CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

История

 

Иеромонах Никита (Добронравов) "Старообрядцы Дальнего Востока в Китае. 1917-1958 гг."

 

В. В. Вяткин "Между Церковью и государством"

 

Г. П. Михайлов "Староверы, как колонизаторы Уссурийского края"

 

"Домовая роспись у семейских Забайкалья"

 

"Материалы по прославлению подвижников Церкви Христовой к освященному Собору 2009 года "

 

"10-летие освящения кафедерального собора во имя Рожества Пресвятыя Богородицы"

 

С. А. Белобородов "Австрийцы" на Урале и в Западной Сибири" (из истории РПСЦ)

 

С. Е. Деев "Правопре-емственность в старообрядческой белокриницкой иерархии"

 

Кирилл Товбин "Церковно-государственные отношения при Петре I "

 

Максим Гусев "Помедли, путник, Христа ради..."

 

Максим Гусев "Лестовка, подручник и книга..."

 

Максим Гусев "Как много дум наводит он..."

 

Галина Чебунина "Горсточку русских сослали..."

 

Краткая история об основании старообрядческого святительского престола

 

Очерки истории Рогожского кладбища в Москве

 

Ирина Будкина "Духовный капитал купцов Мальцевых"

 

Г.А. Мариничева "Хоры рогожского кладбища"

 

Владимир Богданов "Старообрядческое купечество"

 

Религиозный и политический идеал старообрядцев в трудах Ф.Е. Мельникова

 

О Феодоре дияконе московского собору

 

Глеб Чистяков "Русская Православная Старообрядческая Церковь"

 

320-летие мученической кончины священномученика и исповедника Аввакума

 

Мученический венец епископа Рафаила

 

Слово об исповеднике Мефодие, епископе Томском

 

Житие святаго священномученика и исповедника Павла, еписопа Коломенского

 

Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол

 

Старообрядческая община г. Улан-Удэ

 

Преосвященный Афанасий, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока

 

Слово об исповеднике Мефодие, епископе Томском

 

ОТ РЕДАКЦИИ: Предлагаемый ниже материал составлен на основании документальных данных, предоставленных преосвященным епископом Силуяном издательской группе «Златоуст» (г. Улан-Удэ).

 

На старообрядческом кладбище в селе Павловск, близ города Якутска стоит каменная надгробная плита на которой высечены, стирающиеся временем слова:«Помяни Господи душу усопшаго раба Своего Епископа Мефодiя...».

Кто же этот человек? Когда и как служил? Чем наполнил он историю Древлеправославной Церкви Христовой?

Об исповеднике Мефодие, епископе пермском (а в последствии томском) старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, известно мало. Более всего нам известны последние годы жизни святителя и то благодаря материалам, собранным на него властями, преследовавшими за веру.

Так же, из публикации, появившейся в начале ХХ века в журнале «Церковь», нам известно об обретении его нетленных мощей. Этот факт прославления Господом Богом старообрядческого исповедника привлек и привлекает по сей день внимание христиан к сему святителю.

 

Владыка Мефодий (в миру Михаил Екимов) родом из Томской губернии, Бийского округа, Удинской волости. Родился в 1824 году в крестьянской старообрядческой семье.

Как прошло его детство и взросление, где, когда и кем был возведен в священническое достоинство - пока нам не известно. В святительский же сан (в епископы) был рукоположен преосвященнейшим Савватием (Левшиным), архиепископом Московским и всея Руси в сослужении преосвященного Паисия (Лапшина), епископа саратовского и астраханского. 

Первоначально еп. Мефодию передают в ведение Пермскую кафедру, а в дальнейшем он упоминается как епископ томский.

Некоторые подробности его сибирского служения обнаруживаются в письме Иркутского Генерал-губернатора губернатору Якутскому. В письме говорится, что сосланный из Томской губернии в Киренский округ и затем переехавший на постоянное жительство в г. Иркутск «раскольнический» епископ Мефодий, в конце сентября 1895 г., прибыл в село Куйтун, Верхнеудинского округа, и около 3-х недель совершал там архиерейские служения. В с. Куйтун им был поставлен в священники Акиндин Борисов - крестьянин Куйтунского селения. Епископ Мефодий возбуждал местных старообрядцев держаться своей веры и противостоять православным миссионерам.

За эти действия епископ Мефодий (как говорится в документе): «...ссыльно-поселенец Михаил Ефимов, осужденный Правительствующим Сенатом за отправление богослужения по раскольничьему обряду к лишению всех прав состояния и к ссылке в отдаленнейшие места Сибири» В августе 1894 года он был сослан на поселение в отдельное Мухтуйское общество Киренского округа. В мае следующего года ушел из места причисления  и поселился в с. Усольском, Иркутского округа.

