CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Энциклопедия

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

 

 

 

С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
Опыт энциклопедического словаря.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

ВАКОНЬЯ Иван Ульянович (1883-1965) - председатель и наставник Рижской Гребенщиковской общины с 1951 по 1956 г. Рано осиротев, стал воспи-  танником Рижского Гребенщиковского старообрядческого училища,   затем - народным учителем старообрядческих школ. Участник Первого   всероссийского собора поморцев в Москве, где выступил с докладом "О ста-  рообрядческих училищах и учителях". Автор ряда пособий по церковному пению. Был редактором издававшегося в Риге журнала "Наставник".

 

ВАРКОВСКИЙ СОБОР - первый в Прибалтике собор беспоповцев поморского согласия, состоявшийся 2-7 окт. 1832 г. в доме Савелия Ефимовича Злотникова на Варковской Мызе Динабургского у. (под нынешним г. Даугавпилсом). В совещании приняли участие представители крупнейших общин беспоповцев из Латгалии и Земгалии: 33 наставника и столько же из числа причетников, чтецов и певцов. Обсуждались вопросы о допустимости бессвященнословных браков у старообрядцев-беспоповцев, о порядке избрания и отрешения от должности наставников, о соблюдении обычаев старины. Собор избрал руководящий орган из шести человек - Духовный совет под председательством наставника Масловской общины Сисоя Назарьевича.

 

ВАРЛААМ (ум.1868) - епископ балтский и всея Бессарабии Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); рукоположен архиеп. Антонием из настоятелей мужского Куреневского монастыря. Похоронен в г. Балта на старообрядческом кладбище.

 

ВАРСОНОФИЙ (Борис Евтропьевич Овсянников; р. 1897) - епископ курский Древлеправославной церкви. Хиротонисан 27 апр. 1969 г. в Новозыбкове архиеп. Иеремией и Павлом. С июня 1977 г. по сент. 1979 г. - местоблюститель архиепископской кафедры. В сент. 1983 г. принял схиму с именем Вавилы.

 

ВАСИЛИЙ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ - см. Емельянов.

 

ВАСИЛЬЕВ Феодосий (1661 - 23 июля 1711) - основатель одного из двух главных согласий старообрядцев-беспоповцев, названного по его имени федосеевским, или по главному отличию - небрачным. Происходил из захудалой ветви рода Урусовых (потомков татарских князей), которые после Смутного времени переселились из Москвы в Новгород. Отец его служил священником синодальной церкви в Крестецком Яму в псковских пределах; сам он был там же поставлен в диаконы (по другим сведениям был дьячком). Рано овдовел, в 1690 г. по первому чину перешел в старообрядчество, где получил имя Дионисий. В 1692 г. новгородские старообрядцы направили его под г. Нарву для защиты старой веры против новообрядческого "миссионера" Ивана Коломенского. В 1699 г. Феодосий с братом Егором перебрался на жительство в тогдашнюю Польшу, под Ревель, где устроил мужскую и женскую обители. Проповедуя общее с поморцами учение о духовном пришествии антихриста и воцарении его в русской церкви, о перекрещивании всех приходящих от нее, он учил также и несогласно с поморцами, что: 1) изображение распятия Спасителя должно иметь пилатово титло (впоследствии этот пункт подвергся изменению); 2) брак, заключенный в новообрядческой церкви, при переходе в старообрядчество не расторгать (позже и этот пункт был изменен); 3) брашно, купленное на торгу, считать оскверненным и потому очищать молитвами (сейчас соблюдается далеко не везде); 4) иноков, постриженных новообрядческой церковью, признавать бельцами, не позволяя, в отличие от поморцев, совершать им треб. Дважды Феодосий ездил в Выговское общежительство для прений с поморскими отцами об этих и иных вопросах. В последнее из таких свиданий, в 1706 г., уходя из Выговской обители, он отряс прах от своих ног и произнес: "Не буди нам с вами имети общения ни в сем свете, ни в будущем". Правда, уже в 1708 г. вместе с Андреем Денисовым совершил службу в одной из моленных Новгорода.

      Основанные Феодосием обители начали подвергаться грабительским нападениям польских солдат (жолнеров). Многие из братии во время этих набегов погибали. Поэтому после 19 лет пребывания за рубежом Феодосий возвратился в Россию и обосновался в Вязовской вол. Великолуцкого у. По легенде, здесь он встретился с царевичем Алексеем Петровичем. В этот период он успешно распространял свое учение среди людей всякого сословия. Однако из-за эпидемии смертоносной язвы был вынужден отправиться в Новгород, чтобы хлопотать о переносе обителей под Юрьев Ливонский (ныне Тарту), на Ряпину Мызу. В Новгороде или на Ряпиной Мызе он был схвачен воеводой Корсаковым и выдан новгородскому митр. Иову, который заключил его в темницу. Здесь Феодосий Васильев скончался от истязаний. После первоначального разорения Ряпина Мыза была все же передана для поселения федосеевцам, где они вновь возвели мужскую и женскую обители, семь лет жили в мире и спокойствии. С этого времени последователи Феодосия Васильева настолько умножились в числе, что вплоть до конца 19 в. оставались самым многочисленным беспоповским согласием в России.

 

ВДОВИН Козьма Григорьевич (1836-1913) - иерей белокриницкой иерархии. Родился в д. Староверовке Бугурусланского у. Самарской губ., в семье крестьянина. 1 окт. 1863 г. примкнул к раздору неокружников. Вскоре оставил родительский дом и перебрался на жительство в пос. Гниловский близ Уральска. В 1864 г. неокружнический еп. Софроний рукоположил его во священники на приход г. Уральска. Долгое время о. Козьма поддерживал раздор неокружников. Однако простая мысль, подсказанная ему одним из стариков-старообрядцев, перевернула все его долголетние убеждения. Старик сказал, что не должно думать, будто никониане веруют не в Исуса, а в другого бога - Иисуса: "...потому что ты их присоединяешь токмо вторым чином". С этого времени ревность о. Козьмы была направлена на уврачевание раздора и утверждение правоверия. На собственные средства он издал множество книг-цветников и награждал ими всех, с кем его сводила судьба. В 1902 г. еп. Арсений назначил его благочинным на территории от Оренбурга до Гурьева.

