CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Энциклопедия

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

 

 

 

С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
Опыт энциклопедического словаря.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

ЛАЗАРЬ (ум. 14 апр. 1682) - святой священномученик и священноисповедник, священник г. Романова-Борисоглебска. О себе писал: "Имею на себе благословение святейшаго патриарха Филарета Никитича, а рукоположение Варлама митрополита ростовскаго и держу их благословением чин священства". После начала церковных реформ открыто выступил против нововве-   дений, за что подвергся репрессиям, скрылся в Саввино-Сторожевском монастыре у игумена Никанора, но был схвачен и вслед за протопопом Аввакумом сослан в Тобольск. В сибирской ссылке он пробыл более 10 лет, но не смирился и обличения свои продолжил, причем снискал там народную любовь проповедью старой веры. В ноябре 1665 г. он вернулся в Москву уже как арестант. Здесь у него были конфискованы росписи с обличениями никоновских новшеств. За "прекословие" был сослан в Пустозерск, откуда в 1666 г. снова доставлен в Москву на собор. На соборе, в присутствии "вселенских патриархов", Лазарь предложил взойти на костер для доказательства правоты старой веры, однако власти не допустили этого. Позднее он писал царю: "...повели, государь, дать мне очную ставку со властми и с новолюбными книжники, кто из них похочет... А сверх, государь, очныя ставки, да повелит твоя божественная царская власть итти нам на общую правду, на Божию судбу, предо всем царством самовластно взыти на огнь во извещение истинны, да явленно будет благочестие отец твоих, и отымется всяко сомнение от душа благочестивых, и соединится Святая Церковь, и единогласно да славится Всесвятый Дух". 17 июня 1667 г. Лазарь был расстрижен и предан анафеме за верность древлему православию. 27 авг. ему (вместе с иноком Епифанием) отрезали язык и снова отправили в Пустозерск. 14 апр. 1670 г. ему отрубили правую руку и еще раз отрезали язык. Чудесным образом язык у него (как и у диакона Феодора и у инока Епифания) вырос снова. Священномученик Лазарь сожжен в Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом, диаконом Феодором и иноком Епифанием. Память его - 14 апр. Из сочинений Лазаря известны его свитки, поданные царю, и две челобитные.

 

ЛАРИОНОВ Козма (по прозвищу Косой; ум. 1687) - донской старообрядец-поповец, автор "Листов" о близкой кончине мира. Родился в Ельце, в семье кузнеца. Родной брат его сожжен в Москве за староверие. Сам Козма одно время был в Соловецком монастыре, затем в 1667 г. ушел с женой на Дон, где его духовным отцом становится старообрядческий священник о. Иван Анфимов. Около 1676 г. Козма с семьей основывает поселение на р.Медведице. В 1677 г. это поселение было разгромлено тамбовским воеводой П.А.Лопухиным, однако Козме удалось скрыться. Ок. 1679 г. Козма появился в Москве и начал проповедовать учение о скором конце света, которое московские старообрядцы не только не приняли, но и послали предостерегающее письмо в Чирскую пустынь. Будучи в Москве, Козма вступил в конфликт с думным дворянином Петром Аврамовым и был выдан патриарху и сослан в Николо-Перервинский монастырь, откуда бежал и вернулся на Медведицу. В 1683 г. был арестован как возможный автор подложной грамоты царя Ивана Алексеевича и письма (с объяснением событий стрелецкого восстания 1682 г.), которые распространялись в Чирской пустыни, а затем в Черкасске и других местах, однако один из арестованных по этому делу взял вину на себя, и Козма был освобожден, вернулся на Медведицу и возобновил проповедь. Летом 1687 г. Козма и его единомышленники объявили о сборе казаков для вооруженного похода на Москву, утверждая, что "царь Михаил" находился у него в горах на Медведице и что до конца света осталось только пять лет. В связи со сбором войска был вызван в Черкасск, где был вскоре схвачен и отослан в Москву. Сторонники Козмы разбежались, часть их привели к присяге, отказавшихся перебили. Сам Козма скончался после пыток.

