CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

История

 

Хисамутдинов А.А. "Старообрядцы: из Россси в Америку через Китай"

 

Иеромонах Никита (Добронравов) "Старообрядцы Дальнего Востока в Китае. 1917-1958 гг."

 

В. В. Вяткин "Между Церковью и государством"

 

Г. П. Михайлов "Староверы, как колонизаторы Уссурийского края"

 

"Домовая роспись у семейских Забайкалья"

 

"Материалы по прославлению подвижников Церкви Христовой к освященному Собору 2009 года "

 

"10-летие освящения кафедерального собора во имя Рожества Пресвятыя Богородицы"

 

С. А. Белобородов "Австрийцы" на Урале и в Западной Сибири" (из истории РПСЦ)

 

С. Е. Деев "Правопре-емственность в старообрядческой белокриницкой иерархии"

 

Кирилл Товбин "Церковно-государственные отношения при Петре I "

 

Максим Гусев "Помедли, путник, Христа ради..."

 

Максим Гусев "Лестовка, подручник и книга..."

 

Максим Гусев "Как много дум наводит он..."

 

Галина Чебунина "Горсточку русских сослали..."

 

Краткая история об основании старообрядческого святительского престола

 

Очерки истории Рогожского кладбища в Москве

 

Ирина Будкина "Духовный капитал купцов Мальцевых"

 

Г.А. Мариничева "Хоры рогожского кладбища"

 

Владимир Богданов "Старообрядческое купечество"

 

Религиозный и политический идеал старообрядцев в трудах Ф.Е. Мельникова

 

О Феодоре дияконе московского собору

 

Глеб Чистяков "Русская Православная Старообрядческая Церковь"

 

320-летие мученической кончины священномученика и исповедника Аввакума

 

Мученический венец епископа Рафаила

 

Слово об исповеднике Мефодие, епископе Томском

 

Житие святаго священномученика и исповедника Павла, еписопа Коломенского

 

Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол

 

Старообрядческая община г. Улан-Удэ

 

Преосвященный Афанасий, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока

 

320-ЛЕТИЕ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА И ИСПОВЕДНИКА АВВАКУМА

 

Известнейший старообрядческий светильник - протопоп Аввакум - родился 20 ноября 1620 года в семье священника - отца Петра Кондратьева. Воспитанием детей в семье занималась мать, Мария (в иночестве - Марфа), сумевшая передать детям свою горячую веру во Христа. Под ее влиянием у Аввакума с юных лет возникает аскетическое настроение; ей он обязан, до некоторой степени, и своею любовью к книгам.

Аввакум женился на Анастасии, дочери кузнеца Марка. На 21 году жизни он был рукоположен в диаконы, а к 24-м годам был поставлен в священники на приход в с. Лопатицы (ныне - Большемурашкинский р-н Нижегородской обл.).

Аскетизмом первых христианских веков веет от фигуры Аввакума. Перед тем как служить литургию, он почти не спит, читая книгу. Приспеет время заутрени - сам идет благовестить; прибежит на звонницу пономарь - тогда отдаст ему колокол, а сам идет в церковь читать полунощницу. Продолжительная заутреня сменяется причастным правилом. На службе велит стоять с благоговением и до самого отпуста не выходить из храма. После обедни читает поучение. Пообедав и отдохнув два часа, Аввакум опять берется за книгу. Вечерня и павечерница не заканчивают молитвенного правила: после ужина читаются каноны, молитвы, и уже в потемках вновь кладутся земные поклоны: сам делает 300 поклонов, говорит 600 Исусовых молитв и 100 Богородице; супруге делает снисхождение "понеже ребятишки у нее пищать" - 200 поклонов и 400 молитв.

Добросовестное, ревностное исполнение своих обязанностей, строгость нравственных требований привлекли к нему многих духовных чад, но породили и немало врагов. Многие негодовали на его суровые обличения. Особенно характерны столкновения его с неким начальником в Лопатицах, которого Аввакум укорял за неправду: Аввакума избили, волочили по земле в ризах, в него стреляли и, наконец, отняв имущество, выгнали из села в 1646 г. После этого Аввакум уезжает в Москву, где находит покровительство у царского духовника о. Стефана Внифантьева и у о. Иоанна Неронова. Назначенный в 1652 г. протопопом в г. Юрьевец, Аввакум прибыл туда вдохновлен-ный идеей "ревнителей благочестия" об исправлении церковных нравов.

Не прошло и двух месяцев, как Аввакум обличительной проповедью, требовательностью, настойчивым проведением благочестивого единогласия (что делало богослужение продолжительнее), восстановил против себя юрьевецкое духовенство и народ. И снова пришлось ему уезжать в Москву.

