CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Храм

 

г. Улан-Удэ (Бурятия)

 

Москва. Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы Покровско-Успенской общины (Малый Гавриков переулок, 29)

 

Москва. Собор Покрова Пресвятыя Богородицы

 

Бийск (Алтайский край)

 

г. Екатеринбург

 

г. Миасс Челябинская область

 

п. Шамары Свердловская область

 

Строительство Храма во имя иконы Богородицы "Всем скорбящим Радость"

 

Церковь во имя святителя Афанасия Великого

 

Строительство часовни-памятника

 

Примите участие в благом деле

 

 

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Покровско-Успенской общины

(г. Москва, Малый Гавриков переулок, 29)

 

 

 

Согласно данным С.Т. Жукова, Покровский старообрядческий молельный дом ("Шибаевская моленная") существовал с 1784 года (по другим данным - с 1790 г.) в жилом доме Шибаевых (или Шебаевых). До 1877 г. храм принадлежал С. И. Шибаеву, позже - его брату Ивану Ивановичу Шибаеву, одному из попечителей Рогожского кладбища, который 15 сентября 1878 года передал храм обществу. В 1901 году владельцами дома числились Тимофей Иванович Назаров, Петр Осипович Трегубов, Федр Семенович Рахманов и Павел Васильевич Федотов. До 1865 года в храме не было постоянного священника. С 1865 года до 1877 г. священник о. Федор, с 1877 до 1890 г. - Григорий Иванович Виноградов, с 31 января 1890 г. - Варфоломей Филиповия Шаголин. В 1903 г. второй священник - Евфимий Александрович Юдин. Молитвенный дом был закрыт после постройки нового храма.

 

«В 1908 г. 78 лет отроду скончался Иван Иванович Шибаев, из старинного московского купеческого рода. В течение 40 лет он был главнейшим представителем старообрядцев, приемлющих Белокриницкое священство. Несмотря на запрещения и полицейские препятствия, он сумел поддержать и заново отремонтировать рогожские здания и храмы, произвел новые капитальные постройки, увеличил штат духовенства и число призреваемых. Он пользовался доверием и получил от Бутикова и Солдатенкова неограниченные средства. Два года томился в Петропавловской крепости. У себя дома, на Немецком рынке, содержал богатейшую моленную, теперь поступившую в собственность Покровско-Успенской общины, созидающей ныне здесь великолепный храм. Собрал большую библиотеку» (1).

 

Из 5 представленных проектов нового храма (П.А. Толстых и Л.И. Лазовского, И.С. Кузнецова, И.Е. Бондаренко и Л.Н. Кекущева) члены общины выбрали проект Бондаренко. Храм заложен 14 июня 1909 года. Построен на средства членов общины. Звон пожертвован Ф.Е. Морозовой.


«Храм построен в 1911 г. архитектором И.Е.Бондаренко, двухэтажный. Нижний на 300 человек для будничных служб, верхний на 1000 для праздников. Своды железобетонные. Интересен купол в конструктивном отношении: стены его из двух железобетонных плит с прослойкой воздуха опираются на кольцо железной фермы крыши. Глава купола тоже железобетонная, покрыта золоченой майоликовой черепицей. Такой же черепицей покрыт восьмигранный шатер колокольни. Верхний храм богато убран. Очень интересны орнаментальные мотивы бронзового иконостаса и бронзовой золоченой утвари, особенно паникадило. Клиросы, киоты, лампады, плащаница - всё это выдержано в русском стиле. Стоимость храма 140 000 рублей" (2).


«Внутри были иконы XV — XVII в.в." (7).

 

«Храм освящен 11 декабря 1911 г." (3). Верхняя церковь была во имя Покрова, нижняя — Успения.


