молитвах нужно благодарить и прославлять Бога за все, что случается с нами в нашей жизни, независимо от того, как оно оценивается человеческой меркой, - полезным, приятным или нет. Часто мы воспринимаем скорби и беды, постигающие нас, по земным, временным соображениям. Бог же попускает или посылает нам ту или иную скорбь ради спасения души и вечных благ. И какая великая вера в Бога проявляется тогда, когда християнин при неблагополучных обстоятельствах (с человеческой точки зрения) вместо ропота благодарит Бога и славословит Его в своих молитвах. В таком случае скорбь — и благодарность за нее! - приносит душе очищение от грехов.

Итак, Сам Господь заповедал нам непрестанно молиться. От того, как мы относимся к молитве, зависит наше вечное спасение.

Молиться необходимо утром, после сна, и вечером, перед сном, до и после принятия пищи, благодаря Бога, что Он обильно питает нас. Помещаемый в календаре Чин утренних и вечерних молитв – необходимый и обязательный минимум ежедневной молитвы верующего человека. Или, у кого есть книги и возможность, утром – Полунощницу, а вечером – Павечерницу (что – Равноценно). После утренних молитв (лучше!) следует отмолиться епитимию, что имеет большое значение для духовной жизни християнина. По сказаниям Отечника и Пролога, на человека, тщательно выполняющего епитимию и другие заветы духовного отца (по Исповеди), не смеют нападать демоны и искушать его к тяжким грехам. 

«Молитесь друг за друга» (Ияк.5,16), - необходимая и спасительная христианская заповедь. И как нельзя лучше мы исполним ее, если будем молиться ежедневно (после епитимий) Помянник (большой, стр. 72). В нем заключается молитва и о благостоянии Церкви, через которую мы имеем возможность и надежду вечного спасения; и о мирном течении жизни Отечества, необходимом для благополучного жительства в правоверии и «всяком благочестии»; и о предержащих властех, духовных и гражданских; и об единоверной братии нашей, ближних и дальних, всякого рода и сословия; и об «отступивших от православныя веры и погибельными ересьми ослеплённых», находящихся вне Церкви Христовой, этого единственно спасительного Корабля, и шествующих к вечной смерти, о которых мы также должны воздыхать пред общим нашим Творцом и Спасителем; и об усопших «иже от века» правоверных християнах... Молясь за всех «со всяким умилением и усердием», великую пользу верующий человек приобретает себе и в сей жизни, и в будущей. Необходимо нам, християнам, всячески исполнять заповедь о молитве (Ияк. 5,16), чтобы не оказаться посрамленными на Страшном Суде. Особенно спросится со священнослужителей, которые, по учению Церкви Христовой, и поставлены быть ходатаями и молитвенниками... «Какою мерою мерите, такою и возмерится вам», - сказал Господь. Задумаемся... и начнем исполнять.

Каждое дело християнину нужно начинать с молитвой, продолжать с молитвой и оканчивать с молитвой. Так поступая, християнин избегает многих затруднений, огорчений, разочарований. Есть надежда, что у молящихся непрестанно всякое дело совершается с успехом, ибо им невидимо помогает Господь. Человек, который с молитвой исполняет свои дела, всегда сделает их быстрее и лучше, чем, если бы он делал что-либо без молитвы. «Если сердце твое свободно от нечистых страстей, то, где бы ты ни был, на торжище ли, дома ли, на пути ли, в суде, на море, в гостинице, или в мастерской, - везде можешь молиться Богу», - наставляет нас святой И.Златоуст.

Молитва нужна нашей душе, как воздух для тела. Если человек дышит, - значит, он телесно жив. Если постоянно молится, - значит, он духовно жив. Но страшное горе тому християнину, кто мертв духовно – того ожидает вечная мука. Проверь, человек, свою молитвенную жизнь: молишься ли ты, и как молишься?

Следует помнить: диявол злейший враг молитвы. Он невидимо действует на нашу волю, стремясь любым путем отвлечь наше внимание от молитвенной беседы с Богом. Поэтому, если мы преодолеваем леность в молитве, не отвлекаемся на земные дела, отвергаем греховные удовольствия и друзей, и так далее, значит, невидимо мы одерживаем победу над злым духом, а не он над нами.

