CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Энциклопедия

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

 

 

 

С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
Опыт энциклопедического словаря.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

ГАРЬ - см. Самосожжение.

 

ГЕННАДИЙ (Григорий Васильевич Беляев; 1824-1892) - исповедник,   епископ пермский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев,   приемлющих белокриницкую иерархию). Происходил из семьи крепостных   Лысьвинского завода Пермской губ.; 18 лет от роду покинул родительский   дом и удалился в леса около Кунгура ради молитвы. Поселился в старообрядческом скиту, состоявшем из нескольких келий. Здесь жили старцы, искавшие спасения вдали от мира. Настоятелем скита был инок схимник Никита, впоследствии арестованный и умерший в остроге в Кунгуре. Из кунгурских лесов Геннадий перебрался в Уральск, а затем, в 1853 г., в Саратовскую губ. Поселился он у еп. Афанасия, был пострижен в иноки и поставлен в иеродиаконы. В окт. 1856 г. Геннадий рукоположен в сан священника, а через месяц поставлен в архимандриты. Вскоре после этого вместе со священноиноком Пафнутием как человек, достойный поставления в епископы, был направлен владыкой Афанасием в Москву к архиеп. Антонию, который и рукоположил его в архиереи на пермскую кафедру 9 янв. 1857 г. (по др. данным - в 1856 г.). Границы его епархии охватывали Пермскую, Оренбургскую, Вятскую и Тобольскую губ. В 1859 г. полиция арестовала владыку Геннадия и отправила его этапом в кунгурскую тюрьму. Дорогой к этапу был присоединен некий Спиридон Курдюков, который специально совершил мелкое преступление для того, чтобы оказаться рядом с еп. Геннадием. Им удалось поменяться местами, что дало возможность еп. Геннадию вскоре выйти из-под ареста (Курдюков же за подмену был наказан 60-ю ударами розгами и 50-рублевым штрафом); 6 дек. 1862 г., на праздник святителя Николы Чудотворца, еп. Геннадий был вторично схвачен в Екатеринбурге и "под крепким караулом" отправлен в тюремное заключение. Арестовали его во время совершения службы в доме колыванского купца Чувакова. В июне 1863 г. по высочайшему повелению его переправили в суздальский Спасо-Евфимиевский монастырь, в арестантское отделение. Настоятель монастыря отзывался о нем: "Геннадий по закоренелости своей в расколе всегда ставит раскольнические свои заблуждения выше обрядов православной церкви и носимый им незаконно епископский сан считает законным". В конце 1869 г. известный в то время миссионер Павел Прусский выразил желание побеседовать с владыкой Геннадием, чтобы склонить его к переходу в единоверие. Владыку, якобы изъявившего желание присоединиться к единоверию, перевозят в Москву, в Никольский единоверческий монастырь. Но он заявляет, что готов присоединиться к единоверию в сущем сане епископа, чего, конечно, власти никак не допускали. Заподозрив, что еп. Геннадий согласился на собеседования с единоверцами лишь для того, чтобы удобнее найти путь к побегу, обер-прокурор Д.А.Толстой снова отправляет его в арестантское отделение Спасо-Евфимиевского монастыря. Освобождение пришло лишь 9 сент. 1881 г., когда старообрядческим епископам Геннадию, Конону и архиеп. Аркадию было объявлено, что по докладу министра внутренних дел графа Игнатьева император распорядился выпустить их из-под стражи на свободу с запрещением проживания в столицах и "раскольничьих" центрах. Владыка Геннадий после освобождения первоначально поселился во Владимире, а затем перебрался в Харьков, где в то время образовалась большая старообрядческая община. В 1884 г., сочтя его пребывание в Харькове опасным, власти выслали его в г. Виндаву Курляндской губ., но затем передумали и решили вновь подвергнуть его монастырскому заключению. Тогда владыка Геннадий, оставив Россию, перебрался в Румынию в Тисский монастырь, где и умер.

      Устав еп. Геннадия о поведении в храме опубликован в журнале "Духовные ответы" (1995, ( 3).

 

ГЕННАДИЙ (Георгий Иванович Лакомкин; ок. 1867 - ок.1933) - епископ донской (в 1926-1927 гг. также являлся временно кавказским) Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); рукоположен 8 сент. 1910 г. архиеп. Иоанном, епископами Ионой и Иннокентием на Рогожском кладбище. Родился в д. Золотиловка Костромской губ., в семье старообрядческого священника. Родной брат еп. Геронтия. В 1891 г. поставлен в священники; в 1894 г. овдовел. Несколько раз попадал под суд за совершение служб по старому обряду. Будучи епископом, часто и подолгу объезжал свою епархию. Во время таких поездок к старообрядческой Церкви присоединялось немало беглопоповцев.

