CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Энциклопедия

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

 

 

 

С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
Опыт энциклопедического словаря.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

ХОМОВОЕ ПЕНИЕ - то же, что наонное пение.

 

ХРАМ ВО ИМЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (ныне - во имя Успения Пресвятыя Богородицы) - храм-колокольня на Рогожском кладбище, сооружен в память распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища; зало-   жен 20 апр. 1908 г. и освящен 18 авг. 1913 г. архиеп. московским Иоанном и    епископом рязанским и егорьевским Александром. Построен благодаря пожертвованиям известной старообрядческой благотворительницы Ф.Е.Морозовой и члена совета общины Ивана Петровича Трегубова по проекту архитектора Ф.И.Горностаева. Внутри храм был расписан в новгородском стиле 16 в. известным иконописцем Тюлиным. В иконостасе находились иконы 14 в., пожертвованные Рахмановыми. Фасады храма украшены рельефными изображениями райских птиц: Сирина, Алконоста и Неясыти (пеликана, который, по преданию, питает детей своей кровью, и тем самым символизирует Христа). По легенде, старообрядцы выхлопотали разрешение выстроить храм всего на метр ниже кремлевского Ивана Великого. С 1912 по 1924 г. в здании помещались библиотека и архив Рогожского кладбища. Примерно в 1928 г. колокола храма были отобраны властями, и звонницу устроили на западной паперти Покровской соборной церкви, куда перенесли несколько мелких колоколов. Главный колокол храма был разбит. После того как была отобрана зимняя Рождественская соборная церковь, храм использовался для будничных служб и исполнения треб в холодное время. Но в сер. 1933 г. храм был закрыт и отобран властями, в результате чего погиб его интерьер. По слухам, колокольню хотели взорвать, но в 1947 г. вернули старообрядческой Архиепископии. На месте разрушенной паперти была сделана большая пристройка с хорами, почти вдвое увеличившая вместимость храма. В конце 1949 г. храм был заново освящен во имя Успения Пресвятыя Богородицы. В 1960-1970-х гг. близ храма-колокольни были построены многоэтажные дома, которые загородили его фасад со стороны Нижегородской улицы. В 1977-1979 гг. произведен наружный ремонт. В 1988 г. возобновлен колокольный звон; 7 авг. 1990 г. один из колоколов, весом 4293 кг, сохранившийся во МХАТе, был освящен и поднят на колокольню. Второй, парный ему колокол находился в кремлевском Дворце съездов и, несмотря на протесты старообрядцев, в 1994 г. был передан московскими властями в новообрядческий Казанский собор на Красной площади.

      В 1992-1993 гг. внутренняя роспись храма заново создавалась старообрядческим иконописцем иноком Алимпием (Вербицким).

 

ХУДОШИН Терентий Акимович (1858-1927) - один из видных учителей поморского согласия. Активно участвовал в подготовке Первого всероссийского съезда христиан-поморцев, проходившего в 1909 г. в Москве, где выступал с докладами о настоятелях и наставниках, о существе брака. Съезд избрал его товарищем председателя, а затем членом Совета соборов. В 1911 г. участвовал в работе Всероссийского съезда старообрядцев по народному образованию, проходившему в г. Двинске. На втором Всероссийском соборе поморцев, состоявшемся уже без председателя первого собора Л.Ф.Пичугина, председателем был избран Худошин. По его инициативе в 1923 г. был учрежден Высший духовный совет старообрядческой церкви поморцев. В 1924 г. участвовал в работе старообрядческого поморского съезда в г. Кургане на правах председателя Нижне-волжского областного Духовного совета. Скончался в Саратове, погребен на городском старообрядческом кладбище (ул. Краевая).

      Совместно с В.З.Яксановым составил "Учебное руководство по Закону Божию" для старообрядцев, не раз переиздававшееся беспоповцами стран Балтии в 1930-х гг.

      Как начетчик состязался в собеседованиях со старообрядцами-поповцами, выступал на страницах журнала "Щит веры", но не всегда удачно. Одна из его статей была разобрана в ( 17 журнала "Церковь" (1) за 1912 г., после чего "Щит веры" (( 4 за 1912 г.) признал, что Худошин совершил ошибку, выдавая протестантское толкование на Евангелие за святоотеческое писание.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"