CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Энциклопедия

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

 

 

 

С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
Опыт энциклопедического словаря.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

ИВАН ФИЛОСОФ (1-я четв. 18 в.) - поповец, автор "грамотки" о способе каждения, написанной в 1711 г. по просьбе ветковского старца Сергия в связи с возникшей полемикой между старообрядцами диаконовского согласия и остальными ветковскими поповцами. Иван Философ поддержал вариант каждения, принятый у диаконовцев. Его сочинение ("Книжица о кажении") не опубликовано.

 

ИВАНОВ Павел Васильевич (1850 - 31 янв. 1915) - старообрядец, приемлющий священство белокриницкой иерархии, московский купец, владелец крупного мануфактурного и галантерейного дела в Москве. До кончины состоял членом совета Тверской старообрядческой общины и принимал в ней живое участие. В эту общину, а также в общину Рогожского кладбища, он вложил немало труда и личных средств.

 

ИГНАТИЙ (ум. 4 марта 1687) - черный диакон Соловецкого монастыря, писатель и идеолог старообрядчества. В 1666 г. принял активное участие в спорах об исправлении богослужебных книг и обрядов. Проповедовал правильность надписания на кресте титла вставить титлу какую надо и отвергал пилатовское написание титла . Накануне осады Соловецкого монастыря покинул его с группой иноков, следуя пророчеству местного юродивого Гурия, после чего ок. 20 лет спасался от преследований, ведя жизнь странствующего проповедника, проповедуя идеи старообрядчества и собственное учение о титлах. Написал большую "Книгу о титле на кресте Христовом", которая имела широкое хождение, но до нас дошло лишь несколько отрывков в списках. Встречался и вел переписку с игуменом Досифеем, иноком Корнилием и др. Кроме учения о титлах, проповедовал учение о пришествии антихриста, считая, что с 1666 г. "на Москве царствует Титин", т.е. преисподний бес, и единственным спасением от него является самосожжение. В организованной им гари в Палеостровском монастыре погиб вместе с 2700 своими последователями.

      Кроме "Книги о титле ..." известны две его Челобитные к царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу и "Исповедание" - апология самосожжения.

 

ИЕРЕМИЯ (Иван Петрович Скоков, ум. 1864) - священноинок белокриницкой иерархии. Родом из с. Елховка Нижегородской губ., до зрелых лет принадлежал к нетовцам. Однажды из-за тяжбы с помещиком, в которой он выступал доверенным лицом от крестьянского общества, Иван Петрович попал в нижегородскую тюрьму, где познакомился с иноком белокриницкого согласия Виталием, арестованным за исповедание правой веры. В течение четырех с половиной лет заключения они вели беседы о религии. Книги же в узилище им доставляли нижегородские купцы Гущины, приемлющие священство белокриницкой иерархии. Выйдя на свободу, Иван Петрович немедлено был присоединен к Древлеправославной Церкви Христовой священником Ефремом, затем принял иночество, а в 1857 г. архиеп. московский Антоний рукоположил его в священноиноки. По суровости того времени священный сан нужно было иметь прикровенным. Обыкновенно он надевал лапти, брал на плечи суму и как простой странник переходил из деревни в деревню. Днем он проводил беседы, ночью же совершал требы. Территория его прихода достигала 200 верст в поперечнике, в нее входили города Семенов, Козмодемьянск, села Елесино, Лысково, Маресево, Большое Мурашкино и др. Беседы о. Иеремии были результативны: из беспоповства он обратил будущего еп. Кирила нижегородского, будущего настоятеля храма в с.Елесино о. Захарию и многих других. По пятам за ним шла полиция. Его жизнь была насыщена лишениями и риском. Неоднократно ему приходилось спасаться бегством. В 1863 г. после крещения младенца в с.Рознежье по доносу сразу двух никонианских священников он был схвачен и посажен в тюрьму. Здесь он тяжело заболел и был отдан на поруки двум старушкам-старообрядкам. Как раз в это время начинался раздор неокружников. Раздорники утверждали, что о. Иеремия не принял Окружного послания. Узнав об этих слухах, он уже дрожащей рукой пишет письмо архиеп. Антонию, что не разделяет мыслей раздорников, не принадлежит к ним, почему просит отслужить по нем вскоре заочное погребение, ибо дни его уже сочтены. Умер и погребен в с. Воскресенском Макарьевского у. Нижегородской губ.

 

ИЕРЕМИЯ (ум. 28 июля 1873) - епископ тульчинский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Рукоположен в епископы 30 ноября 1872 г. Погребен в Славском монастыре.

 

ИЕРЕМИЯ (Иаков Иувенальевич Матвиевич; 1883 - 17 июня 1969) - архиепископ новозыбковский, московский и всея Руси Древлеправославной церкви. Рукоположен в епископы 15 марта 1957 г. в Куйбышеве. Возведен в сан архиепископа 24 марта 1963 г.

 

ИЕРОНИМ - старообрядческий священноинок, в 1846 г. совершил чин принятия митр. Авмросия, восстановив тем самым полноту трехчинной иерархии в старообрядческой Церкви. Являлся духовным отцом митрополита. Происходил из московского купечества, с рождения пребывал в господствующей церкви. Пострижен во иноки в новоиерусалимском Воскресенском монастыре, во священноиноки рукоположен московским митр. Филаретом. Архимандрит из г. Одессы, посетив Н. Иерусалим, познакомился со священноиноком Иеронимом и пригласил его в свой одесский монастырь. По благословению митр. Филарета Иероним отправился с ним. В Одессе он познакомился со старообрядцами, которые убедили его в правоте старообрядческой Церкви. Он отправился за границу, в Белокриницкий монастырь, где прожил некоторое время, затем поехал в Москву, где в 1842 г. священноиноком Иларием был присоединен к старообрядческой Церкви, после чего вновь возвратился в Белую Криницу.

 

ИЛАРИЙ (ум. 1848) - старообрядческий священноинок, принявший от ереси священноинока Иеронима. Священноинок Арсений (Швецов), будущий епископ уральский, писал о нем: "Принят был от ереси в Никольском монастыре на Иргизе в 1818 году, и, мало пожив в том монастыре, отправлен был в Екатеринбург и тамо в скитах проживал тайно. Бывшу же от правительства о нем разысканию, уехал на Керженец, где прожив несколько времени, отправился в Москву и проживал там тайно до кончины своея... И чрез три года тело его было перенесено на другое место, не предавшееся еще тлению".

 

ИЛАРИОН - архиепископ рязанский, старый друг святого протопопа Аввакума, впоследствии - активный сторонник никоновых реформ. С 1649 по 1656 г. он был игуменом Макариева Желтоводского монастыря, к которому тяготели многие из членов кружка ревнителей благочестия. После введения церковной реформы пути Илариона и Аввакума разошлись: в то время когда Аввакум отправился в ссылку, Иларион в 1657 г. был возведен в сан архиепископа. На соборе 1666-1667 гг. Иларион рязанский вместе с Павлом крутицким сыграл одну из главных ролей в деле осуждения старообрядцев.

 

ИЛИЯ (Григорий Савельевич Морозов; 1890 <по данным ЦА ФСБ, 1899> - 24 февр. 1944) - епископ городецкий Древлеправославной церкви. Уроженец д. Евсеевка ныне Ильинского р-на Смоленской обл. Рукоположен в сан епископами Михаилом и Трифоном не позднее 1937 г. (по данным архиепископии Древлеправославной церкви - в окт. 1938) в Городце. Согласно справке, полученной в ЦА ФСБ, он был арестован еще 3 дек. 1937 г., а 9 дек. 1937 г. "тройкой" УНКВД по Смоленской обл. приговорен к 10 г. лишения свободы. Направлен в Устьвымлаг (Коми), где и скончался.