 

ГЕННАДИЙ (ум. не ранее 1926) - неокружнический (см. неокружники) епископ белокриницкой иерархии. В 1926 г. Освященный собор постановил напомнить ему о врученном ранее воззвании с призывом к миру.

 

ГЕННАДИЙ (Гурий Васильевич Антонов; 1903-1996) - архиепископ новозыбковский, московский и всея Руси Древлеправославной церкви. Возведен в сан архиепископа 23 сент. 1979 г. Участник Великой Отечественной и Финской войн.

 

ГЕРАСИМ - неокружнический (см. неокружники) епископ коломенский, затем вятский белокриницкой иерархии. Рукоположен в 1880 г. неокружническим еп. Иосифом. В 1884 г., оставив раздор неокружников, получил в управление вятскую епархию, однако вскоре после этого был арестован в г. Глазове. После освобождения уехал в Сибирь. Поселился в 40 верстах от Усть-Змеиногорска Томской губ., где и почил.

 

ГЕРОНТИЙ (Григорий Иванович Лакомкин; 1 авг. 1872 - 25 мая 1951 г.) - епископ петроградский (с 1924 г. - ленинградский) и тверской, затем ярославский и костромской Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); впоследствии костромской и ярославский. Родной брат еп. донского Геннадия. Родился в д. Золотиловка (Золотилово) Вычугской вол. Костромской губ. (ныне Вичугский р-н Ивановской обл.), в семье священника. Получил домашнее образование. Занимался крестьянским трудом, в зимнее время обучая старообрядческих отроков церковному чтению и пению. В 1896 г. женился. Из-за слабого здоровья несколько раз получал отсрочки от военной службы, но в 1899 г. был призван на службу, которую окончил в 1903 г. Вернулся в родной храм, где стал исполнять обязанности уставщика. 14 мая 1906 г. по настойчивым просьбам жителей с. Стрельниково был рукоположен в сан диакона, а 21 мая посвящен в сан иерея. В течение шести лет был настоятелем церкви в с. Стрельниково Костромской губ. Его трудами там был перестроен храм, устроена богадельня, учреждено братство трезвости (1911), школа знаменного пения для детей. Кроме того, было выстроено здание особого старообрядческого училища с четырехлетним обучением, где, кроме общего образования, сам о. Григорий преподавал Закон Божий и основы богослужения. Овдовел в 1908 г. Могила его супруги сохранилась до сего дня в ограде храма с. Стрельниково. На Освященном соборе 25 авг. 1911 г. он был избран епископом на Петроградско-Тверскую епархию. В дек. 1911 г. еп. Иннокентием возведен в сан протоиерея. 2 марта 1912 г. епископ Ипатий ярославский в моленной Д.В.Сироткина в Н. Новгороде совершил чин пострижения о. Григория в иноки. Евангельским отцом новопостриженного инока стал присутствовавший здесь же еп. нижегородский Иннокентий. Хиротонисан архиеп. Иоанном в сан епископа в Покровском храме на Громовском кладбище 11 марта 1912 г. При его участии в епархии было вновь построено 14 храмов, в т.ч. собор на Громовском кладбище. Кроме того, в Псковской губ. он основал монастырь, в котором подвизалось 50 иноков. Все епархиальные дела еп. Геронтий решал лично; поскольку он не пользовался услугами секретаря, то ежегодно писал и отправлял более 1200 различных писем и посланий. Регулярно участвовал в деятельности Освященных соборов на Рогожском кладбище. Арестован по постановлению коллегии ОГПУ Ленинградской обл. в 1933 г., приговорен к 10 годам лишения свободы. В лагере какое-то время работал санитаром. Освобожден из мест заключения (Республика Коми) 4 июля 1942 г. С 1942 г. и до кончины еп. Геронтий управлял Ярославско-Костромской епархией, в 1943 г. назначен помощником старообрядческого архиепископа. С этого времени он живет в Москве. С 1945 по 1949 г. руководит изданием церковного календаря (см. периодические издания), много разъезжает по приходам.

      Владыка Геронтий известен как большой знаток знаменного пения. В с. Стрельниково сумел создать не просто замечательный церковный хор, но целую школу пения. До сих пор любительский хор с.Стрельниково знаменит во всем старообрядчестве. В сане епископа, объезжая приходы епархии, пристальное внимание уделял развитию знаменного пения, кроме того, каждый раз в конце проповеди обращался к клирошанам либо со словами благодарности за пение, либо с замечанием. Его проповеди снискали ему славу выдающегося старообрядческого логофета. Помнящие владыку Геронтия люди единодушно отмечают его высокий проповеднический дар. Его "Духовное завещание" опубликовано в ( 2 журнала "Церковь" (2) за 1992 г.

      Погребен на Рогожском кладбище.

