CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Энциклопедия

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

 

 

 

С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
Опыт энциклопедического словаря.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

ДАЛЕНКИН Исидор - старообрядец белокриницкого согласия, "житель Черниговской губернии, посада Свяцкой". Автор гектографированного сочинения "Ответы старообрядца И.Г.Даленкина на вопросы местных единоверцев" (датировано "Месяца сентября 10 дня 1895 года").

 

"ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ СТАРООБРЯДЕЦ" - журнал, издававшийся для старообрядцев с февр. 1922 г. во Владивостоке Особым отделом управления военно-морского ведомства Приамурского Временного правительства. В ГПИБ имеются №1-2 за 1922 г.

 

ДАНИИЛ (ум. 1912) - неокружнический (см. неокружники) епископ белокриницкой иерархии. Рукоположен 24 авг. 1897 г. еп. московским Иовом. В дальнейшем вступил в спор с Иовом о принятии общин (см. необщинники) и предал проклятию еп. Иова и его единомышленников, принимавших общины. Разорвав отношения с Иовом, еп. Даниил присвоил себе наименование наместника московского престола. Резиденция его находилась в д. Давыдово Богородского у. Московской губ. Умер еп. Даниил в д. Ляховой того же уезда, куда был приглашен на торжество пренесения чудотворной Казанской иконы Царицы Небесной из с. Губино. Смерть настигла его во время богослужения. Похоронен в д. Давыдово.

 

ДАНИИЛ (Димитрий) - епископ городецкий Древлеправославной церкви. Родился в д. Андроновой (ныне Городецкого р-на Нижегородской обл.). Хиротонисан в 1937 г. и вскоре умер.

 

ДАНИИЛ - (Димитрий Александров) - единоверческий епископ ирийский (Ири, штат Пенсильвания, США), рукоположен митрополитом-новообрядцем Виталием в 1988 г. для присоединившихся к новообрядческой церкви беспоповцев во главе с Пимином Саймоном.

 

ДАНИИЛ - костромской протопоп, исповедник. За отказ принять никоновские реформы был расстрижен и сослан в Астрахань в 1653 г. По свидетельству протопопа Аввакума, Никон "Даниила... муча много, и в Астрахани в земляной тюрьме заморил, такоже стриг, как и мене, в церкви, посреде народа". Память его 3 сент.

 

ДАНИЛОВЦЫ - первые по времени беспоповцы, именуемые также старопоморцами. Название даниловцев происходит от наименования Данилова монастыря на р. Выг, где жили главные учителя беспоповцев - Даниил Викулин, братья Андрей и Симеон Денисовы. Ранние насельники Данилова монастыря строже, чем все последующие небрачные согласия (филипповцы и федосеевцы также называют себя старопоморцами), судили о браке, полностью отрицая его за отсутствием православной иерархии и требуя безбрачия ото всех своих членов. Кроме того, они придерживались следующих правил: нужно быть готовым к самосожжению; молиться за царя не должно; поклоняться можно лишь кресту с надписью "Царь Славы Iс(съ Христосъ Сынъ Божiй", а с титлом "I.Н.Ц.I. " - креста не принимать; иноков и после перекрещивания должно признавать иноками; купленное на торжище брашно (см. торжищно брашно) не следует почитать оскверненным. В дальнейшем, еще при жизни Семена Денисова, стали дозволять послабления в вопросе о браке (что было началом снисходительного отношения к брачному сожитию); насилие правительственных чиновников (комиссия Самарина) заставило изменить отношение к молитве за царя. В итоге ревизии первоначального учения согласие даниловцев распалось на филипповское и поморское согласия, тропарщиков  и полубрачных даниловцев.

      Полубрачные даниловцы - первые беспоповцы-поморцы, которые стали полулегально заводить семьи, проживая в скитах вокруг Выговского общежительства. При жизни киновиарха Андрея Денисова выговские отцы еще строже, чем Феодосий Васильев, судили о браке, требуя от всех безбрачия. Однако уже в конце жизни и начальствования его брата Симеона Денисова братия Данилова монастыря стала оказывать снисхождение к поженившимся без священника. Им стали дозволять присутствовать на общей молитве.   Такое либеральное отношение объясняли тем, что к этому понуждают слабых людей обстоятельства. Кроме того, сами монастырские старцы всем дают совет и показывают пример безбрачного жития, а если кто вступает в супружество без венчания, то это их произвольная вина. Эта мысль выражена  в  279   ответе  книги "Щит веры",  сочинении  братии Данилова монастыря  (М., 1913). Полубрачники имели распространение в Архангельской, Олонецкой губ., Ярославле и по Заволжью. Впоследствии полубрачные даниловцы так же, как и все поморское согласие, превратились полностью в брачных. Дольше же всего, вплоть до посл. четв. 19 в., полубрачное даниловское согласие сохранялось в Петербурге среди беспоповцев, принадлежавших к Моховой моленной.