«К числу архитекторов, посвятивших себя в основном проектированию храмов, относится Илья Евграфович Бондаренко. Постройки его (храмы в Токмаковом пер. и на Малой Андроньевской улице перестроены; в Гавриковом пер. 1908—1912 гг.) обладают неповторимым своеобразием. Он стилизует по преимуществу формы новгородско-псковского зодчества, но трактует их очень вольно. Подчеркнутой плавностью и богатой платикой форм, их экспрессивной выразительностью Бондаренко напоминает двух мастеров модерна - А. Гауди и Ф.О. Шехтеля. Он вводит в употребление прием, который хотелось бы определить как "двойную стилизацию". На реальном теле храма "рисуется" ещё один, на стене колокольни обрамление надвратного образа также напоминает храм, благодаря чему богатство ритмов в его сооружениях приобретает особенную изощренность (6). Напомним также, что под редакцией И.Е. Бондаренко вышло издание "Архитектурные памятники Москвы": Вып.1. Александровская эпоха. М., 1904. Вып. 2-3. Эпоха Барокко. М., 1905.

 

" С собирания древнерусской живописи для новых старообрядческих церквей начал и С.П. Рябушинский: он украсил, например, древними иконами храм Покровско-Успенской старообрядческой общины, построенный в 1911 г. в гавриковом переулке в Москве" (8).

 

Дату его закрытия можно косвенно вывести из того же каталога Третьяковской галереи (8), где сообщается, что "деисусный чин этого храма в 1931 г. поступил в ГТГ."

 

Согласно описанию, ныне в ГТГ, кроме чина новгородской школы первой половины XV в. из 9 икон, хранится также иконы "Рождество Христово" второй половины XVI в. новгородской школы, поступившая из ц. Покровско-Успенской старообрядческой общины в Гавриковом пер. первоначально в фонд МОНО (Московского отдела народного образования), а оттуда уже в 1933 г. - в ГТГ (8).

 

С 1966 г. помещения храма занимал дом физкультуры общества "Спартак". Кресты сбиты, позолота с куполов стерлась. Звоны колокольни заделаны, колокола исчезли. Внутри всё переоборудовано. Фигурные ворота по переулку сломаны, но сохранилась чугунная решетка и ограда. Здание дало трещину. И несмотря на всё это, оно производит впечатление. С начала 1980-х гг. район вокруг Немецкого рынка и Бакунинской улицы - бывший "Кукуй" - деятельно разрушается. Здесь намеревались продлить так называемое "третье" кольцо - автомобильную дорогу внутри Москвы, проходящую примерно по старому Камер-Коллежскому валу. Из-за этого возникла угроза сноса (!) ц. Покровско-Успенской общины, несомненно выдающегося архитектурного памятника.

 

В 1990 г. внутри храма был все тот же "зал физической культуры", но теперь уже принадлежащий Мосгорсовету ВДФСО профсоюзов.

 

Здание церкви поставлено на государственную охрану решением Президиума Моссовета от 30 июля 1992 г. № 84,

 

В 1995 г. храм находится в процессе возвращения исконным владельцам. Не известно, уцелели ли под штукатуркой росписи мастерской Я.А. Богатенко.

 

В 2000 году по этому адресу Дом физкультуры "Спартак". К 2004 г. Московской старообрядческой митрополией подготовлено обращение к городским властям о возвращении храма старообрядцам.

 

В настоящее время храмом так и владеет московская федерация профсоюзов. Старообрядцы ищут пути взаимодействия по вопросу передачи здания храма - созданной общине.

 

Считаем своим долгом бороться за возвращение Дома Божьего - Богу , и святое место сделать местом молитвы. Просим молитвенной поддержки у православных христиан. С НАМИ БОГ!

 

С общиной Покрово-Успенского храма, что на Гавриковом переулке можно связаться по адресам - dkarakash@mail.ru и semeyskie@yandex.ru

 

Литература

1. Старообрядческий календарь на 1910 г.

2. Путеводитель Машкова. С. 195-201: ил.

3. Список Бахима. № 494.

4. Искры. 1911. № 49. С. 386 (фоторепортаж об освяшении храма).

5. Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. I. С. 251.

6. Москва. Памятники архитектуры 1830 - 1910-х гг. М., 1977. С. 92.

7. Рукопись Александровского. № 1032.

8. Антонова В.И. Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т.1. С.22, 115; Т.2. С. 35.

9. Московский архитектурный мир. М. , 1912. Вып. 1. С.56; М., 1913. Вып. 2. С.75 (есть план).

 

Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. В 4 томах. Том 4. Окраины Москвы. Инославие. Издательства: АСТ, Астрель, 2005 г.



 

e-mail автору проекта