CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

История

 

Иеромонах Никита (Добронравов) "Старообрядцы Дальнего Востока в Китае. 1917-1958 гг."

 

В. В. Вяткин "Между Церковью и государством"

 

Г. П. Михайлов "Староверы, как колонизаторы Уссурийского края"

 

"Домовая роспись у семейских Забайкалья"

 

"Материалы по прославлению подвижников Церкви Христовой к освященному Собору 2009 года "

 

"10-летие освящения кафедерального собора во имя Рожества Пресвятыя Богородицы"

 

С. А. Белобородов "Австрийцы" на Урале и в Западной Сибири" (из истории РПСЦ)

 

С. Е. Деев "Правопре-емственность в старообрядческой белокриницкой иерархии"

 

Кирилл Товбин "Церковно-государственные отношения при Петре I "

 

Максим Гусев "Помедли, путник, Христа ради..."

 

Максим Гусев "Лестовка, подручник и книга..."

 

Максим Гусев "Как много дум наводит он..."

 

Галина Чебунина "Горсточку русских сослали..."

 

Краткая история об основании старообрядческого святительского престола

 

Очерки истории Рогожского кладбища в Москве

 

Ирина Будкина "Духовный капитал купцов Мальцевых"

 

Г.А. Мариничева "Хоры рогожского кладбища"

 

Владимир Богданов "Старообрядческое купечество"

 

Религиозный и политический идеал старообрядцев в трудах Ф.Е. Мельникова

 

О Феодоре дияконе московского собору

 

Глеб Чистяков "Русская Православная Старообрядческая Церковь"

 

320-летие мученической кончины священномученика и исповедника Аввакума

 

Мученический венец епископа Рафаила

 

Слово об исповеднике Мефодие, епископе Томском

 

Житие святаго священномученика и исповедника Павла, еписопа Коломенского

 

Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол

 

Старообрядческая община г. Улан-Удэ

 

Преосвященный Афанасий, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока

 

Инок Корнилий

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОБ ОСНОВАНИИ

СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СВЯТИТЕЛЬСКОГО ПРЕСТОЛА, состоящаго в Австрии, Львовской губернии Черновецкаго цыркула, в Буковине, близ местечка Сырета, в селе Белой Кринице,

в монастыре в 1846 году.

 

 

 Предлагаемая ниже “Краткая история” — одна из многих повестей, написанных старообрядцами о присоединении к Церкви митрополита Амвросия и об основании святительского престола в Белой Кринице. Это сочинение безвестного старообрядческого инока интересно, прежде всего, как живое свидетельство очевидца восстановления полноты трехчинной иерархии в Церкви Христовой. Хотя не все описания событий в данной повести соответствуют современным представлениям, в ней можно найти интересные подробности совершения сего великого дела, пересказанные, очевидно, со слов главных участников событий и таким образом увидеть легендарного инока Павла Белокриницкого глазами его современников.

 Печатается по рукописи (полуустав) конца прошлого — начала нынешнего века (35 листов). Рукопись входит в конволют следующего состава: 1) Духовныя беседы с миссионерами грекороссийской церкви в Боровске 1883-3 годов (полуустав, гектограф, 54 листа); 2) Краткая история об основании старообрядческого святительского престола; 3) Вопросы старообрядцев (к о.Пафнутию). Полуустав, гектограф, 6 листов, переписана из журнала “Церковно-общественный вестник, № 136 за 1874 год.

 На красивом коленкоровом переплете тисненое золотом название: “Духовныя беседы”. Сборник принадлежал настоятелю Покровского собора на Рогожском кладбище протоиерею Василию Королеву.

 При публикации почти во всех случаях сохранена орфография рукописи, пунктуация же приведена в соответствие с современными нормами.

Господи Исусе Хриcте сыне божiи помилуй насъ. Аминь .

 

1. Изъяснение о старообрядческой древлеправославной вере, о святоотеческих церковных правилах и о святоподобных событиях, ибо на сем самом старообрядцы всегда имели истинное основание, которым и руководствовались они с 1666 по 1846 год всего сто восемьдесят лет.

 

 Старообрядцы, древлеправославные христиане, которые содержат православную христианскую веру, ту самую, которая приснопамятным и равноапостольным князем Владимиром принятая от грек в 996 году [1] , и принесенная в Россию на самом божественном основании и апостольском учении, и продолжавшаяся в целом и светолучном блистании во всей России неразделно даже до лет царствования царя Алексия Михайловича и патриарха Никона, до лета 1666. Руководствуются же они правилами святых апостол и святых отец седми вселенских и девяти поместных соборов. Имеют же у себя древлеписменныя Святыя книги и древлепечатныя, напечатанныя при первых пяти московских патриархах, бывших до Никона, по которым навсегда отправляют они свое богослужение во славу Святыя Единосущныя Животворящия и Неразделимыя Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа. В той вере воистину вси российские первосвятители и чудотворцы, преподобнии и праведнии Господу Богу угодили, в нетлении мощи их просияли, и великими чудотворении от Бога прославлены. (...).

 Старообрядцы, древлеправославные христиане, — после самоважнейших перемен святоотеческих чинов и обрядов церковных, последовавших от лет бывшаго московскаго патриарха Никона, к правому своему пути следования не на ухищренных человеческих баснях основались, или своему мнению вверились, но имея в Кормчей книге Божиим спасительным промыслом от святых отец соборныя правила собственно на таковой случай учиненныя, и древлевселенской Церкви в руководство данныя, как-то:

 Осмое правило перваго вселенскаго собора предлагает обстоятельное наставление, каким образом в принятии инорелигийнаго священства поступать.

 Карфагенскаго собора правило 69 и 70, повелевающия, каким образом в случае нужды заимствоваться священством от иной, чуждой религии.

 А последовательно сим и 6 вселенский собор в 95 правиле своем самых зломудрствующих еретиков крещение, совершающих по восточному православному действию соборне предположил: принимать без покрещевания еретиков арианов — вторым чином, то есть, чрез миропомазание, а других еретиков — несторианов и им подобных — 3‑м чином, т.е. без миропомазания, чрез одно проклятие ересей и обещание к православной вере.

 То же самое учинил и седмый вселенский собор: епископов-еретиков, сущих иконоборцев, принял по третьему чину.

 К вышепоказанным же соборным правилам еще и святоподобныя событии во вселенской Церкви сбывшияся предоставляют старообрядческой религии истинное руководство, а именно:

 1: преподобный Савва Освященный принял иеросалимскаго патриарха Иоанна в ереси северианской хиротонисаннаго только чрез исповедание истинныя веры и проклятие ересей (Минея четия декабря 5).

 2: святый Максим исповедник Пирра патриарха и епископа Феодосия от еретик монофелитов (единовольник) поставленных убедил обратиться в православную веру, и приняты были любезно, в том самом их сане, патриарх в Африке, а епископ — единым святым Максимом в темнице только чрез обещание и целование Креста и Евангелия, да будет то твердо (Минея четия генваря 21).

 3: Павел, патриарх цареградский, хиротонисанный от еретик иконоборцев, потом принят в одном православном монастыре тоже с титлою патриарха, и Церковию почитаемый в лике святых (Минея четия августа 30). Дозде.

 

2. Совет от графа Бекендорфа [2] , данный петербургскому купцу Сергею Григорьевичу Громову, чтобы разъискали старообрядцы непременно себе святителя.

 

 В Петербурге был попечитель старообрядческаго молитвеннаго дома, петербургский купец Сергей Григорьевич Громов, которому крайняя и необходимая была нужда стараться исходатайствовать для своего общества священника. Был же ему верный друг и благотворитель, который служил в Петербурге по тайной полиции, господин граф Бекендорф, к которому обратился Громов с покорнейшею просьбою, чтобы исходатайствовать для их общества священника. Но Бекендорф говорит ему сице:

 “Друг мой! Еще на самой коронации в Москве царю нашему Николаю Павловичу со стороны духовенства великороссийской господствующей церкви написана была бумага и лично в руки царю подана. Но страшная там была клевета на старообрядцев сице:

 «Ваше императорское величество! Если у вас солдат убежит, оставит ружье и ранец, и когда он отъищется, что вы с тем солдатом сделаете, и как его жестоко судите и наказуете? Также у кого он находился и скрывался, и тому народу тоже должна быть несчастная участь? А священник убежит от своей церкви к старообрядцам, оставит всю свою парафию и церковь, да еще обращается на вас с клятвою? Но брат ваш, покойный царь Александр Павлович, уставил законы и правила: сделать о беглом священнике только одну справку — не сделал ли тот поп уголовнаго преступления, и если сего не окажется преступления, то оставить его у старообрядцев без всякаго страха вечно жить и священнодействовать. Теперь, ваше величество, разсудите солдатову вину от поповой вины. Это как есть комар от вола, так от поповой солдатова вина. Но солдат жестоко наказуется, а поп всякаго наказания вечно освобождается, а на вас он же клятвами вооружается, то, какое это есть правосудие, да еще разсудите и об этом старообрядческом народе, что они желают, и чего домогают. Хотят они, чтобы служить им Богу по старому обряду, который был в России прежде, еще от времен святаго равноапостольнаго Владимира и до лет царствования царя Алексия Михайловича и патриарха московскаго Никона до лета 1666, а всего в России существовал времени 666 лет? Но это все им дано и представлено по их собственному желанию — весь чин и порядок вполне устроенный древний (указывают они [3] на единоверческую церковь). Но знайте, ваше величество, какие есть сии люди старообрядцы — самые самовольцы, сумазброды, не хотят они под властию жить, а привыкли они, чтобы попа непременно им украсть, и они бы сами попом распоряжались и командовали!».

 Вот, видишь, друг мой! Сею самою написанною клеветою заразили и совсем расстроили они нашего добраго царя. Теперь и слышать никак не может и не хочет наш царь, чтобы у вас были беглые попы. И мы теперь не можем за вас и ни единаго слова сказать в защиту или пользу вашу. Но теперь, друг мой, к вашему спасению остается только одно средство, чтобы вам из своего общества избрать добрых и честных людей двух человек и отправить их во вселенную, разыскивать себе святителя, и основать свой святительский престол не в России, а в другом государстве. И когда будет у вас на виду свой святитель, тогда соберетесь, сколько единоверных ваших почетных граждан, и напишите прошение, которое своеручно подпишете и подадите лично самому в руки царю. Вот тогда уже и мы будем за вас иметь голос, в то самое время скажем тако: Царь! Теперь старообрядцам беглые твои попы не нужны и ненадобны. У них теперь есть свой единоверный святитель, который будет поставлять из своих единоверных христиан во вси священноцерковные чины. Почему же в России вси народы разных религий утверждены законом и живут свободно и спокойно, даже турки, жиды и прочии, но одни только находятся до крайности обижены старообрядцы. А до того времени, друг мой, мы не можем за вас даже уст отверсти и ни единаго слова сказати в защиту и пользу вашу”. Дозде.

 

3.  Громов объявляет своим единоверным христианам — московскому купцу Василью Григорьевичу Рахманову и города Горбатова купцу Афонию Козмичу Кочуеву.

 

 Петербургский купец Сергей Григорьевич Громов объявляет совет, данный от графа Бекендорфа своим единоверным христианом — московскому купцу Василью Григорьевичу Рахманову и города Горбатова купцу Афонию Козмичу Кочуеву, которые, разсмотривши и разсудивши добре вышеозначенный совет, чтобы непременно старообрядцам разыскать себе святителя и основать святительский престол не в России, но в другом государстве, и тако вси вообще разсудили и весьма одобрили, похвалили и ублажили сей благой и душеспасительный совет, и приняли его как от самого Бога данный всем старообрядцам — древлеправославным христианам — для общаго спасения. Вот тогда Афоний Козмич предложил своим советникам сице:

 “Достопочтеннейшие господа! Послушайте сейчас меня. На сей важный предмет, отправляться во вселенную за разысканием святителя, необходимо нужна денежная сумма. Вы определите сию сумму, а я с Божиею помощью постараюсь, найду вам хороших и благонадежных людей, которых необходимо нужно будет отправлять за разысканием святителя во вселенную”.

