CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Энциклопедия

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

 

 

 

С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
Опыт энциклопедического словаря.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

РАФАИЛ - епископ харьковский и киевский и временно одесский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), участник Освященных соборов 1925, 1926 и 1927 гг. на Рогожском кладбище. Управление одесской епархией ему было поручено в 1925 г. на Освященном соборе.

 

РАХМАНОВЫ - старообрядческий купеческий род, принадлежавший белокриницкому согласию. Их пращур Леонтий проживал в с. Слободищи в подмосковных Гуслицах, был женат на Феодосии Георгиевне (1755-1839), умер после 1812 г. Он имел как минимум двух сыновей: 1) Андрея  и  2) Григория.

      Известны четверо сыновей Андрея: 1) Федор (1775-1854) - почетный гражданин и московский 1-й гильдии купец, попечитель старообрядчества. Решительный и деятельный участник учреждения архиерейской кафедры за границей как лучшего способа избавиться от насилия правительства имп. Николая I. Участник съезда российских старообрядцев в Москве в 1831 г., где обсуждались меры к восстановлению полноты иерархии, для реализации которых он пожертвовал значительную сумму (по некоторым данным - до 500 тыс. руб. асс.). Обладал значительной коллекцией икон и древних рукописей, часть которой в разное время была подарена им и его потомками Рогожскому кладбищу; 2) Терентий (1788-1852); 3) Алексей (1792-1854) - почетный гражданин и московский 1-й гильдии купец, попечитель старообрядчества. В первом браке был женат на Анне Алексеевне Кузнецовой (1803-1821), от второго брака имел сына Алексея (1822-1855) и дочерей Александру (1835-1851) и Аполлинарию (1838-1883), умерших девицами; 4) Дмитрий, в иночестве Дионисий. Представители этой ветви рода жили на Швивой горке близ Таганки, где еще в нач. 20 в. находилась частная моленная.

      Из детей Григория известны 1) Василий (1782-1858); 2) Иван (ок.1773-1839), который был женат на Александре Карповне Шапошниковой (1805-1841). От этого и другого его брака известны сыновья: Федор (1822-1884), Иван (ок.1822-1866), Петр (1817-1839), Семен (1807-1854) и Карп (1826-1895).

      Семен Иванович, женатый на Анне Семеновне Симоновой (ок.1810-1839), имел детей: 1) Ивана (1845-1866), 2) Александру (1849-1870), 3) Маргариту (1850-1867) и 4) Федора, женатого на Ольге Викторовне Осиповой. От этого брака родилось шестеро сыновей и шестеро дочерей (в т.ч. Вера, Екатерина, Иван, Серафима и Елизавета). Серафима Федоровна вышла замуж за Ивана Васильевича Шибаева, сына одного из купцов-попечителей Рогожского кладбища Василия Андреевича Шибаева (материалы из архива этой семьи публиковались в "Московском журнале" - ( 11, 12 за 1992 и ( 4, 6 за 1993 г.) Семья Федора Семеновича жила вместе с потомством его дяди Карпа Ивановича в доме на Покровской ул., где издавна была моленная, а в 1905 г. был освящен Покровский храм, закрытый после 1917 г. и некоторое время просуществовавший в качестве музея. Здание церкви сохранилось по адресу: Бакунинская ул., д. 2. Храм с собранием икон помещался в двухэтажной дворовой пристройке, над входом в которую сохранился киот для надвратной иконы.

      Карп Иванович, женатый на Ксении Егоровне (1834-1874), имел трех сыновей и четырех дочерей, в т.ч. Сергея, Александру (1852-1903), Емилию (1869-1905), Георгия (1872-1931), ставшего профессором Московского университета, основателем издательства "Научное слово", с которым сотрудничали В.О.Ключевский, И.И.Мечников, искусствовед П.П.Муратов. Муратов дружил с Георгием Карповичем и использовал его связи в старообрядчестве для поездок по заволжским скитам и изучения иконописи. Г.К.Рахманов был женат на Софии Ивановне Осиповой, из числа их детей известны Николай  (1900 - после 1980), София (р. 1904), Ксения (р. 1908).

      Иконы нынешних музейных собраний, известные как "рахмановские" по своему происхождению, были взяты из таганской моленной Рахмановых и из их дома и храма на Покровской ул. Но откуда именно какая икона происходит, в настоящее время выяснить уже невозможно.

