CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

История

 

Иеромонах Никита (Добронравов) "Старообрядцы Дальнего Востока в Китае. 1917-1958 гг."

 

В. В. Вяткин "Между Церковью и государством"

 

Г. П. Михайлов "Староверы, как колонизаторы Уссурийского края"

 

"Домовая роспись у семейских Забайкалья"

 

"Материалы по прославлению подвижников Церкви Христовой к освященному Собору 2009 года "

 

"10-летие освящения кафедерального собора во имя Рожества Пресвятыя Богородицы"

 

С. А. Белобородов "Австрийцы" на Урале и в Западной Сибири" (из истории РПСЦ)

 

С. Е. Деев "Правопре-емственность в старообрядческой белокриницкой иерархии"

 

Кирилл Товбин "Церковно-государственные отношения при Петре I "

 

Максим Гусев "Помедли, путник, Христа ради..."

 

Максим Гусев "Лестовка, подручник и книга..."

 

Максим Гусев "Как много дум наводит он..."

 

Галина Чебунина "Горсточку русских сослали..."

 

Краткая история об основании старообрядческого святительского престола

 

Очерки истории Рогожского кладбища в Москве

 

Ирина Будкина "Духовный капитал купцов Мальцевых"

 

Г.А. Мариничева "Хоры рогожского кладбища"

 

Владимир Богданов "Старообрядческое купечество"

 

Религиозный и политический идеал старообрядцев в трудах Ф.Е. Мельникова

 

О Феодоре дияконе московского собору

 

Глеб Чистяков "Русская Православная Старообрядческая Церковь"

 

320-летие мученической кончины священномученика и исповедника Аввакума

 

Мученический венец епископа Рафаила

 

Слово об исповеднике Мефодие, епископе Томском

 

Житие святаго священномученика и исповедника Павла, еписопа Коломенского

 

Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол

 

Старообрядческая община г. Улан-Удэ

 

Преосвященный Афанасий, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока

 

Мученический венец епископа Рафаила.  

 

Христианам-старообрядцам, приемлющим Белокриницкую иерархию еще предстоит много сделать для того, чтобы собрать, исследовать и оценить то неописуемое богатство Церкви Христовой, которое даровал нам Христос во времена лютых гонений безбожной власти в ХХ веке. Сонмы известных и неизвестных мучеников и исповедников вновь просеяли на земле Русской. И наш священный долг заключается в том,   чтобы не забывать в молитвах земных тех, кто не Небесах молитвами своими не забывает нас, тех, кто положил немало трудов и самою жизнь свою ради нас с вами, ныне живущих в Церкви Христовой.

Одним из святителей Старообрядческой Церкви Христовой, удостоенным от Господа мученического венца является преосвященный Рафаил (Воропаев), епископ Харьковский и Киевский и временно Одесский, служивший Древлеправославной Церкви Христовой в первой трети ХХ века. Родился будущий святитель Церкви в 1872 году в селе Ново-Николаевка Харьковской области в семье потомственного христианина-старообрядцы Александра Воропаева. Уже с юных лет первенец семьи Воропаевых обратил на себя внимание своим прилежанием к молитве. Когда юноша возмужал, духовный отец Романа настоятель Ново-Николаевского прихода, духовно узрел в ревностном христианине будущего служителя Церкви.

Иерей подозвал Александра отца Романа и сказал ему:

- Александр, твоего сына Романа будем готовить во священство.

- Нет, - ответил тот. – Я уже стар, а хозяйство большое, сын Роман у меня старший, должен вести хозяйство.

- Александр! – настаивал иерей, - Перст Господень указал на твоего сына. Если не дашь согласия, я отлучу тебя от Церкви.

Так Александр Воропаев (впоследствии инок-схимник Авраамий) дал свое  согласие. А Роман стал на путь служения Богу в сане священноиерея.