 

ЛЕКСИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - знаменитая беспоповская обитель в Олонецкой губ., на берегах р. Лексы, находившаяся в непосредственной близости от мужского Выговского общежительства. Официальное название - Пречестная обитель девственных лиц Честнаго и Животворящего Креста Господня. Возникла в нач. 18 в. Соборная часовня монастыря была выстроена в 1706 г. и освящена во имя Крестовоздвижения. В "Описании Олонецкой губернии", изданной в 1816 г., о Лексинском монастыре, где в то время находилось 720 насельниц, говорится: "Упражнение их состоит в зимнее время в пряже, тканье и вышиванье золотом и серебром, которые вещи они продают и получаемые деньги кладут в общую казну". Они вышивали лестовки, бумажники, кички, предметы домашнего обихода. В 1727 г. в монастыре случился пожар. Никто из сестер не пострадал, а хлеба и льна сгорело много сотен пудов. Новый монастырь построили в 1729 г. ниже по течению Лексы.

 

ЛЕОНИД - епископ славский (Румыния) белокриницкой иерархии. Участвовал в рукоположении еп. Иустина 11 марта 1990 г.

 

ЛЕОНТИЙ (ум. 2 февр. 1921) - епископ славский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); рукоположен еп. Макарием (будущим митрополитом) в сослужении еп. Арсения уральского 26 февр. 1906 г. взамен умершего архиеп. Иринарха. Погребен в Славском монастыре.

 

ЛЕОНТИЙ (Леонид Кузьмич Кречетов; р. 1912) - епископ пермский Древлеправославной церкви. Хиротонисан в епископы 7 июля 1977 г. В 1988 г. запрещен в архиерейском служении за раздор с архиеп. Геннадием.

 

ЛЕОНТИЙ МОСКВИТЯНИН - инок, искусный в церковных уставах, по сведениям П.И.Мельникова в 1701 г. одним из первых отправившийся по поручению российских поповцев в путешествие на Восток для поиска возможного источника священства. Из сочинения, озаглавленного "Разгласие Греков с древним святых отцев преданием Восточныя Церкви", следует, что он побывал в Константинополе, Иеросалиме и Египте, но нигде не нашел достойного кандидата. Однако, как пишет в "Очерках поповщины" П.И.Мельников, принадлежность "Разгласия" перу Леонтия может быть оспорена, так как точно такое же сочинение, но под заглавием "О несогласии греческом с восточною церковью" содержится в книге "Путешествие в Святую землю московского священника Ивана Лукьянова..." (относящееся к 1710 г.), напечатанной в "Русском архиве" за 1863 г. Мельников приходит к выводу, что подложным является "Путешествие" Лукьянова, так как в нем есть несогласование в датах. Н.И.Субботин в "Истории белокриницкой иерархии" высказывает противоположное мнение.

 

ЛЕСТОВКА - распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

      Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три "великих" ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. "Великими" ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от "земли" до первой великой ступени - 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно - 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Исуса Христа. До третьей великой ступени - 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до "неба" идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных "лапостка" (лапоска, иногда - ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка - евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки - семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек - отсчет количества отмоленных лестовок - в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.

      Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. "Богородичные лестовки". Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение.

      Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа.

 

ЛИГИНИШКИ - деревня близ р. Двины, в Курляндии (ныне Латвия), где устроился первый молитвенный старообрядческий храм за пределами России. Настоятелем его был пришедший из Московии с сыном Афанасием иерей Терентий.

 

ЛИПАТОВ Евтропий Димитриевич (1826-1912) - старообрядец из д. Мисцево Богородского у. Московской губ. С 1840-х годов находился в причте Рогожского кладбища. Сначала служил при конторе богаделенного дома, а затем исполнял обязанности пономаря. В 1854 г., когда Никольская часовня на Рогожском кладбище была отобрана у старообрядцев и передана единоверцам, тем понадобились богослужебные и прочие книги, и они потребовали их из книгохранилища Рогожского кладбища. Липатов сумел приобрести менее ценные издания и заменить ими находившиеся в хранилище раритеты. Вскоре он был выслан из Москвы, а вернувшись, до 1881 г. находился под надзором полиции, как "опасный раскольник".

 

ЛИПОВАНЕ - самоназвание старообрядцев, со времен раскола бежавших на юг и проживающих в Румынии и Молдавии. Этимология названия неясна.

 

ЛОГГИН - протопоп из г. Мурома, член кружка ревнителей древнего благочестия, одним из первых репрессированный Никоном за сопротивление нововведениям. В июле 1653 г. Никон созвал против Логгина собор, который 1 сент., несмотря на заступничество еще не арестованного протопопа Иоанна Неронова, осудил Логгина, расстриг, проклял и сослал в Муромские пределы.