 Денежную же сумму определил один Сергей Григорьевич Громов. Афоний же Козмич назначил им людей трезваго и воздержнаго жития, добраго, честнаго и похвальнаго поведения двух человек: одного — московскаго семейнаго человека, а другаго — Петра Васильевича (в пострижении иноческом Павла). И по общему согласию вырезали два жребия и, помолившись Богу, метнули жребием, чтобы Сам Бог указал, кому препоручить таковую святую службу — отправить во вселенную за разысканием святителя. И паде жребий на Петра Васильевича (инока Павла, который с Божиею помощью и исполнил сию препоручность в 1846 году.

 

4. Инок Павел видел два раза во сне, а третий раз явно святителя Христова Николу, и отправляется во вселенную за разысканием святителя. И о основании святительскаго престола в 1846 году.

 

 Сей блаженный отрок (будущий инок Павел) родился в России, новгородской губернии Валдайского уезда в селе Зимнегорье от отца Василия, матери же Агриппины в 1800, во святом крещении наречен был Петр, обучен грамоте во своем доме от своих родителей, а в училище ни в каком никогда он не был. В малолетстве отправился он спасаться в наши старообрядческие монастыри, но родителями своими возвращен был паки во свой родительский дом. И еще двумя товарищами был позван он розыскивать клад. И тут он вырезал два жребия и положил за икону святителя Николы. А сам он одну неделю постился и Богу молился. И по окончании недели молился сице: “Господи! Зовут меня, и на неизвестное поприще, сим жребием покажи мне, — отправиться с товарищами моими или нет, прииму жребий сей якоже от Твоих рук”. И метну жребием, и паде ему жребий — повелевает идти туда, куда зовут. И отправился он с товарищами в путь, и по делу сему нужно было подать самому царю в руки прошение, которое он приготовил. В Петербурге на постоялом дворе имел же о сем заботу: как к царю подойтить и что нужно говорить. Товарищи же его в ту нощь спали, а он в размышлении был. Задремав, видит, является ему святитель Христов Никола во всем полном святительском облачении и показывает рукою сам на себя, и говорит ему сице: “Не бойся, иди, все там есть, что видел на мне”. И паки уходит за дверь. Он же проснулся и сему видению удивлялся, и никак не мог познать, что это значит видение, и паки задремал. И тоже во второй раз видит, и теже самыя слова слышит. Вот тут от него и сон прочь отгнался. И тогда является ему уже не во сне, а на яве, в третий раз святитель Христов Никола вполном святительском облачении и теже самые слова и говорит: “Не бойся, иди, все там есть, что видишь на мне”. И паки за дверь уходит.

 Вот сии видении тогда только Петр Васильевич понял, познал и истинно уверился — чрез полгода, когда приехал к нему в Лаврентьев монастырь Афоний Козмич и дал ему в руки письмо от Сергея Григорьевича Громова, в котором написано сице: “Петр Васильевич! Посылаю к тебе Афония Козьмича и денег столько-то. А что тебе будет говорить Афоний Козмич, то приими его слова якоже из моих уст. Паде жребий на тебя, естьли ты откажешься, то отдашь ответ на страшном суде Христове. Вот тогда уже и видение, и явление, и слова святителя Христова Николы вспомнил, и уверился Петр Васильевич, что воистину ему оное явление было, как гадание или пророчество о розыскании святителя. И принял все вполне от Афония Козмича слова, совет и деньги, как присланное от Самого Бога, хотя ему о таковом предмете о розыскании святителя никогда на мысль и в голову не приходило. Но теперь, как коснулось сие самое предложение, чтобы непременно старообрядцам розыскать себе святителя, вот тогда и он уверился в том, что Богу все возможно суть. И по святому Евангелию сице: “Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцете и отверзется вам” — нужно все три исполнить — и тогда получите желаемое от Бога. И тогда же Петр Васильевич в Черниговских слободах в Покровском старообрядческом монастыре постригся во иноческий чин и наречен был инок Павел, и тотчас отправился он в назначенный ему путь во вселенную за разысканием святителя. И так инок Павел с Божиею помощию, якоже крылатый и высокопарный орел, кроме одного западнаго Рима облетал всю вселенную. Посетил он не точию Турцыю европийскую, но и азиатскую, вместе и святую землю Иеросалима и далее, Аравию и Египет, о таковом добром деле потрудился. Был же он у всех четырех вселенских патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов, и везде собирал соборы, и делал прения о правой вере Христовой. И повсеместно был он истинным учителем и победителем. Вси инославные народы только удивлялись правому и истинному разуму его и премудрости, данной ему от Бога. И так разыскал себе с Божиею помощию в самой древнейшей христианской столице, царствующем Царе-граде издавна желаемаго святителя господина митрополита Амвросия восточнаго христианскаго греческаго закона 1846 года.