 

ГЕРОНТИЙ (Герасим Исаевич Колпаков; 1803-1868) - архимандрит, настоятель Белокриницкого монастыря. Родился в старообрядческой крестьянской семье, в с.Ермолово Серпуховского у. Московской губ. С раннего детства выучился читать, излюбленным чтением были книги религиозного и духовно-нравоучительного содержания. В 19 лет ушел в Серковский монастырь (Оргеевский у. Бессарабской губ.). Здесь в качестве послушника он проявил усердие в исполнении церковных служб и строгих монастырских правил. Через три года по вступлении в обитель был пострижен. Сохранился его словесный портрет, составленный И.П.Липранди, известным чиновником по делам старообрядцев в правительстве имп. Николая I: "Геронтий был среднего роста, сухощав, с маленькой редкой бородкой, как и на голове темных волос, несколько с проседью, лицо продолговатое, физиономия чрезвычайно привлекательная, на которой изображалось смирение, никогда не изменявшееся, голос тихий, глаза карие, небольшие, но весьма живые, говор плавный, рассчитанный, память большая, и вообще он мне показался, как с первого раза, так и в продолжение всего времени, человеком умным, хитрым и вместе с тем твердым... имеет много природного ума и большую начитанность в церковных книгах; также заметна в нем большая практическая опытность в жизни и житейских делах, тонкое знание людей и короткое знакомство с ходом и расположением обстоятельств" ("Чтения в обществе истории и древностей российских", 1871, т.2, с. 112-113). От братии Серковского монастыря Геронтий ездил в Россию за сбором пожертвований на монастырь. Во время этих поездок побывал в крупнейших центрах старообрядчества, в знаменитых монастырях. В Пахомиевом монастыре он встретил инока Павла Белокриницкого и подружился с ним. Через некоторое время они вместе отравились в Белую Криницу, где Геронтий был избран настоятелем монастыря. После присоединения к старообрядчеству митр. Амвросия Геронтий был рукоположен в священноинока, а затем возведен в сан архимандрита. В 1847 г. он приехал в Россию для сбора подаяний на монастырь, был схвачен жандармами и по императорскому указу заключен в Петропавловскую крепость, откуда потом переведен в Шлиссельбургскую; 21 год провел Геронтий в одиночном заключении. Что делали с о. Геронтием в тюрьме, каким подвергали его испытаниям, - осталось неизвестным, но к концу заключения рассудок его расстроился. За три месяца до смерти его выпустили из тюрьмы и поселили в гуслицком единоверческом (см. единоверие) Спасо-Преображенском монастыре, где он и был погребен. В миссионерском журнале "Братское слово" в 1896 г. было помещено сообщение, что Геронтий присоединился к господствующей церкви незадолго до смерти. Трудно поверить, что этот акт, если только он имел место, был совершен сознательно и без принуждения.

 

ГЕРОНТИЙ (Григорий Иванов Рязанов; втор. пол. 17 в.) - священноинок Соловецкого монастыря, уставщик, книгохранитель и казначей. Сын чебоксарского подьячего, в Соловецкий монастырь пришел в конце 1640-х гг., постригся в 1650 г., после 1660 г. был уставщиком, затем поставлен в священный сан. Геронтий твердо придерживался старых обрядов и не принял нововведений Никона, однако он был против вооруженного сопротивления монастыря царским войскам, за что был по решению братии заточен в монастырскую тюрьму. 17 сент. 1674 г. во время осады монастыря был выслан из него. На допросе у воеводы Ивана Мещеринова показал, что "новоисправленных печатных книг... слушать ему и тремя персты Крест на себе воображати сумнительно". Воевода приказал посадить Геронтия в тюрьму "и беречь накрепко". Дальнейшая его судьба неизвестна. Геронтий известен как автор "Сказания от божественных писаний, от апостольскаго предания и правил святых отец о новых книгах", а также четвертой и пятой соловецких челобитных.

 

"ГЛАГОЛ ВРЕМЕН" - см. "Правда православия"

 

ГЛУХОВ Даниил Кононович - известный беглопоповский начетчик, участник всероссийских съездов, на которых не раз выступал с докладами о белокриницкой иерархии. Противился присоединению беглопоповцев к Древлеправославной Церкви Христовой. Участвовал в 1910-1912 гг. вместе с Рубакиным в тайных безрезультатных переговорах беглопоповцев с различными епископами в России и на Балканах о присоединении к беглопоповству. Ездил в Грецию, на родину митр. Амвросия вместе со священником В. Царевым. Эта поездка не дала никакого материала для обвинений греков в обливательном крещении, но и пересмотреть свои взгляды он не захотел.