 

ДВЕНАДЦАТЬ СТАТЕЙ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ - законоуложение о приверженцах старой веры, состоявшее из 12 пунктов, рекомендованных патр. Иоакимом, изданное правительством царевны Софьи в 1685 г. Этот закон повелевал "хулителей" церковных реформ сжигать; тех же, кто проповедует самосожжение, казнить мечом, прочих старообрядцев следовало бить кнутом и, лишив имущества, ссылать в монастыри под строгий начал; укрывателей старообрядцев присуждали к биению батогами, кнутом, конфискации имущества и ссылке в монастырь. Эти меры помогли правительству изгнать старообрядцев из Москвы и других больших городов. Огромные массы людей бросились спасаться в леса на Керженец, в Поморье, на Дон, в Стародубье и в Польшу.

 

ДВОЕДАН - т.е. платящий двойную дань; преимущественно уральское и восточносибирское название старообрядцев, обложенных двойным окладом, или налогом по указу Петра I. Хотя Екатерина II в 1764 г. освободила старообрядцев от двойного налогообложения, название бытует до сих пор.

 

ДЕГУЦКАЯ ОБИТЕЛЬ - духовный руководящий центр беспоповцев в Литве, возникший вследствие разорения Гудишской обители и созданный остальцами оной в д. Дегутях (Дегучай). Существовала с 1755 по 1844 г. В книге И.Прозорова "История старообрядческой Церкви" помещено описание обители: "Моленная с особой колокольней была очень богата: древние иконы, редкие старинные книги, богатая утварь. Дальше от моленной шли здания, где помещался приют для бедных и престарелых, гостиница для приезжих, кельи, службы и прочее. Земельные угодья окружали обитель, и к ней прилегал обширный сад". "К храмовому празднику на Покров Богородицы в Дегуцкую обитель съезжались тысячи богомольцев и много наставников. В это время происходили соборы и духовные суды, на которых разрешались различные духовные вопросы". В 1823 г. здесь состоялся первый съезд наставников Прибалтики. В 1842 г. дегуцкий наставник Тит Васильевич Танаев был вызван вместе с прихожанами на "увещание", которое проводил от имени господствующей церкви литовско-виленский архиеп. Иосиф купно с архимандритом Свято-Духова монастыря Платоном, пятью попами и двумястами вооруженными солдатами. "Увещание" произошло без последствий. В 1844-1845 гг., после присоединения Литвы к России, обитель была разорена царской властью. История обители отражена в "Дегуцкой хронике" - сочинении по истории беспоповцев до сер. 19 в.

 

ДЕМЕСТВЕННЫЙ РОСПЕВ - роспев византийского происхождения в древнем русском православном церковном пении, самое раннее упоминание о нем относится к 1441 г. Репертуар демественного роспева включает отдельные песнопения Литургии, Обихода, Праздников, Трезвонов, Октая и пр. Ряд песнопений вошел в книгу "Демественник". Первоначально записывался знаменной нотацией, но во втор. пол. 16 в. на ее основе была создана демественная нотация, использующая элементы знаменной, но в более усложненном виде. Демественное пение является унисонным. В роспеве были выработаны стилистические закономерности, сформировавшие торжественный стиль пения с широкими распевами отдельных слогов текста. В отличие от знаменного пения, демественный роспев не разделяется на гласы, а представляет собой независимую от осмогласия систему пения, характеризующуюся, помимо широкой распевности отдельных слогов, частыми переходами с высоких звуков на низкие, которые соответствуют смысловому содержанию песнопений, придают их мелодии необыкновенный по красоте и сложности рисунок. Демественное пение было наиболее любимым и употребимым на Иргизе.