Молитва есть самое важное делание християнина. Господь Спаситель учит Своих последователей, что молитвой и постом можно одержать победу над дияволом, грехом и пагубными привычками. Святые отцы называют молитву матерью всех добродетелей християнских. Истинная вера и истинные добродетели християнские есть дары благодати Божией. И Бог всегда готов излить на нас дары Своей благодати, нужные ко спасению нашему. Но даров этих драгоценных Он не расточает просто так. Для получения их необходимо, чтобы мы искренне их желали, от всего сердца просили и от всей души о них воздыхали: «Просите и дастся вам, - говорит Христос, - ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам» (Мф. 7,7).

Молитва наша должна быть истинной и богоугодной. Для этого нужно молиться со вниманием, ибо Бог слышит, прежде всего, голос сердца нашего, а потом уже и уста. Во время молитвы ум не должен отвлекаться никакими мыслями о земном, временном или, тем более, греховном. Если мы не имеем благоговения пред Богом, Которому предстоят в трепете тысячи тысяч чистейших ангелов, то молитва наша оскорбляет Святость и Величие Божие. И в таком случае, вместо того, чтобы преклонить к себе милосердие Божие, мы, наоборот, навлекаем на себя справедливый гнев Его.

Без любви к Богу нельзя совершать истинную молитву. Любовь к Богу и есть наилучшая молитва. Кто непрестанно любит Бога, тот всегда молится. Любящий Бога, естественно, старается благоугождать Ему и ищет молитвенного общения с Ним при всех обстоятельствах жизни.

Первостепенный долг каждого християнина перед Богом – научиться молиться богоугодной молитвой. Для этого потребуется много труда и стараний. И, не взирая ни на какие искушения от диявола и печали мира сего, необходимо день ото дня все более и более совершенствовать свою молитву.

Рассеивающиеся мысли на молитве нужно всегда стараться собирать и удерживать, тогда мало-помалу душа начнет чувствовать сладостное утешение от молитвы. Видя старание и искреннее желание християнина богоугодно молиться, Дух Святый научит его молиться молитвой истинной и святой.

Если ум наш во время молитвы рассеивается в разные стороны и на разные дела и предметы, то никак нам нельзя отчаиваться и бросать молитву. Оставить в таком случае молитву, - значит дать бесу победить себя, а это, в свою очередь, значит стать на путь, ведущий к вечной погибели. Необходимо скорбеть душой пред Господом, что мы не можем молиться истинною молитвою; нужно стараться, как можно больше молиться, и молиться с усердием, и тогда Господь примет нашу молитву, даже если она будет и не совсем соответствовать истинной молитве.

Если человек по-настоящему вкусил сладость богоугодной молитвы, он всегда будет стремиться к ней. Какое это великое сокровище – молитва! Многие святые подвижники днями и ночами стояли на молитве и в духовном восторге не замечали времени продолжения их молитвы. Для них молитва была уже не труд, а величайшее наслаждение духовное. «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33,9).

Молитва должна соединяться с твердой верой в то, что Господь даст просимое, если оно будет служить для душеспасительной пользы. Многие верующие обращаются к Богу в молитве только для того, чтобы Он послал им чего-то для их земного благополучия. Такие верующие еще не достигли того духовного состояния, когда душа находит свое дыхание и жизнь в молитве.

Если душа твоя настолько предалась греховным увлечениям и погрузилась в житейские заботы, что ты не имеешь духовной силы для совершения усердной и истинной молитвы, то много об этом скорби и сокрушайся, проси Бога, Ангела – хранителя и святых Божиих, чтобы получить тебе необходимую силу и усердие к совершению спасительной молитвы.

Каждый из нас, если задумается всерьез о смысле жизни и будет иметь всегда в памяти «последняя своя»: смерть, Суд Страшный, ад и Царство Небесное, начнет трудиться о своем спасении.

И всякий, кто захочет молиться, найдет, с помощию Божией, время для молитвы. Не находит времени для молитвы только тот, кто не хочет молиться.

И запомним: кто без молитвы, тот и без Бога. Истинно так!

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру