CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Энциклопедия

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

 

 

 

С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
Опыт энциклопедического словаря.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

БАБУШКИН Федор Петрович (1762-1842) - петербургский мещанин, впоследствии киновиарх Выговского общежительства, первый поморский библиограф, автор многочисленных сочинений. Он был составителем   каталога рукописей Выгорецкой обители, автором десятка посланий "К местным пастырям и благочестивым мужам о назидании Церкви", а также "Описания всех в России просиявших чудесами мужей и жен" - самых полных русских святцев в то время. Его перу принадлежит и "Устав богослужения" для Лексинского женского монастыря.

 

БАБУШКИНЫ - см. самокрещенцы.

 

БАРХАТОВ Иван (2-я пол. 17 в.) - старообрядец, пашенный крестьянин Исетского острога Тюменского у., автор "Сказки" крестьян д. Мостовки, написанной на имя царя Феодора Алексеевича. В связи с массовым самосожжением на р. Березовке в Тобольском у., в д. Мостовку прибыла правительственная команда, занявшаяся вымогательством денег у жителей деревни. Притеснениям подверглись также жители Мехонской слободы, которые из-за этого стали готовиться к самосожжению. При случившихся из-за этого волнениях Бархатов был схвачен, но его отбил брат с товарищами. Все вместе они заперлись в Мостовке. Понимая, что готовится новая гарь, власти пошли на переговоры, в результате которых и была написана "Сказка", излагающая защиту старой веры и объясняющая готовность запершихся на самосожжение.

 

БЕГЛОПОПОВЦЫ - первоначальное наименование всех старообрядцев, приемлющих священство, переходящее (бегствующее) от господствующей церкви. В этом смысле оно равнозначно наименованию поповцы. При временном отсутствии в старообрядчестве епископов (1656-1846 г.) наступил этап, когда священство дораскольного поставления иссякло, а новое рукополагать было некому. Тогда предки поповцев, а также нынешних беспоповцев часовенного согласия по нужде стали принимать специальным чином священников, рукоположенных в новообрядческой церкви. Различие в чиноприеме привело к первоначальному раздроблению беглопоповцев. У т. н. перемазанцев прием совершался вторым чином, т.е. новообрядческие священники, совершив проклятие ересей и приняв миропомазание, сохраняли свой священный сан. Хотя этот чиноприем соответствовал соборным и святоотеческим правилам, повелевавшим принимать священников от некоторых ересей вторым чином, некоторые беглопоповцы в нач. 18 в. выделились в отдельное диаконовское согласие, настаивая на том, что никониане являются еретиками не второго, а третьего чина, и принимать их следует через одно только проклятие ересей.

      В нач. 19 в. в Стародубье, в посаде Лужки, оформилось еще одно беглопоповское согласие - лужковцев. Оно отличалось тем, что лужковцы не молились за царя, не давали присяги и отказывались нести воинскую службу. В царствование имп. Николая I репрессии против старообрядческого священства многократно усилились, так что стала реальной угроза его почти полного истребления. Тогда на московском соборе поповцев со всех краев России было принято решение об организации епископской кафедры за границей. Принятие в старообрядческую Церковь митр. Амвросия вызвало несогласие части поповцев, которые стали по-прежнему принимать священников от господствующей церкви.

      Таким образом, название беглопоповцев с 1846 г. стало применяться лишь к тем поповцам, которые отказались подчиниться белокриницкой иерархии, чему способствовали распространяемые миссионерами синодальной церкви ложные слухи о будто бы имевшем место обливательном крещении митр. Амвросия, о том, что он был запрещен в служении, подкуплен, нюхает табак и т.п. Кроме того, высказывалось мнение, что священник не может принять епископа от ереси. Несправедливость этих обвинений позже признали и сами беглопоповцы (см. П.А.Овчинников. Разбор постановлений вольских съездов).

      Вскоре среди беглопоповцев - противников белокриницкой иерархии - не оставалось в живых ни одного священника, который мог бы принять другого от ереси. Священник, служивший при храмах Рогожского кладбища, о. Павел, отделившись от архиеп. Антония московского (после того как длительное время признавал его власть, принимал от него святое миро и пр.), переселился в Тулу, где возобновил чиноприем священников господствующей церкви. И хотя его самого некому было исправить от "белокриницкой ереси", тем не менее, приняв священников о. Димитрия Беляева и о. Петра Березовского, Павел тульский положил начало священству новых беглопоповцев, называвшихся какое-то время "тульским согласием".

      Но прием новых священников удовлетворил далеко не всех беглопоповцев. Так, лужковцы, проживавшие в Черниговской губ., усомнившись в законности чиноприема Петра и Димитрия, рукоположенных новообрядческими архиереями-обливанцами (архиеп. калужским Григорием (Миткевичем) и нижегородским еп. Ияковом), приняли к себе от новообрядческой церкви о. Бориса. Однако поскольку "исправить" его было некому, то принятие прошло третьим чином, только через проклятие ересей. В дальнейшем положение беглопоповцев осложнилось еще и тем, что в их среде возникли еще две партии - "димитровцев" и "петровцев", которые считали законными только священников, ведущих преемство либо от о. Димитрия, либо от о. Петра. Эти партии не допускали между собой литургического общения. Была еще и третья партия, вероятно из лужковцев, которая запрещала общение с теми беглопоповцами, которые прививали оспу и записывались в метрики.

      В нач. 20 в. беглопоповцы (которых часто в это время называли бугровцами по имени нижегородского купца Бугрова), стали испытывать тягу к единению. На соборах в Вольске в 1890, 1901 и 1912 гг., в Н. Новгороде в 1908, 1909, 1910 и последующих годах они старались выработать общие правила, кодексы и постановления для урегулирования своих разногласий. Однако при отсутствии епископов, надзирающих за церковным единомыслием, немалые старания не давали положительного результата. Российский Освященный собор епископов белокриницкой иерархии дважды - в 1911 и 1912 гг. - обращался к беглопоповцам с призывом к церковному миру и единению. Эти обращения были зачитаны на очередном, четвертом Всероссийском съезде беглопоповцев, но не были рассмотрены. Из двух возможностей: присоединиться к белокриницкой иерархии или самим принять епископа от новообрядцев - беглопоповцы выбрали вторую. Поиски архиерея, которые начиная с 1908 г. они без успеха вели в России и за границей, закончились в 1923 г. присоединением от обновленческого раскола архиеп. Николы (Позднева). Далее см. Древлеправославная церковь.

 

БЕГУНЫ, или странники - небрачные беспоповцы, выделившиеся из филипповского согласия в 18 в. по признаку более категорического неприятия мира, в котором будто бы спасение уже невозможно. Вопрос об основателе бегунского согласия не решен. Н.И.Костомаров считал родоначальниками странничества неких ярославских федосеевцев Ивана и Андрияна. По мнению самих бегунов, их согласие возникло в Тверской губ. (иногда оно даже называлось "тверским"). Павел Любопытный определенно приписывает основание "страннической секты" Андриану Монаху. Большинство же исследователей считает, что у истоков согласия стоял некий Евфимий.

      Бегуны являются последовательными сторонниками общей для беспоповцев идеи о свершившемся приходе антихриста, однако понимают это пришествие не духовно, как прочие, а чувственно, как воцарение сына погибели. Бегуны, вполне православно толкуя Святое Писание, усмотрели из него, что антихрист есть человек, царь. При сопряжении этих двух постулатов: 1) о пришествии и 2) о личности антихриста - они сделали вывод, что под антихристом надо понимать царя, правительство и всякого рода власть. Этого убеждения они твердо придерживались до сер. 19 в., но с того времени у большинства из них произошел плавный переход к общей для подавляющего числа беспоповцев идее духовного пришествия антихриста.