 

ВЕНИАМИН (Агольцов Василий Феодорович; ум. 1962) - епископ киевский и винницкий Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), хиротонисан в 1946 г. архиеп. Иринархом в сослужении с еп. Геронтием ярославско-костромским. Киевской епархией управлял до 1950 г. В старообрядческом церковном календаре на 1955 г. упомянут как епископ клинцовско-новозыбковский и член Совета старообрядческой архиепископии. По данным о Евгения Бобкова, управлял клинцовско-новозыбковской епархией в 1954-1962 гг.

 

ВЕРВИЦА - древнейший вид четок, веревка, имеющая 103 узла, перебирая которые христианин читает молитву Исусову. Вервица введена в 4 в. в Византии святым Василием Великим в основанных им монастырях и первоначально предназначалась для неграмотных иноков. Такие иноки обязаны были совершать молитвы и поклоны вместо чтения по книге келейного правила, а чтобы не сбиться - отсчитывать их по вервице. Впоследствии, с развитием учения об умной молитве Исусовой, которую должен постоянно держать в уме и сердце всякий верующий, вервица стала постоянной принадлежностью не только иноков, но и благочестивых мирян. Старообрядческая вервица называется лестовкой.

 

ВЕРХОВСКИЙ Иоанн Тимофеевич (1818 - 17 янв. 1891) - сын единоверческого иерея. В 1832-1834 гг. учился в Саратовском духовном училище, затем в Пермской духовной семинарии, после чего был рукоположен в священники и назначен настоятелем единоверческого Никольского храма на Захарьевской ул. в С.-Петербурге (т. н. миловской церкви, ныне снесенной, - не путать с Никольским храмом на нынешней ул. Марата). Углубленно занимался историей старообрядчества, выступал в церковной и светской печати как публицист. В 1859 г. безуспешно призывал вернуть в свой храм отобранный оттуда и переданный в Исаакиевский собор образ Тихвинской Богородицы. Выступал за учреждение единоверческого епископата. Обратился к собору архиереев, возглавляющих южнорусские епархии, с посланием в защиту старообрядцев ("Послание, поднесенное высокопреосвященному Платону, митр. киевскому и галицкому, председателю собора российских архипастырей, в Киеве, в сентябре 1884 г.", - Сочинения, т. 1). В послании, в частности, говорилось, что "целый ряд императорских правительств... не щадят истязаний, только бы отучить свой народ от двуперстия и только добиться того, чтобы он не называл Господа Истинным". Киевский собор он призывал к тому, чтобы все епископы "прямодушно и безвозвратно отреклись от обрядонасилия и остальных эллино-афонских и киево-латинских преданий", чтобы была резко увеличена численность епископата: по его мысли, свои архиереи должны быть во всех городах, включая уездные, и даже в крупных селах - к подобному в 1920-х гг. призывал еп. Андрей (Ухтомский). Из-за содержавшейся в послании резкой критики обычаев современной восточной церкви (в т.ч. поливательного крещения и троеперстия) это обращение вызвало гнев К.П.Победоносцева, который решил отправить о.Иоанна на Соловки или в Суздаль. В нач. 1885 г. о. Иоанн был вынужден бежать в Москву, укрывшись у еп. Саватия в моленной на Апухтинке, затем вместе с Онисимом Швецовым (будущим еп. Арсением) он тайно перебрался в Белую Криницу и по благословению митр. Афанасия поселился в Никольском монастыре. Есть сведения, что "Истинность..." еп. Арсения написана в сотрудничестве с И.Т.Верховским. Официально к Древлеправославной Церкви Христовой не присоединялся (в старообрядческой устной традиции сохранилось мнение, что присоединение тем не менее имело место), считая свое положение более удобным с точки зрения объективности критики официального единоверия и синодальной церкви вообще. Основные работы этого рода собраны в трехтомном издании "Сочинения И.Т.Верховского" (Лейпциг-Черновцы, 1886-1888). Им была также издана книга "Вселенский идеал Христовой Церкви" (Лейпциг, 1888). Когда Верховский тяжело заболел, то по хлопотам его дочери ему разрешили вернуться в Россию. Вскоре после возвращения он умер. Похоронен как простец на единоверческом Охтинском кладбище в Петербурге, ибо Синод изверг его из сана еще в 1885 г.

 

"ВЕСТНИК ВЫСШЕГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СОВЕТА В ПОЛЬШЕ" - "орган, посвященный церковным делам", журнал, издававшийся в Вильне Высшим старообрядческим советом в Польше. Выходил "не менее шести раз в год". ( 1 вышел 14 янв. (н.ст.) 1929 г. Последний известный (( 2-3) - 20 июня 1931 г. (журнал выходил, вероятно, до 1939 г.). Редактор журнала, по крайней мере по 1931 г., - П.И.Киселев. Редакция помещалась по адресу: Вильна, ул. А.Мицкевича, д.22.

 

"ВЕСТОЧКА" - издававшийся в 1992 г. от имени старообрядческой общины Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Богородска (Ногинск) Московской обл. малоформатный альманах, содержавший выдержки из учения святых отец, святцы, краткие сведения по вопросам богослужения и истории. Вышло три номера (тираж 200 экз.). Редактор - старообрядческий уставщик из с. Андронова Павлово-Посадского р-на Московской обл., ныне иерей Сергий Дурасов.