 

ИЛЬИН Иван Васильевич, в иночестве Иоасаф (ум. 1959) - с 1948 г. наставник московской Преображенской общины и общины федосеевского согласия в Серпухове. Собиратель старопечатных книг и рукописей. В его библиотеке находились многочисленные автографы Андрея Денисова, других известных выговских учителей.

 

ИННОКЕНТИЙ (Иван Григорьевич Усов; 23 янв. 1870 - 1942) - митрополит белокриницкий Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); крупнейший старообрядческий апологетический писатель. Происходил из мещан посада Святска Черниговской губ. До военной службы занимался иконописанием, а после нее и до самого рукоположения в сан епископа проживал при еп. Арсении (Швецове). Им же в сослужении с Иоасафом казанским 27 апр. 1903 г. в Н. Новгороде он был рукоположен в епископа нижегородского и костромского (избран в епископы Освященным собором 28 июля 1902 г.). Активно участвовал в примирении раздора неокружников, участвовал в подписании Бендерского мирного акта 1907 г. Принимал деятельное участие в издании журналов "Старообрядец" и "Старообрядцы". Член Союза старообрядческих начетчиков, председатель его съездов. Единолично присоединил и рукоположил еп.Михаила (Семенова), за что вместе с ним на соборе 3-4 февр. 1909 г. запрещен в священнодействии до 25 авг. 1909 г., совершенная же им хиротония была признана законной.

      Активно выступал против коммунистического безбожия. Известно, что еп. Иннокентий читал лекцию "В защиту религии" в Добровольческой армии. Им была составлена "Молитва об избавлении России", в которой есть такие слова к Богу: "Сохрани мир Свой от пагубы воинствующаго безбожия, избави страну русскую от враг Твоих, терзающих и убивающих тьмами ни в чем не повинных людей, а наипаче верующих в Тя, упокой во царствии Твоем всех умученных оружием и стрелянием, гладом и мразом и иными смертями от человеконенавистных слуг диавола. Приими оружие и щит и восстани на помощь нашу. Простри нам с высоты славы Твоея руку помощи, и укрепи волю и силы наши поразити и низложити злолютых врагов рода человеческаго... и свободи землю нашу от тяжкаго ига ненавистнаго владычества богоборцев...".

      В 1920 г. владыка Иннокентий эмигрировал в Румынию. Некоторое время жил в Югославии, в конце 1920-х гг. подолгу жил в с.Кунича (С.-Восток Молдавии). С 1920 г. - епископ кишиневский. В связи с установлением советской власти на правобережьи Днестра в Молдавии переводится решением чрезвычайного собрания старообрядческих епископов от 21 июля 1940 г. на тульчинскую кафедру. В 1942 г. (?) возводится в сан митрополита белокриницкого и переезжает на жительство в Белокриницкий монастырь.

      Он автор многочисленных статей и книг, в т.ч. "Об исповеди преосвященного Амвросия митрополита белокриницкого" (1900), "Церковь Христова временно без епископа" (1901), "О миропомазании священнослужителей, присоединяемых к православию от ереси второго чина" (1902), "О крещении греческой церкви и митрополита Амвросия" (1903), "Будущее и настоящее состояние людей" (1903), "О посланничестве митрополита Амвросия и о занятии им белокриницкой епархии" (1904) - изданы в Черновцах, "Слова и речи", "Средство быть счастливым" и др.

      Похоронен у старообрядческой церкви хутора Писк (Браила, Румыния).

      Именно владыку Иннокентия - "епископа австрийского согласия" - описывает М.М.Пришвин в четвертой главе книги "У стен града невидимого" (известна также под названием "Светлое озеро"): "Маленький черный монашек с нервным, интеллигентным лицом сидит за круглым столом, читает книгу. Какую? "Юлиан Отступник" Мережковского... Два-три слова о романе, и мы знакомы". Епископ сетует ему на то, что власть, дав свободу старообрядческим общинам, тут же начинает вмешиваться в их дела, требуя копии метрических записей, и высказывается, по словам Пришвина, в пользу "полного разграничения земной Церкви и земного государства. В душе старообрядцев... есть два таинственных круга. Один круг государственный, другой - религиозный, эти круги где-то пересекаются, и на месте их пересечения сидит-глядит зверь-антихрист". Чуть ниже Пришвин описывает торжественную встречу старообрядцами, прихожанами отдаленного заволжского села, своего владыки, впервые приехавшего к ним без утайки. Епископ Иннокентий упоминается также в повести М.А.Кузьмина "Крылья" (1906): "...есть и архиереи, светского не чуждающиеся, из ваших же, например, владыка Иннокентий" (ч. 2), что кратко характеризует отношение к нижегородскому епископу в интеллигентских кругах.

      Его брат Василий Григорьевич - известный старообрядческий издатель.

 

ИННОКЕНТИЙ - епископ донецко-донской и кавказский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). В старообрядческом церковном календаре на 1955 г. упомянут как член совета Архиепископии.

 

ИОАНН (Иустин Авксентьевич Картушин; 1 июня 1837 - 24 апр. 1915) - архиепископ московский и всея России Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Происходил из казацкой семьи станицы Островской, Попкова хут., обл. Войска Донского. Двоюродный брат архиеп. московского Мелетия. Дом его семьи был местом молитвенных собраний хуторских старообрядцев. В 1868 г. во дворе Картушиных была выстроена моленная. Обязанности уставщика и головщика в ней исправлял Иустин Авксентьевич.

      К 30-летнему возрасту он стал и весьма известным начетчиком, много беседовал с миссионерами господствующей церкви, а также с беспоповцами и беглопоповцами. Во время поездок на Дон известного единоверческого игумена Павла Прусского он в собеседовании с ним весьма достойно противостоял ему и сумел одержать верх в прениях. Имея 35 лет от роду, овдовел, оставшись с двумя малолетними детьми. До 1882 г. жил с отцом и братом, помогая им в ведении хозяйства. Еще в 1875 г. архиеп. Антоний призывал его принять епископский сан. В 1885 г. Иустин Авксентьевич вел беседы с баптистами, появившимися тогда в Донской обл., во главе которых стоял бывший старообрядческий священник с. Казинки Ростовской губ. В.И.Гамаюнов. Итогом собеседований стало возвращение отступников в лоно Церкви. В том же году Картушин получил приглашение еп. кавказского Силуяна занять должность секретаря епископии. 21 июля 1890 г. он принял иночество и поступил в Пятипский монастырь. В апр. 1895 г. старообрядцы хут. Гурова Донской обл. пригласили инока Иоанна для собеседования с его родным братом - единоверческим миссионером Калиной Картушиным. Состоялись две беседы, по результатам которых инок Иоанн написал книгу "Разбор ответов миссионера Калины Картушина" (М., 1908).

      В авг. 1898 г. Освященный собор избрал его сначала епископом на Донскую епархию (хиротонисан 9 авг. в Н. Новгороде еп.Арсением уральским и др.), а в октябре того же года Освященным собором он был избран на московскую кафедру. Возведен во архиеп. московского Освященным собором во главе с еп. Арсением уральским 16 окт. (по др. данным, 16 авг.) 1898 г. Возведение состоялось в Москве, в домовом храме Михайлова. Через два года правительство потребовало от него дать подписку в том, что он не будет впредь именоваться архиепископом московским и всея России. Зная церковные каноны и имея пример архиеп. Савватия, он рассудительно написал, что он не именуется московским и всея России, а только старообрядческим архиепископом. Неудовлетворенное этим правительство выслало архиеп. Иоанна под надзор полиции в Тулу. В 1903 г. ему было предложено избрать место жительства по своему усмотрению, исключая Москву с губернией.

      В февр. 1905 г. ему последовало разрешение проживать где угодно, не исключая столиц, и владыка Иоанн поселился в Москве, сначала в доме, принадлежащем старообрядческой общине в Николо-Ямском тупике, а затем на Рогожском кладбище, в специально отстроенном для него верхнем помещении при лечебнице имени Сергея Ивановича Морозова (ныне - здание стоматологической поликлиники). Но совершать открытые богослужения старообрядцам еще не было позволено. Лишь 22 окт. 1905 г., полгода спустя после распечатания алтарей на Рогожском кладбище, было разрешено архиерейское служение в Покровской соборной церкви, которое и совершил архиеп. Иоанн в сослужении множества священников. Освященный собор, состоявшийся в апр. 1906 г., принял решение об учреждении в Москве митрополии, а на сентябрьском соборе того же года было постановлено "возвести господина Иоанна, московского архиепископа, в сан митрополита Российской старообрядческой области". Но решение это не удалось провести в жизнь из-за противодействия правительства. Известно также, что и сам владыка настойчиво отказывался от возведения его в этот сан. В 1906-1907 гг., после смерти еп. Анастасия измаильского, архиеп. Иоанн временно управлял его епархией.

      В 1906 г. новообрядческий архиеп. волынский Антоний писал к архиеп. Иоанну с целью склонить его к объединению старообрядцев с господствующей церковью, на что владыка дал ответ, ясно выразив, на каких условиях возможно такое объединение: "...единение весьма желательно... Предприятие Ваше к восстановлению единства русского христианства может осуществиться только посредством полного возвращения вашего к дониконовскому православию, при отмене всех новшеств и при отречении от тех порицаний и клятв, каковыми за двухвековой период обогатилась господствующая в России церковь".

      Владыка Иоанн много потрудился в деле умирения раздора неокружников. В 1912 г. он неоднократно предлагал встретиться для беседы с неокружническим еп. Иоасафом, причем на самых невыгодных и непочетных для себя условиях. Встреча не состоялась, но не по вине владыки Иоанна. С началом мировой войны архиеп. Иоанн освободил свои покои для нужд лазарета, а сам переехал неподалеку, в дом Соловьевых на Рогожском же кладбище, где и скончался.

      За время святительства владыка Иоанн освятил более 100 новых храмов, рукоположил 15 епископов, 92 священника и восемь диаконов. При нем были открыты следующие новые епархии: Ярославская, Томская, Петроградская, Киевская, Рязанская и Иркутская. Близ хут. Калач области Войска Донского с благословения Освященного собора 1906 г. им был основан мужской монастырь, в котором перед революцией 1917 г. находилось более 40 иноков. Огромная заслуга принадлежит архиеп. Иоанну в примирении раздора неокружников. Погребен на Рогожском кладбище. Прижизненный портрет архиеп. Иоанна (холст, масло) находится в помещении Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви.

 

ИОАНН (Илья Викторович Витушкин; р. 1926) - епископ ярославский и костромской Русской Православной Старообрядческой Церкви. Родился в д. Елохино Ярославской обл. в семье старообрядческого протоиерея. Работал электросварщиком на ярославском паровозоремонтном з-де. Рукоположен в священники храма Рожества Пресвятыя Богородицы с. Дворищи Костромской обл. 7 марта 1954 г. архиеп. Флавианом. Хиротонисан во епископа на киевскую епархию в 1987 г. На Освященном соборе в окт. 1992 г. принято решение о его переводе на ярославско-костромскую кафедру.

 

ИОАНН (Спиридон Киприанович Калинин; 1868 - 27 авг. 1956) - архиепископ новозыбковский, московский и всея Руси Древлеправославной церкви. Хиротонисан в епископы в 1939 г. в п. Уреки (Грузия) епископами Михаилом и Трифоном на Царицынскую кафедру. 14 окт. 1944 г. возведен в сан архиепископа. В 1955 г. ушел на покой. Умер в Москве, похоронен на Рогожском кладбище.

 

ИОАНИКИЙ - епископ пермский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), участник Освященных соборов 1925, 1926 и 1927 гг. на Рогожском кладбище. Епархией управлял по 1930 г.

 

ИОАНИКИЙ - епископ саратовский и астраханский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), участник Освященных соборов 1925, 1926 и 1927 гг. на Рогожском кладбище. До 1925 г. временно управлял уральско-оренбургской епархией.

 

ИОАСАФ (ок.1891 - 2 янв. 1985 г.) - митрополит белокриницкий (примерно в 1978-1982 гг.) Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) в Румынии. Скончался в г. Браила (Румыния).

 

ИОАСАФ (ок.1828 - 15 сент. 1908) - епископ тульчинский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); рукоположен 13 мая 1907 г. Ок. 40 лет служил священником в с. Батошаны (Румыния). Умер в Белокриницком монастыре, похоронен там же.

 

ИОАСАФ (протоиерей Иоанн Семенович Журавлев; ум. 1921) - епископ томский и алтайский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); избран в кандидаты на епископскую степень на Освященном соборе 22 авг. 1905 г. Рукоположен в епископа томского и всея Сибири в Москве, в храме на Апухтинке, 12 февр. 1906 г. архиеп. Иоанном московским и еп. Арсением уральским. В 1911 г. становится епископом томским и алтайским, так как на иркутскую кафедру был рукоположен священноинок Иосиф (Антипов). В 1918 г. еще управлял епархией.

 

ИОАСАФ (Иван Петрович Зеленкин; 30 марта 1838 - 27 марта 1912) - епископ казанский и вятский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); рукоположен 28 марта 1893 г. архиеп. Савватием и еп. Кирилом нижегородским. Родился в с. Безводном Нижегородского у. Нижегородской губ. Подвизался иноком в одном из окрестных скитов. До иноческого пострига был кузнецом. Скончался в Казани.

 

ИОАСАФ (ум. 1973?) - епископ клинцовский и новозыбковский (1964-1973) Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию).На Освященном соборе 24 янв. 1968 г. ему было поручено временно управлять приходами Волго-Донской и Кавказской епархиями.

 

ИОАСАФ - неокружнический (см. неокружники) епископ калужский белокриницкой иерархии; поставлен зимой-весной 1912 г., уже после примирения главных сил неокружников с окружниками. Архиеп. московский Иоанн вскоре после поставления Иоасафа в епископы предложил ему встретиться для переговоров о примирении. При этом предполагалось, что после примирения владыка Иоасаф займет калужско-смоленскую епархию. Еп. Иоасаф сначала склонялся к такой встрече, но не решился на это до ближайшего собора неокружников. На соборе же восторжествовал курс на продолжение раздора. Председательствовал на неокружническом соборе 24-25 апр. 1912 г.

 

ИОАСАФОВЦЫ - старообрядцы белокриницкого согласия, последователи неокружнического еп. Иова, а после его смерти называющиеся по имени его наместника Иоасафа. Особенностью, разделившей их с другими неокружниками, было согласие на учреждение и регистрацию церковных приходских общин, согласно императорскому указу 1906 г.; т.е. они были общинниками (см. необщинники). В Москве им принадлежал Никольский собор, построенный в 1912 г. архитектором Н.Г.Мартьяновым в Лефортове, и Петропавловский храм в доме Муравьевых (ул. Бахрушина, 15, стр. 2-3).

 

ИОВ (ум. 1872) - епископ кавказский и донской Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); поставлен архиеп. Антонием 5 окт. 1855 г., один из первых епископов российского поставления. В его ведение входила также и донская епархия. Был погребен на кладбище Никольского старообрядческого мужского монастыря близ станицы Кавказской Кубанской обл. Местное население почитало его в качестве святого. По приказанию синодального миссионера Исидора (Колоколова) в 1894 г. гробы с останками еп. Иова и свящ. о.Григория были выкопаны и разбиты (при этом оказалось, что их останков тление не коснулось). После этого святые мощи были облиты керосином и сожжены. На месте дорогих старообрядцам могил было устроено отхожее место.