      К числу невыясненных вопросов надо отнести еще два: 1) какой ветви рода Рахмановых принадлежал участок земли на углу Камерколлежского вала и Царского пер., где в 1910 г. было начато строительство нынешнего старообрядческого Никольского храма на ул. Бутырский вал, д.8/3; 2) в какой степени родства находились московские Рахмановы (погребенные на Рогожском кладбище) и петербургские, чьи могилы сохраняются на Громовском кладбище?

 

РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ - 1) духовный и административный центр старообрядцев, принадлежащих к Русской Православной Старообрядческой Церкви. Здесь находятся Покровский кафедральный храм и резиденция предстоятеля Церкви, митрополита московского и всея Руси.

      Эта земля была отведена для погребения умерших во время чумы 1771 г. московских старообрядцев, приемлющих священство, когда были закрыты прежние места старообрядческих погребений. Новое место представляло из себя поле, находящееся справа от Владимирской дороги. С тех пор за Рогожской заставой стали хоронить священников, попечителей и прихожан московских старообрядческих общин поповцев. С разрешения имп. Екатерины II здесь были выстроены один за другим два старообрядческих храма, летний и зимний, богаделенный дом, и постепенно образовался целый поселок, огороженный высоким забором. Население его составляли старообрядцы, приемлющие священство, среди которых было немало богатых промышленников и купцов. Богослужение в рогожских храмах совершалось священниками, присоединившимися к старообрядчеству от господствующей церкви.

      В царствования Екатерины II и Александра I власти проявляли равнодушие к религиозной жизни старообрядчества. До 1823 г. в некоторых правительственных учреждениях (в московской духовной консистории, канцеляриях МВД и московского генерал-губернатора) не было официальных сведений о Рогожском кладбище, существовавшем уже полстолетия, хотя о нем, разумеется, всем было известно.

      Со времени восшествия на престол Николая I для старообрядцев вновь настали тяжелые времена. В ноябре 1827 г. императорским указом было строго воспрещено принимать для службы в храм Рогожского кладбища новых священников, а с 1834 г. священникам из других мест было не велено не только служить, но даже появляться на Рогожском кладбище. Этими и многими другими запрещениями (переезжать с места на место, ремонтировать храмовые постройки и пр.) правительство стремилось к полной ликвидации старообрядчества. Репрессии побудили старообрядцев искать возможность учредить архиерейскую кафедру за границей. Большую часть расходов по поискам святителя взяли на себя прихожане Рогожского кладбища купцы Рахмановы. После учреждения в 1846 г. белокриницкой иерархии преемник митр. Амвросия, митр. Кирил, поставил в 1853 г. во Владимир архиеп. Антония, который впоследствии стал первым архиепископом московским и всея России и с 1862 г. имел резиденцию на Рогожском кадбище.

      К старообрядческой иерархии русское правительство отнеслось крайне враждебно. Гонения на старообрядчество, в частности правительственное распоряжение, по которому старообрядцам с 1855 г. запрещалось записываться в купеческое сословие (что влекло за собой выполнение рекрутчины и лишение сословных привилегий), вынуждали некоторых старообрядцев изменять православной вере, переходить в единоверие.

      В 1854 г. в единоверие перешел кладбищенский священник Петр Русанов; в скором времени за ним последовали некоторые из прихожан во главе с Сапелкиным, Аласиным и др. Воспользовавшись этим, у старообрядцев "без всякой церемонии" насильно отобрали Никольский храм, а 23 сент. 1855 г. митр. Филарет "освятил" его как единоверческую церковь под тем предлогом, что отступники якобы имеют право на часть кладбища (как будто оно представляло их личную собственность как совладельцев, а не было наследием предков, созидавшимся десятки лет).

