CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Костюм

 

Костюм семейских Забайкалья

 

Мужская одежда

 

Женская одежда

 

Детская одежда

 

Верхняя одежда

 

Пояс

 

Обувь

 

Головной убор

 

Украшения

 

Прическа

 

Материалы и техника изготовления одежды

 

Комплексы костюма

 

Костюм в обрядовой жизни семейских

 

Учёные-исследователи о семейском костюме

 

Словарь "Элементы семейского костюма"

 

Библиография

 

База данных "Семейский костюм" тарбагатайской центральной районной библиотеки

 

 

КОСТЮМ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

 

 

Головной убор

 

Мужской головной убор

 

Старинными мужскими головными уборами были валяные из овечьей шерсти колпаки, а также шляпы с широкими полями, катанные из верблюжьей шерсти, привозившейся из Монголии.

 

 

Зимой носили меховые шапки - овчинные, волчьи, заячьи, а наиболее зажиточные семейские в праздники надевали лисьи шапки. В Большом Куналее старики вспоминают и о старинных шапках с квадратным плисовым верхом. 

Охотничьи шапки были того же типа, что и в Приангарье. Круглую шапку - татарку - носили не все, многие считали её ношение "грехом".

 

 

Головной убор замужней женщины

 

Головной убор замужней женщины был сложным. На голову надевалась кичка, сшитая из стеганой материи, имеющая возвышение рожок. Сзади кички прикреплялся сшитый из позумента "назатыльник" или "подзатыльник", а спереди кокошник, украшенный бисером, "кучерями" из перьев селезня. Кичка покрывалась шалью из простой материи, а в праздник - из атласа или кашемира. Шаль завязывалась углом, концы его перекручивались спереди и прятались сбоку, а два других падали на шею. Спереди кичку молодухи украшали цветами, брошками и крашеными перьями. Сверху надевали косынки, платки, шали, полушалки.

 

 

Кичка (или кича) в Красночикойском районе Читинской области (начиная от Урлука и далее на восток) делалась с полукруглым более широким очельем. Соответственно кичке и кокошник был с более широким передком, немного наклонный вперед.

Кичка в семейских селах Бурятии, а также в с. Харауз Читинской области одного типа - в форме небольшого копытца. Кичка по очелью украшалась пояской - полоской ткани с поднизью из бисера и селезневыми перышками (они назывались кучери).   Без кички замужняя женщина не только не могла показаться "на люди", но "ее бы из избы выгнали".

Так называемые смеретные кички из сёл Тарбагатая, Большого Куналея и Бичуры имеют ту же подковообразную форму, что и чикойские кички. Для этих кичек шили не кокошник, а сорочку (сороку) из холста или покупной ткани.

Кокошник, составлявший праздничный убор, надевался поверх кички, соответствуя ей по форме. Шили его с небольшим закругленным очельем. Кокошник богато украшали, его сплошь покрывали узором из серебряной или золотой нити или вышивали, оставляя просветы фона. Делали их особые мастерицы.  Поверх кокошника повязывался шелковый платок - атлас - или тонкая кашемировая шаль, причем так чтобы было видно расшитое дно кокошника.  

Позатыльник подвязывали сзади на кичку под кокошник. Шили его из бархата, парчи, шелка, украшали позументами или вышивали золотой нитью.  

В обычные дни ходили семейские женщины в одной кичке, повязывая поверх нее шаль или платок.  

Способ повязывания платков был разный: в семейских селах  Бурятии тонкая большая шаль (или атлас) повязывалась по кичке в виде чалмы. Нередко, дополнительно для тепла надевали платок по подбородку, завязывая концы на затылке.  

 В Читинской области ( сёла Урлук, Кочон, Красный Чикой, Новосалия и др.) повязывали небольшой сложенный платок по очелью кокошника.  

Необходимо упомянуть и о своеобразном женском семейском головном уборе, хранящемся в  Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. Он сделан целиком из шкурки селезня. Черты сходства древних русских головных уборов с птицей отмечались много раз в этнографической литературе. Возможно, что убор из музея - не случайное явление, а пережиток какого-то древнего, имевшего особое назначение, убора.  

 

 

Головной убор девушки

 

Головной убор девушки состоял из платка, завязанного концами назад. В праздники, идя в молельный дом, на голову надевали повязки с бисерными кистями. Обыкновенно они надевались на "гумажку" - картон, вырезанный в виде кокошника и обернутый шалью, концы которой опускались на спину, а верх головы оставался открытым. Иногда девушки набрасывали шаль на спину. Получался красивый убор, напоминающий грузинский. В таком уборе девушки ходили гулять на Троицу, на Рождество, Новый год, Крещенье и другие большие праздники. Был он и головным убором невесты.

 

 

На лоб спускались бисерные поднизи: в Новых Ключах под бурсовый платок (из бурса) девушки надевали пояску с поднизью из корольков. Головную девичью повязку с рясами - бисерной поднизью - видел П. А. Ровинский в 70-х годах XIX в., а Ю. Д. Талько-Грынцевич отметил бытование повязки с жемчужными привесками в 90-х годах XIX в. на юге Бурятии.

Поднизи, ряски в девичьих уборах исчезли к началу XX в.

 

 

 

© Национальная библиотека Республики Бурятия
г. Улан-Удэ, 2005-2008

 

e-mail автору проекта