 

ИОВ (Иван Константинович Борисов; 1836 - 14 февр. 1912) - неокружнический (см. неокружники) епископ московский белокриницкой иерархии; в нач. 20 в. глава неокружников; хиротонисан в епископы на московскую кафедру 16 дек. 1884 г. неокружническим еп. нижегородским Иосифом. Родом из крестьян д. М.Поляны Лукояновского у. Нижегородской губ. Отец его принадлежал к господствующей церкви, но по бедности решил отдать сына на воспитание в семью купца-старообрядца. В 12-летнем возрасте мальчик присоединился к старообрядчеству и вскоре стал одним из самых ревностных его последователей. Едва достигнув совершеннолетия, он оставил воспитавшую его семью, забросил торговлю и всецело посвятил себя проповеди старой веры. Ок. 40 лет он беспрерывно разъезжал по России, исходил паломником все старообрядческие скиты на Керженце, в Зауралье и в Центральной России. Присутствовал на всех старообрядческих соборах того времени. В 40 лет принял иноческий постриг и провел семь лет в Кореневском монастыре Подольской губ.

      Отвергнув Окружное послание, он с 1862 г. примкнул к течению неокружников, а затем и возглавил его. Вместе с немногочисленной частью старообрядцев так и не примирился с братьями на мирном соборе 1906 г. Повторная, также ничем не закончившаяся попытка примирения с Московской архиепископией была предпринята им совместно с еп. Даниилом в 1908 г.

      Когда среди его паствы возник раздор необщинников (см. необщинники), он отлучал тех, кто считал устройство общины ересью. Неоднократно запрещал, отлучал и извергал из сана своих противников, от которых сам не раз бывал запрещен, отлучен и извергнут.

      До 1891 г. резиденцию имел в Москве, его моленная находилась в бывшем доме некоего Лашкова на Пустой ул. Затем по принуждению властей (правительство распорядилось, чтобы в Москве находился всего один старообрядческий епископ) он переехал в подмосковную д. Печатники (ныне район Москвы), где жил в келии в доме мужика Ивана Степанова. После объявления в 1905 г. указа о веротерпимости возвратился в Москву. Для него в Лефортове был выстроен в 1912 г. кафедральный храм - церковь во имя святителя Николы (арх. Н.Г.Мартьянов), но служить в новом храме ему почти не пришлось. Он скончался в глухой д. Молоково Богородского у. Московской губ. в бездействии и в разъединении со всеми архиереями белокриницкой иерархии.

      По отрывочным воспоминаниям современников можно заключить, что его личная жизнь была весьма скромной, даже аскетической.

 

ИОВ (Иоанн, ум. 4 сент. 1751) - священноинок, стоявший у истоков часовенного согласия. Уроженец Владимирской губ. Рукоположен в господствующей церкви и принят от ереси священноиноком Никифором в Н.Тагиле в 1725 г. После принятия от ереси был пострижен в иноки. Иовом была освящена в Н.Тагиле первая на Урале старообрядческая церковь (в 1846 г. отобрана у старообрядцев и передана единоверцам, а в 1871 г. - сгорела). Похоронен в Н.Тагиле. Его могила почиталась и оберегалась старообрядцами по крайней мере до 1915 г. 29 мая (день Ангела) и 4 сент. люди приходили для поклонения его гробнице. В 1860-е гг. собиралось до 5000 чел. Власти решили уничтожить его гробницу и сжечь прах. В ночь на 26 сент. 1845 г. могила была разрыта, а тело Иова оказалось нетленным. По преданию, на гробокопателей напал страх, и они в ужасе разбежались, старообрядцы же привели могилу в порядок.

 

ИОВ ЛЬГОВСКИЙ (Иоанн Тимофеевич Лихачев; ок.1592-1681) - святой преподобный священноинок-схимник, еще в дониконовское время прославившийся подвижнической жизнью и устроением монастырей. После церковной реформы - активный деятель старообрядчества. С 18 в. донскими старообрядцами почитался святым. Родился в Волоколамске (ныне Московская обл.), в боярской семье. В 1609 г. в возрасте 17 лет принял иночество в Троице-Сергиевой Лавре во время ее осады польско-литовскими войсками (1608-1610). Пострижение совершил святой архимандрит Дионисий (ум. в 1633 г., память его 10 мая). Юный инок, вероятно, был участником героической обороны обители. Впоследствии он по благословению настоятеля покидает лавру, "еже наедине в пустыни безмолвствовати и неславиму быти от человек". В уединенных местах Иов основывает два монастыря, во имя Успения Пресвятыя Богородицы близ "веси Могилевой" Осташковского у. и Покровскую "Ракову пустынь" (обе обители - в пределах нынешней Тверской обл.). Находясь по монастырским нуждам в Москве, пустынножитель привлекает внимание патр. Филарета (ум. 1634) и становится на некоторое время его келейником, однако вскоре тайно покидает "крайнего пастыря" и возвращается в Могилевскую пустынь, избегая "славы сея маловременныя". В патриаршество Иоасафа (1634-1640) игумен Иов основывает еще один монастырь, во имя святителя Николы (в Старицком у. Тверской губ.). После смерти патр. Иоасафа Иов, согласно повести о его житии, становится одним из кандидатов на патриарший престол, однако избегает поставления в высочайший сан, притворившись юродивым и тайно бежав из Москвы "во свою пустыню желанную". В 1653 г. игумен Иов совершает паломничество в Киев, где некоторое время живет в Межигорском монастыре. В 1658-1660 гг. в подмосковном Н. Иерусалиме он встречается с патр. Никоном, самовольно оставившим патриаршую кафедру. Проводившееся в те годы насильственное "реформирование" Русской Церкви заставило Иова покинуть Никольский монастырь и переселиться "...во область града Рыльска, на место, зовомо Льговския горы... близ реки глаголемы Сейми". Здесь он основывает старообрядческий монастырь во имя святого великомученика Димитрия Солунского, где пребывает, "Богови работая", ок. 14 лет. За эти годы возглавляемый им монастырь дважды отражает вооруженные нападения неприятельских сил: набег татар в 1667 г. и "пришествие" в 1672 г. московских стрельцов под командованием стольника С.Нащокина, хотевших "беглых християн сыскивати". Из-за гонений в 1674 г. старец Иов переселяется на Дон и основывает там Покровский монастырь близ с. Верхнево на р. Чир. (приток Дона). В этом монастыре он и умирает 9 мая (по др. данным - 27 февр.) в возрасте 89 лет. После сожжения монастыря в 1689 г. зависимыми от русского царя калмыками останки преподобного были обретены нетленными. Вероятно, вскоре после этого московский старообрядец - иконописец Максим - написал житие святого, которое, к сожалению, не получило широкой известности в старообрядчестве. Единственный дошедший до нас список жития - "Повесть и сказание вкратце о житии и подвизех и отчасти чюдес исповедание преподобнаго... Иова..." - хранился в кладовой старообрядческой церкви г. Клинцы Брянской обл. и был обнаружен Археографической экспедицией МГУ в 1971 г. По этому списку "Повесть" была опубликована в журнале Церковь (в нулевом и втором номерах 1990 и 1992 гг.).

 

ИОВЦЫ (иовиты) - неокружники, не примирившиеся с братьями после мирного собора 1906 г., последователи московского неокружнического еп. Иова. В раздоре необщинников отстаивали законность требования властей о регистрации церковно-приходских общин (см. также иоасафовцы). Крупнейшие деятели и полемисты иовцев: иеродиакон Феодор московский, издатель, подполковник в отставке Ф.Е.Колонтаев, церковный публицист И.А.Огурцов - весьма враждебно высказывались в адрес окружников и примирившихся с ними своих бывших единомышленников, например, еп. Кирила одесского.

