CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Энциклопедия

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

 

 

 

С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
Опыт энциклопедического словаря.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

ФЕДОРОВ Дмитрий - старообрядец белокриницкого согласия, московского старообрядческого собрания (общины) поверенный, 2-й гильдии купец. Был лично известен имп. Павлу. В сент. 1800 г. подал императору прошение по следующему поводу. При учреждении митр. московским Платоном единоверия было заявлено, что московские старообрядцы пись менно просили митрополита присоединить их к единоверию, а вместе с ними "присоединить" и храмы Рогожского кладбища, которые надо заново освятить в единоверческие. Последовало положительное на это решение Синода. Федоров навел справки и убедился, что очень немногие старообрядцы подписали это прошение и что под документом имеются подписи служек самого митр. Платона, выдававших себя за старообрядцев. Федоров умолял имп. Павла остановить новое притеснение, ибо оно могло вызвать "многоразличное буревание между старообрядцами, во многотысячном народе душевныя смущения". Текста резолюции императора мы не знаем, но Рогожское кладбище было ограждено от проникновения единоверия вплоть до 1854 г.

 

ФЕДОСЕЕВ Евстратий - беспоповский наставник, писатель и полемист. В 1728 г. устроил в Литве близ местечка Козачины, в Гудишках, небольшую обитель. Активный участник переписки и собеседований, проходивших на Керженце между поповцами и беспоповцами. Одно из таких собеседований произошло 13 марта 1722 г. во Пскове, куда с Керженца прибыл священник Матфей Андреев.

 

ФЕДОСЕЕВСКОЕ СОГЛАСИЕ - одно из обществ беспоповцев, не приемлющих брака, зародившееся в Псковской и Новгородской губ. Основателем согласия был Феодосий Васильев, который в 90-х гг. 17 в. проповедовал среди старообрядцев, переселившихся в Польшу, куда он был послан решением собора новгородских беспоповцев 1699 г. Разделение в едином до того обществе беспоповцев произошло из-за несогласия Васильева и его сторонников с даниловцами по следующим пунктам.

      1) Последователи Феодосия одинаково с даниловцами браки новоженов не признавали и без расторжения брака не допускали не только к молитве, но и к совместной трапезе. Однако браки, заключенные до присоединения к федосеевскому согласию, считали законными (по 72 прав. 6 вселенского собора), требуя от староженов лишь обещания чистого жития, а чадородие наказывая епитимиею.

      2) Даниловцы почитали надпись I.Н.Ц.I. на Кресте Господнем нововведением Никона, а федосеевцы допускали поклонение такому Кресту (однако впоследствии они склонились к обычаю даниловцев).

      3) Даниловцы не считали необходимым торжищно брашно очищать особым чином, федосеевцы же отмаливали купленые продукты молитвой Исусовой с поклонами, согласно шестой статье своего польского собора: "Аще ли по нужде от иноверных доспетое на торгу покупает кто, и за то полагати поклонов 100".

      Отделение федосеевцев от даниловцев совершилось в 1706 г., когда Феодосий Васильев не сумел переубедить старцев выговского Данилова монастыря.

      Федосеевцы считают учение своего согласия точным продолжением учения первых старообрядцев. Родословие свое они производят от еп. Павла Коломенского, игумена Досифея, священноинока Феодосия, священноинока Илии (из Крестецкого яма из церкви святого Никиты еп. новгородского), скрывшегося от гонений в лесных пустынях. Его преемником был священноинок Варлаам, бывший сначала протопопом Троицкого собора во Пскове, а затем принявший иночество во Псково-Печерском монастыре и удалившийся оттуда в пустынь для сохранения старой веры (сожжен в Клину повелением патр. Иоакима в 1685 г.). Седьмым учителем федосеевцев стал простец Иван Дементиев, перекрещенный о. Варлаамом и получивший после этого имя Карп. Происходил из Великих Лук, мученически пострадал в Новгороде. После него "бысть предивный отец и учитель" Феодосий Васильев.

      Первоначально федосеевцы (в основном крестьяне и ремесленники) придерживались весьма строгих правил по отношению к браку, изложенных в пунктах польского собора 1752 г. Со временем, когда община разрослась за счет перешедших из других конфессий и в ней все большую роль стали играть состоятельные купцы, отношение к браку начало изменяться. Даже московский собор 1883 г., специально собранный для укрепления небрачия, не имел важных последствий.

      Во втор. пол. 18 в. федосеевцы были самым крупным беспоповским согласием. Они проживали в Москве, Петербурге, Новгороде, Риге, Польше, по всей Сибири. Кроме того, они обретались в Турции, по берегам Дуная, в Пруссии и "в прочих удобных местах по морю". В 1771 г. во время моровой язвы (чумы) перепуганные напастью власти разрешили московским федосеевцам устроить возле с. Преображенского часовню и кладбище (см. Преображенское кладбище). Комплекс зданий, обнесенных стеной, похожей на монастырскую, был выстроен попечением И.А.Кавылина. Москва становится центром федосеевского согласия. Отсюда письменные и устные вразумления и поучения расходятся по России и за границу. Много пишет преемник Кавылина, настоятель и учитель Сергей Симеонович, автор "Новой пандекты на нынешняя последняя самовластная лета", а также книг "противу новолюбцев, такожде и во отражение самобрачников". Уставы келейных служб, обычаи, различные толкования и история согласия - все это собрано в книгу, называемую Красный устав.

      К нач. 20 в. федосеевское согласие по-прежнему численно преобладало надо всеми разветвлениями беспоповства, кроме часовенного согласия. Федосеевцы жили в основном к западу от московского меридиана, их насчитывалось до 2,5 млн. чел. С 1920 по 1950 г. произошел стихийный переход большинства федосеевских общин к брачному состоянию. Большинство поморских общин С.-Западного региона России состоят из детей и внуков федосеевцев. Федосеевское крещение имеет и большинство членов нынешней Невской общины С.-Петербурга - города, в котором поморцев всегда было гораздо меньше, чем федосеевцев. Теперь все изменилось; последняя в Петербурге и его окрестностях федосеевская община имеет моленный дом в д. Лампово Гатчинского р-на.

      До 1994 г. федосеевцы допускали прием к себе брачных поморцев без перекрещивания, если те никогда не принимали скачковского чина бракосочетания (см. Г.И.Скачков, скачки). После 1994 г. никаких исключений для поморцев не существует, все они без различия принимаются после перекрещивания.

      С 1996 г. они сами издают церковный календарь (ранее издавали вместе с поморцами).

      В богослужении федосеевцы строго придерживаются наонного пения.

      Хотя в федосеевском согласии сегодня не существует какой-либо официальной структуры, объединяющей и руководящей жизнью всех общин (Духовный совет Преображенского кладбища прекратил деятельность в 1936 г. из-за ареста всех его членов), традиционно роль авторитетного духовного центра сохраняется за московской общиной, имеющей официальное название "Общество христиан-староверцев старопоморского безбрачного согласия". Одно из важнейших мест в согласии всегда принадлежало общине г. Серпухова Московской обл. В 1989 г. ее староста, опасаясь постоянных попыток грабежа, передала федосеевский Покровский храм (ул. Чехова, д. 83) на баланс местного музея, который обещал обеспечить охрану. С 1993 г. предпринимаются попытки вернуть храм общине.

      В настоящее время в согласии имеется около пяти наставников. С нач. 1990-х гг., со смертью последней инокини Руфины, у федосеевцев прекратилось иночество.

      В Москве также существует крайне малочисленная, неорганизованная группа федосеевцев, происходящая от не принявших после 1906 г. регистрации общины во властных органах (необщинники).

      Федосеевцы казанские (называются также калугуры, или кулугуры) - разорвавшая канонические связи с Преображенским кладбищем группа федосеевских общин, ориентирующаяся на казанскую общину (ныне возглавляемую наставником Александром Евгеньевичем Хрычевым). Казанские федосеевцы отказались молиться вместе с московскими с 1907 г., как только Преображенская община начала допускать новоженов на общее моление, а с 1923 г. - и на исповедь. К этому добавились и различия в богослужебных уставах. На юго-востоке Нижегородской обл. есть села, где часть староверов принадлежит к "московским федосеевцам", а часть - к "казанским", и молитвенного общения между собою они не имеют. Сами эти наименования достаточно условны, так как на "казанскую" сторону склонялись и закрытый властями в 1922 г. федосеевский женский монастырь в Москве на Покровской ул. (ныне Бакунинская ул., несохранившийся дом 55), и Войновский монастырь в Польше. В настоящее время богослужения федосеевцев в Казани проходят в частном доме.

      Федосеевцы рижские 1) - устаревшее название нынешних старообрядцев поморского согласия в Латвии, потомков федосеевцев, которые во втор. пол. 19 в. приняли брак. Входят в ДПЦ. 2) - Сохранившиеся в Латвии в незначительном числе фундаменталистски настроенные федосеевцы, не поддерживающие канонических связей ни с общиной Преображенского кладбища, ни даже с федосеевцами казанскими. Крупнейшая из таких общин находится в с. Римши (Латвия). Поморцев они принимают к себе только через перекрещивание.

 

ФЕЛИЦАТА (Фекла Евдокимовна Толстикова; ум. после 1911) - инокиня, настоятельница женского иноческого общежительства белокриницкого согласия, находившегося за северной окраиной Хвалынска, в саду ее племянницы А.К.Михайловой (см. также Черемшанские монастыри).

 

ФЕОГЕН (ум. 18 марта 1939) - епископ измаильский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Поставлен митр. Макарием 27 окт. 1919 г. Пытался создать свою раздорническую общину, что ему не удалось, так как никто из народа за ним не пошел. Умер внезапно, в помрачении ума с утратой дара речи.

 

ФЕОДОР (Фома Селиверстович Шашин; 1881 (по данным ЦА ФСБ, 1873) - 1937) - епископ вольский Древлеправославной церкви. Уроженец Саратовской обл. Хиротонисан в епископы архиеп. Стефаном и еп. Филаретом в 1934 г., два года управлял Вольской епархией. Арестован 7 июля 1937 г. Тройкой УНКВД Саратовской обл. 2 сент. 1937 г. приговорен к расстрелу. Следственное дело (архивный ( 6427) хранится в Управлении ФСБ по Саратовской обл.

 

ФЕОДОР (Иванов; ум. 14 апр. 1682) - диакон Благовещенского собора в Кремле, святой священномученик, соузник святого священномученика Аввакума в пустозерском заточении. Был арестован в дек. 1665 г. после того, как подал царскому духовнику, настоятелю того же собора протопопу Лукиану Кириллову, челобитную "об Аввакуме, о свободе". Он смело защищал старую веру на соборе 1666 г. и был расстрижен в один день с Аввакумом. Однако в минуту слабости, сидя в темнице Николо-Угрешского монастыря, о.Феодор написал властям покаянное письмо. Одумавшись, он пытался бежать, но был схвачен. Диакон Феодор был приговорен собором к урезанию языка и ссылке в Пустозерск. Через 15 лет сидения в земляной тюрьме сожжен в срубе вместе с соузниками.

 

ФЕОДОР И ЛУКА (2-я пол. 17 в.) - святые мученики и исповедники, в Мезени при царе Федоре Алексеевиче пострадавшие за древлее правоверие. Феодор был родом из Мезени, по свидетельству хорошо знавшего его протопопа Аввакума, вел подвижнический образ жизни, поражая этим даже самого протопопа. Им же Феодор и был просвещен относительно никоновых новшеств, после чего он стал духовным сыном Аввакума. Лука был родом москвич, рано остался сиротой. Феодора и Луку схватили в Мезени, повесили "на виселице", т.е. дыбе, и истязали, призывая отречься от православия. Под конец им пронзили бока и спустили с дыбы. Мученики зажали руками раны, чтобы не вывалились внутренности, и сами поспешили на кладбище, где вскоре скончались и были похоронены. На месте их погребения была выстроена часовня, во время перестройки которой были открыты нетленные тела мучеников. Интересно, что еще в нач. 20 в. причт синодального мезенского храма ходил к часовне с крестным ходом и служил там молебны. Память их 18 июня.

 

ФЕОДОРА (боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова; 21 мая 1632 - 2 ноября 1675) - святая преподобномученица, пострадавшая за правоверие. Родилась в Москве, в семье окольничего П.В.Соковнина, родственника первой жены царя Алексея Михайловича. В 1649 г. выдана замуж за боярина Г.И.Морозова, брата царского воспитателя Б.И.Морозова. После смерти мужа в 1662 г. ей осталось одно из самых крупных состояний того времени. Духовная дочь протопопа Аввакума, она предоставила ему кров, когда он вернулся из ссылки, после переписывалась с ним. Никоновских нововведений она не приняла, тайно держась православия. После ссылки протопопа Аввакума открыто выступила на защиту старой веры. По поручению царя боярыню тщетно уговаривали архимандрит Чудова монастыря Иоаким (будущий патриарх) и ключарь Петр. В 1665 г. у нее отобрали половину ее вотчин, но физически расправиться с такой близкой к царской семье, родовитой боярыней пока опасались. Ок. 1670 г. она приняла иночество (тайное пострижение совершил игумен Досифей) и уже не могла участвовать в придворных церемониях. 22 янв. 1671 г. демонстративно отказалась присутствовать на свадьбе царя с Н.К.Нарышкиной, чем нанесла глубокое оскорбление царской фамилии. В ночь на 16 ноября 1671 г. боярыню и ее сестру - княгиню Евдокию Урусову взяли под стражу. 18 ноября сестер допрашивали в Чудовом монастыре "духовные власти". Обе сестры отказались причаститься даров, освященных по служебникам новой печати, назвав властей предержащих еретиками, после чего сестер отправили в заточение. Вскоре умер сын инокини Феодоры - Иван, и все ее имущество было распродано, вотчины розданы другим боярам, а братья боярыни высланы из Москвы. Зимой 1673 г. Феодору, Евдокию Урусову и их соузницу Марию Данилову подвергли жестоким пыткам. Несмотря на заступничество царевны Ирины Михайловны, царь приказал отправить трех узниц в Боровск (ныне Калужская обл.) в заточение. В янв. 1675 г. заключенных тайно навестили близкие Феодоре люди, среди которых находился и автор ее жизнеописания. Это посещение стало известным и вызвало расследование, в результате которого у узниц отобрали книги, иконы, одежду и пищу.

