CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Костюм

 

Костюм семейских Забайкалья

 

Мужская одежда

 

Женская одежда

 

Детская одежда

 

Верхняя одежда

 

Пояс

 

Обувь

 

Головной убор

 

Украшения

 

Прическа

 

Материалы и техника изготовления одежды

 

Комплексы костюма

 

Костюм в обрядовой жизни семейских

 

Учёные-исследователи о семейском костюме

 

Словарь "Элементы семейского костюма"

 

Библиография

 

База данных "Семейский костюм" тарбагатайской центральной районной библиотеки

 

 

КОСТЮМ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

 

 

 

Cтарообрядцы — семейские — своеобразная группа русских, широко расселившаяся по Забайкалью от Селенги до Амура. Переселившись за Байкал более двухсот лет назад, семейские принесли с собой и отчасти сохранили до сих пор быт и одежду, которые несомненно имеют этнографическую общность с материальной культурой центральных русских и северорусских областей.

 

 

У семейских в силу приверженности старине и религиозных воззрений очень долго сохранялись старинные формы национальной одежды. Одежда семейских представляла своеобразный вариант русского национального костюма, отличный по ряду деталей от одежды сибиряков и сходный с одеждой других двух старообрядческих групп, поселившихся на Алтае. Наиболее существенным отличием семейского комплекса являются женские головные уборы и прямой сарафан (ранее косоклинный), который не встречался у старожилов Восточной Сибири.

Одежда семейских приняла свой окончательный вид в конце XVII - начале XVIII вв., когда староверы проживали в Польше. Она включала в себя не только северо-великорусские особенности наряда (прямой сарафан в шесть полос и кичку), но и некоторые элементы польского, белорусского, украинского костюмов (гачи, шаровары, ношение корольков, различные способы повязывания платков). Имелись в ней и южно-великорусские черты одежды: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, "дутые" бусы, яркость тканей, украшения цветами (живыми и искусственными) и птичьими перьями.   

Отличительной особенностью семейских, главным образом  женщин, является яркая красочная одежда. В ней нашло свое  выражение  стремление  народа  к  красоте, яркости, сочности  и  свежести  цвета. В  костюме   семейской  женщины нашла  отражение красота  окружающей  русской   природы: багрянец  осеннего  леса, веселый  ситец  лугов, золото  щедрого  солнца и ржаных  полей, белизна  берез, синева  неба. 

 

 

Наряд семейской женщины  в праздничные дни состоял из рубашки с прямыми полами, цветными рукавами, поверх которой надевался яркий цветной, отделанный лентами сарафан на "проймах" (лямках). В будничные дни носили темный одноцветный сарафан, без лент или с лентами, пришитыми в два или три ряда почти у самого низа. Ленты были яркими и обязательно отличались по цвету от сарафана. Для крепости "добрый", т.е. из дорогой материи, сарафан с изнанки подшивался другим материалом. У сарафанов для повседневной носки из изнанки подшивался только подол шириной в 35см. В старину носили косоклинные сарафаны, затем стали носить прямые.  

Под сарафан надевали рубаху, которая шилась из разноцветной фабричной ткани, пришивалась "станушка" (низ) из грубой материи (иногда домотканой). 

Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс, тканый в старину из шерсти, позже - из шелковых или бумажных ниток, . Пояса были красиво отделаны геометрическими фигурами из разноцветных ниток. Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок, наперсток и т.д.  

Поверх сарафана спереди на шею надевался  цветастый "запон" - фартук с грудкой, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии ленточками или шнурками.  

На шею на гайтане (шнурке или тесемке)вешали медный восьмиконечный крестик и прятали его под одежду. 

 Грудь у женщин, особенно в праздники, была украшена бусами - "янтарями", которые очень ценились.   

Верхней одеждой служил халат, надевавшийся на накидку, рукава же свисали сзади. Зимой также носили меховые шубки и плисовые бекеши. На службы в церковь надевали длинные халаты. Халат покороче служил для дома. Позже стали носить "курмушки" - подобие жакета с клиньями.  

Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием кичек.

 

 

Комплект мужской одежды у семейских смешанный: рубаха косоворотка   чисто великорусская, а штаны - украинско-белорусского типа.  

Холщевая рубашка без воротника, с разрезом с левой стороны и с "ластовкой" (вставка под мышками) низко подпоясывалась широким кушаком. В конце ХIХ в. были распространены косоворотки со стоячим воротником, появились ситцевые рубахи; богатые носили шерстяные, плисовые и бурсовые рубахи.  

