Полки для икон Купить икону
CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Паломник ЛицаОбщинаКостюмСсылкиГостевая

Библиотека

 

Еп. Михаил (Семенов) "Прощеный день"

 

Ефрем Сирин "Слово на Второе пришествие Господа нашего Исуса Христа"

 

Григорий Палама "Толкование на притчу о блудном сыне"

 

Еп. Михаил (Семенов) "Каждый делай свое дело"

 

Мельников Ф.Е. "Откуда произошла вера в Бога (Яко с нами Бог)"

 

Публичное собеседование архимандрита Михаила с синодальным миссионером К.Крючковым

 

Духовные стихи

 

А. М. Селищев "Забайкальские старообрядцы. Семейские"

 

В.П. Гирченко "Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев-семейских"

 

Соловецкий инок Герасим Фирсов "О сложении перстов"

 

Книга Иова (ветхий завет)

 

Пр. Ефрем Сирин "Слово о священстве"

 

"Повесть о боярыне Морозовой"

 

Св. Иустин филосов и мученик "Апология I"

 

И. Усов "Разбор ответов на сто пять вопросов"

 

Епископ Арсений, уральский "Оправдание Старообрядствующий Святой Христовой Церкви"

 

Епископ Арсений, уральский "Истинность старообрядствующей иерархии"

 

Кириллов И.А. "Сущность обряда"

 

Мельников Ф.Е. "Старообрядчество и обрядоверие"

 

Аврелий Августин "О супружестве и похоти"

 

Еп. Михаил (Семенов) "Зачем нужны обряды?"

 

Мельников Ф.Е "Публичная беседа об именословном перстосложении"

 

Мельников Ф.Е "Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви"

 

Мельников Ф.Е "В защиту старообрядческой иерархии"

 

Житие святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских

 

Ветковский патерик

 

Мельников Ф.Е. "О старообрядческом священстве до митрополита Амвросия"

 

Священномученик Афанасий, епископ Иркутско-Амурский

 

Апостольское служение преосвященного Иосифа

 

Сын церковный

 

Епископ Арсений, уральский и оренбургский

 

св. Иоанн Златоуст "О сквернословии"

 

 

МИХАИЛ (СЕМЕНОВ), ЕПИСКОП КАНАДСКИЙ

ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ

 

 


Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Мф., 6, 14-15).

 

Обратили ли вы внимание на то, что св. Евангелие так часто говорит о заповеди прощения? В молитве Господней мы молимся, чтобы Господь простил нам, как и мы прощаем нашим должникам. И притча о немилосердном должнике подтверждает, что только тот, кто прощает, получит прощение (Мф., 18,24 и далее). В заповеди о молитве заповедуется не приносить «дара к алтарю, ранее примирения с ближними» (Лк. ,11,25).

 

Сколько раз прощать брату? — спрашивает апостол Петр, — не семь ли раз?

 

- Не семь, а семижды семьдесят,— отвечает Господь (Мф.,18,21 и Лк.,17,4).

 

И ту же заповедь прощения дважды повторяет апостол Павел (Еф,4,32,Кол.,3,13).

 

Отчего так настаивает Святое Писание па заповеди прощения?

 

Оттого, что христианство — все прощение, и в прощении выражается суть и сила христианства.

 

Где нет прощения, там нет Христа. «Блаженны чистые сердцем,— они увидят Бога». А кто чист сердцем? Тот, в чьем сердце нет вражды, ненависти, гнева. То есть тот, кто «прощает». «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин.,4,16).

 

Значит, там, где нелюбовь и вражда,— нет места Богу. Он уходит от души, в которой потемки ненависти и гнева, и оставляет ее тому, царство которого — тьма. Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, во тьме ходит, не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин., 2,11).

 

Мы сказали, что тот, кто не прощает брату, не примирится с ним, не может, по Евангелию, и преступить порог храма, принести Господу молитвенную жертву. Этого мало: если бы человек, носящий гнев в сердце своем, встал на молитву, то не только молитва его была бы неугодной Богу, как вышедшая из нечистого сердца, но и сам этот человек не в силах был бы вознести к Господу молитвы горячей и искренней. «Змея ненависти, живущая в душе, подрывает корни молитвы», отнимает у души силу возношения к Богу.