      Как истинные ренегаты, новые единоверцы старались всячески навредить старообрядцам. Они слали донос за доносом о том, что на кладбище водворились и тайно служат попы "австрийского поставления". По настоянию митр. Филарета казенный смотритель кладбища совсем запретил совершать в часовнях богослужение. Хотя это запрещение было вскоре отменено, 7 июля 1856 г., из-за домогательств митр. Филарета (который ссылался на донос иеромонаха-миссионера Парфения о том, что на Рогожском кладбище происходят "оказательства раскола"), правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов Рогожского кладбища. Никакие хлопоты старообрядцев, доказывавших лживость доноса, не помогали. Более того, и после официального удостоверения ложности доноса особой комиссией в 1880 г. алтари по настоянию обер-прокурора Синода К.Победоносцева оставались запечатанными. Они были распечатаны лишь после императорского указа от 17 апр. 1905 г. "Об укреплении начал веротерпимости".

      В честь этого события, пришедшегося на празднование Пасхи, старообрядческое духовенство и прихожане со всей России ежегодно совершают крестный ход в Неделю святых Жен-мироносиц (второе воскресение после Пасхи). В память распечатания алтарей в 1912-1913 гг. была воздвигнута и одна из красивейших московских колоколен с храмом во имя Воскресения Христова.

      Первая архиерейская служба, которую совершил вернувшийся из ссылки архиеп. московский Иоанн (Картушин), прошла лишь через полгода - 22 окт. 1905 г. Первый разрешенный колокольный звон на Рогожском был слышен 27 июля 1905 г. В это время вокруг храмов началось активное строительство. Ф.Е.Морозова в память о своем сыне Сергее Ивановиче построила трехэтажное здание для больницы, которое использовалось и как дом причта Рогожских храмов. В нем же, на верхнем этаже, помещались келия и покои предстоятеля Церкви архиеп. Иоанна. Было построено и еще несколько каменных жилых зданий, а к 1911 г. - здание для Московского старообрядческого института.

      Ныне большинство исторических зданий старообрядческого поселка разрушено, в руинах стоит упоминавшееся строение Ф.Е.Морозовой, храм во имя Рожества Христова используется под склад мастерских музеев Московского Кремля и требует реставрации, сохранившиеся дома нуждаются в капитальном ремонте. Здание, где сейчас расположена Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви, в 1910-х гг. именовалось "гробница при храмах Рогожского кладбища", или попросту "мертвецкая часовня". Оно было перестроено в 1952 г.,  но  до  сих  пор сохраняет признаки погребальной часовни.

      В 1995 г. Правительство Москвы приняло решение о создании архитектурного заповедника на месте Рогожского кладбища и о поэтапной передаче исторических владений в пользование РПСЦ.

      2) Некрополь - место захоронения старообрядцев-поповцев в Москве. На памятнике, поставленном на месте первого захоронения - "моровой могилы" (братское погребение умерших от чумы старообрядцев), было написано: "Место сие отведено для погребения усопших староверов в лето от сотверения мира 7279, вместо таковых до сего времени бывших двух кладбищ: единого - у Донского монастыря, а другого - за Тверскими воротами". Этот памятник, как и множество надгробий Рогожского кладбища, до нашего времени не сохранился (полный текст см.: "История Рогожского кладбища". М., изд. "Церковь", 1995).

      На месте погребения священников Рогожского кладбища, служивших здесь до принятия белокриницкой иерархии, по указанию архиеп. Антония был поставлен крест "в память почивающим здесь своими телесами священно-иереям, иже ко святой древлеправославной Церкви от никоновских нововведений с покаянием прихождаху, и близ ста лет в духовных потребностях за всю последнюю половину многолетняго ея вдовства служаху; причем они всегда страхом внешняго гонения поражались и внутренним лишением благочестиваго епископства утомлялись; вечность христопреданнаго священства от разных нападений на законность оного непрестанно защищали, и в таковом лютом треволнении великодушные пловцы и без кормчего спасали от потопления корабль церковный...".

      На Рогожском кладбище существует огороженный участок, где находятся захоронения епископов и священников белокриницкой иерархии. Поскольку значительное время один из приделов Никольской единоверческой церкви занимал приход Древлеправославной церкви (беглопоповцев), на Рогожском кладбище погребены архиеп. Никола (Позднев), иные священники Древлеправославной церкви. Значительную часть погребений составляют могилы старообрядцев - русских промышленников и купцов. По меткому выражению историка старообрядчества И.А.Кириллова, на памятниках Рогожского кладбища написана история русского предпринимательства. Среди погребений купцов и промышленников, как сохранившихся, так и не сохранившихся до наших дней, упомянем могилы московского 2-й гильдии купца Ив.Ив.Ордынова, "основателя сего богоугодного Рогожского кладбища", купцов Рахмановых, Шелапутиных, Ямщиковых, Рябушинских, Морозовых.