      Чтобы не подчиниться власти антихриста, бегуны прервали связь с гражданским обществом: они не записывались ни в какие ревизские сказки, не платили никаких податей государству, не имели недвижимого имущества, паспортов, постоянного места проживания. При поимке сказывались не помнящими родства. Их учение допускало уступку лишь в употреблении денег, так как те хотя и несли на себе антихристову печать, но, переходя из рук в руки, не могли составлять исключительной принадлежности какого-либо конкретного лица (впрочем, существовали и т. н. странники-безденежники). Длительное существование в полицейском государстве целого общества беспаспортных людей было возможно потому, что бегуны были разделены на два разряда: странники и странноприимцы. Странники - это люди, совершенно отказавшиеся от мирских связей, не имеющие ни имущества, ни крова, а странноприимцы - это значительная часть бегунов, которая находилась в положении как бы оглашенных. Они не прерывали окончательно связи с миром. В домах таких странноприимцев были оборудованы специальные тайники для укрытия странников. В случае болезни странноприимца или другого опасного обстоятельства странники крестили его, и если он выживал, то должен был оставить дом, имущество и уйти странствовать. Странники делились на несколько частных толков, в т.ч. безденежников, брачных и иерархитов (статейников).

      Брачные бегуны приняли новопоморское учение о существовании бессвященнословного брака. За образец они взяли христиан первых веков, которые с семьями укрывались от гонителей в пустынях и проводили там жизнь в браке.

      Встречаются бегуны на Урале, в Сибири и в Казахстане. Нынешнее их самоназвание - истинно православные христиане странствующие.

      Недавно вышла в свет монография о бегунах: А.И.Мальцев. Староверы-странники в XVIII - первой половине XIX в. Новосибирск: "Сибирский хронограф", 1996. Эта работа не была использована при подготовке словаря.

 

БЕЛАЯ КРИНИЦА - русское село на Буковине (в прошлом - Австро-Венгрия, ныне - Черновицкая обл. Украины), основанное старообрядцами, бежавшими из России. Беженцы от религиозных гонений на родине - старообрядцы выхлопотали себе разрешение на жительство в Австрийской империи. 9 окт. 1783 г. имп. Иосиф II вручил депутации дунайских старообрядцев собственноручно подписанную грамоту о разрешении им селиться в Австрии и свободно отправлять религиозные обряды. Поселение было основано в урочище Варница, где находился родник с белой (известковой) водой. Эта местность по-румынски называлась Фонтина Альба (Белый Источник), что было переведено на русский как Белая Криница. Одновременно с селом был основан мужской монастырь. В 1838 г. сюда из России приехали иноки Павел Белокриницкий и Геронтий. Белая Криница была выбрана ими как резиденция будущего старообрядческого архиерея, на поиски которого они отправились на Восток.

      28 окт. 1846 г. в Белокриницком монастыре состоялось присоединение босно-сараевского митр. Амвросия к старообрядчеству. С этого времени Белая Криница стала благоустраиваться и расти: кроме мужского появился женский монастырь, были выстроены митрополичьи покои и большая церковь с многоярусной колокольней.

      В 1900 г., когда в России все еще продолжали преследовать старообрядцев, московский купец Глеб Степанович Овсянников с супругой Ольгой Александровной на собственные средства начал строить в женском монастыре большой каменный храм в память рано умершего сына Александра. Собор был закончен к 1908 г. и освящен во имя Успения Пресвятыя Богородицы митр. белокриницким Макарием в сослужении архиеп. московского Иоанна.

      После присоединения Западной Украины к СССР Белая Криница оказалась на советской территории. Резиденция белокриницких митрополитов была перенесена отсюда в г. Браилу (Румыния). До нынешнего времени здесь сохранились три действующие церкви (Успенский собор после восстановления был заново освящен митр. московским Алимпием в 1993 г.), мужской и женский монастыри. Сегодня в селе ок. 100 домов.

 

БЕЛОВОДЬЕ - название легендарной страны, где, по народным представлениям, распространенным среди старообрядцев 18-19 вв., сохранилось древлеправославное благочестие в первозданном виде: с благоверным государем и святейшим патриархом во главе (мнение часто встречавшееся, но не всеобдержное), с сонмом благочестивого духовенства. Предполагалось, что Беловодье находится на Востоке, в горах Тибета или в Опоньском царстве (Япония). Многие старообрядцы пытались найти эту страну. Время от времени появлялись те, кто утверждал, что побывал там. Мечта о Беловодье нашла выражение и в старообрядческой литературе. Известны списки писем некоего сына, живущего в Беловодье, к своим родителям с описанием церковных служб, православных порядков и обычаев, сохраняемых в Беловодье. Искать Беловодье старообрядцы перестали только во втор. пол. 18 в. Однако отдельные искатели встречались и гораздо позже. Вот, например, какое свидетельство мы находим в книге Ф.А.Малиновцева "Новое исследование о белокриницком митрополите Амвросии". Автор рассказывает о своем посещении константинопольского патриарха во время поездки на Восток в 1900 г. Далее он прибавляет о русских путешественниках, которые прибыли к патриарху прежде него: "Эти люди оказались теми уральскими казаками, которые уже несколько лет подряд ездят за границу и ищут неведомое и несуществующее Камбайское Беловодское царство, где будто бы процветает полное благочестие при патриархе и сонме митрополитов, епископов и священников... Найти же оное (как недающийся клад) не могут... Казаки эти представляются немалыми фантазерами, буквально помешанными на идее разыскивания фантастического Камбайского Беловодского царства. И яро отвергают уверения знающих географию людей, доказывающих им, что такого царства не существует. Они остаются при своем убеждении и продолжают мыкаться со всевозможными лишениями по свету" (М., 1910, с. 40).

 

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ - иерархия Древлеправославной Церкви Христовой, восстановленная в полноте трех священных чинов в 1846 г. в с. Белая Криница на Буковине (ныне в Черновицкой обл. Украины, тогда - Австрийская имп.) путем присоединения к старообрядчеству митр. босно-сараевского Амвросия.

      После смерти последнего православного епископа Павла коломенского и отпадения от православия прочих русских епископов Церковь на 180 лет оказалась лишенной полноты трехчинной иерархии. С самого начала раскола старообрядцы были озабочены поисками епископов, готовых вернуться к правоверию, однако ряд попыток, предпринятых в 18 в., не увенчался успехом. Несмотря на репрессии, старообрядцам длительное время удавалось присоединять к Церкви священников и диаконов новообрядческой церкви, но в 1822 г. это было запрещено правительством имп. Александра I. В 1830-1840 гг. имп. Николаем I были дополнительно приняты строгие меры к уничтожению старообрядчества. В первую очередь они были направлены против бегствующего священства и вызвали его оскудение. Старообрядцам-поповцам грозило превращение в беспоповцев после смерти их последнего попа.

      Теснимые и гонимые в своем отечестве, старообрядцы решили учредить епископскую кафедру за границей. Решение это обсуждалось в Москве, Петербурге, Стародубье, на Иргизе, Керженце, Ветке, в многочисленных скитах и монастырях. Зимой 1831-1832 г. в Москве состоялся старообрядческий собор, на котором обсуждался главный вопрос - о епископе. Было принято решение послать доверенных лиц на поиски архиерея на Восток. К тому времени было ясно, что архиереев, сохранивших древлее благочестие, уже не осталось. Поэтому посланцы старообрядцев, иноки Павел Белокриницкий и Алимпий (Милорадович), искали епископа, который был бы крещен в три погружения, имел бы преемственную хиротонию и незапятнанную репутацию. Поиски их увенчались успехом: в Константинополе они познакомились с босно-сараевским митр. Амвросием, лишенным кафедры не за канонические вины, а из-за происков турецких властей. Митрополит согласился присоединиться к древлеправославию и прибыл в Австрию: сначала в Вену к императорскому двору, а затем в Белую Криницу. 27 окт. 1846 г. в Белокриницком монастыре состоялся собор, на котором было принято окончательное решение о присоединении его к старообрядческой Церкви. Было решено положиться на Божий промысел и предложить митрополиту самому выбрать, каким чином принимать его от ереси - вторым (через проклятие им ересей и миропомазание) или третьим (через проклятие ересей). Митрополит выбрал второй чин. 28 окт. 1846 г. в соборном храме Белокриницкого мужского монастыря состоялось его присоединение к православию. "Митрополит, - повествует соборное деяние о принятии Амвросия, - стоя пред царскими дверьми, начал велегласно русским языком проклинать все ереси: поелику он имеет способность говорить по-славянски и кроме греческих литер (хотя босанское наречие есть самое сербское наречие, но почти во всех существенных словах единогласует с русскими словами). По проклятии ересей принял себе отца духовнаго - нашего священноинока Иеронима, исповедавшись ему во святом алтаре, выполняя и прочее все, как есть законоположено во втором чине". Чиноприем был совершен согласно 8 правилу 1 вселенского собора, 80 правилу Карфагенского собора и ряду других святоотеческих установлений.

      В 1847 г. австрийские власти по требованию российского правительства принудили митр. Амвросия удалиться из Белой Криницы в вечную ссылку в г. Цилле. Но к этому времени в старообрядчестве кроме митр. Амвросия было уже два епископа - Кирил майносский и Аркадий славский. С удалением Амвросия на митрополичью кафедру был избран Кирил. Австрийское правительство пыталось ограничить его власть пределами своей империи, чтобы он имел общение только с липованами, а не с российскими старообрядцами. Поэтому белокриницкая иерархия сначала приходит из Австрии в Турцию, Молдавию и Валахию, а только затем - в Россию. В 1848 г. митр. Кирил поставил себе наместником еп. Онуфрия, а в 1849 г. рукоположил первого епископа "для всех древлеблагочестивых христиан" в России - Софрония симбирского. Несмотря на многочисленные аресты священников, белокриницкая иерархия вскоре укрепилась в России. Решительное продвижение ее началось с 1853 г., когда сюда прибыл новорукоположенный архиеп. владимирский Антоний, энергичной и плодотворной деятельности которого многим обязаны старообрядцы. За первые девять лет его служения на владимирской кафедре было поставлено ок. 100 священных лиц, в т.ч. шесть епископов. Всего же он основал 12 главнейших российских старообрядческих епархий, существовавших до 1920-х гг. Ко времени кончины митр. Амвросия (1863) в старообрядческой Церкви насчитывалось ок. 20 епископов. Духовным и административным центром белокриницкой иерархии в России стало Рогожское кладбище. В 1860 г. здесь был учрежден т. н. Духовный Освященный собор (или совет), в который входило несколько епископов под руководством архиеп. Антония. В 1863 г. архиеп. Антоний был избран на московскую кафедру для самостоятельного управления Церковью в России. В 1864 г., когда отношения между приемлющими и не приемлющими Окружное послание стали весьма напряженными, белокриницкий митр. Кирил рукоположил для Москвы другого еп.Антония, известного под наименованием гуслицкого. В Москве оказалось два архиерея - Антоний первый и Антоний второй - и две иерархии - окружническая и неокружническая (см. неокружники). Это стало причиной длительного раздора в Церкви. В 1869 г. митр. Кирил, решительно поддержав окружников, повел дело к прекращению церковного раздора. В 1870 г. он издал "мирную грамоту", которая осуждает раздорников Церкви Христовой. (Практическое же примирение двух сторон произошло только после мирного собора 1906 г. При этом полное уврачевание ран раздора было достигнуто в Бессарабии и на Юге России, подмосковные же Гуслицы мирный акт собора 1906 г. почти не затронул. Здесь еще до 1950-х гг. существовала отдельная неокружническая иерархия). Преемниками архиеп. Антония на московском престоле были архиепископы Саватий, Иоанн, Мелетий. После смерти архиеп. Мелетия (1934) местоблюститель московского архиепископа Викентий был арестован и умер в Бутырской тюрьме (1938). В 1927 г. белокриницкая иерархия в России насчитывала 16-18 епископов при 28 епархиях. К 1940 г. на свободе (под надзором НКВД) остался один престарелый Сава калужский. Незадолго до смерти он возвел в сан архиепископа московского и всея Руси освобожденного в 1940 г. из мест заключения еп. Иринарха, который управлял Церковью до 1952 г. Его преемниками были архиепископы Флавиан (ум.1960), Иосиф (ум.1970), Никодим (ум.1986). Вскоре после Никодима умер избранный местоблюстителем Анастасий (1986), и на Освященном соборе 1986 г. архиепископом избран еп. Алимпий.

      В 1988 г. Освященный собор принимает решение об учреждении в Москве митрополии и избирает митрополитом архиеп. Алимпия. Его возведение в сан стало для старообрядцев главным событием празднования 1000-летия крещения Руси. На том же соборе старообрядческая Церковь в России, приемлющая белокриницкую иерархию, приняла официальное наименование: Русская Православная Старообрядческая Церковь. На территории бывшего СССР ныне священнодействуют митрополит и четыре епископа (ярославско-костромская, киевская, кишиневская, новосибирская и всея Сибири и Д. Востока епархии) белокриницкой иерархии. Еще три архиерея находятся за рубежом. Белокриницкая иерархия имеет митрополичью кафедру в г. Браила (Румыния), где традиционно живет много липован. Эту кафедру после митр. Амвросия последовательно занимали митрополиты белокриницкие Кирил (ум. 1873), Афанасий (ум. 1905), Макарий, Иннокентий (ум. 1942), Тихон, Иоасаф и др. Сегодня румынскую старообрядческую церковь возглавляет преосвященный Тимон, архиепископ белокриницкий и митрополит всех древлеправославных христиан белокриницкой иерархии в зарубежных странах. В 1991 г., после либерализации отношения советской власти к религиозным организациям, предстоятели румынской и российской старообрядческих поместных Церквей, преосвященные митрополиты Алимпий и Тимон посетили друг друга, совершили совместные богослужения, провели соборные совещания. Кроме России и Румынии епископские кафедры находятся в США и Австралии, приходы белокриницкой иерархии есть также в Канаде и Болгарии.

 

БЕЛОКРИНИЦКОЕ СОГЛАСИЕ - бытовое наименование Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Название постепенно выходит из употребления после принятия на Освященном соборе 1988 г. официального наименования Русская Православная Старообрядческая Церковь.

 

"БЕСЕДЫ СТАРООБРЯДЦЕВ Л.Ф.Пичугина, Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина 7-10 мая 1909 года" - стенограммы собеседования беспоповцев с поповцами, приемлющими белокриницкую иерархию, о законности этой иерархии, о крещении еретиков, о пророках Илии и Енохе, о антихристе и о вечности жертвоприношения в Церкви Христовой. Впервые в истории старообрядчества состоялся публичный свободный обмен мнениями по вопросам, которые в течение десятилетий разделяли приверженцев старой веры на поповцев и беспоповцев. Собеседование состоялось по предложению участников Первого всероссийского собора поморцев. Книга издана в Москве в 1910 г. совместно Советом поморских соборов и Союзом старообрядческих начетчиков. Стенограммы собеседований были заверены собеседовавшими сторонами. Эта книга затем имела как бы свое продолжение - "Беседы старообрядцев белокриницкой иерархии со старообрядцами в Москве в 1913 г." ("Московские беседы"), вышедшее в свет в 1915 г., что в книге не указано.