 

ИОИЛЬ (Иоанн Дорофеевич Сидоров; 1841-1913) - старообрядческий священноинок-схимник белокриницкой иерархии. Происходил из крестьян д. Дубровой Богородского у. Московской губ. С молодых лет был конторщиком и жил на фабрике Савы Морозова, в свободное время изучал Св. Писание и церковный устав, совершенствовался в пении. После настоятельных просьб односельчан согласился стать пастырем и в 1883 г. был рукоположен в иереи неокружническим еп. нижегородским и временно московским Иосифом. 30 лет он прослужил в храме с. Зуева. В своем храме он собрал богатую библиотеку, на свои средства восстановил его и украсил после пожара. Но главной заслугой о.Иоиля перед Церковью и его духовными чадами была та, что он в своей местности сделал решительные шаги к достижению примирения между братьями, разделившимися из-за отношения к Окружному посланию. Писал он и к раздорствующему неокружническому еп. Даниилу, склоняя того к мирным переговорам, но его голос на сей раз не был услышан. Незадолго до смерти исполнил давний обет пострижения и принятия схимы.

 

ИОНА (Иоанн Александров; 1837 - 28 февр. 1912) - епископ калужский и смоленский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Родился в д. Мал. Холмины Гжатского у. Смоленской губ., в семье крестьян, принадлежавших господствующему вероисповеданию. В 9-летнем возрасте осиротел, воспитывался в соседней д.Давыдково в старообрядческой среде. После смерти имп. Николая I распространился слух, что теперь можно без препятствий со стороны властей переходить в старообрядчество. Воспользовавшись этим обстоятельством (которое на проверку оказалось весьма далеким от действительности), он в 20-летнем возрасте вместе с двумя братьями присоединился к старообрядчеству. В Гжатском у. этому примеру последовало еще 60 семейств. Об этом узнало начальство, и перешедших троекратно наказали розгами при воронцовском волостном правлении, а тех, кто был обвенчан по старому обряду, разлучили. Иоанна трижды разлучали с женой: приехавший сотский увозил ее назад, в родительский дом, отстоявший на 15 верст. Тогда же Иоанн стал уставщиком старообрядческой церкви, а в 1882 г. еп. Феодосий рукоположил его в священники. Молитвенный дом он устроил у себя на дворе (позже, в 1905 г. было разрешено надстроить купол с крестом и срубить колокольню). В 1894 г. за присоединение 28 семей к старообрядчеству он подвергся уголовному преследованию. В 1897 г. о.Иоанн овдовел и 4 авг. 1898 г. на Освященном соборе в Н. Новгороде был избран в епископы. Рукоположен 6 сент. 1898 г. еп. Арсением уральским и Иоанном донским (будущим архиепископом московским) в Н. Новгороде, в походной церкви в доме А.Б.Маркова. Погребен в родной деревне.

 

ИОНА (Иоанн Павлович Изюмов; 1882 - 13 марта 1978) епископ камышинский Древлеправославной церкви. Хиротонисан архиеп. Иоанном 27 сент. 1962 г.

 

ИОНА - епископ тбилисский Древлеправославной церкви. В 1980-х гг. с еп. Леонтием пермским и еще одним епископом откололся от Древлеправославной церкви.

 

ИОНА КУРНОСОВ (Курносый) - местночтимый святой, старообрядческий писатель втор. пол. 18 в., настоятель Комаровского скита, находившегося в 30 км от г. Семенова, около д. Елфимовой. Оставив на некоторое время Керженец, проживал среди старообрядцев на уральских заводах Демидова. П.И.Мельников в "Очерках поповщины" характеризует его как "одного из самых умных и начитанных старообрядцев того времени". Участник московского собора 1779 г., на котором было окончательно утверждено правило приема переходящих от господствующей церкви через миропомазание, т.е. вторым чином. Автор "Истории о бегствующем священстве" (не путать с одноименной книгой Ивана Алексеева). "История" инока Ионы напечатана Г.В.Есиповым в приложениях ко второму тому "Раскольничьих дел 18 столетия" без указания имени автора. Среди других сочинений Ионы большое значение для истории архиерейства у старообрядцев имело "Письмо соборного старца".

      Иона был настоятелем Комаровского скита после смерти своего духовника игумена Ефрема, и с того времени обитель получила название Иониной. В этой обители хранились многие его сочинения, бесследно исчезнувшие после того, как скит в 1832 г. был разорен. После кончины инок Иона почитался на Керженце как святой, к его гробнице в Комаровском скиту старообрядцы приходили для поклонения. Бывали здесь и случаи исцелений. Фотография этой могилы имеется в серии открыток нижегородского фотографа Дмитриева "В заволжских лесах".

 

ИОСИФ (Ияков Исакович Антипин или Антипов; р. 1853, ум. не ранее 1926) - епископ иркутский и всея Восточныя Сибири Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Хиротонисан в епископы 18 дек. (по др. данным - 25 авг.) 1911 г. в храме Рожества Христова на Рогожском кладбище архиеп. московским Иоанном и еп. рязанским и временно петроградским Александром. Родился в д. Крюки Кунгурского у. Пермской губ. В 1863 г. с родителями, которые принадлежали к старообрядцам часовенного согласия, переехал в д. Павловскую Ачинского у. Енисейской губ. На 17 году жизни по воле родителей женился. В 1878 г. его взяли на военную службу. Вернувшись со службы, он с еще большим усердием принялся за изучение вероучения. В 1895 г. всем обществом был избран духовным наставником. Через некоторое время Иякову было два видения. Во-первых, он увидел кладбище с гниющими трупами (смрад же он чувствовал как натуральный). Явившийся старец сказал ему, что путь, которым он шел до сих пор, ведет к погибели. Во второй раз увидел он, как святые апостолы Петр и Павел явились в молитвенный дом, где он молился и трудился, и сказали: "Церковь и священство здесь и будет". Это видение представлялось Иякову до трех раз. Начав искать священства, постепенно он убедился в законности белокриницкой иерархии, и в 1896 г. в Томской старообрядческой обители вместе с женой присоединился к Древлеправославной Церкви Христовой. В том же году, удостоверившись в добродетельности его жизни, начитанности и рассудительности, еп. Антоний пермский рукоположил его в иереи в д. Павловскую Ачинского у. Енисейской губ. Здесь о. Ияков прослужил пять лет, присоединив к Церкви ок. 200 часовенных старообрядцев. Затем он был переведен в с. Тайну и назначен благочинным. Его приход разросся почти до 1000 чел. Тяжело заболев, дал обет принять иноческий постриг. Поправившись, купил немного земли в 55 верстах при речке Тарбояк в урочище Черни Томской губ. и с благословения еп. томского Иоасафа в 1904-1909 гг. устроил монастырь, где начали селиться иноки. В 1911 г. он принял пострижение и вскоре был вызван в Москву на Освященный собор, где был избран епископом. Регулярно совершал многомесячные объезды епархии, преодолевая в седле сотни верст, что было нелегкой даже для опытного путешественника экспедицией по дикому, бездорожному краю. Ок. 1913 г. избрал своим постоянным местом жительства с. Бордагон Амурской обл., где проявил особую заботу о постановке церковного пения с помощью уставщика Василия Трифоновича Антонова и протоиерея Иоанна Шадрина, переведенного по просьбе владыки из Барнаульского у. в 1914 г.

      В 1926 г. Освященный собор заслушал отчет еп. Тихона томского "об его обозрении Иркутской епархии и его предложение воздействовать на еп. Иосифа возвратиться на свою епархию или отказаться от управления частью приходов, которою он по некоторым обстоятельствам управлять не может". Освященный собор заслушал также просьбу еп. Иосифа рукоположить ему помощника в лице протоиерея Алексея Старкова.

 

ИОСИФ (Иван Михайлович Моржаков; 1886 или 1885 - 3 ноября 1970) - архиепископ московский и всей России Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Родился в с. Пиявочное Озеро (Арзамасский р-н Нижегородской обл.), в старообрядческой семье. Родители - Михаил Степанович и Евдокия Афанасьевна. Шести лет от роду лишился отца. С 11 лет воспитывался при старообрядческом монастыре близ д. Елесино Нижегородской губ. Находясь в послушании у еп. Кирила нижегородского и еп. Арсения уральского, живших при монастыре, он изучил церковное пение и устав. В 1909 г. еп. нижегородский Иннокентий рукоположил его в диакона к храму в с. Василево (ныне г. Чкаловск Нижегородской обл.). В 1916 г. владыка Иннокентий поставил его иереем и определил настоятелем Успенского кафедрального собора в Н.Новгороде.