      В конце июня 1675 г. были сожжены 14 боровских узников, в т.ч. бывший слуга Феодоры Иван и ее соузница инокиня Иустина. Феодору и Евдокию перевели в новоустроенную глубокую земляную тюрьму, а охране под страхом смерти запретили давать им пищу и питье. Святая Феодора умерла от голода в ночь с 1 на 2 ноября.

      Сентября 11 дня Святая Церковь совершает память святых мучениц и исповедниц: боярыни Феодосии, во иночестве Феодоры, и сестры ея княгини Евдокии, Иустины и Марии, во граде Боровске пострадавших за правоверие.

      На месте страдания и смерти боярыни Морозовой и ее соузниц в нач. 20 в. был установлен памятник, при советской власти разрушенный.

 

ФЕОДОСИЙ (ум.1892) - епископ боровский и калужский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Рукоположен 16 янв. 1880 г. Поселился в Архангельском старообрядческом мужском монастыре в дельте Дуная, принял схиму 12 июня 1886 г.

 

ФЕОДОСИЙ (ум. не ранее 1909) - епископ томский, иркутский и всея Сибири Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Будучи архимандритом, игуменом Томской обители, избран в епископы Освященным собором в авг. 1899 г. по просьбе прихожан епархии. Рукоположен 23 сент. 1899 г. еп. Анастасием и Антонием. Избран на вдовствующую сибирскую епархию в 1904 г. на Освященном соборе в Гомеле. Принял схиму 26 апр. 1905 г. Жил на покое в Уральске.

 

ФЕОДОСИЙ (малый; ум. не ранее 1925) - епископ терский и кавказский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Будучи священноиноком, по просьбе еп. Силуяна кавказского, постановлением Освященного собора  от 4 авг. 1898 г. избран сельским епископом в станицу Прочноокопскую. Рукоположен 7 авг. 1898 г. еп. Арсением уральским и др. в Н. Новгороде. После ухода на покой еп. Силуяна, 27 июля 1902 г. постановлением Освященного собора получил в управление его епархию. По данным о. Евг. Бобкова, управлял кавказской епархией с 28 июля 1902 г. по 1928 г., когда пожелал уйти на покой.

 

ФЕОДОСИЙ (Ворыпин?) - священноинок, постриженник Рыльского монастыря (в г. Рыльске, ныне Курской обл.), в результате введения новопереводных книг и новоизмышленных обрядов бежал из монастыря на Донец, но был пойман и судим: лишен сана и заточен в Кирило-Белозерском монастыре. Оттуда через семь лет бежал на Выг, а затем в Керженские леса, где поселился в скиту Смольяны - средоточии всего нижегородского старообрядчества. Здесь ок. 1690 г. он взял преемство от о. Дионисия Шуйского, духовного и административного руководителя старообрядцев, в ту пору умершего в скиту. В Смольянах собирались старообрядческие соборы, на которых председательствовал о.Феодосий.

      В 1694 г. Смольянский скит был разорен дотла, но о. Феодосию удалось бежать. В скиту погиб большой запас Святых Даров, которыми причащались старообрядцы, не имевшие в то время возможности служить литургию из-за отсутствия антимисов дореформенного освящения. В 1695 г. о.Феодосию удалось возобновить запас. В Калуге им была обнаружена церковь во имя Покрова Богородицы, в которой уже много лет не совершались службы из-за ветхости здания. Но церковь при этом не была нарушена: в ней были и престол, и антимис, освященные еще при патр. Иосифе, а также иконостас времен Ивана Грозного. Феодосий, почти полвека не служивший обедни, нашел возможность в ночь на Великий Четверток 1695 г. совершить в этой церкви литургию и освятить достаточное количество запасных Даров.

      В том же году Феодосий бежал за литовскую границу и поселился на Ветке, где по его благословению была построена новая церковь во имя Покрова Богородицы. В то время сама Ветка и, конечно, настоятель ее церкви приобрели в старообрядчестве, приемлющем бегствующее священство, главенствующее значение. В отсутствие архиерея о.Феодосий фактически был главой старообрядческой Церкви.