 

БЕСПОПОВЦЫ - одно из двух основных направлений в старообрядчестве. Когда священники дораскольного поставления за древностью лет все умерли, произошло принципиальное разделение всех старообрядцев на два толка. Те, которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленных священников, получили название беспоповцев. Какое-то время у старообрядцев еще сохранялась надежда, что где-то (в стране Беловодье, в непроходимых лесах или горах, в пустынях Востока) сохранилось истинное священство древлего поставления, и многие беспоповцы жаждали обрести его. Вплоть до сер. 18 в. основная масса беспоповцев сознавала отсутствие священства как временное испытание. Стремление обрести церковную иерархию было среди них весьма велико, так что известные родоначальники беспоповства, братья Денисовы, вели письменные переговоры с представителями поповцев, обитавшими на Ветке, о приеме архиерея хоть от господствующей церкви, лишь бы он согласился содержать старые обряды. Но надежды на возможность скорейшего обретения иерархии сменились разочарованием, и реально пришлось строить свою религиозную и бытовую жизнь при отсутствии священства. Под влиянием страшных гонений беспоповцы сочли, что наступило время последнее, в господствующей церкви и повсюду в миру воцарился антихрист.

      Учение о приходе и воцарении антихриста - краеугольный камень всего беспоповского мировоззрения. Оно стоит в центре разногласий старообрядцев беспоповцев с поповцами. Исторически это учение складывалось постепенно, переходя от простой персонификации антихриста в лице ли имп. Петра I или кого-то иного к более сложной концепции со своей системой доказательств. В своем законченном виде учение большинства беспоповских согласий велит понимать пришествие антихриста духовно, в приточном смысле (от слова "притча". - Авт.). Только нетовцы придерживаются в этом вопросе мнения, что антихрист явится неким человеком по буквальному смыслу Святого Писания. Но какого бы понимания - духовного или чувственного - ни держались все беспоповцы, по их всеобщему убеждению, воцарившийся антихрист повсеместно истребил в церкви "жертву и жертвенники", а потому истинного священства на земле не может быть и лучше уж оставаться совсем без попов.

      В связи с этим беспоповцы из церковных таинств сохранили лишь крещение и исповедь - то, что минимально необходимо для спасения, а во-вторых, то, что, по мнению беспоповцев, в исключительных случаях при отсутствии священства могут совершать простецы. Большинство беспоповских согласий принимает приходящих от других конфессий через перекрещивание, почему и получили наименование беспоповцев-перекрещенцев. Исключение составляют часовенные и нетовцы (поющие, не поющие и отрицанцы), называемые также неперекрещенскими беспоповцами. В 18 в. часть беспоповцев к этим двум таинствам добавила и третье - брак - на основании того, что это будто бы простой, не имеющий догматического значения обряд. Так было положено начало разделению беспоповцев на брачных и небрачных. В 18 в. происходило дальнейшее дробление беспоповцев, разделившихся на следующие крупные направления (подчеркнуты те согласия, о которых достоверно известно, что они сохранились доныне):

 

      федосеевцы (федосеевское согласие);

      аристовы (аристово согласие);

      титловцы;

      федосеевцы польские;

      тропарщики;

      даниловцы полубрачные;

      филипповцы (филипповское согласие);

      адамантовы;

      аароновцы;

      поморское согласие, или брачные беспоповцы (Древлеправославная помор-

      ская церковь);

      бабушкины, или самокрещенцы;

      рябиновцы;

      дырники;

      мелхиседеки;

      бегуны, или странники;

      нетовцы (спасово согласие);

      часовенные (часовенное согласие).

 

      Сегодня беспоповцы проживают во многих странах мира: в России, Литве, Латвии, Эстонии, Румынии, Польше, США, Уругвае, Аргентине, Бразилии, Парагвае и др. Наиболее многочисленным из сохранившихся согласий беспоповцев является часовенное. В Центральной России в нач. 20 в. численное превосходство среди беспоповцев имели федосеевцы, их насчитывалось ок. 2-2,5 млн. чел. Поморцев в то же время было до 2 млн. чел. Однако стихийный переход многих федосеевских общин к брачному состоянию в 1920-1950 гг. изменил соотношение в сторону преобладания поморцев.

 

БИБЛИОГРАФИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА. О возникновении самостоятельной старообрядческой литературы (и о ее библиографии) можно говорить начиная с сер. 17 в. Ориентироваться в обширном рукописном наследии писателей-староверов позволяют следующие издания: Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912; Бубнов Н.Ю. Сочинения писателей-старообрядцев 17 в. Л., 1984 (Описание РО БАН, т.7, вып.1); Панич Т.В., Титова Л.В. Описание собрания рукописей ИИФиФ СО АН СССР. Новосибирск, 1991. Сохраняет свое значение и библиография беспоповских авторов: Павел Любопытный. Исторический словарь. Саратов, 1914 (есть и более ранние издания). Полезно также обращение к соответствующим статьям третьего тома "Словаря книжников и книжности Древней Руси" (СПб., 1992-1993-, ч.1-2, издание продолжается).

      О печатной книжности старообрядцев за первые полтора века ее существования см. в книгах: Кириллические издания старообрядческих типографий конца 18 - нач. 19 в. Каталог (сост. А.В.Вознесенский. Л., 1991); Предварительный список старообрядческих кириллических изданий 18 в. (сост. тот же, СПб., 1994).

      Труды по истории старообрядчества вплоть до конца 19 в. описаны в частично перекрывающих друг друга указателях: Пругавин А.С. Раскол-сектантство. Материалы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа. Вып.1. М., 1887 (перечень книг, журнальных и газетных статей примерно до 1886 г.); Сахаров Ф. Литература истории и обличения русского раскола. Вып. 1-3. Тамбов-СПб., 1887-1900 (перечень книг и статей примерно до 1898 г.). При пользовании этими изданиями необходимо иметь в виду, что большая часть систематизированных здесь работ принадлежит авторам-никонианам и часто тенденциозна. Однако по своей информативности эти указатели ничем иным не заменимы.

      О весьма интенсивном старообрядческом книгоиздании после 1905 г. можно судить лишь по малотиражным букинистическим каталогам (включающим и более раннюю литературу): Раскол и сектантство (Каталог библиотеки В.Г.Дружинина). Ленинградское областное отделение акционерного общества "Международная книга". Антикварный магазин. Бюллетень ( 75/77. Л., 1932; Раскол-сектантство. Антикварный каталог "Международной книги", ( 17. М., 1933; Старообрядчество и сектантство. Антикв. кат. "Междунар. кн.", ( 52. М., 1934. При всей редкости эти каталоги, сохранившиеся лишь в крупнейших государственных библиотеках, остаются пока непревзойденными по полноте. В особенности это касается описанных в них изданий, вышедших после 1917 г.

      Некоторым подспорьем могут служить также книготорговые бюллетени: Каталог книгоиздательства Братства честнаго и животворящаго Креста (выпускался в 1911 и в 1913 г.), каталог Московской старообрядческой книгопечатни (изданный в 1910 г. славянским шрифтом).

      После 1905 г. и вплоть до нач. 1920-х гг. в изобилии издавались старообрядческие периодические издания.

      Издательская деятельность старообрядчества русской эмиграции после 1917 г. изучена очень плохо и практически не отражена в существующих библиографиях литературы русского зарубежья. Попытку систематизации литературы на иностранных языках предпринял американский исследователь старообрядчества А.С.Беляев (см.: Cahiers du monde russe et sovetique. Paris, vol.21, ( 1, pp.109-121).

      Текущая отечественная и зарубежная литература по старообрядчеству (в последнее время и издания старообрядцев) аннотируется в библиографическом бюллетене ИНИОНа (в библиотеке этого института она лучше всего и представлена). Этот бюллетень с 1959 г. издавался шесть раз в год под названием "Проблемы атеизма и религии", с 1992 г. называется "Религиоведение" (серия "Новая отечественная и иностранная литература по общественным наукам").

