CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Энциклопедия

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

 

 

 

С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
Опыт энциклопедического словаря.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

ТАВРИОН (ум. 1913) - инок старообрядческого заволжского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Человек подвижнической жизни. После принятия иночества по благословению нижегородского еп. Иннокентия принял на себя обет молчания, а за год до смерти ушел в затвор. Доступ к нему имел только один из братии да еще еп. Иннокентий. Смерть его была смертью праведника. Когда еп. Иннокентий пришел к нему в последний раз, он поднялся с табуретки, подошел к владыке под благословение и сказал: "Я сейчас умру", - и через минуту-другую скончался.

 

ТАИСИЯ (Татиана Иларионовна Ларионова; ок. 1819 - 7 ноября 1915) - инокиня-схимница, настоятельница женского скита на Рогожском кладбище. Происходила из крестьян д. Шатрица Медынского у. Калужской губ. С юности поселилась в женском монастыре близ п. Клинцы. В 1860-х гг. этот монастырь был разорен властями и она прибыла в Москву, где на Рогожском кладбище создала женский общежительный скит на 20 чел., приняв в то же время (ок. 1867 г.) иноческое пострижение. Евангельской матерью ее была инокиня Манефа, прибывшая в Москву из разоренного монастыря на Черемшане. В скиту мать Таисия ввела строгий устав, являясь сама прежде всех строжайшей исполнительницей его и отличаясь строго воздержанной жизнью.

      Во время заточения старообрядческих епископов в суздальской крепости мать Таисия неоднократно посещала их, и об этих ее посещениях говорилось во враждебной старообрядчеству печати.

      Все духовные лица старообрядчества почитали за великую честь посетить скит матушки Таисии, повидаться с ней и послушать ее благочестивые беседы. Число ее евангельских дочерей исчислялось многими десятками. Никонианские миссионеры, зная, какой популярностью пользовалась среди старообрядцев мать Таисия, неоднократно безуспешно пытались склонить ее к единоверию.

      Погребена мать Таисия в особо отведенном для иночествующих месте на Рогожском кладбище. Чин погребения совершил архиеп. Мелетий в сослужении с еп. Александром, двумя священниками и двумя диаконами.

 

ТАЛИЦКИЙ Григорий (ум. 1701) - московский книгописец, автор двух сочинений (или тетрадей, как тогда говорили): "О пришествии в мир антихриста и о летех от создания мира до скончания света" и "Врата", где дал доказательства от Святого Писания, в котором был весьма начитан, в поддержку распространившегося в русском народе мнения, что имп. Петр I есть никто иной, как антихрист, пришедший в мир в последние времена. Сочинения эти он переписывал сам со своим учеником и продавал людям самого разного звания. Перед арестом он собирался напечатать некие обличающие Петра I листы, чтобы бесплатно "бросать в народ".

      В 1700 г. по доносу был схвачен. По его "делу" проходило множество людей: боярин князь Иван Иванович Хованский (скончался под арестом), тамбовский еп. Игнатий (расстрижен и сослан в Головленковскую тюрьму Соловецкого монастыря), четыре священника и многие другие (заклеймены и сосланы в Сибирь навечно). Сам Григорий был сожжен.

      Старообрядцем ни он, ни кто-либо из его окружения не были, но сама идея отождествления имп. Петра I с антихристом, правящим в мире, возникла и закрепилась именно в среде старообрядцев.

 

ТАРАСИЙ (ум.1887) - неокружнический (см. неокружники) епископ уральский, затем бендерский белокриницкой иерархии; поставлен еп. Софронием в 1868 г. Среди неокружнических епископов упоминается еще Тарасий калужский. Возможно, это одно и то же лицо.

 

ТАРБЕЕВ - майор, во главе воинского отряда из 20 чел. отправленный 9 ноября 1782 г. управляющим Лифляндией Ю.Брауном по приказу Сената на поимку старообрядцев (в основном беспоповцев), переселившихся от правительственных гонений в Курляндию (ныне Латвия). Указом от 31 окт. 1758 г. они были причислены к беглым людям, так как официально считались незаконнорожденными (ибо не венчались и не крестились в грекороссийской церкви). "Оные беглецы, - доносил Тарбеев, - жительствуют в количестве 4154 душ, коих по малому количеству своей команды не только забрать, но и приступа надлежащим образом сделать не осмеливаюсь".