      В конце 1930-х гг. кладбище подверглось разорению со стороны властей. Надгробия из мрамора были сломаны. Камень был использован для облицовки станций первой линии московского метрополитена. Таким образом были уничтожены фамильное захоронение Рябушинских, могилы В.Карловича и многих других. Известно также, что в 1933 г. множество памятников взято для облицовки набережных (В.Козлов. "Московский журнал", ( 9).

 

РОДИОНОВ (Иродионов) Алексей (1710-1780) - известный деятель поморского согласия, писатель-полемист. Его отец был новообрядческим приходским священником Олонецкого у. В юношеские годы был вдохновлен подвигом старообрядчества, увлекся беспоповским учением о наступлении царства антихриста и тайно бежал на Выг, где был перекрещен иноком Феодосием. В Выговском общежительстве прошел длительное послушание на разных работах: косил сено, заготавливал дрова, пек хлеб. Его прилежание и кротость были замечены Семеном Денисовым, который взял его в обучение. Обучившись пению, риторике и грамматике, Родионов написал несколько сочинений и слов на двунадесятые праздники. Самым известным его сочинением этого периода стал "Зитуменос", посвященный доказательству, что двуперстие есть апостольское предание. В 1747 г. он тайно покинул Выг и присоединился к господствующей церкви. Дальнейшая его жизнь и духовная карьера сложились вполне заурядно: в конце 40-х годов - диакон, затем священник и, наконец, протоиерей и настоятель Никольского собора в Новгороде. После своего побега с Выга Родионов написал несколько публицистических работ: "Послание к даниловским раскольникам", "Обличение раскольничьего лжеучения", "Беседословие о расколе российском". Обличая многие идеи беспоповства, Родионов, тем не менее, так и не написал опровержения на "Зитуменос", хотя его к этому весьма настойчиво подвигало духовное начальство. Его противостарообрядческие сочинения весьма высоко ценил проф. Н.И.Субботин, опубликовавший их в 1884-1891 гг. в журнале "Братское слово".

 

"РОДНАЯ СТАРИНА" - "староверческий исторический вестник", журнал старообрядцев-поморцев, издававшийся под редакцией И.Н.Заволоко в Риге с 1927 или 1928 по 1933 г. Рижским староверческим кружком ревнителей старины. Выходил раз в три месяца, вышло 13 номеров в 12 выпусках. Содержание журнала подробно описано в беспоповском "Старообрядческом церковном календаре" за 1989 г.

 

"РОЗЫСК" ("Розыск о Раскольнической Брынской Вере, о Учении их, о Делах их, и изъявление, яко Вера их неправа, Учение их душевредно и Дела их не богоугодна") - противостарообрядческое сочинение митр. ростовского Димитрия. Рассылался в списках с 1709 г., напечатан в 1745 г. (впоследствии неоднократно переиздавался, напр. в Киеве в 1877 г.).

      Состоит из трех частей: "О вере раскольнической", "О учении раскольническом", "О делех раскольнических". В первой части содержатся "доказательства" того, что "вера их несть старая, но новая", во второй части старообрядцы обвиняются в ереси и в "хуле на святыя вещи"; третья часть посвящена обвинениям старообрядцев в разного рода грехах и злодеяниях.

      "Розыск" насыщен бранью, клеветой и довольно наивными подлогами. Вместе с тем из него с некоторой осторожностью можно извлечь немало ценных исторических сведений об истории старообрядчества.

 

РОССИЙСКИЙ СОВЕТ Древлеправославной поморской церкви - центральный руководящий орган Древлеправославной Поморской Церкви, созданный учредительным съездом представителей поморских общин России в Москве 21-22 ноября 1989 г. В структуре Совета находится Совет старейшин и несколько отделов с канцелярией, образованы Дирекция и Секретариат РС ДПЦ. В настоящее время под опекой РС ДПЦ находится около 100 общин России, а также крупнейшие общины Украины, Молдавии, Казахстана, Киргизии и Белоруссии, т.е. тех стран, в которых еще не созданы поместные духовные центры. РС ДПЦ активизирует деятельность крупных общин в регионах со значительным числом поморцев, оказывает духовную, юридическую и материальную помощь общинам. С 1994 г. издается церковный календарь (редакционная коллегия состоит из 12 чел.), каждое полугодие издается информационный бюллетень "Извещение РС ДПЦ".