 

БИБЛИОТЕКА И АРХИВ РОГОЖСКОГО КЛАДБИЩА - при храмах Рогожского кладбища с самого его основания находилась библиотека древних рукописей и старопечатных книг, которая постоянно пополнялась за счет приобретений и пожертвований. Власти время от времени посягали на это собрание уникальных книг, как, например, в сер. 1850-х гг., когда Николо-Рогожская церковь была отнята у старообрядцев и передана единоверцам. Одновременно было велено передать и часть библиотеки. Чтобы сохранить ее в целости, были специально приобретены менее редкие издания, которые и передали единоверцам. В нач. 20 в. из библиотеки Рогожского кладбища книги можно было взять на дом для чтения. Много ценных сведений по истории старообрядчества находилось в архиве Рогожского кладбища. С 1912 по 1924 г. текущий архив помещался в здании храма во имя Воскресения Христова (под колокольней). После того архив и библиотека были отобраны в Отдел рукописей Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека, ф. 246 и 247). Собрание портретов старообрядческих деятелей, хранившееся в библиотеке, попало в Исторический музей (некоторые портреты из этого собрания воспроизведены в альбоме "Для памяти потомству своему..." - М.: Галарт, 1993). По воспоминаниям очевидцев, при вывозе властями библиотеки и архива рукописи и книги разместились на 21 возу.

 

"БЛУЖДАЮЩЕЕ БОГОСЛОВИЕ" - книга известного старообрядческого начетчика Ф.Е.Мельникова, изданная в 1911 г. Она была задумана в двух частях, но реально вышла только первая, содержащая обзор вероучения господствующей церкви. Книга обнажает противоречивость богословия новообрядческой церкви во многих вопросах веры. Автор показывает, что даже в понятиях о церковных таинствах новообрядческие пастыри и богословы во множестве пунктов расходятся как со святоотеческим учением, так и с учением собственной церкви, склоняясь то к латинству, то к протестантизму. В момент выхода книга произвела ошеломляющее впечатление на противников старообрядчества (20 июня 1912 г. книга была арестована властями, а автор и издатель привлечен к уголовной ответственности). Не забыта книга Мельникова и посейчас. Даже до недавнего времени выпускникам Московской духовной академии книга Мельникова предлагалась в качестве объекта для дипломной работы, но оппонировать Ф.Е.Мельникову никто пока не взялся.

 

БОБКОВЫ - род московских старообрядцев белокриницкого согласия, деятельность нескольких поколений которых тесно связана с историей Рогожского кладбища. Василий Иванович (сер. 19 в.) был старшим певчим на Рогожском кладбище. По семейным рассказам, ему поручалось чтение Евангелия на службах в то время, когда старообрядческому священству было запрещено служить в Москве. Его сын, Дорофей Васильевич, служил бухгалтером на кирпичном заводе известных старообрядческих купцов Миловановых в Кучине (позднее з-д "Крафт"). Поселился он с семьей у Семеновской заставы, где жили и сами Миловановы и многие их служащие. Как и многие старообрядцы, собрал хорошую библиотеку.

      Алексей Дорофеевич (март 1904 - 1 янв. 1968) - председатель Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища (с 1960 г.), юрист, собиратель древних рукописей и литературы по истории старообрядчества, постоянно переписывался с известным археографом В.И.Малышевым. В 1928 г. закончил юридический факультет МГУ, начал работать в административном отделе Моссовета. Работал юрисконсультом, с 1942 г. - адвокатом. В 1930-х гг. три года провел в заключении за свои убеждения. В 1938 г. женился. Некоторое время работал на курсах "Выстрел". С 1942 по 1953 г. работал в Московской областной коллегии адвокатов. В 1951 г. он был отстранен от работы на год: это была плата за независимую позицию, которую он занимал в своей профессиональной деятельности. В июле 1960 г. был избран в церковный совет общины. На посту председателя общины участвовал в работах церковных соборов с 1961 по 1967 г.; сотрудничал в церковных календарях 1963-1968 гг. В 1966 г. поставил памятник на могиле еп. Михаила - старообрядческого писателя, оказавшего на него самое большое влияние. Погребен на Рогожском кладбище. Погребение его совершил 4 янв. 1968 г. архиеп. Иосиф в сослужении 10 священников и двух диаконов.

      Евгений Алексеевич (6 июля 1939 - 25 ноября 1985) - протоиерей Русской Православной Старообрядческой Церкви. В 1956 г. закончил подмосковную 1-ю Кучинскую среднюю школу и поступил на юридический ф-т МГУ. В 1959 г. на него был сделан донос, и выяснилось, что он не только является прихожанином Рогожского кладбища, но и служит чтецом в Покровском храме. В эту должность он был поставлен еп. Геронтием в 1948 г. На общем фоне хрущевских гонений на религию это привело к его отчислению с третьего курса и шумному скандалу в газетах (см. напр.: Р.Карпель, Ю.Некрасов: "Хамелеон". - Московский комсомолец, 11 апр. 1959; те же авторы: "Еще раз о хамелеоне". Там же, 13 окт. 1959). Несмотря на притеснения со стороны властей, он в 1960 г. заканчивает Всесоюзный юридический заочный институт. С 1960 по апр. 1961 г. служил в армии. По возвращении принимает активное участие в делах Покровского храма на Рогожском кладбище. В дек. 1963 г. поступает в очную аспирантуру юридического института, в февр. 1964 г. исключен за принадлежность к старообрядчеству. С сент. 1964 г. - заведующий книгохранилищем Покровского храма. 7 авг. 1966 г. архиеп. московским и всея Руси Иосифом поставлен в диаконы к Покровскому храму на Рогожском кладбище.

      Широкая популярность отца Евгения в кругах московской интеллигенции (что для старообрядческих священников было редкостью) вызвала повышенное внимание со стороны госбезопасности и Совета по делам религий; вдобавок отец Евгений был дружен не только со старообрядцами других согласий, но и с такими одиозными для властей фигурами, как о. Александр Мень. К этому добавились достаточно напряженные отношения с тогдашним руководством Архиепископии, позднее отображенные в повести Ф.Д.Чащина "Белокриницкое согласие" (Кишинев, 1990), где все реальные фигуры конфликта выведены лишь под слегка измененными именами (сам Бобков - как Геннадий Попков). 6 июня 1975 г. Совет по делам религий при Совмине СССР потребовал от архиеп. Никодима перевести диакона Евгения из Москвы куда-либо в провинцию в течение 24 часов, при этом оставив его в сущем сане. Однако 11 июня еп. донской и кавказский, клинцовский и новозыбковский Анастасий (Кононов) вопреки мнению властей поставляет его в сан священника, а архиеп. Никодим назначает его настоятелем в храм пророка Илии в Гомеле. В конце 1970-х гг. о. Евгений становится благочинным Донской, Кавказской и Клинцовско-Новозыбковской епархий и секретарем епархиального управления. 27 мая 1983 г. еп. Анастасий возводит о. Евгения в сан протоиерея. С 1984 г. он переведен настоятелем храма Рожества Богородицы в с. Тураево Московской обл.

      Все годы служения о. Евгений оказывает юридическую помощь церковным приходам и отдельным христианам. Его активную деятельность власти неоднократно пытались свести к минимуму, используя различные методы давления, включая и угрозы расправы. Он погиб в автомобильной катастрофе. Чин погребения совершил еп. Анастасий при сослужении 19 священников и большом стечении народа. Похоронен на Рогожском кладбище.

      Отец Евгений неоднократно выступал в периодической печати со статьями о старообрядчестве. Он также является автором научных публикаций о древнерусской культуре и о ее памятниках. С 1984 г. в Древлехранилище Пушкинского дома образовался персональный фонд Бобкова, куда о. Евгений начал передавать свою коллекцию книг и рукописей.