 

ВЕТКА - остров на р. Сож, а также слобода, основанная старообрядцами в 1685 г. неподалеку от г. Гомеля и получившая свое прозвание по имени острова. В дальнейшем Веткой стала называться вся эта обширная местность, населенная старообрядцами. В то время эта местность находилась за литовским рубежом, поэтому сюда бежали старообрядцы из Стародубья, когда царевна Софья и патр. Иоаким стали применять против них вооруженную силу. Пан Халецкий, которому принадлежал этот остров, получая с беженцев немалый оброк, стал для них надежной защитой против попыток российских властей вернуть старообрядцев для расправы. Из разных мест России на Ветку устремился поток гонимых за веру христиан. В самое короткое время старообрядцы населили 14 больших слобод. К нач. 18 в. Ветка сделалась средоточием старообрядцев-поповцев, здесь было до 40000 жителей, появились и монастыри, мужские и женские. Усилению Ветки способствовало то, что священноинок Феодосий, прибывший сюда в 1695 г., основал церковь и в сослужении иереев Александра и Григория на древнем антимисе освятил ее во имя Покрова Богородицы. Это была первая построенная старообрядцами церковь, в которой регулярно стала совершаться литургия.

      Усилия по разорению Керженца, предпринимавшиеся по поручению Петра I нижегородским архиеп. Питиримом начиная с 1706 г., превратили Ветку в признанный центр поповцев. Питирим в 1715 г. предлагал имп. Петру истребить и Ветку, говоря что "велия будет в том польза, понеже бежать будет некуда", однако Петр не решился на военные операции в чужих владениях. Тем временем ветковские старообрядцы возглавили поиски архиерея для восстановления полноты иерархии в старообрядчестве, прерванной со времени мученической кончины еп. Павла коломенского. За некоторое время до 1730 г. они обращались с просьбой о рукоположении епископа для них к иеросалимскому патр. Хрисанфу (см. П.Смирнов. "Из истории раскола первой половины 18 столетия"). В 1730 г. ветковцы обратились к митр. ясскому Антонию с просьбой поставить им епископа из их собственной среды. В Яссы был направлен кандидат - инок Павел, казначей Покровского ветковского монастыря. Прошение старообрядцев было поддержано паном Халецким и господарем молдавским. Митр. Антоний медлил с решением дела, и в 1731 г. старообрядцы обратились к патр. константинопольскому Паисию II, который дал согласие при условии, чтобы поставляемый клятвенно обещал во всем следовать учению "православной церкви". Старообрядцы на это не согласились, и поиски были продолжены. Однако завершить их в то время не удалось. В 1735 г. по именному повелению имп. Анны Иоанновны пять армейских полков под командованием полковника Я.Г.Сытина окружили слободы и увели в Россию 14000 чел., осуществив первую т. н. "выгонку" Ветки. Начальствовавший тогда на Ветке священноинок Иов был сослан в Иверский валдайский монастырь, где и скончался. Погибли многие древние иконы и уникальное собрание книг Лаврентьевского монастыря.

      Однако через пять лет старообрядцы вновь густо населяют Ветку, строят сначала часовню, а затем новый большой храм во имя Покрова Богородицы, который был освящен на древнем антимисе в 1757 г. при служении пяти священников и диакона. В скором времени здесь образовался и монастырь, в котором было до 1200 иноков под началом настоятеля священноинока Михаила (Калмыка). Вторая "выгонка" Ветки последовала при имп. Екатерине II в 1764 г., когда генерал-майор Маслов угнал на поселение в Сибирь почти 20000 жителей. Многие же из иночествующих перешли на жительство в Стародубье, куда удалось перевести по бревнышку и вновь построить ветковскую Покровскую церковь, заново освященную в 1765 г.

      Устав Ветковской Церкви, ее обычаи распространились по России. Сегодня они сохраняют свое историко-каноническое значение, о чем свидетельствует публикация известной "Истории и обычаев Ветковской Церкви" в официальном издании старообрядческой митрополии - календаре Русской Православной Старообрядческой Церкви на 1994 г.

      Ветка дала и своеобразную школу иконного письма, в которой наследие ярославской, московской школ и царских писем сочетались с более поздней техникой золотопробельного письма.

 

ВЕТКОВСКИЙ МУЗЕЙ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА - открыт на Красной площади в г. Ветка Гомельской обл. (Белоруссия), значительная часть экспозиции которого состоит из культурного наследия старообрядческого населения края. Основу собрания составляет коллекция местного краеведа Ф.Г.Шклярова (1925-1988). Музей располагает собранием рукописей и старопечатных книг 16-18 вв., древней иконописи и образов, написанных в местной старообрядческой традиции. В 1994 г. в минском издательстве "Беларусь" вышел альбом "Веткаускi музей народнай творчасцi".

 

ВЕТКОВЦЫ, или ветковское согласие, - одно из названий беглопоповцев. Ныне живущие на Ветке старообрядцы принадлежат к беспоповцам.

 

ВЗАИМНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ, Благотворительное и Просветительное общество старообрядцев в г. Риге - общество, учрежденное 19 окт. 1908 г. старообрядцами (как поповцами, так и беспоповцами) для материальной помощи членам общества, благотворительности и поддержки старообрядческой культуры. В 1910 г. у общества появилось отделение в г. Двинске, общая численность достигла 488 чел. Руководящий орган - правление, в которое обязательно входили поровну и старообрядцы, приемлющие белокриницкую иерархию, и беспоповцы поморского согласия. Деятельность общества была прервана с началом первой мировой войны.