 

ДЕНИСОВЫ - 1) Андрей (Андрей Дионисьевич Вторушин; 1674 - 1 марта 1730) - киновиарх Выговского поморского общежительства. Происходил из полностью захудавшего к концу 17 в. рода князей Мышецких (см. "Слово надгробное Петру Прокофьеву, соч. Андрея Денисова"). Его отец, по-видимому, был однодворцем, жителем с. Повенец. В отцовском доме Андрей Денисов получил крепкое наставление в старой вере. По беспоповскому преданию, здесь с ним часто беседовал соловецкий иеродиакон Игнатий (ум. в 1687 г.).

      В 17 лет Андрей избрал отшельническую жизнь. Покинув дом, он вдвоем с другом всю зиму провел, скитаясь в лесах, не имея жилища. В 1694 г., познакомившись в одной из пустынь с Даниилом Викулиным, основал вместе с ним Выговское общежительство, формальным главой которого стал в 1702 г. (после ухода Даниила на покой) и пребывал им до самой кончины. На этом посту Андрей Денисов сумел проявить два противоположных качества, которые в равной мере снискали ему непререкаемый авторитет у старообрядцев-поморцев и уважение людей внешних, а именно: твердость во всем, что касалось вопросов веры и дипломатичность, склонность к компромиссу в том, что касалось сношений с властью светской. Своим духовным и хозяйственным процветанием Выговское общежительство во многом было обязано его умелому руководству. Много путешествуя, он подолгу жил вне общежительства, заводил полезные знакомства в С.-Петербурге и в Москве, организуя караваны с хлебом на Выг, пока еще у монастыря не было своей пашни.

      Несмотря на свою большую занятость делами хозяйственными, Андрей Денисов оставил ок. 119 сочинений, среди которых и выдающееся произведение старообрядческой апологетической мысли - "Поморские ответы", главным автором которого он был (по мнению некоторых историков, Денисов был автором и известных "Диаконовых ответов", написанных в 1719 г. Возможно, оба эти сочинения имели общий, пока не обнаруженный источник).

      Денисов стал родоначальником выговской литературной школы, существовавшей вплоть до 19 в. и ориентировавшейся на его стиль. О его взглядах на существо раскола русской Церкви и на послереформенную реальность известно, что он считал: 1) русское православие, т.е. полное правоверие святых апостолов и всех богоносных отцов в русской Церкви до патр. Никона было совершенным и непорочным; 2) реформы Никона и решения соборов 1656 г. и 1666-1667 гг. помрачили блеск русской святости суеверием и слепотою ересей; 3) таинства, совершаемые новообрядческой церковью, не имеют действительного значения, и в частности крещение не очищает от первородного греха и не подает благодати Святого Духа; 4) то же касается и таинства священства, которое прекратилось в господствующей церкви, хотя формально и существует; 5) но русские старообрядцы-беспоповцы имеют надежду на восстановление у себя священства, так как истинное священство где-то во вселенной существует и сохраняется до скончания света. Умер Денисов после недолгой болезни, погребен на Выговском монастырском погосте. Позже там была выстроена часовня.

      2) Семен (Симеон Дионисьевич Вторушин, 1682 - 25 сент. 1741) - родной брат Андрея Денисова, старейшина Выговского общежительства, церковный историк. Из своих 59 лет жизни 45 провел в Выгорецкой киновии. После кончины брата 11 лет управлял обителью. Его перу принадлежит более 40 сочинений, из них известнейшие: "Виноград Российский" и "История о отцех и страдальцех соловецких". Кроме того, он является автором двух Слов, исполненных красноречия и любви к "грубым феодисиянцам". Он был одним из немногих староверов, пользовавшихся личной благосклонностью имп. Петра I.

 

ДИАКОНОВСКОЕ СОГЛАСИЕ - поповцы, принимавшие бегствующее от новообрядцев священство не через таинство миропомазания, а через чин отрицания ересей (третьим чином). Название происходит от имени керженского исповедника иеродиакона Александра, автора известных "Диаконовых ответов", казненного нижегородским еп. Питиримом в 1720 г. К числу особенностей, которые отделяли диаконовцев от остальных беглопоповцев, относятся: признание равностороннего четвероконечного креста достойным поклонения наравне с восьмиконечным, способ каждения - один раз вперед, а второй раз поперек. О чиноприеме от ереси и о способе каждения велась напряженная полемика между ветковскими поповцами и диаконовцами.