 

ЛУКИЯН (Лука Димитриевич Абрамкин; 18 окт. 1904 - 29 янв. 1995) - епископ клинцовско-ржевский Русской Православной Старообрядческой Церкви. Родился в д. Гавриловка Жиздринского у. Калужской губ., в многодетной семье крестьян, коренных старообрядцев. С ранних лет был усердным прихожанином ряда старообрядческих храмов, сначала - в родном селе, затем - в г. Сухиничи. До 1933 г. основным его занятием было крестьянское хозяйство и ремесло плотника. В 1933-1938 гг. он работал на строительстве железной дороги и на торфяных разработках. С 1938 по 1942 и с 1945 по 1961 г. он работал в колхозе д. Пчелка Калужской обл. Довольно долго был председателем колхоза, но в коммунистическую партию не вступил, никогда не скрывал религиозных убеждений и не брил бороды. Из-за лучших в районе урожаев его не раз выдвигали в депутаты районного совета, куда он не проходил из-за противодействия областных партийных органов Калуги. С 1943 по 1945 г. был в действующей армии. В 1946-1947 гг. работал плотником по найму, а с 1948 по 1955 г. повторно избирается председателем указанного колхоза. С 1955 по 1960 г. занимал должности зам. председателя колхоза, бригадира строительной бригады. Выйдя на пенсию в 1961 г., поступил уставщиком в Сергиевский храм в Сухиничах. Настоятель храма, иерей Феодор Клюев, выдвинул его, своего духовного сына, в кандидаты на степень священства. Вскоре после смерти о.Феодора, 2 июня 1974 г., Л.Д.Абрамкин был рукоположен в священники архиеп. Никодимом и до 1983 г. служил в храме г. Сухиничи. С окт. 1979 г. обслуживает приход г. Ржева, в 1983 г. получает благословение архиеп. Никодима на служение в приходе этого города. К сожалению, это привело к закрытию храма в Сухиничах, так как престарелый о. Лука физически не мог обслуживать два удаленных друг от друга прихода. Он фактически перешел на постоянное служение в Покровскую церковь г.Ржева, а небольшая община в Сухиничах распалась, так как вскоре после перевода о.Луки скончалась единственная псаломщица, проводившая богослужения в отсутствие иерея.

      3 июля 1986 г. на Освященном соборе иерей Лука, овдовевший еще в 70-е годы, избирается кандидатом в епископы. Вскоре он принимает иноческий постриг, а 12 марта 1989 г. в Спасо-Преображенском храме г. Клинцы он был рукоположен в епископа клинцовско-ржевского митр. Алимпием в сослужении еп. Иоанна киевского и всея Украины. Несмотря на весьма почтенный возраст, еп. Лукиян лично посетил все приходы епархии. Первоначально к ней был причислен и С.-Петербург. Владыкой Лукияном было поставлено несколько чтецов и свещеносцев, а также освящен храм в Боровске Калужской обл.

      В 1991 г. его здоровье резко ухудшилось. С этого времени и до кончины он безвыездно жил в д. Пчелка. Погребение было совершено 31 янв. 1995 г. в Покровском храме г. Ржева еп. Зосимой, кишиневским и всея Молдавии. Погребен на старообрядческом кладбище г. Ржева.

 

ЛУЖКОВСКОЕ СОГЛАСИЕ - толк беглопоповцев, возникший в 1822 г. в стародубском посаде Лужки (отсюда и название) Черниговской губ. и распространившийся на Урале, в Молдавии, на Дону и в Гуслицах.

      26 марта 1822 г. правительство Александра I наконец разрешило старообрядцам иметь у себя беглых от господствующей церкви попов, но при условии, чтобы в приходах велись метрики. В то время как большинство поповцев приняли этот указ, лужковцы отказались его исполнять. Они признавали истинным только тайное священство и уклонялись от ведения метрических книг. Это связано с тем, что лужковцы отчасти восприняли беспоповскую идеологию с характерной верой в то, что царство духовного антихриста уже наступило, и потому не должно ни присяги приносить, ни в военную службу поступать, ни приносить на проскомидии особой просфоры за царя. При восстановлении полноты трехчинной иерархии (см. белокриницкая иерархия) лужковцы не признали власть митр. Амвросия и по-прежнему продолжали принимать священство от новообрядцев. Главная причина этого - несогласие с белокриницкими старообрядцами по вопросу о приношении жертвы за царя. Слившись с остальными беглопоповцами, лужковцы на краткое время оставались совершенно без попов, пока к ним не перешел отпавший от белокриницкой иерархии священник Павел тульский. Поскольку другого священника у них не было, то Павел был принят без всякого исправления. Однако принятых им от новообрядческой церкви двух священников лужковцы не признали, так как те были в господствующей церкви рукоположены в попы архиереями из явных обливанцев. 30 июня 1885 г. в с. Берендино Московской губ. состоялся собор лужковцев, на котором был поставлен вопрос, спасительно ли вообще священство, переходящее от никониан. Определенного решения по этому вопросу собор не вынес. В дальнейшем большинство лужковцев уже не отделяло себя от беглопоповцев.

