CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Костюм

 

Костюм семейских Забайкалья

 

Мужская одежда

 

Женская одежда

 

Детская одежда

 

Верхняя одежда

 

Пояс

 

Обувь

 

Головной убор

 

Украшения

 

Прическа

 

Материалы и техника изготовления одежды

 

Комплексы костюма

 

Костюм в обрядовой жизни семейских

 

Учёные-исследователи о семейском костюме

 

Словарь "Элементы семейского костюма"

 

Библиография

 

База данных "Семейский костюм" тарбагатайской центральной районной библиотеки

 

 

КОСТЮМ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

 

 

Женская одежда

 

Наряд семейской женщины состоял из рубашки со «станушкой», поверх которой надевался яркий цветной, отделанный лентами сарафан на "проймах" (лямках) в праздничные дни, а в будничные дни — темный одноцветный, без лент или с лентами, пришитыми в два или три ряда почти у самого низа. Ленты были яркими и обязательно отличались по цвету от сарафана.

Женская рубаха у семейских - с прямыми поликами, со слегка скошенными к запястью рукавами и собранным воротом. К нему пришивался высокий воротник наполовину отогнутый вниз, который выглядел как отложной. Рубаха застегивалась запонкой при помощи двух петель, прометанных в ткани у ворота. 

Рубахи всегда составные: верхняя часть – чехлик, нижняя -  стан (становина, станушка). Чехлик шили из гладких, без узора, тканей – дабы, далембы, а праздничный - из кашемира, бурса (с бурсу), чесучи (чечуи) ярких цветов. Стан делали из миткаля, ситца, дабы, бумазеи. Ткань для стана обязательно была другого цвета, чем чехлик.

В конце XIX - начале XX вв. в состав одежды входила  нижняя юбка из цветастой ситцевой или бумазейной ткани, которая надевалась поверх рубахи и была видна, так как обычай затыкать за пояс переднюю полу сарафана был очень распространен у семейских женщин. Надевали и по две рубахи, особенно в праздники: сверху более новую, нарядную, вниз – поношенную.

 

 

Рукава у запястья украшали полосками, иногда зубцами - аппликацией из тканей другого цвета, причем нашивались они нитками тонов, контрастирующих с полем ткани - белыми, черными или цветными. В центре украшения  запястья нередко помещалась строченая розетка с шестью лепестками, окруженная волнистыми линиями. Строчили узоры на руках, а в начале XX в.- уже при помощи швейной  машины. Характерно соединение рукавов рубахи, поликов с основным полотнищем посредством расшивки - соединительного шва цветными нитками, который подчеркивал конструкцию рубахи - ее полики, клинья рукавов и т.д.

Основной тип сарафана у семейских - прямой сарахван на лямках. У богатых невест было до семи шелковых и кашемировых праздничных сарафанов, не считая будничных. Бедные девушки шили сарафаны из бумажной ткани, а для праздников - из кашемира. Несомненно, что у семейских когда-то бытовал и косоклинный сарафан. В Окино-Ключах сарафаны шили (шьют и сейчас) со слегка скошенными полотнищами. 

В Читинской области  семейские носили сарафаны, сшитые из трех полотнищ: двух спереди, одного сзади и с клиньями по бокам. Такой сарафан входил в комплекс женской «смерётной» одежды в больших коренных семейских селах - Большой Куналей и Бичура. Сарафаны обычно имели спереди шов. Лишь в одной выкройке сарафана переднее полотнище – цельное, но кроится этот сарафан из фабричной ткани более широкой, чем холст, что могло повлиять на изменение количества полотнищ.

Все косоклинные сарафаны со швом спереди приближаются по характеру продольных боковых клиньев к глухим сарафанам более, чем к широким распашным китайкам со швами, сходящимися на боках елочкой. Бытование глухого сарафана у семейских вполне вероятно: этот наиболее древний вид сарафана в XIX в. чаще всего сохранялся у старообрядцев. Был он и у бухтарминцев на Алтае.

 

 

Для крепости добрый, т.е. из дорогой материи, сарафан с изнанки подшивался другим материалом. У сарафанов для повседневной  носки из изнанки подшивался только подол шириной в 35см.

Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс, тканый из шелковых или бумажных ниток, в старину из шерсти.  Пояса семейских отличались от поясов окружающего русского населения. 

Известны пояса широкие и узкие. Пояса были красиво отделаны геометрическими фигурами из разноцветных ниток. Пояса (диной до 2,5 метров) были суконные (т.е. шерстяные) из гаруса яркой расцветки,  и  толковые с узором – выбранные, в перебор. Пояса были многоцветными, в 6-7 цветов. Фон разбивался на продольные цветные полосы, по которым располагался браный узор.

Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок, наперсток и т.д.

Спереди на шею поверх сарафана надевался  цветастый "запон" - фартук с грудкой, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии ленточками или шнурками.

На шею на гайтане (шнурке или тесемке)вешали медный восьмиконечный крестик и прятали его под одежду. Вся грудь, особенно в праздники, была украшена бусами - "янтарями", которые очень ценились. 

Верхней одеждой служил халат, надевавшийся на накидку, рукава же свисали сзади. Зимой носили меховые шубки и плисовые бекеши. На богомолье надевали длинные халаты. Халат покороче служил для дома. Позже стали носить "курмушки" - подобие жакета с клиньями.  

Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием кичек.

 

 

 

© Национальная библиотека Республики Бурятия
г. Улан-Удэ, 2005-2008

 

e-mail автору проекта