      В 1924 г. умерла его жена Пелагия, оставив ему семерых детей. Вскоре о. Иоанн был арестован и 10 лет провел в тюрьмах и лагерях. Выйдя на свободу, он еще ок. 10 лет скрывался, прячась у христиан и нигде подолгу не останавливаясь. В 1945 г. протоиерей Иоанн принял иноческий постриг и был хиротонисан во епископа кишиневского, одесского, временно черновицкого и измаильского. Иноческий постриг и хиротонию совершили на Рогожском кладбище архиеп. Иринарх и еп. Геронтий. В 1953 г. на Освященном соборе еп. Иосифу было предложено первосвятительское служение, но он по смирению отказался в пользу еп. Флавиана. Еп. Иосиф был избран заместителем (наместником) архиеп. московского и всея Руси. После смерти архиеп. Флавиана он избирается на московский престол. 19 февр. 1961 г. в Покровской церкви на Рогожском кладбище епископы клинцовский и новозыбковский Вениамин, киевский и винницкий Иринарх, волго-донской и кавказский Александр совершили возведение в сан архиеп. Иосифа. Погребен на Рогожском кладбище. Погребение совершил 9 ноября 1970 г. в Покровском соборе на Рогожском кладбище еп. кишиневский Никодим в сослужении с епископами Иринархом киевским, винницким и одесским и Иоасафом клинцовско-новозыбковским.

 

ИОСИФ (ум.1907) - неокружнический (см. неокружники) епископ нижегородский белокриницкой иерархии; рукоположен в июне 1873 г. Родоначальник одной из ветвей неокружничества.

 

ИОСИФ (1-я четв. 18 в.) - старообрядческий архимандрит ветковского Покровского монастыря, автор "Слова возразительного на лжеучителей и раздирателей мира Божия, новоявившихся кадильников, притекших из многорассекательной страны". В 1720 г. это "Слово" было разослано по разным слободам Ветки "за монастырскою печатью" и знаменовало собой начало письменной полемики ветковцев со старообрядцами диаконовского согласия, переселившимися в 1720-х гг. на Ветку с Керженца.

 

ИОСИФ (Яков Бреднев; священноинок, а затем епископ Израиль) - епископ, самовольно поставленный еп. Софронием 16 янв. 1854 г., а затем возведенный им в сан патриарха московского и всея Руси (с наречением имени Иосиф) в сослужении с еп. Виталием. Возведение в патриархи было совершено на Урале, в одном из женских скитов. Происходил из казаков. Умер в безвестности.

 

ИОСИФ Артемьев (1-я четв. 18 в.) - поповец, один из насельников Покровского монастыря на Ветке, автор "писания" против диаконовцев 1725 г. (дошел только отрывок). Доказывал правильность ветковского способа каждения. См. также диаконовское согласие.

 

ИПАТИЙ (ум. не ранее авг. 1916) - епископ ярославский и архангельский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Священноинок Ипатий избран в епископы на Освященном соборе 1910 г. (см. постановление 132 от 25 авг. 1911 г.). Рукоположен 6 ноября 1911 г. на Рогожском кладбище архиеп. Иоанном и еп. Иннокентием нижегородским.

 

ИРАКЛИЙ - инок, настоятель Куреневского скита. В 1848 г. был арестован за приверженность старой вере и на допросе показал, что с 1823 по 1828 г. совместно с иноком Игнатием путешествовал по Ближнему Востоку в поисках православных епископов, которые будто бы там сохранились. Они побывали в Турции у некрасовцев (где к ним присоединились иноки из Молдавии, странствующие с той же целью), в Порт-Саиде у четырех иноков-старообрядцев (один - русский, отец Симеон, два других - греки, четвертый - неизвестно кто), доехали до Египта, а на обратном пути через Палестину и Турцию попали в Персию, искали русских, живущих там. Из 16 чел., отправившихся в экспедицию, назад в Константинополь пришло лишь четверо: сам Ираклий, Павел, Дорофей и Аркадий (будущий архиеп. Славский).

 

ИРГИЗ - местность в степном левобережье Волги, вдоль р.Б.Иргиз (ныне Саратовская обл.), где по манифесту имп. Екатерины II от 4 дек. 1762 г. было разрешено свободно поселяться и отправлять богослужение возвращавшимся из Польши старообрядцам (в основном выходцам с Ветки). Само переселение совершалось весьма просто: люди на границе объявляли свои имена и, взяв документ - рапорт, отправлялись в Саратовское воеводство для поселения на отведенных местах. Первоначально места здесь были глухие и дикие, сплошь покрытые лесами, где ютились не только звери, но и лихие люди, так что даже на реку за водой ходили с оружием. Колонизируя этот край, старообрядцы превратили его в житницу России, построили большие слободы, а вокруг них возросло по нескольку монастырей-скитов.

      Первым иргизским монастырем стал мужской т. н. Авраамиев скит, основанный иноком Авраамием в том же 1762 г. в 50 км от Вольска вверх по течению Большого Иргиза, на его левом берегу, у оз. Монастырское. В 1786 г. вместо прежней часовни здесь строится храм Воскресения Христова, после чего монастырь стал известен под названием Нижне-Воскресенского (находился в с. Криволучье). В Воскресенском соборе хранилась складная деревянная походная церковь с семью главами, освященная в честь Иоанна Предотечи, в которой, по преданию, молились москвичи еще во время татарских нашествий. В 1795 г. здесь дополнительно строится зимний храм во имя Рожества Богородицы с приделом апостола Иоанна Богослова. Нижне-Воскресенский монастырь был насильственно обращен в единоверие в 1829 г. Из числа его почти 60 насельников, воспротивившихся этому, одни были отданы в солдаты, другие сосланы в Сибирь.

      Чуть позже 1762 г. на острове лесного озера Калач (в 1,5 км от Б.Иргиза и в 115 км от Вольска) возникает мужской Исаакиев скит, названный по имени настоятеля священноинока Исаакия. В 1764 г. здесь строится Покровская часовня, позже, после пристройки к ней алтаря, освященная как Введенская церковь. В 1783 г. строится второй, Успенский, храм. До страшного пожара 1798 г., уничтожившего все постройки, монастырь был известен как Верхне-Успенский. В 1799 г., в т.ч. и на средства, дарованные Иргизу имп. Павлом, возобновляется сгоревший Введенский храм, а в 1804 г. был выстроен Преображенский собор. С тех пор монастырь именуется Верхне-Спасопреображенским (находился в с. Пузановка). С 1828 г. здесь жил А.К.Кочуев, исполнявший обязанности монастырского секретаря. Верхне-Спасопреображенский монастырь был насильственно обращен в единоверие в 1841 г. (П.И.Мельников указывает, что монастырь "сдал" единоверцам игумен Силуян в 1842 г.).

      Пахомиев мужской скит, основанный священноиноком Пахомием и иноком Филаретом, после появления в нем в 1790 г. холодного Никольского храма с колокольней стал известен под именем Средне-Никольского монастыря. В 1798 г. строится еще и теплая Покровская церковь. В этом монастыре, стоявшем на правом берегу Б.Иргиза, в 98 км от Вольска, особым почитанием пользовалась могила схимницы Анисии (Сапожниковой). При обращении монастыря в единоверие в 1837 г. сопротивление его насельников было особенно сильным, и власти использовали против них в зимнее время пожарные брандспойты. С 1843 г. этот монастырь был преобразован в женский единоверческий, куда переселили тех инокинь соседнего женского Средне-Успенского монастыря, которые отступили от старой веры. В конце 1930-х гг. в зданиях монастыря разместилась "колония ( 7" - лагерь для заключенных-инвалидов. Средне-Успенский монастырь был прежде известен как Анфисин скит, основан в 1783 г., в 1,5 км от слободы Мечетной (ныне г. Пугачев) и полностью сгорел в 1815 г. После пожара инокини перебрались на новое место, в 2 км от мужского Средне-Никольского монастыря, и выстроили здесь Успенскую часовню. Маргаритин женский скит, основанный инокиней Маргаритой по благословению с Рогожского кладбища, помещался близ оз. Калач, в 5 км от Верхне-Спасопреображенского монастыря. В 1782 г. здесь была освящена Покровская часовня, а в 1841 г. этот, получивший также название Покровского, женский монастырь был полностью уничтожен властями.