 

ВИКЕНТИЙ (Василий Семенович Никитин; 1892 - 12 апр. 1938) - епископ кавказский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), священномученик. Родился в Костроме. Рано лишился матери. Его отец (впоследствии епископ архангелогородский Саватий) был ревностный христианин, хорошо знавший историю старообрядчества. Он привил мальчику страх Божий, верность древлеправославной вере. Хорошо изучив основы вероучения, церковное пение и чтение, Василий поступил в 1912 г. в Московский старообрядческий учительский институт, в котором прошел полный курс обучения. В 1918 г. после окончания института он женился на старообрядке Марии Ивановне Моховой, руководительнице хора в храме г. Костромы. После этого он был рукоположен в иереи на приход с. Куниково Костромской губ. Примерно в 1923-1924 гг. он был переведен в Москву на Рогожское кладбище, где и поселился с семьей. В 1926 г. после тяжелой болезни (саркома) скончалась его жена, оставив ему двух детей. На Освященном соборе 1928 г. (последнем перед многолетним перерывом) о. Василию было предложено принять епископский сан, а вместе с ним бремя ответственности святительского служения в страшные дни новых гонений на религию. Молодой священник, на руках которого находилось двое малолетних сирот, сначала отказывался, но члены собора убедили его согласиться. Вновь рукоположенный еп. Викентий направляется в Ессентуки, где его захлестнула волна репрессий против служителей Церкви: 12 апр. 1932 г. он был арестован (освобожден в сент. 1933 г.). В 1934 г. в Москве умирает архиеп. Мелетий, и еп. Викентий становится местоблюстителем престола архиепископа московского и всея Руси. В это время он часто служит не только на Рогожском кладбище, но и в еще уцелевших московских храмах: Никольском на Тверской ул. и Успения на Апухтинке. По окончании службы он всегда говорил проповеди, которые по с условиям того времени были кратки. Во время новой волны репрессий против духовенства в 1937 г. в "Известиях" была опубликована клеветническая статья, чтобы опорочить еп. Викентия в глазах верующих. Весной 1938 г. он был вновь арестован. 3 мая 1939 г. его дочь получила ответ на свои обращения в НКВД: "В.С.Никитин скончался 12 апр. 1938 г. от кровоизлияния в мозг".

 

ВИКТОР (ум. 1897) - епископ уральский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); рукоположен 18 дек. 1875 г. Под конец жизни сподобился дара исцеления и пророчества.

 

ВИКУЛИН Даниил (1653-1733) - основатель поморского Выговского общежительства, или "Даниилова в Олонце староверческого монастыря". Инок высоких добродетелей. До 1682 г. был дьячком синодальной церкви в олонецком селе Шунгском, тайно проповедуя старую веру. После начала гонений в новгородской митрополии ушел "в пустыню", а в 1694 г. вместе с Андреем Денисовым пришел на Выг. До самой кончины был почетным "вторым настоятелем" обители, именуясь и киновиархом. Являясь старейшим насельником Выга, он первым подписал книгу "Поморских ответов": "Ко всепустынным сим нашим общесобранным и написанным известительным ответам общежительства Даниил Викулов по совету Выгорецкого общежительства братии руку приложил".

 

ВИЛКОВО - поселение (ныне - город, районный центр Одесской обл.) в дельте Дуная, основанное в сер. 18 в. старообрядцами, укрывавшимися от гонений российского правительства. Здесь существуют два старообрядческих храма, принадлежащих белокриницкой иерархии. Основное занятие жителей - рыболовство.

 

ВИССАРИОН (ум. 27 янв. 1881) - архиепископ измаильский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); рукоположен на тульчинскую кафедру 16 дек. 1873 г., с 6 дек. 1877 г. переведен на измаильскую кафедру с возведением его в сан архиепископа. Скончался в Измаиле.

 

ВИТАЛИЙ (Василий Ильич Бажанов; 1846 - 14 марта 1906) - епископ петроградский и тверской Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Родился в с. Богатьково Александровского у. Тульской губ. До пострижения во иноки служил приходским священником в Егорьевске (ныне - Московская обл.). Рукоположен в Н. Новгороде 9 апр. 1904 г. архиеп. Иоанном и еп. Иннокентием. Погребен на Громовском кладбище. 14 июня 1909 г. еп. Виталий был торжественно перезахоронен там же, в специально отведенном для священников месте.

 

ВИТАЛИЙ - епископ уральский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); единолично поставлен бывшим в раздоре еп. Софронием после 1853 г. Позже эти два епископа возвели друг друга в сан митрополитов (Виталий именовался митрополитом новгородским) и хиротонисали священноинока Израиля в патриарха, переименовав его в Иосифа. Еп. Виталий ослеп ок. 1863 г., скончался до нач. 20 в.

 

ВНИФАТЬЕВ (Вонифатьев) Стефан (ум. 1656) - протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле с 1645 по 1656 г., духовный отец царя Алексея Михайловича и в течение некоторого времени духовник святого протопопа Аввакума. Глава кружка ревнителей благочестия, имевший, благодаря близости к царю и собственным изрядным способностям, исключительное влияние на церковную жизнь того времени. В начале церковной реформы пытался смягчать столкновения патриарха и защитников древлего православия, однако впоследствии принял сторону Никона. Настоял на том, чтобы протопоп Иоанн Неронов, выступивший противником реформ, принял иночество, затем постригся и сам с именем Саватия.

 

ВОЙНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - единственный сохранившийся до наших дней беспоповский монастырь близ местечка Войново в Польше. Сначала это было мужское общежительство староверов федосеевского согласия, поддерживаемое и финансируемое московскими собратьями, с 1847 по 1867 г. играло главную роль в духовной жизни федосеевцев Вост. Пруссии. В то время настоятелем монастыря был инок Павел, впоследствии ставший известным под именем Павла Прусского. В посл. трети 19 в. в результате притеснений со стороны царских чиновников и внутренних нестроений монастырь пришел в упадок и в 1884 г. опустел. При отсутствии духовного центра широко развернулась миссионерская деятельность единоверцев (см. единоверие). Один из миссионеров, о. Иоанн Добровольский, удачно проповедовал и склонил к переходу в синодальную церковь свыше 300 мазурских старообрядцев. Однако при поддержке Преображенского кладбища духовная жизнь здесь была восстановлена, что позволило противостоять миссионерскому влиянию. Женская обитель, разместившаяся на старом месте, достигла полного расцвета к 1909 г. С началом первой мировой войны монастырь вновь пришел в упадок. В это время он переходит к поморскому согласию. До нашего времени сохранились здания монастыря, монументальные сооружения со стенами из дикого камня. В нем имеется жилой дом на шесть келий и храм, где до сего дня сохранилось ок. 60 древних икон. В монастыре есть и хозяйственные постройки, ему принадлежит ок. 30 га земли. Монастырь рассчитан на проживание 20 иночествующих. Последняя инокиня, обитавшая в нем, преставилась в 1993 г. Имущество монастыря, существовавшего как частное владение, по ее завещанию поровну разделено на три части, две из которых достались старицам, все еще живущим в монастыре, а третья - проживающему там же католику Леону Людвиковскому, обещавшему содержать двух последних стариц, каждой из которых свыше 90 лет, до их смерти. Осенью 1994 г. между г-ном Людвиковским и поморцами Прибалтики, Польши и России велась безрезультатная переписка о выкупе принадлежащей ему доли и приискании желающих поселиться в монастыре.