 

"ДИАКОНОВЫ ОТВЕТЫ" ("Ответы Александра диакона на Керженце") - апологетическое старообрядческое сочинение, поданное 15 мая 1719 г. керженскими старообрядцами в ответ на 130 вопросов нижегородского еп. Питирима, лютого гонителя старообрядцев. В "Диаконовых ответах" были представлены ясные и неопровержимые доказательства того, что обряды и предания, бережно сохраняемые старообрядцами, суть обряды и предания православной Церкви. Вопрос об авторе "Ответов" недостаточно исследован. Сегодня невозможно однозначно сказать, кто сочинил эту книгу, был ли это один человек или группа авторов. Выговская традиция приписывает авторство Андрею Денисову (см. его "Житие"); керженская традиция закрепила за книгой имя диакона Александра, который, возможно, и не был автором в полном смысле слова, но принял мученическую кончину за исповедание выраженных в сей книге взглядов. Велика вероятность того, что "Диаконовым ответам" предшествовало не дошедшее до нас старообрядческое сочинение апологетического характера, послужившее основой и для "Поморских ответов"

      "Диаконовы ответы", появившиеся за пять лет до знаменитых "Поморских ответов", сыграли выдающуюся роль в защите старообрядчества от идеологического наступления недобросовестных миссионеров, не гнушавшихся даже фабрикацией фальшивых документов (см. Мартин-еретик). Нижегородский еп. Питирим, обещавший опровергнуть старообрядческие ответы, так и не смог сделать этого. "Ответы" издавались в 1906 г. в качестве приложения к журналу "Старообрядец", переизданы тысячным тиражом в 1994 г.

 

ДИМИТРИЙ (Ерофеев; 1-я пол. 18 в.) - инок поморского согласия, один из братии Выговского общежительства, составитель неопубликованного "Собрания вкратце о браце Андрея Феолога" (после 1732) - сборника изречений Андрея Денисова, высказанных на каком-то совете в 1712 г. по вопросу о сожительстве супругов, имеющих разную веру. В решении съезда записано, что таковые супруги "суд и наказание по правилам восприимут".

 

ДИОНИСИЙ ГРЕК (ум. в дек. 1672) - архимандрит Иверского монастыря на Афоне, под конец жизни - митрополит Угровалахии. Переводчик, автор сочинений против старообрядцев. Прибыл в Москву в 1655 г. по приглашению царя Алексея Михайловича и патр. Никона. При Арсении Суханове становится справщиком Печатного двора (1663-1669, назначен вместо Арсения Грека). Сохранились сделанные его рукой пометы на Евхологии 1602 г., изданном в Венеции, по которому печаталась первая "исправленная" книга - Служебник (см. книжная справа). Дионисий был неоднократно изобличен в тяжких грехах - содомии, курении табака, что дало право диакону Феодору писать о нем: "...такова плута и приставили к ним нарочно, каковы и сами".

      Был переводчиком при греческих патриархах, прибывших на собор 1667 г.

      Дионисий был автором обширного полемического сочинения против старообрядчества, целыми частями дословно включенное в постановления собора 1667 г., в котором объявлял древние православные обряды еретическими.

 

ДМИТРИЕВСКИЙ Андрей - беглопоповский священник, с 1908 г. возглавивший поиски архиерея для учреждения отдельной беглопоповской иерархии. С докладом на тему о приискании епископа он выступил на первом Всероссийском съезде древлеправославных христиан в 1908 г. Автор многих програмных сочинений, призывавших старообрядцев воспрянуть, "стать на новую дорогу", вообще приспособиться к новым условиям свободы вероисповеданий, дарованной императорским указом в апр. 1905 г. Дальнейшая его судьба сложилась трагично. В 1910 г. он, служа у беглопоповцев, вел переговоры с еп. Иннокентием и архиеп. Иоанном о присоединении к белокриницкой иерархии, которую он признал и спасительной, и благодатной. По какой-то причине здесь дело дальше не продвинулось, и тогда в 1911 г. в Курске он перешел в господствующую церковь. В дальнейшем и вовсе сложил с себя сан, перейдя на мирскую службу.