      Влияние иргизских монастырей на жизнь старообрядцев в России невозможно переоценить. Священники этих монастырей окормляли великое множество приходов даже в других губерниях. По воцарении имп. Александра I зафиксирован случай, когда 12 мая 1803 г. старообрядцам с. Городца Нижегородской губ. местные губернатор и архиерей разрешили приглашать к себе по необходимости священника с Иргиза. Одно лишь ограничение накладывалось на этого священника: ему запрещалось служить вне того селения, в которое он был выписан. Спустя 10 лет власти стали строже смотреть на деятельность Иргиза. В 1816 г. старообрядцы Владимирской губ. просили позволить им принять к себе иргизского священника, 9 ноября в просьбе им было отказано. Гнев правительства вызвал случай в Вольске, где 4000 старообрядцев без формального разрешения построили храм, приняли к себе с Иргиза двух священников и диакона, которые в 1817-1818 гг. открыто служили и даже совершали торжественные крестные ходы с колокольным звоном. Сведения об этом дошли до Министерства внутренних дел, возникло следственное дело, которое чуть было не кончилось изгнанием "бегствующих" священников из самих иргизских монастырей. В 1821 г. правительство потребовало от иргизских монастырей дать подписку, что они не будут принимать к себе "бегствующих" священников. Требуемая расписка не была дана; старообрядцы объяснили, что не могут добровольно лишиться священников, а если все-таки это случится, то они вынужденно перейдут в федосеевское или какое-либо иное беспоповское согласие. В то же время они дали обязательство не принимать священников, отлучившихся от своих приходов без ведома архиерея, а принимать только уволенных, удаленных от приходов, но не запрещенных в служении. О приеме таких священников они обещали ставить в известность гражданское начальство. Правительство не согласилось с этими доводами. В 1821 г. иргизским монастырям было предписано: 1) беглым духовным лицам не дозволять ни под каким предлогом отлучаться от монастырей под опасением взыскания за бродяжничество; 2) вновь беглых священников и диаконов не принимать. Затем в изданных 26 марта 1822 г. общих правилах для начальников губерний относительно бегствующих священников была сделана первая попытка квалифицировать их действия как уголовные, но сам состав преступления еще никак не определялся. Через пять лет, 28 окт. 1827 г. было сделано распоряжение, по которому к уголовно наказуемым деяниям уже был прямо отнесен переход в старообрядчество. Таким образом, законодательство вернулось от почти либерального отношения к старообрядцам при Екатерине II ко временам Двенадцати статей царевны Софьи.

      Именно на Иргизе была канонически закреплена практика приема священников из господствующей церкви через миропомазание, получившая название "иргизской исправы", распространившейся затем повсеместно. При этом сначала читалось проклятие никонианских новшеств, затем - древний византийский чин проклятия ереси яковитской (ибо при приеме от оной проклинаются некрестящиеся двоеперстно), а затем совершается таинство миропомазания (впервые решение о приеме чрез миропомазание священников, переходящих от господствующей церкви с оставлением их в сущих санах, было принято в конце 17 - нач. 18 в. священноиноками дониконовского рукоположения Дионисием шуйским и Трифилием вологодским, с согласия всех поповцев, проживавших на Керженце).

      Поскольку в 1832 г. имп. Николай I отнял у иргизских насельников все права, дарованные при Екатерине II, в т.ч. право иметь легальных священников, которым выдавали паспорта для передвижения по всей России, именно в этих монастырях впервые появилась мысль об учреждении старообрядческого святительского престола за границей.

      По данным 1828 г., число иноков и инокинь во всех пяти монастырях Иргиза составляло ок. 3 тыс. чел. При монастырях были богатые ризницы, библиотеки. Настоятели и настоятельницы избирались иноками и инокинями, затем утверждались удельной конторой (центральным ведомством, управлявшим собственностью царской фамилии, которой принадлежали земли Иргиза), а позднее - губернской казенной палатой (местный орган министерства финансов). Обладая правами и обязанностями сельских старост, настоятели представляли интересы насельников перед гражданской властью. Письменными сношениями с властями ведал настоятель Средне-Никольского монастыря. После передачи Иргиза в ведение губернского начальства был запрещен прием новых насельников, а уже жившим там было запрещено свободное передвижение по России. При таких условиях разорение монастырей на Иргизе стало неизбежным. С насильственным обращением монастырей Иргиза в единоверие его роль как одного из центров старообрядчества перешла к Черемшанским монастырям.

      Документы иргизских монастырей за 1829-1917 гг. частично сохранились в Пугачевском филиале Гос. архива Саратовской обл. (ф.20-22).

 

ИРИНАРХ (Иван Васильевич Парфенов; 18 ноябр. 1881 - 7 марта 1952) - архиепископ московский и всея Руси Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Родился в слободе Печоры близ Н.Новгорода в семье потомственных старообрядцев. С 13 лет поступил на работу, одновременно помогая при местном старообрядческом храме. 1 июня 1913 г. еп. Иннокентий рукоположил его в сан диакона. Через год о. Иоанн был поставлен иереем в с. Б. Мурашкино. В 1925 г. овдовел. На соборах 1927 и 1928 гг. о. Иоанн был избран и утвержден кандиданом в епископы, а 23 дек. 1928 г. в Самаре был рукоположен во епископы на самарско-уфимскую кафедру; через два года арестован советской властью. Вышел на свободу в 1940 г., когда на воле оставался всего один престарелый еп. Сава калужский, который и возвел его в сан архиепископа московского. В день 65-летия владыка Иринарх получил от председателя Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР И.В.Полянского официальное поздравление, это был первый за 300 лет существования старообрядчества случай, когда правительственный чиновник обратился с поздравлением к старообрядческому первосвятителю. Умер от повторного инфаркта. Погребен на Рогожском кладбище.

      Следственное дело (архивный ( П-7216) хранится в Управлении ФСБ по Самарской обл.

 

ИРИНАРХ (Лапшин; ум. 14 марта 1902) - епископ ярославский и костромской Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Будучи священноиноком, 10 окт. 1898 г. на Освященном соборе избран епископом Ярославской и Костромской епархий. Рукоположен 21 окт. 1898 г. На Освященном соборе в авг. 1899 г. был избран помощником московского архиепископа. За отказ дать подписку об отречении от епископского сана 7 июля 1901 г.был административно выслан из с. Елохино Ярославской губ. в Н.Новгород под надзор полиции. Умер через девять месяцев после высылки. После объявления свободы вероисповедания прихожане Свято-Успенской общины с. Елохина обратились с просьбой к властям о перенесении мощей епископа для захоронения в Елохино. В Н.Новгороде его сохранившийся гроб был ископан (24 апр. 1909 г.) и доставлен в с. Елохино (по др. данным, тело было перевезено в 1903 г.). К месту прибытия гроба навстречу святителю вышел крестный ход, после чего тело епископа было торжественно захоронено в старообрядческом храме с. Елохино. Тело его до сего времени пребывает нетленным.

 

ИРИНАРХ (ум. 1950) - епископ самарский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); управлял епархией в 1927-1941 гг.

