CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Костюм

 

Костюм семейских Забайкалья

 

Мужская одежда

 

Женская одежда

 

Детская одежда

 

Верхняя одежда

 

Пояс

 

Обувь

 

Головной убор

 

Украшения

 

Прическа

 

Материалы и техника изготовления одежды

 

Комплексы костюма

 

Костюм в обрядовой жизни семейских

 

Учёные-исследователи о семейском костюме

 

Словарь "Элементы семейского костюма"

 

Библиография

 

База данных "Семейский костюм" тарбагатайской центральной районной библиотеки

 

 

КОСТЮМ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

 

 

Комплексы костюма

 

Одежда семейских представляла своеобразный вариант русского национального костюма, отличный по ряду деталей от одежды сибиряков и сходный с одеждой других двух старообрядческих групп, поселившихся на Алтае. Наиболее существенным отличием семейского комплекса являются женские головные уборы и прямой сарафан (ранее косоклинный), который не встречался у старожилов Восточной Сибири.

По некоторым деталям (главным образом женского костюма) выделяются две подгруппы семейских:

  1. Живущие в Тарбагатае, Мухоршибири, Бичуре Республике Бурятия и с. Хараус Читинской области.
    Особые детали костюма следующие: ношение небольшой лодкообразной кички, "атласа", обилие украшений из бус, своеобразный узор пояса.
  2. Живущие по р.Чикою в селах Урлук, Альбитуй, Архангельское, Красный Чикой и др.
    Особые детали костюма: кичка и кокошник отличаются более полуокруглым очельем, иным способом повязки, вместо узорных поясов у женщин - "опояска" из ткани, плетенный "суконник" - пояс, вшитый в запан, украшения "земчуг" и т.д.

В местах позднего расселения семейских на востоке региона (по рекам Ингоде и Шилке), различия в деталях зависят от того, откуда происходит та или иная группа. Так, например, выходцы из с.Большой Куналей, переселившиеся в начале ХХ века на реку Шилку, перенесли туда и свой костюм. В села Старые и Новые Ключи, Дешулан, Новоселье Улетовского района Читинской области, семейские (переселившиеся туда из Красного Чикоя) принесли с собой и костюм, сходный в деталях с одеждой красночикойских женщин.

 

 

Отдельные детали, различающие одежду двух подгрупп семейских, возможно, восходят к разным этническим компонентам, но играли здесь роль и социально-экономические условия, содействовавшие раннему исчезновению тканей домашнего изготовления и широкому распространению покупных тканей у семейских Бурятии, а также сохранению домашнего ткачества по Чикою, что отразилось на орнаментации тканей, характере верхней одежды и т.д.

Особенности заключались еще и в том, что в селениях Бурятии и в некоторых прилегающих районах резче проявлялись различия с одеждой сибиряков, чем в селах по р. Чикою, где разница в одежде между семейскими и сибиряками значительно сгладилась. 

В с.Урлук, например,  семейские женщины и сибирячки носили одинаковые рубашки с "перелинкой" (старый тип с прямыми поликами), сарафаны прямые на лямках, но с "блюзой" - более широкой верхней обшивкой, чем обычно (получился переходный тип от прямого лямочного сарафана к сарафану с лифом "тальей"). Сукманные запаны, пояса из тканей носили и те и другие. Разница была лишь в головных уборах: у семейских кичка с кокошником, у сибиряков - повойник. 

Различие в деталях одежды однако не мешает видеть большое единство семейского комплекса (от Байкала до Амура), сложного по своему происхождению. Косоклинный и прямой сарафан, рубаха с прямыми поликами и туникообразная рубаха (в качестве "смеретной")- комплекс севера или средневеликорусский. Копытообразные кички в соединении с сорокой северного типа, а также комплекс - кичка, позатыльник, кокошник - очень близки к русским северо-восточным головным уборам.

Ряд черт в семейском костюме сближает его с одеждой населения юго-западных областей России: запонки в качестве застежек рубахи, названия частей женской рубахи ("чехлик" и "стан"), широкое распространение янтарных бус, способ повязки "атласа" и второго дополнительного платка под подбородком, напоминающие способы завязывания украинских и белорусских намиток, а также повязку платков русскими, живущими в бассейне р.Дон.

К южновеликорусским чертам следует отнести украшения из птичьих перьев, наличие бисерных украшений: девичий косник "кись", гайтан из бисера, налобная бисерная "пояска".

Однако не всегда эти элементы можно рассматривать только как южновеликорусские. Они частично бытовали и в средней полосе; возможно также, что некоторые из них в пору формирования семейского костюма (кон. XVII - нач. XVIII вв.) были распространены гораздо дальше к северу.

 Южновеликорусское происхождение семейских гораздо сильнее сказалось в яркости подбиравшихся для костюма тканей, в обилии нагрудных украшений (дутые бусы несомненно являются заместителями более старых украшений), в любви к узорочью, которое в новых условиях приобрело своеобразные формы. Яркость и красочность семейского "обряда", как бы противоречащие строгости старообрядческих установлений и суровости забайкальской природы, можно объяснить традицией. "Южной" традицией также является и любовь к украшениям живыми цветами (иногда искусственными) головных уборов и платья.   

 

    

Мужской комплекс костюма смешанный: рубаха чисто великорусская, а штаны украинско-белорусского типа. Шапки с четырехугольным дном и колпаки  также роднят семейских с населением западных и юго-западных областей.

 Некоторые виды одежды или отдельные части ее были заимствованы семейскими у сибиряков. Особенно сильно эти влияния сказались на охотничьей одежде  (шапки меховые, кожаные штаны и др.), на обуви (целиком воспринятой от сибиряков), на верхней одежде (курма, куртик, доха и др.)     

Сравнение одежды семейских  с  одеждой  двух других групп старообрядцев, живущих на Алтае (бухтарминцев и так называемых "поляков", выселившихся, как и семейские, из западнорусских областей - "Польши"), показывает ее большое сходство.

Особенно  близки  женские головные уборы, сходные у всех трех групп. 

На формирование единого комплекса одежды у разных по языку и происхождению групп старообрядцев известное влияние оказало, по-видимому, законодательство Петра I, ограничившее старообрядцев и регламентировавшие ношение ими определенного, отличного от других, платья. Указы такого рода несомненно содействовали унификации одежды разных по происхождению старообрядческих групп. В частности, среди "польских" старообрядцев (Ветки и Стародубья) возобладал северный комплекс одежды, поскольку в их составе выходцы с северо-востока страны играли, видимо, не последнюю роль.

 

 

 

© Национальная библиотека Республики Бурятия
г. Улан-Удэ, 2005-2008

 

e-mail автору проекта