CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Молитвослов

 

Канон священномученику и исповеднику протопопу Аввакуму

 

О молитве в деле спасения

 

Канон священномученику Афанасию, епископу Иркутско-Амурскому

 

Канон святителю Амвросию, митрополиту Белокриницкому

 

Канон святителю Иосифу, епископу Дальневосточному

 

Краткое объяснение церковного богослужения

 

О молитве

 

Двуперстное крестное знамение

 

О церковно-славянском языке

 

Молитвы

 

О молитве

 

Молитва — это возношение ума и сердца к Богу. Молитва нам нужна более, чем пища. Без молитвы душе христианской нет жизни, нет спасения в Господе. «Если для слепого большое лишение не видеть солнца, то сколь большее лишение для христианина не молиться, чтобы молитвой вводить в душу свою свет Христов?!» — восклицает, вразумляя нас не оставлять молитвы, вселенский отец Церкви святый Иоанн Златоуст.

К сожалению, у нас часто бывает одна наружная молитва, без внутренней: когда слова молитвы произносятся без внимания и благоговения, а также когда молящийся, стоя на молитве, мыслями занят житейской суетой. Такая молитва не только недостаточна для умилостивления Бога, но наоборот — прогневляет Его. Сам Исус Христос, приведя слова пророка Исаии, осудил такую молитву: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня» (Мф. 15: 8-9).

Особенно важно и спасительно, по учению святых отец, призывание в молитве имени Исуса Христа, Спасителя душ наших: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго». Эту молитву называют Исусовой молитвой. Не менее благотворным является Богородичная молитва «Богородице Дева радуйся...». Учителя Церкви об этих молитвах говорят: если творит кто Исусову молитву непристанно в уме и сердце, того спасает Бог, а кто Богородичную молитву творит непрестанно, того по преставлению встречает сама Богородица Мария и является защитницей в прохождении мытарств. При совершении молитвенного правила мужчины должны быть с открытыми головами, а женщины непременно с покрытыми (в платках). В благоприличных (желательно в особо предназначенных для молитвы) одеждах, с лестовкою в руках. Желательно, чтобы мужчины приходили на молитву в кафтанах или долгих (длинных) рубахах на выпуск, опоясанных поясом. Женщины одевают сарафан или длинное до щиколоток платье (юбку), платок (обычно их два — повойник — нижний платок, и верхний). Одеваются платок и повойник так, чтобы волос не было видно, подобно тому, как изображается на иконах Богородица.

На молитву нужно становиться с сердечным чувством преданности Богу, помышляя о своих грехах, не таить злобы в сердце своем ни на одного человека. И тогда «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50:19). По возможности, пред образом Божиим следует зажечь лампаду или свечу. Свеча должна быть из чистого воска, а масло в лампаде чистое, без технических примесей.

Большую духовную пользу каждому христианину приносит чтение Псалтыри с покаянными молитвами (во время Великого Поста с земными поклонами и молитвой святаго Ефрема Сирина).

Согласно Уставу о христианской жизни молитвенное правило должно совершать: вечером — за вечерню и за павечерницу; утром за полунощницу, утреню и первый час; днем за часы: 3-й, 6-й и 9-й. Молитвенное правило исполняется поклонами (по лестовке), кафизмами, 12-ю псалмами или по Уставу церковному — судя по усердию и состоянию здоровья каждого. Если нет возможности помолиться в установленное время, помолись, когда возможно и сколько возможно, но молитвенное правило наше не должно быть меньше, чем «Утренние и Вечерние молитвы».

 

e-mail автору проекта