     Переписав старообрядцев и "обязав их круговой порукой не покидать своего местожительства", 25 окт. 1783 г. Тарбеев вернулся в Ригу.

 

ТВЕРСКАЯ МОЛЕННАЯ - храм во имя Знамения Богородицы в Петрограде на Тверской ул., принадлежавший поморскому согласию. Построен в 1906-1907 гг. архитектором Д.А.Крыжановским и закрытый властями в авг. 1933 г. С.-петербургская поморская община планирует его восстановление.

 

ТЕРЕНТИЙ (ум. 1704) - иерей дораскольного рукоположения, о котором сообщается в книге "Увещание", изданной в 1840 г. в Москве, что он в царствование Алексея Михайловича, в патриаршество же Никона, "прииде в Лигинишки (Курляндия, близ р. Двины. - Авт.) с сыном Афанасием от страны Московския" в 1676 г. и основал здесь первую старообрядческую моленную в Прибалтике и вообще за пределами России. Тот же Терентий устроил и второй молитвенный храм около местечка Алыкшты (ныне г. Илуксте, Латвия. - Авт.) в д. Балтруках (1699) и молитвенный дом в д. Володино под Даугавпилсом. Из источников не ясно, священнодействовал ли о.Терентий, имел ли он освященный антимис и пр.

      Со смертью Терентия, общины, им возглавляемые, превратились в беспоповские. По преданиям беспоповцев, его сын Афанасий, не имевший священного сана, стал наставником и устроил моленную в д. Войтишки в 1743 г.

 

ТИМОН (Тихон Петрович Домашов; 9 июня 1912 - 22 февр. 1991) епископ кишиневский и молдавский Русской Православной Старообрядческой Церкви. Родился в с. Карячково (ныне с. Мирное Измаильского р-на Одесской обл.), в семье потомственных крестьян-старообрядцев.

      Его детство и юность пришлись на годы, когда Бессарабия и Придунайский край были под властью Румынии. Обучался церковной грамоте и пению у Андрея Титовича Ковалева - старообрядческого учителя из г. Килия. В Килии же он работал виноградарем, пасечником, освоил столярное мастерство, чем и зарабатывал на жизнь, часто посещая Божий храм и усердно участвуя в службе. Женился в 1932 г., вырастил троих сыновей и трех дочерей. Два года служил в румынской армии, после чего в 1939 г. избран псаломщиком родного села (в годы войны по настоянию жителей он был освобожден от призыва на фронт). В эти тяжелые годы ему пришлось понести немало трудов и забот, совмещая служение в церкви с тяжелой и ответственной гражданской работой. Службу в церкви он не воспринимал как источник дохода и неустанно работал в своем крестьянском хозяйстве, был известен как исполнительный и честный мастер: столяр, маляр и даже фотограф. В 1981 г., прожив с супругой почти 50 лет, он овдовел, а в 1983 г., после 40-летней службы уставщиком, рукоположен еп. киево-винницким и одесским Евтихием в священники храма родного села. В 1986 г., после смерти архиеп. Никодима, он был избран на епископское служение, и 18 мая того же года в Покровском кафедральном храме Рогожского кладбища он был рукоположен в сан епископа кишиневского и временно измаильского. Хиротонию совершил будущий митрополит, в то время местоблюститель архиеп. московского и всея Руси Алимпий в сослужении с еп. Евтихием.

      За краткое время епископства владыка Тимон рукоположил пять иереев и восстановил пять старообрядческих общин.

      Скончался после непродолжительной болезни в родном селе, где и похоронен. При большом стечении народа 26 февр. 1991 г. митр. Алимпий совершил чин архиерейского погребения в храме во имя преп. Парасковии.

 

ТИССКИЙ МОНАСТЫРЬ - мужская обитель во имя Рожества Иоанна Предотечи в Румынии, основанная ок. 1845 г. в гористой местности Тисса иноком (затем архимандритом) Иоасафом, пришедшим из России, и тремя его спутниками. Помещик г. Тэут, владелец земли, где иноки хотели устроить монастырь, охотно уступил ее в долгосрочную аренду. Он же пожертвовал лес на строительство храма и келий. Монастырь быстро наполнился насельниками, в короткий срок из России пришло до 40 чел. Иоасаф настоятельствовал 20 лет. При его преемнике, также ок. 20 лет руководившем обителью, архимандрите Евфросине, монастырь достиг духовного процветания и материального благополучия. В нем жили более 70 иноков, его постриженниками были два архиепископа: славский Иринарх и тульчинский Виссарион. Монастырь имел обширную библиотеку, многоценную церковную утварь и иконы древнего письма.