 

ФЕОДОСИЙ (Федор Дмитриевич Сапожников; 3 ноября 1824 - 11 июля 1912) - приемлющий белокриницкую иерархию инок красноборского монастыря во имя Иоанна Предотечи, что в Полосе возле пос. Клинцы Черниговской губ. Родом из мещан пос. Святска Черниговской губ. С 1860 по 1903 г. прослужил уставщиком в храме г. Новозыбкова, из них 35 лет при о.Евфимии (отец Ф.Е.Мельникова). Его могила находилась рядом с могилой И.Г.Кабанова.

 

ФЕОДОСИЙ ВАСИЛЬЕВ - см. Васильев.

 

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (Елеазар; 1681 - 8 сент. 1736) - церковный и государственный деятель, архиепископ новгородский. Родился в Киеве, в семье купца, принадлежащего к господствующей церкви. Постригся в монахи в униатском монастыре с наречением имени Елисей. Учился в Киеве, Владимире Волынском, после пострижения - в Риме, откуда бежал и в 1702 г. был присоединен к господствующей церкви. Снова постригся в монахи в 1705 г. с именем Феофан, которое взял в честь своего дяди. Преподавал риторику, философию, затем "высшее богословие" в Киевской академии. В 1706 г., прочтя торжественное слово по случаю Полтавской победы, был замечен Петром I, который через несколько лет вспомнил о нем. Феофан был назначен ректором академии, стал насаждать в ней протестантское богословие. После жалоб преподавателей Петр I потребовал Феофана к себе. С этого момента он верный соратник императора; по его указанию посвящен в епископы, в 1718 г. - в архиепископы с номинальным наречением псковским, но с проживанием в Петербурге; вскоре он стал вице-президентом Синода. Когда Петр неожиданно посетил ночное пиршество в доме Феофана, тот встретил его, по выражению А.В.Карташева, "богословской шуткой": "Се жених грядет в полунощи".

      И после смерти Петра вокруг Феофана рождалось большое число интриг, но он, будучи хитрым и жестоким политиком, сумел завоевать расположение правителей, пользовался большим почетом у имп. Анны Иоанновны. По словам Н.И.Костомарова, Феофан "стал... ужасным тираном, не разбиравшим никаких средств... стал безжалостным мучителем, который тешился страданиями своих жертв даже и тогда, когда они переставали быть для него опасными".

      Похоронен в Софийском соборе Новгорода.

      Феофан был главным идеологом синодальной реформы и автором важнейших для нее сочинений - знаменитого "Духовного регламента" и трактата "Правда воли монаршей". В соответствии с этими сочинениями уничтожались последние остатки принципа соборности в управлении господствующей церковью. В основу церковной реформы был заложен заимствованный у протестантов принцип: "чья земля - того и вера", т.е. светский феодал одновременно является главой христианской церкви на своих землях. Было создано гражданское ведомство по делам религий, при котором заседали вызываемые по очереди для присутствия в Синоде архиереи (фактически с совещательным правом голоса, а реальное руководство Синодом осуществлял гражданский чиновник - обер-прокурор, назначаемый официальным "главою церкви" - императором).

      Чтобы придать этим, в сущности, чудовищным каноническим извращениям видимость законности, был избран проверенный способ: дипломатическое давление на восточных патриархов. Тем самым по оценке текста, исходящего из среды беспоповцев-странников, Петр с подачи Феофана в 1721 г. "приял на себя титлу патриаршескую. И ста главой церкви российския, восхитив на себя не точию царскую власть, но и святительскую и Божию, бысть самовластный пастырь, едина безглавная глава надо всеми, противник Христов, антихрист". Распоряжениями Синода господствующей церкви проводились также и другие еретические нововведения: насаждение обливательного крещения и прием в православие императорских невест (протестанток) без требуемого перекрещивания (что ставило под сомнение законность царствования последующих поколений Романовых, так как их матери фактически оставались вовсе некрещенными). Новообрядческий еп. Никодим (Казанцев; ум. в 1874 г.) писал в тайных записках (опубликованы после 1905 г.): "По одиночному своему усмотрению Петр избрал для сочинения устава Синоду архиерея Феофана Прокоповича, которому не следовало и быть архиереем. Он отрекался от православия, был католиком, потом лютеранином и снова возвратился в православие. Такому ли, шатающемуся верою, быть сочинителем устава православному правительствующему Синоду?..".

      Принадлежащий Феофану трактат "Истинное оправдание правоверных христиан, крещением поливательным во Христа крещаемых...", изданный в 1724 г. с благословения Синода, в 1913 г. воспроизведен в издании Братства Честнаго и Животворящаго Креста (типография П.П.Рябушинского) под заглавием "Оправдание поливательного крещения. Сочинение Феофана Прокоповича". Публикаторы, в частности, отметили, что в этом трактате слова "Церковь", "Божественное писание" в оригинале написаны с маленькой буквы, а слово "Синод" и "свинья" - с большой...

