CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Костюм

 

Костюм семейских Забайкалья

 

Мужская одежда

 

Женская одежда

 

Детская одежда

 

Верхняя одежда

 

Пояс

 

Обувь

 

Головной убор

 

Украшения

 

Прическа

 

Материалы и техника изготовления одежды

 

Комплексы костюма

 

Костюм в обрядовой жизни семейских

 

Учёные-исследователи о семейском костюме

 

Словарь "Элементы семейского костюма"

 

Библиография

 

База данных "Семейский костюм" тарбагатайской центральной районной библиотеки

 

 

КОСТЮМ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

 

 

Материалы и техника изготовления одежды

 

Ткачество существовало во всех семейских селах Бурятии. Прясть и ткать умела каждая крестьянка с малых лет. Пряли всегда осенью и зимой, а ранней весной - до начала полевых работ - ткали.

Если праздничную одежду шили из дорогих привозных тканей (богатые), то повседневную - из шерсти и холста.

Главным материалом была шерсть. Ткали сукно для верхней одежды (иногда даже на продажу), пояса, шерстяные скатерти-сукманки и пр.  

Коноплю всюду сеяли на огородах, но она шла главным  образом на нитки, веревки, вожжи и лишь частично на ткань.  Льна  не было ("Мы лен узнали только в советское время", – говорили колхозники-семейские  Бурятии).  Коноплю пряли на гребне с донцем и с самопряхой, а шерсть - на прялке с самопряхой.

 

 

Шерсть предварительно разбивали на гребне (иногда применяли лучок). Из пряденой шерсти вязали чулки, носки, варежки (варьги) и пр.

В приданное невесты входили рубахи, сарафаны, запаны, скатерти, сукманки (пестрядь, пояса и др.), которые она сама должна была выткать для подарков жениху и его родным, для употребления в доме родителей. По качеству рукоделия невесты судили о ее достоинствах.

Много ткали и пожилые женщины для обихода – рядно,  пестрядь, и т. д. Наряду с одноцветным – белым, суровым – существуют виды яркого, многокрасочного ткачества. Часто узорное ткачество при создании праздничных народных предметов очень красиво сочеталось с вышивкой и кружевом, в чем  народные мастерицы проявляли большой вкус, фантазию и чувство гармонии. Узорное ткачество  использовали не только для изготовления одежды, но и предметов домашнего обихода и праздничного оформления интерьера.

Кроме простого полотняного переплетения, ремизные ткани имели и разнообразные ритмически усложненные рельефные орнаменты: круги, пряники денежки. Выполняли их из белой, суровой и многоцветной пряжи. Это так называемая клетчатина, выделяется она светотеневой игрой рельефа.

Все основные виды русского узорного ткачества изготовляли на ручном деревянном станке.

В каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок. Неслучайно в связи с постоянной обработкой льна, конопли и шерсти получили развитие и такие промыслы, как изготовление резных и расписных прялок, нарядных веретен, трепал и т.д.

 

 

 Старинные станки - «санапрялки» «самопряхи», как называют их семейские, или самопрядки - в традиционном русском звучании. Это простейший прядильный станок, в котором при помощи колеса и несложного деревянного механизма овечью шерсть превращают в прочную теплую пряжу. Станки  как правило ярко  расписаны. Интересно, что «санапрялка» - станок немецкого образца, секретом изготовления которого староверы овладели еще в Польше, в свое время он был самым «продвинутым» прядильным станком на всей территории России.

При помощи ткацкого станка жители семейских сел до сих пор выплетают особые узорчатые ленты-пояса. Как и многие другие семейские вещи, ленты эти являются одновременно и предметом одежды, и произведением искусства.

Точеная раскрашенная самопряха, гребень и расписная прялка давались в приданое каждой девушке.

В сёлах по р Чикою. ткачество сохранялось до 30-х годов XX в. Там, вероятно, знали и культуру льна. Так, в "Статистическом обозрении Сибири" за 1854 г. говорится: "Льну производится в достаточном количестве по Чикою". Г. М. Осокин писал, что грубые холсты вырабатывают почти исключительно семейские. Думается, что он имел в виду население, жившее по Чикою. "Бараньи сукна - писал он.- в некоторых деревнях по Чикою и Хилку вырабатываются довольно порядочного качества, но в небольшом количестве, сами используют, на рынок не поступает". Семейские из Урлука, Альбитуя, Кочона, Красного Чикоя Читинской области до сих пор хорошо помнят домотканные холщовые рубахи и штаны суконные зипуны (они еще кое у кого есть); в бытовом обиходе до сих пор употребляются полотенца из тонкой холщовой ткани со строчеными концами, т е вышитыми красной нитью техникой набора. Узоры их с мотивом гребенчатого ромба сходны с узорами браных поясов из селений Бурятии.

 

 

 

© Национальная библиотека Республики Бурятия
г. Улан-Удэ, 2005-2008

 

e-mail автору проекта