      После того как архимандрит Евфросин вынужденно удалился в Россию, годы процветания монастыря сменились годами упадка.

 

ТИТЛО - 1) надстрочный знак церковнославянского языка, означающий сокращенное написание слова.

      2) Титло пилатово (слово иногда употреблялось в женском роде: титла) - сокращенная надпись на Кресте Господнем - I.Н.Ц.I. - Iсусъ Назарянинъ Царь Iудейскiй. Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена пилатова надпись, начались в старообрядчестве сразу после собора 1666-1667 гг. Архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий выступил с учением, что правильно писать титло следует I.Х.Ц.С. (Iсусъ Христосъ Царь Славы), т.к. пилатово титло носит глумливый характер и не отражает истины. Игнатий был автором "Книги о титле на Кресте Христовом", которая в свое время имела большое распространение, а до нас дошла лишь в отрывках. Возражая ему, другие старообрядцы доказывали, что не только титло, но и сам крест, на котором был распят Христос, являлся орудием позорной смерти, что отнюдь не мешает христианам поклоняться Кресту.

      В течение многих десятилетий вопрос о пилатовом титле обсуждался в старообрядчестве, главным образом, среди беспоповцев, пока федосеевцы не согласились вслед за поморцами и филипповцами отложить поклонение Кресту с пилатовым титлом. Поповцы исторически мало участвовали в этой дискуссии, они считали приемлемыми оба варианта титла, не находя ни в одном из них никакой ереси.

ТИТЛОВЦЫ, титловщина - беспоповский толк, возникший из федосеевского согласия. Имел распространение в новгородских пределах и вокруг С.-Петербурга. Титловцы крепко держались учения основателя федосеевского согласия Феодосия Васильева о надписании пилатова титла на дщице Креста Христова, в то время как московские и петербургские федосеевцы по образцу беспоповцев поморского и филипповского согласий отказались от употребления крестов с таким титлом. С ними титловцы не молились. История титловщины закончилась в нач. 20 в., их потомки слились с поморцами.

 

ТИХОН (Тит Деевич Качалкин; ок. 1879 - 4 марта 1968) - митрополит белокриницкий, первосвятитель Древлеправославной Церкви Христовой в Румынии. Родился в старообрядческой семье, в с. Ново-Некрасовка Измаильской обл. В 1939-1940-х гг. старообрядческие приходы, расположенные в Маньчжурии, обратились в старообрядческую митрополию в Румынии с просьбой назначить к ним постоянного епископа. Недавно овдовевший Тит Деевич был пострижен в иноки и последовательно посвящен в степени священного сана. В 1941 г. святительскую хиротонию в с. Камень Добруджинской обл. совершил митр. белокриницкий Силуян в сослужении еп. Иннокентия (Усова) и еп. Саватия (вероятно, славского).

      В связи с войной еп. Тихон не смог прибыть на место служения и был определен на вдовствующую Тульчинскую епархию. В 1943 г. на Освященном соборе старообрядческой Церкви в Румынии был избран митрополитом.

      Став главой Церкви в Румынии, митр. Тихон проявил себя стойким поборником отеческих преданий и канонов. Во время реформы календаря в Румынии (перехода с юлианского календаря на григорианский) старообрядческая Церковь подверглась гонениям со стороны правительства Антонеску. Митр. Тихону было предложено, чтобы он издал распоряжение совершать в старообрядческих приходах праздничные богослужения "по новому стилю". Владыка Тихон отказался, был арестован и заключен в концлагерь, где находился до вступления в Румынию частей советской армии.

 

ТИХОН (Трифон Григорьевич Сухов; ум. 1938) - епископ томский и алтайский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), рукоположен в 1922 г. Участник Освященных соборов 1926 и 1927 гг. на Рогожском кладбище. Арестован в 1933 г. и доставлен в Новосибирск. По рассказу очевидца, в 1938 г. еп. Тихон был связан веревками с двумя другими людьми (предположительно, одним из которых был еп. Амфилохий) и утоплен в Амуре в 18 км от г. Свободного.