 

5. О митрополите Амвросии учинена справка о его сане и поведении от австрийскаго правительства в Царь-град дипломатическим средством в 1846 году.

 

 Инок Павел, когда вступил в Австрию, и у старообрядцев в селе Белой Кринице отыскал высочайшую привилегию, которая дарована была нашим христианом от преждебывшаго австрийскаго императора Иосифа Втораго в 1783 году в октябре 2 дня, в которой в первом пункте гласит сице: “Вере нашей старообрядческой и всему нашему духовенству дарована полная воля и вечная свобода”, за что инок Павел, благодарив Господа Бога, видит, что на сем самом пункте должен непременно основаться наш святительский престол. Тогда от инока Павла подано было австрийскому правительству прошение, чтобы утвердить белокриницкий монастырь и иметь в нем святителя от иных религий независимаго. Правительство же, разсмотревши сие прошение, потребовало от монастыря объяснения таковаго: “Дайте нам о себе знать, какая ваша вера, не противна ли Богу и не вредна ли правительству”. Вот посему случаю от инока Павла написан был тогда устав Белокриницкаго монастыря в два столбца — на русском и немецком диалектах, в котором изображено о богословии, о истинном богопознании, о существе, вседетельстве и непостижимости, о богоразсуждении, о догматех Церкви и прочии вси чины и обряды церковные. За сим особо каждому назначены должности. [Устав был] на каждой странице пронумерован по листам и скреплен, прошнурован, и приложена сургучная печать монастырская, и, наконец, своеручно подписались — настоятель монастыря со всею братиею 1841 года. И по окончании сей устав при прошении подан был на разсмотрение в Вене лично в руки самому австрийскому императору, который, добре разсмотрев, весьма одобрил, похвалил и ублажил, даровал полное право и дозволение старообрядцам иметь у себя вечно своего святителя.

 Вот тогда, получивши дозволение, инок Павел отправился из Австрии во вселенную за разысканием святителя. Тогда австрийское правительство говорило ему сице: “Вы разыскивайте себе святителя, но смотрите, в последнее время где святитель находился, чтобы нам было о том известно. Мы вам не поверим, а сами дипломатическим средством учиним об нем справку и наверно сами узнаем какого он поведения, и в каком сану он пребывает безпорочно, ибо нам чтобы не было никакого стыда и сраму какого-нибудь порочнаго человека принять в свою австрийскую подданность. И как в 1846 году из Царь-града привезли в столицу Вену господина митрополита Амвросия, и тогда в прошении своем господин митрополит Амвросий пишет австрийскому императору сице:

<Далее следует (в сокращенном виде) изложение прошения митрополита Амвросия австрийскому императору. Этот текст мы опускаем, так как он неоднократно публиковался (последний раз — в старообрядческом церковном календаре на 1996 год).>

 Итак, при прошении вси письменные документы митрополита Амвросия в подлиннике представлены были на благоразсмотрение са­мому лично австрийскому императору, в котором (прошении) покорнейше просили, чтобы господина митрополита Амвросия приняли в австрийское подданство. Но правительство австрийское наперед всего дипломатическим средством учинило об нем справку — переслало вси документы в Царь-град к своему австрийскому консулу, который, получивши документы, отправился лично к самому цареградскому патриарху, которому представил документы, и лично спрашивал патриарха, законны ли сии документы. Отвечает патриарх: “Законны!”.