      Перу Прокоповича принадлежат и несколько сочинений против старообрядчества: "Увещание" от имени Синода к старообрядцам явиться для бесед о вере, "Объявление с увещанием о продерзателях, дерзающих на мучение" (СПб., 1724), "Христовы проповеди о блаженствах толкование" (СПб., 1724), "Наставление миссионеру Неофиту" (1722), "О записных и незаписных раскольниках" (СПб., 1722), "Увещания невеждам" (СПб., 1725). Сочинение "Показание великого антихриста" (1735-1736) осталось незаконченным. Было задумано против беспоповских утверждений, что антихрист - это Петр I или Бирон; Прокопович намеревался указать на антихриста в лице папы римского.

 

ФЕОФИЛАКТ - архимандрит Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). На Освященном соборе 1901 г. был представителем еп. Феодосия томского и иркутского.

 

ФИЛАРЕТ - епископ казанский и вятский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Рукоположен на Рогожском кладбище 9 марта 1914 г. архиеп. Иоанном в сослужении с епископами Александром рязанским и Павлом калужским. Управлял епархией до 1930-х гг. В 1926 г. ему поручена во временное управление Самарско-Уфимская епархия.

 

ФИЛАРЕТ (ум. не ранее 1926) - неокружнический (см. неокружники) епископ московский белокриницкой иерархии; один из последних иерархов неокружников.

 

ФИЛАРЕТ (Феодул Евграфович Харламов; 1892-1942) - епископ свердловский Древлеправославной церкви. Родился в д. Караваево Городецкого р-на Нижегородской обл. Хиротонисан в епископы архиеп. Стефаном и еп. Пансофием в янв. 1930 г. Семь лет возглавлял Свердловскую кафедру. Арестован в 1937 г., умер в Томской обл. Следственное дело (архивный №19578) хранится в Управлении ФСБ по Екатеринбургской обл.

 

ФИЛИПП (Гумилевский; 1877-1936) - епископ господствующей церкви, с 1923 по 1925 г. - архиерей Древлеправославной церкви, после чего "раскаялся" и вернулся в РПЦ.

 

ФИЛИПП (Фотий Васильев; 1674 - 14 окт. 1742) - основатель филипповского согласия, бывший стрелец, по словам Павла Любопытного, "ревнуя благочестию, оставил царскую службу и водворился в Выгореции; поправши там мир, носил в ней долговременно крест Христов"; "муж был благочестивый, строгой жизни и твердый буквалист".

      Первоначально подвизался в Даниловом монастыре на Выге, но в нач. 1740-х гг. отделился от даниловцев, не согласившись с возобновлением моления за царя, на что под давлением правительства они вынужденно пошли. Старец Филипп затворился в своем скиту и положил более не иметь с отступниками общения в молении и еде. В 1743 г. дознавшись о его поступке, члены правительственной комиссии Самарина собрались допросить Филиппа о его взглядах и учении. Предупрежденный накануне появления комиссии, Филипп заперся в моленном доме с братией и, как только незванные гости приблизились, зажег строение: "тот собрався со своими последователями, числом семьдесят человек, обоего полу прописными, и запершися, згоре совсем".

 

ФИЛИПОВ Иван (или Иван Филиппович; 1661 - 3 дек. 1744) - третий по счету киновиарх Выговского общежительства, выдающийся писатель и историк старообрядчества. Родился в семье государственного крестьянина Шуйского погоста Олонецкого у. Первые 30 лет жизни принадлежал к господствующей церкви. Под влиянием Петра Прокофьева пришел в Выговское общежительство в 1714 г. и прожил там 40 лет, сначала выполняя обязанности поверенного (стряпчего) по делам поморских староверцев, а после смерти Симеона Денисова был избран его преемником. Возглавлял общежительство в 1741-1744 гг. Филипов оставил множество ценнейших свидетельств о жизни подвижников веры. Среди его сочинений особо выделяются "История о зачале Выговской пустыни", "Хронология о важных происшествиях, случившихся в Выговской киновии", "Описание жития выговского киновиарха Андрея Дионисьевича". Сочинения Филипова изданы по его рукописям Д.Е.Кожанчиковым (СПб., 1862).

 

ФИЛИППОВСКОЕ СОГЛАСИЕ - в прошлом весьма многочисленное общество беспоповцев, не приемлющих брака, последователей инока Филиппа. Он сначала подвизался в Даниловом монастыре на Выге, но в нач. 1740-х гг. отделился от даниловцев, не согласившись с возобновлением моления за царя, на что под давлением правительства они вынужденно пошли.