 

ДОГМАТИКИ - богородичные песни, названные так святым Иоанном Дамаскиным, потому что в них, наряду с похвалою Пресвятой Богородице, соединяется толкование догматического учения о Господе Исусе Христе, преимущественно о Его воплощении и о соединении в Нем двух естеств. Богородичны догматики разделяются на догматики великой вечерни и догматики малой вечерни. Последние поются только в воскресные дни. Догматики поются в конце стихер на "Господи возвах" и на стиховне. Пение догматиков "на распев", по крюкам, является одной из любимых старообрядцами традиций древнего церковного пения. Многие староверы знали все догматики наизусть и часто пели их не только в храме. Известно, что в 18-19 вв. старообрядцы, отправляемые в ссылку за веру, бредя под конвоем по этапу, часто пели догматики на стиховне 4 гласа: "Подаждь утешение Своим рабом, Всенепорочная".

 

ДОРОФЕЕВ Игнатий Владимирович (1880-1951) - старший наставник Гребенщиковской общины с 1942 по 1951 г.

 

ДОСИФЕЙ - один из первых отцов старообрядчества, игумен Тихвинского Николо-Беседного монастыря. После начала гонений на старые обряды и книги оставил монастырь и укрылся в Новгородских пределах, в лесах, в некоей Куржецкой обители, устроенной о. Евфросином. Там же нашли убежище и некоторые из братии разоренного Соловецкого монастыря. По преданию, изложенному в "Красном уставе", в Куржецкой обители впервые было введено в практику перекрещивание крещеных в господствующей церкви, положено начало перекрещеванским согласиям в беспоповстве. Однако было бы несправедливо считать о. Досифея причастным к введению беспоповских догматов: как известно, он был убежденным сторонником сохранения священства в старообрядчестве.

      Впоследствии, по данным, приводимым в "Истории и обычаях Ветковской церкви", игумен Досифей ушел в обитель, основанную на Дону Иовом Льговским. В этой обители он освятил церковь и совершал в ней литургию. Чтобы не оставлять православных христиан без причастия Святых Таин, он ходил и на Керженец. Через пять лет после освящения церкви, будучи предупрежден о готовящемся аресте, Досифей ушел к Каспийскому морю и поселился "близ Кумы-реки" вместе со священниками Пафнутием и Феодосием. Там он, "лета некая пожив, преставися ко Господу и прославлен бысть от Него нетлением телесе".

 

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ) - современное официальное название брачного поморского согласия старообрядцев, не приемлющих священства (беспоповцев). Приходы имеются в России, государствах СНГ, Литве, Латвии, Эстонии, Польше (в этих странах руководящими органами являются поместные Высшие советы и Духовные суды ДПЦ). К ДПЦ также примыкают некоторые малочисленные поморские общины, находящиеся в США, некоторых других странах. ДПЦ является крупнейшим беспоповским согласием, уступая в количественном отношении, возможно, лишь часовенному согласию. Однако о численности поморцев можно судить лишь весьма приблизительно. Известно лишь, что в нач. 20 в. поморцев было ок. 1,5 млн. чел. Несмотря на то, что с 1920-х по 1950-е гг. наблюдался стихийный процесс присоединения общин федосеевского согласия к ДПЦ, к нынешнему времени общая численность поморцев уменьшилась более чем наполовину. Ныне в России ДПЦ принадлежит ок. 300 общин.

      Попытки создать в 1992 г. некий объединяющий все общины орган управления, каковым должен был стать Международный совет ДПЦ, успехом пока не увенчались.

      В Росии действует образованный в 1989 г. Российский Совет ДПЦ, окормляющий ок. 100 приходов в России, а также ряд общин в странах, где не сложились местные органы самоуправления поморцев.

 

