CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

История

 

Хисамутдинов А.А. "Старообрядцы: из Россси в Америку через Китай"

 

Иеромонах Никита (Добронравов) "Старообрядцы Дальнего Востока в Китае. 1917-1958 гг."

 

В. В. Вяткин "Между Церковью и государством"

 

Г. П. Михайлов "Староверы, как колонизаторы Уссурийского края"

 

"Домовая роспись у семейских Забайкалья"

 

"Материалы по прославлению подвижников Церкви Христовой к освященному Собору 2009 года "

 

"10-летие освящения кафедерального собора во имя Рожества Пресвятыя Богородицы"

 

С. А. Белобородов "Австрийцы" на Урале и в Западной Сибири" (из истории РПСЦ)

 

С. Е. Деев "Правопре-емственность в старообрядческой белокриницкой иерархии"

 

Кирилл Товбин "Церковно-государственные отношения при Петре I "

 

Максим Гусев "Помедли, путник, Христа ради..."

 

Максим Гусев "Лестовка, подручник и книга..."

 

Максим Гусев "Как много дум наводит он..."

 

Галина Чебунина "Горсточку русских сослали..."

 

Краткая история об основании старообрядческого святительского престола

 

Очерки истории Рогожского кладбища в Москве

 

Ирина Будкина "Духовный капитал купцов Мальцевых"

 

Г.А. Мариничева "Хоры рогожского кладбища"

 

Владимир Богданов "Старообрядческое купечество"

 

Религиозный и политический идеал старообрядцев в трудах Ф.Е. Мельникова

 

О Феодоре дияконе московского собору

 

Глеб Чистяков "Русская Православная Старообрядческая Церковь"

 

320-летие мученической кончины священномученика и исповедника Аввакума

 

Мученический венец епископа Рафаила

 

Слово об исповеднике Мефодие, епископе Томском

 

Житие святаго священномученика и исповедника Павла, еписопа Коломенского

 

Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол

 

Старообрядческая община г. Улан-Удэ

 

Преосвященный Афанасий, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока

 

Преосвященный Афанасий, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока.

 

Преосвященный Афанасий (в миру - Амвросий Феофанович Федотов) родился 30 ноября 1879 года в селе Тарбагатай Верхнеудинского уезда Иркутской губернии в крестьянской семье. Данных о его родителях не сохранилось. Село, где родился и вырос А.Ф. Федотов, было в основном старообрядческое.

После 1905 года в Тарбагатае был построен деревянный, но вместительный храм, в котором прошло духовное становление будущего святителя от чтеца до старообрядческого епископа.

С юных лет служа при храме, А.Ф. Федотов в совершенстве изучил церковный устав, знаменное пение. Вокруг бушевали человеческие страсти, революция, гражданская война, но церковь, домашняя молитва и тяжелый крестьянский труд укрепляли душу.

До 1917 года семья будущего епископа, по-видимому, занималась крестьянским трудом. В семье было двое детей: Екатерина и Анна. Матушка Мария умерла рано, когда дочери только достигли совершеннолетия.

В сан священника Амвросий Феофанович Федотов был рукоположен 5 марта 1923 года в г. Харбине в возрасте 44 лет. За три месяца до этого пала Дальневосточная республика. Граница с Манчжурией закрыта, повсюду агенты ОГПУ, а уставщик Тарбагатайской церкви прорывается в Харбин, чтобы принять рукоположение у епископа Иосифа, оставшегося по ту сторону кордона. В сане иерея в родном селе о. Амвросий прослужил 6 лет.

По воспоминаниям знавших его людей, Амвросий Феофанович был очень грамотным человеком. Он постоянно занимался самообразованием. Кроме духовной литературы и канонических правил, которые он знал в совершенстве, его интересовали естественные науки, история, литература.

После кончины епископа Иосифа (14.01.1927г.) Иркутско-Амурская и Дальневосточная епархия осталась без предстоятеля. Положение духовенства с каждым годом становилось все сложнее. Атеистическая пропаганда набирала силу. В это тяжелое для Церкви время Московская архиепископия просит о. Амвросия принять на себя ответственность епископского служения на Иркутско-Амурской кафедре.

Хиротония в сан епископа священноинока Афанасия состоялась 6 мая 1929 года в г. Томске. В Успенской церкви во время Божественной литургии рукоположение совершали епископ Томско-Алтайский Тихон и епископ Амфилохий (временно управлявший Иркутско-Амурской и Дальневосточной епархией).

По возвращении в родное село епископ Афанасий активно разворачивает работу по благоустроению церковной жизни в приходах Восточной Сибири, Забайкалья, Приморья. Несмотря на все сложности своего времени, он ведет активную переписку и руководит, по свидетельству отца Иоанна Кудрина, духовной жизнью старообрядческого прихода в Харбине. К тридцатому году волна коллективизации докатилась до Забайкалья. В 1931 году семьи обеих дочерей владыки раскулачили. Коллективизация сопровождалась закрытием церквей, арестами священников. Владыка Афанасий не таился, продолжал служить Церкви, разъясняя своей пастве, как в этих условиях сохранить душу, не поддаться наваждению бесовских сил.

Перед арестом владыка Афанасий жил один, он уже в то время был очень болен. По воспоминаниям родственницы владыки, когда святитель Христов был арестован и находился в тюрьме, то он, будучи пожилым человеком, подвергался различным издевательствам и пыткам. Его склоняли к отречению от Бога. Мучители подпаливали ему усы и бороду папиросами, а то и тушили их на его лице. Он же говорил издевателям: "С моим телом вы можете делать все, что захотите. А с моей душой вы ничего не сделаете". В другое время его уговаривали отречься от Бога, применяя лесть. Просили опубликовать в газете заявление о том, что вера в Бога - ложное учение. Он же отвечал коммунистам, пусть сначала они опубликуют в газетах свое заявление о том, что их учение является ложным, тогда и он подумает, писать ли. Так мужественно преодолевал владыка все искушения тюремщиков.

После ареста епископа Афанасия был ликвидирован приход в Тарбагатае, перестала существовать обширная Иркутско-Амурская епархия. В конце 1939-1940 гг. местными властями храм был перестроен, и в нем в настоящее время находится большая сельская поликлиника. Однако очертания святого алтаря сохранились до наших дней. Из справки КГБ Бурятской АССР от 31.05.90 го. видно, что владыка Афанасий решением НКВД от 16.03.1938 года был приговорен к высшей мере наказания по статьям 58-10, 58-11 за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Приговор приведен в исполнение 18.04. 1938 года. Место захоронения неизвестно. Через 50 лет, в октябре 1989 года епископ Афанасий реабилитирован ввиду отсутствия состава преступления.

Молитвенная память о святителе Афанасии вечно будет жить в сердцах старообрядцев.

 

e-mail автору проекта