В трудах и в попечении о пастве прошли годы. В 1920 году жена отца Романа умирает, оставив ему шестерых детей, младшему из которых едва исполнилось три года. В 1921 году отец Роман принимает иноческий постриг с наречением имени Рафаил. В этом же году его рукополагают в епископы и назначают архиереем Киевско-Винницкой епархии. Владыка много сил полагает на восстановление и укрепление разрушенной революцией 17 года и гражданской войной епархии. Участвует в работе Освященных Соборов 1925, 1926, 1927 годов на Рогожском кладбище в Москве. В 1925 году Освященным Собором ему было поручено управление вдовствующей Одесской епархией.

Кроткий, скромный, милосердный, он учил свою паству: "Если вам плохо, посмотрите на тех, кому еще хуже, и вам станет легче". Любящих осуждать, вразумлял: "Вы видите, как человек грешит, но не видите, как он кается". Ярким, но не долгим оказалось служение епископа Рафаила.

Волна репрессий не могла пройти мимо ставшего известным деятеля Церкви. В 1937 году владыку Рафаила, которому в то время было уже 65 лет от роду, арестовали. Все, что нашли при аресте и обысках для обвинения – листок с записью духовного стиха и покаянную молитву. "Господи, помилуй! Господи, прости! Помоги мне, Боже, крест свой донести…", - читали в изъятых листках члены тройки революционного трибунала, и относили сии слова к "вещественным доказательствам в проведении контрреволюционной деятельности". Видимо, слуга Божий не понял, как может покаянная молитва относиться к контрреволюционной деятельности, и на все вопросы следователя отвечал: "Виновным себя не признаю".

Произвели очную ставку с тем, кто донес на старца. Тот показал: "Во время службы в церкви поп сказал о том, чтобы прихожане были организованны и отстаивали свою церковь. Что Сталин издал Конституцию, которая ничего не дает кроме дальнейшего закабаления трудящихся, и по этой Конституции отберут все церкви и церковное имущество". Другой свидетель утверждал, якобы слышал на базаре, как поп говорил, что советская власть взялась за уничтожение лучших людей. Пророчествовал приход Гитлера на Украину и гибель Советского Союза. По церковному учению избрание в епископы осуществляется не по воле людской, а по воле Божией.

8 октября 1937 г. владыку Рафаила допрашивали, 9-го было оглашено обвинение "Воропаев Рафаил Александрович, 1872 года рождения, уроженец села Ново-Николаевка Харьковской области, житель г.Черкассы, епископ, обвиняется в том, что он проводил среди населения контрагитацию, направленную на подрыв мероприятий партии и правительства, организовывал верующих отстаивать существование церквей. Восхвалял фашистский строй в Германии. Высказывал сожаление по поводу расстрела фашистских шпионов Тухачевского, Якира и др. Проявлял террористические тенденции по адресу вождя партии". Постановили : Воропаева Р.А. приговорить к расстрелу.

"Господи, помилуй! Господи, прости! – шептал святитель в свою последнюю молитву, - помоги мне, Боже, крест свой донести". Этой молитвой молился он и за своих обвинителей. И за нас всех. Не отступился от Церкви Христовой, от древнего благочестия.

Безвинно пострадал за веру, душу свою положив за други своя.

24 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение.

Через 30 лет дочь владыки обратилась в органы: "Меня беспокоит степень и характер его вины перед Родиной и народом". Ей пришло лживое сообщение, что ее отец умер в марте 1941 года. Прошло еще время, повернулось колесо истории, и то, что было тайным, стало явным. Теперь дочери сообщали о том, что дело ее отца будет пересмотрено. Нашли тех, чьи фамилии указывались "свидетелями" в обвинительных документах. Но оказалось, что данные лица епископа не знали, никогда не свидетельствовали против него, и как случилось, что их подписи стоят в протоколах 1937 года, объяснить не могут. Дополнительные проверки подтвердили, что помазанник Божий был осужден подложно и безосновательно. 23 октября 1963 года решением Облсуда епископ Рафаил (Воропаев) реабилитирован.

День ангела епископа Рафаила - 14 октября, в день Покрова Пресвятыя Богородицы, а день его мученической кончины - 24 октября.

 

 

e-mail автору проекта