      По имени инока Филиппа его последователи стали называться филипповцами, а по обычаям - старопоморцами, т.е. последователями поморцев, бывших до возобновления моления за царя. Филипповцы строго содержат устав и обычаи первых поморцев: кроме немоления за царя, они отвергают крест с надписанием пилатова титла, считая, что до раскола этого надписания русская Церковь не принимала, последуют учению о безбрачии, не допуская новоженства и пр. Богослужения у них проходят, как и положено по суточному кругу, в ночное время. Отличия филипповцев от ближайших к ним по воззрениям старообрядцев федосеевского согласия невелики: они более последовательно соблюдают небрачие, отказываясь от совместного моления со староженами, не поклоняются богородичной иконе "Скорбящим радосте", якобы явленной после патр. Никона (остальные старообрядцы принимают эту икону), в них более заметна бескомпромиссная ревность, что нашло крайнее выражение в большом количестве самосожжений. Собор филипповцев, созванный по причине упадка церковной жизни и отступления от канонов церкви, проходил в Москве 15 янв. 1912 г. На нем было постановлено: староженов и новоженов на покаяние не принимать, а живущих с женами отлучать от церкви. От федосеевцев на исповедь не принимать, если кто ест мясо или пьет чай - отлучать. Канонические нормы этого согласия изложены в их книгах "Стостатейник" и "Христианское житие". Новые члены принимались от федосеевцев через шестинедельный пост, от брачных поморцев - через двенадцатинедельный, от прочих - перекрещивали.

      Как и остальные беспоповские общества, филипповское согласие подверглось разделению на толки. Сначала отпали филипповцы орловские, а затем филипповцы разделились на нечадородных и чадородных. Во Владимирской губ. явился еще один немногочисленный толк филипповцев, не молящихся с приглашенными. До нач. 20 в. филипповцы имели массовое проживание в Москве, Петербурге, Угличе, Кимрах, Одессе, однако по Волге ниже Н. Новгорода филипповских нигде не обреталось.

      Сегодня в Москве официально не зарегистрировано никакой филипповской общины, хотя ранее им принадлежал т. н. Братский двор - центр, по значимости сравнимый с Рогожским и Преображенским кладбищами. После того как Братский двор был разорен, московские филипповцы некоторое время собирались на Рогожском кладбище, пока не получили в 1940 г. бывшую федосеевскую Никольскую часовню на Преображенском кладбище (закрыта в 1990 г. по причине физического вымирания общины). Резкое сокращение численности согласия произошло во время коллективизации в 30-х гг. Ныне в Центральной России уже не осталось филипповских общин, отдельные престарелые филипповки недавно жили в Кимрах и в некоторых селениях Архангельской обл. По устным свидетельствам, филипповские общины существуют в Сибири. Одна община, не имеющая общения с собратьями в России, находится в Румынии.

      Филипповцы, не молящиеся с приглашенными - малочисленный толк филипповского согласия, сходный с т. н. евфимиевцами. По всеобдержному обычаю филипповцев и федосеевцев на общую молитву допускаются те, которые несут пост, готовясь к перекрещиванию (хотя к общей трапезе таковых не допускают). Против этого уклада восстала часть беспоповцев, проживавших во Владимирской губ. Они не стали молиться с готовящимися к перекрещиванию и отделились от прочих филипповцев. Этот толк быстро оскудел и прекратился.

      Филипповцы нечадородные и чадородные. Общее правило филипповского согласия относительно староженов разрешает принимать их на общее моление с обещанием чистого жития и без запрещения проживать в одном доме. Но если у таких староженов-супругов родится ребенок, то повелевалось разлучать их по разным домам и наказывать епитимией. Затем московские филипповцы переняли федосеевский обычай наказывать за чадородие епитимией - постом и поклонами, а после принимать в общение, не требуя разлучения супругов. Против этого послабления возревновали наставники из г. Кимры Тверской губ., требуя от москвичей обязательного разъезда супругов на жительство в отдельные дома. Таким образом произошло новое разделение филипповцев: кимрчане прозвали московских "чадородными", а московские их "нечадородными". Некоторое число чадородных филипповцев проживает ныне в Кировской обл. Нечадородные еще недавно сохранялись в Кимрах.

      Филипповцы орловские - малочисленный толк, первоначально возник в Орле, а затем появился в Одессе. Орловские филипповцы отделились от прочих за то, что те стали допускать послабления относительно традиционного покроя одежды: молодежь стала носить головные уборы модного фасона, смазные сапоги, большие воротники у тулупов и т.п. Однако орловские филипповцы не долго смогли поддерживать строгость по отношению к покрою одежды и через некоторое время вновь растворились в массе своих одноверцев.