 

БОГАТЕНКО Яков Алексеевич (иногда писалось - Богатенков; 1875 <по данным дела, заведенного на него НКВД, род в 1880 г.> - 10 окт. 1941) - старообрядческий реставратор-иконописец, знаменитый руководитель церковного хора Братства Честнаго и Животворящего Креста, преподаватель пения в Московском старообрядческом учительском институте, автор многочисленных статей по древлеправославной живописи и особенно пению. Сын еп. рязанского и егорьевского Александра.

      В 1898 г. окончил Строгановское училище по классу живописи. В 1906 г. участвовал в реставрационных работах в Покровском кафедральном храме. Журнал "Златоструй" (1) в майском номере за 1912 г. на вопрос читателя: "Какая лучшая иконописная мастерская в духе старообрядческом?" - отвечал: "Можем рекомендовать как наилучшую иконопись Я.А.Богатенко, Москва, Таганка, Дурной переулок, дом 20, кв. 8. По требованию высылается полный прейскурант с расценками икон. Исполняются целые иконостасы".

      Иконы мастерской Богатенко находились в старообрядческих храмах по всей России. Под руководством Богатенко выполнены стенные росписи в московских храмах: Успенско-Покровской церкви в Гавриковом пер. и Покрова Замоскворецкой общины (обе церкви сохранились; храм в Гавриковом пер. в 1995 г. передан Русской Православной Старообрядческой Церкви; второй храм, где роспись частично осталась, с согласия митр. Алимпия ныне передан для богослужения Древлеправославной церкви по ее просьбе). Немного работал и как график.

      После 1918 г. участвовал в реставрации соборов Московского Кремля. Трижды подвергался арестам: в 1919 (3 мес.), в 1924 (9 мес.) и 27 июля 1941 г. (последний раз по обвинению в антисоветской деятельности). В авг. 1941 г. этапирован в Саратов. Скончался в больнице тюрьмы ( 1 г. Саратова. По заключению судебно-медицинской экспертизы причина смерти - двустороннее крупозное воспаление легких, гемоколит, воспаление околоушных желез. Реабилитирован в 1956 г. Согласно реабилитационной справке, умер "от сепсиса".

 

БОЛЬШАК - киновиарх, бытовое название духовного и хозяйственного руководителя Выговского общежительства; позже - вообще настоятель крупной беспоповской обители.

 

БОЛЬШАКОВ Тихон Федорович (1794-1863) - старообрядец белокриницкого согласия, московский 2-й гильдии купец, соревнователь московского Императорского общества истории и древностей российских, корреспондент Императорской с.-петербургской Публичной библиотеки. Московский книгопродавец и библиофил. Родился в Боровске, в Москве начал торговать кожевенными товарами; женившись, породнился с известными старообрядцами, купцами Шелапутиными. Лавка Большакова, где в большом выборе имелись древние иконы и рукописи, кресты, старопечатные книги, монеты, гравюры, находилась на Старой площади. Он был известен не только как продавец, но и как крупный собиратель и знаток рукописной и старопечатной книги. В 1863 г. его собрание древних рукописей (435 экз.) поступило в Московский публичный музей. Два собрания - графа Румянцева и Т.Ф.Большакова - послужили основанием рукописного отдела музея. В 1915 г. Академия наук издала книгу Г.П.Георгиевского "Рукописи Т.Ф.Большакова" (455 с.). Погребен на Рогожском кладбище (могила не сохранилась).

 

БОЛЬШИЕ СТВОРЦЫ - меднолитые старообрядческие складни, состоящие из четырех створок. Первоначально медные складни состояли из трех створок, но после 1720 г. появляются и четырехстворчатые. Распространенный сюжет: праздники двунадесятые на трех створках, богородичные - на четвертой.

 

БОЛЬШОЕ МУРАШКИНО - село, районный центр Нижегородской обл., традиционный окружной центр старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию. До раскола здесь было семь церквей, которые после ареста прежних священников, отказавшихся служить по исправленным книгам, пришли в запустение. После учреждения единоверия один из местных выходцев, московский купец Шестаков, построил большой каменный единоверческий храм, где учредил прекрасный хор. В то время многие перешли в единоверие. Осталось лишь "малое стадо", пользовавшееся духовной поддержкой священноинока Иеремии, который сюда периодически приезжал из Семеновского у., из керженских лесов. После о. Иеремии (ум. 1853) старообрядцев Б. Мурашкина окормлял священноинок Иосиф, рукоположенный архиеп. Антонием. Преемником о.Иосифа (ум.1875) стал иерей Михаил Дубровин, также получивший рукоположение от архиеп. Антония.

      С 1883 г. старообрядцы Б.Мурашкина ходатайствовали о разрешении открыть храм или моленную; разрешение было получено после подписания имп. Николаем II указа от 17 апр. 1905 г. об укреплении начал веротерпимости. Однако первое открытое богослужение было проведено в день коронования Николая II по особому разрешению министра двора барона Фредерикса в ответ на просьбу старообрядца В.В.Преснякова. Местный новообрядческий священник о. Михаил Сенатский, узнав об этом, прервал службу и, сбросив священнические одежды, побежал громить "раскольников" за их "преступление", увлекая за собой немалую толпу прихожан. Ворвавшуюся в дом В.В.Преснякова толпу удалось усмирить лишь чтением соответствующего правительственного распоряжения. В то время в селе проживало ок. 200 старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию.

      Сегодня в селе имеется приход Русской Православной Старообрядческой Церкви. Приходской храм был освящен митр. Алимпием московским и всея Руси весной 1993 г. во имя святого священномученика и исповедника протопопа Аввакума.

 

БОРИСОВ Андрей - см. Андрей Борисович.

 

БОРИСОВ В.В. - старообрядец-поповец. В 1847 г. вместе с Ф.В.Жигаревым совершил поездку за св. миром в Белую Криницу, за что оба были привлечены властями к уголовной ответственности. В отличие от Жигарева проявил слабость и присоединился к господствующей церкви, чем и избавил себя от преследований со стороны властей. Изображен в романе П.И.Мельникова "В лесах" под именем Василия Борисовича.

 

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА - см. инокиня Феодора.

 

БРАДОБРИТИЕ - по православному учению один из серьезных грехов. В старообрядчестве оно часто именуется законопреступным, а в некоторых беспоповских согласиях почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19: 27; 2-я Царств, 10: 1; 1-я Паралипоменон, 19: 4); запрещено оно и правилами 6 вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, откуда возникает желание "поправить" Бога.

      Во время Великой схизмы в 1054 г. патр. константинопольский Михаил Керулларий в послании к патр. антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они "остризают браду". То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в "Слове о вере христианской и латинской". Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от православия. Преп. Максим Грек писал (Слово 137): "Аще же прокляти уклоняющиеся от заповедей Божиих яко не слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою брады своя". Стоглавый собор определил: "...не брити брад и усов не постригати; таковыя бо несть православных, но латынская и еретическая предания греческого царя Константина Ковалина; и о сем апостольские и отеческие правила вельми запрещают и отрицают; правило святых апостол гласит: аще кто браду бреет и преставиться тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем о остризании брад...". В эпоху Смутного времени предубеждение русских против брадобрития, как латинского обычая, сильно укрепилось. В русских Потребнике 1639 г. и Служебнике 1647 г. было помещено поучение: "Не брити брад и усов не постригати". В Большом потребнике говорилось так: "Проклинаю богоненавидимаго и блудолюбнаго образа прелесть, душегубительная и помраченная ереси, еже остризати и брити браду" (л. 600 об.). Кирилова книга (гл. 26) и Книга о вере (гл. 28) также называют брадобритие латинской ересью.