 

ВОЛКОВО КЛАДБИЩЕ - место упокоения многих с.-петербургских беспоповцев. В доме (3 по набережной Волковки в 1917-1934 гг. действовали мужская Успенская и женская Спасо-Преображенская моленные (после 1929 г. осталась одна общая) петроградских федосеевцев (см. федосеевское согласие). Неподалеку от Волкова кладбища, в несохранившемся доме ( 19 по Волковской ул., до мая 1936 г. молились и ленинградские староверы филипповского согласия.

 

ВСЕЛИТОВСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ СЪЕЗД - в 1923 г. в г. Каунасе состоялся первый съезд литовских беспоповцев, на котором был избран Центральный совет старообрядцев в Литве под руководством В.А.Прозорова и Духовный суд под председательством наставника М.И.Лебедева.

 

ВСЕПОЛЬСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ СОБОР - первый, второй и третий съезды беспоповцев поморского согласия, проходившие в Вильно (Вильнюс) соответственно в 1925, 1930 и 1936 гг.

 

ВСЕРОССИЙСКИЕ СОБОРЫ ХРИСТИАН-ПОМОРЦЕВ, ПРИЕМЛЮЩИХ БРАК - старообрядцы поморского согласия ведут счет своим съездам с первых времен Выговского общежительства, однако эти собрания носили местный характер. Первый Всероссийский собор наставников и представителей общин прошел в Москве 1-12 мая 1909 г. Он состоялся по инициативе секретаря Второй московской общины поморцев Н.П.Ануфриева, поддержанной советом общины 14 сент. 1908 г. Предложение созвать съезд нашло много сторонников: в Москву съехалось 553 делегата из 47 губерний. Это было крупнейшее событие в жизни поморского согласия за всю его историю. Председателем первого собора был избран крупнейший беспоповский начетчик Л.Ф.Пичугин. За время заседаний было зачитано 16 докладов, заслушано множество сообщений. По итогам обсуждений было принято соборное уложение, избраны Совет соборов и съездов во главе с Пичугиным, Духовная комиссия и Духовный суд, Училищная комиссия. По итогам съезда в том же году была издана книга документов и материалов "Деяния Первого Всероссийского Собора 1909 лета", а на следующий год отдельным изданием вышла брошюра с дополнениями, примечаниями и исправлением допущенных в "Деяниях" неточностей. Кроме того, съезд обратился к беспоповцам федосеевского согласия и к поповцам, приемлющим белокриницкую иерархию, (в совет Братства честнаго и животворящаго Креста) с предложением провести собеседования для исследования канонических вопросов. Председатель Братства А.И.Корол(в сообщил о том, что предложение принято. Собеседование это прошло в Политехническом музее в течение четырех дней. Стенограмма собеседований была издана за подписями обеих сторон, принимавших участие в собеседованиях.

      Второй Всероссийский собор старообрядцев-поморцев состоялся в Москве в сент. 1912 г., во время болезни председателя первого собора Л.Ф.Пичугина. Съезд обсуждал вопросы о значении поморских соборов, о статусе поморских наставников, об отношении к инославным.

 

ВСЕРОССИЙСКИЕ СЪЕЗДЫ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН (беглопоповцев) - регулярные собрания поповцев, приемлющих переходящее от господствующей церкви священство. Им предшествовали поместные съезды в Вольске в 1890 и 1901 г. Всероссийские съезды проходили под постоянным председательством К.Г.Рубанова. Первый съезд состоялся в Н. Новгороде в мае 1908 г., затем последующие - в 1909, 1910 гг., в Вольске в 1912 г. На первом съезде был избран Совет всероссийского братства беглопоповцев - центральное, руководящее жизнью всего согласия учреждение. Один из постоянных вопросов на съездах - о приискании себе епископа из господствующей церкви. На первом съезде доклад на эту тему, принятый съездом единогласно, сделал священник Андрей Дмитриевский. На втором съезде его участники заслушали выступление председателя съезда К.Г.Рубанова о том, что поиски архиерея ведутся. Тогда же по предложению Рубанова была образована специальная комиссия для поиска кандидатов. Однако на четвертом съезде беглопоповцев, состоявшемся в Вольске, Рубанов отказался от личного участия в дальнейших поисках, как не дающих результата, и отошел в сторону. Новые попытки найти архиерея для беглопоповцев предпринимал Д.К.Глухов.

      Примером того, как проходили съезды беглопоповцев, может служить Всероссийский съезд 12-15 мая 1910 г. (Н. Новгород). Руководил собранием К.Г.Рубанов. Почетным председателем был избран Н.А.Бугров, на средства которого проходил съезд. Делегаты прибыли из России и Румынии. Главным вопросом, который обсуждался на съезде, был, конечно, вопрос об учреждении епископской кафедры. Рубанов докладывал: поиски епископа идут уже год, переговоры ведутся с несколькими архиереями господствующей церкви. Обсуждался вопрос о чиноприеме епископа от ереси: принимать его вторым или третьим чином. Говорилось и о материальной стороне дела: на содержание архиерейского двора потребуется 20000 руб. в год и особо на прием (присоединение) епископа еще 7000 руб. По другим вопросам повестки съезда были приняты следующие решения: 1) во избежание ошибок и злоупотреблений принимать новых священников только в Москве и Н. Новгороде; 2) собрать совет пресвитеров в количестве восьми человек; 3) собрать деньги и навести справки о переселении беглопоповцев-некрасовцев из Турции в Россию; 4) просить правительство о возврате монастырей на Иргизе и под Черниговом. Был избран Совет съездов в составе 50 чел.