 

РТИЩЕВ Федор Михайлович (1626-1673) - окольничий, лично весьма близкий царю Алексею Михайловичу человек, участник кружка ревнителей благочестия. Находился в дружественных отношениях с патр. Никоном. Известен просветительскими взглядами. Под Москвой возле церкви Андрея Стратилата основал монастырь и училище. Преподавали иноки, приглашенные из Киева и других южнорусских земель. Изучалась риторика, философия, греческий и латынь. Благодаря стараниям Ртищева в Москве усилилось киевское влияние.

      Как и Стефан Внифатьев, в первое время церковного раскола пытался примирить враждующие стороны, для чего в своем доме устраивал различного рода собеседования "о вере и о законе" между сторонниками и противниками реформ. Когда пришлось делать окончательный выбор, стал на сторону противников старообрядчества, несмотря на то, что множество его близких друзей остались верны старой вере. Адресат одного из ранних и малоизвестных писем протопопа Аввакума.

 

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - наименование, установленное решением Освященного собора 1988 г. для старообрядческой Церкви на территории бывшего СССР (ныне - в России и странах СНГ). Прежнее название, употреблявшееся с 18 в. - Древлеправославная Церковь Христова. Главой РПСЦ является преосвященнейший Алимпий, митрополит московский и всея Руси. Ему подчиняются местные епископы: Иоанн ярославский и костромской, Силуян новосибирский, всея Сибири и Дальнего Востока, Саватий киевский и украинский, Зосима кишиневский и молдавский. В РПСЦ входит более 250 приходов в России, Украине, Белоруссии, Казахстане. Духовным и административным центром является Рогожское кладбище в Москве.

      В настоящее время Церковь располагает несколькими воскресными школами для начального религиозного обучения. Духовных училищ или других систем подготовки священнослужителей нет, хотя предпринимаются отдельные попытки восстановить систематическое дневное образование.

      Русская Православная Старообрядческая Церковь находится в полном церковно-каноническом единстве со старообрядческой Церковью в Румынии и с подчиняющимися ей приходами в других странах.

 

РЯБИНОВЦЫ - старообрядцы-беспоповцы, один из толков бабушкиных, или самокрещенцев. Поклонялись кресту, вырезанному на деревянной доске с титлами по сторонам от креста (на самом кресте титлы и изображения не допускались). Доска для креста изготавливалась только из рябины, ибо, по их мнению, это и есть тот самый "певг", одно из трех дерев, составляющих, по пророчеству, Крест Господень. Они не поклонялись иконам, на которых изображен кто-либо помимо святых. Например, не поклонялись образу Входа Господня в Иеросалим, где Исус Христос изображен едущим на жребяти (лошади), говоря, что животному не должно кланяться. Еще менее, с их точки зрения, достойны поклонения иконы, на которых изображены бесы (Воскресение с Сошествием во ад) или распинатели Христа (Распятие с предстоящими воинами). В остальном имели обычаи, сходные с самокрещенцами и поморцами. В 1860-е гг. были распространены по Каме, около Чистополя.

 

РЯБУШИНСКИЕ - род купцов и предпринимателей, принадлежавших к белокриницкому согласию. Выходцы из д. Ребушки, что неподалеку от г. Боровска Калужской губ., где носили фамилию Стекольщиковы. Перебравшись в Москву, основатель династии Михаил Яковлевич (1 ноября 1786 - 20 июля 1858), получивший новую фамилию по названию родной деревни, ок. 1802 г. записался в московское купечество и в 1818-1820 гг. принял старую веру (боровская ветвь рода, сохранившая фамилию Стекольщиковых, осталась в господствующей церкви). Видимо, несколько позже старую веру принял и его брат Артемий.