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - 1) официальное название потомков поповцев, не принявших в 1846 г. белокриницкую иерархию, но 4 ноября 1923 г. создавших свою, приняв обновленческого архиеп. Николу (Позднева). Присоединение прошло по второму чину в Саратове в храме св. Димитрия Солунского. Чиноприем совершил настоятель храма о.Никола Тихомиров. В том же храме 19 дек. 1923 г. состоялось собрание, постановившее именовать Николу Позднева "архиепископом московским, саратовским и всея России древлеправославных христиан". С 25 по 30 мая 1924 г. в Москве проходил Всероссийский собор Древлеправославной церкви, который постановил: "Считать архиепископа Николу... крещенным трехпогружательно", "...что он под запрещением до перехода... в старообрядчество не состоял", "...считать отныне трехчинную иерархию в нашей церкви восстановленной...". На этом же соборе был учрежден высший орган ДЦ - Главный церковный совет. 16 сент. 1929 г. к ДЦ присоединился еп.Стефан (Расторгуев), а 18 сент. архиеп. Никола в сослужении с ним рукоположил еп. Пансофия (Ивлева). Преемниками архиеп. Николы были архиеп. Стефан (1934-1937), архиеп. Михаил (1938-1944), архиеп. Иоанн (1944-1955), архиеп. Епифаний (1955-1963), архиеп. Иеремия (1963-1969), архиеп. Павел (1969-1979). С сент. 1979 по янв 1996 г. церковью управлял архиеп. Геннадий. Первосвятительская кафедра несколько раз перемещалась: в 1924-1955 гг. она находилась в Москве, при Никольском храме на Рогожском кладбище, в 1955-1963 - в Куйбышеве, при храме Покрова, с 1963 г. - в Новозыбкове при Спасо-Преображенском кафедральном храме. Ныне епархиями управляют шесть архиереев, которые с несколькими священниками образуют совет Архиепископии, полномочный решать текущие вопросы церковной жизни. Архиепископия издает церковный календарь и др. церковную литературу. За последнее десятилетие, несмотря на то что от ДЦ откололись две грузинские епархии, число общин ДЦ выросло почти втрое. Сегодня имеются более 60 приходов в России и СНГ и четыре прихода в Румынии. См. также беглопоповцы.

      2) самоназвание одной из катакомбных ветвей единоверия. См. климентовцы.

 

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (СТАРООБРЯДЦЕВ, ПРИЕМЛЮЩИХ БЕЛОКРИНИЦКУЮ ИЕРАРХИЮ) - полное название общества старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии, также носивших бытовое название - белокриницкое согласие. В России название существовало с сер. 19 в. по 1988 г., когда на Освященном соборе на Рогожском кладбище было установлено новое наименование Церкви - Русская Православная Старообрядческая Церковь.

 

ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859-1936) - чл.-корр. Российской Академии наук, заместитель председателя Археографической комиссии, почетный член многих институтов и обществ, кавалер орденов и медалей Российской империи, исследователь и собиратель старообрядческих книг, предметов культа, искусства и быта. Закончил Петербургский университет в 1888 г., в 1889 г., защитив диссертацию на тему "Раскол на Дону в конце 17 в.", получил степень магистра. Дружинин собрал уникальную библиотеку древних рукописей, старопечатных и старообрядческих книг, реквизированную у него советской властью в пользу Археографической комиссии. На основании своего книжного собрания в 1912 г. он составил знаменитый справочник-указатель "Писания русских старообрядцев", который, хотя и не лишен ошибок, до сих пор является настольной книгой и в доме старообрядца, и в кабинете ученого. Дружинину принадлежит честь первого серьезного исследования старообрядческого медного литья, собирателем и знатоком которого он был. К сожалению, его работы, написанные о поморском литье, не опубликованы, а рукопись утрачена. Репрессирован, умер в сталинских лагерях.

 

ДУБРОВИН Михаил (ок.1830-1908) - иерей, поставленный в 1875 г. архиеп. Антонием московским на приход с. Большое Мурашкино Нижегородской обл. В конце 70-х гг. местный пристав, заметив, что у о. Михаила волосы на вершок длиннее обыкновенного и в том видно "оказательство раскола", составил по этому поводу протокол и препроводил о. Михаила к мировому судье, который приговорил принудительно остричь волосы "австрийскому лжепопу".

 

"ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ" - периодическое издание, выпускаемое с сент. 1995 г. церковным советом Тверской старообрядческой общины храма во имя святителя Николы Чудотворца в Москве. К марту 1996 г. вышло четыре выпуска, содержащих статьи из дореволюционных изданий, оригинальные произведения, ответы на вопросы читателей и др.

 

ДЫРНИКИ - один из толков самокрещенцев. Отличаются тем, что не поклоняются иконам, так как, по их убеждению, с прекращением после патр. Никона истинного священства некому освятить новописанные образы, а древлеписанные - осквернены от еретиков. Они считают, что нужно просто молиться на Восток. Летом службу совершают вне дома, а в ненастье или зимой - в доме, просверлив в восточной стене небольшое отверстие. Вынув из него затычку, через открывшуюся дыру молятся непосредственно на Восток, за что и были прозваны дырниками. Толк был весьма немногочислен, но распространен в разных местностях. По устным свидетельствам, они еще сохранились в Центральной Сибири.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"