 

ВСЕРОССИЙСКИЕ СЪЕЗДЫ ЕДИНОВЕРЦЕВ - первое прошение разрешить всероссийский съезд единоверцы (см. единоверие) направили в Синод в 1905 г., но получили отказ, так как слишком откровенно выразили желание создать собственную иерархию. Лишь 22 янв. 1912 г., когда Синод стали тревожить необычайно быстрый рост старообрядческих приходов белокриницкой иерархии и активные поиски архиерейства беглопоповцами, был разрешен в Петербурге съезд единоверцев для "изыскания мер, направленных к привлечению в православную церковь раскольников беглопоповского толка" ("Церк. ведомости", 1911, ( 51-52). Председателем съезда Синод назначил еп. волынского Антония, его заместителем - еп. гдовского Вениамина (Храповицкого), председателем предсъездовской комиссии - архиеп. финляндского Сергия (Страгородского). Кроме того на съезде присутствовало еще до 17 архиереев господствующей церкви. На этот съезд единоверцы возлагали большие надежды: на нем предстояло решить вопросы, накопившиеся за столетие. Главные из них - о сущности единоверия, о снятии клятв на старые обряды, произнесенных соборами 1656 и 1667 гг., о независимом единоверческом епископе.

      Большую часть своего времени съезд отдал обсуждению и осуждению нововведений патр. Никона и синодальной церкви. По вопросу о клятвах съезд установил, что они были положены не только на держателей старых обрядов, но и на сами эти обряды. Однако председатель съезда не дал принять протокольное решение по этому вопросу. Противостарообрядческие миссионеры господствующей церкви, принимавшие участие в работе съезда по заявке Синода, не могли удержаться от того, чтобы не назвать единоверцев "волками в овечьей шкуре и раскольниками". Во время заседаний то и дело происходили стычки миссионеров с единоверцами, дело не раз доходило до громких скандалов.

      Результатом съезда стали четыре резолюции, которыми они потребовали от Синода: 1) свободу "православным" для перехода в единоверие; 2) уничтожения клятв соборов 1656 и 1667 г.; 3) учреждения независимого единоверческого епископата и 4) восстановления патриаршества. Кроме того, по предложению священника Симеона Шлеева (будущий еп. Симон) единоверцы переименовали себя, приняв название "православных старообрядцев", которое впоследствии не прижилось. Еще одним событием на съезде стало высказывание его председателя, который, по сообщению газеты "Утро России", открывая дневное заседание второго дня, сделал сенсационное заявление о том, что, по словам члена Синода, митр. петербургского Антония, если бы епископы белокриницкой иерархии присоединились к единоверию, их можно было бы принять в сущем сане.

 

ВСЕРОССИЙСКИЕ СЪЕЗДЫ СТАРООБРЯДЦЕВ - регулярные собрания старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию, проходившие на Рогожском кладбище после 1905 г. На съездах обсуждались доклады по вопросам текущего законодательства о старообрядцах, по народному образованию, по строительству новых храмов и иной хозяйственной деятельности. Съезды призваны были усилить влияние мирян в управлении старообрядческими обществами (общинами) России, так как представительство мирян на Освященных соборах Древлеправославной Церкви Христовой (в период бурного расцвета старообрядчества в нач. 20 в.), по их мнению, было недостаточным.

      В обязательном порядке на съезде присутствовал чиновник особых поручений, назначаемый министром внутренних дел.

 

ВСЕХСВЯТСКИЙ ЕДИНОВЕРЧЕСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Москве - находился за Рогожской заставой по Владимирскому шоссе (ныне шоссе Энтузиастов, территория з-да "Серп и Молот"), основан на единоверческом (см. единоверие) кладбище в 1862 г. в память освобождения крестьян от крепостного состояния. Окончательно устроен в 1866 г. Первыми попечителями были В.А.Сапелкин и Н.И.Родионов. К 1907 г. в монастыре были 32 монахини с игуменией и 24 послушницы. На территории монастыря к 1917 г. находились: Никольская церковь (с верхним Покровским приделом, заложена в 1873 г., в настоящее время лишена признаков храма - единственная сохранившаяся постройка); соборный храм Всех Святых с колокольней (архитектор П.В.Буренин; заложены в 1840 г., сломаны в 1934 г.); кладбищенская часовня (снесена в 1934 г.). В 1918 г. власти предложили монахиням освободить помещения. В 1922 г. монастырь был окончательно закрыт.

 

ВЫГОВСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО (полное название - Всепречестная и богоспасаемая киновия отец и братии Всемилостиваго Спаса Господа и Бога нашего Исуса Христа Богоявления; в литературе называется также Выговская пустынь, Выгорецкое пустынножительство и т.п.) - известнейший старообрядческий монастырь на р. Выг в Повенецком у. Олонецкой губ., духовный и хозяйственный центр беспоповцев, сложившийся в конце 17 - нач. 18 в. Начало общежительной обители было положено в 1694 г., когда здесь поселился Даниил Викулин, по имени которого монастырь первое время назывался Даниловским. По данным Григория Яковлева, первоначально, с 1695 г., монастырская соборная часовня была освящена во имя Преображения Господня, а затем - во имя Богоявления, так как Даниил Викулин перенес сюда из бывшего своего храма в Шунгском погосте храмовую икону Богоявления, перенеся на Выг и сам престольный праздник. Исключительное значение общежительство приобрело с приходом на Выг крупнейшего знатока церковных уставов Петра Прокопьева и братьев Денисовых - Андрея и Симеона, выдающихся старообрядческих деятелей, богословов, историков, основателей выговской литературной школы. С самого основания монастыря (хотя попытки создать старообрядческую иерархию продолжались здесь до 1765 г.), еще при жизни священников дораскольного поставления, выговские отцы в целом держались уложений новгородских соборов 1692 и 1694 гг., провозгласивших основные пункты беспоповского учения: воцарение антихриста, прекращение истинного священства. Третий постулат - безбрачие - со временем был изменен. Первые семь лет существования общежительства его настоятелем был соловецкий священноинок Пафнутий. В чем выражалось начальствование Пафнутия, мы достоверно не знаем, так как следов его управления отыскать не удается. Возможно, дело в том, что на Выге и строительство, и хозяйство, и вообще всякое распорядительство и власть принадлежали умным и энергичным выборным мирянам. Известно лишь, что влияние Пафнутия сказалось в составлении Петром Прокопьевым богослужебного Поморского устава, в котором многое напоминает соловецкие обычаи. В 1702 г. священноинок Пафнутий ушел с Выга и поселился возле Белого моря. Бывал здесь и другой священноинок, Феодосий, впоследствии окончательно поселившийся на Ветке и, таким образом, сделавшийся главой старообрядцев, приемлющих священство. После ухода Пафнутия, 17 сент. 1702 г., настоятелем был избран мирянин Андрей Денисов. При нем в общежительстве были заведены строгие порядки: жесткая дисциплина, отвержение своей воли, аскеза, непрерывная борьба с плотью, сводящая к минимуму даже необходимые потребности, отказ от личного имущества (чтобы ни един своего имения не имел ни "до полмедяницы"). Также было запрещено иметь отдельную пищу.

      С 1705 г. на Выге наступило относительно свободное время. Возложив на старообрядцев обязанность "споможения" в разработке железных руд на Повенецких заводах, А.Д.Меншиков от имени Петра I дал выговцам обширные права как в жизни религиозной, так и в экономической. Эта благосклонность всесильного временщика, вероятно, заметно опустошила монастырскую казну, зато отцы общежительства не имели стеснения в отправлении службы, проповеди, в постройке скитов, молитвенных домов. В 1706 г. монастырь, дотоле бывший общим (при тщательном разделении на мужскую и женскую половины), строит в 20 верстах отдельную Лексинскую обитель для сестер в честь честнаго и животворящаго Креста Господня.

      Иерархия общежительства начиналась киновиархом (большаком) мужского Выговского монастыря и "начальной маткой" (большухой) Лексинской обители. Наделенный полнотой власти киновиарх совещался с собором старцев из должностных и особо почитаемых братий. Руководителем церковной службы был екклесиарх, каковым сначала являлся Петр Прокопьев. Ему подчинялись головщики хоров и прочие клирошане - чтецы и певцы. В Лексинской женской обители первой уставщицей была мать Феврония (в миру - Соломония, сестра Андрея и Симеона Денисовых). Старообрядческий Выг представлял собою пример старинного русского самоуправления. Власть большаков и екклесиархов была велика, но не безгранична. Скиты, разбросанные в округе монастыря, не подчинялись монастырскому уставу. Иные скитники предавались более суровой жизни, более аскетическому деланию, чем того требовал устав общежительства; некоторые же, напротив, вели более свободный образ жизни. Еще ближе к миру стояли пашенные дворы, где жили и работали крестьянские семьи, снабжавшие монастырь съестными припасами. Вопросы, касавшиеся общих интересов, рассматривались на соборе. По данным ревизии 1764 г., в общежительстве насчитывалось "мужского пола 279, женского 757 душ". Скиты населяло всего 1640 душ. Но Даниловский монастырь для всего этого многообразия поселений и укладов жизни был духовным и организационным центром.

      Эта совокупность поморских поселений постепенно превратилась также в культурный и промышленный центр русского Севера. В ограде монастыря помещалось 193 строения, кроме того, Выговскому общежительству принадлежало 27 скитов и 12 пашенных дворов.

      Хозяйственное благополучие Выга началось с покупки в 1710 г. на торгах пахотной земли на р. Чаженке в Каргопольском у. Здесь поставили кельи, скотные дворы. Первоначально главным занятием выговцев было подсечное земледелие и скотоводство. Позже, взяв на откуп Выгозеро и Водлозеро, они завели рыбную ловлю. Для охоты на морского зверя они совершают походы на Мурман, Н. Землю и Грумант (Шпицберген). Они налаживают оптовые хлебные обороты между Югом России и ее Северо-Западом. Андрей Денисов первым организовал хлебные поставки в бурно развивавшийся С.-Петербург. В Архангельске, на Мезени, в Поволжье, в Сибири старообрядцы завели свои склады, своих "прикащиков", свои пристани. В общежительстве появилась кузня, кожевенная мастерская, на Лексе наладилось производство домотканного полотна. На Онеге из монастырского имущества находилось несколько хлебных пристаней, несколько мельниц, два лесопильных и один кожевенный завод. Шесть судов ходили по Белому морю (один раз даниловцы добрались даже до Америки). Здесь добывалась медная и серебряная руда. Даниловские рубли ходили по всему Северу и ценились выше казенных, так как были из чистого серебра. В год вырабатывалось до 300 пудов медных изделий. Все поморское согласие снабжалось отсюда книгами и иконами. Здесь были беспоповские школы и училища.

