CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Энциклопедия

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

 

 

 

С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
Опыт энциклопедического словаря.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

ЗАВАЛОВЦЫ - см. необщинники (1).

 

ЗАВОЛОКО Иван Никифорович (1897 <по данным дела, заведенного на него НКВД, он родился в 1898> - 1984) - старообрядец федосеевского    согласия, историк старообрядчества, видный деятель в общине рижских    беспоповцев. Родился в г. Режица (Латвия). Учился в Пражском университете, участник Кондаковского семинара, с 1927 г. совершал систематические экспедиции по Латгалии и Эстонии, изучая культурное наследие беспоповских общин. В довоенной Латвии издал ок. 10 книг (сборники духовных стихов, альбомы древних орнаментов и вышивок, учебные пособия по истории староверия и т.п.). Был фактическим руководителем журнала "Родная старина", старостой кружка ревнителей старины. В 1933 г. открыл в рукописном отделе книжницы Гребенщиковской общины второй список "Слова о погибели земли Русской". После присоединения Латвии к СССР был арестован, 10 февр. 1941 г. особым совещанием НКВД приговорен к восьми годам лагерей. В лагере ему была ампутирована нога. Освобожден 12 окт. 1948 г. и направлен в ссылку в Новосибирскую обл. Находясь там, в 1957 г. начинает переписку с ленинградским археографом В.И.Малышевым, длившуюся почти 20 лет. Освобожден из ссылки 6 апр. 1956 г. (Следственное дело с архивным ( 29818 хранилось в КГБ Латвии). В 1959 г. возвращается в Ригу. В беспоповском "Старообрядческом церковном календаре" систематически публикует свои исследования о Выговском общежительстве, Стоглавом соборе (см. Стоглав), боярыне Морозовой, Иване Федорове, византийском искусстве и т.п. В 1966 г. обнаружил, а в 1968 г. передал в дар Институту русской литературы "Пустозерский сборник", написанный в 1670 г. в земляной тюрьме. Сборник содержал автографы "Житий" инока Епифания и протопопа Аввакума (т. н. "редакцию В") и их рисунки. При издании этой рукописи обещанное дарителю название ("Пустозерский сборник Заволоко") было в последний момент заменено на "Пустозерский сборник" (Л., 1975). В общей сложности передал Пушкинскому дому несколько сот рукописей из своего собрания. Весьма интересовался проблемами медицины, изучая возможности ранней диагностики предраковых состояний. В последнее время Гребенщиковской общиной переиздано несколько довоенных работ Заволоко, в т.ч. "Учебник по Закону Божию для старообрядцев" (1989), "История Церкви Христовой" (1990) и "О старообрядцах города Риги" (1993).

 

ЗАМИРЩЕННЫЙ - см. Мирщение.

 

ЗАОНЕГИ - так в 18 в. называли беспоповцев поморского согласия беспоповцы федосеевского согласия, проживавшие в польских пределах.

 

ЗАПИСНЫЕ СТАРООБРЯДЦЫ - старообрядцы, по указу имп. Петра I с 1716 г. внесенные в "перепись раскольников". Это был первый правительственный акт, допускающий существование старообрядцев, ранее находившихся вне закона. По указу 1716 г. записные старообрядцы облагались двойным денежным налогом, им предписывалась особая одежда и особые знаки. Им запрещалось владеть землей, строить дома, иметь законную семью, иметь у себя какие-либо рукописные или печатные книги. За задержку в уплате штрафных денег или при подозрении в распространении своего вероучения записной старообрядец мог быть лишен имущества и отправлен на галеры. С 1719 г. последовала новая серия мер, утяжеливших положение старообрядцев. Поэтому большинство старообрядцев предпочитало укрываться от переписи в глухих местах до тех пор, пока тайное поселение не открывалось военной сыскной командой.

 

ЗАХАРИЙ (Зосима Власов) - инок (вероятно, федосеевского согласия) конца 18 в., принявший постриг в Польше. Пришел в Москву в сером суконном кафтане, монашеском клобуке, в железных веригах и с железным посохом. Арестованный как праздношатающийся, показал о себе, что родства не помнит, паспорта не имеет. О его поимке было донесено имп. Екатерине II, которая повелела провести следствие. "Дело о монахе Захарии" дважды было рассмотрено - сначала в нижнем, а затем в верхнем надворных судах (специальное судебное присутствие, рассматривавшее дела чиновников и разночинцев в обеих столицах). По окончательному приговору его отдали в солдаты 29 егерского полка. Во время парада войск московского гарнизона он вышел из строя и бросил на плац ружье и всю амуницию. Его судили и приговорили к расстрелу.

 

ЗАХАРОВ Иван - один из старообрядцев-мучеников за веру. Писарь Соловецкого монастыря, участвовавший в составлении знаменитых соловецких челобитных к царю. Ушел из монастыря еще до начала военной блокады. Поселился в пустынном месте Поморья у старца Пимена. Написал и отправил в Кандалакшу "епистолию" к мучимым там за старую веру ростовским христианам. Письмо было перехвачено воеводой Волоховым. В 1670 г. стрельцы воеводы разыскали и сожгли келью Ивана Захарова и старца Пимена, самих же посадили в тюрьму при Сумском остроге. В 1671 г. бояре, по царскому указу рассмотрев "дело Захарова", приговорили: "подьячего Ивашку Захарьева пытать накрепко... а после сыску и очных ставок подьячего Ивашку казнить смертью, отсечь голову".