 

ГНУСИН Сергей Семенович (настоящая фамилия неизвестна; ум. 27 июня 1839) - старообрядец федосеевского согласия, известный беспоповский писатель, автор "Новых пандектов". Занимал одно из видных мест среди руководителей Преображенского кладбища. Известен бескомпромиссным отрицанием брака среди беспоповцев. Приблизительно в 1818 г. на него со стороны некоторых преображенских федосеевцев, желавших введения брака и моления за царя, был сделан донос властям, что он беглый и проживает под чужим именем. По этому доносу на Гнусина было заведено дело, его самого искали в течение шести лет. Он был арестован 15 мая 1824 г. в монастыре в г. Судиславле и сослан в заточение на Соловки, где и умер.

 

ГОЛБЕЦ (голубец) - деревянный резной крест или столбик на могиле с двумя причелинами, т.е. досками наподобие двускатной крыши. По письменным источникам, такие голбцы ставили на Руси еще в домонгольский период. Голбец является условным подобием часовни; в нем делалась небольшого размера ниша, в которую помещали литую медную или писаную икону. На Севере, в частности на Выге, в средокрестие вставляли не медную икону, а деревянный резной намогильник - резную деревянную доску с голгофским Крестом и орудиями страстей Христовых, с большим количеством титл. В синодальный период голбцы были официально запрещены и сохранились только на старообрядческих кладбищах. В 1970-х годах на северных старообрядческих кладбищах в окрестностях Олонца, в селах нижнего течения Печоры, в нижегородском Заволжье еще можно было видеть, что столбики-голбцы ярко раскрашивали, создавая тем самым светлое, радостное восприятие всего некрополя.

      П.И.Мельников ("В лесах", ч. 3) так описывает "голубец" (Семеновский у. Нижегородской губ.): "могильный памятник, состоящий из деревянного сруба с кровлей на два ската и с крестом на ее середине. Прежде в лесных сторонах ставили их и на кладбищах, теперь они запрещены".

 

ГОЛОВЩИК - руководитель церковного хора, регент. При оскудении церковного причта совмещает обязанности уставщика.

 

ГОЛУБОВ Константин Ефимович (в литературе упоминался также под фамилией Голубев; наст. фамилия - Чайков) - старообрядец федосеевского согласия, отступивший в единоверие, писатель, ученик и помощник Павла Прусского. Ребенком был привезен в Вост. Пруссию, обучался в Войновском монастыре. Изучал типографское дело у Антония Гонсеровского (владелец типографии в Йоханнесбурге, с которым вступил в соглашение Павел Прусский, выписав из Праги славянский шрифт). В короткое время в совершенстве овладел типографской техникой, став как наборщиком, так и типографом и корректором. Открыл в Йоханнесбурге собственную типографию. В 1863 г., отойдя от федосеевцев, женился. В 1863-1865 гг. издавал журнал "Истина", печатал свои статьи под многочисленными псевдонимами, в т.ч. "К.Е." Летом 1867 г. (раньше Павла Прусского) ушел в единоверие, поселился во Пскове, стал единоверческим священником. Продолжал издание журнала "Истина"; в 1867 и 1888 г. выпустил "Миссионерские статьи под названием "Истина"". О его личности и литературной деятельности с пренебрежением отзывались Н.И.Субботин и обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев.

      Крупнейшим исследователем жизни и деятельности К.Е.Голубова является проф. Эугениуш Иванец (Лодзинский университет).

 

ГОРБУНОВ Иван Михайлович (1840-1913) - наставник поморского согласия, настоятель 1-й московской общины брачных беспоповцев (помещалась во дворе д.24 по Б.Переведеновскому пер., угол Рыкунова пер.). По своему положению и значению в жизни поморцев Горбунов играл роль архипастыря. В 1890-х гг., закрыв свое небольшое торговое дело, поступил в наставники Любушкиной моленной, находившейся в крошечном доме, где молились малочисленные тогда в Москве поморцы. Накопленные сбережения он щедро тратил на содержание бедной моленной и на раздачу милостыни. Нищие, зная расписание его дня, трижды в сутки дожидались его у моленной, где безотказно получали подаяние. Отказывал он лишь пьяным. Отзывчивость его была общеизвестна. Если во время обеда приходили с просьбой навестить болящего, он тут же вставал из-за стола, и никакие уговоры семьи не могли заставить его задержаться. В то же время он был весьма строг, когда дело касалось исполнения беспоповских правил. Так, например, богатые члены брачного согласия ходили молиться в домовую моленную В.Е.Морозова, где снисходительно смотрели на мирщение прихожан. В Любушкиной моленной замирщенных никогда не допускали до молитвы, несмотря ни на какие заслуги или богатство. Пение допускалось только наонное. (Эти строгие обычаи соблюдались и в зарегистрированной после 1906 г. из ее прихожан т. н. 1-й поморской общины, храм которой был освящен в 1908 г. Прихожан 2-й московской поморской общины, храм которых находился в Токмаковом пер., здесь считали "отступниками и табашниками"). Бескомпромиссность И.М.Горбунова чуть было не привела к расколу на Первом всероссийском съезде христиан-поморцев в мае 1909 г. Перед открытием заседаний Горбунову было предложено отслужить молебен. Он согласился это сделать лишь в том случае, если все участники съезда положат у него начал, чтобы не сообщаться с замирщенными. Почти половина съезда последовала его призыву. Другая половина отказалась, и в дни заседаний съезда две половины его участников молились в разных моленных и питались врозь, сходясь только для совещания. За два года до смерти Горбунов ослеп. Умер он от рака желудка. Погребен на Преображенском кладбище.