      Старообрядцы твердо держались святоотеческого благочестия. Они отказывались сбривать бороды даже под нажимом правительства имп. Петра I, предпочитая платить специальную пошлину за бороду и нести тяготы двойного налогообложения.

      Среди старообрядцев брадобритие стало распространяться в нач. 20 в. (хотя в Москве этот грех появился уже в сер. 19 в., что видно из указания на него саратовского еп. Афанасия). Вопрос о брадобритцах поднимался на Освященных соборах Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) в 1908, 1909, 1911, 1913, 1916 и 1927 гг., вызывая продолжительные прения. Часть духовенства и мирян стояли за самые жесткие меры против, вплоть до изгнания брадобритцев из Церкви; другие, с болью в душе при виде так сильно распространившегося недуга, предлагали меры более удобоисполнимые и вместе с тем достигающие цели - убеждение, затем недопущение к целованию креста и икон, строгие епитимии.

      В те же годы беспоповцы поморского согласия на своих съездах решали вопрос о том, что такое брадобритие - грех или ересь. Надо ли ограничивать наказание суровой епитимьей или следует отлучать брадобритца от всякого общения, яко еретика? Решение было оставлено на произволение наставника.

      Хотя сегодня среди поповцев брадобритие и не приняло вида повального увлечения, оно все же угрожает возникновением соблазна и нестроения в приходах. Даже беспоповцы, обычно строже придерживающиеся преданий, нынче допускают подрубание бород без всякого за это наказания.

 

БРАК У ПОПОВЦЕВ. До 1874 г. государство и господствующая церковь брак между старообрядцами-поповцами, несмотря на то что он был освящен церковным венчанием и имел вид постоянного семейного союза, рассматривали не иначе как "любодейное сопряжение", а дети, произошедшие от такого брака, считались незаконнорожденными и не имели никаких прав ни по происхождению, ни по имуществу. Принятый в 1874 г. закон требовал записи старообрядцев в метрические книги как "раскольников", а церковного таинства как "раскольничьего обряда", на этом основании государство соглашалось признавать сожительство супругов-старообрядцев браком, а их детей наследниками. Но этот закон по причине чрезмерных сложностей употребления остался почти без применения, т.е. положение не изменилось. Пользуясь этим, некоторые священники господствующей церкви добивались расторжения семейных уз старообрядцев. Лишь в 1900 г. сенат своим решением по делу Дьячкова указал судам, что брак старообрядцев "считается совершившимся не вследствие того, занесен ли он в метрические книги или не занесен, а вследствие того, что над брачующимися был совершен обряд венчания по правилам одного из признанных в государстве исповеданий". Законодательно вопрос был решен императорским указом от 12 февр. 1907 г., уравнявшим в отношении брака старообрядцев с членами господствующей церкви. Однако если случалось, что один из супругов-старообрядцев бросал семью и желал вступить в брак с лицом господствующего вероисповедания, то священники новообрядческой церкви благословляли такое сожительство. Потребовалось новое разъяснение Синоду со стороны Сената (июнь 1912 г.), чтобы пресечь узаконенный блуд.

 

БРАТСКИЙ ДВОР - московский центр старообрядцев филипповского согласия, сопоставимый по своему значению для них с Рогожским и Преображенским кладбищами. Помещался в Дурном пер. (ныне Товарищеский) в глубине домовладения ( 6. Основан в 1780-х гг. выходцами из г. Кимры. В 1789 г. на средства тверского купца Т.И.Долина была выстроена деревянная моленная во имя Успения Пресвятыя Богородицы, Преображения Господня, святителя Николы и преподобных Зосимы и Саватия соловецких чудотворцев. В переулок выходили два каменных жилых флигеля с богадельней (сохранились в перестроенном виде). В саду, во дворе, разместилась моленная, не отмечавшаяся на планах города. При Братском дворе существовали иконописная и меднолитейная мастерские, устроенные первым наставником общины А.Яковлевым. Вторым наставником был Петр Иванов.

      В конце 18 в. община насчитывала до 300 чел. В 1812 г. Братский двор горел; после освобождения Москвы была выстроена каменная моленная, окрестные дома были скуплены купцами-филипповцами; эти дворы образовали лабиринт, позволявший скрываться от полиции. Вплоть до 1917 г. Братский двор считался частной собственностью, переходившей от одного доверенного лица к другому. После 1905 г. к углубленному в землю зданию моленной пристроили колокольню (сломана в 1926 г.). Молиться сюда приезжали издалека и жили в богаделенных зданиях месяцами; приезжих кормили бесплатно. Примерно с 1885 г. настоятельницей Братского двора была инокиня Парасковия, много потрудившаяся для сохранения этого центра филипповцев. После смерти ее брата, К.А.Беликова, номинального владельца Братского двора, все владение перешло к пяти наследникам, причем матери Парасковии досталась лишь пятая часть. Из прочих наследников лишь один Ф.Н.Калмыков оказался вполне порядочным человеком, прочее же наследство пришлось выкупать и отсуживать, на что ушло много сил и средств. После смерти Парасковии Братский двор перешел в собственность инока Виталия, инокини Феклы и некоего Чибисова. Моленная была закрыта ок. 1930 г. (здание снесено в 1982 г., пустое место вошло в состав сквера, на другом конце которого сохранилось здание храма Покровской ("Каринкинской") общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии.

      При Братском дворе своего кладбища не было. Филипповцы предпочитали хоронить покойников на Рогожском кладбище, а не на Преображенском.

 

"БРАТСТВО" - орган печати беглопоповцев, "церковно-общественный журнал, издаваемый периодически советом Всероссийского старообрядческого во имя святителя Николы братства". По-видимому, вышел единственный первый номер (30 окт. 1917). Редактор - священник К.Козмин. В статье "За кого подавать голоса на выборах в Учредительное собрание?" (автор - К.Козмин) содержится призыв голосовать за старообрядческие списки и жирным шрифтом выделено: "Не голосуйте за большевиков и социал-революционеров интернационалистов, они ведут страну к гибели и разрухе". Статья "Правда и ложь в общественной жизни" принадлежит Н.Бердяеву. Летопись церковно-общественной жизни содержит информацию о Пятом всероссийском съезде беглопоповцев. Напечатан в типографии Л.Малехонов и Ко в с.Никулино, Бронницкого у. Московской губ. Редакция помещалась в Москве на 3-й Рогожской ул., д. 20.

 

БРАТСТВО ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛЫ - всероссийское общественное объединение беглопоповцев, созданное после 1905 г. для централизованной координации жизни общин. По существу призвано было заменить собою епископскую власть. Совет Братства созывал очередные съезды, давал толкования по догматическим, литургическим, общественным и просто житейским вопросам, принимал пожертвования и направлял их на нужды укрепления согласия. Совет вел поиски епископа для присоединения к беглопоповству. Содержал штат начетчиков. В Совет Братства, избиравшийся на съездах, входило 50 членов, председателем Совета многие годы был К.Г.Рубанов.

 

БРАТСТВО ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА - общественное объединение членов Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Основано в 1874 г. в Москве по благословению архиеп. московского Антония (Шутова). Сформировалось вокруг кружка, состоявшего из 12 чел. во главе с иереем Прокопием (впоследствии еп. Паисий), который и был избран первым председателем Братства. Целью Братства было изучение святоцерковного святоотеческого писания и защита Святой Христовой Церкви от всех нападок на нее со стороны многочисленных и разнообразных врагов и гонителей. Братство продолжало свою деятельность до кончины владыки Антония в 1881 г., после чего работа Братства как организации была временно приостановлена. В конце 1886 г., благодаря особой настойчивости А. Г. Егорова, было собрано общее собрание и избран совет. Председателем Братства стал А.Боев (оставался председателем в течение семи трехлетий). За 25 лет работы Братства к началу века было написано и издано до 75 разнообразных полемических, апологетических и учительных сочинений. При участии Братства в Румынии издавалось одно из первых старообрядческих периодических изданий - "Слово правды" (2). Членами Братства были многие видные деятели старообрядчества. Братство прекратило свою деятельность вскоре после победы большевистской революции.