      Однако лужковцы в подмосковных Гуслицах, оставшись без священников, превратились в беспоповцев. Они до сих пор встречаются в Орехово-Зуевском, Вознесенском, Павлово-Посадском районах и прямо называют себя беспоповцами, хотя сохраняют предания об "истинных" священниках перв. пол. 19 в. Местное их прозвище - "лужкены". Они обращаются для венчания в новообрядческую церковь, но крестят детей и погребают умерших сами. Новых членов из новообрядческой церкви принимают т. н. третьим чином, т.е. через отречение от ересей. В нашем веке известны случаи присоединения лужковцев к Русской Православной Старообрядческой Церкви.

 

ЛЫКОВЫ - семья старообрядцев часовенного согласия (в книге В.Пескова "Таежный тупик" Лыковы неправильно названы бегунами), обнаруженная геологами 15 июня 1978 г. в верховьях р. Абакан (Хакассия). В семье было шесть человек: Карп Осипович (р.ок.1899) с женой Акулиной Карповной и их дети: Савин (р.ок.1926), Наталия (р.ок.1936), Димитрий (р.ок.1940) и Агафья (р.1944). Родители Карпа Лыкова пришли на Абакан с Тюменщины. В 1923 г. поселение староверов было разгромлено какой-то бандой, и несколько семей перебрались подальше в горы. Примерно в 1937 г. Лыков с женой и двумя детьми ушли из общины, поселились отдельно в глухом месте, но жили не таясь. Осенью 1945 г. к их жилью вышел отряд, занимавшийся поиском дезертиров. Хотя Лыковым не было причинено вреда, они спешно перебрались в другое место, живя с этого момента тайно, в полной изоляции от мира, проявив замечательное мужество и способности к выживанию в суровых условиях.

      В голодный 1961 год (16 февр.) умерла Акулина Карповна. В окт. 1981 г. умер Димитрий Карпович, в декабре - Савин Карпович, через 10 дней, 30 дек., - Наталия Карповна. 16 февр. 1988 г. умер Карп Осипович. В живых осталась одна Агафья Карповна. Хотя причины смерти Лыковых были различны, резкое вымирание семьи наводит на мысль, что общей причиной смертей все-таки было общение с миром.

      Публикации в центральных газетах сделали семью Лыковых широко известной. У них объявились родственники, приглашавшие Лыковых переехать к ним, но Карп Осипович отказался. После его смерти у Агафьи семейная жизнь не сложилась. Не получился у нее и уход в монастырь - обнаружились расхождения в вероучении с инокинями.

      Несмотря на столь длительную изоляцию, Лыковы не потеряли счет времени, совершали домашнее богослужение. В семье Лыковых сохранились запасные Святые Дары. Дети Лыковых благодаря матери были грамотны. При вынужденном контакте с "миром" Лыковы тщательно избегали мирщения: старались не употреблять недозволенных вещей и продуктов, не сообщались с мирскими в пище и питии.

      В 1989 г. Агафью Лыкову посетил посланец митр. Алимпия А.Лебедев, описавший свое путешествие в ( 0-1 журнала "Церковь" (2).

 

ЛЫСЕНИН Тимофей Матвеев (втор. пол. 17 - нач. 18 вв.) - старообрядческий писатель и полемист, один из идеологов и родоначальников диаконовского согласия, которое современниками даже называлось "лысеновщиной". Родом москвич. Известен обличениями учения старца Онуфрия и Иерофея Андреева. С его именем связаны споры о почитании четырехконечного креста и о критическом отношении к старопечатным книгам. Предполагается, что его перу принадлежат "Сказание вкратце о брани протопопа Аввакума с Феодором дьяконом о вере и о несогласных письмах Аввакумовых. Ихже многая лета держал и веровал старец Ануфрии, и как потом отложил и похулил" (ок. 1710 г.) и "Книга" (не позже 1709 г.), в которой он изложил основы вероучения диаконовского согласия.

 

ЛЮБОПЫТНЫЙ - см. Павел Любопытный.

 

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"