 

ЗЕЛЕНКОВ Василий Тимофеевич (1888 - 20 или 26 мая 1906) - старообрядец белокриницкого согласия. Один из выдающихся старообрядческих начетчиков. Родился в беспоповской семье в д. Озеро Семеновского у. Нижегородской губ. Автор сборника "Выписки из святоотечественных и других книг (служащих к изучению различных сторон церковной жизни)" - ч.1-3. М., 1911-1912. Выступал на беседах с миссионерами и старообрядцами других согласий. Принимал участие в издании журнала "Церковь" (1) и распространении первых граммофонных записей Морозовского хора. Жил, работал и умер (от туберкулеза) в г. Егорьевске Рязанской губ. (ныне - Московская обл.). Совет всероссийских съездов старообрядцев выделил средства для его лечения, но поздно, и спасти его не удалось.

 

ЗЕНИН Никифор Дмитриевич - видный деятель Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), начетчик, писатель, и, вероятно, книгоиздатель. Казначей Союза старообрядческих начетчиков. Житель г. Егорьевска (ныне Московская обл.). Занимался фотографией и много фотографировал деятелей старообрядчества. Выполнил первые записи старообрядческого церковного пения (Морозовского хора под упр. П.Цветкова) на граммофонные пластинки. Сотрудничал в старообрядческих журналах (часто используя псевдоним Гостиславский) и всесторонне служил распространению старообрядческой литературы. Много сделал для того, чтобы труды молодого начетчика В.Т.Зеленкова увидели свет хотя бы после смерти автора. Обладатель крупной библиотеки. Владелец книжного магазина. Автор книг,  в т. ч. "Егорьевская Георгиевская старообрядческая община" (М., 1915), "К братьям нашим беспоповцам об антихристе", "Ответ на клевету" и др.

 

"ЗИТУМЕНОС", или "Взыскание аще двоеперстное сложение на изображение креста есть Христово предание" - апологетическое сочинение в защиту двуперстного крестного знамения, написанное в 1740-х гг. Алексеем Родионовым, учеником Симеона Денисова. Этим и объясняется близость свидетельств, приводимых им, к тем, что помещены Денисовым в "Поморских ответах". Опубликовано впервые в "Трудах Киевской духовной академии" за янв. 1867 г. Е.Барсовым, переиздано в 1907 г. отдельной брошюрой в качестве приложения к ( 5 журнала "Старообрядец" (1).

 

"ЗЛАТОСТРУЙ" 1) - журнал беглопоповцев, издававшийся с 1910 г. (( 1-4). Журнал продолжился как ежемесячник в 1911-1913 г., утратив чисто беглопоповский характер; редактировался Г.М.Карабиновичем.

      2) - староверческий журнал, издание Центрального совета Древлеправославной поморской церкви Латвии. Главный редактор - председатель ЦС ДПЦЛ, наставник Гребенщиковской общины И.И.Миролюбов. Вышло два номера (1990-1992).

 

ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ - основной роспев русского православного церковного пения. Название получил от употребляющихся при записи мелодий крюков, иначе - знамен. Знаменное пение является унисонным. Мелодика роспева подчиняется системе осмогласия и основана на обиходном звукоряде; отличается плавностью, уравновешенностью музыкальных линий. Знаменный роспев является основой церковного пения в старообрядческих храмах. Имеется несколько типов роспева: Столповой, Малый, Большой. От знаменного роспева произошли Путевой и Демественный роспевы.

 

ЗОСИМА (Зотик Иосафович Еремеев; р. 1947) - епископ кишиневский и всея Молдавии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Из семьи коренных старообрядцев. Закончил Духовную семинарию, рукоположен в священники с. Губино Орехово-Зуевского р-на Московской обл. Хиротонисан в епископы митр. Алимпием в сослужении с еп. Силуяном и еп. Иоанном в 1994 г.

 

ЗОТОВ Михаил Иларионович (1864-1913) - старообрядческий протоиерей, настоятель храма в г.Балаково Саратовской губ. Родился в семье беспоповцев; в 1894 г. присоединился к Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) и поступил на служение причетником в храм г. Николаевска. В 1895 г. был рукоположен в священники. В 1901 г. переведен настоятелем храма в г. Балаково.

 

ЗЫКОВ Иван Иванович (1837-1913) - беспоповец поморского согласия, родом из подмосковной "Патриарщины", из д. Кабаново (по др. данным, он родился в д. Будьково). Член духовного совета Зуевской общины. Известен своим обличением единоверия в спорах с Павлом Прусским. Сохранился гектографический список стенограммы одной из таких бесед, состоявшейся 3 окт. 1876 г. в д. Ликино Владимирской губ. Зыков был активным деятелем Первого всероссийского собора поморцев, где был избран товарищем председателя собора и выступил на тему "Об антихристе и пророках Енохе и Илие". Автор известных полемических сочинений: "Меч духовный" (не путать с книгой К.А.Перетрухина), "Обличение великороссийских пастырей" и др., многие из которых были также гектографированы и распространялись в списках.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"