— “А человек сей митрополит Амвросий какого жития, поведения и в сану своем не имеет ли какого порока, запрещения от священнодействия или отлучения от Церкви?” Отвечает патриарх: “Господин митрополит Амвросий трезваго и воздержнаго жития, добраго, честнаго поведения и похвальнаго; имеет чистую богобоязнивую христианскую совесть, с которою он навсегда отправлял свое богослужение непорочно со страхом Божиим. И никакого порока он на себе не имеет. И так консул от патриарха за митрополита Амвросия получил полное и хорошее во всем одобрение, но не объявил патриарху, где митрополит Амвросий находится. А документы и патриаршее одобрение за митрополита Амвросия консул переслал в столицу Вену. Австрийское же правительство, получивше от консула документы и патриаршее одобрение за митрополита Амвросия... вполне уверилось о честном его поведении и беспорочном митрополитском чину и святительском служении. Вот тогда уже правительство господина митрополита Амвросия приняло в свое подданство в 1846 году.

 

6. Принятие к вере и Церкви старообрядческой господина митрополита Амвросия в 1846 году.

 

 Господин митрополит Амвросий принят был к старообрядческой древлеправославной христианской вере в 1846 году по 8 правилу 1‑го вселенскаго собора вторым чином, то есть, под миропомазание. Якоже от великороссийской церкви 180 лет принимали старообрядцы священников, так точно принят был и господин митрополит Амвросий, тем же самым чином, во всем есть законно и правильно.

 Привезен был господин митрополит Амвросий из Царь-града в Белокриницкий монастырь в 1846 году. Тогда от рождения ему было 55 лет. Жил он в монастыре Белокриницком один год и два месяца, а после сего, по злобе ненавистников за нашу древлеправославную Христову веру был сослан он в заточение в город Цыллю, где и находился до самой своей смерти всего времени 15 лет и 10 месяцев и 27 дней. Там же и блаженную и спобедническую свою кончину принял в 1863 году. А от рождения своего на 73 году.

 Начало последовало разысканию святителя еще с самой коронации царя Николая Павловича и продолжалось всего времени 21 год. В сие же время российское правительство для прекращения и уничтожения старообрядческой религии приняло самыя строгия и жестокия меры: начали отбирать у старообрядцев монастыри, церкви и священников, и молитвенные дома. И так ожидало правительство совершеннаго конца, что и вся вера старообрядческая скоро кончится и совсем уничтожится. Но всякая скорбь, теснота и жестокость без промысла Божия не бывает нам, ибо чрезмерныя сии жестокости послужили старообрядцам в великую пользу, которые чрез посредство таковых скорбей имеют теперь у себя... святителей: митрополитов, архиепископов и епископов множество по всей вселенной преизобильно наполнено промыслом и помощию Божию. А в 1847 году, когда в России тайная полицыя Белокриницкаго архимадрита Геронтия схватили и привезли его в Петербург, вот тогда господин министр входит к Геронтию и с крайним удивлением говорит сице: “Вот, господа, какая у старообрядцев вера — мы все меры употребляли, старались, отбирали от них священников, только и оставили им двух калек, самых старых священников на Рогожском кладбище в Москве и ожидали, как сии старые попы кончатся, то и вера старообрядческая покончится и совсем прекратится. И так мы с нетерпением ожидали — вот, скоро конец! вот конец! А вот тебе и новинькое, вот здесь архимандрит, а там слышно, в Австрии есть и митрополит. Вот какая есть вера старообрядческая! Воистину достойно есть великому удивлению. Что только старообрядцами строится — мы никак не можем сему надивиться, о таковой непобедимой вере. Ибо при царе Николае Павловиче открылись на старообрядцев самыя жестокости — при том же царе открылись у старообрядцев свои единоверные святители.

