CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Энциклопедия

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

 

 

 

С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
Опыт энциклопедического словаря.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

ЖДАНОВ Никола Николаевич - старообрядец белокриницкого согласия, неокружник, потомственный купец, вместе с братом пожертвовал на строительство церкви Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Боровске Калужской губ. половину требовавшейся суммы. Освящение храма двумя неокружническими архиереями - Иоасафом калужским и Кононом московским - состоялось 18 июля 1912 г. После освящения обратился к епископам с просьбой о прекращении раздора неокружничества и примирении с московским архиеп. Иоанном.

 

"ЖЕЗЛ" - книга (известная в литературе также под названием "Жезл правления"), собранная и изданная от лица Собора 1666 г., представляющая собой апологию никоновских нововведений. Содержит тенденциозный разбор сочинений иереев Никиты и Лазаря. Книга наполнена руганью и подлогами. Двуперстное крестное знамение именуется "душевредным учением", а придерживающиеся его предаются анафеме. Про поборников древлего благочестия говорится, что они составляют "своя богоненавидимыя блядилища" и "хулами нестерпимыми уничижают Бога и святыя Его".

 

ЖИГАРЕВ Феодор Васильевич (февр. 1793 - 27 ноября 1856) - старообрядец, приемлющий священство белокриницкой иерархии, пострадавший за веру, оказавший важную услугу Церкви Христовой - доставивший из Белой Криницы в Москву святое миро, сваренное митр. Амвросием. В 1830-1840-х гг. Феодор Васильевич состоял певчим на Рогожском кладбище. Во время эпидемии холеры в Москве он был помощником при действительном статском советнике, начальствовавшем над Рогожской частью и оказал большие услуги в борьбе с эпидемией. 23 марта 1831 г. ему была выражена письменная благодарность от московского военного генерал-губернатора за "старания и ревность".

      Вместе с В.В.Борисовым был послан в февр. 1947 г. от Рогожского кладбища в Белую Криницу, чтобы присутствовать там при освящении мира и привезти часть его в Москву. Путешествие приходилось держать в тайне, тайно был совершен и переход чрез границу. При этом ему пришлось переправляться через Днестр в ледоход. Об этом переходе он писал в Москву 20 марта: "Чрез настоящий проход нас не пустили, но я решился жертвовать собою и переправиться чрез узкий и прискорбный водяной путь, и решился донага раздеваться и итти босыми ногами, ночью, по морозу две или три версты. Но прибыл благополучно в назначенное мне место. А сотоварищ мой был на той стороне реки. Но прибывши, в тот же час и назначены были и отправлены надежные с того места люди". Борисову с провожатым удалось пробраться к монастырю с меньшими трудностями. Немало тревожных дней пришлось пережить и в Белокриницком монастыре. Московские уполномоченные присутствовали при освящении мира, отпраздновали в монастыре Пасху, посетили Мануйловский монастырь и г. Яссы. В Россию выехали после Троицы. В Москву возвратились в последних числах июня месяца, доставив в целости святое миро на Рогожское кладбище.

      О посольстве в Белую Криницу стало известно властям, и 16 апр. об этом было доложено государю. В связи с учреждением белокриницкой митрополии и в связи с указанным посольством были арестованы виднейшие старообрядческие деятели. 29 мая в Тульской губ. на пути в Австрию были схвачены настоятель Белокриницкого монастыря Геронтий и инок того же монастыря Дионисий. Они были немедленно отправлены в Петербург и заключены в здании III отделения собственной Е.И.В. канцелярии. Из расследования по делу этих отцов, обвинявшихся только в том, что они причастны к Белокриницкой митрополии, правительство узнало о Жигареве и Борисове и привлекло их к уголовной ответственности. В отличие от Борисова, Жигарев явил собой пример мужества и стойкости. Он не пошел на уступки и после долгих мытарств и злоключений 2 ноября 1856 г. он был заточен в Суздальскую крепость, где вскоре скончался. Похоронен там же.

      Он славился своим сильным и красивым голосом и, по отзывам его товарищей, действительно был мастер петь и читать. На Рогожском кладбище в большие праздники он обыкновенно читал паремии и Апостол. Был представительной наружности, с большой окладистой бородой. Человек был очень ловкий, расторопный, в трудных обстоятельствах смелый и находчивый.