 

Одна женщина жаловалась мне на то, что она не умеет молиться: ее молитва холодна и мертва. Женщина эта была очень религиозна, любила Христа, церковную службу, любила нищих, и меня удивляла скудость в ней молитвенного дара.

 

- Нет ли у вас врага, которого вы не хотите простить? -спросил я.

 

- Да, есть.

 

- Пока вы не примиритесь с ним, ваши источники молитвы будут безводными.

 

Усилием воли эта женщина примирилась с недругом, и сладость молитвы снова стала знакома ей.

 

И то, что сказано о молитве, конечно, касается всех проявлений жизни души. Святые жития подчеркивают, что человек, в душе которого нет прощения, не может быть исповедником Господа, не устоит в мученичестве, не в силах творить добрые дела. И это естественно: сила благодати, поддерживающая в добре, отнимается у такого человека, и он остается со всей своей немощью и бессилием.

 

Вражда, ненависть, как своего рода «душевный яд», отравляет душу, убивает в ней силу добра, обессиливает се и делает негодной для Царства Божия.

 

«Ненавидящий ближнего — убийца», — говорит апостол Иоанн (1 Ин.,3,15). Можно сказать,что он в то же время и самоубийца. Потому-то так и настаивает Господь Исус и Церковь (особенно в нынешнее Прощеное Воскресение) на обязанности примирения и прощения.

 

«Да не зайдет солнце в гневе вашем»,— говорит Господь.

 

Вы скажете: «Но простить обидчика трудно. Пусть он придет к нам просить прощения, тогда мы готовы примириться с ним».

 

Нет. Не так: так «делают и язычники».

 

Христианин поступает иначе. Он или не замечает обид, или винит во всем себя самого. Когда блаженного Кира, о котором рассказывает святой Иоанн Лествичник (Пролог, 12 апреля), обижали, бранили, били, — он только ласково улыбался. «Они испытывают меня, — говорил он святому Иоанну, — они пробуют мое терпение, а не хотят обидеть»... И на обиды отвечал лаской.

 

Другие святые подвижники, когда их обижали, сами мучались совестью. «Зачем я рассердил его (обидчика). Если он разгневался, то, очевидно, я как-нибудь обидел с г о, задел, довел до гнева. Если не волей, то по неосторожности отнесся к нему недостаточно чутко, любовно». И они не прощали обидчика, а искренне думали, что и виновен не он, а они.

 

И это настоящая логика христианина. Допустим, что вас обидели без всякой вины, но тогда нужно втрое жалеть обидчика: он, очевидно, лишен милости Божией, он губит себя враждой, жизнь и люди ожесточили сердце его. Нужно жалеть его и, жертвуя самолюбием, торопиться нести мир ожесточенной душе.

 

Правда... Иногда трудно справиться с чувством обиды и вражды. Но если христианин будет помнить, что нет прощения тому, кто не прощает до семижды семидесяти раз, он сумеет победить злое чувство.

 

Вот какой урок дал одному брату его авва. Брат сказал старцу, что, несмотря на все старания, он не может простить врагу своему.

 

- Хорошо, — сказал старец, - будем молиться. Повторяй за мной: «Отче наш, Иже еси на небесех». Тот повторял молитву слово за словом.

 

- Но не прощай мне долгов моих, как и я не прощаю должнику моему.

 

- Разве можно молиться так, авва?..

 

- Но как же ты станешь молиться? Или ты будешь лгать и будешь просить прощения себе, как и ты прощаешь должников?..

 

Инок вразумился.

 

Вдумайтесь в этот рассказ. Вы не можете простить? Но это значит, что вы сами закрываете для себя источники милосердия Божия, осуждаете себя на гибель...


 

e-mail автору проекта

Наш баннер:
Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру