CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Костюм

 

Костюм семейских Забайкалья

 

Мужская одежда

 

Женская одежда

 

Детская одежда

 

Верхняя одежда

 

Пояс

 

Обувь

 

Головной убор

 

Украшения

 

Прическа

 

Материалы и техника изготовления одежды

 

Комплексы костюма

 

Костюм в обрядовой жизни семейских

 

Учёные-исследователи о семейском костюме

 

Словарь "Элементы семейского костюма"

 

Библиография

 

База данных "Семейский костюм" тарбагатайской центральной районной библиотеки

 

 

КОСТЮМ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

 

Мужская одежда

Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Рубаха - косоворотка шилась долгой, со скошенным бочками и рукавами из дабы, далембы, праздничная - китайской чесучи красного, синего, зеленого и желтого   цветов. По-старинному шили ее голошейкой, т.е. без воротника, обшивая ворот и разрез шнурком и застегивая на  узелок, игравший роль пуговицы.  С начала XIX в. рубахи стали шить более короткими и с небольшим стоячим воротником. Шить рубаху с разрезом посередине  груди считалось "за грех". Холщевая рубашка без воротника, с разрезом с левой стороны и с "ластовкой" (вставка под мышками)низко подпоясывалась широким кушаком. В конце ХIХ века были распространены косоворотки со стоячим воротником, появились ситцевые рубахи; богатые носили шерстяные, плисовые и бурсовые рубахи. Рубаху носили на выпуск, подпоясывая  широким узорным поясом, реже - узким пояском или тесьмой. 

 

 

Пояса семейских отличались от поясов окружающего русского населения. Известны пояса широкие и узкие. Широкие оригинальные узорные пояса носили на территории современной Бурятии и в некоторых селениях  Читинской области.

Узкие пояса были суконные (т.е. шерстяные), из гаруса яркой расцветки  и  шелковые с узором – выбранные, в перебор. Их ткали на небольших кроснах - станочках, без берда, с одними ниченками, в которые протягивали нити основы. Пояса в 8-15 см шириною ткали в 40-50 парочек (парочка – 3 нити основы). Бывали пояса, вытканные в 85 парочек.  Основу большинства  геометрических узоров на поясах составляли ромбические фигуры, так называемые круги, шагаечка и пр.

Пояса были многоцветными, в 6-7 цветов. Фон разбивался на продольные цветные полосы, по которым располагался браный узор. Пояса (мужские –  более 2,5 метров) два раза обертывались вокруг талии. Мужчины носили пояс поверх рубахи, иногда тоже скалывая спереди или сбоку. Более короткие пояса назывались пряжки.  

Узкие мужские и женские пояски шириною до 2 см ткались на бердечке с браным узором – перебором. По фону пояска - землице - располагали несложные геометрические узоры - косые кресты, крючки и т д. Так же ткали оборки к ичагам.

Кушаки (шириною иногда до 45 см длиною 2,5 м), служившие для подпоясывания верхней одежды, были  шерстяные   с   цветными   продольными   полосами, общераспространенные в России, в том числе и в Сибири,  они часто делались из товару (ткани), были фабричного или кустарного производства.  

Штаны шили с широким шагом. Носили широкие штаны, шаровары, иногда цветные. Старинные шаровары собирались у поле: на шнуре: такое   устройство их у семейских сохранялось дольше, чем у  других русских, так как шить на пояске с застежкой (на пуговицу) тоже долгое время считалось грехом.  Шаровары шили обычно из дабы, далембы, для  праздника - из кашемира, а зажиточные крестьяне – из плиса.  Кроились шаровары с круглым  огузъем - четырехугольной вставкой между штанинами (калошами) или же с ластовицей - ромбовидной вставкой (перегнутой пополам).

На голову надевалась круглая войлочная или самодельная шерстяная шляпа. Старики носили колпаки. Были в моде шапки лисьи или бобровые с лентами на макушке. В конце ХIХ века появились "курашки" - картузы.

На ноги обували сапоги, унты, "боретки"  и ичиги. Самым популярным видом обуви были ичиги, которые шили из сыромятной или дубленой кожи со внутренним швом, а затем выворачивали. Голенища их были до колен и выше и перевязывались у щиколотки подвязками (тканой вязаной тесьмой или ремешками). Летом ичиги носили с портянками, зимой - с беспятными шерстяными носками. Зимой носили катанки и пимы, которые обували поверх унтов и ичигов.

 

 

Были распространены шубы из овчины, полушубки, тулупы. Доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды шилась из собачьего, коровьего или гураньего меха. В будни носили "шамели" - зипуны, сшитые из самодельного сукна, а по праздникам - "курмушки" плисовые, бекеши, борчатки.

На руки зимой надевали "варьги" - варежки из шерсти овечьей и коровьей, связанные одной иглой, а также обыкновенной вязки - пятью иголками. Иногда для крепости шерсть пряли совместно с пенькой.

 

 

 

© Национальная библиотека Республики Бурятия
г. Улан-Удэ, 2005-2008

 

e-mail автору проекта