      Михаил Яковлевич был женат на Евфимии Степановне Скворцовой (ок.1790-1853), от которой имел сыновей Павла (1820 - 21 дек. 1899), Ивана (ок.1820-1876) и Василия (1826 - 21 дек. 1885). До 25 лет Павел Михайлович числился купеческим сыном и самостоятельно гильдии не платил, но правительственные мероприятия против торговой деятельности старообрядцев, принуждавшие их к переходу в единоверие, заставили подумать о получении самостоятельных торговых прав. Несмотря на сословные привилегии и финансовые интересы, Павел и Василий Рябушинские не поступились своими религиозными убеждениями и были вынуждены перейти из купечества в мещанское сословие. Однако вскоре они узнали, что в недавно основанном городе Ейске существуют льготы, направленные к скорейшему заселению города, и запись старообрядцев в ейское купечество не была запрещена. Собрав необходимые документы в мещанском управлении, Павел Михайлович спешно на перекладных отправился в дальний путь за гильдейским свидетельством. Этот трудный в то время переезд обошелся ему нелегко: близ Ейска он сломал руку, но тем не менее вернулся в Москву ейским купцом 3-й гильдии и привез гильдейские свидетельства брату Василию Михайловичу и его зятю Евсею Алексеевичу Капусткину. Вскоре после смерти Михаила Яковлевича, в 1858 г., указом Московской казенной палаты оба брата были снова причислены в московское купечество на временном праве и записались во 2-ю гильдию, а в 1860 г. и с 1863 г. до конца жизни платили 1-ю гильдию. 25 мая 1884 г. состоялось определение Сената, по которому московские 1-й гильдии купцы Павел и Василий Рябушинские были возведены в потомственное почетное гражданство. Любопытно, что в определении Сената было упомянуто, "что они принадлежат к расколу поповщинской секты". Далее в определении говорилось: "Сообразив обстоятельства настоящего дела с законами и находя, что купцы Рябушинские с семейством на основании Высочайше утвержденного 3 мая 1873 года мнения Государственного совета, в силу которого всем вообще раскольникам дозволяется производить торговлю и промыслы с соблюдением общедействующих по сему предмету постановлений, а следовательно, и постановлений о правах и преимуществах, сопряженных с производством торговли, за бесспорное пребывание их в высших гильдиях в течение установленного законом срока, имеют право на потомственное почетное гражданство, Правительствующий Сенат определяет: московских... купцов Павла и Василия Михайловых Рябушинских с семейством возвесть в потомственное почетное гражданство...".