К этому времени патриархом становится Никон. В феврале 1653 г. патриарх единоличным циркуляром объявляет об отмене земных поклонов в великопостной молитве Ефрема Сирина и перемене крестного знамения с двуперстного, каким на Руси крестились со времени равноапостольного князя Владимира, на трехперстное. Эти новшества вызвали широкий протест в народе. На стороне протестующих был и Аввакум. Патриарх не замелил откликнуться репрессиями.

13 августа 1653 г. Аввакум, обличая нововведения, читал поучение и "лишние слова говорил". В тот же день Аввакум был схвачен во время совершения всенощного бдения, доставлен на патриарший двор и посажен на цепь. Взятые вместе с ним 60 человек посажены в тюрьму. На следующий день Аввакума, скованного, отвезли в Андроньев монастырь (на реке Яузе), где он находился около месяца, а затем был сослан в Тобольск.

Через два года, когда до Москвы дошли вести, что Аввакум не прекратил своих обличений никоновых реформ. Из Москвы был послан указ об отправке бунтаря на Лену, в Якутский острог. Однако перевод его туда не состоялся. В 1656 г. его вместе со всей семьей отправили с экспедицией воеводы А.Ф. Пашкова в Даурию (Забайкалье).

Поход Пашкова был сопряжен со всевозможными лишениями: приходилось переносить холод, голод и различные опасности. У Аввакума сложились напряженные отношения с Пашковым, человеком буйным по отношению к подчиненным, что приводило к резким столкновениям. Не раз протопоп испытывал на себе гнев "озорника"-воеводы, который позволял себе бить не только казаков, но и священника. Но настал конец и сибирским мучениям протопопа, чему способствовало удаление Никона с патриаршего престола. За время 11-летней сибирской ссылки Аввакуму с семьей пришлось претерпеть немало мучений, пережить смерть двоих сыновей.

Но период пребывания Аввакума в Забайкалье являет нам его с новой стороны. Именно в этот период возникают многие чудеса в его жизни, проявляется некое особенное покровительство Божие этому человеку. О многих чудесах, происходящих с протоиереем Аввакумом в Даурии, позже, уже в пожизненном заточении в земляной яме города Пустозерска, описывал сам огнепальный протопом.

В 1661 г. по ходатайству московских друзей ему было дозволено возвратиться из ссылки. Обратный путь занял около трех лет. На всем его протяжении он энергично проповедует против никоновых новин. В городах и селах, в церквах и на торжищах раздавалась его страстная речь, имевшая огромное влияние на народ. В 1664 г. он добрался до столицы и был принят боярами, противниками Никона, "яко ангел". Достаточно милостиво отнесся к нему и царь Алексей Михайлович, приказавший поселить его в Кремле.

Но для Аввакума компромисс в делах веры был невозможен. Он ревностно обличает "еретическую блудню".

Царя и бояр сильно смущала ревность Аввакума. Успех его проповеди привел в ярость духовные власти, они решили принять меры против него и просили государя о его высылке, так как он "церкви запустошил". 29 августа 1664 г. Аввакум был отправлен в ссылку в Пустозерск, но до этого острога он не доехал и более года прожил с семьей на Мезени. В 1666 г. он был привезен в Москву на суд большого собора с участием восточных "патриархов". На соборе "новинам" не покорился, за что и был "расстрижен" и "проклят".

В следующем году он был вновь отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии заключен в "земляную тюрьму". Несмотря на тягостные условия заключения в Пустозерске, Аввакум продолжал борьбу за старую веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавалась его проповедь. То взывал он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их ревность, укрепляя их в стоянии за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. За годы пустозерского заключения Аввакум написал свыше 40 сочинений, в том числе и всемирно известное свое "Житие".

Его казнили в Страстную пятницу. Формально - за "великия на царский дом хулы", а фактически - за религиозные убеждения. По настоянию тогдашнего патриарха Иоакима Аввакум был сожжен в срубе вместе с другими исповедниками и мучениками на веру. Умирая, Аввакум высоко поднял руку с двуперстным крестным знамением и закричал народу из огня: Будете этим крестом молиться - во веки не погибнете.

Память о протопопе Аввакуме глубоко почитается всеми старообрядцами. В конце XVII в. появились первые иконописные изображения святого, предстоящего Спасителю. В начале XVIII в. была составлена служба святым исповедникам и новым российским страдальцам - протопопу Аввакуму и другим святым. Официальная канонизация протопопа Аввакума состоялась на Освященном Соборе Древлеправославной Церкви Христовой 1916 года.

В с. Григорово 5 июня 1991 г. состоялось открытие памятника Аввакуму (скульптор В. Клыков). С этого же времени в селе ежегодно отмечается день памяти, на который съезжаются старообрядцы со всей страны. В районном центре, с. Большое Мурашкино, в 1993 г. преосвященнейший Алимпий, митрополит Московский и всея Руси освятил храм во имя святого священномученика и исповедника Аввакума.

А почитают нашего святого буквально во всем мире!

 

 

e-mail автору проекта