 

ГРЕБЕНЩИКОВСКАЯ БОГАДЕЛЬНЯ - прежнее название Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. См. Гребенщиковская община.

 

ГРЕБЕНЩИКОВСКАЯ ОБЩИНА (официальное название - Рижская Гребенщиковская старообрядческая община) - крупнейший храм брачных беспоповцев. Первым настоятелем был Феодор Саманский. Ведет свое начало от федосеевского храма, основанного в 1760 г. в предместье Риги, Московском форштадте. После 1812 г. регистрируется устав Рижской старообрядческой богадельни, составленный по типу устава общины московского Преображенского кладбища. Обиходное название дано по фамилии главного жертвователя на благоустройство общины - купца Алексея Петровича Гребенщикова. В 19 в. община неоднократно подвергалась гонениям властей, но Гребенщиковская моленная оставалась единственной в Риге, которую им не удалось закрыть. Во втор. пол. 19 в. "рижские федосеевцы" приняли брак, сохранив прочие особенности старопоморского богослужения и наонное пение. Нынешнее здание богадельни с храмом освящено в октябре 1896 г. После 1905 г. к храму пристроили и колокольню (арх. А.Р.Шмелигин). При общине издавна существует училище певчих, иконописные мастерские, уникальная библиотека с собранием древлеправославной письменности. В 1912 г. сгорела. Приход - ок. 20000 чел. В храм вмещается до 5000 чел.

      После получения Латвией независимости Гребенщиковской общине были возвращены права собственности на десятки гектаров городской земли и несколько строений, в т.ч. жилых домов. Нежданное богатство стало толчком, который в 1995 г. привел к обострению отношений внутри общины, а затем и к расколу.

 

ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1861-1931 или 1936) - крестьянин, наставник федосеевского согласия в моленной с. Старая Тушка Малмыжского у. Вятской губ., известный книгоиздатель и иконописец. Родился в д. Деркачи Вятской губ. В течение многих лет работал главным мастером в старообрядческой типографии Г.К.Горбунова в Москве. Был прекрасным гравером. Изготовленный им для типографии Горбунова церковнославянский шрифт отличался каллиграфической четкостью, изяществом и удобочитаемостью. Вернувшись на родину приблизительно в 1898 г., он начинает подпольное книгопечатание. Книги, которые он печатал в то время, имели конспиративные выходные данные: "Напечатася в типографии почаевской" и т.п. В 1908 г. он официально открыл в с. Старая Тушка Христианскую типографию церковнославянских богослужебных и поучительных книг. Совместно с братьями В. и Е. Семеновыми приобрел печатные станки и отлил более 2,5 тонн шрифта. Под этой маркой Лука Арефьевич издал свыше 20 наименований церковнославянских книг: "Псалтырь учебный", "Устав со святцами", "Осмогласник", "Панихидник", "Скитское покаяние", "Чин 12 псалмов" и т.д. Оригиналами для его перепечаток служили рукописные и старопечатные книги богатой библиотеки, собранной в его доме. В 1926 г. Гребнев передал библиотеку и архив в Шурминский краеведческий музей. В дальнейшем часть этих материалов попала в музеи Малмыжа, Уржума, Кирова. Часть ценных книг бесследно исчезла (например, пропала Острожская Библия). Кроме типографской деятельности Гребнев занимался литьем икон и нательных крестов, писал иконы. Множество материалов о нем хранится в областном краеведческом музее. Репрессирован советской властью.

 

ГРИГОРИЙ (Георгий Федорович Корнилов; 1894-1992) - епископ куйбышевский Древлеправославной церкви. Рукоположен в епископы 26 апр. 1969 г. архиеп. Иеремией и еп. Павлом.

 

ГРИГОРОВО - село в Большемурашкинском р-не Нижегородской обл., родина священномученика протопопа Аввакума. Первое упоминание о Григорове встречается в 1578 г. До 17 в. Григорово входило в состав дворцовых бортных, оброчных и посошных сел, плативших оброк в виде хлеба, меда и денег в приказ Большого Дворца. Кроме крестьян здесь жили ремесленники. В 1615 г. в Григорове государева казна учредила кабак. 17 апр. 1619 г. царь Михаил Феодорович пожаловал Григорово воеводе Феодору Васильевичу Волынскому в награду за военную доблесть. В 1623 г. в селе было 92 двора, 125 мужчин, а через 20 лет количество жителей села достигает более 1000 (495 мужчин). 5 июня 1991 г. в Григорове открыт памятник протопопу Аввакуму (скульптор В.Клыков). Ближайшая старообрядческая община находится в с. Большое Мурашкино.

