CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

История

 

Иеромонах Никита (Добронравов) "Старообрядцы Дальнего Востока в Китае. 1917-1958 гг."

 

В. В. Вяткин "Между Церковью и государством"

 

Г. П. Михайлов "Староверы, как колонизаторы Уссурийского края"

 

"Домовая роспись у семейских Забайкалья"

 

"Материалы по прославлению подвижников Церкви Христовой к освященному Собору 2009 года "

 

"10-летие освящения кафедерального собора во имя Рожества Пресвятыя Богородицы"

 

С. А. Белобородов "Австрийцы" на Урале и в Западной Сибири" (из истории РПСЦ)

 

С. Е. Деев "Правопре-емственность в старообрядческой белокриницкой иерархии"

 

Кирилл Товбин "Церковно-государственные отношения при Петре I "

 

Максим Гусев "Помедли, путник, Христа ради..."

 

Максим Гусев "Лестовка, подручник и книга..."

 

Максим Гусев "Как много дум наводит он..."

 

Галина Чебунина "Горсточку русских сослали..."

 

Краткая история об основании старообрядческого святительского престола

 

Очерки истории Рогожского кладбища в Москве

 

Ирина Будкина "Духовный капитал купцов Мальцевых"

 

Г.А. Мариничева "Хоры рогожского кладбища"

 

Владимир Богданов "Старообрядческое купечество"

 

Религиозный и политический идеал старообрядцев в трудах Ф.Е. Мельникова

 

О Феодоре дияконе московского собору

 

Глеб Чистяков "Русская Православная Старообрядческая Церковь"

 

320-летие мученической кончины священномученика и исповедника Аввакума

 

Мученический венец епископа Рафаила

 

Слово об исповеднике Мефодие, епископе Томском

 

Житие святаго священномученика и исповедника Павла, еписопа Коломенского

 

Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол

 

Старообрядческая община г. Улан-Удэ

 

Преосвященный Афанасий, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока

 

ЛЕСТОВКА, ПОДРУЧНИК И КНИГА, ВЕСОМ В ПЯТЬ КИЛЛОГРАММОВ

 

Памятник свв. Кирилу и Мефодию в г. Дмитрове

 

С приближением Дня Славянской письменности и культуры, а по церковному - дня памяти святых Кирилла и Мефодия, выделяю свободный вечер и заглядываю в семейный архив. Скудное наследие дней давно минувших хранится, конечно, не в пыльном бабушкином сундуке на чердаке, а лишь в старом чемодане, уже отцветшем и тоже намного пережившем свой век. И снова нахожу здесь что-то новое, – то дореволюционное Евангелие, то древнерусский поясок, которым еще прадед подвязывал рубашку, то старую фотографию, а то – подручник, который использовали в своих молитвах предки, а дед отбивает поклоны и сегодня.

 

 

Олимпийская история

Мефодий с детства проявлял интерес к учениям, потому быстро усваивал новые знания и, возмужав, был приглашен править подчиненным Византийской империи Болгарским славянским княжеством. Однако, после десяти лет принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп в Малой Азии.

Кирилл, младший брат, до своего крещения носил имя Константин. С малых лет он отличался умственными способностями и учился вместе с малолетним императором Царьграда (Константинополя) Михаилом у лучших преподавателей – например, ребят учил будущий патриарх Фотий. За свой ум и выдающиеся способности к познанию Константин был прозван Философом. Закончив учение, он согласился стать хранителем патриаршей библиотеки, но пробыл здесь недолго и вскоре ушел в монастырь.

Русь не была в числе государств, куда братья-монахи намеревались отправиться с проповедью, однако, остановившись однажды на ночлег в городе Корсунь, Кирилл волею случая нашел Евангелие и Псалтырь, написанные «русскими буквами» и встретил человека, говорящего по-русски. Скоро Кирилл освоил доселе чуждый ему язык и свободно изъяснялся на нем. Этот исторический случай стал судьбоносным для будущего России. Правда, до сих пор ошибочно принято полагать, будто заслуга в составлении славянской азбуки и переводе ряда богослужебных книг принадлежит только Кириллу и Мефодию. Мало кто знает, что в составлении славянской азбуки в 863 году принимали участие и послушники монастыря – Горазд, Климент, Савва, Наум и Ангеляр.