Не смотря на грозившую опасность, все время ссылки он совершает разъезды по Иркутской губернии  и Забайкальской области, возя с собою походную церковь и отправляя богослужения по старым обрядам.

В 1896 году епископ Мефодий был вновь арестован. Его вина «в распространении раскола» отчасти была доказана и подтверждена. Под давлением господствующей (новообрядческой) церкви он был удален из Иркутской области в еще более глухие и отдаленные места - в г. Вилюйск Якутской обл.

Из Иркутска престарелого епископа Мефодия выслали верхом на лошади в сопровождении казаков (на тот момент ему было 73 года!). Выехал он в середине июля 1897 года. Дорогой сильно заболел. На Вилюй приехал в первых числах августа.

Его поселили в юрте, где он занимал одну боковую комнату. Обстановка его жилья была самая нищая - постель и оленьи шкуры.

В течении всего года до весны 1898 г. жаловался на здоровье, и окончательно слег в начале мая. Но ухода за больным архиереем не было ни какого. От изнеможения и болезни он тихо отошел ко Господу 11 мая 1898 года.

 

Спустя десять лет после кончины еп. Мефодия, пострадавшего за веру Христову, жителями якутского села Павловск возбуждено ходатайство к губернатору Якутской области с просьбой о перенесении праха епископа Мефодия из г. Вилюйска на старообрядческое кладбище их села. 30 мая 1908 г. все необходимые для переноса могилы документы и согласования были получены.

Освидетельствование могилы старообрядческого епископа Мефодия состоялось 29 июня 1908 года. Это событие проходило при большом стечении народа, среди которых были старообрядцы и представители властей, прибывшие на торжества перенесения мощей. По раскрытии могилы гроб был обнаружен в целости. Но не только гроб при вскрытии могилы оказался цел, но и тело не было подвержено тлению, хотя к тому времени пролежало в земле 10 лет.

Об этом обретении нетленных мощей исповедника Мефодия стало известно по всей дореволюционной России. От Якутска и до Москвы христиане-старообрядцы славили Бога за дарование им сей святыни. Об обретении нетленных мощей старообрядческого архиерея в 1908 году писали церковные издания.

Мощи святителя Мефодия были помещены в железный ящик (как того требовали тогдашние законы), торжественно перевезены на старообрядческое кладбище под Якутск и вновь преданы земле. Над могилой был водружен надгробный камень с надписью: «Помяни Господи душу усопшаго раба Своего Епископа Мефодия умер 11 мая 1898 г.». И по сей день стоит этот камень на кладбище близ града Якутска.

Спустя еще 90 лет в 1998 году на 100-летие упокоения исповедника Мефодия на месте упокоения исповедника Мефодия состоялось освидетельствование могилы с целью установления ее подлинности. 

На освидетельствование были приглашены церковные и светские власти. Со стороны Русской Православной Старообрядческой Церкви - преосвященный Силуян (Килин), епископ Новосибирский и всея Сибири; со стороны светских властей - глава администрации с. Павловск Нерюктяйского наслега Республики Саха (Якутия) Тимофеев Д. С.; присутствовали и представители якутской старообрядческой общины.

17 августа в 11 часов дня преосвященный епископ Силуян, глава администрации с. Павловск, председатель старообрядческой общины г. Якутска и члены церковного совета произвели обследование могилы.

Под каменной плитой при раскрытии могилы было обнаружено: трухлявые доски, металлический ящик, в котором находились: плат, священническое одеяние - полу истлевшая епитрахиль, поручи, пуговицы и лестовка. Так, найденные в могиле предметы и лежащие там останки человека подтверждают, что в ней был захоронен священнослужитель согласно надписи на надгробной плите.

 

Интерес к личности епископа Мефодия возникал у старообрядцев Белокриницкой иерархии еще в начале ХХ века. Ныне внимание к вопросу сохранения памяти о епископе Мефодие проявляют прихожане Петропавловского старообрядческого прихода г. Якутска братья Бутковские, выходцы из старообрядческого с. Павловск. Но вопрос почитания исповедника Мефодия - это вопрос всей Церкви, которая ныне делает много добрых шагов на прославление Своих святых.

По благословению преосвященного епископа Силуяна издательской группой «Златоуст» (г. Улан-Удэ) готовится к изданию житие епископа Мефодия, которое призвано собрать воедино все, в настоящее время разрозненные, данные о нашем святителе и рассказать о нем широкому кругу читателей.

 

«Святителю Христов и исповедниче Мефодие, моли Бога о нас».

 

(Подготовлено иереем Елисеем Елисеевым по материалам Забайкальского архива РПСЦ).

 

e-mail автору проекта