 

ИРИНАРХ (Иван Поликарпович Вологжанин; 7 янв. 1886 - 19 окт. 1973) - епископ киевский, винницкий и одесский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Родился в д. Еловщина Вятской губ.; 8 февр. 1922 г. рукоположен в сан священника еп. Александром (Богатенко) на приход д. Тарасенки в Удмуртии. 13 июня 1949 г. архиеп. Иринарх определяет его настоятелем храма в Гомеле. 29 июня 1956 г. принял иночество, вскоре в Москве архиеп. Флавиан по соборному определению рукоположил его в епископы.

 

ИРИНАРХ (ум. 4 или 5 апр. 1905) - архиепископ славский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); рукоположен в епископы 26 авг. 1869 г. митр. Кирилом. В сан архиепископа возведен им же 20 июля 1871 г. Погребен в Славском монастыре.

 

ИРИНАРХ (Иеремей Карпович Чулков) - епископ Древлеправославной церкви; хиротонисан в 1987 г. на оренбургскую кафедру, с 1988 г. - епископ камышинский и волгоградский.

 

ИСАЕВ - московский купец из старообрядцев, перешедший в единоверие, родился в с. М.Мурашкино (Нижегородская обл.). Здесь его иждивением была выстроена единоверческая церковь. В 1858 г. Исаев устроил при храме богадельню, предполагая принимать в нее единоверцев, старообрядцев и прихожан греко-российской церкви с тем, чтобы они в своих нуждах обращались к единоверческому священнику мурашкинской церкви. На этих условиях Исаев готов был пожертвовать в пользу Нижегородской епархии 400 десятин земельных угодий. Синод счел это предложение Исаева "оскорбительным, и весьма оскорбительным, для церкви и православия" (указ от 27 февр. 1859 г. № 1475), ввиду предосудительности обращения "православных" христиан к единоверческому священнику, отказал купцу в его прошении и пожертвования не принял.

 

ИСИДОР (Петр Колоколов; 1866-1918) - епископ господствующей церкви, в сане архимандрита был противостарообрядческим миссионером на Кубани. В 1894 г. под тем предлогом, что желает ознакомиться с храмом Никольского старообрядческого мужского монастыря близ станицы Кавказской, он вошел в церковь в сопровождении всего лишь одного ветхого старообрядческого инока, и вдруг бывшие с ним два служки достали из своих узелков священническое облачение и все необходимое к службе. Оттеснив в сторону пораженного святотатством инока, миссионер начал свое богослужение. Ожидавшая его знака сотня казаков тут же захватила монастырь, который с той минуты был объявлен единоверческим. Инокам-старообрядцам было приказано убираться на все четыре стороны. Отобранный монастырь Исидор сделал своей резиденцией. Вскоре он приказал с монастырского кладбища убрать могилы еп. Иова кавказского и священника Григория, а останки, оказавшиеся нетленными, сжечь. На месте могил было устроено отхожее место. Казаки станицы, которые почитали могилы старообрядческих священников, послали ходоков в Петербург с жалобой на миссионера. Он был переведен сначала в Переяславль-Залесский, затем поставлен игуменом московского Златоустинского монастыря, затем получил хиротонию в викарного епископа черниговской епархии. Все это время он продолжал противостарообрядческую деятельность. В дальнейшем за ряд проступков, в частности за то, что дерзнул отпевать Григория Распутина, в 1911 г. был сослан в тюменский Троицкий монастырь, в 1917 г. перемещен в число братии Успенского монастыря в Свияжске. В 1918 г. красноармейцы посадили его на кол.

 

"ИСТИНА" - беспоповский журнал, издававшийся с янв. 1863 по дек. 1865 г. в Иоханнесбурге (Вост. Пруссия, ныне Польша, г. Пищ). Вышло, по крайней мере, четыре книги, оглавление которых приведено у И.А.Кириллова в кн. "Правда старой веры". Редактор - К.Е.Голубов; в результате ухода в единоверие он переехал на жительство в Псков, куда и перевез шрифты из В.Пруссии, начав издавать единоверческий журнал под тем же названием. Единоверческая "Истина" издавалась в 1867-1886 гг. шесть раз в год, всего вышло 107 книжек. Указатели содержания содержатся: до (30 - в (32 (1874), (31-53 - в (55 (1877), (54-90 - в (96 (1884). С 1887 по 1888 г. издавались "Миссионерские статьи под названием "Истина"".

 

"ИСТОРИЯ И ОБЫЧАИ ВЕТКОВСКОЙ ЦЕРКВИ" ("Устав ветковской Церкви") - сочинение И.Г.Кабанова (предположительно), написанное между 1861-1881 гг. Полное название - "Кратчайшее начертание истории Ветковския церкви, вкупе же и краткое изложение догматов и преданий, чинов же и обрядов, и обычаев древлеправославно-кафолическаго исповедания Единыя Святыя Соборныя Апостольския Древлегрекороссийския Церкви, святосохраненных до времен Никона патриарха, и доныне сохраняемых последователями древлецерковнаго благочестия свято и нерушимо, и отнюд неизменно". Состоит из двух частей. Первая называется "Кратчайшее сказание о просвещении русской земли святым крещением и где продолжися или кем удержася неизменно первоначальное святоцерковное предание", где изложена история христианства в России и старообрядческих священников после патр. Никона и до тогда здравствовавшего ветковского священника Михаила (Калмыка). Вторая часть - "Кратчайшее изложение догматов и преданий, чинов же и обрядов, и обычаев древлеправославно-кафолическия Ветковския Церкве" - состоит из 33 глав, излагающих различные церковные предания и обычаи. Цель написания этого сочинения, вероятно, состояла в том, чтобы утвердить древние обычаи православной Церкви во всех приходах белокриницкой иерархии, которые тогда начали распространяться в России. "История" долгое время распространялась в списках, пока не была опубликована с гектографа в журнале "Старообрядец" за 1906 г. Перепечатана в Старообрядческом церковном календаре за 1994 г.

 

"ИСТОРИЯ О ОТЦЕХ И О СТРАДАЛЬЦЕХ СОЛОВЕЦКИХ иже за благочестие и святыя древлецерковныя законы и предания великодушно пострадаша в лето 7184" - книга, содержащая описание причин и последствий многолетней осады Соловецкого монастыря, которую предприняло царское правительство, чтобы сломить сопротивление нововводимым обрядам и новопечатным книгам. Автор "Истории" Симеон Денисов лично знал многих из участников тех событий, что сделало его книгу исторически точным, даже до мелких деталей, и в то же время вдохновенно-поэтичным произведением. "История" - одна из любимейших книг во всех старообрядческих согласиях. Существует огромное количество рукописных списков "Истории", в т.ч. и лицевых с прекрасными миниатюрами. Книга выдержала много печатных изданий. Большинство из них было осуществлено подпольно. В таких случаях в выходных данных обычно сообщалось, что книга вышла в Гродненской типографии. Однако правительство не особо доверяло этим данным и подозревало, что книгу печатают где-то в российских партикулярных типографиях. Появление в продаже "Истории" в 1792 г. в Москве вызвало арест известного издателя и журналиста Н.И.Новикова, заподозренного в подпольном печатании и распространении "раскольничьей" литературы. По тому же подозрению в издании книги о "раскольниках" были арестованы в Риге еще два человека - Невзоров и Колокольников. Последнее по времени издание на славянском языке появилось в Москве в 1913 г.; в переводе на русский язык - в Москве в 1911 г., здесь авторство ошибочно приписано Андрею Денисову.

 

ИУСТИН - епископ тульчинский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); рукоположен 22 мая 1861 г. архиеп. Онуфрием браиловским. Отступил в единоверие в 1867 г.

 

ИУСТИН - (ум. 9 янв. 1996) - архиепископ американский белокриницкой иерархии. Рукоположен митр. Тимоном в сослужении еп. Леонида славского. 11 марта 1990 г. в храме Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Браила (Румыния). После рукоположения по благословению митрополита и Освященного собора окормлял заграничную епархию древлеправославной Церкви. До кончины был местоблюстителем митрополичьего престола.

 

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"