 

От вервицы к русской лестовке

Однако письменность – не единственное, что получили мы через Кирилла и Мефодия. Одежда, предметы быта, фольклорные элементы – все это и по сей день напоминает нам о том, когда и откуда каждый из нас получил в наследство столь богатые культурные россыпи. Пожалуй, у каждого глубоко в шкафу хранится шкатулка с пожелтевшими, еще от прабабушки оставшимися фотографиями, да несколькими старыми предметами. К примеру, в своем семейном архиве я с удивлением нашел древнерусские четки. Этот необычный для современного человека предмет появился на Востоке в глубокой древности для подсчета молитв и поклонов. Из истории известно, что сначала четки представляли собой веревку с навязанными в определенном количестве узлами. Согласно древнехристианским правилам, этих узлов должно быть 103. На Руси четки быстро прижились, правда, у нас сначала они назывались вервицей (от слова вервь – шнур, веревка). Молитвенная вервица постоянно была в употреблении, поэтому умельцы старались делать ее удобной и прочной. Самым удобным материалом для изготовления таких четок на Руси оказалась кожа.

Кожаная вервица, сплетенная особым образом, получила в Древней Руси очень точное и глубокое название – «лестовка», то есть маленькая лестница. Держали ее обычно в левой руке, между средним и безымянным пальцами, а считали молитвы и поклоны, двигая ее по кругу большим пальцем. Кроме кожаных, сегодня можно встретить лестовки из тканой ленты и бисера с традиционным орнаментом. Старообрядцы и по сей день используют лестовки в повседневной молитве, а сама лестовка стала одним из символов сторонников древлеправославия.

Умельцы, способные плести вервицы-лестовки, встречаются и сегодня. Изготовление лестовок – традиционный древнерусский промысел. Например, среди уральских староверов лестовка считается лучшим подарком на именины или на праздник, а при погребении у старообрядцев и сегодня принято вкладывать лестовку в руку умершего.

Говорят, нередко лестовку использовали и в быту – например, на рынках и ярмарках, где с ее помощью купцы считали монеты или отсчитывали проданные мешки с крупами или зерном.

…Когда впервые знакомишься с предметами старины, лестовка кажется самым диковинным предметом, назначение которого не всякому под силу понять. А у современного молодого человека этот предмет, вероятно, не вызовет иных эмоций, кроме удивления. Да и встретить вервицу можно сегодня лишь в музее, да у хранителей древности – в лабораториях, в деревнях и редко у городского обывателя – разве у того, кто особо трепетно относится к истории своей страны.

Наравне с лестовкой у иных стариков хранятся и используются в домашней молитве, а также и в церкви подручники, то есть небольшие коврики, на которые кладут руки при земном поклоне. Говорят, наличие такого подручника свидетельствует об аккуратности и чистоплотности верующего человека.

 

«Древние книги – как руки стариков»

Для библиотекарей и историков – хранителей старины глубокой, этот день по-особому дорог.

- Работать с рукописями 16 века сложно – это совершенно особые предметы. Мне запомнилась рукопись, которая была вложена митрополитом Макарием на помин души его родителей в Боровском монастыре, - рассказывает историк и публицист Дмитрий Урушев. - Приходилось мне держать в руках печатные книги Ивана Федорова и манускрипты времен царя Бориса Годунова. Много работал с рукописями 18-19 веков, а в хранилищах видел рукописные минеи (календарь памяти святых) 15 века.

По словам Дмитрия, старопечатные книги – преимущественно толстые, их бумага с оттенком желтого, очень плотная – ни с чем не спутать. Иногда переплет у таких книг кожаный, а то и дощатый с бронзовыми, тяжелыми, массивными застежками. Такие книги сами по себе очень тяжелы – до пяти килограммов, и это при том, что сегодня редкая книга в магазине весит и 500 граммов. Кроме того, почти все старинные книги были широкого формата.