      В 1722 г. сюда для "разглагольствия о происходящем церковном несогласии и увещания" прибыл командированный Синодом ученый иеромонах Неофит. С собой он привез список вопросов, на которые выговским поморцам надлежало представить ответы. Так были составлены знаменитые "Поморские ответы". Гораздо опаснее для общежительства была назначенная по доносу Ивана Круглого следственная комиссия во главе с Самариным. Выговских беспоповцев обвинили в немолении за царя. Разбирательство этого доноса внесло раздор в дотоле единомысленное общество поморских беспоповцев. Часть из них согласилась молиться за царя, меньшинство же, во главе с Филиппом, демонстративно отделилось от общения и впоследствии составило филипповское согласие. Втор. пол. 18 и перв. четв. 19 в. были для Выговского общежительства временем процветания. Лишь в царствование Николая I последовал ряд карательных мероприятий, закончившихся полным разгромом Выга. Вскоре после поездки чиновника Хомутова в 1835 г. по Олонецкой губ. выговских поморцев сравняли в части землевладения и налогообложения со всеми казенными крестьянами. С часовен сняли колокола, в монастыре было запрещено проживать молодым людям и устраивать моленные (интересно, что и в советское время власти одним из важнейших средств в борьбе с религией считали недопущение молодежи в храм, на крестные ходы и т.п.). В 1838 г. пашенные дворы были отняты у старообрядцев. В 1844 г. на Выг переселили 53 крестьянские семьи из Псковской губ., которые были "известны любовию к православию и тверды в вере". В 1854 г. Министерство внутренних дел предписало олонецкому губернатору все молитвенные здания, построенные в Данилове и Лексе между 1722 и 1809 гг., сломать, так как из-за закона, запрещавшего производить ремонт этих построек, они пришли в ветхость. В 1855 г. записные старообрядцы были высланы по месту приписки. Данилово и Лекса обращены в селения государственных крестьян, с открытием в каждом прихода господствующей церкви. Все эти меры, по словам губернских чиновников, чуть не привели к волнениям среди старообрядцев, но так как их осталось слишком мало, то дело ограничилось "одним прискорбием". Просуществовав 150 лет, испытав величайший подъем как в религиозно-нравственном, так и в хозяйственном отношении, Выговское общежительство пало. Даниловский погром, предпринятый правительством, нанес огромный ущерб экономическому и культурному развитию края, русской культуре. Через 50 лет после погрома, по свидетельству писателя М.Пришвина ("В краю непуганых птиц"), на месте монастыря уже почти ничего не осталось, лишь новообрядческий священник, не имеющий паствы, служил литургию в пустом храме. Сегодня на месте Выговского общежительства никаких следов бывших поселений не осталось.

 

ВЫСШИЙ СОВЕТ Древлеправославной Поморской Церкви в Польской Республике (в 1920-30-е гг. - Высший старообрядческий совет в Польше) - находящийся в г. Сувалки (ул. Сейненская, 37а) духовно-административный центр беспоповцев поморского согласия в Польше. Образован перед второй мировой войной, вероятно, в 1925 г. на Первом всепольском старообрядческом съезде. В 1920 г. в Польше проживало до 4000 поморцев, к нач. 70-х годов число их сократилось до 400. Сегодня Высшему Совету подчинены приходы в самом г. Сувалки, в д. Габовые-Гронды и Бур, в д. Войново и д. Водилки. Совет возглавляет настоятель церкви в г. Сувалки Феодосий Лазаревич Новиченко. Настоятели имеются в трех приходах, в д. Водилки, где старообрядцев насчитывается восемь семейств, настоятеля нет. В двух крупнейших приходах детям преподается Закон Божий. После 1939 г. старообрядцы в Польше не возобновили обучение уставщиков и наставников, издательскую деятельность.

 

ВЫСШИЙ СОВЕТ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ - на первом Всероссийском соборе христиан-поморцев, приемлющих брак (Москва, 1909 г.) был избран Всероссийский старообрядческий совет соборов, который в 1923 г. на съезде в Москве был реорганизован, и на его основе был создан Высший духовный совет Старообрядческой поморской церкви (нынешнее наименование - Древлеправославная Поморская Церковь). С 1927 г., видимо из-за отделения от России Польши и прибалтийских государств, Старообрядческую поморскую церковь возглавил Высший духовный совет центральной области в Москве. За границей создаются свои старообрядческие центры: Высший старообрядческий совет в Польше (Вильно), Центральный совет по делам старообрядцев в Латвии (Даугавпилс), Центральный комитет старообрядцев в Эстонии (Таллин). После Великой Отечественной войны Старообрядческую поморскую церковь духовно объединил Высший старообрядческий совет Литовской ССР (ВСС), так как к концу войны он оставался единственным действующим советом Поморской церкви. Первым мероприятием этого совета был созыв старообрядческого съезда, который состоялся 23 окт. 1944 г. в Вильнюсе. Съезд избрал новый состав ВСС и членов Духовной комиссии. ВСС духовно объединял свыше 300 общин в пределах СССР и за рубежом. ВСС созывал соборы Поморской церкви. Президиум ВСС издавал богослужебную и просветительскую литературу, церковный календарь.

 

ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667-1732) - старообрядец поморского согласия, бывший вязниковский подьячий, автор догматического трактата "Бисер драгоценный" (1729), излагающего вероучение о Кресте, сугубой аллилуие, перстосложении и т.д. Долгое время жил в Березовском скиту Выговского общежительства; в 1730 г. предпринял путешествие в Палестину с целью найти епископа (подобное тому, какое совершил в 1720-х гг. 18 в. поморец Леонтий Федосеев). Вышатин, как и его предшественник, отправился на поиски архиерея с благословения "старейших и советных братств" Выговского общежительства. Павел Любопытный пишет о Вышатине: "Муж ученый, знатных талантов, ведущий греческий и латинский языки". Любопытный называет его также "искуснейшим писателем святых икон" и "тщательным снискателем священных предметов древности". Андрей Денисов адресовал Вышатину два своих послания: одно - "Благодарственное о общей пользе с нравоучениями", другое - "Нравственное и ободряющее ради церковной и благочестивой пользы о хиротонии". П.И.Мельников в "Очерках поповщины" со ссылкой на Иону Курносова сообщает, что Вышатин отправился искать архиерейства по двустороннему соглашению поповцев и поморцев. Жил некоторое время в Польше и Молдавии, умер в Палестине.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"