 

ГРИГОРЬЕВ Павел Галактионович - до 1912 г. наставник беспоповцев поморского согласия в Иркутске. Был участником Первого всероссийского съезда христиан-поморцев в Москве и слушателем на публичном собеседовании поморского наставника Л.Пичугина с начетчиками белокриницкого согласия Д.С.Варакиным и Ф.Е.Мельниковым. После собеседования стал сомневаться в истинности упований беспоповцев. Окончательно убедившись в правоте старообрядцев, приемлющих священство, он 18 февр. 1912 г. присоединился к пастве еп. Иосифа иркутского.

 

ГРОМОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ - главный центр петербургских старообрядцев белокриницкого согласия. Официально основано в 1835 г. "по прошению попечителей старообрядческого общества здешних купцов Сергея Громова и Никиты Дрябина" и примыкало с юга к ныне уничтоженному Митрофаньевскому кладбищу господствующей церкви. После закрытия Корол(вской моленной удалось получить разрешение на строительство на кладбище деревянной Успенской церкви вместимостью до 150 чел. В 1862-1867 гг. площадь кладбища была расширена и выстроено два деревянных дома для священников, певчих, богадельни, пекарни и гостиницы. Улица, ведущая от кладбища к Московским воротам, получила тогда же название Старообрядческой (ныне - Ташкентская ул.). В 1896-1899 гг. на средства, завещанные П.И.Чубыкиным, у Московских ворот строится здание Чубыкинской богадельни (ныне - Московский проспект, 108), где в ноябре 1905 г. был освящен приписанный к кладбищу храм Петра митрополита. Громовское кладбище являлось официальной резиденцией старообрядческих епископов петроградских и тверских. Здесь же помещалось благотворительное епархиальное братство, библиотека имени еп. Виталия, начальная школа и училище певчих. Епархиальные съезды с 1910-х гг. стали проходить в помещении Чубыкинской богадельни (отобрана у старообрядцев в 1922 г.). В 1912 г. община кладбища открыла свечной заводик. В тот же год начато сооружение каменного Покровского храма на 2000 чел. (арх. Н.Г.Мартьянов). 14 июля 1913 г., отслужив литургию, владыка Геронтий (Лакомкин) совершил молебен с водосвятием и окропил крест, тогда же поднятый на колокольню. 17 ноября, также в торжественной обстановке, были подняты колокола (строителем колокольни и жертвователем колоколов был Н.Я.Головин). В дек. 1914 г. еп. Геронтий освятил придел во имя апостола Иякова под колокольней, а 4 янв. 1915 г. был освящен главный престол храма. Деревянную Успенскую церковь стали использовать лишь для панихид. Обширный и очень красивый (часто воспроизводился на открытках) Покровский храм был взят на учет обществом "Старый Петербург", но в 1933 г. был по приказу властей закрыт и вскоре взорван. Успенская церковь была снесена в 1920-х гг. Община перебралась во вновь открытую деревянную Сретенскую церковь на Волковом кладбище (с 1801 по 1927 г. единоверческую, после чего закрытую), которую переосвятили как Покровскую. Вскоре и ее отобрали, а иконы с самим иконостасом покололи на дрова. В память об этом Покровском храме был освящен и престол бывшей Александро-Невской церкви военного Преображенского кладбища (ныне - кладбище им. 9 января, пр. Александровской фермы, 20), которую восстановили в 1985 г. христиане Русской Православной Старообрядческой Церкви.

      Захоронения на кладбище продолжались, по крайней мере, до 1939 г. Начиная с 1929 г., соседнее Митрофаньевское кладбище методично уничтожалось, хотя отдельные могилы еще сохранялись в 1950-х гг. посреди крупнейшей в послевоенном Ленинграде барахолки. Многие из надгробных памятников Громовского кладбища не сохранились. Пока существуют могилы Рахмановых, Кашиных, Головиных и др. Посещаемых и ухоженных могил практически нет, а судьба кладбища весьма проблематична. Сохранились фундаменты Покровского храма, два отделанных камнем канала (служивших для орошения) и большой прямоугольный пруд, на котором некогда совершалось водосвятие. Стоят и каменные трехарочные ворота, прежде служившие парадным входом на кладбище.

      Ранее в городском бытовом обиходе слово "громовский" (громовские старообрядцы, громовская богадельня и т.п.) означало примерно то же, что и "рогожский" для Москвы, т.е. принадлежность к белокриницкому согласию, а также масштабность и величие.