 Итак, инок Павел с Божиею помощию начал розыскивать святителя, которого розыскал в царствующем Царе-граде и привез господина митрополита Амвросия, и основал святительский престол в Белокриницкой митрополии в 1846 году, от рождения своего на 55 году, и погребен в Белокриницком монастыре.

 Вот таковое воистину есть дело Божие, что сотворил инок Павел, с Божиею помощию начал и кончил, да и сам скончался.

 Эта самая важнейшая есть редкость, которая устроилась во славу и хвалу Божию.

 

7. Слово богопохвальное пречестнейшему иноку Павлу.

 

 О пречестнейший отец отцем, боголюбивейший авво Павле! Ты своим боголюбивым усердием, тщанием и неутомимыми трудами приобрел себе велию безсмертну славу и похвалу от всех единоверных древлеправославных християн. И вообще от всего инославнаго народа вси любят и почитают [тебя] как своего родного отца, о Христе Исусе истиннаго благотворителя и благоучителя на путь душеспасительный и жизнь вечную, якоже гласит Святое Писание... Ты был, честнейший отец Павел, свет всему миру и соль земли сердечней. И от всех своих единоверных христиан вторый Златоустый воистину нарицаешися.

 Но притом, хотя с 1666 до 1846 года протекло всего времени 180 лет, как не было у старообрядцев единовернаго своего святителя, и был тогда велий глад душевный всему древлеправославному народу, за скудостию священства, по случаю, без своего единовернаго святителя; хотя старообрядцы руководствовались и пользовались святоотеческими церковными правилами и святоподобными событиями, которыя означены есть подробно в 3 части белокриницкой истории, также и здесь значатся в 1 статьи; но приспело время исполниться Божиему всемогущему спасительному промыслу и посещению, и теперь на самом деле уже воистину чрез посредство боголюбиваго отца Павла явися благодать Божия спасительная всем человеком, ибо благоволением Своим и промыслом истинный и всемогущий Бог взял честнейшаго отца Павла в Свои руки яко некое орудие и сим орудием исполнил и совершил все сие православное достохвальное и спасительное дело, за которое добрая и благопохвальная слава и безсмертная его память у всех древлеправославных христиан, в чувствительных и благодарных сокровищах сердец их сохранена будет незабвенно даже до самаго скончания века.

 А притом и преблаженнейшая двойца — святии наши и боголюбивейшии отцы — Павел и Амвросий, за которых вси наши древлеправославные христиане должны вечно благодарить Господа Бога, ибо чрез посредство таковых блаженных отцов всему нашему роду даровал свою милость премногу. Воистину на се истое питала их благая земля, якоже древле Моисей и Арон извели людей Божиих из Египта в землю обетованную, кипящую медом и млеком. А Павел и Амвросий всех своих единоверных древлеправославных християн избавили и сохранили от вечнаго глада душевнаго, и наполнили вселенную, и поднебесную священною христианскою хиротониею, которая будет у нас с Божиею помощию продолжаться и содержаться до скончания века и страшнаго суда Божия неизменно и непоколебимо устроенная Божиим спасительным промыслом.

 А вот ныне наши старообрядцы — древлеправославные христиане — под покровительством и милостию благоутробнаго знаменитаго и мудраго монарха благодарят всемогущаго Бога, ибо имеют они отдохновение, отраду и утешение во время царствования всероссийскаго императора государя царя Александра Николаевича, да сохранит и соблюдет Господь Бог драгоценнейшую его Жизнь и весь царствующий его дом на многая лета.

 

 Белокриницкой митрополии убогий старец Корнилий.

Генваря дня 1881 года.

 



[1] Так в рукописи.

[2] Так в рукописи.

[3] Т.е. податели сей бумаги.


Copyright © 2002-2005 "Семейские - староверы Забайкалья"
Держателем права собственности на данную книгу является Издательская группа Тверской никольской старообрядческой общины (kitezh@sonnet.ru).

Свободное использование и распространение данной книги разрешается только для некоммерческих целей (образовательных, исследовательских, учебных и пр.).

Какое-либо коммерческое использование данной книги возможно только с разрешения собственника.

 

e-mail автору проекта