 

ФИРСОВ Герасим (ум.1667) - инок Соловецкого монастыря, один из первых старообрядческих писателей. Его "Слово о Кресте" являет собою первый опыт литературной защиты двуперстного сложения против возводимой на него клеветы. Способ защиты двуперстия, предложенный о. Герасимом, использовался многими старообрядческими писателями. Герасим Фирсов был вызван в Москву на собор 1667 г., на котором покаялся, затем был отправлен в Волоколамский монастырь, где вскоре умер.

 

ФИТА - мелодическая формула мелизматического типа, применявшаяся в византийском и русском знаменном пении. Фиты при записи обозначались как сокращенно (буквой "фита"), так и выписывались полностью, с помощью ряда простых крюков. Такая запись получила название "развод". Мелодическое содержание фиты составляют, как правило, развитые напевы разной продолжительности, например, 17 звуков в фите "подводной", 67 - в фите "утешительной", которые распеваются на 2-3 слога текста. Фиты используются только в начале и середине песнопений. Названия фит, их начертания и разводы содержатся в певческих азбуках и рукописных фитниках.

 

ФИТА - псевдоним Ф.Е.Мельникова.

 

ФЛАВИАН (Феофилакт Феофилактович Слесарев; 1 марта 1879 - 25 дек. 1960) - архиепископ московский и всея Руси Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Родом из крестьян с. Городище Области Войска Донского (Ворошиловский р-н Ворошиловградской обл.). 22 сент. 1905 г. рукоположен в сан диакона к Успенскому храму с. Городище, 12 февр. 1910 г. рукоположен в сан священника к тому же храму. Оба рукоположения совершил архиеп. Иоанн. Участвовал в съездах Донецко-Донской епархии, Освященных соборах в Москве. Был избран благочинным 5 епархиального округа. В 1937 г. возведен в сан протоиерея еп. Викентием. 27 мая 1947 г. был избран кандидатом в епископы на вновь образованную Донецко-Донскую и Кавказскую епархию. 17 марта 1948 г. о. Феофилакт принял иночество. 22 марта он был хиротонисан во епископы на ростовскую кафедру архиеп. Иринархом в сослужении с еп. Геронтием ярославско-костромским. 12 июня 1951 г., после смерти еп. Геронтия, избран заместителем архиепископа. 12 марта 1952 г., после кончины архиеп. Иринарха, собором епископов, духовенства и мирян еп. Флавиан был избран на московский первосвятительский престол. Интронизацию архиеп. Флавиана совершил еп. Иосиф 16 марта 1952 г.

 

ФЛАВИАН (Федор Разуваев; ум. ок.1933) - епископ новозыбковский и гомельский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); хиротонисан архиеп. московским и всея России Иоанном, еп. нижегородским Иннокентием и еп. киевским Ермогеном 29 июня 1912 г. в Клинцах Черниговской губ. Родом из небогатой семьи клинцовских мещан (по др. данным, из мещан г. Новозыбкова), его отец занимался "колесным" ремеслом. С ранних лет Федор пошел по духовному пути. Он упросил отца разрешить ему поселиться в красноборском монастыре во имя Иоанна Предотечи (см. Полоса). Здесь он жил, пока еп. Селивестр, на которого произвел впечатление благочестивый послушник, не рукоположил его в иереи в посад Клинцы. Здесь он прослужил более 20 лет, был поставлен протопопом.

      Был бездетен, воспитывал приемных детей. Овдовев, много имущества жертвовал церквам: 2200 р. - клинцовской Преображенской общине, 3700 р. - в Преображенско-Никольский монастырь на постройку храма, а в Красноборском Предотеченском монастыре на свои средства в 1908 г. выстроил церковь во имя Казанской иконы Богородицы. 26 авг. 1915 г. ему была поручена во временное управление Киевская епархия.

      Участвовал в Освященных соборах 1926 и 1927 гг. на Рогожском кладбище.

 

ФЛАВИАН (Феодор Иванович Вдовин; 1930-1995) - епископ московский Древлеправославной церкви. Хиротонисан в епископы 18 сент. 1983 г. Исполнял обязанности помощника архиепископа.

 

ФОРТОВ Иван Аверьянович (1842 - 24 дек. 1907) - старообрядец белокриницкого согласия, из мещан (по др. данным - из крестьян-собственников). Родился в Гуслицах, в с. Слободищи, крещен на Рогожском кладбище. 24 сент. 1864 г. поступил на Боровско-Глуховскую мануфактуру Морозова, где работал конторщиком. С 1878 г. взял на себя управление мужским церковным хором А.И.Морозова. Организовал также женский хор. Менее чем за месяц до смерти передал руководство хором П.В.Цветкову. Составил капитальный сборник в шести частях "Круг церковного древнего знаменного пения" (СПб., 1884), известный как "морозовский" (по имени издателя книг и содержателя хора А.И.Морозова).

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"