Штаны носили широкие  (шаровары), иногда цветные. На голову надевалась круглая войлочная или самодельная шерстяная шляпа. Старики носили колпаки. Были в моде шапки лисьи или бобровые с лентами на макушке. В конце ХIХ в. появились "курашки" - картузы.  

На ноги обували сапоги, унты, "боретки", ичиги, пимы, катанки. Самым популярным видом обуви были ичиги, которые шили из сыромятной или дубленой кожи со внутренним швом, а затем выворачивали. Голенища их были до колен и выше и перевязывались у щиколотки подвязками (тканой вязаной тесьмой или ремешками). Летом ичиги носили с портянками, зимой - с беспятными шерстяными носками.   

Были распространены шубы из овчины, полушубки, тулупы. Доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды, шилась из собачьего или, гураньего меха. В будни носили "шамели" - зипуны, сшитые из самодельного сукна, а по праздникам - плисовые"курмушки" , бекеши, борчатки.  

На руки зимой надевали "варьги" - варежки из шерсти овечьей и коровьей, связанные одной иглой, а также обыкновенной вязки - пятью иголками. Иногда для крепости шерсть пряли совместно с пенькой.  

У семейских более, чем у других, нашли применение китайские ткани даба, далемба, шелка - бурс, канфа, чесуча и др. И если в Приангарье в конце XIX в. шелковье вышло из моды и его распродавали и жертвовали в церковь, то в Забайкалье старинные шелковые ткани использовались для праздничной одежды и после Октябрьской революции. Бумажные ткани, шелковые платки - атласы и тонкие шерстяные кашемировые шали - изделия русских фабрик - также находили здесь широкий сбыт.  

Некоторые виды одежды были заимствованы семейскими у сибиряков и бурят. К заимствованиям относятся верхняя одежда (доха, курма), обувь (ичиги, унты, пимы) и меховые шапки. Отдельные виды одежды, в основном рабочей, изготовлялись из домашней ткани: дамба, далемба, бязь, разные шелка (канфа, кашемир, атлас, репс).  

Одежда сторожилов сибиряков подверглась сильному городскому влиянию; переселенцы также воспринимали городские моды. Исключение составляли семейские, не знавшие городских форм одежды второй половины XIX - началаXX вв. Наряду с новшествами в одежде сохранялись некоторые архаические покрои, исчезнувшие в Европейской части  России. Это в первую очередь относится к мужской рубашке с прямым разрезом, которая в Европейской части России была повсюду вытеснена косовороткой, и к верхней одежде, сохранявшей в Сибири покрой однобортного прямоспинного халата, характерного для древнерусской верхней одежды.  

Особенность семейских женщин, по сравнению с другими состояла в том, что они переходили от старинного костюма к современным формам, минуя стадию городского костюма конца  XIX-начала XX вв.; и многие из оригинальных черт своей одежды переносили в новый костюм. Новшество   вносилось и в некоторые старые костюмы (например, сарафаны стали шить короче, не до щиколоток, а чуть ниже колен; на сарафанах, как и на запанах, пришивалось 2-3 ленты).    

Развитие одежды у семейских после революции шло иным путем, чем у сибиряков: присущий им консерватизм, обусловленный старообрядчеством, отражался и в одежде, особенно женской. Лишь в конце 1920-начале 1930-х гг. немногие активистки заменили кичку платком, повязанным концами назад и стали переходить к одежде городского покроя.  

Старинную одежду семейские носили вплоть до середины  ХХ в. До сих пор  у многих женщин в заветном сундуке лежит семейский подлинный костюм, украшенный яркими лентами, поясами, кистями и бусами.

 

 

 

© Национальная библиотека Республики Бурятия
г. Улан-Удэ, 2005-2008

 

e-mail автору проекта

 

НОВОЕ:

 

24 июля - представляем наш совместный проект с Национальной библиотекой Республики Бурятия и Тарбагатайской центральной районной библиотекой - Костюм семейских Забайкалья

 

20 июня - новости за Апрель - Июнь

 

17 июня - в "Науке" статья из сборника "Русские в Бурятии" Забайкальские старообрядцы ("семейские")

 

12 июня - в "Науке" статья Казанцевой Т. "О пенин староверов-семейских"