- Интересны даже сами переплеты, иногда встречается тиснение – здесь всякие диковинные звери или травы, рукописи написаны крупным хорошим полууставом (вид почерка). Красивы заставки, буквицы и, что поражает в работе с такими изданиями, - это бесконечно-специфический книжный запах. Нет, это не запах плесени или пыли, - это что-то особенное, быть может, кому-то он напомнит неповторимый запах старой кожи, - объясняет Дмитрий Урушев. - Ветхие кожаные переплеты очень сухие на ощупь, как руки стариков, а бумага толстая и если смотреть на свет, то можно увидеть водяные знаки – гербы городов, лилии, зверей, рыцарские перчатки или бычьи головы.

…Книгу, весом в пять с лишним килограммов, мне подарил родственник по деду Иван Кетов. Сам – большой путешественник, за долгую жизнь (сегодня ему уже за восемьдесят) накопил много подлинных раритетов. И вот однажды он предложит мне это издание – тяжелую, огромного формата книгу «Великая Русь: славяно-византийский свод». Собственно, ничего уникального в этой книге нет – разве что издана она в Италии в конце восьмидесятых 20 века и, преодолев тысячи километров, была привезена в современную Россию. Однако и вес ее, не характерный для большинства книг 21 века, и тематика – все заставляет сегодня задуматься о днях, ставших легендарными. По сравнению с этой книгой случайно найденный мной в старом чемодане словарь 1900 года – просто книжка-малютка. Однако, на чаше исторических весов обе они еще способны показать свой бесконечно-значимый духовный вес.

 

«Многая лета»

Певческие и молитвенные традиции хранят старообрядцы, старые книги – археографическая лаборатория при Уральском госуниверситете, а, кроме того, в Екатеринбурге вот уже несколько лет действует этнокультурный центр с необычным старорусским названием «Многая лета». Занимается здесь в основном молодежь, проводятся совместные «вечерки» - ребята (от школьников до студентов вузов) водят хороводы, поют бабушкины песни и танцуют под гармонь или балалайку, знакомятся со старорусскими народными играми. Обязательное условие для девушек, желающих приобщиться к культуре древней Руси – длинные юбки или сарафаны, для юношей – рубашка «под пояс». Впрочем, по словам руководителя центра, энтузиаста своего дела Георгия Нестерова, девушки и сами рады избавиться на пару часов от джинсов, в которые их заковывает современная мода.

Здесь все как встарь: отмечают Святки и Масленицу, строго соблюдают Великий пост (мероприятия в это время стараются не проводить), Юрьев и Дмитриев дни. Популярны здесь кулачные бои «стенка на стенку» и бой мешками на бревне. Такая альтернатива компьютеру и сегодня, как это ни странно, способна привлечь молодежь. Не обходится и без традиционного сжигания чучела Масленицы. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» - слова поэта тут как-то особенно уместны.

Признаться, когда мне предложили примерить косоворотку, я согласился с радостью и каким-то волнением внутри, а потом долго смотрелся в зеркало – «похож на себя или нет?» Старорусскую длинную рубаху принято было подвязывать специальным поясом, а про тех мужчин, кто забывал об этом и выходил «в люди», на ярмарку, в народе говорили – «а этот совсем распоясался».

Мастерицы этнокультурного центра своими руками создают декоративные изделия и украшения, которые были в почете у наших бабушек, впрочем, и по сей день не переставшими быть оригинальным подарком человеку.

Такие мероприятия – это действительно альтернатива ночным клубам и дискотекам. Правда, как шутят сами организаторы центра, «на наши фольклорные дискотеки собираются любители русских народных игр, танцев и забав».

В одной из старинных церковных книг сохранилась надпись: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий – подобием стар, власы седы, брада долга, аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин – ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквицы) все по ряду»…

Один мой знакомый как-то сказал, что история нашей страны – это как одно большое сито: капельки – это мы, люди, каждый из нас живет своей судьбой, но если застелить сито листьями, то вода внутри будет сохраняться очень долго. И только от нас зависит, сохраним мы эту драгоценную воду или дадим ей исчезнуть по капле…

 

 

 

Максим ГУСЕВ,

Екатеринбург

Фото автора.

 

«На смену!», №56 (16643), 26 мая, 2006

 

 

e-mail автору проекта