 

БРАЧНЫЕ БЕГУНЫ - см. бегуны (странники).

 

БРАЧНЫЕ БЕСПОПОВЦЫ - некоторые беспоповские согласия (поморское, спасовское, частично бегуны), считающие возможным совершение брака при отсутствии священства. Первым среди беспоповцев начал проповедовать допустимость бессвященнословного брака 60-летний старец Вышатин, скончавшийся в 1732 г. в Палестине. Продолжателем этого учения был житель Стародубья Иван Алексеев, написавший в 1762 г. обширное сочинение "О тайне брака". Таким образом, в поморском согласии с 18 в. начали восстанавливать у себя институт церковного брака, рассматривая его не как имеющий отношение к вероучению и догматам, а всего лишь как "благолепное украшение, случайно устроенное". Во втор. пол. 18 в. наставник московских поморцев Василий Емельянов стал самостоятельно благословлять на брачное житие, установив для сего особый чин с чтением канона Всемилостивому Спасу. По Емельянову, сила и законность брака заключаются в согласии и обещании жениха и невесты, объявленном при свидетелях. Если же молодожены не достигли 25-летнего возраста, то необходимо еще и благословение родителей. При этих условиях Емельянов считал сей брак законным. Нововведение прививалось очень успешно, так как беспоповцы, живущие в Москве, не могли, да и не хотели быть сторонниками аскетической бракоборной теории. Василий Емельянов ездил в Поморье на суд выговских отцов, чтобы добиться их согласия на брачное учение. В то время они по снисхождению к нуждным обстоятельствам стали допускать на совместную молитву семейных беспоповцев. Но более уступать не хотели. Трижды беспоповские соборы, бывавшие в Выговском общежительстве в 1770, 1777 и 1793 гг., отказывались считать брак, совершенный без священника, законным и осуждали деятельность Емельянова, трижды он им ради мира подчинялся (однажды его даже посадили в холодный погреб, пока не отречется), однако фактически дело решалось в его пользу. В конце концов монастырские старцы, удовлетворившись его признанием, что и для него девство выше брака, в 1798 г. примирились с ним. В первых годах 19 в. настоятель московских поморцев Г.И.Скачков сочинил особый канон Всемилостивому Спасу на обряд бракосовершения нерукоположенными мужами поморской церкви, получивший признание у части поморцев. Из-за того, какой канон надо читать на "венчании" - прежний, положенный на 1 августа, или скачковский, в поморском согласии произошли немалые раздоры, эхо которых отразилось в стенограммах Первого Всероссийского собора христиан-поморцев, приемлющих брак. В некоторых поморских общинах вообще нет обычая церковного благословения новобрачных, это считается сугубой прерогативой родителей.

      В отличие от поморцев, спасовцы признают брак, заключенный в господствующей церкви, законным, посылают туда венчаться, без венчания семейную жизнь вести не велят, но к совместному молению не допускают, особенно если у супругов еще родятся дети, говоря: вы, мол, еще поживите в миру.

 

"БРЫНСКАЯ ВЕРА" - уничижительное наименование старообрядчества, которым пользовался новообрядческий митр. ростовский Димитрий в своем сочинении "Розыск". Это наименование происходит от искаженного названия лесного массива на границе Костромской и Нижегородской обл.: по названиям сел Большие и Малые Рымы леса в Макарьевском у. Костромской губ. назывались Рымскими. Они были сопредельны керженским лесам, где во времена Димитрия ростовского находилось до 80 скитов, проживало более 2500 иноков.

      Иногда встречаются попытки вывести происхождение названия от г. Брянска или от населенной старообрядцами местности Брыни в Калужской губ., но они не имеют достаточных оснований.

 

БУГРОВ Никола Александрович (1837 - 16 апр. 1911) - видный общественный деятель старообрядчества, приемлющего священство, переходящее от господствующей церкви (беглопоповцы); один из крупнейших российских предпринимателей, мануфактур-советник и благотворитель. Его дед, Петр Егорович (ум. 1859 г., описан в очерке В.И.Даля "Дедушка Бугров"), - удельный крестьянин д. Тоскуйки Семеновского у. Нижегородской губ., женился на дочери мясоторговца Андреева против воли тестя, разбогател на строительных подрядах. П.Е.Бугров положил начало главному (хлеботорговому) фамильному делу, продолженному сыном и внуком. Многие из сохранившихся по всему Поволжью зданий нынешних мелькомбинатов, принадлежавших "Товариществу паровых механических мельниц Н.А.Бугрова", до сих пор в обиходе именуются "бугровскими мельницами". Жизнь Бугрова была отягчена личной драмой: за 12 лет он трижды женился и трижды вдовел; малолетними умирали его дочери. Бугров уделял много времени и средств благотворительности, строительству богаделен, ночлежных домов и т.п. в Нижегородской губ. Считается, что за свою жизнь он роздал ок. 10 млн. руб. милостыни.

      С 1879 г. постоянно избирался гласным Нижегородской городской думы. С 1907 г. - бессменный председатель всероссийского Братства во имя святителя Николы. Своими средствами поддерживал возобновленные после гонений Комаровский и Малиновский скиты, в последнем выстроил храм во имя явления Казанской иконы (близ с. Филипповское Борского р-на Нижегородской обл.), где с сер. 1990-х гг. возобновлено богослужение); выстроил Успенский храм в Городце (снесен), возобновил чтимую могилу керженского старца Софрония. Эта поддержка была столь ощутимой, что в просторечии беглопоповцев часто именовали бугровцами, бугровским согласием. Помогал деньгами не только беглопоповским общинам, но и Чернухинскому скиту неокружников. На его средства проходили Всероссийские съезды беглопоповцев в Н. Новгороде. Материально поддерживал безрезультатные в то время усилия своих братий по приисканию архиерея, но в то же время часто принимал в своем доме епископов и иереев белокриницкой иерархии, к которым относился с неизменным уважением. В его представлении объединение белокриницких старообрядцев и беглопоповцев должно было произойти на равноправных условиях после того, как беглопоповцы примут к себе архиерея.

      Имел некоторое влияние на обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева и одно время пытался воздействовать на него для передачи Никольского единоверческого храма на Рогожском кладбище своему согласию.

      После 1905 г. добился, чтобы чисто старообрядческая школа с учителями-старообрядцами, с преподаванием церковнославянского языка и крюкового пения получила равные права со школами господствующего вероисповедания. Эта школа существовала на проценты со вложенного Бугровым капитала.

      Политические его симпатии были на стороне черносотенного движения, он давал деньги на организацию еврейских погромов.

      Завещал похоронить себя в Малиновом скиту. Похоронен на Новом, или "Бугровском", кладбище Н. Новгорода, рядом с беглопоповским Успенским храмом, который помещался к югу от нынешней кладбищенской территории, на застроенном ныне жилыми домами участке. От прежде здесь существовавшего беглопоповского скита сохранилась лишь часть стены с башенкой.

      После смерти Н.А.Бугрова все его состояние перешло к четырем дочерям его старшей сестры Енафы Александровны, бывшей замужем за Н.А.Блиновым. После смерти в 1916 г. другой сестры, незамужней Зиновии Александровны, сама фамилия Бугровых прекратилась.

 

БУЛАТОВ Петр Александрович (1856-1946) - настоятель Московской общины беспоповцев поморского согласия с 1934 г.

 

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"