 

ЖИЛКО Алексей Николаевич (р. 13 дек. 1945) - известный поморский наставник и церковный деятель. Родился в Риге, в семье потомственных рижских беспоповцев. В 1963 г. начал обучаться церковному чтению и солевому пению у Л.С.Михайлова. В том же году начал посещать клирос рижского храма, в котором прошел степени причетника от пономаря до канонарха и уставщика. В 1968 г. женился. В 1981 г. избран в совет Гребенщиковской общины, где на посту заместителя председателя вел самостоятельный участок работы. В 1984 г. был председателем Гребенщиковской общины. 19 июля 1986 г. его благословили в духовные наставники Елгавской общины. В 1989 г. принял приглашение Даугавпилсской общины занять должность наставника, после чего окончательно оставил работу на производстве в Риге и переселился в Даугавпилс. В 1990 г. избран в состав Духовной комиссии, участвовал в издании журнала "Китеж-град". В 1991 г. на собрании Даугавпилсской общины избран председателем совета общины. Вместе с руководимым им церковным хором выступал с концертами. Автор ряда статей в поморских церковных календарях.

      В 1995 г. в результате раскола в Гребенщиковской общине, а затем и во всем поморском согласии стран Прибалтики, стали дублироваться и обновлятся органы управления поморцев. Одна из конфликтующих сторон на своем съезде выдвинула его кандидатуру на должность председателя Центрального совета ДПЦЛ. На этот пост он был избран 18 июля 1995 г.

 

"ЖИТИЕ" ИНОКА ЕПИФАНИЯ - 1) автобиографическое сочинение, написанное в период между 1667 и 1676 г. Дошло до нас в двух редакциях: ранней (до 1671 г.) и поздней (до 1676 г.), при этом более поздняя редакция сохранилась в списках-автографах самого инока Епифания. В настоящее время эти автографы находятся в Древлехранилище Пушкинского дома и в Библиотеке Академии Наук. Первая публикация "Жития" была осуществлена А.К.Бороздиным в 1889 г., последняя - в кн. "Пустозерская проза" (М., 1989);

      2) агиографическое сочинение кого-то из отцов Выговского общежительства, написанное в 1830-х гг.

 

"ЖИТИЕ" ПРОТОПОПА АВВАКУМА - автобиографическое повествование, дошедшее до нас в четырех редакциях, три из которых принадлежат самому святому Аввакуму, а четвертая (т. н. Прянишниковская) известна по списку 19 в. Исследователи творчества протопопа Аввакума установили последовательность, в которой он создавал различные варианты "Жития". Считается, что наиболее ранний вариант не дошел до нас, но его фрагменты сохранились в тексте прянишниковского списка. В 1672 г. Аввакум написал вторую редакцию, которая находится в ряде списков 17-19 вв.; в 1673 г. последовала новая редакция, дошедшая до нас в автографе из Пустозерского сборника В.Г.Дружинина (ныне хранится в Библиотеке Академии наук). Последняя редакция, созданная в 1674-1675 гг., также сохранилась в виде собственноручного списка в составе другого Пустозерского сборника, принадлежавшего И.Н.Заволоко (хранится в Древлехранилище Пушкинского дома). Впервые было опубликовано по рукописи 19 в. Н.С.Тихонравовым в "Летописях русской литературы и древности" в 1861 г. Наиболее авторитетным научным изданием считается публикация "Жития" (вместе со всеми другими сочинениями Аввакума, известными в то время) Я.Л.Барсковым и П.С.Смирновым в т. 39 "Русской исторической библиотеки" (1927 г.).

 

ЖМАЕВ Иван Степанович - старообрядческий начетчик белокриницкого согласия. Член Союза старообрядческих начетчиков. Проживал в с. Койде Мезенского у. В нач. 20 в. проводил беседы главным образом в Архангельской губ., в результате которых большое число беспоповцев, поморцев Мезенского у., присоединилось к белокриницкой иерархии. По поручению Совета всероссийских съездов старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии, в 1910 г. в Пустозерске, на месте сожжения протопопа Аввакума, пытался установить крест с памятной металлической пластиной. По распоряжению властей это было запрещено, а металлическая пластина была разрублена на 13 частей.

 

ЖУРАВЛЕВ Андрей Иванович (1751-1813) - бывший старообрядец, впоследствии новообрядческий протоиерей. Происходил из московской купеческой семьи федосеевского согласия. С юности пользовался уважением своих одноверцев за ум и начитанность. Переехав в Петербург, женился на никонианке и отступил от староверия. Был настоятелем церкви Сошествия Святаго Духа на Охте, в предместье Петербурга. В 1788 г. прибыл в Стародубье проводить противостарообрядческую агитацию, подготавливая насаждение единоверия. Автор сочинения "Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках", выдержавшего ряд переизданий начиная с 1794 г.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"