      После смерти Василия Михайловича, в память о нем, Павел Михайлович внес на Рогожское кладбище 25000 руб. Фамильное дело, начинавшееся как текстильное и быстро ставшее многоотраслевым, перешло к Павлу Михайловичу, первым браком женатому на Анне Семеновне Фоминой (внучке священника И.М.Ястребова), от которой родилось шесть дочерей и сын, умерший во младенчестве. Их потомки по женской линии ныне живут в Москве, Петербурге и Пскове; связи со старообрядчеством давно утратили (о них см.: Былое, 1994, ( 3, с. 4). В 1870 г. П.М.Рябушинский женился вторым браком на Александре Степановне Овсянниковой (ум.1901), дочери петербургского миллионера-хлеботорговца, от которой имел 16 детей (до совершеннолетия дожили восемь сыновей и пять дочерей). Из этого поколения наиболее известны: 1) видный промышленник, финансист и политический деятель Павел Павлович Рябушинский (1871-1924, умер в курортном городке на юге Франции, погребен на кладбище Батиньоль). Он поддерживал практически всю издательскую деятельность Рогожского кладбища начала века. Был председателем Остоженской старообрядческой общины. Первым браком (1893-1900) был женат на Александре Ивановне Бутиковой (во втором замужестве Дерожинская), дочери известного суконного фабриканта - рогожского старообрядца (ее особняк в Кропоткинском пер. занимает посольство Австралии). В 1901 г. вступил во второй брак с Елизаветой Григорьевной Мазуриной. От первого брака имел сына Павла ("младшего"), от второго - дочь Анну и погибшего ребенком сына Сергея. 2) Сергей Павлович (1872-1936, имел дочерей Аду и Мику), предприниматель, написавший также ряд работ по иконописи (его часто путают с собирателем икон Степаном Павловичем). 3) Владимир Павлович (1873-1955, умер в Париже, похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа) - оставил значительное литературное наследство, отчасти собранное в его книге "Старообрядчество и русское религиозное чувство"; основал парижское общество изучения древнерусского искусства "Икона". Первую жену его звали Евгения Владимировна, вторую - Вера Андреевна Хуторева (сын от второго брака Владимир умер от тифа в 1920 г. в возрасте трех лет при эвакуации с юга России; тело его пришлось сбросить в море с парохода). 4) Степан Павлович (1874-1943, умер в Милане) - владелец известного особняка у Никитских ворот в Москве, храмоздатель и председатель совета общины старообрядческой Покровской церкви на Остоженке (ныне снова действует); был женат на Анне Александровне Прибыловой; их сын Борис (ок.1900-?) в эмиграции женился на девушке из нестарообрядческой семьи, что весьма беспокоило родителей. Б.С.Рябушинскому принадлежит несколько графических работ, в т.ч. весьма выразительный портрет В.П.Рябушинского, выполненный в 1954 г. незадолго до смерти последнего (воспроизведен: "Былое", 1995, (1). 5) Евгения Павловна (выйдя замуж, жила в Н.Новгороде) 6) Николай Павлович (1877-1951, умер в Париже) - известный меценат, художник-любитель и литератор, в эмиграции антиквар, был неоднократно женат. 7) Михаил Павлович (1880-1960) - его дочь, Татьяна Михайловна (р.1916) в эмиграции стала известной балериной. 8) Дмитрий Павлович (1882-1962, похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа) - профессор Сорбонны (1930-е гг.), член-корреспондент французской Академии наук, основатель Аэродинамического института в подмосковном имении Рябушинских Кучино (позднее влился в ЦАГИ). 9) Федор Павлович (1885-1910) - умер молодым, успев, однако, стать известным организацией и финансированием экспедиции на Камчатку (на это дело он пожертвовал 200000 руб.). 10) Елизавета Павловна - в первом браке была замужем за суконным фабрикантом А.Г.Карповым, во втором - за известным архитектором И.В.Жолтовским. 11) Евфимия Павловна вышла замуж за купца Василия Василиевича Носова, была известна как меценатка, еще в 1980-х гг. жила в Риме, имела дочерей Киру (замужем за персидским сановником 1930-х гг.) и Августу. 12) о Надежде Павловне сведений не имеем. 13) Александра Павловна вышла замуж за Михаила Алексеева (племянника К.С.Станиславского), они имели детей Татьяну и Сергея.

      Представители старших поколений Рябушинских похоронены на Рогожском кладбище. Рассеянные после революции их потомки в разной степени сохранили приверженность к старой вере. Похороненный на общем для всех русских эмигрантов парижском кладбище В.П.Рябушинский остался верен древнему православию, что подтверждают и его литературные работы. По косвенным данным, остался верен православию и Степан Павлович. Дмитрий Павлович к концу жизни довольно равнодушно относился к вере. Но на его надгробии начертана надпись "Смертию смерть поправ". Координирующим центром для нынешних зарубежных Рябушинских (и для всех интересующихся историей этого рода) служит женевский дом его дочери Александры Дмитриевны Рябушинской и его внучки Мариам Пакраван (3 Rue Samuel Constant 1201 Geneve, Suisse; tel. 41-22-344 20 66, fax 41-22-311-79-70).

 

РЯПИНА МЫЗА - поселение старообрядцев федосеевского согласия в уезде Юрьева Ливонского (Дерпт). После девятилетнего пребывания в Польше Феодосий Васильев с братией, скрываясь от набегов польских солдат, вынужден был вернуться в Россию. Первоначально были организованы мужская и женская общежительные обители в Вязовой вол. Великолуцкого у. Новгородской губ. Но смертоносная язва истребила почти всех монастырских насельников. Тогда ок. 1710 г. Феодосий с оставшимися последователями захотел переселиться на Ряпину Мызу. За разрешением на поселение он отправился в Новгород, где был посажен в тюрьму и скончался в 1711 г. Однако его последователям было разрешено селиться на Ряпиной Мызе, где они построили мужскую и женскую обители и весьма умножились в числе. Но вскоре наступили черные дни. В 1718 г. наставник Константин Федоров и еще несколько человек отступили в никонианскую веру, и по их доносу поселение староверов на Ряпиной Мызе власти ликвидировали.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"