 

ГРОМОВЫ - Сергей Григорьевич (1770-1840), Федул Григорьевич (ок.1764-1848) - петербургские старообрядцы, купцы-лесоторговцы, миллионеры, выходцы из Гуслиц, обладавшие большими связями среди высших государственных чиновников. В 1831 г. по просьбе московского съезда российских поповцев Ф.Г.Громов в частном порядке обратился к шефу жандармов графу Бенкендорфу за советом: просить ли императора об отмене жестких мер, либо учреждать епископскую кафедру за границей. Бенкендорф однозначно высказался за второй путь. Официально главой петербургских поповцев числился Сергей Григорьевич, однако не меньшим влиянием обладал и его брат - меценат, коллекционер и владелец лучшей в городе оранжереи на Аптекарском острове. Из дома Федула Григорьевича отправился на Восток для поисков благочестивых епископов инок Павел Белокриницкий. Оба брата похоронены на названном в их память Громовском кладбище (могилы не сохранились). На надгробии Федула Григорьевича была эпитафия: "Не блеск образования и званий, а здоровый ум и дальновидность руководствовали его в обширных делах, при уповании на Бога! Он начал с ничего и неусыпно трудясь приобрел звания и состояние, и во всю жизнь наслаждался любовию всех окружающих, счастьем и постоянным здоровьем! Муж благодетельный, добрый гражданин и примерный семьянин!" Дети братьев Громовых отступили от старой веры. В их числе был известный благотворитель Илья Федулович (ум.1882). По воспоминаниям современников, фамильный склеп на Громовском кладбище был заброшен уже детьми Сергея и Федула Григорьевичей. Захоронения последующих поколений этой семьи находятся на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря.

 

ГУБИНСКИЙ СКИТ - основанная иноком Иосифом рядом с д. Губино (Орехово-Зуевский р-н Московской обл.) обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли.

 

ГУДИШСКАЯ ОБИТЕЛЬ - духовный центр беспоповцев в Литве с 1728 по 1755 г. После ее разорения бежавшие оттуда старообрядцы устроили новый монастырь в д. Дегутях. В Гудишках проходил федосеевский т. н. Польский собор 1752 гг., известный своими строгими правилами относительно новоженов.

 

ГУРИЙ (Григорий Спирин, ум. после 1937) - епископ нижегородский и костромской Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Священник по крайней мере с сент. 1910 г. Был протоиереем в Нижегородско-Костромской епархии по крайней мере с 1925 г. Избран в епископы на Нижегородско-Костромском епархиальном съезде, утвержден Освященным собором 1925 г. Хиротонисан в конце июня-июле 1925 г., участник Освященных соборов 1925, 1926 и 1927 гг. на Рогожском кладбище. Управлял епархией в 1925-1937 гг.

 

ГУСЛИЦКОЕ ПИСЬМО - характерный стиль оформления рукописной певческой книги, появившийся в 18 в. в подмосковных Гуслицах. Для местных нужд здесь книги писали еще в 17 в., но в нач. 18 в. книги гуслицкого письма стали появляться в продаже. К 1860-м гг. письмо певчих крюковых книг стало сосредоточиваться в некоторых гуслицких селениях: Беливо, Понарино, Мисцево, Петрушино, Запольцо и Завольной. В Беливе писанием книг занимались инок Илия, который всех превзошел в правильности напевов, Ларион Шитиков, Иван Иванович Шитиков, Карташев и Кабанов. В 80-х гг. здесь работали мастера Федор Григорьевич и Матвей Григорьевич Батулины, которым принадлежат лучшие по исполнению образцы. Известно, что жили они в большой бедности и рано скончались (ок. 1893 г.). Федор Батулин писал оригиналы для литографического шеститомного издания полного круга церковного пения, изданного А.И.Морозовым.

 

ГУСЛИЦЫ - старинное название местности, захватывающей несколько районов восточного Подмосковья (по дореволюционному административному делению - также с.-запад Рязанской и запад Владимирской губ.), которая протянулась вдоль течения р. Гуслицы до верховьев р. Нерской. Общая площадь - ок. 400 кв. км. Здесь расположены города Орехово-Зуево, Егорьевск, Куровская. Это местность традиционного расселения старообрядцев всех согласий, с преобладанием поповцев. Часто слово "гуслицкий" прямо означает - поповский. Гуслицким литьем именуется медное литье икон и крестов, имеющих соответствующие особенности стиля поповцев (в отличие от "поморского" или "выговского" литья беспоповцев). Гуслицким письмом называется стиль оформления рукописных книг, принятый в среде поповцев (в отличие от "поморского" письма беспоповцев).

      В настоящее время Гуслицы продолжают играть заметную роль в старообрядчестве. Здесь находится подавляющее большинство приходов Русской Православной Старообрядческой Церкви в Московской обл.