 

ТОЛК - термин не строго определенного значения, одновременно означающий и более крупное, и более дробное, чем согласие, разделение старообрядчества по особенностям вероучения. В первом значении говорят о толках поповцев и беспоповцев, во втором значении имеются в виду мелкие подразделения в одном согласии (авторы данного словаря придерживаются именно этого понимания слова).

      Разделения на толки зачастую происходят в результате незначительных отличий в практике богослужения или в понимании, толковании тех или иных мест из Священного Писания, правил святых отец, местных традиций и обычаев. Иногда это слово воспринимается как синоним согласия.

 

ТОЛСТОВ Амбросий Иоакимович (1894-1970) - наставник ленинградской общины поморского согласия. Происходил из латгальской (Латвия) крестьянской семьи, получил строгое религиозное воспитание и образование. В 1905 г. приехал в Петроград и поступил учеником к своему дяде - мастеру сапожного дела. В 1947 г. при организации в Ленинграде старообрядческой общины дал согласие стать духовным наставником и принял благословение от духовных отцов - Евтихия Феодоровича (настоятеля Тверской моленной) и Григория Прокопьевича (настоятеля храма на Волковом кладбище).

      Став настоятелем, Толстов вскоре сумел объединить ленинградских староверов поморского, федосеевского и филипповского согласий: на праздник Святой Троицы он обратился к народу с проникновенной речью, затем сам первый положил прощальный начал. Прихожане, следуя его примеру, положили прощальный общительный начал и стали на совместную молитву. Произошло это в известной Киржаковской моленной. В мае 1946 г. там был открыт молитвенный дом для всех беспоповцев Ленинграда.

      Имел троих детей. Погребен на Волковом кладбище.

 

ТОРЖИЩНО БРАШНО (слав.) - продукты питания, купленные на рынке, в магазине и т.п. У беспоповцев эти продукты, как изготовленные не христианами (т.е. не беспоповцами), необходимо перед употреблением освятить молитвой, иначе они будут считаться замирщенными и есть их не подобает. Над торжищным брашном вычитывается обыкновенно большой начал или отмаливают его молитвой Исусовой по лестовке. Этот обычай строже всего содержат в филипповском, затем - в федосеевском согласии.

      В больших городах, где "чистого" провианта, произведенного одноверцами, не найдешь, обычая отмаливать купленную пищу иногда не придерживаются. В таких случаях считается, что по апостольскому слову торжищно брашно очищается уже тем, что за него платят деньги.

 

ТРЕГУБОВ Петр Осипович (1835-1913) - старообрядец белокриницкого согласия, московский купец. Был постоянным прихожанином молитвенного дома братьев Шибаевых (на Немецком рынке), а с 1880-х гг., когда моленная была передана старообрядческому обществу, по 1906 г. был бессменным ее попечителем. Состоял также членом церковного совета Рогожского кладбища. Неоднократно избирался уполномоченным от московских старообрядцев на Освященные соборы.

      Погребен на Рогожском кладбище.

 

ТРИФОН (Тимофей Фомич Епишев; 1893-?) - епископ азово-черноморский Древлеправославной церкви. Хиротонисан в епископы в сент. 1936 г. в Городце. Запрещен 4 янв. 1940 г. за нарушение 25 апостольского правила.

 

ТРОПАРЩИКИ - существующий с сер. 18 в. толк беспоповцев, не принимающих брака, которые под давлением властей начали в тропарях, кондаках и стихах (согласно напечатанному в книгах) поминать царствующую особу. Разумеется, слова "благочестивый" и "православный" были заменены на "державный". Сегодня общины тропарщиков имеются в Саратовской обл.

 

ТРОФИМОВ Игнатий (1674-1761) - старообрядец федосеевского согласия (титловец?), известный своими спорами с поморцами из-за титла на Кресте и полемикой с поповцами Керженца. Жил в с. Лыбовке Псковского у., был главным оппонентом поповца Матвея Андреева. Сохранилось его послание на Выг, где он отстаивал правильность начертания пилатова титла на Кресте и сочинение о поклонах и каждении.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"