 

ГУСЛЯКОВ Феодор - иерей белокриницкой иерархии. Рукоположен в диаконы в 1900 г. в Одессе неокружническим еп. Кирилом. Благодаря начитанности, дару слова и бойкому перу занимал видное положение в стане неокружников. Автор множества воззваний о примирении старообрядцев. Принимал деятельное участие в примирительных совещаниях, проходивших как в Москве, так и на Юге России. В 1906 г. совместно со своим владыкой участвовал в мирном соборе на Рогожском кладбище, где с 1907 г. начал служить в качестве диакона. В 1912 г. архиеп. Иоанн рукоположил его во священники ко храмам Рогожского кладбища.

 

ГУЧКОВЫ - старообрядческий у своих истоков род купцов и предпринимателей: 1) Федор Алексеевич (1736-1856) - беспоповец федосеевского согласия, выходец из крепостных Малоярославецкого у. Калужской губ., попечитель Преображенского кладбища с 1836 по 1854 г. В 1854 г. был сослан под присмотр жандармов в Петрозаводск. Формальная причина ссылки - некие "противозаконные действия", в т.ч. "прием подкидышей, между коими якобы случались "православные"", ежегодная починка существующих зданий (ремонт ветшающих храмов старообрядцам был строго запрещен), погребение умерших, привозимых из дальних мест без ведома местного начальства, "немоление за царя". В действительности правительство, ссылая Гучкова и арестовывая старшего наставника Семена Кузьмина, пыталось прекратить деятельность Преображенского общества старообрядцев. Федор Гучков был не только известным религиозным деятелем, но и основателем крупной текстильной мануфактуры Гучковых в Москве (1789). Уже став богатым фабрикантом, Ф.Гучков удивлял посторонних людей своим видом: носил рубище и кучерскую шляпу, сам мел двор, жил в тесном и неудобном помещении. После московского пожара 1812 г. фабрика Гучковых в Преображенском была восстановлена в 1813 г. Погребен Федор Алексеевич на Преображенском кладбище. 2) Ефим Федорович (1805-1859) - фабрикант во втором колене, но занимался и ростовщичеством. Получил европейское образование. Один из трех основных попечителей Преображенского кладбища, член совета Московской коммерческой академии, мануфактур-советник, был награжден 14 орденами и др. знаками отличия. В дек. 1853 г. не без давления со стороны властей отступил в единоверие. Был представителем московских предпринимателей на международной выставке в Лондоне. Принимал у себя на фабрике царских министров. В 1857-1859 гг. избирался московским городским головой. Участвовал в организации Никольского единоверческого монастыря. Похоронен на Преображенском кладбище. 3) Иван Федорович (1809-1865) - так же, как и брат, член совета Московской коммерческой академии, имел звание мануфактур-советника. Занимался химическими исследованиями в лаборатории Московского университета. В отличие от отца, одевался по последней европейской моде и был не в чести у наставника федосеевской моленной, который обвинял его и его жену Марью Павловну в курении, езде в театры и на конские ристалища, в плясках на сборищах, соблазнительном покрое одежды, вкушении мясной пищи во время постов и в употреблении кофе. Марью Павловну также укоряли за езду на лошади "боком, с сигарой, в мужской шляпе и с сатанинским хвостом". Иван Федорович также в 1853 г. перешел в единоверие. Вскоре после перехода, в 1854 г., устроил на свои средства Крестовоздвиженскую церковь над вратами Никольского единоверческого монастыря (переделав ее из федосеевской моленной). Вскоре его "постигли тяжкие испытания. Пожар истребил фабрику и великолепный дом Ивана Федоровича, выстроенный им самим после раздела с братом... во время пожара сгорела его малолетняя дочь" ("Очерк торговой и общественной деятельности... И.Ф.Гучкова". СПб, 1867, с. 12-13). Его старшего сына звали Павел. 4) Третье поколение Гучковых - Иван (ум.1904), Николай (ум. 1884) и Федор, продолжая родовое дело, в 1861 г. открыли торговый дом "Ефима Гучкова сыновья". 5) Сын Ивана Ефимовича, Николай (1860-1935), в 1905-1912 гг. был городским головой Москвы, в 1920 г. эмигрировал. Его брат-близнец Федор (1860-1913) был крупным журналистом, фактическим руководителем газеты "Голос Москвы". Третьим братом был Константин. Александр (1862-1936) - младший сын Ивана Ефимовича, был известным политическим деятелем, одним из основателей партии октябристов, военным министром Временного правительства. 6) У Николая Ефимовича было трое детей - Николай, Василий и Вера. 7) Сын Федора Ефимовича был назван в честь отца Федором. 8) Вера Александровна Трайл-Гучкова (ок.1905-1986) - дочь Александра Ивановича, многолетний закордонный нелегальный агент НКВД-КГБ с 1930-х гг. В 1960-х гг. несколько раз приезжала в Москву в качестве переводчицы делегаций британских лейбористов.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"